WordPress

Социальная поддержка населения в зарубежных странах

Социальная поддержка населения в зарубежных странах - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Социальная поддержка населения в зарубежных странах". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Социальная поддержка населения в зарубежных странах

§ 30.2. Понятие, принципы и структурные особенности систем социальной защиты зарубежных стран

Понятия «социальная защита» и «социальное обеспечение» родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социаль­ное обеспечение как составную часть, а кроме того охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минималь­ной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жиз­недеятельности человека. Представление о наиболее заметных раз­личиях в подходах к социальной защите, существующих в мире, дает классификация Г. Эспинг-Андерсена. Им выделены три основ­ные модели социальных государств: либеральная, консервативная (корпоративная) и социал-демократическая.

Формирование либеральной модели, присущей таким странам, как США, Канада, Австралия, Великобритания, происходило при господстве частной собственности, преобладании рыночных отно­шений и под влиянием либеральной трудовой этики. Социальная под­держка граждан осуществляется за счет развитых систем страхова­ния и при минимальном вмешательстве государства, являющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т.е. переводимые со счетов государственного бюджета финансо­вые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий. Материальная по­мощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.

Данная модель вполне удовлетворяет своему основному на­значению в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровожда­емом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.

Консервативная (корпоративная) модель характерна для стран с социально ориентированной рыночной экономикой. В их числе — страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Ита­лия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно рав­ны страховым взносам работников и работодателей, основные ка­налы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем. Вместе с тем государство стремится уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Бла­годаря этому величина социальных пособий находится в пропорци­ональной зависимости от трудовых доходов и соответственно от раз­меров отчислений на страховые платежи. Отличительной особеннос­тью является «самоуправляемость» страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных профсо­юзов, представляющих интересы наемных работников. Размер га­рантированных выплат в случае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат — от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника. Во многих странах пери­од выплат пособия по безработице увеличен для лиц старше 50 лет.

Социал-демократическая модель (ее иногда называют соли­дарной) подразумевает ведущую роль государства в защите насе­ления. Причем приоритетными задачами государственной социаль­ной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирова­ния социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способ­ствует очень высокий уровень налогообложения. Основная часть государственных расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть сре­ди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Наибольшую известность получила шведская доктрина соци­ального государства, которую часто называют эгалитарной. Она возводит заботу государства о своих гражданах в ранг националь­ного культа. Для реализации данных целей в 1977 г. в Швеции про­изведена реорганизация социального ведомства и сформулированы задачи социальной службы. Среди них можно выделить четыре ге­неральных направления: гарантии дохода, мероприятия в отношении окружающей среды и сервиса, уход (включая здравоохранение) и защиту трудовой среды. За каждое из направлений отвечает конк­ретный общественный институт: государство, независимые страхо­вые компании, местные органы.

Отмеченные три модели нигде в мире не встречаются в чистом виде, представляя собой «идеальные типы» социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практи­ке обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, кор­поративной и социал-демократической моделей при явном преобла­дании черт одной из них. В Канаде, например, наряду со страховой пенсией существует так называемая «народная» пенсия. Аналогичная пенсия введена и в Австралии. В США существует множество посо­бий, выплачиваемых помимо касс социального страхования.

Во многих странах с социально ориентированной экономикой законодательство располагает законом о минимально гарантиро­ванном доходе (пособии). Дания приняла такой закон в 1933 г., Ве­ликобритания — в 1948 г., ФРГ — в 1961 г., Голландия — в 1963 г., Бельгия — в 1974 г., Ирландия — в 1977 г., Швеция — в 1982 г., Люк­сембург — в 1986 г., Франция — в 1988 г. В соответствии с между­народными нормами действие закона распространяется не только на коренное население, но и на иностранцев, проживших в данной стране определенное время. Пособие не имеет благотворительно­го характера. При соблюдении определенных условий оно может быть назначено на законных основаниях всем нуждающимся. Ос­новное условие — сумма совокупного дохода должна быть меньше определенной величины. Повсеместно в совокупный доход не включаются пособия на детей, а в некоторых странах и пособия на жи­лье, алименты. В США учитываются только текущие доходы семьи. Установлены возрастные параметры: на пособие могут претендо­вать лица, перешагнувшие 30-летний рубеж (во Франции и Люксем­бурге — 25-летний); на женатых или имеющих детей возрастные ограничения не распространяются. Срок выплаты пособия не имеет фиксированных пределов и может периодически продлеваться по результатам регулярных проверок нуждаемости.

Во многих странах защитным барьером для малообеспечен­ных граждан служит закон о минимальной заработной плате и ее периодической индексации в зависимости от роста потребительских цен. В Италии механизм индексации запускается при росте индекса цен на один процент, в Дании — на три процента, в Бельгии — на два процента, в Люксембурге — на два с половиной процента. В некото­рых странах — США, Канаде, Франции, Швейцарии — индексация охватывает не все трудовое население, а лишь часть наемных работников.

В настоящее время во многих странах ЕС достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода, опускающе­гося ниже установленной планки, которые финансируются из бюд­жетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан об­щегосударственный статус. В центральноевропейских странах такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В госу­дарствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют.

В зарубежных странах социальное обеспечение, как правило, представлено тремя системами: социальным страхованием, госу­дарственным вспомоществованием и системой «универсального» обеспечения. Социальное страхование как наиболее распространен­ная система социального обеспечения состоит в удержании (обязательном) страховых взносов из заработной платы наемных работни­ков и в предоставлении права на пенсию и пособие независимо от материального положения семьи застрахованного при наличии не­обходимого страхового стажа, возраста и некоторых других усло­вий. Государственное вспомоществование выплачивается из средств государственного бюджета и только работникам, лишившимся за­работка из-за нетрудоспособности или безработицы и не имеющим средств к существованию.

«Универсальная» система, в основном в сфере пенсионного обеспечения, функционирует в Скандинавских странах (Норвегия, Исландия), а также в Канаде и Финляндии. Право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. В Швеции эта система существует в не­сколько модифицированном виде, так как граждане получают пен­сию как минимум из трех разных источников (национальная базовая пенсия, которая предоставляется по признаку проживания в данной стране; национальная дополнительная пенсия и договорная трудовая пенсия, основанные на принципе компенсации за утрату дохода). Воз­раст выхода на пенсию составляет 65 лет и одинаков для мужчин и женщин. Применяется метод поэтапного выхода на пенсию, т.е. по­степенного перехода работников в возрасте 60 — 64 лет от полной занятости к прекращению трудовой деятельности. Взносы на подав­ляющее число видов социального страхования, в том числе и на наци­ональные пенсии, выплачиваются работодателем. Тарифы взносов для различных видов пенсий рассчитываются отдельно.

Структура социального обеспечения носит комплексный харак­тер. Она включает выплаты, гарантирующие минимальный доход (пенсии, обеспечение нетрудоспособных), страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся. Наибольшие суммы в структу­ре социального обеспечения идут на пенсионные выплаты.

http://ebooks.grsu.by/soc_pravo_part2/30-2-ponyatie-printsipy-i-strukturnye-osobennosti-sistem-sotsialnoj-zashchity-zarubezhnykh-stran.htm

Формы социальных гарантий разных стран мира

Сначала в мире сформировались две основные модели социальной защиты населения на случай социальных рисков.
Первая — система Бисмарка (континентальная), которая основывалась на организации взаимопомощи и социального страхования работающего населения; социальные пособия в рамках социального страхования назначались только по категориям работающего населения в зависимости от доходов.
Вторая — система В. Бевериджа (атлантическая), которая базировалась на принципе обеспечения минимального потребительского бюджета всего населения государства.

Независимо от конкретной концепции общераспространенными есть такие организационно-правовые формы социальной защиты, как социальное страхование; финансирование за счет налоговых поступлений; государственная социальная помощь; общественная социальная помощь.


Социальное страхование — это такая форма государственного социального обеспечения, которая базируется на идее распределения риска между застрахованными лицами и взаимозависимости между взносами и объемом социальных услуг по эквивалентным признакам.

В.Д. Роик ВД. Модернизация системы социальной защиты и место в ней социального страхования . / Аналитический вестник Совета Федерации — 2003 — № 10 (203)/.

Специальные страховые социальные фонды финансируются за счет взносов работодателей, самих застрахованных работников в определенном процентном отношении к заработной плате. Во многих странах участие в финансировании также принимает и государство в соответствии с законодательством. Средства из страховых социальных фондов выплачиваются застрахованным работникам в определенных, установленных законом, страховых случаях, влекущих потерю заработка, — вследствие несчастного случая, болезни и прочее на условиях, определенных законодательством. Как правило, размер компенсации ориентирован на величину прежней заработной платы. Принцип страхования должен быть таким, чтобы он наиболее соответствовал рыночной экономике. В некоторых странах наблюдается попытка охватить и нетрадиционные социальные риски для социального страхования. Так, в Германии с 1995 г введено страхование по уходу за больными и престарелыми.

Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные институты Сравнительно-правовое исследование / Под редакцией Э Б Френкель — М: Юрист, 2002 — С 580. 105: Там же — с 98

Финансирование полностью за счет налоговых поступлений составляет государственную систему социального обеспечения для определенных групп населения (в каждом государстве это могут быть различные группы населения, в частности военнослужащие, чиновники, жертвы войны и др.) При этом право на получение социальных услуг не оговорено взносами; предусматриваются фиксированные виды и размеры услуг; отказ от проверки степени необходимости. Хотя есть страны, в которых применяются системы социального страхования более общего характера, примеры приводились выше.

Государственная социальная помощь предусматривает предоставление материальной поддержки лицам, которые находятся в стесненных материальных условиях (при этом происходит проверка степени нуждаемости), а также в других случаях социального риска. Социальная помощь финансируется из государственного и коммунальных (местных) бюджетов или по другим программам и выплачивается как социальная поддержка для лица. Есть страны, где право на такую помощь имеют только нетрудоспособные лица, но есть и государства, которые своим законодательством предусматривают выплату социальных пособий разного вида от степени нуждаемости.

В таких странах, как Ирландия, Великобритания, Скандинавские страны, Португалия, применяется универсальный подход, при котором системы социальной защиты включают все организационно-правовые формы социальных выплат и услуг населению К этим системам входит не только социальное страхование во всех его видах, но и программы по обеспечению минимального дохода, которые обеспечивают удовлетворение базовых их потребностей беднейших слоев населения. Такая помощь не требуют от человека предварительной уплаты взносов, а выполняются местными органами власти за счет налогов или трансфертов централизованно.

Системы социальной защиты в странах ЕС имеют долгую историю и сформировались в современном виде довольно давно. На нынешнем этапе некоторые задачи в области развития систем социальной защиты, которые формировались в необходимости их приспособления к потребностям общества, изменились. Одним из направлений является организация защиты от новых рисков, возникающих на рынке труда, связанные с демографическими процессами, социальной интеграцией /дезинтеграцией/ и занятостью. Почти во всех странах предоставляются социальные пособия по бедности, которые обычно объединяет общее название «программы по обеспечению минимального дохода». При этом функционируют различные программы, как общие, так и дополнительные, и специальные. Например, в Германии Закон о социальной помощи предусматривает два ее вида: помощь на жизнь и помощь из социальных мотивов.
Примеры развития программ по обеспечению минимального дохода наглядно показывают, что дело заключается не только в том, чтобы выплачивать социальные пособия, но и в том, чтобы помочь людям интегрироваться в обществе.

* 106: Чубарова ТВ, Исаченко ТМ Европейский Союз и проблемы социальной защиты стран участниц / / Труд за рубежом — 2000 — № 3 — С 104

Пенсии, пособия и другие социальные услуги в рамках социального страхования распространяются только на застрахованных лиц и выплачиваются из страховых социальных фондов. Социальная помощь, в свою очередь, направляется на поддержку других категорий населения, а также таких социально застрахованных лиц, материальное обеспечение которых находится на уровне ниже установленной в государстве минимальной границы обеспеченности. Размеры социальной денежной помощи, как правило, значительно ниже, чем социальные выплаты за счет социального страхования. Социальная помощь предоставляется, как правило, с учетом уровня доходов, который имеет лицо, требующее помощи.

Наряду с этими формами в зарубежных странах имеет большое распространение такая форма, как негосударственное социальное обеспечение, состоящее из социальных выплат, которые осуществляются отдельными работодателями — предприятиями, организациями, банковскими учреждениями и т.п. в форме дополнительных пенсий, денежных пособий и других социальных услуг. Негосударственные пенсионные системы достаточно распространены в индустриально развитых странах мира, они могут быть обязательными или добровольными. В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швейцария, объем инвестиций из негосударственной системы превышает половину внутреннего валового продукта, например, в США 45% всех работников заключают пенсионные планы с работодателями. Как правило, работник приобретает право на пенсию по таким пенсионным планам через пять лет работы.

* 108: Источник: Структура, регулирования деятельности и показатели работы пенсионных фондов в девяти индустриально развитых странах мира: /Аналитический обзор Международного банка реконструкции и развития/ — 1994 — № 122229.>

* 109: Митнел Винер Регулировка негосударственного пенсионного обеспечения: Перевод с англ. /Социальная политика и социальная работа/ — 1998 — № 3 — С 16-28

Но знакомясь с разными формами социальной защиты многих стран мира, я не нашёл ничего РЕВОЛЮЦИОННОГО, где бы право на труд максимально гарантировало каждому и право на социальные условия жизни достойно труда на благо общества, чтобы иметь потом от общества социальные условия жизни достойно своего труда, в основном всё было замешано на финансах! Но когда всё основано на ФИНАНСОВОЙ форме оказания помощи населению, то справедливость становится весьма сомнительной, ибо с деньгами НИКТО НЕ ХОЧЕТ РАССТАВАТЬСЯ, даже ГОСУДАРСТВО, ведь государство — это бюрократический аппарат власти, который состоит из ЧИНОВНИКОВ, а какой ЧИНОВНИК не стремится какую-то часть этих ФИНАНСОВ присвоить, особенно если чувствует свою безнаказанность?

Именно поэтому социальный вопрос окончательно может быть решён только тогда, когда будут вводиться прямые социальные категории оплаты за труд конкретными необходимыми для жизни КАЖДОГО социальными благами, как и зарплатой, количеством от равенства рабочего времени, а качеством по квалификации труда, которые и будут определять СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПО ТРУДУ при рынке ВНЕ социальной сферы! Но сделать это при свободном рынке и при монополии капитала без монополии закона о социальных гарантиях НЕВОЗМОЖНО, ибо деньги всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ характер приобретения социальных благ на их рынке теми, у кого достаточно денег для такого приобретения в ущерб тех, кто таких денег не имеет, хотя работает не меньше, но иметь даже необходимое не в состоянии даже при насыщенном рынке социальных благ. А насыщенный рынок заставляет капиталиста снижать производство, ибо падают прибыли, поэтому капитализм всегда настроен против социальной справедливости!

И ещё необходимо всем запомнить, что превращение частной собственности на средства производства в общественную или государственную собственность не позволяет народу иметь средства потребления достойно своего труда, если платой за труд являются деньги, даже если они выплачиваются и пропорционально выполняемой работе! Меняется только характер собственности средств производства, а способ распределения социальных благ сохраняется прежний, через рынок! А говорить о равноправии и социальной справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве.

А это о не очень далёком прошлом Германии —

Рождаемость в Германском Рейхе стимулировали вполне логичным методом: давали льготную ссуду от государства. 1 июня 1933 года было законодательно установлено предоставление брачного займа.

Вступающие в брак получали беспроцентную ссуду — 1000 марок (при средней зарплате 145), которую выплачивали по 1% в месяц. Далее за каждого ребенка списывали 25% ссуды.

15 сентября 1935 года было принято правительственное постановление относительно субсидии на детей в случае невысоких и средних доходов семьи.

9 декабря 1940 года было принято постановление относительно предоставления субсидии на третьего и каждого следующего ребенка независимо от уровня доходов — вплоть до достижения детьми 21 года.

За третьего и четвертого дополнительно платили единовременно 100 марок и затем ежемесячно 20 марок, а по ссуде надо было выплачивать всего по 10 марок в месяц.
За пятого ребенка и последующих платили ежемесячно по 100 марок.
Были государственные награды, материальная помощь и разные льготы многодетным семьям.

Но особенно впечатляет подход в строительстве жилья: была прекращена постройка одно- и двух-комнатных квартир. Только квартиры не менее 3-х комнат и благоустроенные дома, где должно быть не менее четырёх комнат! Малокомнатная и малометражная теснота и низкая зарплата препятствуют рождаемости — детям негде жить, играть, да и заводить новых сложно, не имея отдельной комнаты…

Это к теме о заботе о будущем общества.

Давно известно, что там, где меньше замешано финансов в системе социальных гарантий, и больше форм общинного устройства экономики с прямыми социальными гарантиями, там выше и социальный уровень жизни населения. Показанная в моих статьях система формирования социальных гарантий хотя бы на СОЦИАЛЬНУЮ ЧАСТЬ БЛАГ лишает чиновников этой радости. Именно это и делает мою систему социальных гарантий РЕВОЛЮЦИОННОЙ, то есть НОВОЙ.

Если вам понравилась статья и для её популяризации у вас есть желание и средства разместить её анонс для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку Разместить анонс, если вы зарегистрированы на сайте.
Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую и другие темы, то вам достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например — Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

http://proza.ru/2014/03/05/2178

Реферат: Система социального обеспечения за рубежом

2. Социальное законодательство зарубежных стран…………………………………. 3

3. Основные модели социального обеспечения в странах зарубежья………………. 5

4. Базовые модели социального обеспечения…………………………………………..9

5. Система социального обеспечения в CША………………………………………….10

Социальное законодательство зарубежных стран.

Основные модели социального обеспечения в странах зарубежья.

Базовые модели социального обеспечения.

Система социального обеспечения в CША.

Представляет определенный интерес система социальной защиты в ведущей зарубежной капиталистической стране — США.
Как и в западноевропейских странах, система социальной защиты в США реформируется, приспосабливаясь к современным условиям, но опираясь на прочные материальные ресурсы и сложившуюся систему ценностей. Национальная система социальной защиты была заложена в 30-е годы и берет свое начало с момента подписания президентом Франклином Рузвельтом Акта о Социальной Безопасности в августе 1935 года. В ее основу была положена ориентация американцев на успех, на личную ответственность за свое благополучие и благополучие своей семьи.
Американская система социальной защиты имеет два четко выраженных направления: систему социального страхования и систему социальной помощи.

Во многих странах количество денег, которыми располагает человек, является определяющим, а часто и единственным фактором жизненного стандарта, доступа к ресурсам, услугам, удовольствиям. Неравенство в доходах автоматически становится фактором социального неравенства во всех областях жизни

1. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. — М., 1998.

2. Козлов А-А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. — М., 1998.

3. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997.

4. Социальная работа. — М., 1992. — Вып. 1—4.

5. Теория и методика социальной работы. — М., 1994. 4.2.

6. Основы социальной работы. Учебник. — М., 1997.

7. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. — М.,1992.

http://www.bestreferat.ru/referat-309895.html

Система социальной защиты населения в зарубежных странах

Практически все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

Однако системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по-разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:

  • — страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;
  • — страны, где страховые принципы социальной защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов;
  • — страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя;
  • — страны, где системы социальной защиты населения, как таковой, пока нет, она только формируется.

К первой группе относятся Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фон [12].

В большинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель этой системы — поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат.

Однако во всех странах этой группы государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд (таблица 2).

Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства [4].

Вторая группа стран, к которой относятся Великобритания, Дания, Ирландия, отличается от первой тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет.

Таблица 2 — Среднемесячная номинальная заработная плата наемных работников

фунт стерлинг, с 2007 г. — евро

Сравним расходы на здравоохранение и образование в России и некоторых странах Европейского союза (таблица 3).

Таблица 3 — Государственные расходы на образование и здравоохранение (единиц национальной валюты; в текущих ценах в процентах к ВВП)

Расходы на образование

Расходы на здравоохранение

Соединенное Королевство (Великобритания)

Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

К третьей группе стран относятся Нидерланды и Италия, представляющие смешанную систему социального обеспечения. В Италии, например, государство не берет на себя обязательства по выплате гарантированного социального минимума доходов. В Нидерландах, наоборот, социальное обеспечение находится на очень высокой ступени развития, и система охватывает каждого жителя страны [7, 11].

К четвертой группе стран относятся Испания, Португалия, Греция. Системы социальной защиты населения этих стран находятся пока в зачаточном состоянии. В этих странах нет гарантированного минимального дохода, и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражданам (рисунок 1) [13].

Социальная поддержка населения в зарубежных странах - картинка 7

Рисунок 1 — Модели государства всеобщего благосостояния в зарубежных странах

Различия среди европейских стран по этой статье расходов довольно значительны. Одна группа стран, среди которых Греция, Италия, Португалия и Испания, тратят менее 1% своего ВНП на эти цели. Другая группа стран — Германия и Нидерланды — от 1,5 до 2%, в то время как оставшиеся страны — более 2%.

Проблема неполных семей в Европе такая же острая. Практически во всех странах есть специальные пособия для таких семей, однако, условия выплаты разные. Например, в Греции пособие может получать только мать, но не одинокий отец. В Испании и Португалии лишь в отдельных провинциях местные власти выплачивают такие пособия. Во Франции сумма пособия составляет 50% средней заработной платы до 3-х летнего возраста. В других стран эта сумма значительно меньше [4].

С 2004 г. Нидерланды перешли на принципиально новую систему социальной защиты населения, краеугольным камнем которой стало содействие в трудоустройстве, т.е. оказание помощи в повышении квалификации и поиске работы, интеграция («реинтеграция») в рынок труда [7].

В Великобритании на каждый из институтов социальной защиты (государственное социальное обеспечение, социальное страхование и дополнительное личное страхование) приходится примерно равная доля финансовых ресурсов.

Система здравоохранения и социального обеспечения в Великобритании включает в себя:

  • – национальную службу здравоохранения, услуги которой доступны всем гражданам страны, а также проживающим, имеющим статус постоянного жителя;
  • – социальные службы при местных органах власти (муниципалитетах), обеспечивающих на местах заботу о престарелых, инвалидах, людях с умственными расстройствами, а также о семьях с детьми;
  • – социальное обеспечение — систему, призванную, во-первых, поддерживать базовый стандарт жизни для людей, которые лишились или не могут найти работу, а во вторых — обеспечивать финансовую помощь семьям и инвалидам.

Все эти организации имеют «прозрачный» бюджет, а их деятельность относится к числу главных приоритетов британского правительства: на их содержание уходит около половины всех правительственных расходов [6].

Свои отличительные черты имеет шведская модель социальной защиты:

  • – финансирование социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета, прогрессивная налоговая система (изымается до 65% доходов высокодоходных групп населения);
  • – приоритет принципов равенства и солидарности в осуществлении социальной политики; упреждающий характер мер по недопущению длительной безработицы;
  • – высокий уровень и общедоступность мер социальной поддержки населения.

Достижение всеобщего благосостояния и высокого при этом уровня предоставляемых социальных гарантий требует значительных затрат со стороны шведского государства. С этой целью в стране функционирует прогрессивная налоговая система, которая позволяет аккумулировать в государственном бюджете большие объемы ресурсов и перераспределять тем самым значительные объемы первично распределяемых доходов. Так, социальные расходы составляют в Швеции почти 50% к объему государственных расходов [12].

Это позволяло до недавнего времени поддерживать высокий уровень замещения (от величины заработной платы) пенсий и пособий: пенсий до 65-75% от заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности до 90% (рисунок 2).

Социальная поддержка населения в зарубежных странах - картинка 8

Рисунок 2 — Шведская модель государства всеобщего благосостояния

социальный защита население

Элементом пенсионных систем разных стран являются личные добровольные пенсионные планы. (таблица 4) [13].

Таблица 4 — Пенсионные системы зарубежных стран

http://studwood.ru/600104/sotsiologiya/sistema_sotsialnoy_zaschity_naseleniya_zarubezhnyh_stranah

Название: Система социального обеспечения за рубежом
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат Добавлен 18:09:57 29 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 4617 Комментариев: 12 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях