WordPress

Развитие системы социальной поддержки безработных граждан

Развитие системы социальной поддержки безработных граждан - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Развитие системы социальной поддержки безработных граждан". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Развитие системы социальной поддержки безработных граждан

Согласно недавно проведённым расчётам, которые основываются на методиках Международной организации труда, в настоящее время в России насчитывается около 6,4 миллиона безработных. При этом, по мнению аналитиков, количество рабочих мест будет неуклонно сокращаться в течение достаточно длительного периода. И сделать с этим что — либо практически невозможно. Однако государством предоставляются гарантии по финансовой поддержке и содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимого персонала. Реализовать своё право на труд и социальную защиту от безработицы может каждый.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Федеральном Законе от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, содействию в самозанятости и содействию в переселении для работы в сельской местности. Кроме того, в полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан (п. 3 ст. 7.1 Закона о занятости). При этом административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития от 27.11.2007 г. № 726. В свою очередь административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в приказе Минздравсоцразвития от 07.06.2007 г. № 400. [1]

Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). При этом не допускаются:

· направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

· направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

· приглашение граждан в учреждения службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.

В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.

В целях защиты от безработицы государство гарантирует:

· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

· информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

· осуществление мер активной политики, занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

· бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

· финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения. [14,96]

Таким образом, мы рассмотрели социальную поддержку государства

http://studbooks.net/993622/pravo/sistema_sotsialnoy_podderzhki_bezrabotnyh_grazhdan

2.2 Система социальной поддержки безработных граждан

Согласно недавно проведённым расчётам, которые основываются на методиках Международной организации труда, в настоящее время в России насчитывается около 6,4 миллиона безработных. При этом по мнению аналитиков, количество рабочих мест будет неуклонно сокращаться в течение достаточно длительного периода. И сделать с этим что — либо практически невозможно. Однако государством предоставляются гарантии по финансовой поддержке и содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимого персонала. Реализовать своё право на труд и социальную защиту от безработицы может каждый. [11,39]

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Федеральном Законе от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, содействию в самозанятости и содействию в переселении для работы в сельской местности. Кроме того, в полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан (п. 3 ст. 7.1 Закона о занятости). При этом административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития от 27.11.2007 г. № 726. В свою очередь административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в приказе Минздравсоцразвития от 07.06.2007 г. № 400. [1]

Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). При этом не допускаются:

направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

приглашение граждан в учреждения службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.

В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.

В целях защиты от безработицы государство гарантирует:

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

осуществление мер активной политики, занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения. [14,96]

Таким образом, мы рассмотрели социальную поддержку государства

2.3. Мероприятия по содействию занятости населения в РФ

Приоритетом в период экономического спада должна быть не высоко затратная при малой отдаче активная политика, а эффективная пассивная политика на рынке труда, проводимая во всех рыночно ориентированных странах. Это означает необходимость разработки принципиально иной системы страхования от безработицы. Таким образом, к политике занятости необходимо предъявлять следующие основные требования и мероприятия:

1. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в новых рабочих местах, обеспечением инновационных форм занятости.

2. Должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. При этом важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению производительности труда.

В рамках государственной и с учетом региональной политики занятости необходимо разрабатывать адресные программы, направленные на обеспечение занятости каждого конкретного сегмента рынка труда. Так, например, в программах по обеспечению занятости женщин необходимо заглядывать в будущее, связанное с формированием занятости инновационного типа. В программах необходимо придерживаться следующих направлений:

— переориентация женщин на надомные рабочие места, связанные с

использованием телекоммуникаций и компьютеров;

— повышение удельного веса женщин, занятых в сфере материальных и

нематериальных услуг – социальных, бытовых, финансовых, инжиниринговых, маркетинговых;

— более широкое привлечение женщин к управлению, увеличение числа женщин менеджеров;

— сокращение доли женщин занятых тяжелым физическим трудом и особенно на вредных участках работы;

— развитие семейных и партнерских предприятий, создание новых рабочих мест в фирмах малого и среднего бизнеса специально для женщин, резкое увеличение числа женщин предпринимателей;

— формирование нового типа семейного разделения труда, основанного на внедрении в быт средств малой механизации, перераспределении функций в семейном хозяйстве.

Выше отмеченные направления позволят трансформировать структуру женских рабочих мест с учетом закономерностей женской занятости. [15,176]

Объектом адресных программ могут выступать:

— подростки от 14 до 15 лет, имеющие неполное среднее образование. Эта категория молодежи на рынок труда вступает впервые, не имеет опыта работы, поэтому, на мой взгляд, необходимо создать при службах занятости ускоренные курсы, подготавливающие молодежь для работы в сфере услуг (парикмахеры, продавцы, почтальоны, секретари, швеи и. т. д.), с учетом потребностей рынка труда.

Предпочтение следует отдавать профессиям, которые позволят подросткам открыть собственное дело и зарегистрироваться предпринимателями. По необходимости следует предоставлять кредиты и предусмотреть льготную форму регистрации молодежи в качестве предпринимателей. Необходимо учитывать, что не у всех молодых людей есть способности к предпринимательству, поэтому следует проводить тщательный отбор молодежи на основе конкурсных программ и работы с психологом.

Наряду с выше обозначенными мерами необходимо проводить профориентацию подростков 14-15 лет, нацеливая их на продолжение образования — молодежь от 16 до 18 лет (выпускники школ и профтехучилищ). Для данной группы молодежи одним из приемлемых выходов из сложившейся ситуации может быть налаживание связей между предприятиями и учебными заведениями, причем предприятия, делающие заказы на молодых специалистов должны поощряться посредством предоставления им налоговых льгот и льготных кредитов. В дальнейшем в соответствии с этими заказами можно сузить специализацию в учебных заведениях.

— молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. Численность безработной молодежи в данной группе сокращается естественным путем за счет срочной службы в армии мужского населения. Остальную часть молодежи необходимо заинтересовать в продолжение образования, что отодвинет сроки выхода молодежи данной категории на рынок труда. Однако благосостояние семей не всегда позволяет молодым людям продолжить обучение и очень часто возникает необходимость в трудоустройстве. Поэтому для данной категории молодежи следует предоставлять рабочие места, не наносящие ущерб их основной деятельности – учебе. Речь идет о

временной (сезонной) работе, гибком или неполном рабочем дне, а также о

выполнении работы в домашних условиях. [12,50]

Для реализации выше указанных мер следует создавать бюро по трудоустройству и социальной помощи молодежи в учебных заведениях, что уже практикуется в отдельных вузах.

— молодежь в возрасте от 25 до 29 лет. В данную возрастную категорию людей, как правило, входят молодые люди, имеющие высшее образование или средне — специальное образование и стаж работы. По моему мнению, молодым людям, имеющим высшее образование, необходимо предоставить возможность получения второго высшего образования бесплатно на конкурсной основе, что позволит отодвинуть сроки выхода молодежи на работу и обеспечит российский рынок труда высококвалифицированными специалистами. Отбор вузов, предоставляющих второе бесплатное высшее образование должен производиться также на конкурсной основе и с учетом степени соответствия предлагаемых вузом специальностей потребностям российского рынка. Среди общих мер, направленных на сокращение численности безработной молодежи во всех выше упомянутых группах можно выделить следующие:

— поддержка мелкого и среднего бизнеса, что позволит значительно увеличить количество рабочих мест;

— поддержка негосударственных предприятий в производственных отраслях в широком смысле: государственное страхование рисков, выделение льготных кредитов под конкретные эффективные программы, обеспечение предприятия материальными ресурсами и гарантирование сбыта продукции;

— квотирование рабочих мест для молодежи (квота – определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на данном предприятии) и т.д. [13,23]

Таким образом, важнейшим условием реализации новой модели занятости является финансовая стабилизация, возобновление экономического роста, увеличение ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем.

Практика свидетельствует, что переход сферы труда к инновационному типу занятости — задача чрезвычайно сложная и пока проявляет себя лишь как определенная тенденция. Учитывая интересы стратегически важных, и в то же время наименее защищенных групп населения, мы не только решаем проблему воспроизводства трудовых ресурсов, но и ускоряем создание нового механизма труда, который позволит быстрее решить сложные проблемы, стоящие перед экономикой России.

http://studfile.net/preview/382989/page:6/

Развитие системы социальной поддержки безработных граждан

Поиск в огромном массиве правовых норм, принятых в течение столетия, тех положений, которые касались социальной поддержки безработных, был бы очень затруднен без определения двух ключевых понятий — безработные и социальная поддержка безработных.

Первое официальное определение безработного содержит п. 3 Положения ВЦИК и СЕК от 11(24) декабря 1917 г. В тот период под безработным понимался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности и даже получивший таковую на срок менее 2 недель.

В Правилах о безработных и о выдаче им пособий, которые являлись приложением к ст. 79 КЗоТ 1918 г., произошла корректировка понятия «безработный гражданин». Безработным стал считаться «всякий обязанный трудовой повинностью гражданин РСФСР, зарегистрированный в местном отделе распределения рабочей силы как не имеющий работы по своей специальности, и за вознаграждение, установленное в соответствующем тарифе (см. п. 1-3 Правил). К безработным приравнивались также получившие работу, продолжавшуюся не более двух недель и получившие работу не по своей специальности и исполняющие ее временно до получения работы по своей специальности.

В Положении о социальном обеспечении трудящихся, утвержденном Постановлением СНК от 31 октября 1918 г., отсутствует понятие безработный, но оно вытекает из ст. 46, в которой указывается, что пособие выдается безработным, зарегистрированным в местном подотделе распределения рабочей силы — отделы труда, не имеющим средств к существованию и лишившимся заработка по случаю закрытия предприятия или сокращения штатов.

Из п. 1 Декрета СНК от 3 сентября 1921 г. «Об обеспечении безработных» следует, что безработными могут быть зарегистрированные в отделе труда и не имеющие других средств к существованию: квалифицированные рабочие и служащие государственных предприятий и учреждений, уволенные в связи с сокращением штатов или закрытием предприятия и проработавшие на предприятии не менее трех лет, за исключением подростков и демобилизованных красноармейцев.

Ст. 6 КЗоТ 1922 года дает основания утверждать, что появилось новое определение безработных: это лица, ищущие работу, зарегистрированные в местном органе Наркомтруда в таком качестве.

Согласно определению международных организаций (МОТ и Общества экономического сотрудничества и развития), безработные — это неработающие граждане трудоспособного возраста, которые ищут работу и готовы приступить к ней или организовать собственное дело. Однако в некоторых странах официальные определения безработных весьма своеобразны. Так, в Г.ТТТЛ безработными считаются лица, которые не имели занятости в течение недели обследования; принимали усилия найти работу в течение предыдущих четырех недель; кто мог работать в течение недели обследования; лица, временно уволенные, или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней. В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа, в Великобритании — кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни или кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу.

В современном российском законодательстве о занятости населения нет определения «безработный гражданин». Это понятие приходится формулировать, отталкиваясь от ст. 3 Закона о занятости населения, в которой изложены условия признания гражданина безработным. Безработным признается гражданин (трудоспособный как по возрасту, так и по состоянию здоровья), не имеющий работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый приступить к ней.

Во всех упомянутых выше документах общим является то, что безработный гражданин должен: быть трудоспособным; не иметь работы; не иметь заработка; быть готовым приступить к работе и искать работу. Российское понимание безработного в целом приближено к определению МОТ, но с тем отличием, что в России, как и раньше (1917 г., 1918 г., 1921 г., 1922 г.), так и в настоящее время, при определении понятия безработный важным считается условие о регистрации в органах службы занятости.

Иными словами, безработные граждане — это не статистическое понятие,

  • 1 Сборник Конвенций и Рекомендаций МОТ. М.: Просвещение. 2000. С. 208.
  • 2 Власов В.И. Комментарий к Закону о занятости в Российской Федерации. М.: Фонд «Правовая культ ра». 1997. С. 288. характеризующее человека, как гражданина, не имеющего работы.

Головина СЮ. справедливо отмечала, что общеупотребительное понятие «безработный» гораздо шире его юридического аналога. Закон о занятости населения придает общеупотребительному понятию сугубо юридическое значение, когда вводит дополнительные признаки безработного.1

По российскому законодательству статус безработного гражданин приобретает в результате сложного юридического процесса, который возможен при наличии четырех важных условий.

Во-первых, гражданин должен отвечать тем требованиям, которые указаны в п. 1 ст. 3 Закона о занятости, о чем уже шла речь выше.

Во-вторых, гражданин не должен относиться к категориям граждан, которые не могут быть признаны безработными-в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о занятости.

В-третьих, гражданин обязан пройти регистрацию в органах службы занятости, состоящую из двух этапов, определенных законодательством.2 На первом этапе граждане регистрируется в качестве ищущего подходящую работу.

http://studexpo.ru/522634/trudovoe_pravo/razvitie_sistemy_sotsialnoy_podderzhki_bezrabotnyh_grazhdan

Гарантии социальной поддержки безработных

Государство обеспечивает безработным выплату:

  • • пособий по безработице, включая период временной нетрудоспособности безработного;
  • • стипендий во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Назначение и выплату стипендий гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:

• уволенным в течение 12 месяцев, который предшествовали началу обучения, и имели в этот период времени оплачиваемую работу не меньше 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) — в размере 75 процентов их среднего заработка, который исчисляется за последние 3 месяца на последнем месте работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации (далее — размер районного коэффициента);

  • • впервые ищущим работу (ранее не работавшим); кто стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; кто уволен за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев перед началом обучения и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель — в размере пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;
  • • утратившим возможность выполнения прежней работы из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания — за счет средств работодателя в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца на последнем месте работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Граждане, уволенные в следствие с ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными и направленным органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, в период, на протяжении которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Размер стипендии в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, может быть сокращен на 25 процентов сроком на один месяц, или ее выплата может быть приостановлена на срок до месяца в случае неуспеваемости на учебе или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. В случае смерти гражданина в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплата стипендии прекращается.

http://bstudy.net/771181/pravo/garantii_sotsialnoy_podderzhki_bezrabotnyh

Центры занятости населения — цель, задачи, функции

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель деятельности Центра занятости — реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • создание условий для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
  • развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
  • повышение мобильности рабочей силы и обеспечение регулирования миграционных процессов с учётом потребностей рынка труда.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

http://szn.permkrai.ru/about/tsentry-zanyatosti-naseleniya-tsel-zadachi-funktsii/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях