Содержание
В чем необходимость социальной поддержки населения государством
Перечислите, опираясь на текст и обществоведческие знания, три государственные меры, направленные на обеспечение социальной защищенности и развитие человеческих ресурсов страны. Проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
XXI век глобализации и информатизации не только открывает новые возможности экономического роста, социального прогресса, урегулирования межгосударственных конфликтов, но также повышает уязвимость человека, создает вызовы, ответы на которые не под силу частному капиталу и требуют как международных усилий, так и национальной политики повышения устойчивости общества, социальной защищенности каждого человека к воздействию внешних и внутренних угроз, превращения социальной составляющей в ключевой элемент государственной стратегии.
Осознание необходимости ответственности государства за экономическую и социальную защищенность каждого его жителя стало доминирующей тенденцией развития в прошлом столетии. Опыт разных стран показывает, что обеспечение социально- экономических гарантий населению является не только условием социальной стабильности, но также важнейшим фактором трудовой мотивации, расширения налоговой базы, увеличения потребительского спроса населения; повышения конкурентоспособности трудоспособных, но уязвимых на рынке труда граждан; более полного использования трудового, интеллектуального, творческого потенциала страны, а значит, не только следствием, но я фактором ее экономического роста.
Уровень развития интеллектуального потенциала и качество «человеческого фактора» стали важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность современных национальных экономических систем. Образование и состояние здоровья населения, квалификация трудовых ресурсов, наличие передовых научных школ определяют степень использования, восприимчивость тех или иных стран к достижениям научно-технического прогресса.
Соответственно, страны, не способные обеспечить адекватные стандарты образования и качество жизни своему населению, реальные гарантии на удовлетворение базовых прав личности, оказываются не в состоянии выдерживать требования современной конкурентной борьбы.
В России, несмотря на определенные позитивные сдвиги в динамике макроэкономических показателей, не снижается острота таких проблем социальной сферы, как крайне высокая дифференциация населения по уровню доходов и заработной платы; чрезвычайно низкий уровень заработной платы, пенсий, т. е. доходов, связанных с нынешней или прошлой трудовой деятельностью, которые не обеспечивают для значительной части населения даже доход на уровне прожиточного минимума; не говоря уже о размерах минимальной заработной платы, не выполняющей свои экономические и социальные функции.
Такая ситуация является тормозом развития внутреннего спроса, расширения налоговой базы, не говоря уже о бедственном положении населения.
Несмотря на то, что в последние годы в России наметились позитивные сдвиги в направлении социальной ориентации бюджетных ассигнований, на сегодняшний день главным приоритетом бюджетной политики остаются платежи по государственному долгу (35,9% расходной части федерального бюджета на 2002 г.), в то время как расходы на социальную политику составляют всего 27,5% (в США на социальные статьи приходится около 2 /3 федерального бюджета). Движение к «социальному государству» (каковым объявила себя Российская Федерация согласно статье 7 Конституции) обязывает принципиально усилить социальную ориентацию бюджета и контроль за ее исполнением.
http://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=438
2.Необходимость социальной защиты населения.
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности.
С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.
Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, — это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.
В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.
Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.
Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:
1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.
Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности — от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.
Взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.
Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.
Система социальной защиты населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства. В настоящее время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч учреждений.
Однако практика переходного периода в России показывает, что развитие рыночных отношений происходит не вместе с ростом социальной защиты населения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает социальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения имели душевой доход ниже прожиточного минимума.
Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется противоречием между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением возможностей для их удовлетворения. Проанализировав изменения величины денежного дохода населения, уровень цен на товары и услуги можно выявить
причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребления особенно; неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие; структурные изменения в экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.
Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для:
— обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;
— использования новых стимулов к труду и экономической деятельности;
— создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосударственное социальное страхование и др.);
— формирования экономической системы самозащиты.
Экономическая политика государства — это часть его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью.
Разрабатывая и осуществляя экономическую политику, государство не должно допускать бесконтрольного роста инфляции, вмешиваться в механизмы экономики и т. д. Однако государство в то же время призвано влиять на нее экономическими методами (например, методами налоговой политики, системы льготного кредитования и т.п.).
Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.
http://studfile.net/preview/7127221/page:2/
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
ВВЕДЕНИЕ
Глава1.Социальная защита населения как элемент политики.
1.1. Необходимость социальной защиты в современной экономике.
1.2. Сущность социальной защиты населения.
Глава 2. Формы и виды социальной защиты населения.
2.1. Формы социальной защиты населения.
2.2 Виды социальной защиты населения.
Глава 3. Проблемы социальной защиты населения в РК в период мирового финансового кризиса.
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.
Глава 2. Формы и виды социальной защиты населения.
2.1. Формы социальной защиты населения.
Существуют формы защищенности необходимые для поддержки и обеспечения минимальными благами населения.
Формы социальной защиты населения.
— минимальная заработная плата — нижний порог прожиточного минимума;
Прожиточный минимум — минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека.
— пенсии, стипендии;
— пособия по безработице, пособия на детей;
— компенсация потерь от инфляции (индексация доходов населения в условиях инфляции);
— компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске в связи с временным прекращение работы предприятия,
-социальное и медицинское страхование,
2.2. Виды социального обеспечения
Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах:
— денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);
— натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);
— льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому
и т.д.);
— компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;
— единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан;
По субъектам социального обеспечения можно выделить:
1) граждане нетрудоспособного возраста:
— пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;
— дети, включая подростков;
2) граждане трудоспособного возраста:
— безработные;
— временно нетрудоспособные;
— инвалиды;
— многодетные семьи;
— малообеспеченные.
Показатели бедности | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума | 34,6 | 38,3 | 39,0 | 34,5 | 31,8 | 28,4 | 24,2 |
Доля населения с доходами ниже уровня продовольственной корзины | — | 12,7 | 16,2 | 14,5 | 11,7 | 11,7 | 8,9 |
Глубина бедности | 11,4 | 12,1 | 12,8 | 13,7 | 10,3 | 7,8 | 6,1 |
Острота бедности | 5,2 | 3,1 | 3,8 | 5,5 | 4,0 | 3,1 | 2,2 |
Величина прожиточного минимуму в среднем на душу населения, тенге | 2821 | 3120 | 3336 | 3394 | 4007 | 4596 | 4761 |
С помощью этого коэффициента можно определить, как изменяется дифференциация доходов населения; чем больше коэффициент, тем выше неравенство в распределении доходов.
Коэффициент Джини в Республике Казахстан в 1997 году составил 0,338, а в 1998 году — 0,347, что свидетельствует о тенденции к росту неравенства распределения доходов. В европейских странах Запада этот коэффициент колеблется от 0,27 до 0, 36. Данное сравнение говорит о том, что с этой точки зрения Республика Казахстан существенно приблизилась к странам Европы с социально ориентированной экономикой.
Таблица. Показатели неравенства в 1996-2002 гг.
Год | Коэффициент Джини |
1996 | 0,319 |
1997 | 0,338 |
1998 | 0,347 |
1999 | 0,340 |
2000 | 0,343 |
2001 | 0,348 |
2002 | 0,312 |
Список используемой литературы:
- Баймагамбетов С.З., Современная социально-культурная политика Республики Казахстан: Исторический анализ, Астана: Елорда, 2001
Дуброва Н.Б., Право социальной защиты Республики Казахстан: Учебное пособие, Караганда: Профобразование, 2002
Жолдасбаев С.И., Государственный фонд социального страхования: развитие и перспективы: научное издание, Астана: Парасат ?лемі, 2006
Жумагулов Г.Б., Право социального обеспечение: учебник, Алматы: Юридическая литература, 2006
Общая экономическая теория: учеб.-2-е изд., перераб. и доп.- Алматы,Актобе: Лазер, 2002
Сборник нормативных правовых актов о труде в Республике Казахстан: по состоянию на 1 ноября 2002г.,Алматы: Жеті жар?ы, 2002
Человеческое развитие в Казахстане: учебник/ под общ.ред. Н.К. Мамырова, Ф.Акчуры, Алматы: Экономика, 2003
Пантелеева Т.С., Экономические основы социальной работы, Владос, 2001
Добрынин А.И.,Тарасевич Л.С., Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: учебник для вузов, Питер, 2004
Добавить комментарий