WordPress

Соглашение о мерах поддержки

Соглашение о мерах поддержки - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Соглашение о мерах поддержки". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

ГЧП-блог

Соглашение о мерах поддержки - картинка 2

1 апреля 2020 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»[1] («Закон»).

Основные цели принятия Закона:

  1. Формирование основы законодательства РФ об инвестиционной деятельности и её развитие. Закон призван актуализировать регулирование в сфере инвестиционных правоотношений. В связи с этим ранее действовавшие федеральные законы будут признаны утратившими силу.[2]
  2. Создание благоприятных условий для инвесторов. Для этого Законом вводится специальный инвестиционный режим, который, по мнению разработчиков, обеспечит предсказуемость правового регулирования, стабильность условий инвестиционной деятельности и её стимулирование.
  3. Для закрепления договоренностей между публично-правовыми образованиями и инвесторами предусматривается заключение между ними нового вида инвестиционного соглашения — соглашения о защите и поощрении капиталовложений («СЗПК»).

По смыслу Закона СЗПК должно обеспечить его сторонам гарантии соблюдения их интересов при реализации нового инвестиционного проекта. По СЗПК публично-правовое образование гарантирует частной стороне неприменение в её отношении актов (решений) государственных (муниципальных) органов (вводится понятие стабилизационной оговорки), а частная сторона – вложение инвестиций в проекты.

Одним из ключевых условий СЗПК является описание нового инвестиционного проекта: его параметры (отклонения от них), сфера реализации, объем инвестиций.

Путем заключения СЗПК предполагается привлечь в реализацию нацпроектов инвестиции крупного бизнеса – 26-39 трлн. рублей против государственных инвестиций в 13 трлн. рублей.

Стабилизационная оговорка

Закон устанавливает объем стабилизационной оговорки через перечень актов, изменение которых не должно влиять на проект, в зависимости от параметров проекта и субъектного состава СЗПК. Закон выделяет следующие категории проектов для целей применения оговорки:

  1. Сторона СЗПК — субъект РФ + объем частных капиталовложений от 200 млн. рублей до 1 млрд. рублей (верхняя планка не применима для Москвы и Санкт-Петербурга).
  2. Сторона СЗПК — РФ + объем частных капиталовложений не менее:
    • 250 млн. рублей для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
    • 500 млн. рублей для проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;
    • 1,5 млрд. рублей для проектов в сфере обрабатывающего производства;
    • 5 млрд. рублей для проектов в иных сферах экономики.
  3. Сторона СЗПК — РФ + объем частных капиталовложений не менее 10 млрд. рублей.

Субъектный состав СЗПК

СЗПК могут заключаться между РФ, субъектом РФ, муниципальными образованиями («публичная сторона») и российским юридическим лицом («частная сторона»), реализующим инвестиционный проект в одной из сфер российской экономики При этом инвестиции в ряд отраслей не могут быть предметом СЗПК. В перечень исключений вошли строительная (сегменты — административно-деловые и торговые центры, жилые дома), финансовая отрасли, игорный бизнес и др.

Меры государственной поддержки

В рамках СЗПК частной стороне помимо стабилизационной оговорки могут быть предоставлены меры государственной поддержки. Государственная поддержка предполагает возмещение частной стороне затрат за счет средств бюджета собственных и привлеченных инвестиций, вложенных в

  • создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур;
  • реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

В зависимости от типа инфраструктуры устанавливается предельный объем возмещаемых затрат и срок предоставления таких мер:

  • для обеспечивающей инфраструктуры – не более 50% фактически понесенных затрат в течение не более 5 лет;
  • для сопутствующей инфраструктуры – не более 100% фактически понесенных затрат в течение не более 10 лет.

При этом список мер поддержки, предусмотренный Законом, потенциально не является закрытым.

Порядок заключения СЗПК

СЗПК может быть заключено двумя способами:

  • на основе частной проектной инициативы (частная сторона должна подготовить заявление о реализации инвестиционного проекта и приложения к нему);
  • на основе публичной проектной инициативы (публичная сторона должна подготовить декларацию о реализации инвестиционного проекта и приложения к нему).

Для целей обеспечения информационного взаимодействия между частной и публичной сторонами планируется создание государственной информационной системы «Капиталовложения». ГИС «Капиталовложения» станет платформой, через которую в том числе будут подаваться заявления частных сторон и декларации публичных сторон. В Законе закреплен основной перечень документов, подаваемых сторонами СЗПК при реализации проектных инициатив. Правительством РФ этот список должен быть дополнен.

Сроки

В течение года со дня вступления в силу Закона могут заключаться только те СЗПК, публичной стороной по которым является РФ.

До запуска ГИС «Капиталовложения» будет действовать временный порядок заключения СЗПК:

  • заявления частной стороны по частной проектной инициативе должны составляться на бумажном носителе и направляться по почтовому адресу публичной стороны;
  • декларации о реализации инвестиционных проектов по публичной проектной инициативе должны размещаться на информационных ресурсах, определенных Правительством РФ.

При этом СЗПК могут быть заключены не позднее 01.01.2030 г.

Напомним, что в первоначальном варианте проекта Закона предполагалось, что его действие будет распространяться на правоотношения, возникающие при реализации ГЧП-проектов на основе концессионных соглашений («КС») и соглашений о государственно- (муниципально-) частном партнерстве («СГЧП»). В частности, предусматривалось, что положения о мерах поддержки (порядок принятия публично-правовыми образованиями обязательств по предоставлению мер государственной поддержки, а также обязательный учет предоставленных мер) станут общими для всех инвестиционных проектов. Исключение из-под действия Закона КС и СГЧП свидетельствует о том, что законодатель, во всяком случае на текущий момент, прислушался к позиции представителей ГЧП-сообщества о невозможности регулирования ГЧП-проектов предлагаемым Законом публично-правовым методом.

[2] В связи с принятием Закона будут признаны утратившими свою силу Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и Федеральный Закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity

.
http://ppunity.ru/blog/156

Комитеты ГД поддержали проект о новых мерах поддержки бизнеса в связи с коронавирусом

МОСКВА, 8 мая /ПРАЙМ/. Комитеты Госдумы, выступающие соисполнителями по законопроекту о расширении полномочий кабмина и новых мерах поддержки бизнеса в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, поддержали его принятие в первом чтении.

Среди них комитеты по культуре, экономической политике, физкультуре, транспорту, природным ресурсам, безопасности, охране здоровья, госстроительству, финансовому рынку, образованию и науке, жилищной политике, труду. В пятницу они утвердили положительные заключения на внесенный правительством РФ законопроект и направили их в ответственный за него комитет по бюджету и налогам, который свое заключение утвердит позже. На рассмотрение Госдумы документ планируется вынести 12 мая.

Законопроект, в частности, предоставляет арендаторам, ежемесячные доходы которых снизились более чем на 50% с момента введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ, право отказаться в одностороннем порядке от договоров аренды недвижимого имущества при условии надлежащего исполнения обязанностей по ним.

Расторжение договоров будет происходить без взимания с арендаторов платы, в том числе в виде неустойки, убытков и иных штрафных санкций, и сопровождаться возвратом обеспечительного платежа при его наличии и надлежащем исполнении арендатором обязательств, не связанных с выплатой арендных платежей. Также допускается заключение дополнительных соглашений о пролонгации договоров аренды на срок до одного года для добросовестных арендодателей государственного и муниципального имущества на прежних или не ухудшающих положение арендаторов условиях.

Заключения большинства комитетов не содержат серьезных замечаний, однако в некоторых из них отмечается необходимость доработки законопроекта ко второму чтению. Так, комитет по природным ресурсам считает оправданным распространить механизм заключения дополнительного соглашения для отсрочки или пролонгации на один год срока внесения платежей в отношении платежей за выкупленное субъектами МСП публичное имущество.

А субъектам МСП, которые арендуют недвижимое имущество, являющееся частной собственностью и предназначенное для ведения их основной предпринимательской деятельности, комитет предлагает разрешить направлять собственникам-арендодателям ходатайство об отсрочке или рассрочке внесения арендных платежей. «По крайней мере, речь может идти о невзимании платежей с арендаторов за время бездействия предприятия», — отмечается в его заключении.

Аналогичный подход, по мнению комитета, должен сохраняться в отношении взимания неустойки, убытков, иных штрафных санкций и обеспечительных платежей в случаях обращения арендатора о досрочном расторжении договоров аренды. В случае недостижения сторонами соглашения в течение 30 дней со дня направления ходатайства, предлагается разрешить таким арендаторам обращаться в арбитражный суд, который вправе принять соответствующее решение с учётом финансового состояния конкретного арендатора.

http://1prime.ru/state_regulation/20200508/831414847.html

Поделиться с другом

Минпромторг приглашает регионы к сотрудничеству

Соглашение о мерах поддержки - картинка 6

Соглашение о мерах поддержки - картинка 7

Минпромторгом разработано типовое Соглашение министерства и субъекта России о взаимодействии в сфере промышленной политики и политики в области торговой деятельности.

Цель заключения Соглашений – объединение и координация усилий Минпромторга и субъекта России при формировании и реализации промышленной политики и политики в области торговой деятельности.

Соглашение определяет общую стратегию, основные направления сотрудничества при формировании и реализации государственной промышленной политики и политики в области торговой деятельности, принципы, механизмы и формы взаимодействия сторон в части совершенствования законодательства и координации государственных программ региона и государственных программ Российской Федерации в сфере промышленности и торговли, а также реализации мероприятий по стимулированию промышленной и торговой деятельности на территории регионов России.

http://minpromtorg.gov.ru/activities/regions/format/r_1/

О дополнительных мерах поддержки бизнеса в Подмосковье

Соглашение о мерах поддержки - картинка 8

Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области опубликовало информацию о дополнительных мерах поддержки бизнеса в Подмосковье.

По информации министерства, больше всего из-за пандемии коронавируса пострадали предприниматели, работающие в сфере авиа- и автомобильных перевозок, а также малый бизнес, который связан со спортом и туризмом, предприятия, оказывающие бытовые услуги и сфера дополнительного образования. Этой категории уделяется особое внимание, предусмотрена отсрочка на полгода по кредитам и всем налогам кроме НДС. Кроме того, для этих сегментов бизнеса будет снижена арендная плата.

Все предприниматели могут воспользоваться отсрочкой по уплате аренды. Страховые взносы снижены с 30% до 15%. Можно взять беспроцентный кредит для выплаты зарплаты сотрудникам. Продлены сроки представления весенних налоговых деклараций на 3 месяца. Введен мораторий на любые проверки бизнеса.

«Мы оказываем прямую финансовую поддержку предпринимателям, возмещаем 50% затрат на покупку оборудования, а производителям масок и средств дезинфекции компенсируем 80%. Многие переживают, что не могут исполнить обязательства по контрактам и получат штрафы. Торгово-промышленная палата Московской области оперативно и бесплатно выдает предпринимателям заключения о возникновении обстоятельств непреодолимой силы», — рассказала министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Наталья Егорова.

Дополнительно Фонду развития промышленности Московской области выделено 400 млн. руб., эта мера позволит промышленным предприятиям получить льготное кредитование.

На 200 млн. руб. увеличивается Фонд микрофинансирования малого и среднего бизнеса региона. Данные средства позволят ускорить процесс восстановления предприятий, закупить сырье, дополнительное оборудование или же потратить на любые необходимые для работы услуги.

Подмосковный Фонд микрофинансирования снизил среднюю процентную ставку для малого и среднего бизнеса до 6% годовых и сможет предоставить микрозайм с отсрочкой уплаты основного долга и процентов. Так, предприятию из Домодедово уже выдано 5 млн. рублей на покупку оборудования для производства масок.

http://uzpp.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/08-04-2020-14-25-48-o-dopolnitelnykh-merakh-podderzhki-biznesa-v-podmo

Постановление правительства Москвы от 24 марта 2020 года № 212-ПП «О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности»

Изменения и поправки

В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 670-р, указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» Правительство Москвы постановляет:

1. Продлить срок уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 г. по налогу на имущество организаций и земельному налогу налогоплательщикам-организациям, осуществляющим деятельность в сфере общественного питания, туризма, культуры, физической культуры и спорта, организации досуга и гостиничного бизнеса, до 31 декабря 2020 г. (включительно).

2. Продлить срок уплаты торгового сбора за I квартал 2020 г. до 31 декабря 2020 г. (включительно).

3. Установить, что:

3.1. По обращениям организаций, осуществляющих виды деятельности в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной деятельности, организации досуга и социально-воспитательной работы с населением, такие организации освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, на срок временного приостановления деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (далее — указ Мэра Москвы).

От уплаты арендных платежей в соответствии с абзацем первым настоящего пункта освобождаются организации в отношении объектов недвижимости, цели предоставления по договору аренды которых соответствуют виду деятельности, указанному в абзаце первом настоящего пункта, при наличии документов, подтверждающих соблюдение указанной в договоре аренды цели предоставления объекта недвижимости.

3.2. По обращениям организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления гостиничных услуг, услуг в сфере общественного питания, туризма, таким организациям предоставляется отсрочка внесения арендной платы за апрель, май, июнь 2020 года по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с предельным сроком оплаты 31 декабря 2020 г.

Отсрочка внесения арендной платы в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, предоставляется организации в отношении объектов недвижимости, цели предоставления по договору аренды которых соответствуют виду деятельности, указанному в абзаце первом настоящего пункта, при наличии документов, подтверждающих соблюдение указанной в договоре аренды цели предоставления объекта недвижимости.

4. Органам исполнительной власти города Москвы обеспечить освобождение подведомственными государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями, казенными предприятиями) и государственными учреждениями города Москвы арендаторов от внесения арендной платы на срок временного приостановления деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в срок не позднее трех рабочих дней со дня обращения лиц, указанных в пункте 3.1 настоящего постановления.

5. Органам исполнительной власти города Москвы обеспечить предоставление подведомственными государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями, казенными предприятиями) и государственными учреждениями города Москвы арендаторам отсрочки внесения арендной платы за апрель, май, июнь 2020 года с предельным сроком оплаты 31 декабря 2020 г. по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в срок не позднее трех рабочих дней со дня обращения лиц, указанных в пункте 3.2 настоящего постановления.

6. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на период действия на территории города Москвы режима повышенной готовности обеспечить заключение Государственным унитарным предприятием города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина» в срок не позднее трех рабочих дней со дня обращения субъектов малого и среднего предпринимательства дополнительных соглашений, предусматривающих уменьшение на 50 процентов платы по договорам на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договорам на размещение нестационарного торгового объекта, заключенным в соответствии с приложением 5 к постановлению Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности».

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 1 и 2 настоящего постановления.

8. Пункты 1 и 2 настоящего постановления вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона, предоставляющего органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочие принимать решения о продлении сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогу) и местного сбора.

9. Установить, что действие пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего постановления.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В.

Мэр Москвы С.С.Собянин

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте «Российской Газеты» не является их официальной публикацией


http://rg.ru/2020/03/25/moscow-post212-reg-dok.html

Меры поддержки в связи с коронавирусной инфекцией: договоры аренды коммерческой недвижимости

Информируем вас об официальном опубликовании Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – «Закон»), в котором устанавливаются меры государственной поддержки в связи с последствиями распространения коронавирусной инфекции. Среди прочего, статья 19 Закона устанавливает меры поддержки для арендаторов недвижимости.

1 Право на отсрочку выплаты арендной платы

Пунктом 1 статьи 19 Закона Пунктом 1 статьи 19 Закона предусматривается, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта РФ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством РФ. Необходимо отметить несколько фактов, имеющих значение при применении данного правила.

Во-первых, рассматриваемая норма требует принятия специального постановления Правительства РФ. До этого момента арендатор не сможет воспользоваться правом на отсрочку.

Во-вторых, данная льгота распространяется на все договоры аренды вне зависимости от того, для какой цели имущество используется арендатором. Соответственно, на отсрочку смогут рассчитывать, например, арендаторы офисных помещений.

Критерием для получения отсрочки по смыслу закона является только момент его заключения. Договор должен быть заключен до момента принятия акта регионального уровня о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ. Применительно к г. Москве это 5 марта 2020 года 1 .

Стоит также отметить, что данная льгота не применяется автоматически, необходимо, чтобы арендодатель подписал соответствующее дополнительное соглашение. Такое решение, на наш взгляд, создает существенные риски отказа арендодателей от согласования таких отсрочек. В такой ситуации арендатору, вероятнее всего, придется продолжать платить арендную плату в обычном режиме, сохраняя право обратиться с иском о понуждении к подписанию дополнительного соглашения и компенсации причиненных убытков.

2 Возможность неоднократного изменения договора аренды в течение года

Пунктом 2 статьи 19 закона предусматривается, что размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года. Это правило введено, чтобы преодолеть ограничения п. 3 ст. 614 ГК РФ, которые иногда трактуются как запрещающие изменение арендной платы более одного раза в год даже по соглашению сторон. Это нововведение позволит сторонам договора во всех случаях гибко отрегулировать размер арендной ставки в зависимости от конкретных обстоятельств.

3 Право на уменьшение арендной платы при невозможности использования арендованного имущества

Пунктом 3 статьи 19 Закона предусматривается, что арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта РФ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ.

Данная норма не является достаточно определенной, мы ожидаем большое количество споров в связи с ее применением. Во-первых, в отличие от пункта 1, содержащего указание на обязанность арендодателя согласовать отсрочку, данный пункт содержит указание только на право арендатора потребовать уменьшения арендной платы. Мы не исключаем толкования, предполагающего, что арендодатель вправе отказать в согласовании уменьшения арендной платы по данному пункту.

Также, данным пунктом, в отличие от двух предыдущих, не определено, какие договоры попадают под действие такой льготы. По общему правилу (п. 2 ст. 422 ГК РФ), новое правило должно применяться только к договорам, заключаемым после опубликования закона, т.е. к договорам, заключенным после 1 апреля 2020 года. Вместе с тем мы полагаем, что такое толкование противоречит цели Закона, соответственно, льгота должна применяться к любым договорам аренды. Данная норма не решает проблемы частичной невозможности использования имущества, с которой столкнулись многие арендаторы. Например, нельзя однозначно ответить, применима ли она к помещениям организаций общественного питания, которые в период их принудительного закрытия для посетителей, продолжили работать в формате dark kitchen.

Кроме того, закон не определяет никаких ориентиров снижения арендной платы, что также, вероятно, повлечет многочисленные споры. В такой ситуации мы можем рекомендовать арендаторам направить уведомления с приложением дополнительного соглашения о снижении арендной платы. Размер снижения арендной платы может быть подтвержден привлеченными экспертами. При этом у арендодателей в любом случае останется возможность не соглашаться со снижением размера арендной платы и оспаривать размер такого снижения.

1 Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».

Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.

Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

http://www.alrud.ru/publications/5e8c2ec25413e14537106376/

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений в РФ: Минфин предлагает инвесторам новую конструкцию

Успешное привлечение средств инвесторов возможно только в том случае, если они будут в достаточной степени уверены в безопасности своих инвестиций, для чего должны быть предусмотрены правовые гарантии сохранности инвестированных средств, а также обеспечена должная степень правовой определенности и прогнозируемость условий осуществления инвестиций. Минфин России разработал проект Федерального закона о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации, целью которого является повышение инвестиционной привлекательности российской экономики (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/10-18/00085307). Законопроект направлен на предоставление инвесторам, осуществляющим капиталовложения в инвестиционные проекты на территории Российской Федерации, необходимой правовой защиты, а также на создание для инвесторов дополнительных правовых гарантий прогнозируемости условий ведения ими своей деятельности при реализации инвестиционных проектов и обеспечение эффективного использования государственного и муниципального имущества.

Основным нововведением законопроекта является включение в российскую правовую систему новой договорной конструкции, опосредующей инвестиционную деятельность, — соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Данная разновидность договоров не является чем-то новым, однако ранее соглашения о защите и поощрении капиталовложений заключались лишь между Российской Федерацией и иностранными государствами. Теперь же законопроект предусматривает возможность заключения Российской Федерацией и/или субъектом Российской Федерации соглашений о защите и поощрении капиталовложений с частными инвесторами.

Отметим, что действующее законодательство в области инвестиционной деятельности предусматривает целый ряд договорных конструкций, с помощью которых могут быть реализованы те или иные инвестиционные проекты на территории РФ. В качестве примеров можно привести специальные инвестиционные контракты, концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве. Предлагаемое Минфином правовое регулирование соглашения о защите и поощрении капиталовложений во многом схоже с правовым регулированием уже существующих правовых форм инвестиционной деятельности, однако оно имеет и некоторые особенности, отличающие соглашение о защите и поощрении капиталовложений от иных договорных конструкций.

Существенные условия соглашения

Законопроект предусматривает достаточно широкую сферу применения соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Предполагается, что в рамках таких соглашений будут реализовываться проекты в сферах сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых, обеспечения электрической энергией, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, строительства, транспортировки и хранения, а также в некоторых иных отраслях экономики.

В рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений инвестор берет на себя обязательство по осуществлению инвестиций в тот или иной проект, а Российская Федерация и/или субъект Российской Федерации обеспечивают стабильность условий реализации инвестиционного проекта и осуществляют меры государственной поддержки в случае, если это предусмотрено условиями соответствующего соглашения. Существенными условиями соглашения о защите и поощрении капиталовложений являются:

объект (объекты) инвестиционной деятельности;

обязательство инвестора вложить собственные инвестиции в проект в объеме и сроки, установленные соглашением;

обязательство инвестора профинансировать и реализовать проект в сроки и на условиях, установленные соглашением;

общий бюджет проекта;

обязательства Российской Федерации в случае необеспечения стабильности условий реализации проекта компенсировать инвестору убытки, причиненные вследствие исполнения организацией, реализующей проект, актов, ухудшающих положение инвестора;

порядок представления инвестором информации об исполнении обязательств по соглашению;

срок действия соглашения о защите и поощрении капиталовложений;

положения об ответственности сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств в рамках соглашения;

иные условия, которые предусмотрены Федеральным законом о защите и поощрении капиталовложений в РФ или которые стороны соглашения о защите и поощрении капиталовложений определят в качестве существенных.

Условия заключения соглашений

С инициативой заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений сможет выступить только инвестор, который для этого должен подать декларацию о реализации проекта (заявление) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

Законопроект определяет целый ряд требований к проекту, в отношении которого может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений.

Во-первых, инвестиционный проект в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений должен реализовываться в одной из сфер экономической деятельности, определенных законопроектом.

Во-вторых, общий бюджет проекта должен составлять не менее 10 млрд руб. (если Правительством РФ не установлены иные требования к общему бюджету проекта), при этом финансовое обеспечение реализации проекта должно осуществляться полностью или частично за счет средств инвестора, объем собственных инвестиций которого должен составлять не менее 3 млрд руб. (если Правительством РФ не установлены иные требования к объему собственных инвестиций).

В-третьих, инвестором в соответствии с установленным законодательством и его внутренними документами порядке не должно быть принято решение о начале реализации проекта в форме инвестиций в основной капитал (за исключением финансирования стадии изысканий и проектирования, а также вложений в создание (приобретение) результатов интеллектуальной деятельности).

Таким образом, соглашение о защите и поощрении капиталовложений может быть заключено только в отношении инвестиционного проекта в одной из определенных законопроектом сфер экономической деятельности, при этом сам проект должен иметь определенный масштаб и соответствовать финансовым показателям, установленным в законопроекте либо установленным Правительством РФ.

Порядок и сроки рассмотрения поданной инвестором декларации, а также сама процедура заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений законопроектом детально не урегулирована. Часть 5 ст. 9 законопроекта лишь определяет, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, разрабатывает проект соглашения о защите и поощрении капиталовложений на основании примерных форм, утвержденных Правительством РФ, и организует заключение соглашения в установленном Правительством РФ порядке. Таким образом, законопроект переносит регулирование порядка заключения соглашения на уровень подзаконных нормативно-правовых актов. В этой части правовое регулирование порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений в чем-то схоже с правовым регулированием специальных инвестиционных контрактов, порядок заключения которых утвержден постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708.

Срок действия, порядок изменения и расторжения соглашений

Часть 1 ст. 10 законопроекта предусматривает заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений на шесть лет, если объем собственных инвестиций не превышает 30 млрд руб., и 12 лет в отношении проектов, объем собственных инвестиций в которые составляет более 30 млрд руб. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений в отношении проектов, период инвестирования в основной капитал по которым превышает шесть лет, вне зависимости от объема собственных инвестиций заключается сроком на 18 лет (в указанный срок не входит год, в котором было заключено соглашение). При этом срок действия соглашения о защите и поощрении капиталовложений может быть продлен на шесть лет при условии, что инвестор принял обязательства по реинвестированию доходов по проекту в объеме не менее 1 млрд руб. в течение указанного периода.

Предполагается, что условия заключенного соглашения о защите и поощрении капиталовложений сохраняют силу в течение всего срока его действия и не подлежат изменению (ч. 8 ст. 9 законопроекта). Однако законопроект предусматривает несколько случаев, когда условия заключенного соглашения о защите и поощрении капиталовложений могут быть изменены сторонами. Во-первых, соглашение о защите и поощрении капиталовложений может быть изменено или прекращено в любое время по соглашению сторон. Во-вторых, соглашение может быть изменено по требованию инвестора в судебном порядке в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения. Перечень таких обстоятельств устанавливается самим соглашением о защите и поощрении капиталовложений.

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений может быть расторгнуто в одностороннем порядке по инициативе как Российской Федерации, так и инвестора. Часть 1 ст. 11 законопроекта определяет, что Российская Федерация вправе в судебном порядке отказаться от исполнения соглашения о защите и поощрении капиталовложений без возмещения ущерба сторонам соглашения в двух случаях:

в случае принятия судом решения о признании инвестора и (или) организации, реализующей проекты, несостоятельным (банкротом);

если продолжение реализации проекта может привести к нарушению основ конституционного строя, конституционных прав граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В свою очередь, инвестор может досрочно расторгнуть соглашение в судебном порядке без применения мер ответственности, установленных таким соглашением, в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения (перечень обстоятельств устанавливается соглашением).

Инвесторов защитят от изменений законодательства

Предполагается также внести изменения и в иные федеральные законы, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности, которыми предусмотренная законопроектом «дедушкина оговорка» будет распространена и на иные соглашения, опосредующие инвестиционную деятельность. В частности предлагается дополнить федеральные законы от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве », от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также некоторые иные федеральные законы положением о том, что инвестору (частному партнеру, концессионеру) гарантируется стабильность правовых условий осуществления деятельности по реализации инвестиционного проекта в соответствии с положениями законодательства о защите и поощрении капиталовложений с учетом особенностей, установленных соответствующими федеральными законами.

Законопроект предполагает установление единообразных гарантий стабильности правовых условий реализации инвестиционного проекта, распространяющихся не только на соглашения о защите и поощрении капиталовложений, но также и на иные соглашения, опосредующие инвестиционную деятельность. И хотя на этапе законопроекта сложно в полной мере оценить все преимущества новой вариации «дедушкиной оговорки», предложение по установлению единообразных правил в достаточно разрозненном инвестиционном законодательстве можно только поприветствовать.

Преимущества новой конструкции пока не очевидны

Оценивая предложенные Минфином изменения, нельзя не отметить, что они требуют дальнейшей, более глубокой проработки, так как в текущем своем виде Законопроект не обеспечивает детального правового регулирования соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Основной недостаток законопроекта заключается в том, что предлагаемое правовое регулирование не позволяет определить, в чем же заключается ключевое преимущество соглашения о защите и поощрении капиталовложений для российских и иностранных инвесторов по сравнению с теми формами реализации инвестиционных проектов, которые существуют сегодня. Текст законопроекта не дает ответа на вопрос, почему Минфин предпочел ввести в российскую правовую систему новую договорную конструкцию вместо, например, дальнейшей проработки уже существующих правовых форм инвестиционной деятельности.

Далее, текст законопроекта в текущей редакции содержит достаточно много пробелов и бланкетных норм. Например, законопроект вообще не определяет порядок заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, отсылая к подзаконным нормативным актам Правительства РФ, которые еще только предстоит принять. Также законопроект, определяя, что сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений являются Российская Федерация и субъект РФ, не содержит норм, касающихся распределения полномочий между ними в части заключения и исполнения соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

В тексте законопроекта есть и ряд иных пробелов: например, декларируя наличие механизма возвратного налогового финансирования, законопроект не содержит норм, регламентирующих работу такого механизма, опять отсылая к подзаконным нормативным актам Правительства РФ, которые еще не приняты. Возможные меры государственной поддержки и порядок их применения также описаны достаточно скупо и не позволяют сделать каких-либо выводов о преимуществах соглашений о защите и поощрении капиталовложений по сравнению с иными формами инвестиционной деятельности.

Таким образом, в настоящее время невозможно оценить в полной мере, окажется ли действительно полезной новая договорная конструкция для российских и иностранных инвесторов. На данном этапе преимущества нового механизма инвестирования не столь очевидны, а без дополнительной работы над совершенствованием содержащихся в законопроекте норм разработчикам данного законопроекта будет сложно убедить текущих инвесторов отказаться от существующих механизмов инвестирования, которые уже апробированы на практике и имеют подробное правовое регулирование, в пользу нового соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

http://www.eg-online.ru/article/384559/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях