Содержание
- 1 Виды социальной помощи безработным гражданам
- 2 Статья 13. Дополнительная социальная и материальная поддержка безработных граждан и иных категорий граждан
- 3 Социальная поддержка безработных
- 4 Классификация технологий социальной поддержки безработных граждан
- 5 Формы и методы социальной работы с безработными (стр. 3 из 6)
Виды социальной помощи безработным гражданам
Безработица — отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.
В соответствии с положением МОТ безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и ищущий работу.
В РФ статус безработного определен более жестко. В РФ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Консультант Плюс. Кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признанными граждане, не достигшие 16 лет и пенсионеры по возрасту.
Государственные гарантии социальной поддержки безработных:
- — бесплатная профориентация, профподготовка, преподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
- — бесплатное медицинское обслуживание и освидетельствование
- — возможность участия в оплачиваемых общественных работах
- — возмещение затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения
- — обеспечение социальной поддержки в виде выплаты пособий по безработице, стипендий (при направлении на обучение), единовременных выплат и других видов материальной помощи (дотаций на оплату жилья, коммунальных услуг, транспорта, детских дошкольных учреждений и т.д.).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан.
1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
в первом (12-месячном) периоде выплаты:
- * в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднего месячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
- * в следующие четыре месяца — в размере 60%;
- * в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
- 2. Пособие по безработице во всех иных случаях устанавливается в размере 20% величины прожиточного минимума по субъектам РФ, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяцев.
В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия.
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.
Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут досрочно при их устройстве на постоянную или временную работу.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ).
Общественные работы проводятся в организациях по договорам и могут быть организованы по следующим направлениям:
строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
уход за престарелыми, инвалидами и больными;
обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
другим направлениям трудовой деятельности.
Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. http://www.trudvsem.ru/Documents/document.ashx?id=171
Таким образом, социальные гарантии в сфере занятости населения представляют собой совокупность предусмотренных законодательством социально-экономических прав и правомочий (возможностей) по реализации конституционного права на защиту от безработицы, которые в данный период государство, общество могут обеспечить гражданам при потере ими работы и безработице.
http://vuzlit.ru/164484/vidy_sotsialnoy_pomoschi_bezrabotnym_grazhdanam
Статья 13. Дополнительная социальная и материальная поддержка безработных граждан и иных категорий граждан
Статья 13. Дополнительная социальная и материальная поддержка безработных граждан и иных категорий граждан
1. Безработным гражданам, а также гражданам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения, оказывается дополнительная социальная и материальная поддержка в виде:
1) компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в период поиска работы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (за исключением лиц, имеющих право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта);
2) материальной помощи в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице;
3) единовременной материальной помощи в период безработицы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае его смерти;
4) доплаты к пособию по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
2. Дополнительная социальная и материальная поддержка оказывается:
1) безработным гражданам в период участия в оплачиваемых общественных работах либо временного трудоустройства;
2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период временного трудоустройства;
3) обучающимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в период временного трудоустройства.
4) гражданам в возрасте до 30 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в период временного трудоустройства.
3. Размеры и порядок предоставления дополнительной социальной и материальной поддержки, предусмотренной настоящей статьей, устанавливаются Правительством Москвы.
ГАРАНТ:
См. Порядок предоставления финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения г. Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 7 февраля 2014 г. N 37-ПП
Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан см. постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. N 47-ПП
http://base.garant.ru/390628/4d6cc5b8235f826b2c67847b967f8695/
Социальная поддержка безработных
Под социальной поддержкой безработных следует понимать систему мер, принимаемых государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы.
По своему характеру эти меры могут быть двух видов:
1) направленные на предоставление работы;
2) направленные на предоставление средств, необходимых для существования безработного и находящихся на его иждивении нетрудоспособных членов его семьи.
К мерам первого вида относятся помимо содействия в трудоустройстве, организация общественных работ, обучение безработных граждан, а также содействие безработному в организации собственного дела.
Второй вид мер составляют выплата пособия по безработице и стипендии в период обучения по направлению учреждений службы занятости, предоставление средств для отдыха и лечения детей безработных граждан, компенсации расходов в связи с переездом по направлению учреждений службы занятости, материальная поддержка безработным.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о занятости под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Общественные работы преследуют три цели:
1) удовлетворение экономических потребностей территорий и организаций в выполнении работ временного или сезонного характера, а также работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;
2) предоставление безработным гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;
3) сохранения у лиц, длительно не работающих или не имеющих опыта работы, мотивации к труду.
Эти цели определяют и принципы, на которых должна строиться организация общественных работ. С этой точки зрения общественные работы должны быть:
а) экономически целесообразны, т.е. полезны и не убыточны для организующих их субъектов, которые к тому же должны иметь возможность в дальнейшем воспользоваться результатами произведенных работ;
б) доступны, т.е. не требовать от их участников предварительной специальной подготовки;
в) социально ориентированы, т.е. в структуре расходов на эти работы должна преобладать оплата труда, а сами работы должны приносить не только экономический, но и социальный эффект;
г) добровольными, т.е. привлечение к этим работам осуществляется на основе свободного волеизъявления работника.
На основе данных принципов в Положении об организации общественных работ приводится их примерный перечень (п. 6):
строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
уход за престарелыми, инвалидами и больными;
обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санитарно-курортных зон;
организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
другие направления трудовой деятельности.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Организация общественных работ отнесена к ведению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут ими досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, для которых общественные работы считаются подходящей работой).
Выплата пособий по безработице. Для лиц, потерявших работу и не имеющих возможности ее получить, пособие по безработице зачастую становится единственным источником средств к существованию. Это обстоятельство учитывается законодателем при определении сроков выплаты пособия и его размеров.
Можно выделить два варианта определения размера пособия:
1) в процентном отношении к среднему заработку гражданина за последние три месяца работы;
2) в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.
Первый вариант распространяется на тех граждан, которые:
1) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу по трудовому договору не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим временем;
2) не были уволены с последнего места работы по собственному желанию (за исключением увольнения по собственному желанию по уважительным причинам: в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений; в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет); за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
3) не были отчислены за виновные действия с места обучения, куда они были направлены учреждениями службы занятости.
Пособие по первому варианту начисляется:
а) в первом (12-месячном) периоде выплаты:
— в первые три месяца — в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
— в следующие четыре месяца — в размере 60%;
— в следующие пять месяцев — в размере 45% (но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента);
б) во втором (также 12-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Всем остальным гражданам пособие выплачивается по второму варианту — в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.
Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию без уважительной причины и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется:
в первом (6-месячном) периоде выплаты — в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице;
во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице.
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе:
впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
уволенным за нарушения трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
направленным учреждениями службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия пособие начисляется как в первом (6-месячном) периоде выплаты, так и во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице.
Размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице ежегодно определяется Правительством РФ. На 2008 год для граждан, признанных безработными, установлены минимальная величина пособия по безработице в размере 781 рубля и максимальная величина пособия по безработице в размере 3124 рублей.
Согласно ст. 31 Закона о занятости, решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным и начисляется с первого дня признания их безработными.
Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным безработными, но не трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен учреждениями службы занятости (ст. 35 Закона о занятости).
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
признания гражданина занятым;
прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению учреждений службы занятости с выплатой стипендии;
длительной (более месяца) неявки безработного в учреждение службы занятости без уважительных причин;
переезда безработного в другую местность;
попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем;
осуждения лица, получающего пособие по безработице к наказанию в виде лишения свободы;
назначения трудовой пенсии или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказа от посредничества учреждения службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по уважительным причинам);
явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение с места обучения за виновные действия;
нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
самовольного прекращения гражданином обучения по направлению учреждений службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
отпуска по беременности и родам;
выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления учреждениями службы занятости;
отказа без уважительных причин явиться в учреждения службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Решение о прекращении, приостановлении выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается учреждениями службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2635 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
http://studopedia.su/16_115467_sotsialnaya-podderzhka-bezrabotnih.html
Классификация технологий социальной поддержки безработных граждан
На сегодняшний день в науке существует достаточное количество исследований социальной поддержки, в то время как технологии социальной поддержки безработных граждан исследованы в значительно меньшей степени и недостаточно классифицированы. В рамках данной работы на основании анализа научных исследований и нормативно-правовых актов с опорой на обобщение данных эмпирических исследований нами были классифицированы технологии социальной поддержки безработных граждан по критериям их направленности на определённый вид поддержки и объекту поддержки, выделены технологии, направленные на:
1) экономическую поддержку,
2) организационную поддержку,
3) личностную поддержку,
4) экономическую и неэкономическую поддержку семьи безработного гражданина.
Данная классификация схематично представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Технологии социальной поддержки безработных граждан
Основным субъектом социальной поддержки безработных граждан являются государственные службы занятости населения. Охарактеризуем перечисленные выше технологии социальной поддержки безработных граждан, применяемые в рамках государственных служб занятости.
1. Технологии экономической поддержки направлены на содействие гражданину в решении финансовых проблем, вызванных ситуацией безработицы и покрытие расходов, необходимых для успешного трудоустройства. К технологиям экономической поддержки можно отнести:
А. Осуществление следующих социальных выплат:
— пособие по безработице;
— стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
— материальная помощь в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
— материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
— досрочная трудовая пенсия по старости [1].
Б. Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или фермерского хозяйства.
В. Компенсация затрат гражданам, направленным на работу в другую местность. В случае отсутствия подходящей работы в месте проживания безработного он может быть направлен на работу в другую местность, при этом государство гарантирует ему оплату проезда, перевозки имущества весом до 5 тонн. В случае переезда в сельскую местность работнику предоставляются различные льготы и жильё.
2. Организационные технологии социальной поддержки безработных граждан направлены на организацию и проведение мероприятий, напрямую направленных на содействие трудоустройству. К ним относятся:
А. Содействие гражданам в поиске работы и повышение их активности на рынке труда. Специалисты консультируют граждан, обратившихся в центр занятости, об имеющихся вакансиях, возможностях заработка, дополнительной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, требованиях, предъявляемых работодателями. Работодатели проводят индивидуальный отбор кадров с помощью банка данных ищущих работу граждан.
Б. Организация оплачиваемых общественных работ. Осуществляется с целью помощи безработным в получении дохода, а также для получения государством результатов этих работ. При приёме на общественные работы учитываются возраст, пол, состояние здоровья, наличие специальности и другие индивидуальные особенности человека [2].
В. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Ярмарка вакансий — это масштабное мероприятие, организуемое с целью установления прямых контактов между соискателями работы и работодателями. Учебное рабочее место предполагает работу во время обучения.
Г. Временное трудоустройство – предоставление безработному гражданину работы на определённый срок. Временно трудоустраиваются выпускники общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущие работу впервые.
Д. Создание рабочих мест для особых категорий безработных: инвалидов, родителей многодетных семей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов [3].
3. Технологии личностной поддержки безработного направлены на конструктивное изменение его личности, на получение им новых знаний и навыков, которые впоследствии помогут ему успешно трудоустроиться, а также на устранение деструктивных последствий для его личности, вызванных ситуацией безработицы. К технологиям личностной поддержки безработного гражданина можно отнести:
А. Профессиональное обучение. Виды профессионального обучения, осуществляемого по направлению органов службы занятости: профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Профессиональное обучение безработного гражданина обеспечивает его профессиональное развитие, что повышает уровень его конкурентоспособности на рынке труда, даёт дополнительную мотивацию к труду и саморазвитию. Основными направлениями профессионального обучения можно считать: подготовку (переподготовку) по специальностям, имеющим высокий спрос на рынке труда, обучение безработных основам предпринимательской деятельности с целью открытия собственного дела, поддержку различных форм малого бизнеса и самозанятости, содействие в организации опережающего обучения в случае массовых увольнений работников в период экономического кризиса или банкротства предприятий [4].
Б. Психологическая поддержка безработных граждан. Ситуация потери работы и сопутствующие ей проблемы приводят к появлению у безработного личностно-психологических проблем. Для их решения гражданину оказывается психологическая поддержка посредством психокоррекционной и психотерапевтической работы с ним при помощи, как традиционных методов, так и методов, направленных на коррекцию временной перспективы личности и её жизненного пути. Психологическая поддержка оказывается на следующих уровнях: когнитивном (повышение самооценки, формирование образа желаемого будущего), эмоциональном (коррекция имеющегося кризисного состояния и формирование навыков саморегуляции), поведенческом (формирование необходимых умений и навыков, важных для успешного трудоустройства) и мотивационном (актуализация потребности в трудоустройстве) [5].
В. Информирование о положении на рынке труда — государственная услуга, в рамках которой предоставляется полная информация о нормативно-правовом регулировании социально-трудовых отношений, об уровне спроса и предложения на профессии, оплате труда, востребованности тех или иных услуг с учётом уровня квалификации работника, получение информации о межтерриториальном и межотраслевом распределении рабочей силы.
Г. Социальная адаптация клиентов, которые долго не могут найти работу или часто её теряют, нуждаются в психологической помощи, испытывают трудности с социализацией.
Д. Профессиональная ориентация. Профориентация – это научно обоснованная деятельность, направленная на оказание клиенту помощи в выборе профессии, компромиссно объединяющей его собственные интересы, интересы общества и государства [6].
4. Экономическая поддержка семьи безработного гражданина заключается в оказании ей материальной помощи: выплате дотаций на пользование жильём, оплате коммунальных услуг, медицинского обслуживания, общественного питания и общественного транспорта. Неэкономическая поддержка семье безработного оказывается не службами занятости населения, а различными социальными службами.
Кроме государственных служб занятости, социальная поддержка безработным гражданам и членам их семей оказывается социальными службами в зависимости от вида сопутствующей безработице трудной жизненной ситуации, в которую попадает безработный и его семья.
1. Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032 – 1. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10164333/ (дата обращения: 18.06.2016).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001., ст. 59. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 18.06.2016).
3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления государственной службы занятости населения Брянской области в 2011 году и основных направлениях деятельности в 2012-2014 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rabota-bryanskobl.ru/home/info/regprog.aspx (дата обращения: 02.06.2016).
4. Кривицкая Н.А., Иванова Н.А. Профессиональная подготовка безработных в системе мер государственной политики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2012. – №1 (40). – С. 75-78.
5. Золотова М.В., Золотова Т.Л. Социологический анализ социальной политики региона в сфере занятости населения // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2013. – №1-1.
http://e-koncept.ru/2016/46241.htm
Формы и методы социальной работы с безработными (стр. 3 из 6)
Кроме того, анализ ситуации на рынке труда показывает, что разные категории граждан имеют неодинаковые возможности для трудоустройства. Это граждане, уволенные с военной службы , молодежь, женщины, граждане, освобожденные из мест лишения свободы, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы. [ 3 ]
Поэтому, основной целью работы с данными категориями является недопущение застойной и хронической безработицы средствами: организации и проведение общественных работ; содействие занятости и предпринимательской деятельности; реализация программ «Молодежная практика» для выпускников учебных заведений; квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите; осуществление компенсационных выплат работодателям при трудоустройстве этих категорий граждан.[ 14, стр. 62]
3)Следующим направлением помощи социального работника будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех этапов: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем. Социальный работник так же способствует направлению безработного на социально – психологический тренинг, в ходе которого восстанавливаются утраченные коммуникативные способности, повышается уверенность в себе. Для этого применяются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программы социальной адаптации безработных граждан, проводимые в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»). Главными задачами клубов является обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы.
5)Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Особое внимание следует обращать на то, насколько полно работа будет реализовывать профессиональный потенциал человека, на какое время она предоставляется, как она соотносится с прошлым местом работы, уровнем заработной платы.Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов. [ 16, стр.78-80]
6) Необходимый аспект деятельности социального работника — это проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе. По данным, полученными профсоюзами, школа оказывает помощь в выборе профессии лишь 1,5 % выпускников. Поэтому большинство школьников ориентируются на профессии, которые общепринято считать высокооплачиваемыми: юрист, экономист, фотомодель и т.д. Уже на начало 2008 г. числится около 20 % безработных людей с высшим и средним образованием, в то время как 58 % вакантных рабочих мест предназначены для рабочих имеющих высокую квалификацию. В соответствии с этим, деятельность социального работника направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии. [ 16, стр.80]
7) Участие, помощь в организации курсов, кружков и школ, в том числе частных (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда. Использование в комплексе этих мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом.
Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макро уровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. На микро уровне — деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе. [ 16, стр.80; 5 стр.107]
-обеспечение социальной поддержки;
-компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
-бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
-возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. [ 5, стр. 106-107]
-выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
-выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
-возможность участия в оплачиваемых общественных работах; и др. социальные гарантии.
* Подробное описание социально-экономических методов дано в разделе 3 «Методы социальной работы с безработными в Новосибирской области».
2.1.4.Социально — психологические методы. С точки зрения социальной психологии социальное окружение, существующие в виде микросреды, оказывает определяющее влияние на сознание личности и группы, формирование ориентации индивидов и групп в целом. Методы социальной психологии активно и широко используются для изучения социальной проблематике клиентов, а также для коррекции поведения безработного и его социальной адаптации.
Психологическая поддержка — это методы, способствующие социально — профессиональному самоопределению личности, формированию способностей, ценностных ориентаций, самосознания; повышению ее конкурентоспособности на рынке труда; реализации собственной профессиональной карьеры.
Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека, разрешения или снижения остроты психологических проблем стоящих перед ним. Основными направлениями психологической поддержки являются:
— содействие полноценному психическому развитию личности,
— предупреждение возможных психологических проблем,
— оказание помощи человеку в его самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях,
— формирование ценностно-мотивационной сферы,
— достижение эмоциональной устойчивости,
— гармонизация личности и межличностных отношений.
Основные методы психологической поддержки:
другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.
Получателями государственной услуги по психологической поддержке
граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения.
Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих основания:
— личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке;
— предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке, согласованного с безработным.
Добавить комментарий