WordPress

Принципы предоставления мер социальной поддержки

Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Принципы предоставления мер социальной поддержки". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Статья 4. Принципы предоставления мер социальной поддержки

Статья 4. Принципы предоставления мер социальной поддержки

Предоставление мер социальной поддержки основано на принципах:

2) заявительного порядка их предоставления;

4) равенства прав граждан при их предоставлении;

>
Граждане, имеющие право на социальную поддержку в Рязанской области
Содержание
Закон Рязанской области от 21 декабря 2016 г. N 91-ОЗ «О мерах социальной поддержки населения Рязанской области».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/46126930/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

Эксперт о новых принципах социальных выплат: адресность и нуждаемость

Социальную помощь теперь будут оказывать, учитывая адресность и нуждаемость. Что принесет нам новая система? Законопроект Минтруда комментирует эксперт

Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 3

Новый законопроект комментирует член Общественной палаты России, председатель Общественного совета при Минтруде Елена Тополева-Солдунова:

– Задача нового законопроекта – внедрить принципы адресности и нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки. Предлагается сделать меры поддержки адресными, то есть оказывать помощь только тем, кто в ней нуждается.

Изменения коснутся лишь 4 региональных мер поддержки.

Критерий нуждаемости будет использоваться при расчете:

— регионального ежемесячного пособия на ребенка,

— компенсации родителям оплаты за детский сад,

— льгот медицинским работникам,

— компенсации расходов на оплату жилых помещений педагогическим работникам в сельской местности.

Критерии нуждаемости будут устанавливаться каждым регионом самостоятельно. Возможно, будут браться в расчет и доходы семьи.

Возьмем, к примеру, меры поддержки многодетных семей. Уровень дохода в каждой семье разный, многодетность сама по себе еще не делает семью нуждающейся. Но кому-то помощь нужна больше. Как раз в этом и состоит задача этого законопроекта – помочь действительно нуждающимся.

Многие эксперты высказывают опасение в связи с одним моментом, касающимся социальных выплат. Дело в том, что материальная помощь не является единственной целью социальных выплат. Различные меры социальной поддержки нужны не только для того, чтобы помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации.

В ряде случаев такие выплаты можно назвать стимулирующими и даже поощрительными. Например, выплаты ветеранам – знак уважения к ним, признания их заслуг, а программа «Материнский капитал» стимулирует семьи к рождению новых детей. Стимулирующий смысл остается во многих выплатах, например, компенсация оплаты за жилье для сельских врачей и учителей призвана стимулировать этих специалистов работать в селе, а не только помочь им материально.

Это относится и к таким мерам помощи семьям с детьми, как компенсация услуг дошкольного образования. Эта помощь заключается в том, что если ребенок не ходит в детский сад, то родители могут получить компенсацию для того, чтобы оплачивать дошкольное образование. Но когда предлагается эти выплаты увязать с нуждаемостью, возникает вопрос – а какой характер носит эта мера? Стимулирующая она или поддерживающая? Эксперты спорят об этом. И прежде чем увязывать ее с нуждаемостью, нужно хорошо подумать – правильно ли это.

Сейчас в России задача – помочь тем, кому это нужнее всего. Другими словами, помочь адресно, а не формально. Поэтому некоторые меры из тех, что начислялись раньше, сейчас пересматриваются. Применение регионами критериев адресности и нуждаемости, предусмотренных в законопроекте, поможет, во-первых, понять, кому нужно оказать помощь, а, во-вторых, каким именно образом это сделать.

Но есть еще один серьезный вопрос, который беспокоит экспертов. К сожалению, мы не можем быть на сто процентов уверены в том, что сэкономленные в результате предлагаемых мер средства пойдут на помощь нуждающимся, а не перекочуют в другие расходы.

У нас пока нет такого понятия как единый защищенный социальный бюджет, хотя эксперты уже говорят о необходимости его принятия. Посчитать его довольно сложно, но возможно, и если он будет утвержден и принят, тогда граждане России будут чувствовать себя более уверенно и защищенно.

Но прежде чем принимать новый законопроект, все его предложения должны пройти широкое общественное обсуждение, об этом говорили и на заседании Общественного совета при Минтруде России.

http://www.miloserdie.ru/article/ekspert-o-novyh-printsipah-sotsialnyh-vyplat-adresnost-i-nuzhdaemost/

Министр Максим Топилин: Внедрение принципов адресности и нуждаемости перераспределит ресурсы в пользу граждан, которым действительно нужна помощь

Члены Общественного совета при Минтруде России обсудили законопроект о применении регионами критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.

Законопроект предполагает оптимизацию предоставления отдельных региональных мер социальной поддержки с учетом применения критериев нуждаемости. «Мы сознательно не идем на то, чтобы вводить на федеральном уровне какие-либо стандарты и критерии. В регионах разные ситуации. Эти критерии будут устанавливаться регионом самостоятельно», – заявил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

По его словам, законопроект подготовлен в условиях непростой экономической ситуации. «Но это не значит, что мы предлагаем сокращать льготы, – сказал Максим Топилин. – Внедрение принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки даст возможность перераспределить ресурсы в пользу тех граждан, которые действительно нуждаются в помощи».

«Посыл министерства понятен и воспринимается как правильный и адекватный, – отметила председатель Общественного совета Елена Тополева-Солдунова. – Вместе с тем нужно подумать о том, каким образом снять возможные социальные риски».

Также на заседании Общественного совета был обсужден законопроект «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2016 год».

Данный законопроект подготовлен в соответствии с Методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 531.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» общеустановленный возраст выхода на пенсию составляет для мужчин 60, для женщин – 55 лет. По данным Росстата за 2014 год, численность мужчин и женщин в данных возрастах составила 852 171 и 1 228 833 человека соответственно, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни – 15,87 и 25,53 лет соответственно.

В соответствии с Методикой ожидаемый период выплаты накопительной пенсии при ее назначении застрахованным лицам в общеустановленном возрасте выхода на пенсию, на 2016 год составит:

Т = (852 171 х 15,87 + 1 228 833 х 25,53) / (852 171 + 1 228 833) х 12 = 259 месяцев

При этом максимальное значение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии с 1 января 2016 года установлено в размере 234 месяца.

Поскольку ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, рассчитанный по Методике, превышает установленное максимальное значение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на 2016 год, то в целях определения размера накопительной пенсии и корректировки размера накопительной пенсии ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2016 год планируется установить в размере 234 месяца.

В ходе заседания были также обсуждены вопросы:

  • о ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • о проекте федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»;
  • об основных характеристиках бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

http://rosmintrud.ru/social/social/265

Принципы предоставления мер социальной поддержки

Распоряжение от 23 октября 2015 года №2142-р. Предлагаемые законопроектом изменения позволят субъектам Федерации оказывать социальную поддержку гражданам на принципах адресности и нуждаемости, в том числе с увеличением размера выплат наиболее нуждающимся в поддержке гражданам.

Документ

Распоряжение от 23 октября 2015 года №2142-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости» (далее – законопроект) разработан Минтрудом во исполнение подпункта «д» пункта 1 перечня поручений Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета 24 февраля 2015 года (№Пр-417ГС от 11 марта 2015 года) и решений, принятых на заседании Правительства 22 января 2015 года.

Федеральный закон направлен на оптимизацию предоставления мер социальной поддержки с учетом обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости при их предоставлении в субъектах Российской Федерации.

В целях обеспечения принципа адресности применения мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральным законом внесены изменения, устанавливающие условия для предоставления отдельных компенсаций и выплат гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, а также введена ежемесячная выплата на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет в фиксированном размере.

При этом сохранено право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет за гражданами, которым оно было назначено до вступления в силу изменений, вносимых Федеральным законом, до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для дополнительной государственной поддержки малоимущих граждан, в том числе в сфере занятости, Федеральным законом внесены изменения в части распространения права в приоритетном порядке проходить профессиональное обучение и получать дополнительное профессиональное образование на признанных в установленном порядке безработными граждан, получающих государственную социальную помощь на основе социального контракта.

Кроме того, Федеральным законом предусмотрены создание и с 1 января 2018 года ввод в эксплуатацию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, которая будет функционировать одновременно с действующими информационными системами в сфере социальной защиты.

Вносимые Федеральным законом изменения позволят сконцентрировать ресурсы на предоставлении государственной социальной поддержки наиболее нуждающимся группам населения. Средства, высвобождающиеся в связи с вступлением в силу указанных изменений, будут направляться на цели социальной политики субъекта Федерации, включая предоставление мер социальной защиты (поддержки).

http://government.ru/orders/20201/

Совфед одобрил закон о соцподдержке граждан с учетом адресности и нуждаемости

МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Совет Федерации одобрил сегодня закон, оптимизирующий меры социальной поддержки граждан на основе принципов адресности и нуждаемости. Документ вносит поправки в семь законодательных актов, в том числе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О занятости», «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и другие.

Документ принимается «в целях совершенствования предоставления мер социальной поддержки, исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», говорится в сопроводительных документах. В частности, субъектам РФ предоставляется право устанавливать критерии нуждаемости для предоставления пособия на ребенка, а также уточнять периодичность выплаты этого пособия, «но не реже одного раза в квартал». Кроме того, регионам дается право устанавливать критерии нуждаемости для предоставления компенсации родителям, дети которых посещают детский сад и которые вносят родительскую плату.

Упорядочиваются подходы к присвоению звания «Ветеран труда» и совершенствуется ведомственная наградная система в части ужесточения требований, касающихся ведомственных знаков отличия в труде, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда». Законом также предусмотрена корректировка правил выплаты пособий «чернобыльцам» в целях «исключения многочисленных злоупотреблений». Для них вводится единое условие — постоянное проживание на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер.

Размер выплат устанавливается в зависимости от зоны и сроков проживания в ней. Безработным гражданам, получающим государственную социальную помощь на основе социального контракта, предоставляется право в приоритетном порядке проходить профессиональное обучение и получать дополнительное профобразование, если в их контракте содержатся условия о получении дополнительного профессионального образования.

Создаются правовые основы для создания с 1 января 2018 года Единой государственной информационной системы социального обеспечения с целью информирования граждан и органов власти о видах пособий и выплат из бюджетов разных уровней. Методикой оценки нуждаемости и установления критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки займется министерство труда и социальной защиты РФ.

По мнению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, соблюдение принципов адресности и нуждаемости «позволит повысить эффективность социальных расходов в условиях дефицита бюджетных средств».

http://tass.ru/obschestvo/2557980

Министерство социальной защиты населения Ставропольского края

  • Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 5
  • Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 6
  • Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 7
  • Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 8
  • Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 9

Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 10

  • Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 11

горячая линия
(8652) 71-34-78
8-800-7070-126

  • Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 12адаптированная версия сайта
    • Социальная защита
    • >
    • Обращение граждан
    • >
    • Часто задаваемые вопросы
    • >
    • Социальная поддержка ветеранов и инвалидов

    О предоставлении мер социальной поддержки по нескольким основаниям

    В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу предоставления мер социальной поддержки по нескольким основаниям разъясняем следующее.

    Предоставление гражданам мер социальной поддержки осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления. При этом каждый из законодательных актов вправе предусматривать особые условия для отдельных категорий граждан, в том числе предоставление мер социальной поддержки по нескольким основаниям, но за счет денежных средств соответствующего бюджета.

    Общие принципы предоставления мер социальной поддержки закреплены в федеральном законодательстве. Так статьей 13 Федерального закона
    «О ветеранах» установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

    Аналогичная правовая норма содержится и в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статья 31 которого предусматривает, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по данному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по закону, либо по другому правовому акту по выбору гражданина.
    Краевое законодательство построено по тому же принципу. Соответственно, если гражданин относится к нескольким категориям льготников, например, он является ветераном труда и инвалидом, то ему необходимо самостоятельно выбрать, по какому основанию он желает получать меры социальной поддержки.

    Для суммирования мер социальной поддержки по нескольким основаниям правовых оснований не имеется.

    Электронная форма для обращения в министерство

    Полезные ссылки

    Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 13Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 14Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 15Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 16Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 17Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 18Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 19Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 20Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 21Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 22Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 23
    Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 24
    Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 25Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 26Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 27Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 28
    Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 29

    Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан

    Обращение, направленное на официальный сайт Министерства по электронной почте, должно содержать фамилию, имя, отчество заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, контактный телефон, суть обращения (далее — Интернет-обращение).

    Интернет-обращение, поступившее на официальный сайт по электронной почте, распечатывается, и в дальнейшем работа с ним ведется в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», административным регламентом предоставления министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» (далее — Административный регламент). По электронному адресу, указанному в обращении направляется уведомление о приеме обращения.

    Для приема Интернет-обращения заявителя в форме электронного сообщения применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем, реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа. Адрес электронной почты заявителя (законного представителя) и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.

    Основаниями для отказа в рассмотрении Интернет-обращения, помимо указанных оснований, в пункте 2.9 Административного регламента, также являются:

    • отсутствие адреса (почтового или электронного) для ответа;
    • поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;
    • некорректность содержания электронного сообщения.

    Ответ заявителю на Интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.

    Заявителю гарантируется не разглашение без его согласия сведений, содержащихся в Интернет-обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

    Интернет-обращения представляются руководству Министерства для рассмотрения. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы руководителей Министерства. Ваш вопрос, заданный в Интернет-обращении может быть опубликован на сайте в обезличенной форме.

    http://www.minsoc26.ru/social/appeals/faq/detail.php?ID=5175

    В регионе приняли Соцкодекс, устанавливающий новые «критерии нуждаемости»

    Принципы предоставления мер социальной поддержки - картинка 30

    В Калининградской области приняли Социальный кодекс. Как сообщает пресс-служба регионального правительства, облдума утвердила законопроект на заседании в четверг, 3 октября.

    Кодекс объединяет в одном нормативно-правовом акте все законы о социальной поддержке отдельных категорий жителей региона. В региональном правительстве подчеркивают, что Калининградская область стала одним из первых субъектов РФ, который вводит «конкретные критерии» в части предоставления мер социальной поддержки «исходя из принципа адресности и нуждаемости».

    В областном минсоцполитики уверяют, что калининградцам не придется «ходить по всем инстанциям и собирать нужные справки», поскольку региональная система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) охватывает более чем 300 органов и организаций: Пенсионный фонд РФ, Министерство обороны РФ, МВД РФ, Фонд социального страхования, центры занятости населения, органы местного самоуправления, Росреестр и другие.

    «Что касается справок из кредитных организаций об остатках денежных средств, находящихся на счетах, то они выдаются бесплатно, также граждане могут получить их самостоятельно в виде выписок на сайте банка через личный кабинет», — отмечают в пресс-службе регионального правительства.

    Законопроект «Социальный кодекс Калининградской области» разработало региональное правительство по распоряжению губерантора Антона Алиханова. Согласно кодексу, потенциальные получатели льгот должны помимо справок о доходах предоставлять в соцзащиту выписки по всем своим банковским счетам, а также сведения о движимом и недвижимом имуществе.

    Жители региона смогут претендовать на меры социальной поддержки, если сумма денежных средств на счетах одного члена семьи не будет превышать десять прожиточных минимумов. Также чиновники рассказали, какое количество движимого и недвижимого имущества может иметь семья, чтобы не лишиться льгот.

    В мае 2019 года областная Дума утвердила проект «Социального кодекса Калининградской области» в первом чтении. В региональном правительстве заявили, что после вступления в силу Соцкодекса, количество получателей соцльгот серьезно не сократится.

    Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

    http://www.newkaliningrad.ru/news/briefs/community/23569606-v-regione-prinyali-sotskodeks-ustanavlivayushchiy-novye-kriterii-nuzhdaemosti.html

    Адресный и категориальный принципы социальной защиты

    Адресный и категориальный принципы социальной защиты.

    Адресный принцип социальной защиты

    Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, т.е. осуществление комплекса мер по поддержке достойных условии существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь, назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и др.

    Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря принципу адресности удается достичь главное – помочь людям оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

    В условиях ухудшения экономического положения возникла потребность в критериях оценки нуждаемости в материальной помощи и механизмах, обеспечивающих адресность.

    Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

    — размер совокупного семейного или среднедушевого дохода – он должен быть ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величине регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.). Следует, однако, заметить, что использование среднедушевого дохода в качестве единственного критерия, без учета потенциальных возможностей клиентов иметь дополнительный доход (например, за счет вторичной занятости, сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и т.д.), может стимулировать иждивенчество и не способствует развитию инициативы и социальной активности нуждающихся;

    — отсутствие средств к существованию; — одиночество и неспособность к самообслуживанию;

    — материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и др.).

    На основании таких критериев по территориальному принципу создается банк данных о нуждающихся в адресной помощи и оказывается помощь. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.

    Адресная помощь должна предоставляться прежде всего следующим группам населения:

    — инвалидам 1-й и 2-й групп;

    — одиноким пенсионерам и одиноким супружеским парам, неспособным к самообеспечению;

    — престарелым гражданам в возрасте 80 лет и старше;

    — детям-сиротам, выпускникам детских домов, школ-интернатов;

    — семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

    — многодетным и неполным семьям;

    — лицам, попавшим в экстремальные ситуации (беженцах бомжам, вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, и т.д.);

    — лицам, которые не могут получить трудовой доход в достаточном размере по объективным причинам (уход за нетрудоспособным членом семьи, инвалидность и др.);

    — лицам, которые не имеют родственников, обязанных по закону содержать граждан, неспособных к самообслуживанию, и др.

    Круг лиц, нуждающихся в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов власти с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона.

    Материальное положение названных категорий нуждающихся тоже необходимо проверять, используя социальные критерии.

    Адресность социальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для оказания помощи человеку, учитывая, что именно в социуме проявляется вся совокупность условий и факторов, окружающих человека, составляющих поле его жизнедеятельности и влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.

    Категориальный принцип социальной защиты

    Существующая в России в настоящее время система социальной защиты пока еще далека от эффективности, так как предоставляется в большинстве случаев на основе категориального принципа, не связанного с уровнем доходов граждан. В соответствии с данным принципом население подлежащее социальной защите разделяется на несколько категорий, например, военнослужащий, учитель на селе, донор, Герой и т.д.

    Очевидно, что в России существует множество категорий граждан, которые имеют право на получение различного рода социальных трансфертов. Принцип, заложенный в основу выделения этих категорий, как правило, никак не соотносится с уровнем обеспеченности. Эти граждане попадают в категории в зависимости от:

    — прошлых рисков (главным образом, участия в различных войнах);

    — характера труда как в прошлом, так и в настоящем (так называемые «профессиональные» льготы);

    — продолжительности труда («ветераны труда»);

    — состояния здоровья (инвалиды);

    Более детальное рассмотрение этих категорий позволяет заметить, что предоставляемые социальные трансферты фактически являются далеко не лучшим дополнением пенсионной системы, частичной компенсацией слаборазвитой в настоящее время системой страхования и завуалированной прибавкой к жалованью. Это также отражается на льготах в оплате коммунальных услуг.

    Действующая система льгот основывается на категориальном принципе и имеет строго установленную величину уменьшения платежа граждан за ЖКУ, как правило, 50% без учета размера занимаемой площади и уровня ее благоустройства (Приложение 1). В этом случае граждане, проживающие в жилье с более высоким уровнем его благоустройства и занимающие большую площадь, получают по одной и той же льготе, например «Ветеран» в этом жилье имеет более существенную социальную поддержку, чем такой же «Ветеран», проживающий в индивидуальном частном доме или в «пятиэтажке», что социально не оправдано.

    В 2000 году только на федеральном уровне имелось около 156 видов социальных трансфертов (социальных выплат, льгот, пособий и дотаций). В составе этих трансфертов явно преобладала натуральная помощь, называемая льготами (передача благ бесплатно или с частичной оплатой). Федеральное законодательство Росси определяет 256 категорий граждан, имеющих право на получение социальных трансфертов. Принципы отбора категорий показывают, что действующая ныне система социальных трансфертов не только органично связана с коммунистическим прошлым, но и воспроизводит в модифицированном виде номенклатурные привилегии.

    Категориальный принцип, на котором построена традиционная российская система социальных трансфертов, привел к тому, что основная часть реальных выплат направлялась в относительно благополучные семьи, имеющие доходы, превышающие прожиточный минимум. Согласно оценкам Всемирного банка, эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30-50%. При этом около 20% бедных домохозяйств и около 30% беднейших домохозяйств в России вообще не получают никакой помощи. Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает изменений, произошедших в распределении доходов и собственности. Для обеспеченного населения социальные выплаты и льготы практически не имеют экономического смысла, а для нуждающихся – не гарантируют необходимой социальной защиты.

    При этом многие льготы и выплаты вводятся в нарушение принципов федерального устройства. Многие федеральные законы декларируют право граждан на различные виды социальных выплат, финансирование которых возлагается на бюджеты субъектов федерации и местного управления. В силу сложного экономического положения большинство этих выплат фактически не производятся и по существу являются нереальными обязательствами.

    Дотации на поддержание жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта получают государственные и муниципальные предприятия, а не нуждающиеся группы населения. Непропорционально высокая доля этих средств, в конечном счете, перераспределяется в пользу наиболее состоятельных семей, поскольку они потребляют большую часть соответствующих услуг.

    Негативные последствия такой практики известны – это рост социального иждивенчества, ограничение возможностей для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

    Таким образом, официально провозглашенная в РФ система социальной защиты, является социальной защитой в общепризнанном ее понимании как помощи нуждающимся лишь в незначительной степени. Лишь малая ее часть связана с истинным предназначением – организацией и предоставление помощи нуждающимся. В большинстве случаев низкие доходы не являются официальным основанием для предоставления социальных трансфертов, поэтому они попадают не к нуждающимся, а к «категориям».

    Итак, категориальный принцип не соответствует справедливому распределению ресурсов социальной помощи, так как в нем отсутствует индивидуализация доходности человека. Именно поэтому, одним из основных направлений реформирования социальной защиты является переход от категориального принципа к адресному.

    1. Конституция РФ. Официальный текст. / М.: ИНФРА-М., 1993г., 168 с.

    2. Жилищный Кодекс РФ.// Консультант Плюс.

    3. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года//Собрание законодательства РФ. – 1999.- №9. – Ст.1241

    4. Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»// Консультант Плюс

    5. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»// Консультант Плюс

    6. Бекренев Л.Л. Формирование и развитие интегрированной системы социальной защиты населения: региональный аспект. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.

    7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. З. М.: Русский язык, 1990.

    8. Ершова С.А. Проблемы управления собственностью жилищного сектора социальной сферы городов. СПб.: СПБГИЭА, 1999.

    9. Иванов В.В. Муниципальный менеджмент: справочное пособие. – М.: ИНФРА-М., 2002.

    10. Кноринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по спец. `Менеджмент`. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

    11. Колос Е. Интегрированная система социальной защиты населения: матричный подход к принципам управления и реформирования // Проблемы современной экономики. – 2006. – №1. – С.17-21

    12. Космарский В. Социальная политика: первые шаги реформирования // Обзор российской экономики. – 2003. – №12. – С. 18-23

    13. Лебедев О.Т. Основы менеджмента: учеб. пособие. СПб.: СПбГПУ, 2001.

    14. Менеджмент: Учебник для вузов /Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М, 1998.

    15. Макаров А.А. Приоритетные направления реформирования социальной сферы в современных условиях // Социальная защита. – 2007. – №2. – С. 25-29

    16. Малеева Т.В. Земельные ресурсы крупного города: методология системного управления. – СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

    17. Муниципальное управление: справочное пособие / Иванов В.В. Коробова А.А. – 2-е изд., доп., ИНФРА-М, 2006.

    18. Новый энциклопедический словарь. М.: БРЭ, РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

    19. Подшибякина Н. Основные принципы государственной политики социальной защиты населения в условиях реформирования // Социс. – 2006. – №4. – С. 31-33

    20. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. В 2-х т./Под ред. М.Б. Кенжегузина. Т. 1 Алматы: Ин-т экономика МОП РК, 2001.

    21. Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е.И. Холостовой, А.Н. Сорвина. – М.: ЮНИТИ, 2002.

    22. Суслов И.П. Методология экономического исследования. 2-е изд., перераб. М.: Экономика. 1993.

    23. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

    http://ekrost.ru/poster/adresnyi-i-kategorialnyi-principy-socialnoi-zaszity.html

    Добавить комментарий

    Мы в соцсетях

    Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях