WordPress

Система государственной социальной поддержки населения

Система государственной социальной поддержки населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Система государственной социальной поддержки населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Система государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь по признаку формы социального обеспечения как способа удовлетворения потребностей граждан может быть определена в денежной и (или) в натуральной форме.

Государственная социальная помощь в денежной форме включает в себя следующие компоненты: помощь в виде пособий; помощь в виде субсидий; помощь в виде компенсаций и других социальных выплат. Государственная социальная помощь в натуральной форме включает в себя набор социальных услуг:

а) дополнительную медицинскую помощь (обеспечение граждан бесплатными лекарствами по рецепту врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение);

б) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

Помимо указанных систем относительно самостоятельную систему составляют льготы и преимущества, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы присутствуют во многих видах социального обеспечения. Точно определить признаки или критерии выделения льгот и преимуществ, как и их классификацию, довольно сложно. Более отчетливо проявляются три признака, с помощью которых их можно разграничить,

— субъектный состав их получателей,

-условия их предоставления.

Кроме того, в законодательстве последнего времени сам термин «льготы» стал заменяться термином «меры социальной поддержки», и многие ранее существовавшие льготы заменяются денежными выплатами.

Под льготами в системе социального обеспечения понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать этот пробел.

Льготы есть, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.

Кроме того, льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др.

Льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов. Поэтому, объединение этих норм самостоятельным институтом не является. Выделение таких норм проводится по иным категориям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты. Льготы являются подинститутом института социального обслуживания, ибо институт социального обслуживания является сложным комплексным институтом, в который входит множество подинститутов, в том числе подинститут льгот по системе социального обслуживания. [10]

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430 (четырехсот тридцати). Этим льготами охвачено почти две тысячи категорий населения. [11]

Некоторые авторы [12] считают, что статус правовых льгот в последнее время значительно вырос. Льгота становится наиболее распространенным и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положения отдельных групп населения, способом социальной помощи и поддержки, а это требует к ней соответствующего отношения.

В настоящее время как никогда важно найти «лекарства» от современной «эпидемии» необоснованного присвоения различных льгот новой бюрократией, сращивающейся с мафиозными структурами в бизнесе, националистическими кругами, спекулятивным капиталом. [13]

Правовая наука пока не обратила пристального внимания на институт льгот, хотя жизнь все острее ставит вопрос о создании теории правовых льгот, в рамках которой нашел бы свое выражение детальный и всесторонний анализ этого многогранного явления.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Заключение.

Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформи­ровалась в общей системе права относительно недавно, но потребность в со­циальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человече­ского общества. В любом обществе независимо от его экономического и по­литического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать ис­точник средств своего существования. К числу таких людей относятся, преж­де всего, дети и старики.

Следовательно, социальное обеспечение — это один из способов рас­пределения части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на усло­виях строго нормируемых обществом, государством для поддержки их пол­ноценного социального статуса.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион­ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражда­нина, создавать надлежащие материальные политические, правовые и иные условия ддя осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России тако­ва, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существо­вания, поистине трагическое.

Список использованной литературы

1)Конституция Российской Федерации.

2) Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

3)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

4)Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

6) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

7) Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения : учеб. пособие. М., 2006.

8) Захаров Н.Л., Тучкова Е.Г. Право социального обеспечения.- М., 2008.-С.304.

9) Долотин Б. Социальная политика должна быть прозрачной // Социальное обеспечение- 2008.-№11.-С.9

10) Социальное См: Пашкова Г. Г. Льготы в праве социального обеспечения // Сб. уч. Трудов Саратовского государственного университета., 2008- С.43.

11)Правовые проблемы укрепления российской государственности. 4.12: Сб. статей.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008.- С.235-238.

12) В.П. Галаганов. Организация работы органов социального обеспечения

[1] Конституция Российской Федерации

[2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

[3] Законодательно установленных социальных стандартов в России до сих пор нет.

[4] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

[5] Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования».

[6] Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения : учеб. пособие. М., 2006.

[7] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

[8] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

[9] Конституция РФ, ст.20.41.

[10] Захаров Н.Л., Тучкова Е.Г. Право социального обеспечения.- М., 2008.-С.304.

[11] Долотин Б. Социальная политика должна быть прозрачной // Социальное обеспечение- 2008.-№11.-С.9

[12] См: Пашкова Г. Г. Льготы в праве социального обеспечения // Сб. уч. Трудов Саратовского государственного университета., 2008- С.43.

[13] Основные цели, роль и функции правовых льгот // Правовые проблемы укрепления российской государственности. 4.12: Сб. статей.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008.- С.235-238.

http://megaobuchalka.ru/9/23914.html

Система социальной защиты

Социальная защита населения

Социальная защита населения государства выступает сегодня одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики.

Суть данного направления заключается в том, чтобы установить и в дальнейшем поддерживать стабильное и общественно-необходимое положение населения и каждого его члена в соответствии с его потребностями и социальными возможностями. Но этом определение относится к наиболее обширным, далее мы проанализируем более локальное определение.

В более узком смысле социальную защиту трактуют в качестве обеспечения и дальнейшей гарантии стабильного, фиксированного уровня доходов для той части населения, которая из-за некоторых причин и в силу конкретных обстоятельств и трудностей не в силах самостоятельно обеспечить свое полноценное существование.

К таким категориям граждан относятся:

  • инвалиды,
  • безработные,
  • лица без определенного места жительства,
  • люди, страдающие от серьезных физических и психических заболеваний и отклонений,
  • матери-одиночки или отцы-одиночки,
  • многодетные семьи,
  • сироты и пенсионеры, нуждающиеся в патронаже.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве принципов, которые легли в основу социальной защиты населения сегодня, стоит выделить следующие:

  • во-первых, это гуманность и толерантность, понимание прав и свобод человека, даже если он страдает от каких-либо отклонений от норм.
  • во-вторых, адресность – перед тем, как назначить человеку социальную помощь, необходимо проверить уровень его жизни и доходов, а также обстоятельства, по которым он оказался в такой достаточно сложной и противоречивой ситуации.
  • в-третьих, комплексность социальной защиты, которая коснется не только экономического положения человека, но и его социальной защиты, культурного подъема, повышения уровня образования и последующего трудоустройства.

Последний принцип социальной защиты – обязательное наделение человека его правами и свободами.

Система социальной защиты населения и ее структурные особенности

Система социальной защиты выступает в качестве целого комплекса мер. Сюда входят законодательные акты и приказы президента или главы государства, планирование и реализация особых мероприятий, а также организаций, которые обеспечивают полную реализацию мер по социальной защите особых категорий населения, поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Система подразумевает наличие достаточно сложной структуры, в которую входят следующие элементы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Социальное обеспечение наиболее неблагополучных лиц или отдельных социальных групп. В России такое направление возникло гораздо раньше всех остальных – в 20-е годы 20 века. Оно означало создание особой государственной системы материального обеспечения, а также для обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан. Социальное обеспечение выражается в виде выплат пенсий, а также пособия по временной нетрудоспособности, родам, по уходу за ребенком; субсидий и льготных условий на проживание, обучение и здравоохранение. После того, как система социального обеспечения стала в большей степени ориентироваться на рынок, она утратила свои привычные функции но часть ее наиболее важных элементов вошла в современную систему социальной защиты населения;

Социальные гарантии – еще один вид предоставления социальной помощи, которые направлен на обеспечение граждан без учета их трудового вклада, а также без особой проверки нуждаемости. В данном случае работает принцип распределения социальных гарантий в зависимости от потребностей человека, а также учитывая имеющиеся ресурсы.

В России к социальным гарантиям относится целый ряд аспектов. Во-первых, это гарантия бесплатного медицинского обслуживания; во-вторых общедоступность образования, возможность бесплатного образования для любого человека, независимо от его социального положения и статуса, а также происхождения; в-третьих, обеспечение каждому минимального размера оплаты труда, а также минимального размера стипендии и пенсионных выплат.

Социальное страхование – еще один из видов социального обеспечения, который направлен на защиту экономически активного населения. В данном случае важную роль играет наличие определенных социальных рисков, основанных на коллективной солидарности при дальнейшем возмещении ущерба. В качестве социальных рисков авторы выделяют старость, потерю кормильца, потерю трудоспособности, безработица, болезнь, заболевание, связанное с профессиональной деятельностью.

Социальная поддержка как одна из форм социальной защиты

Социальная поддержка (социальная помощь) – один из способов социальной защиты населения, который направлен на помощь конкретным социально-уязвимым и незащищенным группам населения. Помощь может осуществляться несколькими путями: денежные выплаты, а также в виде натуральных выплат (предоставление бесплатной одежды и продуктов питания). Финансирование проводится за счет общих налоговых поступлений.

Для того, чтобы человек получил социальную поддержку, необходимо проверить, насколько сильно он или члены его семьи нуждаются в данном виде помощи. для идентификации степени нужды проводится проверка по данным о доходах (обязательное условие – доходы должны быть ниже прожиточного минимума и минимальных жизненных стандартов). Именно это условие является обязательным элементов политики по борьбе с бедностью населения. Она обеспечивает минимальный гарантированных доход, который позволит человеку и его семьи удовлетворять их витальные потребности. Также, благодаря социальной защите человек может заявить о своих правах и свободах, а также о своей значимости для общества.

Деятельность в сфере социальной защиты возможна лишь в процессе обучения и становления специально обученного персонала – социальных работников. Это люди, которые должны ориентироваться не только в социальной сфере, но и в экономическом, политическом и культурном отсеках общества. Важно также исследовать сферу психологии, поскольку социальная помощь зачастую носит характер вынужденной реабилитации, диагностики и дальнейшей адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_zaschita_naseleniya_i_ee_soderzhanie/sistema_socialnoy_zaschity/

Механизмы реализации политики социальной поддержки населения

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

– социальную поддержку (помощь).

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальное обеспечение – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в

том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

1) пенсионное страхование;

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) медицинское страхование.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные сведения об имущественном положении людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.

В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи); семьи, потерявшие кормильца; матери воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые; пенсионеры, получающие недостаточное пособие; студенты, живущие на стипендию; безработные; лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования.

В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей, правительства.

Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана окончательным переходом к рыночным отношениям в обществе.

Реализация стратегических целей, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Институты, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи и социальных сетей по повышению уровня и качества жизни населения, созданию в России общества равных возможностей.

Для этого, в свою очередь, потребуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей, помимо социальной защиты, функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе и социально уязвимых, категорий населения. Программы поддержки и социальной адаптации должны быть привязаны к этапам жизненного цикла семьи и гражданина, развиваться на принципах социального контракта, предполагающего взаимные обязательства реципиента и донора, и базироваться на принципах партнерства, раннего выявления и вмешательства в социально опасные и сложные жизненные ситуации, поддающиеся профилактике.

Что касается непосредственно долгосрочной политики в области социальной поддержки населения, то она включает в себя следующие приоритетные направления:

• улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов (основным фактором борьбы с бедностью должны стать высокие темпы экономического роста и, прежде всего, создание эффективных рабочих мест и рост заработной платы, усиление социальной поддержки отдельных категорий граждан, повышение адресности пособий, внедрение системы социальных контрактов по предоставлению социальной помощи, повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов)

• улучшение положения детей и поддержка семьи;

• реабилитация и социальная интеграция инвалидов;

• социальное обслуживание лиц старших возрастов;

• развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг;

• формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений;

• развитие молодежной политики как самостоятельное направление развития институтов поддержки и социальной адаптации населения.

⵼ Задания для повторения материала

1. Проведите сравнение шведской и американской моделей социальной поддержки населения.

http://helpiks.org/7-60040.html

Структура системы социальной защиты населения

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ.

Структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты:

  • · социальное обеспечение;
  • · социальное страхование;
  • · социальную помощь;
  • · социальную работу;
  • · социальную поддержку;
  • · реабилитацию и адаптацию;
  • · социальные льготы и гарантии;
  • · самозащиту и самопомощь;
  • · систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Центральный элемент и функция системы социальной защиты — социальное обеспечение как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите.

Социальное обеспечение представляет собой исторически сложившийся в обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны социума. Система видов социального обеспечения — это система денежных выплат, натуральной помощи и услуг, предоставляемых гражданам из специальных фондов. В нее включаются блоки, которые могут рассматриваться как относительно самостоятельные системы:

  • · пенсионная;
  • · денежных пособий;
  • · медицинского обслуживания;
  • · содержания и воспитания детей в детских, дошкольных и оздоровительных учреждениях;
  • · социального обслуживания и социальной помощи.

Каждая из них тоже состоит из компонентов (пенсий разных видов, пособий, натуральных выдач, услуг). Так, пенсионная система включает в себя пенсии по старости, пенсии: по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные; система пособий пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.д.

Социальная помощь — это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей.

Социальная поддержка же включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления.

Социальное страхование должно оставаться государственным, носить обязательный характер и охватывать всех граждан и лиц без гражданства, проживающих и работающих на территории данного государства.

Социальные потребности, на удовлетворение которых в первую очередь направлена социальная политика, имеют объединяющее значение. Их удовлетворение должно гарантироваться обществом, государством каждому человеку.

Важная роль в системе социальной защиты принадлежит системе социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Выделяют два вида социальной защиты: ограниченную и абсолютную. Ограниченная социальная защита — обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, т. е. определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и естественное дополнение рыночной системы.

Абсолютная защита представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан с целью застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка, — от возможного снижения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е. соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Таким образом, это обеспечение «заслуженного» или «положенного» уровня доходов. Абсолютная защищенность характерна для обществ, в которых осуществляется полный контроль над рынком или рыночные отношения ликвидированы. И в том, и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа.

Социальная защищенность — это комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности. Степень социальной защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и созданными механизмами обеспечения защищенности.

Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

http://vuzlit.ru/128052/struktura_sistemy_sotsialnoy_zaschity_naseleniya

Социальное обеспечение

Одним из важнейших аспектов политики развития человеческого потенциала в регионе является деятельность Правительства Самарской области по повышению эффективности системы поддержки социально уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации, беженцы) и созданию условий для их беспрепятственного доступа к социальным услугам. В I полугодии 2007 года на эти цели направлено 5,8 млрд. рублей или 18% от общей величины расходов консолидированного бюджета области.

Социальная поддержка населения

В области создана эффективная система поддержки социально уязвимых слоев населения, действующая на принципах адресности предоставления социальной помощи и направленная, прежде всего, на решение вопросов снижения уровня бедности и социально-экономической дифференциации населения (рис.1).

Действует Закон Самарской области «О социальной защите в Самарской области». На выплату адресной социальной помощи гражданам, имеющим среднедушевые доходы ниже величины бюджета прожиточного минимума, в I полугодии 2007 года направлено 66,7 млн. рублей бюджетных средств. Кроме того, в соответствии с региональным законодательством осуществляются доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров, инвалидам боевых действий и членам семей погибших (умерших) участников боевых действий.

С 1 января 2005 года действует Закон Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей», согласно которому предусмотрены следующие виды государственной поддержки: ежемесячное пособие на ребенка, доплаты к ежемесячному пособию на ребенка, ежемесячное пособие на питание беременным женщинам, единовременное пособие при усыновлении (удочерении) ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет неработающим матерям, ежегодное единовременное пособие на ребенка к началу учебного года. С 01.01.2007 увеличены размеры и расширены виды государственной поддержки граждан, имеющих детей. Новой редакцией Закона предусмотрено:

  • увеличение ежемесячного пособия на ребёнка до достижения им возраста шестнадцати лет с 70 до 130 рублей;
  • увеличение размера доплат к ежемесячному пособию с 50 до 100 рублей на каждого ребёнка из многодетной семьи, в составе которой трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • установление размера оплаты труда приёмных родителей на каждого воспитываемого приёмного ребёнка из расчёта 2500 рублей в месяц, при воспитании приёмного ребёнка, имеющего недостатки в психическом и (или) физическом развитии применяется повышающий коэффициент в 1,5 раза, при воспитании приёмного ребёнка-инвалида – в 2 раза;
  • ежемесячная доплата по уходу за ребёнком-инвалидом в размере 1000 рублей;
  • установление доплат к пенсии женщинам, родившим до 1 января 1992 года семь и более детей (надлежащим образом осуществлявшим родительские обязанности и не награждённым орденом «Материнская слава»).

Реализуется Закон Самарской области «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: с 01.01.2007 года размер выплат на содержание одного ребенка, находящегося под опекой (попечительством) гражданина, составляет 4 тыс. рублей.

Размеры ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) региональным льготополучателям ежегодно индексируются и с 1 января 2007 года составляют от 500 до 660 рублей. Пенсионерам, не отнесенным к льготным категориям граждан, предоставляется ЕДВ за счет средств консолидированного бюджета области на оплату проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте. В натуральном виде сохранены льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, зубопротезированию, обеспечению лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями, установке квартирного телефона. В I полугодии т.г. из областного бюджета на обеспечение мер социальной поддержки региональным льготополучателям направлено 1257,1 млн. рублей, в том числе на выплату ЕДВ, включая расходы на частичную оплату общей площади жилых помещений, — 1222,5 млн. рублей. Кроме того, 352,1 млн. рублей выплачено из консолидированного бюджета области пенсионерам, не отнесенным к категориям льготников федерального и регионального уровня ответственности, на обеспечение проезда городским и внутрирайонным транспортом.

Для поддержки малообеспеченных граждан установлена прогрессивная шкала региональных стандартов максимально допустимой доли собственных средств граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, расширяющая круг потенциальных получателей субсидий. В I квартале текущего года около 135 тыс. семей, проживающих на территории области, получили субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на сумму 272,9 млн. рублей.

В дополнение к действующей системе мер социальной поддержки населения с 1 января 2006 года региональные льготополучатели, работники бюджетных организаций, а также малоимущие студенты государственных высших учебных заведений в соответствии с региональным законодательством обеспечиваются бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение. В I полугодии 2007 года на эти цели из областного бюджета направлено 32,3 млн. рублей, что позволило обеспечить путевками 1,15 тыс. человек.

Совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей механизм предоставления социальных гарантий населению области, способствовало принятие Закона Самарской области от 06.12.2006 № 155-ГД «О ветеранах труда Самарской области», который позволяет обеспечить мерами социальной поддержки 66 тысяч пенсионеров, не имевших статуса льготополучателя.

Система социального обслуживания

В области действует разветвлённая, вертикально интегрированная структура учреждений социального обслуживания, адаптированная к условиям развития рыночных отношений. Потребность в дальнейшем её развитии обуславливается значительной долей населения старше трудоспособного возраста (27,8% от общей численности населения области) и увеличением численности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В муниципальных образованиях Самарской области действует 47 центров социального обслуживания, 418 отделений обслуживания на дому, 68 отделений дневного пребывания, 23 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Количество домов-интернатов для престарелых и инвалидов на начало 2006 года составило 39, в них проживают более 4,8 тысяч пожилых людей и инвалидов (рис.3).

В целях повышения доступности для населения стационарной социальной помощи продолжается расширение сети стационарных учреждений социального обслуживания и создание автономной социально-бытовой инфраструктуры уже действующих пансионатов. В рамках содействия внедрению рыночных механизмов в сферу оказания социальных услуг осуществляется разработка концепции по созданию коммерческих стационарных учреждений социального обслуживания Самарской области.

Реабилитация граждан с ограниченными возможностями

В Самарской области значительное внимание уделяется созданию условий для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни. Реализуются Мероприятия по социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2006-2008 годы, направленные на дальнейшее совершенствование системы социальной интеграции инвалидов: развитие сети учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги; внедрение новых технологий и методик в реабилитационную деятельность учреждений, расширение спектра услуг по социально, медицинской, профессиональной реабилитации; внедрение новых социально-культурных технологий, развитие единой информационной системы по проблемам инвалидов и инвалидности. В 2007 году на финансирование Мероприятий из областного бюджета будет направлено 57,9 млн. рублей, что позволит обеспечить техническими средствами реабилитации около 4000 человек, открыть 5 комнат социально-бытовой адаптации и 5 пунктов проката технических средств реабилитации, приобрести 9 микроавтобусов «Газель», оснащенных устройством для подъема инвалидов в кресло-колясках, создать государственное учреждение социального обслуживания Самарской области «Центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Чапаевский» и провести ряд социально-значимых культурных мероприятий.

Для повышения информированности населения о деятельности Правительства области в сфере социальной интеграции инвалидов области в январе 2007 года создан сайт «Реабилитация инвалидов в Самарской области». В целях повышения эффективности работы психологов центров реабилитации, улучшения качества предоставляемых услуг разработано и внедрено автоматизированное рабочее место «Психолог центра реабилитации».

В конце 2005 года принят Закон Самарской области «Об обеспечении транспортными средствами инвалидов войны и лиц, к ним приравненных» №247-ГД, который предусматривает обеспечение автомобилями инвалидов войны, имеющих медицинские показания на получение транспортного средства. В 2006 году за счет средств областного бюджета обеспечены автомобилями по медицинским показаниям: 345 инвалидов войны и лиц, к ним приравненных, 231 детей инвалидов и инвалидов с детства и 4 инвалида, являющихся реабилитированными лицами. Ещё 66 инвалидов и участников войны обеспечены автомобилями «Ока» за счёт средств федерального бюджета (рис. 4). В I полугодии 2007 года за счет средств областного бюджета по медицинским показаниям обеспечено автомобилями 134 инвалида войны.

Инновационные механизмы социальной поддержки

В настоящее время на территории области ведутся работы по созданию и развитию единого информационного пространства для органов исполнительной власти, государственных учреждений и коммерческих организаций. Внедрение «Единого информационного окна по обслуживанию населения» позволит: активизировать межведомственные регламенты взаимодействия человека с органами исполнительной власти для предоставления запрашиваемых услуг; предоставлять гражданам средства прямого доступа для обеспечения адресного взаимодействия с представителями органов исполнительной власти; минимизировать затраты времени по получению социальных услуг.

Одним из инновационных проектов социальной направленности в сфере информационных технологий является реализуемый в Самарской области проект «Развитие системы управления регионом с применением мультиагентных технологий» — СУПРЕМА. В настоящее время в муниципальных образованиях в учреждениях социальной сферы (социальные службы, поликлиники, библиотеки) установлены и функционируют 220 Интернет-киосков. К концу 2007 года их общее количество составит 258. Идентификация человека при работе с Интернет-киоском осуществляется при помощи «Социальной карты» жителя Самарской области. Выпущено 62,5 тыс. социальных карт, на 41% которых производится перечисление социальных выплат. Для владельцев социальных карт доступен сервис по оплате услуг ЖКХ в безналичной форме через банкоматы и Интернет-киоски.

Основные направления развития системы социальной поддержки и социального обслуживания на среднесрочный период:

За счет областных бюджетных инвестиций продолжится формирование, укрепление и расширение материально-технической базы учреждений социального обслуживания и инфраструктуры пансионатов для ветеранов и инвалидов, что повысит уровень социальной защищенности населения области.

В частности в период 2007-2010 годы предусмотрено:

  • строительство закрытого манежа, хозяйственного корпуса, склада для «Реабилитационного центра по иппотерапии» в городском округе Самара;
  • реконструкция государственного учреждения «Самарский пансионат ветеранов и инвалидов» в городском округе Самара;
  • реконструкция пансионата для ветеранов труда в селе Девлезеркино муниципального района Челно-Вершинский;
  • строительство спальных корпусов и столовой во Владимировском пансионате для инвалидов в с. Владимировка муниципального района Безенчукский;
  • реконструкция пансионата для инвалидов в п. Тимашево муниципального района Кинель-Черкасский;
  • реконструкция государственного учреждения «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда»;
  • реконструкция комплекса зданий государственного учреждения «Новокуйбышевский пансионат для ветеранов труда»;
  • реконструкция государственного учреждения «Красноармейский пансионат для ветеранов труда».

http://www.samregion.ru/economy/social_sphere/social_security/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях