WordPress

Виды социальной поддержки безработных граждан

Виды социальной поддержки безработных граждан - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Виды социальной поддержки безработных граждан". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Виды социальной помощи безработным гражданам

Безработица — отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.

В соответствии с положением МОТ безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и ищущий работу.

В РФ статус безработного определен более жестко. В РФ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Консультант Плюс. Кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признанными граждане, не достигшие 16 лет и пенсионеры по возрасту.

Государственные гарантии социальной поддержки безработных:

  • — бесплатная профориентация, профподготовка, преподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
  • — бесплатное медицинское обслуживание и освидетельствование
  • — возможность участия в оплачиваемых общественных работах
  • — возмещение затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения
  • — обеспечение социальной поддержки в виде выплаты пособий по безработице, стипендий (при направлении на обучение), единовременных выплат и других видов материальной помощи (дотаций на оплату жилья, коммунальных услуг, транспорта, детских дошкольных учреждений и т.д.).

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан.

1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

в первом (12-месячном) периоде выплаты:

  • * в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднего месячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • * в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • * в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
  • 2. Пособие по безработице во всех иных случаях устанавливается в размере 20% величины прожиточного минимума по субъектам РФ, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяцев.

В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут досрочно при их устройстве на постоянную или временную работу.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ).

Общественные работы проводятся в организациях по договорам и могут быть организованы по следующим направлениям:

строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

уход за престарелыми, инвалидами и больными;

обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;

организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

другим направлениям трудовой деятельности.

Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. http://www.trudvsem.ru/Documents/document.ashx?id=171

Таким образом, социальные гарантии в сфере занятости населения представляют собой совокупность предусмотренных законодательством социально-экономических прав и правомочий (возможностей) по реализации конституционного права на защиту от безработицы, которые в данный период государство, общество могут обеспечить гражданам при потере ими работы и безработице.

http://vuzlit.ru/164484/vidy_sotsialnoy_pomoschi_bezrabotnym_grazhdanam

Статья 13. Дополнительная социальная и материальная поддержка безработных граждан и иных категорий граждан

Статья 13. Дополнительная социальная и материальная поддержка безработных граждан и иных категорий граждан

1. Безработным гражданам, а также гражданам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения, оказывается дополнительная социальная и материальная поддержка в виде:

1) компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в период поиска работы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (за исключением лиц, имеющих право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта);

2) материальной помощи в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице;

3) единовременной материальной помощи в период безработицы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае его смерти;

4) доплаты к пособию по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

2. Дополнительная социальная и материальная поддержка оказывается:

1) безработным гражданам в период участия в оплачиваемых общественных работах либо временного трудоустройства;

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период временного трудоустройства;

3) обучающимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в период временного трудоустройства.

4) гражданам в возрасте до 30 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в период временного трудоустройства.

3. Размеры и порядок предоставления дополнительной социальной и материальной поддержки, предусмотренной настоящей статьей, устанавливаются Правительством Москвы.

ГАРАНТ:

См. Порядок предоставления финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения г. Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 7 февраля 2014 г. N 37-ПП

Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан см. постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. N 47-ПП

http://base.garant.ru/390628/4d6cc5b8235f826b2c67847b967f8695/

Социальная поддержка безработных

Под социальной поддержкой безработных следует понимать систему мер, принимаемых государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы.

По своему характеру эти меры могут быть двух видов:

1) направленные на предоставление работы;

2) направленные на предоставление средств, необходимых для существования безработного и находящихся на его иждивении нетрудоспособных членов его семьи.

К мерам первого вида относятся помимо содействия в трудоустройстве, организация общественных работ, обучение безработных граждан, а также содействие безработному в организации собственного дела.

Второй вид мер составляют выплата пособия по безработице и стипендии в период обучения по направлению учреждений службы занятости, предоставление средств для отдыха и лечения детей безработных граждан, компенсации расходов в связи с переездом по направлению учреждений службы занятости, материальная поддержка безработным.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о занятости под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общественные работы преследуют три цели:

1) удовлетворение экономических потребностей территорий и организаций в выполнении работ временного или сезонного характера, а также работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;

2) предоставление безработным гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

3) сохранения у лиц, длительно не работающих или не имеющих опыта работы, мотивации к труду.

Эти цели определяют и принципы, на которых должна строиться организация общественных работ. С этой точки зрения общественные работы должны быть:

а) экономически целесообразны, т.е. полезны и не убыточны для организующих их субъектов, которые к тому же должны иметь возможность в дальнейшем воспользоваться результатами произведенных работ;

б) доступны, т.е. не требовать от их участников предварительной специальной подготовки;

в) социально ориентированы, т.е. в структуре расходов на эти работы должна преобладать оплата труда, а сами работы должны приносить не только экономический, но и социальный эффект;

г) добровольными, т.е. привлечение к этим работам осуществляется на основе свободного волеизъявления работника.

На основе данных принципов в Положении об организации общественных работ приводится их примерный перечень (п. 6):

строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

уход за престарелыми, инвалидами и больными;

обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санитарно-курортных зон;

организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

другие направления трудовой деятельности.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Организация общественных работ отнесена к ведению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут ими досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, для которых общественные работы считаются подходящей работой).

Выплата пособий по безработице. Для лиц, потерявших работу и не имеющих возможности ее получить, пособие по безработице зачастую становится единственным источником средств к существованию. Это обстоятельство учитывается законодателем при определении сроков выплаты пособия и его размеров.

Можно выделить два варианта определения размера пособия:

1) в процентном отношении к среднему заработку гражданина за последние три месяца работы;

2) в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.

Первый вариант распространяется на тех граждан, которые:

1) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу по трудовому договору не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим временем;

2) не были уволены с последнего места работы по собственному желанию (за исключением увольнения по собственному желанию по уважительным причинам: в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений; в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет); за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

3) не были отчислены за виновные действия с места обучения, куда они были направлены учреждениями службы занятости.

Пособие по первому варианту начисляется:

а) в первом (12-месячном) периоде выплаты:

— в первые три месяца — в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;

— в следующие четыре месяца — в размере 60%;

— в следующие пять месяцев — в размере 45% (но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента);

б) во втором (также 12-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Всем остальным гражданам пособие выплачивается по второму варианту — в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.

Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию без уважительной причины и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется:

в первом (6-месячном) периоде выплаты — в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице;

во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе:

впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

уволенным за нарушения трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;

направленным учреждениями службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия пособие начисляется как в первом (6-месячном) периоде выплаты, так и во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице.

Размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице ежегодно определяется Правительством РФ. На 2008 год для граждан, признанных безработными, установлены минимальная величина пособия по безработице в размере 781 рубля и максимальная величина пособия по безработице в размере 3124 рублей.

Согласно ст. 31 Закона о занятости, решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным и начисляется с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным безработными, но не трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен учреждениями службы занятости (ст. 35 Закона о занятости).

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым;

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению учреждений службы занятости с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки безработного в учреждение службы занятости без уважительных причин;

переезда безработного в другую местность;

попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем;

осуждения лица, получающего пособие по безработице к наказанию в виде лишения свободы;

назначения трудовой пенсии или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказа от посредничества учреждения службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по уважительным причинам);

явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение с места обучения за виновные действия;

нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;

самовольного прекращения гражданином обучения по направлению учреждений службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

отпуска по беременности и родам;

выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления учреждениями службы занятости;

отказа без уважительных причин явиться в учреждения службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановлении выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается учреждениями службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2635 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/16_115467_sotsialnaya-podderzhka-bezrabotnih.html

Классификация технологий социальной поддержки безработных граждан

На сегодняшний день в науке существует достаточное количество исследований социальной поддержки, в то время как технологии социальной поддержки безработных граждан исследованы в значительно меньшей степени и недостаточно классифицированы. В рамках данной работы на основании анализа научных исследований и нормативно-правовых актов с опорой на обобщение данных эмпирических исследований нами были классифицированы технологии социальной поддержки безработных граждан по критериям их направленности на определённый вид поддержки и объекту поддержки, выделены технологии, направленные на:

1) экономическую поддержку,

2) организационную поддержку,

3) личностную поддержку,

4) экономическую и неэкономическую поддержку семьи безработного гражданина.

Данная классификация схематично представлена на рисунке 1.

Виды социальной поддержки безработных граждан - картинка 6Рисунок 1. Технологии социальной поддержки безработных граждан

Основным субъектом социальной поддержки безработных граждан являются государственные службы занятости населения. Охарактеризуем перечисленные выше технологии социальной поддержки безработных граждан, применяемые в рамках государственных служб занятости.

1. Технологии экономической поддержки направлены на содействие гражданину в решении финансовых проблем, вызванных ситуацией безработицы и покрытие расходов, необходимых для успешного трудоустройства. К технологиям экономической поддержки можно отнести:

А. Осуществление следующих социальных выплат:

— пособие по безработице;

— стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

— материальная помощь в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;

— материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

— досрочная трудовая пенсия по старости [1].

Б. Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или фермерского хозяйства.

В. Компенсация затрат гражданам, направленным на работу в другую местность. В случае отсутствия подходящей работы в месте проживания безработного он может быть направлен на работу в другую местность, при этом государство гарантирует ему оплату проезда, перевозки имущества весом до 5 тонн. В случае переезда в сельскую местность работнику предоставляются различные льготы и жильё.

2. Организационные технологии социальной поддержки безработных граждан направлены на организацию и проведение мероприятий, напрямую направленных на содействие трудоустройству. К ним относятся:

А. Содействие гражданам в поиске работы и повышение их активности на рынке труда. Специалисты консультируют граждан, обратившихся в центр занятости, об имеющихся вакансиях, возможностях заработка, дополнительной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, требованиях, предъявляемых работодателями. Работодатели проводят индивидуальный отбор кадров с помощью банка данных ищущих работу граждан.

Б. Организация оплачиваемых общественных работ. Осуществляется с целью помощи безработным в получении дохода, а также для получения государством результатов этих работ. При приёме на общественные работы учитываются возраст, пол, состояние здоровья, наличие специальности и другие индивидуальные особенности человека [2].

В. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Ярмарка вакансий — это масштабное мероприятие, организуемое с целью установления прямых контактов между соискателями работы и работодателями. Учебное рабочее место предполагает работу во время обучения.

Г. Временное трудоустройство – предоставление безработному гражданину работы на определённый срок. Временно трудоустраиваются выпускники общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущие работу впервые.

Д. Создание рабочих мест для особых категорий безработных: инвалидов, родителей многодетных семей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов [3].

3. Технологии личностной поддержки безработного направлены на конструктивное изменение его личности, на получение им новых знаний и навыков, которые впоследствии помогут ему успешно трудоустроиться, а также на устранение деструктивных последствий для его личности, вызванных ситуацией безработицы. К технологиям личностной поддержки безработного гражданина можно отнести:

А. Профессиональное обучение. Виды профессионального обучения, осуществляемого по направлению органов службы занятости: профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Профессиональное обучение безработного гражданина обеспечивает его профессиональное развитие, что повышает уровень его конкурентоспособности на рынке труда, даёт дополнительную мотивацию к труду и саморазвитию. Основными направлениями профессионального обучения можно считать: подготовку (переподготовку) по специальностям, имеющим высокий спрос на рынке труда, обучение безработных основам предпринимательской деятельности с целью открытия собственного дела, поддержку различных форм малого бизнеса и самозанятости, содействие в организации опережающего обучения в случае массовых увольнений работников в период экономического кризиса или банкротства предприятий [4].

Б. Психологическая поддержка безработных граждан. Ситуация потери работы и сопутствующие ей проблемы приводят к появлению у безработного личностно-психологических проблем. Для их решения гражданину оказывается психологическая поддержка посредством психокоррекционной и психотерапевтической работы с ним при помощи, как традиционных методов, так и методов, направленных на коррекцию временной перспективы личности и её жизненного пути. Психологическая поддержка оказывается на следующих уровнях: когнитивном (повышение самооценки, формирование образа желаемого будущего), эмоциональном (коррекция имеющегося кризисного состояния и формирование навыков саморегуляции), поведенческом (формирование необходимых умений и навыков, важных для успешного трудоустройства) и мотивационном (актуализация потребности в трудоустройстве) [5].

В. Информирование о положении на рынке труда — государственная услуга, в рамках которой предоставляется полная информация о нормативно-правовом регулировании социально-трудовых отношений, об уровне спроса и предложения на профессии, оплате труда, востребованности тех или иных услуг с учётом уровня квалификации работника, получение информации о межтерриториальном и межотраслевом распределении рабочей силы.

Г. Социальная адаптация клиентов, которые долго не могут найти работу или часто её теряют, нуждаются в психологической помощи, испытывают трудности с социализацией.

Д. Профессиональная ориентация. Профориентация – это научно обоснованная деятельность, направленная на оказание клиенту помощи в выборе профессии, компромиссно объединяющей его собственные интересы, интересы общества и государства [6].

4. Экономическая поддержка семьи безработного гражданина заключается в оказании ей материальной помощи: выплате дотаций на пользование жильём, оплате коммунальных услуг, медицинского обслуживания, общественного питания и общественного транспорта. Неэкономическая поддержка семье безработного оказывается не службами занятости населения, а различными социальными службами.

Кроме государственных служб занятости, социальная поддержка безработным гражданам и членам их семей оказывается социальными службами в зависимости от вида сопутствующей безработице трудной жизненной ситуации, в которую попадает безработный и его семья.

1. Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032 – 1. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10164333/ (дата обращения: 18.06.2016).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001., ст. 59. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 18.06.2016).

3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления государственной службы занятости населения Брянской области в 2011 году и основных направлениях деятельности в 2012-2014 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rabota-bryanskobl.ru/home/info/regprog.aspx (дата обращения: 02.06.2016).

4. Кривицкая Н.А., Иванова Н.А. Профессиональная подготовка безработных в системе мер государственной политики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2012. – №1 (40). – С. 75-78.

5. Золотова М.В., Золотова Т.Л. Социологический анализ социальной политики региона в сфере занятости населения // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2013. – №1-1.

http://e-koncept.ru/2016/46241.htm

Формы и методы социальной работы с безработными (стр. 3 из 6)

Кроме того, анализ ситуации на рынке труда показывает, что разные категории граждан имеют неодинаковые возможности для трудоустройства. Это граждане, уволенные с военной службы , молодежь, женщины, граждане, освобожденные из мест лишения свободы, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы. [ 3 ]

Поэтому, основной целью работы с данными категориями является недопущение застойной и хронической безработицы средствами: организации и проведение общественных работ; содействие занятости и предпринимательской деятельности; реализация программ «Молодежная практика» для выпускников учебных заведений; квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите; осуществление компенсационных выплат работодателям при трудоустройстве этих категорий граждан.[ 14, стр. 62]

3)Следующим направлением помощи социального работника будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех этапов: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем. Социальный работник так же способствует направлению безработного на социально – психологический тренинг, в ходе которого восстанавливаются утраченные коммуникативные способности, повышается уверенность в себе. Для этого применяются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программы социальной адаптации безработных граждан, проводимые в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»). Главными задачами клубов является обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы.

5)Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Особое внимание следует обращать на то, насколько полно работа будет реализовывать профессиональный потенциал человека, на какое время она предоставляется, как она соотносится с прошлым местом работы, уровнем заработной платы.Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов. [ 16, стр.78-80]

6) Необходимый аспект деятельности социального работника — это проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе. По данным, полученными профсоюзами, школа оказывает помощь в выборе профессии лишь 1,5 % выпускников. Поэтому большинство школьников ориентируются на профессии, которые общепринято считать высокооплачиваемыми: юрист, экономист, фотомодель и т.д. Уже на начало 2008 г. числится около 20 % безработных людей с высшим и средним образованием, в то время как 58 % вакантных рабочих мест предназначены для рабочих имеющих высокую квалификацию. В соответствии с этим, деятельность социального работника направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии. [ 16, стр.80]

7) Участие, помощь в организации курсов, кружков и школ, в том числе частных (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда. Использование в комплексе этих мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом.

Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макро уровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. На микро уровне — деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе. [ 16, стр.80; 5 стр.107]

-обеспечение социальной поддержки;

-компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

-бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

-возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. [ 5, стр. 106-107]

-выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

-выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

-возможность участия в оплачиваемых общественных работах; и др. социальные гарантии.

* Подробное описание социально-экономических методов дано в разделе 3 «Методы социальной работы с безработными в Новосибирской области».

2.1.4.Социально — психологические методы. С точки зрения социальной психологии социальное окружение, существующие в виде микросреды, оказывает определяющее влияние на сознание личности и группы, формирование ориентации индивидов и групп в целом. Методы социальной психологии активно и широко используются для изучения социальной проблематике клиентов, а также для коррекции поведения безработного и его социальной адаптации.

Психологическая поддержка — это методы, способствующие социально — профессиональному самоопределению личности, формированию способностей, ценностных ориентаций, самосознания; повышению ее конкурентоспособности на рынке труда; реализации собственной профессиональной карьеры.

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека, разрешения или снижения остроты психологических проблем стоящих перед ним. Основными направлениями психологической поддержки являются:

— содействие полноценному психическому развитию личности,

— предупреждение возможных психологических проблем,

— оказание помощи человеку в его самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях,

— формирование ценностно-мотивационной сферы,

— достижение эмоциональной устойчивости,

— гармонизация личности и межличностных отношений.

Основные методы психологической поддержки:

другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

Получателями государственной услуги по психологической поддержке

граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения.

Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих основания:

— личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке;

— предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке, согласованного с безработным.

http://mirznanii.com/a/214704-3/formy-i-metody-sotsialnoy-raboty-s-bezrabotnymi-3

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях