WordPress

Социальная поддержка оказывается гражданам

Социальная поддержка оказывается гражданам - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Социальная поддержка оказывается гражданам". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Какие виды государственной социальной помощи предусмотрены для разных категорий граждан?

Инвалидам, участникам ВОВ и иным льготным категориям граждан предоставляется набор социальных услуг. Неработающим пенсионерам может производиться социальная доплата к пенсии. Семьи и одиноко проживающие граждане с доходами ниже установленной величины имеют право на государственную социальную помощь на основании социального контракта. Некоторые категории граждан имеют право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат в соответствии с региональным законодательством.

Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. ст. 1, 7, 12 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

Рассмотрим далее основные виды государственной социальной помощи на федеральном и региональном уровнях и категории лиц, которым она предоставляется.

Государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг

Набор социальных услуг включает (ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ; п. 1 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328; Приказ Минтруда России N 301н, Минздрава России N 449н от 10.07.2013):

обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по соответствующим рецептам, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний в определенные санаторно-курортные организации;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Право на получение набора социальных услуг имеют следующие лица (ст. ст. 6.1, 6.7 Закона N 178-ФЗ):

ветераны боевых действий;

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, на строительстве военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале ВОВ в портах других государств;

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

От набора соцуслуг можно отказаться в пользу денежного эквивалента (ч. 3, 4 ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ).

Справка. Стоимость ежемесячного набора соцуслуг

С 01.02.2019 общая стоимость набора социальных услуг составляет 1 121,42 руб., из них (ч. 1 ст. 6.5 Закона N 178-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 24.01.2019 N 32):

863,75 руб. — на лекарства, медицинские изделия, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;

133,62 руб. — на санаторно-курортное лечение;

124,05 руб. — на проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Федеральные и региональные социальные доплаты к пенсии

Получателями социальной доплаты к пенсии являются неработающие пенсионеры, общая сумма материального обеспечения которых меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ (ч. 1, 4, 5 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ; п. 4 ст. 4 Закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ).

Справка. Величина прожиточного минимума пенсионера в 2019 г.

Величина прожиточного минимума пенсионера на 2019 г. в целом по РФ составляет 8 846 руб., в г. Москве — 12 115 руб. (ч. 5 ст. 8 Закона от 29.11.2018 N 459-ФЗ; ст. 1 Закона г. Москвы от 31.10.2018 N 22).

При расчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются: пенсия, срочная пенсионная выплата, дополнительное материальное обеспечение, ежемесячная денежная выплата, включая стоимость набора социальных услуг, и иные региональные меры социальной поддержки, устанавливаемые в денежном выражении. Меры социальной поддержки, предоставляемые единовременно, в расчет не принимаются (ч. 2 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта

Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим (семьям или одиноко проживающим гражданам), а также иным гражданам со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ (ч. 1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ).

В Москве социальная помощь на основе социального контракта оказывается малоимущим, находящимся в трудной жизненной ситуации (ст. 19.1 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 34; п. 3.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.04.2011 N 100-ПП).

При этом под трудной жизненной ситуацией понимается, в частности, инвалидность, неспособность к самообслуживанию, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение в семье и т.п. (разд. 1 Порядка N 100-ПП).

Социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде (разд. 4 Порядка N 100-ПП):

натуральной помощи (товары, необходимые для выхода семьи из трудной жизненной ситуации, либо сертификаты на приобретение данных товаров на предприятиях потребительского рынка);

социальных услуг, способствующих выходу семьи из трудной жизненной ситуации.

В Московской области социальная помощь на основании социального контракта предусмотрена в виде денежных выплат. Ее размер определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, но не может превышать 60 000 руб. (ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Закона МО от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ).

Государственная социальная помощь в виде денежных выплат

В Московской области государственная социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат. В зависимости от размера среднедушевого дохода на нее вправе претендовать (ч. 1 ст. 2 Закона МО N 189/2013-ОЗ):

малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане;

семьи, состоящие из пенсионеров, и одиноко проживающие пенсионеры;

семьи, состоящие из ветеранов ВОВ, и одиноко проживающие ветераны ВОВ.

Размер государственной социальной помощи определяется в виде разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения, к которым относятся члены семьи (одинокий гражданин), и общим доходом семьи (одинокого гражданина).

При этом размер денежных выплат на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 руб. и не должен превышать 1 000 руб. в месяц или 6 000 руб. в календарном году. Для одиноко проживающего ветерана ВОВ или члена семьи, состоящей из ветеранов ВОВ, выплата не может быть менее 300 руб. и не должна превышать 1 000 руб. в месяц или 7 000 руб. в календарном году (ч. 1 ст. 4 Закона МО N 189/2013-ОЗ).

Справка. Величина прожиточного минимума в Московской области

Величина прожиточного минимума за III квартал 2019 г. в Московской области составила (п. 1 Постановления Правительства МО от 13.12.2019 N 958/43):

в расчете на душу населения — 12 897 руб.;

для трудоспособного населения — 14 300 руб.;

для пенсионеров — 9 660 руб.;

для детей — 12 540 руб.

Законодательством Московской области предусмотрена возможность получения экстренной социальной помощи в виде единовременных денежных выплат малоимущим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной или кризисной ситуации.

Претендовать на экстренную социальную помощь вправе семья или одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, семья или гражданин, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой вред здоровью, либо семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы (п. п. 1 — 3 ч. 1 ст. 1.1, ст. 2.1 Закона МО N 189/2013-ОЗ; п. 2 Порядка, утв. Постановлением Правительства МО от 20.07.2015 N 585/27).

Экстренная помощь оказывается, в частности, в следующем размере (ст. 4.1 Закон МО N 189/2013-ОЗ):

одиноко проживающему гражданину — не более 10 000 руб.;

семье — не более 7 000 руб. на каждого члена семьи;

гражданину, попавшему в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), — не более 50 000 руб.;

семье, попавшей в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), — не более 30 000 руб. на каждого члена семьи.

В прочих случаях экстренная социальная помощь оказывается в размерах, установленных распоряжением Губернатора Московской области и не превышающих 2 000 000 руб.

http://zen.yandex.ru/media/id/5e0df57c3642b600afd34f3a/5e2923cd3639e600b7f85cfd

Федеральный закон от 17 июля 1999 . N 178-ФЗ г. Москва «О государственной социальной помощи»

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года
Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия — имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

компенсация — возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного и рационального использования бюджетных средств.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации;

формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи;

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.

Статья 5. Источники оказания государственной социальной помощи

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.

В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Периоды оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Порядок назначения государственной социальной помощи

1. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

2. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

4. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия — Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Отказ в назначении государственной социальной помощи

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Статья 10. Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи

1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

2. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

3. Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Статья 11. Размер государственной социальной помощи

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъектов Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи

1. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

2. Органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

http://rg.ru/1999/07/23/socpomosch-dok.html

Материальная помощь от соцзащиты

Материальной помощью являются разовые или регулярные меры поддержки для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Выплачивается материальная помощь на основании Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Так как реализация этого закона является полномочием субъектов РФ, точный перечень оснований для выплаты и размеры материальной помощи утверждаются нормативными актами в регионах.

Материальная денежная помощь для граждан в тяжелой жизненной ситуации

В соответствии со ст. 7 Закона № 178-ФЗ, правом на получение социальной помощи за счет государства или регионов имеют граждане, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, утвержденного субъектом РФ. В этот список входят малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, ряд иных категорий льготников.

Основным видом материальной помощи являются денежные выплаты или оказание поддержки в натуральной форме на период преодоления тяжелой жизненной ситуации. Перечень критериев для подтверждения такой ситуации утверждают субъекты РФ. Обычно это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность малообеспеченной семьи или одиноко проживающего гражданина, связанная со следующими обстоятельствами:

  • достижение одним из членов семьи (одиноко проживающим гражданином) возраста 65 лет и старше;
  • наличие у одного из трудоспособных членов семьи или у одиноко проживающего гражданина статуса безработного (нужно подтвердить регистрацию в ЦЗН);
  • один из членов семьи или одиноко проживающий гражданин является инвалидом, ребенком-инвалидом;
  • наличие в составе семьи несовершеннолетнего ребенка или детей.

Материальная помощь выплачивается единовременно в размере, необходимом для преодоления тяжелой жизненной ситуации.

В нормативных актах субъектов РФ утверждается список направлений для оказания помощи в денежной или натуральной форме. Например, в Москве в этот перечень входит:

  • единовременная денежная выплата в связи с чрезвычайными обстоятельствами — пожар, затопление в единственном жилом помещении, кража личного имущества, смерть близкого родственника;
  • компенсация непредвиденно понесенных затрат на оплату дорогостоящих медицинских услуг по жизненно важным показаниям, если они не предоставляются бесплатно;
  • выделение средств на приобретение жизненно необходимых дорогостоящих препаратов и изделий медицинского назначения по рецептам врачей;
  • выделение помощи на приобретение товаров длительного пользования, продуктов питания, предметов личной гигиены, одежды и т.п.

Определение размера материальной помощи происходит после представления документов, подтверждающих возникновение тяжелой жизненной ситуации.

В Санкт-Петербурге утвержден еще более широкий перечень видов материальной помощи. Малоимущие граждане, оказавшиеся в тяжелой ситуации, могут дополнительно:

  • компенсировать расходы на ремонт жилого помещения (смена и восстановление окон или дверей, восстановление отделки, замена сантехники).
  • расходы на установку (замену) надмогильного сооружения;
  • расходы на приобретение путевки на оздоровительный отдых ребенка-инвалида в возрасте младше 6 лет 6 месяцев и одного лица, его сопровождающего, а также на проезд к месту отдыха и обратно;
  • расходы на приобретение и подключение цифрового пользовательского приемного оборудования к ТВ.

Уточнить, по каким критериям выделяется материальная помощь в вашем регионе, можно через местные отделы соц. защиты.

Материальная помощь в виде социального контракта

Оказание помощи малоимущим семьям и гражданам на основании контракта предусмотрено ст. 8.1 Закона № 178-ФЗ. Конкретные условия контракта и перечень мер поддержки утверждают субъекты РФ. На данный момент эта форма материальной помощи доступна не во всех регионах, поэтому информацию нужно уточнять в органах соц. защиты по месту жительства.

При заключении контракта утверждается индивидуальная программа социальной адаптации. Она предусматривает:

  • помощь в поиске работы, прохождении профессионального обучения и дополнительного образования;
  • содействие в регистрации ИП, ведении предпринимательской деятельности;
  • помощь в ведении личного подсобного хозяйства;
  • в реализации по преодолению трудной жизненной ситуации.

Контракт предусматривает ежемесячные и разовые выплаты за счет бюджета субъекта РФ. Обычно срок выплат не превышает 12 месяцев, а продление контракта возможно только в исключительных случаях. Граждане смогут получать ежемесячное пособие до показателя прожиточного минимума, льгот по оплате услуг ЖКХ, адресную помощь для многодетных семей. Также при заключении контракта может выплачиваться разовая материальная помощь (обычно ее размер не превышает 50 тыс. руб.).

Материальная помощь для малоимущих граждан

По Закону № 178-ФЗ малоимущим признается семья или гражданин, чей среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума. Обычно расчет дохода ведется за последние три месяца, если иное не указано законодательством субъекта РФ. Пока семья считается малоимущей, она будет получать ежемесячную компенсационную выплату от соц. защиты.

Размер выплат утверждается регионами, обычно не превышает 1000 руб. в месяц на человека. Также предусматривается ограничение по сумме выплат в течение года — в большинстве субъектов РФ это 6000 руб. Также для малоимущих семей доступен ряд льгот (оплата услуг ЖКХ и жилья, компенсация расходов на детский сад и т.д.).

Материальная помощь пенсионерам

С 2019 года большинство пенсионеров не смогут получить материальную помощь по Закону № 178-ФЗ. Государство ввело механизм социальных доплат к пенсии, если ее размер не превышает прожиточного минимума по РФ или региону. Поэтому получателей страховой пенсии, чей размер ниже прожиточного минимума, в стране уже нет.

Однако для других категорий пенсионеров материальная помощь как малоимущим гражданам все еще доступна. Например, ниже прожиточного минимума социальные пенсии, отдельные выплаты по инвалидности. Для этих категорий граждан материальная помощь предоставляется на общих основаниях, т.е. для преодоления трудной жизненной ситуации, для компенсации услуг ЖКХ и т.д.

Материальная помощь для многодетных семей

Основные меры поддержки для многодетных семей предусмотрены федеральным законодательством, не относятся к Закону № 178-ФЗ. В рамках социальной помощи за счет регионального бюджета многодетная семья может получить:

  • льготы по оплате коммунальных услуг;
  • компенсацию расходов на оплату детского сада;
  • земельный участок под ИЖС и личное подсобное хозяйство (некоторые регионы допускают выплату денежной компенсации вместо выделения земли);
  • помощь в натуральной форме — детское питание и одежда, канцтовары и другие школьные принадлежности.

Разовая материальная помощь может оказываться по факту рождения или усыновления ребенка в многодетной семье.

Как получить материальную помощь

Все виды социальной помощи, предусмотренные Законом 3 178-ФЗ, предоставляются за счет субъекта РФ. Государство компенсирует регионам такие расходы в пределах утвержденных и фактически действующих программ. Обращаться за материальной помощью нужно в органы соц. защиты по месту жительства. Также документы на льготы и выделение помощи принимаются через учреждения МФЦ.

http://soczashchita.guru/t/materialnaya-pomoshch-ot-sotszashchity

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Органы, предоставляющие государственную социальную помощь

В соответствии с Федеральным Законом «О государственной социальной помощи», основными организациями которые предоставляют социальную помощь являются:

а) органы социальной поддержки населения и их управления;

б) многофункциональные центры;

в) Пенсионный фонд Российской Федерации;

г) организации здравоохранения;

д) Фонд обязательного медицинского страхования;

е) Фонд социального страхования;

ж) центр занятости населения;

з) центр психолого-педагогической помощи;

к) дом ночного пребывания;

л) геронтологический центр

м) иные организации и учреждения, которые могут предоставлять государственную социальную помощь.

Названный Федеральный закон устанавливает, что «контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения» [3, ст.6.8].

Организации предоставляющие государственную социальную помощь показаны в таблице 4.

Таблица 4. Органы, предоставляющие государственную социальную помощь

Социальная поддержка оказывается гражданам - картинка 6

Теперь стоит рассмотреть функции каждого органа, предоставляющего государственную социальную помощь.

Органы социальной поддержки населения осуществляют свою деятельность в соответствии с предметом и целями ее деятельности, определенными законодательством, а также уставом территориального учреждения — Республиканского центра социальной поддержки населения. Предметом деятельности Центра является реализация государственной политики в сфере социальной поддержки населения на территории Российской Федерации. Основной целью деятельности Центра является осуществление государственных функций по предоставлению предусмотренных законодательством мер социальной поддержки гражданам, которые нуждаются в государственной социальной помощи.

Для достижения поставленных целей Республиканским центром социальной поддержки населения осуществляются следующие виды деятельности:

— организация предоставления пособий, компенсаций, субсидий, социальных доплат к пенсии, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение, предоставления гражданам государственной социальной помощи в натуральной форме (обеспечение продуктами питания, одеждой, обувью, медицинскими препаратами и приборами и т.д.) и иных мер по предоставлению государственной социальной помощи предусмотренных законодательством;

— прием и консультирование граждан по вопросам предоставления мер социальной поддержки;

— определение права заявителя на предоставление мер социальной поддержки и принятие решения об их предоставлении, об отказе в их предоставлении, приостановке или прекращении их предоставления в соответствии с законодательством (в частности и государственной социальной помощи);

— иные виды деятельности по предоставлению государственно социальной помощи.

Что же касается Пенсионного Фонда Российской Федерации, то он осуществляет ряд социально значимых функций, относимых к государственной социальной помощи, в том числе:

— установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;

— выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;

— назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;

— администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

— назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

— ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

— формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;

— адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ.

Здравоохранительные организации осуществляют функции по оказанию государственной социальной помощи. Организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, в том числе:

— организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

— заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;

— организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам;

— организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;

— участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;

— разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

— оказания населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях области.

Следует также отметить что органы, предоставляющие государственную социальную помощь, во многих вопросах взаимодействуют. Так например Центр социальной поддержки населения взаимодействует с Центром занятости населения, в вопросе социальной адаптации безработного гражданина, а при взаимодействии с здравоохранительными органами, решаются вопросы по поставке и обеспечению граждан лекарственными средствами.

Но не всегда эти самые органы оказывают социальную помощь своевременно, качественно и в полном размере. И это также отражается на судебной практике. К примеру, мы можем рассмотреть апеляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан о том, что гражданин Х.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что государственное учреждение — Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан и Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан отказали в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение, и гражданин Х.В. просил признать незаконным отказ в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение.

«…Х.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению — Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее по тексту — ФСС РФ по РБ), Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее по тексту — МТ и СЗН РБ) о признании незаконным отказа в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение.

В обоснование иска указано, что Х.В. является инвалидом 1 группы. В апреле 2010 года он обратился в ФСС РФ по РБ с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки. К заявлению были приложены медицинские документы, подтверждающие право на получение названной путевки. До настоящего времени истцу санаторно-курортная путевка за 2010 год не предоставлена. От ФСС РФ по РБ истцу поступали ответы из которых следует, что объем средств, выделенных на санаторно-курортные путевки, на 2010 год не позволяет обеспечить его в 2010 году путевкой. А в связи с его отказом от набора социальных услуг на 2011 и 2012 г. г. истец не будет обеспечен данной путевкой вообще.

Между тем, истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году. Довод ответчика о том, что он может обеспечивать граждан путевками на санаторно-курортное лечение только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на 2010 год, является необоснованным, поскольку действующим законодательством право на получение социальной помощи, в частности путевок на санаторно-курортное лечение, не поставлено в зависимость от наличия средств. Является несостоятельным довод ответчика об отсутствии у ФСС ФР по РБ права на предоставление санаторно-курортных путевок, поскольку пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение возложено на Фонд социального страхования РФ и на орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению санаторно-курортных путевок.

Таким образом, требование Х.В. к ФСС РФ по РБ о предоставлении санаторно-курортной путевки за 2010 год судом обоснованно удовлетворено. Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют закону и обстоятельствам дела» (прил. А).

Все чаще граждане страдают от неправомерных действий органов социального страхования и защиты, и гражданам приходиться «в одиночку», оставшись один на один, бороться со своими проблемами.

Также следует отметить, что не всегда суды первой инстанции правомерно и обоснованно решают вопросы связанные с социальным обеспечением. Таким образом следует рассмотреть следующее обращение гражданки Г.З в Верховный Суд Республики Башкортостан, по тем основаниям, что однажды она обращалась в Республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг, а затем в суд первой инстанции, в следствие неудовлетворения ее требований. Но суд первой инстанции не удовлетворил ее требовании о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

«…Г.З. обратилась в суд с заявлением о признании решения межрайонного филиала государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг в ГО г. Стерлитамак РБ от дата об отказе в назначении субсидий не соответствующими закону, обязать межрайонный филиал государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг городского округа Стерлитамак РБ выплатить субсидию на оплату коммунальных услуг спроизведенным в решении расчетам, взыскать с ответчика в пользу Г.З. госпошлину в сумме 200 рублей. Требования мотивированы тем, что основанием отказа значится непредставление всех доходов. Однако, заявителем были представлены справки с работы супруга за 6 месяцев и выписку из лицевого счета в Пенсионном фонде. Заявитель с отказом в предоставлении субсидии не согласна и просит удовлетворить заявленные требования.

Суд вынес приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах Г.З., Г.Р. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что суд не учел, что действующим законодательством в случае отсутствии доходов у лица, позволительно продекларировать их в заявительном порядке, в данном случае у Г.Р. отсутствуют какие-либо доходы, о чем он представил документы и указал в заявлении, центр субсидирования отказался в даче разъяснении, какой документ необходимо дополнительно представить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Межрайонного филиала государственного казенного учреждения республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак М.А., Н.И., представителей Государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг М.М., А., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене.

… Из письма Межрайонного филиала Государственного казенного учреждения республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак от дата (л.д. 22) усматривается, что основание отказа — «не все доходы представлены» — касаются мужа заявительницы Г.Р., который в своем заявлении указал, что нигде не работает, самостоятельных доходов не имеет, поэтому должен «предоставить документ о наличии доходов либо подтвердить его отсутствие».

Разрешая спор, суд указал, что Г.Р., не имея доходов от трудовой деятельности, может иметь другие виды доходов, при этом он не был лишен возможности представить справку из налогового органа, подтверждающего отсутствие доходов от предпринимательской деятельности, а также выписку с индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда об отказе в удовлетворении требований Г.З.

… Обязать Государственное казенное учреждение Республиканский Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений коммунальных услуг в лице Межрайонного филиала Государственного казенного учреждения Республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе города Стерлитамак Республики Башкортостан назначить Г.З. субсидии по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за период с дата по дата» (прил. Б).

Вынося такие решения, основываясь на законе и справедливости, суд уравновешивает права и обязанности сторон, тем самым претворяя в жизнь закон и порядок.

http://studbooks.net/1014929/pravo/predostavlenie_gosudarstvennoy_sotsialnoy_pomoschi

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях