Содержание
- 1 НКО | 14 российских ресурсов где можно найти финансирование для социальных проектов (версия 2019 года)
- 2 14 российских ресурсов где можно найти финансирование для социальных проектов (версия 2019 года)
- 3 Выгода и общество: как развивается социальное предпринимательство
- 4 Участие бизнеса в программах социальной поддержки населения
- 5 Общественные организации в предоставлении социальных услуг: проблемы и перспективы
НКО | 14 российских ресурсов где можно найти финансирование для социальных проектов (версия 2019 года)
Александр Цыганков
Всего материалов: 221
14 российских ресурсов где можно найти финансирование для социальных проектов (версия 2019 года)
Ранее Теплица уже рассказывала о том, где можно искать финансирование для своих проектов. В этот раз мы решили сосредоточиться на тех возможностях, которые есть именно в России. Данная подборка предназначена для авторов социальных проектов.
Зачастую социальные предприниматели в России работают в рамках смешанной модели, создают одновременно и некоммерческую организацию, и коммерческую структуру, поэтому мы включили в список гранты и конкурсы как для НКО, коммерческих компаний, так и для физических лиц.
1. Всероссийский конкурс «Импульс добра»
Организатор: Фонд «Наше будущее».
Организаторы награждают участников конкурса за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства. Общий призовой фонд премии составляет не менее 1,6 млн рублей. Возможно участие в следующих номинациях:
- «За лидерство в продвижении социального предпринимательства»;
- «За личный вклад в развитие социального предпринимательства»;
- «За лучший молодежный проект в сфере социального предпринимательства».
2. Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель»
Организатор: Фонд «Наше будущее».
Для малого бизнеса, решающего проблемы в социальной сфере, которому нужны средства для запуска или развития проекта. Предоставляется беспроцентный заем до 10 млн рублей.
Проект должен содержать
- определенную степень новизны в подходе к решению социальных проблем или инновационную составляющую, подтвержденную патентом;
- иметь потенциал к тиражированию в других регионах РФ;
- быть направлен на создание финансово устойчивой бизнес-модели.
3. Программа «Неравнодушные соседи»
Организаторы: Фонд «КАФ» и благотворительная программа сети магазинов «ДИКСИ».
Цель программы – повышение качества локальной социальной среды, развитие добрососедства путем поддержки организаций – поставщиков социальных услуг. Приоритетными группами являются пожилые люди, дети-сироты, социально незащищенные семьи, малообеспеченные, многодетные.
Предварительный отбор заявок осуществляет фонд «КАФ», во втором туре проходит открытое голосование на сайте. Победитель голосования определяется большим количеством голосов. В каждом регионе программы определяется один победитель.
Бюджет программы формируется за счет части средств от продаж определенных продуктов, однако точную сумму организаторы не указывают.
4. Премия в области гражданской активности «Я – гражданин!»
Организатор: Общественная палата РФ.
Подавать заявки на участие в номинации «Социальное предпринимательство» могут лидеры НКО, руководители социальных проектов, публичные активисты, социально активные граждане. Организаторы будут оценивать результаты и перспективы развития реальных гражданских практик – их социальную значимость и масштабируемость. Призовой фонд премии 200 тысяч рублей.
5. Конкурс социальных стартапов SAP UP
Организатор: SAP СНГ.
Принять участие в конкурсе может социальное предприятие, ведущее свою деятельность по следующим направлениям:
- Экология;
- Мультикультура;
- Развитие территорий;
- Обеспечение равных возможностей;
- Культура;
- Образование,
- Медицина и здравоохранение;
- Здоровый образ жизни / Спорт;
- Новые технологии.
Обладатели трех призовых мест выиграют сертификат на поездку в Social Impact Lab в Берлине. Проект, выигравший Гран-при, получит грант 450 тыс. руб.
6. Конкурс социальных предпринимателей «Навстречу переменам»
Организаторы: Фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам» при поддержке Tele2, газеты Metro.
К участию в конкурсе приглашаются некоммерческие организации (заявка также может быть подана лично от социального предпринимателя как от физического лица). Организаторы ищут проекты, которые предлагают к осуществлению инновационные способы решения проблем детей и подростков. Каждая заявка оценивается по трем категориям: выявленная проблема, предложенное решение и потенциал самого заявителя.
В рамках каждой категории есть критерии для прохождения на следующий этап конкурса.
По итогам конкурса будут выбраны 4 победителя, которых включат в программу поддержки социальных предпринимателей «Инкубатор». Программа «Инкубатор» включает в себя помощь наставников, а также грант для начального финансирования проекта (общая сумма грантового фонда конкурса составляет 1,2 млн рублей).
7. Конкурс на получение субсидий для НКО
Организатор: Комитет общественных связей Москвы.
В рамках конкурса распределяется более 200 млн рублей. Конкурс предназначен именно для НКО, физические лица, коммерческие организации и общественные объединения, не являющиеся юридическими лицами, не могут подать заявку.
Приоритетными направлениями конкурсного отбора являются:
- развитие добровольчества;
- сохранение культурного и исторического наследия;
- помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций;
- работа с детьми в области физического и интеллектуального развития;
- проекты в сфере урбанистики и повышения качества жизни горожан;
- экология.
Подробнее со-нко.москва
8. Конкурс «Прямые инвестиции в социальное предпринимательство»
Организатор: Фонд «Наше будущее».
Фонд приобретает акции или долю в уставном капитале компании-победителя конкурса на сумму до 50 млн рублей. Условия возврата инвестированных средств и выхода из проекта обсуждаются индивидуально с собственником проекта.
Участниками конкурса могут быть юридические лица – коммерческие организации, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Доходность проекта должна быть не менее 10% годовых на вложенный капитал.
9. Конкурс социально-предпринимательских проектов Social Impact Award
Организатор: Impact Hub Moscow.
К конкурсу принимаются проекты на стадии идеи или ранней разработки, не получавшие ранее финансовую поддержку от других организаций. Все члены команды проекта должны быть не старше 30 лет.
После первичного отбора участники конкурса проходят инкубационную образовательную программу 90 Days Challenge. В финале будут выбраны 3 победителя, которые получат денежную премию, а также возможность поехать в Вену на встречу с победителями конкурса из других стран.
Подробнее .
10. Конкурс «Создавая возможности»
Организатор: Фонд «КАФ».
Принимаются заявки проектов от НКО, направленных на создание и развитие возможностей для реализации потенциала социально незащищенных групп населения (пожилых людей, взрослых людей с инвалидностью по слуху и зрению) или на повышение доступности среды. У конкурса также есть региональные ограничения. Общая сумма, распределяемая в рамках конкурса, составляет около 12 млн рублей.
11. Конкурс социально значимых проектов Москвы
Организатор: Московское региональное отделение Общероссийского народного фронта.
В рамках конкурса распределяются гранты среди некоммерческих неправительственных организаций. Тематика проектов должна быть связана с поручениями и указами Президента России и относиться к следующим направлениям:
- «Здоровье горожан»;
- «Образовательная среда»;
- «Культурная повестка города»;
- «Городская комфортная среда»;
- «Общество и власть».
Сумма гранта на реализацию одного проекта составляет не более 1 млн рублей.
12. Конкурс по распределению президентских грантов некоммерческим организациям
Организатор: Общественная палата РФ.
Гранты президента распределяются через грантооператоров (организации, выдающие деньги), к примеру, в прошлом году ими были Российский союз молодежи, Лига здоровья нации, Общество «Знание» России, Союз пенсионеров России и Союз женщин России. Гранты выделяются на проекты по таким направлениям, как
- реализация программ дополнительного профессионального образования;
- развитие научно-технического и художественного детского и молодежного творчества;
- развитие и поддержка массового студенческого спорта;
- формирование здорового образа жизни;
- охрана здоровья;
- охрана окружающей среды и формирование экологической культуры;
- социальная поддержка людей с ограниченными физическими возможностями;
- развитие и укрепление институтов местного самоуправления;
- внедрение современных электронных технологий демократии;
- развитие информационно-образовательных ресурсов, способствующих повышению общественной активности граждан и укреплению институтов гражданского общества;
- реализация проектов в области гражданского образования;
- развитие механизмов общественного контроля;
- повышение качества жизни людей пожилого возраста;
- социальная поддержка пенсионеров;
- социальная поддержка граждан Российской Федерации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
13. Конкурс Lipton Goodstarter
Организатор: Unilever.
На конкурс можно подать идею социально полезного проекта, у которого есть коммерческий потенциал. Из всех заявок организаторы отбирают понравившиеся, после чего начинается голосование пользователей на сайте. Победителю достается приз в размере 300 тысяч рублей.
14. Конкурс микрогрантов Awesome Foundation
Awesome Foundation – международное сообщество, идеей которого является поддержка общественно значимых проектов. Попечители фонда каждый месяц формируют грант в 30 тысяч рублей и инвестируют его в понравившийся проект. Претендентам надо оставить заявку на сайте, заявки на грант принимаются каждый месяц.
http://te-st.ru/2016/12/21/where-to-look-for-funding-for-social-projects-in-russia/
Выгода и общество: как развивается социальное предпринимательство
Летом этого года социальное предпринимательство (СП) получило в российском законодательстве официальный статус и было выделено в отдельную область малого и среднего предпринимательства (МСП). Закреплена законодательно и деятельность социального предприятия.
Согласно новой редакции закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», инициированной Минэкономразвития РФ, такой бизнес направлен на трудоустройство социально не защищенных групп (людей с ограниченными возможностями, сирот, пенсионеров, беженцев, переселенцев и т.п.), производство товаров (работ, услуг) для таких категорий граждан, достижение общественно полезных целей.
По оценке заместителя генерального директора по продвижению новых проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольги Захаровой, в настоящий момент в стране насчитывается порядка 70 тыс. предприятий, которые потенциально соответствуют критериям социального предприятия. Точный перечень компаний с этим статусом в Едином реестре субъектов МСП должен появиться уже в апреле 2020 года.
Важно не пропустить установленные законом сроки подачи документов для включения в реестр — до 1 марта 2020 года, говорит директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева. В дальнейшем, по ее словам, это даст социальным предпринимателям возможность получить господдержку.
Социальный бизнес, как и любой другой, вырастает из решения конкретных проблем потребителей, но при этом решает проблемы социально уязвимых категорий населения. Порой он и вовсе рождается из благотворительности, считает Ольга Захарова: «Это своего рода эволюция благотворительных проектов — финансово устойчивые проекты, направленные на решение социальных задач».
Социальные предприниматели — наиболее активная часть сообщества, считает менеджер проектов Центра общеакадемических образовательных инициатив Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС Анна Бурашникова: «Они видят проблемы в сообществе и готовы проявить инициативу в их решении». Но это отнюдь не благотворительность, отмечает она.
Сильной стороной социального предпринимательства является поиск нестандартных бизнес-моделей и механизмов, отмечает в статье в журнале «Мир социального предпринимательства» (2019) директор Центра социального предпринимательства НИУ ВШЭ Александра Московская. При этом предприятия такого типа отличаются высокими коммерческой устойчивостью, уровнем оптимизма и ростом объемов продаж, ссылается она на опыт Великобритании, где господдержка и статистика развития СП ведется более десяти лет.
Начало институционализации социального предпринимательства в России связывают с основанием в 2007 году главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд и сегодня предоставляет гранты и беспроцентные займы социальным проектам. В 2012 году, отмечают в НИУ ВШЭ, термин «социальное предпринимательство» впервые появился в федеральных нормативных документах.
Вступление в 2015 году в действие закона «Об основах социального обслуживания граждан» (442-ФЗ), направленного на развитие негосударственного сектора и конкуренции в сфере социального обслуживания, стало еще одним стимулом для СП.
Нынешний этап развития социального бизнеса, по мнению Александры Московской, связан с более глубоким пониманием «социальности» бизнеса — не через отраслевую принадлежность, а через социальное назначение предприятия (куда направляется прибыль, какие блага получают целевые группы, где находятся целевые группы в цепочке производимого СП блага) и закладывает основу гибкости его регулирования.
Спектр задач
Социальные предприниматели решают широкий спектр социальных задач: от дошкольного образования до ухода за тяжелобольными людьми, говорит директор департамента акселерационных программ Фонда поддержки социальных проектов Дмитрий Богданов.
Центр поддержки социальных инноваций и предпринимательства Impact Hub Moscow выделяет три самых востребованных направления в этой отрасли: образовательные услуги для людей разного возраста; трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья; экологические проекты.
Государственные фонды поддерживают общественно значимые проекты не только финансово. Фонд поддержки социальных проектов АСИ запустил бесплатную обучающую онлайн-программу для новичков в социальной сфере. При фонде работает акселератор, деятельность которого направлена на повышение бизнес-компетенций, поиск новых каналов монетизации, «упаковку» проектов для привлечения инвесторов.
Всероссийский акселератор социальных инициатив RAISE на конкурсной основе готовит, поддерживает и сопровождает социально ориентированных предпринимателей из молодежной студенческой среды.
Господдержка реализуется и через центры инноваций социальной сферы в регионах. Правительство Югры в 2016 году запустило пилотный проект «Социальные инвестиции» с фондом региональных социальных программ «Наше будущее».
Сегодня СП может воспользоваться, по сути, мерами господдержки малого и среднего бизнеса, предусмотренными нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», — например, через центры «Мой бизнес». Однако вступление в силу поправок в закон о МСП обещает расширение программ поддержки для социально ориентированного бизнеса. По крайней мере, как ранее заявляла гендиректор Корпорации МСП Наталья Ларионова, в корпорации ждали принятия закона.
Законом предполагается, в частности, содействие СП в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, проведении ярмарок, деловых конгрессов и выставок.
«Необходимо продолжать развивать коммуникацию между государством и малым бизнесом, делать ее более понятной и доступной, чтобы предоставляемые возможности были более востребованными», — говорит сооснователь и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая.
Совместно с государством
В государственной социальной сфере бизнес способен совершить настоящую революцию, считает Ольга Захарова: повысить доступность, ассортимент и качество услуг, а также оптимизировать бюджетные расходы. «Развитие социального предпринимательства позволяет сформировать экосреду, где во главу угла поставлено не извлечение прибыли, а создание лучших условий для людей с использованием всех имеющихся ресурсов — государства, бизнеса, общества», — считает она. При этом социальный бизнес, госполитика в социальной сфере и благотворительные проекты не соперничают, а дополняют друг друга.
Важно открывать для негосударственных поставщиков рынок бюджетных социальных услуг: детские сады, дополнительное образование, услуги сиделок и многое другое, говорит генеральный директор Фонда социальных инвестиций и член правления «Опоры России» Сергей Голубев.
«Было бы здорово сделать своего рода лабораторию с пилотами для социальных предпринимателей в одной или нескольких госструктурах, — говорит начинающий социальный предприниматель, создатель развивающих наборов для детей Landybox Елена Тимохина. — На примере моего проекта это могла бы быть закупка коробочек Landybox и занятия по ним в отдельно взятом детском саду, обкатка решения, а затем его масштабирование. Подобные лаборатории есть у многих корпораций, было бы интересно воплотить это и с государством».
«Успешный социальный предприниматель — ценный консультант для государства, способный мыслить вне шаблона и находить неординарные решения социальных проблем», — уверена Екатерина Халецкая. К тому же, уточняет она, принятие поправок к закону о МСП способствует росту интереса СМИ к теме социального предпринимательства. А значит, о нем узнает больше людей, и число социальных предпринимателей вырастет. Это очень важно, указывает Анна Бурашникова: «Придание социальному предпринимательству юридического статуса позволит более четко идентифицировать его в информационном пространстве. Население нашей страны пока с трудом различает понятия «благотворительность», «социальное предпринимательство» и «бизнес в социальной сфере».
На краудфандинговой площадке Planeta.ru в 2015 году по инициативе фонда «Наше будущее» появилась отдельная категория проектов «Социальное предпринимательство». Это было сделано для того, чтобы люди лучше представляли себе, что такое вообще социальное предпринимательство как явление, рассказывает PR-директор Planeta.ru Наталья Игнатенко. Однако после «легализации» понятия на государственном уровне оно найдет поддержку у гораздо большего количества людей.
Просто поговорить
В числе ключевых проблем, обозначенных участниками рынка, — нехватка коммуникации, низкий уровень информированности, отсутствие механизмов, которые позволяли бы сделать поддержку социальных предпринимателей эффективной, говорит Ольга Захарова.
«Взаимодействие с государством необходимо как минимум для сопоставления позиций, методов и подходов при решении социальной проблемы. Социальные предприниматели никогда не отказываются от поддержки, прежде всего имущественной (льготной аренды, в первую очередь) и налоговой», — отмечает Дмитрий Богданов.
Кроме того, социальное предпринимательство — крайне сложная сфера бизнеса, со своей спецификой. «У производителей средств технической реабилитации, например, нередко различаются клиенты (те, кто платит) и благополучатели (те, кому нужен продукт). Им нужно проводить разные маркетинговые кампании для этих целевых аудиторий, активно взаимодействовать с Фондом социального страхования и многое другое», — рассказывает Сергей Голубев.
Еще одна проблема основателей социальных стартапов — эмоциональное выгорание. Поэтому важна помощь сообщества единомышленников, которое формируется благодаря площадкам-посредникам и образовательным проектам, обращает внимание Екатерина Халецкая.
http://plus.rbc.ru/news/5dc192557a8aa936c82d2fed
Участие бизнеса в программах социальной поддержки населения
социологические науки
- Тикунов Антон Александрович , студент
- Елисеев Дмитрий Сергеевич , студент
- Рязанский государственный радиотехнический университет
- СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
- CОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
Похожие материалы
В настоящее время участие бизнеса в программах социальной поддержки населения приобретает все большую популярность. Это направление становится актуальным для предпринимателей и находит свое развитие не только в экономических центрах страны, таких как Москва и Санкт-Петербург, но и в регионах. Так, в г. Рязани участие бизнеса в программах социальной поддержки населения г. Рязани принимает разные формы — это и поддержка лиц с ограниченными возможностями, и предоставление льгот пенсионерам и многодетным семьям.
Приведем некоторые примеры участия бизнеса в программах социальной поддержки территорий.
Из центра области в отдаленные населенные пункты регулярно отправляется социальный автопоезд «Забота и здоровье». Для перевозок привлекаются коммерческие городские автоперевозчики. Такое мероприятие является оригинальной инициативой Министерства социальной политики Рязанской области [1] .
Благотворительным фондом «Старшее Поколение» разработаны и реализуются следующие благотворительные программы [2] :
- «Программа оказания помощи малообеспеченным пожилым людям и иным лицам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию», целью которой является оказание помощи лицам пожилого возраста, признанным в установленном законом порядке малоимущими и нуждающимися, также оказание помощи и иным лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- «Программа оказания бесплатной юридической помощи гражданам», в рамках которой осуществляется бесплатное оказание юридической помощи, в частности: устные консультации по актуальным юридическим вопросам, подготовка жалоб, претензий, исковых заявлений в сфере гражданско-правовых отношений. В 2018 году по указанной программе была оказана бесплатная юридическая помощь более 50-ти гражданам, путем привлечения специалистов, которые в качестве волонтеров, участвовали в деятельности фонда.
- Программа «В городском саду играет духовой оркестр», целью которой является аккумулирование средств для организации и участия в социальной поддержке пожилых людей, путем организации досуга для пожилых людей, как для наиболее социально незащищенной категории граждан.
В течение весенне-летнего периода 2018 года с июня по август на открытой площадке Центрального парка культуры и отдыха Рязани (ЦПКиО) с привлечением физических лиц, обладающих навыками использования духовых и ударных инструментов, оказывающих услуги на безвозмездной основе, были организованы культурно-массовые мероприятия с репертуаром военной музыки, маршей, вальсов и другой музыки.
В течение 2019 года Благотворительным фондом «Старшее Поколение» планируется деятельность по реализации указанных выше программ, активное участие в грантах на предоставление субсидий по программам поддержки социально значимой деятельности некоммерческих организаций, а также разработка и реализация других программ.
С 2012 года в г. Рязани функционирует социальная программа «Забота», благодаря которой жители города, нуждающиеся в социальной поддержке, получают возможность приобретать продукты местных производителей по сниженным ценам.
Реализатором программы являются Рязанская торгово-промышленной палата при поддержке администрации города Рязани. В настоящее время выдано порядка 80 тысяч социальных карт инвалидам I и II групп, труженикам тыла, инвалидам и участникам ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, семьям с детьми-инвалидами, многодетным семьям.
Среди коммерческих организаций (частников программы «Забота») — магазины «Алфавит», «Барс», «Продукты», «Галактика», различные ателье, парикмахерские (средняя цена стрижки — 100 рублей), химчистки, прачечные, аптечные пункты и другие.
Необходимость развития данного проекта объясняется следующим. Согласно данным, предоставленным специалистами, отвечающими за назначение пенсионных выплат в Отделении Пенсионного фонда РФ, на данный момент получателями пенсий по линии ПФР являются 386 475 жителей Рязанской области, что составляет более 34% от численности всего населения нашего региона [3] . Это как раз лица, нуждающиеся в социальной поддержке.
Целевые группы проекта предлагается расширить. Ими могут быть участники ВОВ, вдовы участников ВОВ, труженики тыла, бывшие узники концентрационных лагерей, дети тех родителей, которые были реабилитированы после репрессий, инвалиды всех групп, семьи с детьми с ограниченными возможностями, семьи с 3-мя и более детьми, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, ветераны труда, вдовы погибших в локальных конфликтах, все жители города свыше 70 лет.
Для развития участия бизнеса в социальной поддержке более широких слоев населения региона необходимо повысить информативность о наличии программы путем ее цифровизации:
- создать сайт с наглядным представлением скидок среди участников программы «Забота», а в последствие — и мобильное приложение;
- подготовить версию сайта для слабовидящих;
- организовать дополнительный выпуск карт (количество будет уточняться).
Совершенствование социальной программы «Забота» целесообразно начать с проектирования фирменного стиля и структуры сайта, а именно:
- Систематизация в управлении всеми атрибутами фирменного стиля, приводя сайт в единые стилистические рамки, тем самым повышая ее узнаваемость, способствуя формированию четкого и верного образа;
- Размещение объявлений в газетах муниципальных образований;
- Информирование пенсионеров и других социальных групп в ходе различных городских мероприятий;
- Презентация готового сайта в торгово-промышленной палате;
Перед процессом разработки дизайна сайта будет проведена очная встреча в торгово-промышленной палате с предпринимателями с учетом их личных пожеланий и внесении корректив при внедрении данного проекта.
В качестве источника финансирования выступают средства торгово-промышленной палаты. Для привлечения новых покупателей будет проведена рекламная кампания в печатных изданиях и интернете: рассылка объявлений в популярные газеты и официальные группы социальных сетей Instagram, ВКонтакте, Одноклассники, а также адресная рассылка объявлений для личного взаимодействия с потенциальными клиентами. Объявления будут содержать в себе информацию об актуальности и целесообразности реализации проекта и о преимуществах взаимодействия.
Календарный план реализации расширения программы «Забота» представлен в таблице 1.
Календарный план реализации проекта (основные мероприятия)
http://novainfo.ru/article/16624
Общественные организации в предоставлении социальных услуг: проблемы и перспективы
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 19.01.2016 2016-01-19
Статья просмотрена: 2429 раз
Библиографическое описание:
Милославский, В. Г. Общественные организации в предоставлении социальных услуг: проблемы и перспективы / В. Г. Милославский, В. С. Герасимов, А. Е. Жмурко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 550-552. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25408/ (дата обращения: 12.05.2020).
В современном мире некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества. Некоммерческие организации (НКО) занимаются оказанием социальных услуг населению, общественно-значимой деятельностью, защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы. НКО — катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством. Это, в свою очередь, способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, гражданской солидарности, формированию активной жизненной позиции, развитию самоорганизации и самоуправления.
НКО активно предоставляют, прежде всего, социальные услуги, среди которых на примере можно рассмотреть:
предоставляющие безвозмездные услуги в социальной сфере наиболее нуждающимся группам населения: бездомным, безработным, беженцам и т. д.; (НКО с социальной направленностью, благотворительные фонды и организации, национально-культурные организации) [1];
организации гражданского контроля, содействующие развитию законотворчеству (Молодежные парламенты [2], молодежные правительства [3], юридические молодежные клубы);
организации, защищающие права человека (общественные организации по защите прав человека, правовые клиники, работающие на бесплатной или льготной основе) [4];
организации по сохранению и защите окружающей среды (экологические организации и клубы);
организации по развитию управленческих кадров, управленческой среды и инфраструктуры, площадки по обмену управленческими навыками, опытом и компетенциями (лекции, семинары, круглые столы) для повышения качества управленческих кадров [5].
Общественные организации практикуют дополнительное образование по различным направлениям, используя различные механизмы закрепления на практике полученных знаний по теории в виде: ролевых игр, мозговых штурмов, практическое проектирование, решение теоретических и реальных кейсов.
Также общественные организации практикуют различных подходы при передачи накопленного опыта и навыков:
- Интегративность — возможность объединения организации, высшей школы (института), коммерческих партнеров, органов власти и СМИ, вокруг одной темы, цели, проблемы или мероприятия, для максимально эффективного взаимодействия.
- Инклюзивность — погружение в обучающую среду, посредством ролевого взаимодействия, создание и решение реальных ситуаций в практической форме.
- Интерактивность — включенность всех участников в обучающий процесс с их активными ролями, что повышает эффективность обучения, и затрагивает практический опыт.
Стоит также отметить, что процесс повышения конкурентоспособности современной образовательной, социальной системы России, с развитие демократических основ, правового государства, на местном и федеральном уровне настоятельно требует обеспечения её значительного динамизма, высокой адаптивности к меняющимся внешним условиям, восприимчивости к различного рода инновациям, научно-техническому и общественному прогрессу. Это в полной мере относится ко всем составляющим общественной сферы, среди которых особое место занимают некоммерческие организации. По сравнению с коммерческими организациями, они ставят иные цели, используют особые механизмы взаимодействия с окружающим миром, управления и образования, что необходимо учитывать в процессе совершенствования их деятельности, при внедрении новых образовательных подходов, а также научно обоснованных принципов, функций и методов, для повышения гражданской социализации общества и становления демократических ценностей.
Основной акцент в стратегии развития НКО в последние годы делался на институциональное развитие третьего сектора, развитие его инфраструктуры, включающей организацию информационного обмена, открытие ресурсных центров, социальной бизнес — инкубации.
Если говорить об основной стратегии, избранной инфраструктурными НКО, формирующими условия для развития третьего сектора в целом, то она в последние годы развивалась в рамках идеи «социального партнерства» или Государственно-частного партнерства (ГЧП) в рамках связок общество-бизнес-власть. Специальным направлением этой стратегии являлась работа со средствами массовой информации, направленная на формирование позитивного имиджа НКО, и широкое включение населения в волонтерскую работу.
Реализация этой стратегии действительно способствовала тому, что в ряде регионов механизмы «социального партнерства» такие как государственный грант, государственный социальный заказ и т. п. наблюдается, пусть пока и слабая, тенденция повышения социальной ответственности бизнеса. По данным Агентства социальной информации, растет число упоминаний НКО в СМИ, а также появление общественных организаций, специализирующихся на сборе информации от НКО и её масштабирование (на примере молодежного информационного агентства МИР) [6]. Однако, реализация этой стратегии слабо способствовала широкому повышению интереса к деятельности НКО со стороны населения. Другими словами, российские НКО, в отличие от западных, не имеют устойчивой почвы в лице системной поддержки граждан, питающей их инициативы снизу.
Несмотря на позитивные тенденции, выявляется и ряд проблем в возможности системной работы НКО в предоставлении услуг:
- Большая часть общественных организаций в России не способны оказывать качественные услуги системно.
- Организации которые ведут деятельность по оказанию социальных услуг безвозмездно, не формируют из таких услуг продукт для социального предпринимательства для платежеспособной части населения.
- НКО не хватает материальных и кадровых ресурсов для дальнейшего качественного, количественного и профессионального роста
- Лучшие практики, созданные в регионах, не ретранслируются в другие регионы (слабые площадки для тиражирования практик)
Стоит также отметить большую зависимость общественных организаций от регионального и федерального финансирования по проектным программам. С одной стороны это позволяет организациям функционировать и выполнять социально значимые функции, которые мы рассмотрели на примере некоторых организаций. С другой стороны это расслабляет организации с точки зрения способности функционировать самостоятельно без дополнительного финансирования, искать выгодные партнерства, разрабатывать дополнительные продукты, использовать модели ГЧП, и ставит организации в зависимость только от побед в грантах.
На примере СРОО по поддержки гражданских инициатив «Общественный институт развития» можно выделить несколько дополнительных линий используемые для развития организации:
поиск новых партнерств на взаимовыгодных условиях, для изменения и совершенствования общественный среды через реализацию проектов;
организация модельных школ и программ финансируемые за счет организации и партнеров, что в дальнейшем участникам таких программ, дает возможность трудоустройства к партнерам с уже необходимыми навыками;
организация и проведения совместно с юридическими компаниями льготных и бесплатных консультаций для социально незащищенных слоев населения;
консультация на льготных условиях по социальному и бизнес проектированию;
консультации по ресурсному управлению проектами организаций;
проведение лекций и семинаров от экспертов организации для студентов на бесплатной основе, для руководителей коммерческих компаний на льготных условиях, для развития конкуренции;
совершенствование и развитие новых направлений деятельности на льготных и бесплатных условиях;
проведение исследований общественного мнения по заказам коммерческих компаний и т. д.
Таким образом, организация способна с одной стороны выполнять социально значимые функции, оказывать услуги бесплатно для незащищенных слоев, снижать социальную напряженность. С другой стороны оказывая услуги на коммерческих и льготных основаниях для платежеспособного населения и коммерческих компаний, организация самофинансирует внутренние программы, обеспечивает дальнейшее качественное и количественное развития организации и расширяет сеть партнеров, контролирует и повышает стандарт качества своих услуг. Таким образом, организация способна исполнять свои социальные функции без получения дополнительной поддержки.
В рамках кризисных явлений 2015 года НКО начали осваивать программы по переквалификации персонала, подбору вакансий исходя из профориентации человека. В кризисное время деятельность общественных организаций особо значима, так как влияют на снижение общественно-политической напряженности, консультируют граждан бесплатно или на льготной основе по открытию бизнеса, по юридическим делам, проводят обучения студентов и молодежи вне обучающих программ ВУЗов, максимально адаптируя теоретические знания в область практики, организуют волонтерские группы для помощи нуждающимся. НКО в таком случаи, при увеличении масштаба деятельности, системности и институциональной поддержки, способны стать новым драйвером развития экономики.
Добавить комментарий