WordPress

Субъекты системы социальной поддержки населения

Субъекты системы социальной поддержки населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Субъекты системы социальной поддержки населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

SocioDone

Социология: современные тенденции

Субъекты социальной поддержки населения в Российской Федерации: сущность и основные понятия. Государственные и негосударственные учреждения социальной поддержки населения

Складывающаяся система социальной поддержки в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессе свидетельствует неоднозначность самого понятия «социальная поддержка». Это является свидетельством того, что «указанное общественное явление сложно и многогранно».

Теоретическое исследование литературы показало неоднозначность подходов к определению ключевых понятий «социальная поддержка», «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальная помощь».

С.Д.Соловьева считает, что институт социальной защиты населения является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущности социального государства и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства им не исчерпывается.

О.А. Снежко анализирует конституционные основы социальной защиты, под которыми понимает «основополагающие начала (принципы), закрепленные в Конституции Российской Федерации, направляющие всю деятельность по социальной защите граждан». Поэтому понятие «социальная защита» рассматривается автором достаточно широко, так как «только комплексный подход к данной правовой категории позволяет выявить ее сущность».

В литературе часто встречаются подходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком смысле слова.

При определении понятия «социальная защита» используются такие термины, как «деятельность», «действия», «функция», «меры», «мероприятия» и т.п.

В ходе анализа указанного понятия выделяются объект и субъект социальной поддержки, уточняются смысловые особенности понимания социальной защиты в широком и узком смыслах, целевые установки, функциональная нагрузка, механизм осуществления социальной защиты и обстоятельства, вызывающие необходимость осуществления этой деятельности . Указанные аспекты рассматриваются авторами не только в общем плане, но и применительно к конкретным категориям граждан.

В условиях перерастания систем социального обеспечения в системы социальной защиты вновь встает вопрос более четкого разграничения базовых понятий.

В литературе можно встретить мнение о том, что термин «социальное обеспечение» в значении комплекса государственных мероприятий по обеспечению нуждающихся граждан в настоящее время имеет скорее исторический характер, поскольку он относится только к определенному периоду ХХ века. В последнее десятилетие, считают авторы, выявилась тенденция использовать в качестве обобщающего термина в этой сфере государственной деятельности выражение «социальная защита», и это выражение заменило собой термин «социальное обеспечение». В то же время признается необходимость сохранения этого термина для обозначения того направления государственной деятельности, которое относится к социальной защите граждан, имеющих заслуги перед обществом, но не охваченных социальным страхованием (авторы сюда относят военных ветеранов).

В ряде случаев авторы не делают различий между понятиями «социальное обеспечение» и «социальная защита», что отражается в соответствующих определениях. В качестве примера можно привести следующее определение: «В промышленно развитых странах социальное обеспечение или социальная защита населения рассматриваются как совокупность законодательно закрепленных правовых и социально-экономических гарантий гражданам, обеспечивающих приемлемый уровень жизни».

Информационная цивилизация
Г. Маклуэн представил трехступенчатую модель всемирной истории: 1-я эпоха: Человек слушающий — эпоха племенного индивида с преобладанием устной речи в качестве коммуникации в акустическом мире. 2-я эпоха: Человек смотрящий — эпоха типог .

Международное движение за права инвалидов. Зарубежный опыт
В социальной практике идея равенства прав граждан начала широко реализовываться только в XX столетии и, прежде всего, через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества[18]. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демок .

Семья как малая группа и социальный институт. Проблемы развития семьи в современном обществе
Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Признаки семьи: 1. Брачные, кровнородственные связи или связи усыновления. 2. С .

http://www.sociodone.ru/codos-765-1.html

Субъекты системы социальной поддержки населения

Субъекты системы социальной поддержки населения - картинка 2

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, а также отдельных личностей, именуемых правозащитниками. Во‑первых, главным объектом социальной защиты является все население страны. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во‑вторых, к объектам социальной защиты относятся отдельные группы и слои населения. Отсюда проистекает, например, социальная защита военнослужащих, работников образования и т. д. В‑третьих, объектом социальной защиты являются социально‑уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, женщины, безработные и т. д.

Рассмотрим подробнее роли и функции субъектов социальной защиты.

Главным субъектом социальной защиты, как уже отмечалось, является государство. Однако роль государства при осуществлении вышеуказанных видов социальной защиты различна. Если обеспечение ограниченной защищенности требует от государства поддержания и развития рыночного механизма, то осуществление абсолютной защиты предполагает ограничение данных рыночных отношений и даже сводит их на нет. В первом случае государственное участие является опосредованным. Государство разрабатывает и принимает меры социальной защиты, например, правовые акты, регулирующие трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда, характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения. В настоящее время в развитых странах защита первого вида гарантирована всем. Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован: болезнь, несчастный случай, безработица и т. д.

При обеспечении абсолютной защищенности, государство объединяет в себе собственника, законодателя и исполнителя. Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тотального планирования. Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой. Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходимых для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник определяет не только цели, достойные осуществления, но и социальный статус человека и даже отдельных социальных слоев общества, а следовательно, и уровень их социальной защиты.

В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. Создание для всех граждан гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободы выбора жизненного поприща. Чем больше мы стремимся к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность. Таким образом, в подходе к определению меры социальной защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия «социальной терапии» могут оказаться тяжелее самой болезни.

Важнейшим субъектом трудовых отношений являются профсоюзы. Их деятельность по защите интересов работников регламентируется международными конвенциями, национальными законами и трудовыми договорами (соглашениями) с работодателями. Профсоюзы призваны решать широкий круг социально‑экономических проблем для повышения уровня социальной защиты работников. Это: размер и формы оплаты труда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска, медицинское страхование и т. д.

Деятельность профсоюзов характеризуется «встроенной» в рыночный механизм социальной ориентацией. Это находит свое отражение в технологии заключения коллективных трудовых договоров, которая предполагает определенный элемент борьбы. Коллективные договоры являются сегодня одним из главных средств осуществления социального прогресса. Достижения трудящихся и их профсоюзов сначала фиксируются в коллективных договорах, а затем закрепляются в законодательстве.

Интересы предпринимателей в системе общественных интересов заключаются в сохранении и увеличение уровня и масштаба доходности предпринимательского дела. Реализация этих целей требует учета требований профсоюзов. Поэтому предприниматели вынуждены активно участвовать в сохранении достигнутых стандартов уровня жизни трудящихся. Для этого, во‑первых , работодатели участвуют в создании различных страховых фондов. Во‑вторых, способствуют улучшению условий труда, медицинского и бытового обслуживания непосредственно на предприятиях. В‑третьих, вводят новые, более прогрессивные формы оплаты труда и дополнительные выплаты.

http://studopedia.ru/12_242189_sub-ekti-i-ob-ekti-sotsialnoy-zashchiti.html

Субъекты и объекты социальной защиты

Государственная система социальной защиты основана на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества. Она предусматривает дифференцированное оказание социальной помощи на основе разработанных критериев отнесения граждан и социальных групп к ситуациям риска, степени нуждаемости и соответствующего льготного предоставления социальной помощи. Учет особенностей каждой социальной группы, соответствующей по значениям своих характеристик указанным критериям, — непременное условие эффективности осуществляемой социальной политики.

Частная система социальной защиты основана на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу. Предполагается, что она обеспечивается доходами, которые получает гражданин из всех видов источников: собственной трудовой и предпринимательской деятельности; доходов от собственности, сбережений и т.п.

Из изложенного выше легко понять, что социальная защита является целостным образованием, которое состоит из множества совокупных компонентов, взаимодействующих и взаимосвязанных друг с другом, а также с внешней социальной и природной средой. Иначе говоря, это полноценная система управления, имеющая хотя и сложную, но вполне четкую структуру. Как и всякая система управления, система социальной защиты имеет субъект управления и объект управления 1 .

Главным субъектом социальной защиты является государство. Граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита, — одновременно и субъект, и объект социальной защиты. Субъектное начало обеспечивается у них конституционными правами и гарантиями. К субъекту социальной защиты относятся также органы социальной защиты населения и лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники). Социальная служба представлена предприятиями и учреждениями различных форм собственности (государственной, муниципальной, негосударственной) и методов хозяйствования. К ним, в частности, относятся: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям;

См. подробнее: Тавокин Е.П. Управление. Социальное управление. Социология управления. М., 2010.

центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечительства родителей и многое другое.

Объектом социальной защиты являются граждане, нуждающиеся в социальной помощи, а также учреждения и сферы (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса). Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп.

Первая группа представлена трудоспособным населением в трудоспособном возрасте, в том числе лицами, уволенными из Вооруженных сил. В ее состав входят также безработные и незанятые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте, а также женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и беременные женщины.

Вторая группа объединяет нетрудоспособных граждан в трудоспособном возрасте. К числу таких граждан относятся инвалиды и лица, имеющие профессиональное заболевание.

Третью группу представляют граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите.

Четвертая группа включает в свой состав лиц старше трудоспособного возраста, в том числе одиноких престарелых граждан, пенсионеров по возрасту, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, блокадников и иных лиц старше трудоспособного возраста.

К пятой группе относятся иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. В эту группу входят также молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет, а также иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Другим участником отношений в сфере социальной защиты в качестве одного из субъектов являются органы социальной защиты населения и социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой. По критерию форм собственности различаются три основные группы органов социальной защиты населения.

Первая группа — это государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении.

Во вторую группу входят муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения.

К третьей группе относятся негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания. Они представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность которых связана с социальным обслуживанием.

http://studref.com/427414/sotsiologiya/subekty_obekty_sotsialnoy_zaschity

Объекты и субъекты социальной защиты

Субъекты социальной защиты

Основным субъектом социальной защиты является государство, общественные организации в лице профсоюзов, разных союзов и ассоциаций предпринимателей, отдельных личностей.

При оказании разных видов социальной защиты роль государства будет различной. Обеспечивая абсолютную защищенность, государство объединяет в себе:

Располагая огромными ресурсами, оно имеет возможность подчинить экономику государственным инвестициям и расширить масштабы своего вмешательства через тотальное планирование.

Производственная сфера находится под полным контролем государства, что является источником власти над гражданами. Экономической деятельностью страны управляет государственный аппарат, поэтому под его контролем находится не только материальная сторона жизни общества.

В сфере деятельности оказывается распределение лимитированных средств, которые необходимы для реализации целей граждан. Чиновники определяют социальный статус человека, уровень их социальной защиты, но, в условиях рыночной экономики гарантировать стабильность доходов государство не может.

Готовые работы на аналогичную тему

Стабильность доходов всех граждан может быть достигнута с ликвидацией рыночных отношений. Чем больше общество будет стремиться к абсолютной защите, тем меньше будет реальная защищенность.

Большую роль в обществе призваны играть профсоюзы, которые являются важным субъектом трудовых отношений. Деятельность профсоюзов по защите интересов трудящихся регламентируют международные конвенции, государственные законы, трудовые договора с работодателями.

В сфере деятельности профсоюзов находятся самые разнообразные социально-экономические проблемы, которые необходимо решать, чтобы уровень социальной защиты работников был выше. Среди проблем выделяются такие как форма оплаты труда и её размер, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска, вопросы, связанные с медицинским страхованием и др.

Профсоюзная деятельность сегодня «встроена» в рыночный механизм своей социальной ориентацией, что отражается в технологии заключения коллективных трудовых договоров. На сегодняшний день заключение коллективных договоров становится значимым моментом осуществления социального прогресса.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Имеющиеся трудовые и профсоюзные достижения отражаются в коллективных договорах, а потом закрепляются в законодательстве. Использование такой технологии предполагает уже элементы борьбы.

Предприниматели в этой системе имеют свои интересы. Их заинтересованность состоит в сохранении и увеличении уровня доходности своего предпринимательского дела. Чтобы эти цели были реализованы, необходим учет требований профсоюзов, а это значит, что предприниматели должны принимать активное участие в сохранении тех стандартов уровня жизни трудящихся, которые уже достигнуты.

С этой целью им необходимо принимать участие в создании страховых фондов, способствовать улучшению условий труда, вводить новые формы оплаты труда и дополнительные выплаты.

Объекты социальной защиты

В системе социальной защиты люди занимают особое место, поэтому именно они являются главным объектом её защиты.

Во-вторых, объектами защиты являются отдельные слои населения и отдельные группы, например, работники образования, военнослужащие, работники здравоохранения и др.

К третьей группе объектов относятся самые уязвимые слои населения – дети, многодетные семьи, пенсионеры, безработные и др. Отсюда понятно, что данные слои населения должны быть избавлены от абсолютной нищеты и адаптированы к условиям рыночной экономики.

Проблема общей социально-экономической поддержки является важнейшей проблемой защиты населения в условиях переходного периода. Государство выступает в качестве субъекта воздействия, а его деятельность направлена на процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи.

Уязвимые слои населения и группы обеспечиваются социальной защитой преимущественным пользованием общественными фондами потребления, получают прямую социальную помощь, имеют сниженные ставки налогов.

Социальная защита носит комплексный характер и отличается многообразием форм и методов. Помимо социального обеспечения, помощи и поддержки используются различные формы социального обслуживания, консультирование, психологическая помощь.

Таким образом, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации – безнадзорные и бездомные, жертвы насилия, переселенцы и беженцы и другие, являются объектами социальной защиты.

Объекты социальной защиты детства

Особую группу, как объектов социальной защиты, составляют дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

Эти ситуации могут быть различными – социально неблагополучное положение в семье, дети без родителей, дети-инвалиды, дети группы риска и др.

С точки зрения гуманизма группу детей-инвалидов принято называть «дети с ограниченными возможностями». Их заболевания или психические, физические, интеллектуальные возможности настолько ограничены, что они являются субъектами специального федерального законодательства.

По характеру заболевания детей с ограниченными возможностями делят на категории:

  • глухие и слабослышащие;
  • слепые и слабовидящие;
  • дети с нарушениями речи;
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • умственно отсталые дети и др.

Надо сказать, что во всем мире, включая Россию, изначальная помощь детям с ограниченными возможностями развивалась на базе специализированных образовательно-воспитательных учреждений.

Это привело к тому, что в обществе постепенно начала происходить сегрегация и изоляция подобных детей. Уже во второй половине XX века в развитых странах мира в отношении таких детей стали применять новые подходы.

Суть этих подходов заключалась в том, что дети с ограниченными возможностями не являются социально обособленными, изолированными от общества и должны принимать участие во всех видах социальной жизни наравне с остальными.

Это положение прописано в Конвенции ООН, но, система специальных учебно-воспитательных учреждений в России для данной категории детей требованиям Конвенции отвечает не в полной мере.

Объясняется это тем, что такие учреждения традиционно были ориентированы на решение вопросов обучения и профессиональной подготовки детей именно с такими отклонениями. Вопросы социализации и адаптации в обществе не являлись предметом внимания ни ученых, ни практиков.

Значительное внимание уделялось детям-сиротам в полном смысле этого слова, детям, оставшимся без попечительства, вследствие лишения родительских прав.

К сожалению, в России растет число детей, родители которых не лишены родительских прав, но своих функций не выполняют, поэтому такие дети тоже оказываются в категории нуждающихся в защите.

Обязанности по выявлению таких детей в России выполняют органы опеки и попечительства, а статус детей в установленном порядке закрепляется документально.

Те подходы, которые сложились в образовательно-воспитательных учреждениях по обучению и воспитанию детей-сирот имеют множество проблем и не удовлетворяют современное общество.

Неутешительную картину дают социологические исследования – 40% детей, воспитывающихся в этих учреждениях, являются зарегистрированными правонарушителями, 30% – алкоголики и наркоманы, 10% относятся к суицидентам.

И те, кто в данные статистические показатели не входит, не в состоянии самостоятельно адаптироваться в обществе и найти свое место в жизни после ухода из стен сиротских учреждений.

К детям-правонарушителям относятся дети, совершившие уголовно наказуемые деяния. К ответственности привлекаются только те, кому на момент совершения преступления исполнилось 14 лет.

Судьбу ребенка, совершившего правонарушение, но не достигшего этого возраста, решает комиссия по делам несовершеннолетних.

К группе риска относят детей, как правило, из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе и, имеющих проявления девиантного поведения. Это была «неофициальная» категория, но внимание к ней значительно возросло, особенно в последнее время.

Положение этих групп детей законодательно и нормативно регулируется государством.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_zaschita_naseleniya_i_ee_soderzhanie/obekty_i_subekty_socialnoy_zaschity/

Система социальной защиты населения: понятие, сущность, структура

Вопрос№1

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям. Целью деятельности организаций в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Социальная защита населения

— система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Кроме того системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в организационно-правовых формах: индивидуальная ответственность работодателей, страхование, Социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение.

Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Социальная помощь

— сиситема социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг оказываемых отдельным лицам или группам населения соц службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Осуществляется в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот.

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Социальное обеспечение

— это соц помощь при которой препологается непосредственная передача клиентам соц служб материального общественного ресурса( денежных накоплений) в виде различного рода открытых и скрытых выплат ( открытые: пенсии, пособия; скрытые: льготы, дотации)

Социальное страхование-

система социально-экономических отношений, при которых за счет взносов предприятий, организаций и населения создаются страховые фонды, распределяются прежде всего на активное и занятое население и финансируется за его счет, а так же за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных ситуаций социального риска: потери дохода, заработка лицами наемного труда и тщательный статистический учет механизмов регулирования механизмов трудовой сферы.

Соц страхование носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников страхования.

Основной путь осуществления СЗ это Социальные гарантии— (обязательства государства по отношению к тем или иным категориям населения)Действие гарантий предполагает компенсацию низкого социального статуса за счет увеличения правого статуса.

Феномен СЗ можно рассматривать в широком и узком смысле:

В первом случае СЗ

представляет собой деятельность государства по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущение нарушений жизнедеятельности различных категорий населения.

Во втором СЗ

это создание условий недопускаемых возникновения ТЖС или ее осложнения у клиентов соц служб.

Назначение системы СЗ в том, чтобы с помощью нормативно- правовых, экономических, соц- психол, осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной защиты прав и свобод человека.

Система социальной защиты населения выполняет функциюподдержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.).

Основные цели социальной защиты населения — избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Т.О. СЗ- это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенной для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным и ограниченно трудоспособным лицам.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1619 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/15_74325_sistema-sotsialnoy-zashchiti-naseleniya-ponyatie-sushchnost-struktura.html

Субъекты и объекты социальной защиты

Анализ проблемы социальной защиты предполагает получение ответа на следующие вопросы: Кто защищает? Кого защищает? От чего защищает? То есть выясняется, что является субъектом социальной защиты, кто является объектом защиты, и на конец, что из себя представляют источники социальной незащищенности.

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками.

К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни ладей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития.

Во-вторых, отдельные группы и слои населения,

Например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т.д.

В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.

Остановимся на рассмотрении роли и функций субъектов социальной защиты.

Государство

Оно является главным субъектом социальной защиты , выражающим общественные интересы. Равенне этой `проблемы является его неотъемлемой функцией. Но роль государства различна при осуществлении вышеуказанных видов социальной защиты. Если обеспечение ограниченной защиты от государства требует поддержания и развития рыночного механизма, то осуществление абсолютной защиты предполагает ограничение рыночных отношений, сведение их не нет.


В первом случае в какой-то мере государственное участие является опосредованным. Здесь оно разрабатывает и принимает нормы социальной защиты.

Например, правовые акты, регулирующие: трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда; характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения,

Особое значение имеет установление минимального уровня заработной платы. В США минимальная почасовая ставка зарплаты равна 4,25 дол. и была установлена в 1991г. Вопрос выполняемости этих норм во многом зависит от механизма функционирования экономики.

В настоящее время в развитых странах социальная защита первого вида гарантирована всем. Несомненно, есть много сложных проблем, связанных с определением необходимого минимального уровня обеспеченности. В частности: доданы ли те, кто находится на общественном иждивении, пользоваться теми же благами, т. е. иметь такой же уровень дохода .что и граждане, принимающие активное участие в полезном труде.

Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован. Болезнь, несчастный случай и другие ситуации требуют организации социального обеспечения на государственном уровне.

Несчастья, которых человек не в силах ни предусмотреть, ни избегать, несомненно требуют общественной нейтрализации. Не обходиться без участия государства и решение проблемы борьбы с последствиями спадов в экономической активности и сопровождающим их ростом массовой безработицы. Это один из самых сложных вопросов человеческого общества. Россия только начинает испытывать давление этого социального пресса .

Что касается роли государства в обеспечении абсолютной защищенности, то оно выступает как единение собственника, законодателя и исполнителя, Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тоталитарного планирования.

Последнее означает, что граню не избавлены от тяжелой обязанности решать собственные экономические проблемы, а заодно и проблемы выбора. Выбор будут делать за них другие — государственные чиновники, аппарат, Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой.

Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходим для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник решает, какие цели достойны осуществления, а какие нет» Он же в определяет социальный статус человека и даже отдельных слоев общества и следовательно, уровень их социальной защиты.

В рыночных условиях распределение труда основано на свободном выборе гражданами своих занятий. Вознаграждению должно всегда соответствовать результату труда, достигнутому тружеником.

Рынок не может гарантировать стабильность доходов. Но такие требования всегда раздаются от тех, чьи доходы снизились в результате уменьшения — эффективности их труда

В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. А если такие гарантии даются лишь части граждан, то они оказываются в привилегированном поло женин, причем за счет других, чья защищенность очевидно снижается.

Нетрудно доказать, что создание для всех граяла гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободе выбора жизненного попри ша. Россия это уже пережила. Наша действительность показала, что всеобщие гарантии рассматривались нами как цель, к которой мы все стремимся, а в действительности все пропс ходит совсем не так. Гарантии давались и сегодня еще даются по частям то одной группе граждан, то другой. В результате в тех слоях общества, которые не получили эти гарантии, постоянно растет неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим ценность гарантий в общественном сознании постоянно повышается, и мы желаем их получить любой ценой.

Итак, с уверенностью можно заключить, чем больше мы стремя моя к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность.

Таким образом, в подходе к определению меры социальна защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия «социальной терапии’ могут оказаться тяжелее самой болезни. Вместе с тем необх1 Дима осмотрительность и при осуществлении мер противоположного характера, направленных на дорегулирование системы социальной работы. Для сбалансированности экономической эффективности и социального прогресса необходимо достижение согласия и сотрудничества социальных партнеров.

http://studwood.ru/632974/sotsiologiya/subekty_obekty_sotsialnoy_zaschity

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях