WordPress

Виды государственной поддержки предприятия

Виды государственной поддержки предприятия - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Виды государственной поддержки предприятия". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Виды государственной поддержки предприятия

В 2018 году Правительство РФ продолжает осуществлять помощь малому и среднему бизнесу за счет федеральных и региональных программ.

Но что это за программы? Какие направления в бизнесе являются приоритетными?

Какими законами это все регулируется?

В 2018 году имеется множество законодательных актов, которые регулируют вопрос получения финансовой поддержки не только предприятиям, но и физическим лицам.

Основным законом все-таки принято считать Федеральный закон № “О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации” от 24 июля 2007 года.

При этом не стоит забывать о самом Постановлении Правительства РФ и постановлении Министерства экономического развития. Правительство РФ в своем постановлении гарантирует оказание финансовой поддержки малому бизнесу, в свою очередь, как постановление Министерства экономического развития регулирует вопрос предоставления финансовой помощи.

Основной целью программы поддержки является развитие малого бизнеса во всех регионах Российской Федерации, тем самым повышая уровень жизни граждан вне зависимости от сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в стране.

Организация системы поддержки государством малого и среднего бизнеса

На сегодняшний день существует несколько разновидностей оказания помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса. Таким образом, организационная система поддержки может быть:

  • финансовой – денежное оказание помощи для предпринимателей малого и среднего бизнеса;
  • имущественной – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом. К примеру: предоставление земельных участков, различных строений и так далее;
  • информационной – помощь заключается в виде формирования не только федеральных, но и региональных информационных систем, в том числе и определяется целесообразность их функционирования;
  • консультационной – помощь предоставляется в виде обучающих курсов, на которых оказывают консультации по правильности направления развития бизнеса, в том числе и целесообразности его создания в той или иной области;
  • оказание помощи в подготовительной сфере – разработка и внедрение программ, которые направлены в первую очередь на подготовку, переподготовку либо же вовсе повышение квалификации сотрудников, которые работают в малом бизнесе и являются весьма ценными сотрудниками.

Приоритетные направления бизнеса для государства

По мнению Правительства, наиболее приоритетными направлениями в малом и среднем бизнесе, которым в первую очередь необходимо оказывать поддержку является сельскохозяйственная продукция, точнее, ее переработка и само производство. Помимо этого, приоритетными являются:

  • производство продовольственных и промышленных товаров народного спроса;
  • области здравоохранения;
  • оказание бытовых, коммунальных и прочих услуг;
  • область строительства;
  • сфера инновационных технологий.

Но при этом для каждого конкретного региона принимаются во внимание изначально приоритетные направления. Если говорить простыми словами, то приоритетным направлением является наиболее уязвимая область каждого конкретного региона.

Если говорить о конкретных направлениях предпринимательской деятельности, в которых можно гарантировать себе получение помощи от государства, то речь идет:

  • область жилищно-коммунальных услуг (к примеру: цех по переработке отходов);
  • осуществление деятельности в сфере науки и техники;
  • сфера торговли и сопутствующего сервиса;
  • предоставление транспортных услуг; деятельность в сфере переработки древесины;
  • осуществление предпринимательской деятельности в сфере пищевой промышленности (изготовление продуктов питания);
  • предоставление маркетинговых и рекламных услуг.

Если предприниматель, работающий в малом либо среднем бизнесе, осуществляет трудовую деятельность в одном из этих направлений, он может гарантированно получить помощь от государства.

Центры и фонды по поддержке малого бизнеса

Для обеспечения полноценной работы и развития малого и среднего бизнеса на территории РФ в 2018 году государство предлагает обращаться за помощью в специализированные центры и фонды, которые в свою очередь должны оказывать всяческое содействие. Для получения грантов индивидуальным предпринимателям необходимо обращаться непосредственно к органам местного самоуправления.

Если говорить о приоритетных категориях граждан, то к ним можно отнести:

  • граждане, у которых имеется любая группа инвалидности;
  • многодетные семьи;
  • граждане в возрасте до 32 лет;
  • безработные.

По составленному заявлению предпринимателя соответствующая комиссия рассматривает вопрос о том, нужна ли конкретному предпринимателю поддержка или он сможет обойтись без нее.

Если говорить о самих центрах и фондах, которые оказывают помощь, то они следующие:

  • гарантийные фонды;
  • венчурные фонды;
  • МФЦ;
  • центры занятости населения.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Эти фонды в первую очередь созданы для того, чтобы с их помощью любой предприниматель мог получить финансовую помощь. Если говорить простыми словами, фонд является гарантом того, что выделенные государством деньги будут потрачены целенаправленно.

Данный фонд, в любом регионе Российской Федерации формируется из местного и государственного бюджета.

Данные фонды предназначены для оказания помощи в наиболее актуальной сфере современности. Средства из этих организаций направляются исключительно в сферу инновационных технологий.

Сразу необходимо брать во внимание, что средства в нем получить не так уж и просто. Необходимо пытаться всеми силами доказать факт целесообразности новшества и предоставить отличный бизнес-план, который подтверждает слова предпринимателя.

В случае каких-либо погрешностей либо же сомнений просьба о финансовой поддержке будет сразу отклонена.

Многофункциональные центры являются универсальными учреждениями, которые оказывают помощь не только предпринимателям, но и всем гражданам нашей страны.

Любой предприниматель, который работает в сфере малого либо среднего бизнеса вправе обратиться в один из таких центров и проконсультироваться по вопросу возможного государственного финансирования его бизнеса.

Для этого необходимо предоставить финансовую отчетность бизнеса и предоставить план дальнейшего его развития.

Центры занятости населения

Этот центр в первую очередь способен оказывать финансовую помощь в реализации своих идей безработным гражданам, у которых имеется на руках бизнес-план.

Безработным достаточно обратиться со своим бизнес-планом в соответствующий отдел центра занятости и изъявить желание о начале предпринимательской деятельности.

После этого создается специальная комиссия, и после положительного ответа безработный получает финансовую помощь для реализации своих бизнес идей.

Перечень федеральных программ

В 2018 году существует немало федеральных программ, которые направлены на оказание помощи малому и среднему бизнесу.

Рассмотрим эти программы по отдельности.

Программа поддержки “Умник”

Эта федеральная программа направлена на поддержку молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет. По условию программы, любой предприниматель имеет право получить финансовую помощь в размере до 500 000 рублей.

Но также необходимо учитывать, что приоритетным направлением по программе является сфера инновационных технологий.

“Старт” – федеральная программа, которая направлена на оказание финансовой помощи предпринимателям, занимающиеся разработкой различных современных технологий.

Данная программа является своего рода уникальной, поскольку финансирование осуществляется в течение нескольких лет в 2 этапа.

Первый этап финансирует государством в размере 2,5 миллионов рублей.

На втором этапе предприниматель должен отыскать инвестора, который профинансирует его работу на сумму 2,5 миллиона рублей.

Простыми словами, 50% оплачивает государство, остальные 50% – инвестор.

“Развитие” – программа, с помощью которой есть возможность получить на развитие своего малого либо среднего бизнеса финансовую помощь размером до 15 миллионов рублей.

При этом необходимо убедить государство в том, что будет не только произведена модернизация бизнеса, но и созданы дополнительные рабочие места.

По этой программе ключевую роль играет не сколько финансовая часть помощь, сколько факт того, что малому либо же среднему бизнесу, который ориентирован на работу с зарубежными партнерами, предоставляется уникальная возможность получить зарубежных партнеров в случае удовлетворения их требований по качеству готовой продукции.

Деньги, выделяемые по этой программе, должны быть использованы на улучшение качества своей продукции и дальнейшего продвижения за рубежом.

Федеральная программа “Коммерциализация”

Сумма финансовой помощи может варьироваться, четкого размера нет. Эта программа позволяет расширить производство за счет увеличения мощностей производства. По завершению этого процесса в обязательном порядке должно увеличиться количество рабочих мест.

По этой федеральной программе малый и средний бизнес имеет право рассчитывать на получение порядка 20 миллионов рублей. Согласно условиям программы средства должны быть потрачены на улучшение качества товаров либо услуг, что в конечном итоге позволит соединить малый и средний бизнес с крупными промышленными производствами нашей страны воедино.

Стоит отметить, что помимо федеральных государственных программ помощи малого и среднего бизнеса, существуют и региональные. Данное взаимодействие может выражаться в создании так называемых бизнес-инкубаторов, гарантийных фондов и другого вида стимуляции организаций, трудовая деятельность которых, в первую очередь, ориентируется на экспорт. Помимо этого, не стоит забывать о том, что в регионах осуществляются различные комплексные программы, которые направлены на стимулировании деятельности предприятий.

Подобные программы в каждом регионе индивидуальны и направлены, в первую очередь, на выделение финансовой помощи на:

  • развитие и приобретение разнообразного оборудования; поддержку компаниям, занимающимся инновационными технологиями;
  • разработку и формирование технопарков; разработку и формирование стартапов;
  • повышение энергоэффективности различных промышленных предприятий;
  • реализацию программ по повышению уровня квалификации обслуживающего персонала.

http://xn--90axjp.xn--p1ai/documents/vidy-i-programmy-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-biznesa

Статья 3. Основные формы государственной поддержки предприятий промышленности

Статья 3. Основные формы государственной поддержки предприятий промышленности

1. Государственная поддержка предприятий промышленности может осуществляться в следующих формах:

1) установление льготного порядка налогообложения в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет;

2) предоставление отсрочки, рассрочки уплаты налогов, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов;

3) предоставление бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета;

4) предоставление на безвозмездной, безвозвратной основе средств областного бюджета (субсидий, субвенций, компенсаций и т.д.), в том числе:

а) возмещение части стоимости предметов лизинга;

б) возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита, заключенным с российскими кредитными организациями;

5) использование залоговых форм;

6) техническое оснащение и перевооружение предприятий путем предоставления в соответствии с действующим законодательством средств лизинговым компаниям, осуществляющим поставку предприятиям предметов лизинга;

7) содействие кадровому обеспечению предприятий промышленности;

8) содействие в оказании предприятиям промышленности рекламных, информационных и консалтинговых услуг, в том числе путем проведения выставок, ярмарок, конференций, форумов и т.п.;

9) создание условий для внедрения научных разработок в промышленное производство;

10) снижение размеров арендной платы при аренде объектов недвижимости областной собственности;

11) иные формы, установленные областными законами, а также нормативными правовыми актами администрации Тюменской области.

2. Условия и порядок государственной поддержки в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются администрацией Тюменской области в соответствии с федеральными и областными законами.

3. Виды промышленной деятельности, подлежащие государственной поддержке, а также конкретные формы государственной поддержки предприятий промышленности, занимающихся данными видами промышленной деятельности, определяются принимаемыми и реализуемыми администрацией Тюменской области областными программами, проектами и иными мероприятиями, а в исключительных случаях могут также определяться областными законами, принимаемыми по инициативе Губернатора области.

4. Отбор промышленных предприятий на получение государственной поддержки осуществляется в порядке, установленном администрацией Тюменской области.

ГАРАНТ:

См. состав Комиссии по отбору промышленных предприятий для получения государственной поддержки, утвержденный распоряжением Губернатора Тюменской области от 9 марта 2005 г. N 16-р

5. Планирование, организация и реализация государственной поддержки отдельных предприятий промышленности осуществляются соответствующим структурным подразделением администрации Тюменской области.

>
Установление для предприятий промышленности льготного порядка налогообложения
Содержание
Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 г. N 295 «О поддержке отдельных видов промышленной деятельности в Тюменской.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/18719682/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Формы государственной поддержки предпринимательской деятельности

государственная поддержка предприниматель бизнес

Итак, государственная поддержка хозяйственной деятельности является специфической формой государственного регулирования экономики и может осуществляться, в свою очередь, посредством правовых, экономических и организационных форм.

Формы государственной поддержки предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям:

Исходя из приведенных оснований классификации форм государственной поддержки предпринимательской деятельности, можно определить место конкретных мер государственного регулирования экономики в этой классификации. Например, амортизация (амортизационная политика) должна выступать в качестве косвенной экономической формы государственной поддержки материального характера. Особо это касается ускоренной амортизации. Здесь речь идет о поощрении капитальных вложений в модернизацию и реконструкцию производства. Но для этого необходима адекватная и надлежащая законодательная база.

http://studwood.ru/2156863/ekonomika/formy_gosudarstvennoy_podderzhki_predprinimatelskoy_deyatelnosti

Виды государственной поддержки предпринимательства

Понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплено в ст. 3 Закона о малом и среднем предпринимательстве. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон о малом и среднем предпринимательстве (ч. 1 ст. 14) определяет принципы поддержки.

Таким образом, вся система поддержки малого и среднего бизнеса должна строиться на тех исходных положениях, которые в виде принципов поддержки изложены в ч. 1 ст. 14 Закона о малом и среднем предпринимательстве. Назовем эти принципы:

  • 1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
  • 2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
  • 4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции;
  • 5) открытость процедур оказания поддержки.

Закон о малом и среднем предпринимательстве определяет цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ:

  • 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;
  • 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
  • 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
  • 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

К основным принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ относятся:

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя:

  • 1) финансовую поддержку. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • 2) имущественную поддержку.

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в ст. 15 Закона N 209-ФЗ государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

3) информационную поддержку.

Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

  • 4) консультационную поддержку.
  • 6) поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества.
  • 7) поддержку в области ремесленной деятельности.
  • 8) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
  • 9) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

Таким образом, все нормативные правовые акты, определяющие меры государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса, должны отвечать целям и соответствовать принципам, закрепленным в ст. 6 Закона о малом и среднем предпринимательстве.

http://vuzlit.ru/315292/vidy_gosudarstvennoy_podderzhki_predprinimatelstva

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Формы государственной поддержки малого предпринимательства представлены на рис. 5.1. По характеру воздействия государства на деятельность предпринимателей поддержка малых предприятий может быть прямой и косвенной. Прямая поддержка малых предприятий ведется по таким направлениям, как налоговые льготы, выделение бюджетных средств на финансирование перспективных инвестиционных проектов, предоставление в аренду на льготных условиях государственного имущества и т.д.

Косвенная поддержка малых предприятий осуществляется через стимулирование крупных и средних промышленных предприятий, корпораций, банков, страховых компаний к развитию малого биз-

Виды государственной поддержки предприятия - картинка 7

Рис. 5.1. Формы государственной поддержки малого предпринимательства

неса, например, через создание франчайзинговых сетей, инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающей общие условия его развития (учебных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых, консалтинговых, аудиторских фирм и т.д.), выделение субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям в качестве поощрения за высокий уровень развития малого предпринимательства, предоставление госзаказа крупным корпорациям при условии размещения ими на малых предприятиях заказов на производство запасных частей и т.д.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Функциональное направление государственной поддержки охватывает следующие формы:

  • • организационно-инфраструктурная (упрощенная система регистрации, предоставление маркетинговой информации на льготных условиях, проведение консалтинга, аудита);
  • • налогово-управленческая (налоговые формы господдержки);
  • • имущественная (внедрение новых технологий, проведение лизинговых операций, применение гарантий с использованием госимущества);
  • • финансово-кредитная (льготное кредитование и предоставление гарантий под кредиты банков).

Каждое из перечисленных направлений также может проявляться в прямой и косвенной поддержке предпринимательства (см. рис. 5.1).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФОРМЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Государственный институт регулирования финансово-кредитной поддержки предпринимательской деятельности представлен на рис. 5.2.

Объектом регулирования в первую очередь является деятельность финансовых посредников. Анализ системы государственного регулирования позволяет утверждать, что субъекты, контролируемые Федеральной службой по финансовым рынкам, имеют наиболее солидную нормативную базу по инвестиционной деятельности, учитывающую интересы как финансовых посредников, так и инвесторов. Контроль Федеральной службы по финансовым рынкам основан на принципах информационной прозрачности, защиты прав инвестора, разделения контролирующих функций, ликвидности активов, регулирования состава и структуры портфелей, предотвращения неинвестиционной деятельности.

Можно выделить следующие основные методы, применяемые Федеральной службой по финансовым рынкам для регулирования инвестиционной деятельности финансовых посредников:

  • • установление ограничений при формировании диверсифицированного инвестиционного портфеля;
  • • разработка систем внутреннего и внешнего контроля;
  • • определение норм лицензирования;
  • • установление требований к должностным лицам финансовых институтов.

Виды государственной поддержки предприятия - картинка 8

Рис. 5.2. Схема государственного регулирования и контроля инвестиционной деятельности российских финансовых посредников

Анализируя нормативную базу, регулирующую деятельность коммерческих банков как финансовых посредников, можно прибегнуть к ее сравнению с регулированием финансово-посреднической деятельности субъектов посредничества, контролируемых Федеральной службой по финансовым рынкам:

При рассмотрении регулирования финансово-посреднической деятельности негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний целесообразно провести их сравнительный анализ, так как оба эти субъекта финансового посредничества принадлежат к контрактно-сберегательному типу: их инвестиционная деятельность основана на принципах диверсификации, возвратности, ликвидности и доходности.

Анализ системы государственного регулирования инвестиционной деятельности финансовых посредников позволяет сделать вывод, что данная система в настоящий период определяется достаточным количеством нормативных актов. При этом различные субъекты государственного регулирования по-разному подходят к контролированию данной деятельности, поэтому одни из субъектов финансового посредничества работают под более цивилизованным контролем, другие — находятся в более либеральных условиях для инвестиций. Но данное положение позволяет инвесторам выбирать наиболее привлекательный для себя субъект финансового посредничества.

Среди форм государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства можно выделить:

  • • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
  • • бюджетные кредиты, займы, ссуды;
  • • государственные и муниципальные гарантии.

Правовые основы предоставления бюджетных средств в форме субвенций и субсидий субъектам предпринимательства, в том числе и малого предпринимательства, установлены в Бюджетном кодексе РФ.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому и юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, предоставление субвенций и субсидий, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:

  • • из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
  • • из бюджетов субъектов РФ — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ;
  • • из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решением представительных органов местного самоуправления. Однако прямое бюджетное субсидирование малого предпринимательства обладает рядом недостатков:
  • • бюджетное субсидирование не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства;
  • • оно ставит субъектов малого предпринимательства в неравные отношения. Как правило, субсидий на всех не хватает;
  • • в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти при выдаче субсидий.

Субсидии целесообразно выдавать лишь в приоритетных областях экономики, например в сельском хозяйстве, промышленности, инновационном бизнесе и т.д. Процедура выдачи субсидий, безусловно, должна быть строго регламентирована для предупреждения злоупотреблений. Необходим также контроль за их выдачей на всех уровнях власти.

Существует отдельная категория малых предприятий, предоставление субсидий которым предусмотрено приказом Министерства промышленности, науки, технологий РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов» от 20.06.2003 г. № 146.

Одной из форм государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого предпринимательства. Средства из государственного бюджета могут передаваться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о федеральном бюджете.

Обязательным условием бюджетного кредитования является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.

Нормы бюджетного кредитования малого бизнеса содержатся в Бюджетном кодексе РФ и в Законе № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Однако там речь идет о льготном кредитовании. Согласно ст. 11 данного закона, кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Этот механизм реализуется на уровне субъектов РФ и местного самоуправления. Однако на федеральном уровне в настоящее время отсутствует методология компенсирования.

Согласно ст. 8 Закона № 88-ФЗ, государственные и муниципальные формы поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов. Таким образом, в законе закреплено лишь право, но не обязанность на предоставление фондами льготных кредитов.

Одной из форм бюджетного кредитования малого предпринимательства является предоставление инвестиционного налогового кредита. Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 66 части 1 Налогового кодекса РФ, инвестиционный налоговый кредит — это такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет.

Малое предприятие имеет право на инвестиционный налоговый кредит в следующих случаях:

  • • при проведении научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • • при осуществлении внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создании новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов;
  • • если фирма выполняет особенно важный заказ по социально- экономическому развитию региона или предоставляет особенно важные услуги населению.

Малое предприятие, получившее инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. При этом уменьшение производится по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная фирмой в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, указанной в соответствующем договоре.

Субъекты малого предпринимательства могут получать ссуды из федерального бюджета на основании Указа Президента «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» от 08.07.1994 г. № 1484. Согласно данному указу, беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприятиям всех форм собственности для следующих целей:

  • • на проведение структурной перестройки производства;
  • • для расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов;
  • • на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе за рубежом. Рассмотрим такую форму бюджетного финансирования малого

предпринимательства, как государственные и муниципальные гарантии.

Для привлечения инвестиционных ресурсов в малое предпринимательство могут использоваться так называемые гарантийные механизмы. Гарантия коммерческим банкам должна предоставляться фондом поддержки малого предпринимательства за счет средств гарантийного резерва в форме заключения договора поручительства. Однако в настоящее время не проработан механизм и не установлен порядок бюджетного дотирования программ гарантирования кредитных рисков, который должен быть сформулирован в соответствующем законодательстве.

Подводя итог исследования государственной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса за период развития рыночной экономики в России, следует отметить следующее. Главный недостаток государственного финансирования малого предпринимательства состоит в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевого использования бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление государственной поддержки в форме гарантированного кредита.

Выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства, так же, как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является достаточно рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты. Поэтому данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий.

http://studref.com/641468/ekonomika/formy_gosudarstvennoy_podderzhki_malogo_predprinimatelstva

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях