WordPress

Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения

Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Сущность, основные подходы развития социальной поддержки населения

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ

Сущность, основные подходы развития социальной поддержки населения

Механизмы реализации политики социальной поддержки населения

Сущность, основные подходы развития социальной поддержки населения

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Системы государственной социальной политики в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей [30].

Развитие системы социального обеспечения на европейском континенте можно рассмотреть на примере шведской модели экономики. Данная модель социальной защиты и поддержки населения вплоть до наших дней базируется на теории «государства всеобщего благосостояния». В ее основе лежит концепция «естественных прав» человека и отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планирования, финансирования и проведение в жизнь социальной политики.

При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местными органами самоуправления и, наконец, большой охват населения различными социальными услугами.

«Государство всеобщего благосостояния» по определению формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важных услуг. Конечно же, модели такого государства в каждой стране свои и отличаются как способом, так и результатом решения проблем достижения всеобщего благоденствия.

Основные постулаты шведской модели – это примерно одинаковые возможности для реализации жизненных планов, обеспечения достойного уровня жизни, стремление к нарастанию социального равенства и справедливости.

Основанная на принципах солидарности она разительно отличается от иных моделей, особенно американской, базирующейся на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли продвижения в общественно-политической жизни страны.

Американская модель – это либеральная, рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

В ее основу была положена ориентация американцев на успех, на личную ответственность за свое благополучие и благополучие семьи. Американская система социальной поддержки имеет два четко выраженных направления: систему социального страхования и систему социальной помощи. Системой социального страхования в основном пользуются средние и высшие слои общества.

Эта система ограждает экономически занятое население от основных социально-экономических рисков: старость, инвалидность, потеря кормильца, безработица и т. д. Наряду с деятельностью государства значительную роль в системе социального обеспечения играет общественная и частная благотворительность.

Таким образом, американская модель социальной политики строится на принципах самообеспечения, достижении личного успеха, а не на развитии иждивенчества и расчета на помощь государства.

Здесь, как нельзя кстати, популярна в настоящее время древняя народная мудрость: чтобы человек был сыт один день, подари ему рыбу, а чтобы он был сыт всю жизнь, дай ему удочку. Первая часть этой мудрости в широком смысле отражает принцип действия шведского подхода к социальной поддержке населения, в то время как система социальной защиты США «дает» удочку и учит социально незащищенные слои населения «удить рыбу» самостоятельно.

Что касается России, то с началом реформ в нашей стране усилился интерес именно к шведской модели экономики. Собственно, это вполне объяснимо:

— шведы действительно сумели гармонизировать социальные отношения, найдя в целом приемлемые подходы к решению серьезных проблем, связанных с дифференциацией оплаты труда, равноправием независимо от пола и возраста, адекватным пенсионным обеспечением и социальным страхованием. Именно в Швеции возникли и получили развитие «политика полной занятости» и «солидарная система зарплат». Однако возможности нашего государства в настоящий момент таковы, что предназначение социальной политики – не столько проведение в жизнь принципа социальной справедливости и ценностей доминирующей культуры, сколько обеспечение социального мира и социальной стабильности. Сложная, громоздкая иерархическая структура социальной политики государства, противоречивость законодательства, в том числе социального, хроническое недофинансирование федеральных и региональных законов и программ усугубляют существующие социальные проблемы.

На современном этапе социальная защита и поддержка населения является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Социальная поддержка – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

К субъектам социальной поддержки относятся: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации работодателей, различные общества и объединения, организации третьего сектора, а также наиболее активные и организованные личности.

Среди субъектов социальной поддержки главная роль принадлежит государству, так как именно государство определяет законодательные основы деятельности других субъектов социальной защиты. Оно же обладает самым большим ресурсным потенциалом для оказания социальных услуг конкретному социуму. Однако в связи с развитием рыночных отношений большое значение уделяется и другим субъектам социальной защиты, так как, предлагая различные формы и способы социальной защиты, они способствуют развитию конкуренции на рынке социальных услуг.

К объектам социальной защиты относятся:

• во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития;

• во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т. д.;

• в-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, безработные, а также женщины. Можно уверенно говорить о зависимости качества системы социальной защиты от определенных характеристик социума, в котором она развивается как неотъемлемая ее часть.

Таким образом, социальная поддержка ориентирована в своих функциях на всех членов общества, но реальные ее проявления по отношению к различным группам населения не одинаковы. Трудоспособным и здоровым гражданам социальная поддержка призвана обеспечить равные возможности включения в систему трудовых отношений, экономическую свободу и свободу предпринимательства в условиях рыночных отношений. Всем нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (дети, учащиеся, многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры) социальная поддержка должна гарантировать установленные законом преимущества и льготы, прямую социальную поддержку, снижение налогов. Эти меры призваны обеспечить минимально необходимые условия и предпосылки жизнедеятельности тем социальным субъектам, которые в силу различных причин, лишены возможности реализовать свой трудовой потенциал.

Социальная поддержка населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход, социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

В узком смысле, социальная защита – это система государственной социальной поддержки социально-уязвимых слоев и групп населения.

Исходя из общепринятых характеристик системного подхода, можно отметить специфику системы социальной защиты:

• иерархическая сложность (подразумевает содержание федерального, регионального, муниципального уровней);

• социальная, экономическая, политическая открытость (присущ обмен информацией, технологиями, финансовыми и хозяйственными потоками);

• самоуправляемость (наличие нескольких уровней управления);

• наличие индивидуальных характеристик и относительной независимости;

• способность к перестройке уровней функционирования;

• включенность в систему общемировых стандартов социальной защиты;

• способность к внутренней и внешней оценке.

http://helpiks.org/7-60039.html

I сущность социальной поддержки

КОНСТИТУЦИЯ, КАК ГАРАНТ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Социальная поддержка населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции Российской Федерации[5]. Статья 7 «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Назначение социального государства, согласно Конституции Российской Федерации, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Основные конституционные характеристики данного принципа:

1) Цели государственной социальной политики — обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь — такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека)[1]. Свободное развитие — основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

2) Основные направления государственной социальной политики Конституция Российской Федерации также относит к основам конституционного строя. К ним относятся:

охрана труда и здоровья людей;

установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

развитие системы социальных служб;

установление государственных пенсий, пособий;

иные гарантии социальной защиты;

3) Реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация — социальное государство, остается пока, к сожалению, всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой стремиться наше государство.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Правовые документы, регулирующие вопросы социальной политики, принимаются на международном, федеральном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях.

Нормативно-правовую основу социальной поддержки составляют:

Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 5

Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 6Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 7Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 8Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 9Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 10

Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 11Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 12

Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 13Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 14

Сущность основные подходы развития социальной поддержки населения - картинка 15

Международные акты, регулирующие сферу социального обеспечения, устанавливают, что каждый человек имеет право на приобретение и сохранение права на социальное обеспечение при переезде из одного государства в другое в процессе осуществления своей трудовой деятельности и при изменении постоянного места жительства.

«Всеобщая декларация прав человека», закрепляет право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и др.; провозглашает, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума; требует от государств, ее подписавших, развивать систему социального страхования и обеспечения, обеспечивать защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, граждан, отбывавших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке (ст.27); декларирует право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения (ст. 25)[1];

Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» признает право на социальную защиту: охрану и помощь семье — охрана материнства в течение периода до родов и после родов (предоставление оплачиваемого отпуска с достаточными пособиями), защита детей от экономической и социальной эксплуатации (ст. 10); на достаточный жизненный уровень — достаточное питание, одежду, жилище, непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11); право на достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12); социальное страхование[2];

«Конвенция о правах ребенка» закрепляет социально-экономический, правовой статус ребенка; устанавливает возрастной критерий (18 лет), до достижения которого человек признается ребенком; признает за каждым ребенком право пользоваться системой социальной защиты, право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного, социального развития ребенка; право на имя, гражданство, заботу со стороны родителей, право на защиту от всех форм дискриминации; право ребенка на образование, профессиональную подготовку, медицинское обслуживание, восстановление здоровья (в случае необходимости); право на свободу мысли, совести, религии, создание ассоциаций, участие в мирных собраниях, защиту от любых посягательств на его честь и достоинство[3];

Европейская социальная хартия (пересмотренная) «О социальном обеспечении» декларирует: комплекс прав, относящихся к трудовым отношениям — право на труд, справедливые условия труда, вознаграждение и др.; право на охрану здоровья; право на образование; право на защиту материнства и детства; право на социальную защиту — достойный образ жизни, предоставление, всем членам общества равных возможностей, включая инвалидов, лиц пожилого возраста[4];

Согласно Конституции «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.) [5].

Детальное регулирование социальной политики в России осуществляется в федеральных законах и подзаконных актах.

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной социальной помощи», устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом[6];

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (28 декабря 2013 г.), устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ[7];

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015), направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.[8];

Закон ТО от 08.04.2004 года № 40-ОЗ «О ежемесячных доплатах к пенсии гражданам, достигшим возраста 100 лет и более»[9];

Закон ТО от 30.12.2014 № 199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на общественном транспорте»[10];

Закон ТО от 07.10.2008 г. № 200-ОЗ «О мерах социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей на территории Томской области»[11];

Закон ТО от 19.08.1999 г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»[12];

Закон ТО от 16.31.2004 года № 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей»[13];

Закон ТО от 09.31.2013 года № 209-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Томской области»

Закон ТО от 10.09.2003 №109-ОЗ (ред. от 15.05.2015) «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» и другие[14].

Неточность в терминологии нормативных актов, которые одну и ту же, по сути, социальную услугу определяют в одном случае как «социальную защиту», а в другом — как «социальная поддержка».

http://studfile.net/preview/6861986/page:2/

Методы социальной поддержки населения

Методы социальной защиты строятся на основании социальных нормативов, которые представляют собой научно-обоснованные индикаторы. На основании разработанной системы индикаторов государство и государственные органы осуществляют выбор наиболее эффективных методов реализации практической социальной защиты населения.

Социально-экономические методы социальной поддержки населения

Социально – экономические методы выступают базисными в процессе реализации практической поддержки населения.

По своей сути, подобные методы представляют собой стратегии, способы достижения определённых социальных целей, состоящих в обеспечении единства интересов отдельной личности, социальных объединений, общества в целом, достижении оптимального социального эффекта при одновременной оптимизации затрат экономических средств.

Основными социально – экономическими методами выступают следующие:

  • практическая имплементация минимальных социально-экономических гарантий, включая установление минимального размера оплаты труда, стипендии, пособия, пенсии и пр.;
  • установление прожиточного минимума;
  • индексация доходов, направленная на профилактику катастрофического снижения уровня жизни, уровня потребления;
  • внедрение системы льгот и компенсаций для отдельных категорий граждан. Установление граждан, которые нуждаются в дополнительной государственной поддержке, должно осуществляться на законодательном уровне;
  • оказание социальных услуг.

Готовые работы на аналогичную тему

Использование определенных социально-экономических методов подразумевает определение очередности граждан, нуждающихся в социальной государственно помощи, выявление категорий, социальных групп, социально уязвимых слоев.

Традиционно к социально уязвимым слоям относят категории граждан, которые не могут самостоятельно обеспечивать себя, самостоятельно, собственными усилиями обеспечивать собственное благополучие, поддерживать необходимые условия жизнедеятельности.

Организационно-распорядительные методы социальной поддержки

Организационно-распорядительные, административные методы имеют огромное значение в практике управления системой социальной защиты.

По своей сути организационно-распорядительные методы представляют собой способы прямого, непосредственного воздействия, которые носят обязательный, директивный, предписывающий характер, основываются на ответственности, дисциплине, авторитете власти, принуждении.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Подходы к классификации организационно-распорядительных методов социальной поддержки

В наиболее общем виде, указанные методы подразделяются на три большие группы:

  • распорядительные – жесткий способ воздействия, при помощи которого создается система организации, формулируются задачи, права и ответственности отдельных структур, вовлеченных в систему социальной защиты населения;
  • дисциплинарные;
  • регламентирующие – нацелены на обеспечение согласованности, повышения степени скоординированности всех органов социальной системы обеспечения.

В свою очередь, распорядительные методы представлены следующими видами:

  • постановление;
  • приказ;
  • распоряжение;
  • рекомендации;
  • команды;
  • инструктаж.

Главной целью распорядительных методов выступает, прежде всего, коррекция функционирования системы социального обеспечения граждан, уточнение управленческих целей и задач, оптимизация функционирования системы, решение конкретных проблем и задач, устранение возможных недостатков и возникающих трудностей в процессе деятельности совокупности органов реализации социальной помощи.

Таким образом, на современном этапе развития системы социального обеспечения граждан свое применение находят различные методы, приоритетное место среди которых отводится социально-экономическим и организационно-распорядительным.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_zaschita_naseleniya_i_ee_soderzhanie/metody_socialnoy_podderzhki_naseleniya/

Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты населения РФ

самоуправление население социальный финансовый

Сущность, направления и функции социальной защиты населения

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [9, с.12].

Социальная политика — это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект[12, с.13].

Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и мораль, включая (формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.);

На общественный и личный быт членов общества, в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.[22, с.18].

Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан [21, с.315].

Социальная защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита населения в широком смысле слова — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам.

А также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований [15, с.56].

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

  • — социальное обеспечение;
  • — социальное страхование;
  • — социальную поддержку (помощь) [15, с.57].

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности [23, с.29].

Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

  • 1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
  • 2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;
  • 3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики [23, с.31].

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

  • 1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
  • 2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) [23, с.35].

Социальное обеспечение — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски) [15, с.29].

Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам [15, с.34].

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

  • 1) пенсионное страхование;
  • 2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;
  • 3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • 4) медицинское страхование [15, с.37].

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности — проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

Субъекты управления — органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения — совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы:

  • — федеральный уровень (республика);
  • — регион;
  • — трудовой коллектив;
  • — негосударственные (благотворительные) общественные организации [23, с.29].

Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:

  • 1. организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;
  • 2. социальное обслуживание;
  • 3. медико-социальная экспертиза;
  • 4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической
  • 5. социальная помощь семье и детям;
  • 6. подготовка законодательства по социальной защите населения;
  • 7. внешнеэкономическое и международное сотрудничество;
  • 8. разработка положений по основам социальной политики;
  • 9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;
  • 10. подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
  • 11. разработка социальных нормативов и т. д. [21, с.76].

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

  • 1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;
  • 2. плановую и финансово-экономическую деятельность;
  • 3. создание различных фондов социальной помощи;
  • 4. решение экономических проблем и др. [21, с.78].

Функции трудового коллектива:

  • а) производственно-экономическая;
  • б) политическая;
  • в) управленческая;
  • г) социальная;
  • д) воспитательная [78, с.80].

Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий» [9, с.13].

Социальными функциями трудового коллектива являются:

  • 1. совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;
  • 2. развитие социальной структуры коллектива;
  • 3. улучшение отношений внутри коллектива;
  • 4. улучшение социального обеспечения, здравоохранения;
  • 5. организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;
  • 6. соблюдение принципа социальной справедливости [9, с.15].

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:

  • а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
  • б) социальная реабилитация инвалидов;
  • в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д. [9, с.16].

В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:

  • 1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки граждан в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.
  • 2. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.
  • 3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.
  • 4. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан [22, с.117].

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения.

Первое направление социальной защиты — это социальная защита детей, детства и отрочества.

Которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

Второе направление социальной защиты — это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся» [22, с.123]. Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», принятого 17 июля 1999 г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья [23, с.128].

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам РФ защиту от социальных рисков, препятствующих:

Третье направление социальной защиты — это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество.

Четвертое направление социальной защиты — социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих:

Социальная защита семьи на современном этапе представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи.

Организация осуществления названных направлений социальной защиты населения определяются нормативно-правовыми основами социальной защиты населения в РФ.

http://vuzlit.ru/834232/teoretiko_metodologicheskie_osnovy_izucheniya_sotsialnoy_zaschity_naseleniya

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях