WordPress

Социальная поддержка населения почему это важно

Социальная поддержка населения почему это важно - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Социальная поддержка населения почему это важно". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Необходимость социальной защиты населения

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл.

Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется принцип социальной справедливости. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, — это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

Объективная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений, выдвигает на первый план формирование научно обоснованной системы социальной защиты и социальной поддержки населения, его наиболее уязвимых слоев. Необходимость создания этой системы обусловлена рядом факторов. Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества и определяющих содержание социальной поддержки населения, является «определенная система отношений собственности и права». Именно частная собственность обусловливает, по Гегелю, независимость гражданского общества от государства, делает человека полноценным субъектом и гарантирует необходимые условий его социальной жизнедеятельности.

С изменением форм собственности начинается демонтаж системы распределения материальных благ и услуг. Формируются новые отношения между членами общества, в которые они вступают в процессе присвоения. Отношения присвоения в узком смысле следует понимать как отношения людей к условиям производства и материальным благам.

Появление новых форм собственности на средства производства приводит к проблеме их отчуждения. Эта проблема непосредственно замыкается на категории удовлетворения потребностей человека (материальных, социальных, экономических, духовных, культурных и др.), на выражении интересов личности. Здесь речь идет прежде всего о заработной плате, уровень которой должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить воспроизводство рабочей силы.

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.

«Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

  • 1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
  • 2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
  • 3) социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым снижая социальное напряжение в обществе» Карелова Г.Н., Катульский Е.Д., Горкин А.П и др. Социальная энциклопедия. — М: Болыи. Рос. Энц-я, 2000. — С. 148..

Именно поэтому рыночные отношения неизбежно порождают свою противоположность — специализированный институт социальной защиты населения. Система социальной защиты предполагает в первую очередь защиту конституционных прав человека.

Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты.

«В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности — от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности» Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 2004. — С. 212..

Более узкое понятие социальной защиты состоит в том, что «это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.» Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 2004. — С. 145.

Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для:

  • — обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;
  • — использования новых стимулов к труду и экономической деятельности: предпринимательство, самозанятость, наличие собственности, земли и т.д.;
  • — создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосударственное социальное страхование и др.);
  • — формирования экономической системы самозащиты и выравнивания стартовых возможностей для этого на основе гражданского законодательства.

Государство участвует в механизме свободного предпринимательства своей экономической политикой. Экономическая политика государства — это часть его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью.

Государство в то же время призвано влиять на конкурентную систему рынка экономическими методами. При этом самими экономическими регуляторами следует пользоваться очень аккуратно, не подменяя и не ослабляя рыночные стимулы.

Социальная ориентация экономики выражается, в первую очередь, в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.

Влияние экономических факторов на социальное благополучие, удовлетворение потребностей членов общества в условиях перехода к рыночным отношениям чрезвычайно возрастает. Степень удовлетворения потребностей человека, различных слоев общества, как известно, является основным критерием экономической эффективности социальной работы.

На общественные потребности влияют объем и структура производства, численность и половозрастной состав населения; его социальная структура и культурный уровень; климатические, географические и национально-исторические условия жизни; изменения физиологических особенностей человека.

Платежеспособный спрос населения зависит от величины распределения национального дохода, денежных доходов населения и их распределения между социальными группами, цен на товары и услуги, товарных фондов, размеров общественных фондов потребления.

Анализ изменения этих факторов выявляет причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребления особенно; неблагополучная демографическая обстановка старение общества как ее следствие; структурные изменения в экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.

Важно отметить, что капитализм научился сочетать рынок и социальную защиту путем разработки и реализации экономической политики, пройдя несколько этапов этого взаимодействия.

Период классического либерализма характеризуется господством свободной конкуренции. Основная цель производства в этот период — получение максимальной прибыли, а индивид рассматривался как «экономический человек». Государство вело политику невмешательства в экономику.

Это был период расцвета предпринимательства и неприятия политических реформ, период расцвета буржуазно-парламентского строя и буржуазных «свобод» в экономической сфере. Благотворительностью (а это было основой социальной работы) занимались в основном набожные люди, руководствовавшиеся идеями альтруизма и филантропии.

«Идея экономического либерализма как последовательная и всесторонняя политико-экономическая концепция была разработана А. Смитом. Он активно поддержал выдвинутый лозунг «Laisser faire» — «не мешайте действовать»: полный простор частной инициативе, освобождение экономической деятельности из-под опеки государства, обеспечение условий для свободного предпринимательства и торговли. Провозглашалось «равенство возможностей» агентов товарно-капиталистического производства» Карелова Г.Н., Катульский Е.Д., Горкин А.П и др. Социальная энциклопедия. — М: Болыи. Рос. Энц-я, 2000. — С. 320..

Потребитель обладает суверенной властью; спрос, который он предъявляет на рынке, подобно избирательному бюллетеню, опускаемому в урну, вынуждает предпринимателя считаться с его желаниями.

Функция государства ограничивалась охраной частной собственности граждан и установлением общих рамок свободной конкуренции между отдельными производителями.

В XX веке с вступлением капитализма в монополистическую стадию возникла концепция «неолиберализма»: механизм одного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования экономических и социальных процессов, рационального распределения экономических ресурсов и удовлетворения запросов потребителей.

Как и А. Смит, «неолибералисты» верили, что свободная экономическая политика должна регулироваться моральными нормами персональной и общественной ответственности в традиционных религиозных понятиях благотворительности. Но помощь должна быть рациональной, с четко выраженными целями и ожидаемыми результатами.

К 30-м годам XX в. стало ясно, что необходимо ввести некоторые ограничения на личные свободы и отказаться от политики свободной конкуренции.

После кризиса 30-х годов наступил так называемый «кейнсианский» период, когда общество признало необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, необходимость социальной защиты неимущих: государство имеет право и должно вмешиваться в перераспределение доходов в сторону социальной защиты неимущих.

Влияние Дж. М. Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным. Его основная работа «Общая теория занятости; процента денег» (1936 г.) показала, что для удовлетворения современных потребностей общества необходимы правительственные меры: удовлетворительный уровень цен и занятость должны устанавливаться путем государственного регулирования, государственной политики.

Таким образом, период кейнсианства характерен тем, что государство берет на себя ответственность за оказание социальной помощи, хотя она и носит бюрократический характер.

Посткейнсианский этап наступил после Второй мировой войны и характеризовался концепцией «социального рыночного хозяйства». Один из ее авторов Л. Эрхард выдвинул модель социальной защиты населения на основе сильной социальной политики.

В отличие от кейнсианства социальная защита реализуется не государственно-бюрократическими методами, а через политику, направленную на создание условий, позволяющих человеку самому зарабатывать себе на жизнь и, более того, направленную на рост числа собственников.

Процесс признания факта, что государство должно нивелировать несправедливое рыночное регулирование доходов завершился расширением экономических функций государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

В середине 70-х годов наступил новый этап, характеризующийся старением населения в развитых странах.

Идея государства «всеобщего благосостояния» имела шумный успех как средство планирования и нововведения в социальной сфере в 50-60-е годы. Но эта идея так и не позволила разрешить многие экономические и социальные проблемы, остро возникшие в 70-80-е годы, а именно:

  • — постоянно высокий уровень безработицы во многих странах мира;
  • — усиление миграционных процессов;
  • — серьезные изменения в социальном расслоении общества;
  • — падение уровня рождаемости, старение населения и многое другое.

Это привело к необходимости пересмотра всей системы защиты населения, принятию концепции социальных инноваций, в основе которой — совместные действия центрального правительства, местных властей, общественности.

Таким образом, в обществе рыночных отношений объективно есть часть населения, которая не способна сама обеспечить себе достойную жизнь. Основные предпосылки необходимости социальной защиты населения в обществе рыночной экономики диктуются законами рынка, проистекают из его сущности и обусловливают формирование системы социальной защиты как специализированного общественного института. Социальная защита населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства.

http://vuzlit.ru/1173877/neobhodimost_sotsialnoy_zaschity_naseleniya

Льготы не доходят! Ученые о том, почему нужно изменить систему соцпомощи

Социальная поддержка населения почему это важно - картинка 4Государство тратит на соцподдержку 2,5 трлн руб, или 3,2% ВВП. Только деньги эти расходуются не всегда рационально, информирует aif.ru .

Многие льготы и выплаты до бедных не доходят. Это значит, что система поддержки малоимущих требует перемен. К таким выводам пришли учёные Президентской академии. Об итогах исследований «АиФ» рассказала завлабораторией Института соцанализа и прогнозирования РАНХиГС ­Елена Гришина.

Чего не хватает детям?

— Мы изучали две категории — пожилых людей, имеющих звание «Ветеран труда», и семьи с детьми. Исследовали бедность не только с точки зрения доходов, но и лишений (по-научному — деприваций). Ведь нередко человек имеет доход выше прожиточного минимума и официально не считается бедным, но при этом терпит разного рода лишения.

Например, 68% семей с деть­ми в нашей стране не могут позволить себе оплатить непредвиденные расходы. Половина не в силах поменять старую мебель на новую. Более 1/3 имеют в течение года задолженность по оплате ЖКУ, и около 20% не могут хотя бы через день съесть мясо, птицу или рыбу.

Чем больше детей в семье, тем выше риск лишений. Большинство семей и так балансируют на грани. Они либо над чертой бедности, либо чуть под ней. Сейчас примерно 20% семей с детьми имеют доход чуть ниже 1,5 прожиточного минимума на человека. И при малейших экономических сложностях — потеря работы, болезнь — они сразу попадут в категорию бедных.

При этом почти 45% бедных семей с детьми не получали за последний год никаких детских пособий. Из них 30% не имели соцпомощи из-за отсутствия информации о выплатах и примерно столько же по причине трудоёмкости процесса их оформления.

О чём мечтают старики?

У пожилых людей почти нет долгов по платежам и кредитам, зато они имеют мало сбережений и часто отказывают себе в том, что принято относить к базовым материальным потребностям — замена мебели, покупка одежды и обуви, отдых, досуг. Они часто вынуждены ограничивать потребление фруктов, мяса и рыбы, отказываться от необходимых лекарств и медуслуг. Многие из них испытывают чувство одиночества, и это тоже большая проблема. 35-40% ветеранов труда с плохим здоровьем или неспособные самостоятельно совершать покупки или справляться с работой по дому заявили, что нуждаются в соцуслугах, прежде всего в помощи в быту. На данный момент услугами соцработников охвачено лишь 4% пожилых (в возрасте от 80 лет и старше — 15%). Ухаживают за ними в основном родственники, в том числе семьи с детьми, что говорит о лежащей на них двойной нагрузке — и материальной, и моральной. Поэтому надо не просто расширять охват пожилого населения услугами по уходу и помощи в быту, но и кардинально улучшать их качество и соответствие потребностям. Ведь лишь 30% семей, испытывающих трудности при оказании помощи своим пожилым родственникам, согласились бы на пребывание их в дневных пансионатах.

Если мы хотим, чтобы бюджетные средства расходовались более рационально, чтобы они доходили до бедных и их количество в нашей стране наконец стало уменьшаться, надо менять систему соцпомощи малоимущим. Следует использовать не только материальную под­держку в виде пособий и выплат, но и учитывать лишения людей по конкретным направлениям — питанию, доступности медпомощи, соцуслугам и т. д. И устранять их. А основную нагрузку по софинансированию расходов на снижение риска бедности должно взять на себя государство.

Читайте также последние новости по социальной поддержке граждан

Президент России Владимир Путин на совещании по последствиям пандемии коронавируса предложил меры поддержки самозанятых граждан.

Пенсионный фонд упростил порядок получения выплат для детей до трех лет. Теперь за помощью можно обратиться, даже если у ребенка нет СНИЛСа. Его оформят сами специалисты через ЗАГС.

Дополнительную поддержку в размере пяти тысяч рублей смогут получить семьи, в которых единственный ребенок в возрасте до трех лет родился до 1 января 2020 года, сообщили в Минтруде РФ. Ранее на пособие могли рассчитывать только семьи, получившие право на материнский капитал. До 1 января 2020 года сертификат.

95-летней жительнице Костромской области пришлось добиваться ветеранского статуса «Труженик тыла» в суде. Об этом сообщает прокуратура региона.

Для ветерана боевых действий министерство труда и социальной политики Приморского края закупает благоустроенную квартиру во Владивостоке. Жилое помещение приобретут в рамках аукциона, который пройдёт 1 июня 2020 года, а приём заявок на участие начат 8 мая, передаёт корреспондент «ИА REGNUM».

Кемеровские полицейские вручили паспорт гражданина Российской Федерации 94-летнему ветерану Великой Отечественной войны Георгию Парфировичу Цикунову.

В России не стоит вопрос на тему исполнения соцобязательств перед гражданами, уверен председатель Госдумы Вячеслав Володин. Созданный резервный фонд позволит исполнять их, несмотря на сложности в экономике, заявил он журналистам по итогам заседания Совета ГД.

В Улан-Удэ прокуратура Октябрьского района проверила, как соблюдаются права студентов из числа детей-сирот в колледжах и техникумах. Выяснилось, что в одном из ссузов таких ребят не обеспечивали бесплатным проездом на городском транспорте. В другом — не выдавали бесплатную одежду и обувь. Еще в двух учреждениях сиротам выплачивали в меньшем размере социальную стипендию и компенсацию на приобретение проездного билета. Все ссузы работали по локальным нормативным актам, которые не соответствовали закону.

Оказание новой меры социальной поддержки для некоторых категорий приморских семей начнется с 1 июня. Подать заявление на оформление ежемесячной выплаты в условиях пандемии COVID-19 можно в электронном виде и посредством почтового сообщения.

Подать заявление на оформление пенсий и других социальных выплат можно будет через электронную почту, мессенджеры или социальные сети. При этом отдельные документы, например, об образовании, можно будет лишь задекларировать или предоставить копию — госорганы проверят их сами. Законопроект об этом минэкономразвития.

http://socialnaya-podderzhka.ru/news/lgoty_ne_dohodjat_uchenye_o_tom_pochemu_nuzhno_izmenit_sistemu_socpomowi_88009/

Социология

Необходимость социальной защиты населения.

Неотъемлемыми факторами любой нормально функциони­рующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей суще­ствовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуа­лов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целост­ность и преемственность культуры семьи, рода, общности. Keep head up тупак шакур кымдан цена кымдан2.рф. http://gidplay.net что делать если не запускается watch dogs 2.

С развитием цивилизации, технического прогресса и куль­туры, распадом семейно-родственных и общинных связей го­сударство все более активно принимало на себя функцию га­ранта социальной защищенности человека.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению соци­альной защиты населения в самостоятельный вид деятельно­сти, которая приобрела новый смысл: прежде все­го как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым эле­ментом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не име­ет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, — это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабиль­ном обществе.

В условиях рыночных отношений человек может обеспе­чить удовлетворение своих потребностей лишь путем получе­ния дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть насе­ления, которая не имеет собственности и не в состоянии тру­диться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособ­ность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, нацио­нальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти ка­тегории населения не выживут без защиты и социальной по­мощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Государство объективно заинтересовано в поддержке соци­ально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеоб­щей Декларации прав человека, «обеспечить населению дос­тойный уровень жизни»;

2) всякое государство заинтересовано в расширенном вос­производстве квалифицированной рабочей силы;

3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в об­ществе.

Развитие цивилизованного рынка может нормально осу­ществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита

— это политика государства по обеспечению конституционных прав и мини­мальных гарантий человеку независимо от его места житель­ства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности — от права на собственность и свободу предприни­мательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

Взаимодействие рыночных отношений и социальной за­щиты необходимо учитывать не только на уровне всего обще­ства, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.

Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в слож­ной жизненной ситуации.

Система социальной защиты населения в России находит­ся в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную от­расль народного хозяйства. В настоящее время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч учреждений.

Однако практика переходного периода в России показы­вает, что развитие рыночных отношений происходит не вме­сте с ростом социальной защиты населения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает социальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения име­ли душевой доход ниже прожиточного минимума.

Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется проти­воречием между нарастанием потребностей в социальной за­щите населения и сужением возможностей для их удовлетво­рения. Проанализировав изменения величины денежного дохода населения, уровень цен на товары и услуги можно выявить

причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребле­ния особенно; неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие; структурные измене­ния в экономике и сокращение армии, ведущие к расшире­нию базы безработицы; инфляция и обесценивание накопле­ний населения; рост стоимости энергоносителей, провоциру­ющий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.

Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для:

http://www.socioworld.ru/sworlds-138-1.html

Лишь четверть социальных выплат и льгот в России доходит до нуждающихся

Россия ежегодно тратит на социальные выплаты около 3% ВВП – больше, чем большинство стран с переходной экономикой. По числу же самих выплат и льгот Россия и вовсе мировой лидер, указывают эксперты Всемирного банка и Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) в докладе, посвященном эффективности соцподдержки («Ведомости» с ним ознакомились). Федеральных выплат и льгот около 800, и еще в среднем 100 – в каждом регионе.

Но вся эта разнообразная и дорогая помощь малоэффективна, если говорить о борьбе с бедностью. По закону государство оказывает социальную помощь людям, чей доход опустился ниже прожиточного минимума по не зависящим от них причинам (см. график на стр. 04). Соцподдержку получают 65% россиян, в том числе 84% малоимущих. При этом из 1 руб., выделенного на адресную поддержку, до бедных доходит лишь 25 коп. А доля адресных пособий в доходах беднейших в среднем по регионам не превышает 2%.

Социальная поддержка оказывается в основном не нуждающимся, а людям с заслугами перед государством: их поощряют примерно четвертью всех социальных выплат, это больше 700 млрд руб. На социальные пакеты военных и госслужащих уходит почти 12% средств в регионах и на федеральном уровне, подсчитали авторы доклада. Больше всего регионы тратят на поддержку ветеранов труда – это не только деньги, но и натуральные льготы: на оплату жилья и проезд. Но бедных среди них в 5,4 раза меньше, чем в среднем по стране, а когда нужно снижать расходы, регионы сокращают расходы не на ветеранов, а на поддержку семей с детьми.

Есть и совершенно необъяснимые выплаты: один из регионов предоставляет бесплатный проезд курсантам в городском транспорте, другой обеспечил жильем победительницу конкурса «Краса России». На реальную социальную поддержку идет не 3% ВВП, а только около 1,9% ВВП (или 1,5 трлн руб.), оценивают авторы доклада.

Снизить бедность помогло бы повышение адресности соцподдержки и расширение принципа нуждаемости. Причин низкой эффективности две: несовершенство правил, используемых для проверки доходов при назначении выплат, и крайне небольшой размер большинства выплат, который не может вывести людей за черту бедности, говорит соавтор доклада, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Олеся Феоктистова. Адресными мерами охвачено только 13% россиян, оценивают эксперты НИФИ, в том числе 10% небедных людей.

Почему растет ВВП и не растут доходы населения

Повышение адресности соцподдержки отчасти поможет снизить бедность. По расчетам НИФИ, для перераспределения в пользу малоимущих семей потенциально есть около 1,5 трлн руб. Это значит, что нужно вводить критерий нуждаемости при выплате всех или части пособий. Но одной этой меры недостаточно, нужно найти еще дополнительные возможности (около 245 млрд руб.) – отменить некоторые налоговые льготы, например по НДС.

Из-за льготной 10%-ной ставки НДС на продовольствие, товары для детей и лекарства в 2016 г. бюджет недополучил около 450 млрд руб., оценивал Минфин, к 2020 г. потери вырастут до 614 млрд. Сейчас выгода от этой льготы достается в основном небедным семьям, а также производителям товаров, в том числе импортерам.

Также необходимо исключить из социальной помощи ту часть выплат, которая входит в социальные пакеты учителей, врачей, военных и других работников, говорит Феоктистова. Цель социальной защиты – предупреждение и смягчение последствий социальных рисков, которые ведут к снижению доходов, но у них нет ничего общего с выплатами по профессиональным признакам, продолжает она. Нужно на федеральном уровне определить методику оценки нуждаемости, которая учтет полный состав семьи и все источники ее доходов, указывают авторы доклада: регионы смогут опираться на него при перераспределении денег в пользу тех, кто в них больше всего нуждается, – прежде всего бедных семей с детьми. Методика должна учитывать и людей, которые станут бедными, если лишатся социальной поддержки, указывает Феоктистова.

Пенсии в России важнее пособий

Исследователи анализируют только социальные выплаты и льготы, а самая большая статья социальных расходов в России – пенсии. Не учитывается и социальное страхование. С их учетом государство ежегодно тратит на социальную защиту 12,3% ВВП. Но пенсионные и социальные программы часто дублируют друг друга: треть людей получают и пенсии, и помощь. Последняя часто компенсирует небольшой размер пенсии, указывал Всемирный банк. Но пенсии воздействуют на бедность сильнее, чем социальная помощь, указывали эксперты банка: на каждый процентный пункт ВВП, потраченный на пенсии, бедность сокращается приблизительно на 1,6 п. п. Зависимость бедности от социальных выплат – 1,33.

Пока же каждый регион определяет сам, кого считать нуждающимся: кто-то учитывает инвалидность, отсутствие денег, кто-то – трудную жизненную ситуацию, рассказывает Феоктистова. Есть и федеральная поддержка, которая предоставляется без учета нуждаемости, ее тоже стоит перераспределять в пользу малоимущих семей с детьми, так же как и материнский капитал, который не решает ни демографической задачи, ни задачи снижения бедности.

Предлагают авторы и ограничения на получение одинаковых федеральных и региональных мер социальной поддержки, и объединение многочисленных выплат в единое универсальное пособие для бедных.

Реформа может не понравиться отдельным слоям населения, но другого пути победить бедность и помочь наиболее уязвимым семьям нет, признают эксперты НИФИ.

Отмена отдельных льгот и переход на адресную поддержку будут постепенными, успокаивает федеральный чиновник: с введением критерия нуждаемости старые пособия могут просто не индексироваться. Произойдет это не раньше 2021 г., нужна система единого реестра людей и домохозяйств, чтобы понимать реальную структуру и уровень бедности.

Пока же оценить уровень бедности сложно, согласен другой федеральный чиновник, особенно среди работающего населения, когда на некоторых производствах только часть зарплат выплачивается официально. Неформальная занятость велика и есть риск забрать деньги у ветеранов труда, чей доход может превышать 1,5 прожиточного минимума, и отдать людям с достаточно высоким доходом от неформальной деятельности, согласна директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова.

Доходы россиян вернутся к докризисному уровню только в 2022 году, а пенсии – никогда

В большинстве случаев для ликвидации бедности семьи пособие должно превышать 10 000 руб., говорит Овчарова. Есть риск, что пособие будет давать больше денег бедным семьям, чем низкая зарплата, и они полностью перейдут на пособие. Переход на адресность высвободит еще около 25 коп. с каждого рубля, оценивает она, но зарплату людей нужно повысить до прожиточного минимума, чтобы у них не было стимулов отказываться от работы и переходить на пособие. Необходимо расширить программы поддержки безработных или предоставлять пособие в обмен на обязательство всех неработающих трудоспособных членов семьи устроиться на работу (сейчас среди них около 1,5 млн человек). При низких заработках пособие увеличит доходы семьи, говорит Овчарова. Необходимо разрешить бедным семьям, участвующим в программах материнского капитала, получать из них выплаты на текущее потребление, призывает она. Использование части материнского капитала на текущее потребление допускал президент Владимир Путин.

Материнский капитал уже получили около 1,2 млн семей, говорит Овчарова, но расходовать его не могут – нет проблем с жильем или самого жилья либо доходы слишком низкие. Главное – снова повысить роль заработка в доходах 40% наименее обеспеченных, призывали эксперты Всемирного банка.

Но вряд ли правительство пойдет на такие меры сейчас, скептична Овчарова. Расходы на льготы проще было уменьшить, когда росли пенсии, но сегодня реальные доходы населения падают, а реальный размер пенсий сокращается.

http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/07/18/724183-sotsialnih-viplat

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях