WordPress

Шведская модель организации социальной поддержки населения

Шведская модель организации социальной поддержки населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Шведская модель организации социальной поддержки населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Скандинавская модель: Швеция

Наиболее лучшим образцом социальной политики в наше время является так называемая «шведская модель государства благосостояния». Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальные услуги определяются в ней как гражданские права, а все граждане имеют права на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как милость государства, а как законное право гражданина. Исключением является страхование по безработице, выделенное из системы государственной социальной защиты и основывающееся на принципе добровольности.

Отличительная черта скандинавской модели — широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. В целом предлагаемый уровень социальной защищенности довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов.

Основополагающий принцип шведской модели — ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.

Наконец, необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенностью населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью. [8, с.74-75]

Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что у каждой социальной системы в Европе есть три главные цели — это страхование от общественных рисков, помощь неимущим и перераспределение доходов.

http://vuzlit.ru/1842757/skandinavskaya_model_shvetsiya

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ШВЕЦИИ

Особое внимание отечественных исследователей привлекает так называемая скандинавская модель социальной защиты населения (Швеция, Норвегия, Финляндия). Социальное обеспечение как институт социальной защиты используется в этих странах в большем объеме, чем в других европейских государствах. В скандинавских странах преобладает государственная модель организации социальной защиты населения. Как правило, понятие «социальная защита» в этих странах трансформировано в понятие «социального благосостояния». Эта модель включает обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и пособий. Несмотря на схожие черты, скандинавские страны несколько отличаются по характеру и организационным формам реализации социальной политики. Рассмотрим модель социального обеспечения Швеции.

Социальное страхование составляет основной элемент шведской системы социальной защиты. Государственное страховое управление находится под юрисдикцией Министерства здравоохранения и социальных дел и отвечает за систему всеобщего страхования. В настоящее время вся система социальной защиты населения в Швеции регулируется Законом о всеобщем страховании (1962 г.), который предусматривает три типа страхования: систему страхования по болезни и страхования родителей; систему народных пенсий; систему дополнительных пенсий.

Все постоянно проживающие в Швеции (шведской и иной национальности) в возрасте от 16 лет и старше зарегистрированы в одной из 26 местных контор социального страхования.

Системы страхования по болезни и страхование родителей. Они включают в себя следующие виды страхования: обязательное медицинское, стоматологическое, пособия родителям, пособие по болезни.

Обязательное медицинское страхование охватывает различные выплаты в связи с посещениями врача, стоматолога, лечением в больнице и т.д. Как правило, эти расходы непосредственно оплачиваются конторой социального страхования медицинскому учреждению или лицу, ответственному за лечение. Обычно пациент платит только небольшую сумму за консультацию. Общий тариф применяется к государственным амбулаторным услугам. В конце 80-х гг. XX в. пациент платил 60 крон (90 крон за вызов врача на дом) поликлинике, а врач получал от нее полную зарплату. Посещение частных врачей возмещается несколько по- иному. Пациент платит свои 60 крон за каждое посещение, а остальную часть гонорара врач получает из национальной системы здравоохранения.

В настоящее время структура компенсаций изменилась. Государство теперь субсидирует расходы поликлиник исходя не из числа посещений, а в пропорции к числу жителей региона. Пациенты платят не только за посещение врача, но и за выписку рецептов, больничного, лабораторные исследования.

Расходы на лечение в больнице по болезни или в связи с рождением ребенка оплачиваются непосредственно местной конторой социального страхования. Пациент не платит ничего за лечение в больнице города, где он проживает. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице — 2 года. Застрахованное лицо, посетившее медицинское учреждение, имеет право на компенсацию дорожных расходов, компенсируется также покупка лекарств для хронических больных полностью, для остальных — частично.

Стоматологическое страхование является частью обязательной системы страхования здоровья. Оно охватывает застрахованных свыше 20 лет. По закону стоматологическая помощь детям и молодежи до 20 лет оказывается бесплатно, причем как государственными, так и частными дантистами. Стоматологическая помощь взрослому пациенту обходится дорого. Обычно он платит 60% за услуги, если они не превышают 3 тыс. крон за курс. Зубной врач непосредственно получает возмещение за остальную часть из местной конторы социального страхования.

http://studme.org/167395/sotsiologiya/sotsialnoe_obespechenie_shvetsii

Социальная политика Швеции

Государство Швеция расположено в Северной Европе. Численность населения страны — более 10 миллионов человек. Столица Швеции — Стокгольм. Форма правления государства — конституционная монархия.

Модель социальной политики Швеции относится к политическому и историческому феномену.

В основании ее происхождения лежит борьба двух абсолютно противоположных систем — коммунистической и капиталистической.

Результатом такого столкновения стало объединение обеих систем. За основу были взяты лучшие идеи из каждой модели.

С ХХ века возникшая система социальной политики стала самой успешной в мире. Это доказывается отзывами граждан Швеции, которые удовлетворены жизнью в своей стране и уверены в собственном будущем.

Особенности социальной политики Швеции

Швеция относится к странам со скандинавской системой социальной защиты. Такая система нацелена на непосредственное участие государства в предоставлении социальных программ и гарантий своим гражданам.

Для политики скандинавских стран, понятие “социальная защита” равно понятию “социальное благосостояние”. Оно заключается в регулировании уровня доходов государством, наличии социальных пособий и льгот, проведением общей социальной политики.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальные программы Швеции задаются главной целью — достичь полной занятости населения. На сегодняшний момент в стране трудоустроены более 90% населения. По мировым стандартам такой показатель считается максимальным.

Все социальные программы распространяются на все слои населения. Каждый гражданин в Швеции имеет право на образование, медицинское обслуживание и получение пенсий и льгот. Все социальное обеспечение централизованно государством.

Здравоохранение Швеции занимает ведущее положение на мировом уровне. Смертность детей очень низка. Средняя продолжительность жизни населения достаточно высокая: примерно 80 лет у женщин и 75 — у мужчин. Основной проблемой со здоровьем в Швеции считается вредная привычка большого количества населения — употребление жевательного табака.

Образование в Швеции также относят к одному из лучших и качественных по мировым показателям. В 1950-тых годах, в связи с проведением реформы системы образования, были утверждены начальная 10-летняя школа общего образования, средняя школа и система образования для взрослых.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Граждане Швеции защищены единой общенациональной системой страхования по болезни. Если служащий должен остаться дома по причине своей болезни или болезни ребенка, ему выплачивают 75-85% заработной платы. Страхование обеспечивает покрытие части выплат при обращении гражданина в частную клинику.

Не менее 80% семей в Швеции получают государственные пособия. Такой процент считается самым высоким показателем по мировым меркам. Также имеют право получать пособие семьи, в которых ребенку менее 16 лет.

Студенты получают стипендии в качестве долгосрочных займов, которые должны вернуть государству.

Пенсионерам и инвалидам государство предоставляет всевозможные льготы и пособия. Социальное обеспечение Швеции позволяет своим гражданам всесторонне развиваться.

По уровню жизни Швеция обгоняет все страны мира. По последним данным, уровень безработицы в стране не превышает 2% населения.

Достоинства шведской модели социальной политики

В сравнении с социальными политиками других стран Европы, шведская модель обладает следующими преимуществами:

  • возникающие конфликтные ситуации на рынке труда разрешаются через проведение коллективных переговоров, в которых главное участие принимают профсоюзы;
  • формирование общественной системы диалога между всеми слоями населения;
  • шведская модель социальной политики стремится к достижению высокого уровня жизни для всех слоев населения;
  • помощь в развитии творческого начала граждан для качественной трудовой деятельности;
  • достижение государством таких задач, как полная занятость населения, стабильность цен на рынках, высокие показатели уровня жизни, динамичный и стабильный экономический рост, предоставление точных социальных гарантий населению и избежание политических конфликтов.

Результаты социальной политики Швеции

На сегодняшний день реализация социальной политики в Швеции уже дает свои результаты. К их числу относятся следующие моменты:

  • большой потенциал экономики;
  • практически полное отсутствие безработицы;
  • структура экономики ориентирована на социальное обеспечение граждан;
  • развитая система охраны труда и здоровья;
  • высокий уровень нравственности жителей;
  • реализация существования гражданского общества;
  • государственное правовое развитие;
  • направленность политики страны на разработку и осуществление социальных программ;
  • поддержка государством незащищенных категорий граждан;
  • поддержка государством семьи и детей, обеспечения пособиями и льготами;
  • финансирование государством крупных культурных и научных программ;
  • положительное отношение государства к благотворительным организациям;
  • борьба с социальным неравенством;
  • активное развитие социального законодательства;
  • попытки найти баланс между свободой рыночной экономики и мерой влияния на нее государства.

Социальные проблемы Швеции

Несмотря на высокие показатели практически на всех уровнях, государство имеет некоторое количество социальных проблем, которые пытается побороть и предотвратить:

  1. Демографическая проблема. Большое количество иммигрантов приносит ряд проблем. Все большее скопление жителей понесло за собой существенное повышение арендной платы.
  2. Религиозная проблема. Также связана, в первую очередь, с иммиграцией населения.
  3. Кризис социального института семьи.

Социальная политика Швеции целенаправленно ведет деятельность, которая удовлетворяет потребности и интересы населения и создает все возможные условия для его развития и нравственного обогащения. На сегодняшний день Швеция — это единственная страна, в которой расходы государства на социальное обеспечение населения превышают 42% по валовому национальному продукту (ВНП).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/socialnaya_rabota/suschnost_i_principy_socialnoy_politiki/socialnaya_politika_shvecii/

Социальное обеспечение в Швеции

В Швеции установлена социал-демократическая или солидарная модель социальной защиты населения, где у государства ведущая роль. Задачей государства считается создание условий для всеобщей занятости, выравнивание и стабилизация доходного уровня населения. Социальные сферы финансируются за счет довольно развитого экономического сектора государства и высокого уровня налогообложения.

В ВВП Швеции часть государственных расходов достигает 66% (Финляндия – 56%, Дания -61%).
Шведская модель организации социальной поддержки населения - картинка 5
Львиная часть этих расходов идет на финансирование статей социальной направленности. За счет трансфертных платежей идет перераспределение национального продукта для малообеспеченных граждан страны. Применение действенных средств минимизирующих безработицу таких, как постоянный поиск работы, быть готовым принять предложение на работу или мероприятия проводимые рынком труда и т.д.

Принятое в 1862 году шведское законодательство по местному самоуправлению о разделении светских и церковных дел, работает и сегодня. Церковь занята церковными делами в пределах своих приходов, для местного управления созданы сельские и городские муниципальные образования – коммуны. Региональный уровень представляют ландстинги. На коммуны возложены функции социального обеспечения шведских граждан (соцпособия, попечительство и опека, молодежные программы и т.п.) образование, экология и т.д. В последние годы на них возложена обязанность по адаптации беженцев и эмигрантов, прибывающих в Швецию, на эти цели они получают компенсацию от государства.

Круг обязанностей у ландстингов уже, но, тем не менее, они отвечают за здравоохранение и региональное развитие в том числе за работу стационарных и амбулаторных лечебных учреждений. Расходы коммун и ландстингов очень большие – составляют 20% ВВП государства. Источником доходов ландстингов и коммун – подоходный налог с населения. В течение последних десятилетий этот налог постоянно растет в 1970 году 21%, а в 2007 уже 31, 5%, при этом в доход коммун идет 20,8%, бюджет ландстингов равен 10,8%. Всем жителям страны гарантируются социальные льготы, даже если они не работают и не платят страховые взносы.

Пенсионная система Швеции дает право на пенсию в возрасте 61-67 лет. Пенсионное обеспечение имеет следующие составляющие: государственная пенсия, пенсия от работодателя, профессиональная пенсия и личные пенсионные накопления. Право на государственную пенсию наступает по достижении 65 лет, она зависит от дохода. Небольшая ее часть считается базовой гарантированной пенсией, она выплачивается людям доходы, которых были малыми и тем, у кого их не было.

Социальное страхование один из элементов социального обеспечения в Швеции. Оно предусматривает следующие виды страховки: страхование родителей и по болезни (пособие родителям и пособие на случай болезни, обязательное стоматологическое и медицинское страхование и т.д.), систему народных и дополнительных пенсий. Все жители страны независимо от национальности с 16 лет регистрируются в одной из контор социального страхования. Социальное обеспечение и уход за инвалидами, престарелыми и психически больными возложен на муниципальные образования.

В основе здравоохранения для всех жителей страны заложены равные условия и доступность получения медицинской помощи. В настоящее время главным направлением медицины Швеции стал не лечебный процесс, основной упор делается на профилактику заболеваний.

Социальный пакет предусмотрен не только для жителей государства. Для беженцев и эмигрантов есть блок бесплатных социальных благ (медицинское обслуживание, учеба и т.д.). Любой житель страны с 18-летнего возраста вправе получить материальную помощь (на продукты питания, обувь и одежду, оздоровление и гигиену и пр.), если его доходы не превышают государственную норму.

Государство взяло на себя обязательство обеспечить своим гражданам безопасность и защиту в критических ситуациях, руководство и организацию берет на себя. В Швеции с момента рождения и до последнего дня о жителях беспокоится государство.

http://eugeo.ru/socialnoe-obespechenie-v-shvecii/

Шведская модель организации социальной поддержки населения

Шведская модель организации социальной поддержки населения - картинка 6

Универсальная модель социальной защиты основана на известном принципе всеобщего благосостояния. Она активно действует в Швеции, Норвегии и Финляндии. Ее особенностью является наличие стандартной базовой системы государственной социальной защиты, охватывающей широкие слои населения. В национальных социальных программах участвуют практически все граждане этих стран. Они высоко ценят свой образ жизни и глубоко привержены сложившейся практике универсального соцобеспечения. Даже кризисные явления в экономике скандинавских государств в 90-е гг. XX в. не привели к отказу от действовавшей модели социальной защиты. Например, в Швеции в условиях массовой безработицы и финансовых затруднений были лишь незначительно уменьшены отдельные социальные выплаты и ужесточены условия их получения. По данным некоторых специалистов (Н.М. ан-, тюшина и др.), социальная поддержка населения сократилась тогда не более чем на 10 %. При этом не пострадали основные принципы скандинавской социально ориентированной модели общественного устройства.

Сохранение принципа всеобщего благосостояния стало возможным благодаря наличию значительного государственного сектора экономики и высокого уровня налогообложения. В той же Швеции занятость на государственных предприятиях и учреждениях составляет более 1/3 самодеятельного населения, а доля социальных расходов в ВВП — более 30%. К началу 2000-х гг. в структуре общей суммы налоговых поступлений 33% составляли взносы в систему социального страхования, включая платежи трудящихся на пенсионное страхование. Для

большинства населения уровень прямого налогообложения был равен 30—40% ежемесячного дохода. Максимальный уровень налогообложения достигает в Швеции 60 % и более доходов. Однако если они составляли в месяц не более 8700 крон, то не облагались налогами (10 шведских крон равнялись примерно 1 американскому доллару).

Финансовой основой скандинавской модели социальной защиты служит перераспределение через государственный бюджет подоходных налогов, взимаемых по прогрессивной шкале, иных налогов, страховых взносов, а также государственное регулирование важнейших сфер жизнедеятельности. Подоходным налогом облагаются даже пенсии и некоторые пособия. В Швеции подоходный налог берется с пособий по безработице. И это вполне объяснимо. Ведь без соответствующего налогообложения не может быть и социально ориентированного государства.

Система налогового перераспределения позволяет расширять практику государственного субсидирования. В скандинавских странах его размеры играют определяющую роль в выплате различных социальных пособий и особенно в медицинском обеспечении. Менее масштабны государственные дотации в пенсионном обеспечении, где важная роль принадлежит страховому компоненту системы социальной защиты.

Скандинавская модель социальной защиты формировалась исторически. В настоящее время она возведена на уровень обеспечения социальной безопасности. Отличительными сторонами этой модели являются:

—основополагающее значение универсальной государ
ственной системы базовой защиты;

—наличие дополнительного .корпоративно-страхового
компонента системы социальной защиты;

—вспомогательная роль муниципалитетов и частных со
циальных служб в сфере социальной помощи.

В ряде скандинавских стран для расчета социальных пособий и выплат введена определенная базовая сумма, размер которой с годами претерпевает изменения. В 1960 г. базовая сумма в Швеции составляла 4200 крон, а в 2001 г. — 36 900 крон. От размера базовой суммы зависят социальные выплаты. По дан-

ным экономиста А.М. Волкова, в современной Швеции все социальные выплаты либо привязаны к этой сумме, либо определяются ежегодными решениями парламента (риксдага). Величина базовой суммы изменяется в связи с динамикой цен. В результате реальная покупательная способность получателей социальных пособий остается без изменений.

Несмотря на преобладание в пенсионном обеспечении корпоративно-страхового компонента (в настоящее время в Швеции на страховую дополнительную пенсию приходится 60% всех пенсионных выплат), существенное значение имеет базовая (народная, или основная) пенсия, финансируемая государством, на которую приходится примерно 40% пенсионных выплат. Право на базовую пенсию имеет каждый житель Швеции в возрасте от 16 до 65 лет при условии постоянного проживания в стране на протяжении трех лет. Если же им прожито в стране 40 лет или трудовой стаж равен 30 годам, то он может рассчитывать на получение от государства не просто базовой, а полной базовой пенсии. Величина последней, поданным 2002 г., составляла 3032 кроны в месяц, а первой — 1797 крон. Рассчитывается полная народная пенсия от размера базовой суммы. Для лица, не состоявшего в браке, она составляет 96% базовой суммы, а для семейной пары — 157% на двоих.

Пенсионный возраст в Швеции и Финляндии определен в 65 лет. Однако возможен и ранний выход на пенсию — с 58 лет в Финляндии, а в Швеции в соответствии с последней пенсионной реформой — с 61 года. В таком случае будет выплачиваться меньший размер пенсии.

Универсальный характер государственной системы базовой защиты наглядно просматривается на примере выплат пособий по безработице. Средства для этого сосредоточиваются в специальных кассах, финансируемых прежде всего государством. Частично привлекаются и страховые взносы работников. По различным данным, от 85 до 93 % финансирования страховых касс, в которых в 1990-е гг. состояло до 80% трудящихся, производится в Швеции государством. А вот управляют кассами профсоюзы. Страхование по безработице обязательно только для членов профсоюзов. Эта система включает подсистему базовой страховки и подсистему добровольной

страховки с внутренней корректировкой. Взносы взимаются со страхуемых лишь по подсистеме добровольного страхования. В зависимости от заработной платы пособие по безработице выплачивается на уровне от 240 до 580 крон в день 1 . Условием его получения служит осуществление выплат в кассу страхования по безработице в течение минимум 12 месяцев предшествующего периода. Компенсация за потерю доходов устанавливается в размере 80% от заработка. Те люди, которые не имеют необходимый страховой стаж, получают минимальное пособие по безработице на уровне 240 крон в день. Оно выплачивается 300 дней подряд, при условии выполнения безработным определенных правил, среди которых важнейшим является готовность приступить к работе. Лицам в возрасте 57—64 лет страховка по безработице выплачивается в течение 450 дней. Возможно и продление первоначального срока (300 дней) выплаты пособия еще на 300 дней. Безработный, без достаточных оснований отклонивший предложение о работе, лишается права на пособие на 20—60 дней. Страховкой также не покрываются первые пять суток после потери работы, а для тех, кто уволился по собственному желанию, этот срок возрастает до 45 дней.

Активная государственная политика в сфере занятости позволила шведскому правительству к началу 2000-х гг. снизить уровень безработицы более чем в два раза. И эта позитивная тенденция сохраняется в настоящее время. В 1999 г. уровень открытой безработицы составлял в Швеции 5,6%, а в 2003 г. он снизился почти до 4%. Среди мер, используемых государством в сфере занятости, следует назвать такие, как предоставление субсидий для найма рабочей силы, осуществление специальных программ создания рабочих мест,’ организация переквалификации с предоставлением работы. Практикуется выдача правительственных дотаций предприятиям, привлекающим на работу молодежь.

Медицинское обслуживание в Швеции, Финляндии, Норвегии — бесплатное или с оплатой лишь части суммы за лечение. Визит к врачу обходится шведу от 60 до 300 крон (в среднем — 180 крон). Однако благодаря системе государ-

1 По некоторым данным, к 2005 г. минимальная сумма выплат по базовой страховке возросла с 240 до 270 крон в день.

ственного компенсирования общая сумма, уплачиваемая одним пациентом за 12 месяцев, не превышает 900 крон. Средняя же заработная плата шведов составляет 20—21 тыс. крон в месяц. Лечение в больнице стоит примерно 80 крон в день. Пенсионеры платят за пребывание там не более одной трети пенсии, а все остальные затраты компенсирует государство.

Законодательством скандинавских стран предусмотрен действенный государственный контроль за условиями труда. В Швеции ежегодно проводится 30—40 тыс. инспекций на предприятиях. Почти половина из них приводит к письменным предписаниям, обязательным к исполнению. В 2001 г. в 450 случаях был наложен запрет на продолжение производственной деятельности, а по 20 обстоятельствам были возбуждены судебные дела. В том же году правительством Швеции было принято решение о повышении действенности центров профилактики и лечения профессиональных заболеваний и реабилитации. Они функционируют под эгидой государственных органов во главе с Национальным ведомством по труду и Национальным советом по рынку труда. В стране работает более 700 таких центров, которые вполне доступны для абсолютного большинства рабочих. Здесь оказывается не только медицинская, профессиональная, но и психологическая помощь. Ее актуальность возрастает в связи со снижением стрессоустойчивое™ работников из-за повышения интенсивности трудовой деятельности.

Важнейшим условием, обеспечивающим существование универсальной государственной системы базовой защиты, является развитость социального партнерства и традиционно высокий уровень представительства трудящихся и работодателей в профессиональных общественных организациях. Около 80% самодеятельного населения Швеции объединено в профсоюзы, а в отдельных отраслях до 95 % трудящихся являются членами профессиональных союзов. По данным 90-х гг., в США же профсоюзы объединяют около 59% трудящихся, а в Великобритании еще меньше — лишь 54%. Самый крупный профсоюз страны — Шведская конфедерация профсоюзов охватывает 85% промышленных рабочих, а Шведская конфедерация служащих — 70% «белых воротников». Проф-

союзы здесь обладают контролем над большими денежными средствами. Они руководят фондами страхования по безработице, финансируемыми в значительной мере государством. В начале 2000-х гг. в этих фондах находилось в совокупности 50 млрд крон (или 5 млрд американских долларов).

В качестве партнеров профсоюзов в коллективных переговорах выступает объединение шведских предпринимать -лей, в состав которого входит более 45 тыс. компаний. Посредником в таких переговорах выступает государство.

Спецификой скандинавской модели социальной защиты является сочетание базовой государственной помощи с корпоративными социальными выплатами. Они составляют основной компонент системы пенсионного обеспечения. Как уже отмечалось, в Швеции на дополнительные корпоративно-страховые пенсии приходится 60% всех пенсионных выплат, а 40% — на базовую государственную пенсию. Финансируются корпоративно-страховые пенсии из фондов социального страхования, создаваемых работодателями и лицами, работающими по найму. Размер взноса в такой фонд равен 13% от получаемого дохода. Дополнительные пенсии, так же как и базовые, полагаются всем жителям страны. Однако для их получения надо проработать 30 лет (для неполной — минимум 3 года). Размер полной дополнительной пенсии устанавливается на основе максимальных доходов за 15 лет и выплачивается из расчета 2% от среднего дохода за самые прибыльные годы, помноженного на число лет, за которые эта сумма была заработана, при условии, что оно не превышает 30. Для лица, проработавшего 30 и более лет, такая пенсия составляет 60 % от среднего дохода. В конце 1990-х гг. величина максимальной дополнительной пенсии равнялась за год 138 739 шведских крон.

Наряду с базовой и дополнительной страховыми пенсиями шведы получают еще и добавку к пенсии по условиям коллективного договора, на которую могут рассчитывать лица, проработавшие длительный срок на одном предприятии или в одной отрасли (в большинстве случаев он равен 30 и более лет). Размер добавочной пенсии устанавливается по согласованию между профсоюзами и организацией работодателей каждой отрасли, достигая 10—15% от величины последней

заработной платы. Эти пенсионные добавки также носят корпоративную направленность. С учетом всех пенсионных выплат среднестатистическая пенсия в Швеции составляла в начале 2000-х гг. свыше 17 тыс. крон в месяц.

В Финляндии трудовая пенсия финансируется прежде всего за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, и частично от взносов самих трудящихся. Введенный в первой половине 90-х гг. сбор страховых пенсионных взносов с работников составлял в начале 2000-х гг. 4,3% от дохода.

Управление национальной пенсионной системой в Финляндии строго централизовано. В последнее десятилетие, несмотря на определенный экономический спад, удалось сохранить универсальный характер социального обеспечения и устойчивость пенсионной системы, гарантирующей каждому гражданину минимальный размер пенсии. Для работающих он составляет немногим более половины утраченного заработка, что соизмеримо со шведской системой пенсионного обеспечения. Уже отмечалось, что при средней заработной плате шведов в 20—21 тыс. крон среднестатистическая пенсия составляет свыше 17тыс. крон вмесяц. Однако без учета добавок к пенсии по условиям коллективного договора размер дополнительной пенсии по пенсионному страхованию вместе с базовой пенсией составляет 12 387 крон в месяц, что равно примерно половине средней зарплаты шведского служащего.

Системы страхования скандинавских стран гарантируют их жителям оплату периода временной нетрудоспособности. Первый день заболевания, как правило, не оплачивается. Размер выплат составляет примерно 80% от суммы потерянного дохода. В 90-е гг. в Швеции была усилена значимость корпоративно-страхового принципа в механизме выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Новая система оплаты больничных листков (введена в 1992 г.) увеличила ответственность работодателей за условия труда. Первые две недели заболевания (со второго по четырнадцатый день болезни) стали оплачиваться за счет работодателя, а не государства, как было раньше. Количество оплачиваемых по болезни дней не ограничено. Но величина пособия не может превышать 598 крон в день. По закону о страховании от несчастных случаев на производстве при длительной утрате работоспособности из-за профессионального заболевания или травмы предусмотрена полная компенсация утраченного дохода.

Национальная система медицинского страхования Швеции берет на себя оплату назначенных врачами лекарств и

http://studopedia.ru/1_45116_skandinavskayauniversalnaya-model-sotsialnoy-zashchiti.html

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Социальное обеспечение в Швеции

Особое внимание отечественных исследователей привлекает так называемая Скандинавская модель социальной защиты населения (Швеция, Норвегия, Финляндия). Социальное обеспечение как институт социальной защиты используется в этих странах в большем объеме, чем в других европейских государствах.

В Скандинавских странах преобладает государственная модель организации социальной защиты населения. Как правило, понятие “социальная защита” в этих странах трансформировано в понятие “социального благосостояния”. Эта модель включает в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и пособий. Несмотря на схожие черты, Скандинавские страны несколько отличаются по характеру и организационным формам реализации социальной политики. Рассмотрим модель социального обеспечения Швеции.

Социальное страхование составляет основной элемент шведской системы социальной защиты. Государственное страховое управление находится под юрисдикцией Министерства здравоохранения и социальных дел и отвечает за систему всеобщего страхования. В настоящее время вся система социальной защиты населения в Швеции регулируется Законом о всеобщем страховании (1962 г.), который предусматривает три типа страхования:

  • 1) системы страхования по болезни и страхования родителей;
  • 2) систему народных пенсий;
  • 3) систему дополнительных пенсий.

Все постоянно проживающие в Швеции (шведы и иной национальности) в возрасте от 16 лет и старше зарегистрированы в одной из 26 местных контор социального страхования.

Системы страхования по болезни и страхование родителей

Они включают в себя следующие виды страхования: обязательное медицинское, стоматологическое, пособия родителям, пособие по болезни.

Обязательное медицинское страхование охватывает различные выплаты в связи с посещениями врача, стоматолога, лечением в больнице и т. д. Как правило, эти расходы непосредственно оплачиваются конторой социального страхования медицинскому учреждению или лицу, ответственному за лечение. Обычно пациент платит только небольшую сумму за консультацию. Общий тариф применяется к государственным амбулаторным услугам. В конце 1980-х гг. пациент платил 60 крон (90 крон за вызов врача на дом) поликлинике, а врач получал от нее полную зарплату. Посещение частных врачей возмещается несколько по-иному. Пациент платит свои 60 крон за каждое посещение, а остальную часть гонорара врач получает от национальной системы здравоохранения.

В настоящее время структура компенсаций изменилась. Государство теперь субсидирует расходы поликлиник исходя не из числа посещений, а в пропорции к числу жителей региона. Гонорары, которые платят пациенты, включают не только посещение врача, но и выписку рецептов, больничного, лабораторные исследования.

Расходы на лечение в больнице по болезни или в связи с рождением ребенка оплачиваются непосредственно местной конторой социального страхования. Пациент не платит ничего за лечение в больнице города, где он проживает. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице —- 2 года. Застрахованное лицо, посетившее медицинское учреждение, имеет право на компенсацию дорожных расходов, компенсируется также покупка лекарств для хронических больных полностью, для остальных — частично.

Стоматологическое страхование является частью обязательной системы страхования здоровья. Оно охватывает всех застрахованных свыше 20 лет. По закону стоматологическая помощь детям и молодежи до 20 лет оказывается бесплатно, причем как государственными, так и частными дантистами. Стоматологическая помощь взрослому пациенту обходится дорого. Обычно он платит 60% за услуги, если они не превышают 3 тысяч крон за курс. Зубной врач непосредственно получает возмещение за остальную часть из местной конторы социального страхования.

Пособие по болезни — компенсация, выплачиваемая за потерю дохода из-за болезни или травмы. Оно составляет до 90% получаемого дохода и облагается налогом. Для получения пособия необходимо сообщить о болезни местной конторе социального страхования. Пребывание в больнице сокращает пособие до одной трети его размера.

При рождении ребенка система страхования родителей обеспечивает им пособия в течение 12 месяцев. Женщина во время беременности может получать 50 дней до рождения ребенка пособие по материнству. После рождения ребенка родители сами определяют, как поделить оплачиваемый отпуск между собой. Сейчас этим пользуется каждый пятый отец в Швеции. Кроме того, отцы имеют право отсутствовать 10 дней на работе после рождения ребенка. Родители, вынужденные оставаться дома для ухода за детьми до 12 лет, имеют право на получение пособия, если ребенок болеет; если мать находится в больнице в ожидании еще одного, а отец остается дома с детьми, если ребенок посещает врача, то сопровождающий родитель получает пособие. В среднем как отцы, так и матери остаются по этим причинам дома по 6—7 дней в году. Каждый родитель имеет право на пособие по болезни ребенка сроком до 60 дней в год на каждого ребенка. Родители, имеющие детей до 8 лет, могут сократить продолжительность рабочего дня с 8 до 6 часов со снижением зарплаты.

Система национальных пенсий

Эта система включает народную (основную), дополнительную (трудовую), частичную (неполную) пенсии. Во всех случаях выплаты основываются на ежегодно устанавливаемой Правительством так называемой базовой сумме, которая автоматически возрастает с инфляцией.

В Швеции пенсионный возраст, одинаковый для мужчин и женщин, 65 лет. Можно уйти на пенсию раньше с соответствующим изменением размера пенсии. Закон 1976 г. о частичных пенсиях дает возможность сократить рабочее время и получать компенсацию за потерянный доход. Но при условии: получатель должен работать не менее 17 часов в неделю.

Народная и дополнительная пенсии включают три формы: по старости, по инвалидности, семейные, выплачиваемые в связи со смертью кормильца. Один человек может получать сразу несколько пенсий.

Каждый гражданин, постоянно проживающий в Швеции, имеет право на получение народной пенсии по завершении срока работы. Люди, имеющие право на дополнительную пенсию, с 1979 г. получают и народную. Размер народных пенсий по старости весьма низкий (20% заработка), поэтому человек, имеющий только народную или низкую дополнительную пенсию, получает также коммунальную жилищную субсидию и надбавку к пенсии, которые не облагаются налогом.

Пенсия по инвалидности в системе народных пенсий равна пенсии по старости. Ее получают лица от 16 лет и старше, потерявшие трудоспособность из-за болезни, инвалидности, до достижения пенсионного возраста. Если человек заботится о неполноценном ребенке до 16 лет, то в системе народных пенсий выплачиваются и пособия на детей.

Семейная пенсия в системе народных пенсий включает вдовью пенсию (не выплачиваемую вдовцам) и сиротам. Пенсия выплачивается в случаях, когда вдова, достигшая возраста 36 лет, была замужем не менее 5 лет. Полная пенсия выплачивается вдове по достижении 50 лет или когда она имеет ребенка до 16 лет. Полная пенсия идентична пенсии по старости. Выплата прекращается при выходе вдовы замуж. Пенсия детям в возрасте до 18 лет выплачивается по случаю смерти одного или обоих родителей.

Система всеобщих дополнительных пенсий

Для получения полной дополнительной пенсии необходимо проработать 30 лет. Для неполной пенсии — минимум 3 года. При меньшем стаже размер пенсии сокращается на одну треть за каждый неотработанный год. Средний размер рассчитывается по 15 годам с наивысшей оплатой. Дополнительная пенсия вместе с народной пенсией составляют свыше 70% дохода за прошлые годы.

Система дополнительных пенсий дает возможность также получать преждевременную пенсию, пенсию по инвалидности, вдовью (если муж имел право на дополнительную) и пенсию сиротам (до 19 лет).

В Швеции система страхования от несчастных случаев на производстве вступила в силу в 1977 г. Возмещение выплачивается в случае профессионального заболевания, а также несчастного случая на работе или по пути к ней, и компенсируется потерянный доход и все необходимые медицинские расходы. Эта система финансируется через взносы предпринимателей. В ней существуют разные типы пособий: эквивалентные пособиям в системе страхования по болезни, народным и дополнительным пенсиям.

Большинство работающих людей имеют дополнительное страхование помимо упомянутой системы в результате соглашения профсоюзов с администрацией. Это страхование покрывает ту часть дохода, которая не охвачена при выплате пособий системой обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.

Система страхования от безработицы (1974 г.) отличается от перечисленных систем социального страхования. Для получения пособия по безработице необходимо быть членом кассы по безработице, организуемой профсоюзами. Сорок три кассы охватывают все профессиональные категории. То есть местные конторы страхования не имеют дела с этим типом страхования. Выплата пособия по безработице оговорена рядом условий: регистрация в качестве ищущего работу на местной бирже труда, готовность принять предложение о направлении на работу, потеря места не по собственной вине, членство в кассе по безработице не менее 12 месяцев. Пособия выплачиваются максимум за 300 рабочих дней, а для пожилых людей за 450 и состоят из ежедневных выплат. Ежедневное пособие может достигать 91,7% зарабатываемого дохода.

Если человек не охвачен какой-либо системой страхования или пособия недостаточно большие, то он может получать общественную помощь. В Законе о социальных услугах 1982 г. говорится, что коммуны несут в конечном счете ответственность за людей, проживающих в рамках их границ независимо от гражданства.

Кроме описанных форм социального страхования в Швеции имеется и ряд других пособий. Например, пособие на ребенка, которое выплачивается на всех детей с рождения и до 16 лет. Многодетные семьи с тремя детьми и более ежегодно получают дополнительное пособие на детей. Кроме того, существуют пособия на переобучение взрослых, образование детей.

http://studref.com/356171/sotsiologiya/osnovnye_modeli_sotsialnoy_zaschity_sotsialnogo_obsluzhivaniya_naseleniya

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях