WordPress

Принцип общественного доверия и поддержки граждан

Принцип общественного доверия и поддержки граждан - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Принцип общественного доверия и поддержки граждан". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

Статья 8. Открытость и публичность

Статья 7. Беспристрастность

Статья 6. Законность

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.. Дискуссионно и сомнительно, может ли обладать таким правом каждый полицейский.

Принцип деполитизации и деидеологизации:

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ПОЛИЦИИ

Статья 12. Обязанности полиции (Экзамен).

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

6) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее — публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее — массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

8) в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

9) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;

10) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;

11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

12) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

14) содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием;

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 179 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_162095_statya—obshchestvennoe-doverie-i-podderzhka-grazhdan.html

Общественное доверие и поддержка граждан

Эффективность деятельности полиции во многом зависит от доверия и поддержки граждан. Практически во всех индустриально развитых государствах полиция опирается на население при раскрытии и расследовании преступлений в вопросах противодействия коррупции и терроризму – без помощи граждан с активной жизненной позицией полиция не может решить поставленные перед ней задачи.

Существуют различные критерии оценки деятельности органов полиции, и одними из основных являются общественное мнение граждан, степень их доверия к полиции. Никакие количественные и качественные показатели борьбы с преступностью не могут служить основным критерием оценки деятельности органов полиции. Как показывает опыт последних десятилетий, эти показатели достаточно часто фальсифицировались из конъюнктурных соображений, а также в погоне за так называемой положительной динамикой «служебных показателей».

Взаимодействие и сотрудничество

Принцип взаимодействия и сотрудничества полиции с другими правоохранительными органами, а также институтами гражданского общества предполагает принятие различного рода регламентов взаимодействия, определения приоритетных направлений обеспечения правопорядка. Сотрудничество и взаимодействие объективно необходимо тогда, когда требуются усилия различных правоохранительных органов, а также иных органов государственной власти и управления. Взаимодействие и сотрудничество в сфере внутренних дел позволяет комплексно использовать имеющиеся информационные ресурсы, а также оптимально реализовать методы и средства обеспечения правопорядка различным органам государственной власти и управления.

Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

Для повышения эффективности своей деятельности полиция обязана использовать последние достижения науки и техники. Это особенно важно при осуществлении криминалистической деятельности по выявлению и фиксации следов преступления, решении задач в сфере информатизации и т.п. В настоящее время функционирует государственная информационная система «Правоохранительный портал Российской Федерации», что предполагает умение сотрудников полиции пользоваться современными информационно-телекоммуникационными системами. Для фиксации преступлений и административных правонарушений, сбора доказательств по фактам правонарушений, а также противодействия различного рода злоупотреблениям со стороны сотрудника полиции либо защиты его от необоснованных и необъективных жалоб, полиция использует специальную технику. Также специальная техника применяется при необходимости в интересах граждан и хозяйствующих субъектов.

http://studme.org/40717/pravo/obschestvennoe_doverie_podderzhka_grazhdan

Статья 9. Закона о Полиции РФ. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

  • привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
  • участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
  • проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
  • обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
  • осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Комментарий к ст. 9 Закона о Полиции

1. Правовое регулирование в области общественного контроля, в том числе за деятельностью полиции, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами.

2. В ч. 2 комментируемой статьи закреплено требование, касающееся осуществляемых сотрудниками полиции действий. Последние должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. «Обоснованность» действий сотрудником полиции есть соответствие решения об осуществлении таковых той совокупности доказательств (сведений), которая фактически имеется в распоряжении сотрудника полиции и подтверждает сделанные им выводы. Действия являются обоснованными лишь тогда, когда к решению об их производстве были законные фактические (юридические) основания, а в ряде случаев и предусмотренный законом повод.

4. Действия сотрудника полиции должны быть понятны лицам, присутствующим при их проведении. Например, задержание преступника не должно походить на разбойное нападение. Сотрудник полиции должен перед производством задержания, а при отсутствие такой возможности в процессе его производства пояснить присутствующим кто он такой (сообщить свои должность, звание, фамилию) и что именно он делает (производит задержание преступника).

5. В случае совершения сотрудником полиции правонарушения, выразившегося в нарушении прав и свобод граждан или прав организаций, полиция обязана в пределах своих полномочий не только принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, а равно принести извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции. Нерадивый сотрудник полиции должен быть привлечен к законной ответственности.

6. При реализации полицией требований, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи, следует учитывать мнение гражданина, чьи честь, достоинство и деловая репутация были опорочены. Если гражданин категорически против того, чтобы, к примеру, в газете еще раз публиковались сведения, касающиеся его чести, достоинства и деловой репутации, пусть и опровергающие ранее сообщенную информацию, то в этом случае возможно исполнение обязательства, возложенного на полицию ч. 4 ст. 9 комментируемого Федерального закона, без упоминания о содержании ранее сообщенной информации и даже данных гражданина.

7. В такой ситуации опровержение, например, в газете может содержать всего-навсего информацию о названии публикации, наименовании, номере, дате выхода газеты, в которой она была опубликована, и информацию о том, что сообщенные в данной публикации сведения судом, следователем, органом дознания или самой полицией признаны не соответствующими действительности.

8. Несмотря на место в общем списке предоставленных общественным советам средств, одним из наиболее важных из них следует признать осуществление общественного контроля.

9. При реализации общественного контроля не допускается вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность полиции и в производство по делам об административных правонарушениях.

10. Общественный совет действует на постоянной основе в порядке, установленном Президентом РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. В субъекте Российской Федерации образуется один общественный совет, который осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

12. По результатам осуществления общественного контроля общественным советом готовятся решения в форме заключений, предложений и обращений.

13. О понятиях «общественный порядок» и «общественная безопасность» см. комментарий к ст. 1 настоящего Федерального закона.

14. О понятии «органы местного самоуправления» см. комментарий к п. 31 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

15. См. также комментарий к ст. ст. 1, 12, 13 настоящего Федерального закона.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

http://consultant-mos.ru/zakony/zop/statya-9-zop-rf.html

Принципы деятельности полиции

Термин «принцип» означает обобщенное выражение какого-либо явления. Понятие «принцип» можно определять через слова «основное начало», «требование», «обязанность», «идея» и т. п.

По латыни принцип — это первоначало, основа.

Принципы деятельности полиции — это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции».

Принципы деятельности полиции объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям). Критерии принципов деятельности полиции следующие:

  • — положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым;
  • — принцип — это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными;
  • — несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения;
  • — принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм.

Первый из основных принципов деятельности полиции — принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 17 и ст. 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина.

Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека.

Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма. Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник полиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником полиции никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.

Никакие благородные цели не могут оправдать факт не предусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения). Полиция должна с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу ее деятельности, обеспечивать возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина.

Вторым принципом деятельности полиции является законность. Законность — это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности в деятельности полиции — это требование от подразделений и сотрудников полиции осуществления своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, Федерального закона «О полиции» и иных законов, регулирующих правовой статус и деятельность полиции. Полиция, реализуя свой правовой статус, должна правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление сотрудника полиции от этого требования не только подрывает авторитет всей полиции, но и наносит ущерб делу укрепления законности.

Только урегулированная законодательством деятельность может быть частью осуществляемого полицией правоприменения, поэтому нарушение нормы права может вывести действие за пределы законности. Полученное сотрудником полиции, к примеру, с нарушением закона доказательство признается недопустимым и не может быть положено в основу обвинения. Незаконные с позиции гражданина действия (решения, бездействие) сотрудника полиции может быть обжалованы не только прокурору и в суд, но и руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, непосредственно обеспечивающего контроль за законностью решений и действий данного конкретного должностного лица полиции, либо вышестоящему руководителю.

Третий принцип — беспристрастность. Это совершенно новый принцип Федерального закона о полиции, но новый он лишь по форме. Раскрывая содержание принципа, законодатель затронул ряд разноплановых вопросов — беспристрастность полиции ко всем гражданам, независимо от пола, расы, национальности, языка и пр., а также независимость полиции от политических партий, общественных и религиозных общественных объединений, требование к моральному облику полицейского, чтобы он не совершал действий, подрывающих авторитет полиции. Здесь же закреплено равенство граждан перед законом.

В нашем случае — перед законом, регламентирующим состав преступления (иного правонарушения), процедуру привлечения лица к ответственности и компетенцию полиции в области защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Четвертый принцип — открытости и публичности. Предполагается, что полиция будет регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть, сеть Интернет, путём отчётов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами.

Только непонятно, кому из граждан интересна полицейская статистика и как будут собирать граждан для заслушивания отчетов?

Пятый принцип — общественного доверия и поддержки граждан. Этот принцип вызывает особый интерес. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. В связи с этим, при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах предусматривается создание общественных советов, в состав которых должны войти представители общественных объединений, правозащитные организации, представители конфессий, а также профессиональные объединения предпринимателей. Помимо этого, действия сотрудника полиции должны быть понятны лицам, присутствующим при их проведении.

Например, задержание преступника не должно походить на разбойное нападение. Сотрудник полиции должен перед производством задержания, а при отсутствие такой возможности в процессе его производства пояснить присутствующим кто он такой (сообщить свои должность, звание, фамилию) и что именно он делает (производит задержание преступника). В случае совершения сотрудником полиции правонарушения, выразившегося в нарушении прав и свобод граждан или прав организаций, полиция обязана в пределах своих полномочий не только принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, а равно принести извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции.

Нерадивый сотрудник полиции должен быть привлечен к законной ответственности.

Шестой принцип — взаимодействия и сотрудничества. В целях эффективного выполнения задач, возложенных на полицию и был закреплён принцип взаимодействия и сотрудничества с правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Ведь без эффективного взаимодействия полиции с указанными учреждениями, должностными лицами и гражданами невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед ней задач. К условиям взаимодействия часто относят «разграничение компетенции субъектов взаимодействия». Иначе: «осуществление взаимодействия в пределах предоставленных субъектам полномочий».

Соблюдение этого положения имеет большое значение. Оно обеспечивает номинальный психологический климат, оптимальное использование сил и средств. В современных условиях в ходе налаживания нового механизма взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества необходимо опираться на имеющийся опыт подобного сотрудничества.

Данный принцип взаимодействия и сотрудничества призван восстанавливать утраченные или крайне ослабленные общественные связи и выстраивать новые направления и формы взаимодействия с гражданами, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Последним закрепленным законодателем принципом является принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Он как никогда является актуальным.

В эпоху развития информационных технологий граждане могут реализовывать свои права, в том числе право на поиск, получение, передачу информации. Данный принцип призван обеспечить информационную открытость в деятельности полиции, способствовать обмену информацией, в том числе обеспечивает облегчение работы за счет использования в деятельности информационных систем, видео- и аудиотехники, кино- и фотоаппаратуры, а также другие технических и специальных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде.

Твердое и последовательное воплощение указанных принципов в повседневную деятельность полиции, проявление честности, справедливости, порядочности, принципиальности и прозрачности, неравнодушие, готовность прийти на помощь обеспечат формированию «доброго имени» полицейского в современном российском обществе.

http://studwood.ru/1169930/pravo/printsipy_deyatelnosti_politsii

Обеспечение общественного доверия и поддержки гражданами правоохранительной деятельности органов внутренних дел чеченской республики *

Абдулкахирова Зарема Зайндиевна, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии управления МВД России, подполковник внутренней службы.

В предлагаемой статье автор анализирует сложившиеся институты, обеспечивающие общественное доверие и поддержку со стороны общества правоохранительной деятельности органов внутренних дел, на примере Чеченской Республики. Особое внимание автор уделяет рассмотрению общественных советов при территориальных управлениях МВД России как формы взаимодействия государства и гражданского общества.

Ключевые слова: полиция, общество, общественное доверие, общественные советы, взаимодействие.

The author of the article analyses the existing institutes ensuring social confidence and support of the society of law-enforcement activities of the agencies of internal affairs as exemplified by the Chechen Republic. The special attention is drawn to consideration of public councils attached to territorial departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a form of interaction of the state and civil society.

Key words: police, society, social confidence, public councils, interaction.

Принятие Закона «О полиции», повлекшего за собой переаттестацию личного состава, привело к изменениям в социальной и правовой защищенности сотрудника полиции. Последние решения руководства страны об увеличении денежного содержания полицейских и гарантий социальной обеспеченности существенно меняют условия работы сотрудников органов внутренних дел и требуют от них глубокого осознания происходящих процессов, умения ориентироваться в новой обстановке, овладения профессиональными навыками раскрытия и борьбы с возникшими и участившимися в процессе преобразования общества преступлениями и правонарушениями.

Безусловно, особое внимание полицейских в настоящее время должно быть обращено на обеспечение общественного доверия к себе и поддержку гражданами правоохранительной деятельности полиции, их действия при этом «должны быть обоснованными и понятными для граждан», общественное мнение должно являться «одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции» .

См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. N 5401.

Для увеличения общественного доверия к себе и обеспечения поддержки своей деятельности органы внутренних дел должны чаще привлекать граждан и общественные объединения к реализации политики государства в вопросах охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. «Полиция должна заслужить доверие граждан», — заявил в одном из своих интервью на встрече с журналистами Министр внутренних дел России, генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев. В этом отношении следует упомянуть о справедливом замечании также и Общественной палаты Российской Федерации, высказанном при работе над проектом Закона «О полиции»: «. нельзя обеспечить общественное доверие и поддержку, их можно только заслужить добросовестным исполнением обязанностей» .

Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). 2011. Правовая библиотека. [email protected]

Так, в целях реализации требований ч. 7 и ч. 8 ст. 9 Федерального закона «О полиции», для решения вопросов взаимодействия с населением, осуществления общественного контроля, участия широких масс населения, в том числе общественных, молодежных, правозащитных организаций и духовенства в мероприятиях по профилактике преступлений и правонарушений, открытости и публичности деятельности, при МВД по Чеченской Республике создан Общественный совет. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» утверждены положение и новый состав Общественного совета при МВД по Чеченской Республике. В Совет вошли представители общественности, руководители республиканских СМИ, правозащитники, деятели науки и культуры, лидеры духовенства, представители бизнеса, всего порядка 16 человек.

Основными направлениями деятельности указанного Совета являются:

В 15 территориальных органах МВД России на районном уровне, а также в ОМВД России по г. Аргун и УМВД России по г. Грозный созданы общественные советы из числа граждан, госслужащих и представителей духовенства, пользующихся авторитетом и доверием среди жителей населенных пунктов. Общая численность членов данных советов составила порядка 130 человек.

Большое значение имеет работа данных организаций в вопросах взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Представители советов принимают самое активное участие в реализации политики открытости в повседневной деятельности органов и подразделений внутренних дел. Граждане, общественные объединения и организации имеют право получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права. В связи с этим министерством систематически проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение общественного доверия и поддержки граждан органам внутренних дел.

В этих целях в 2011 г. и в первом полугодии 2012 г. в республиканской периодической печати опубликованы 616 материалов, в центральных и ведомственных изданиях МВД России — 23 материала, выдано в телеэфир более 2574 видеосюжетов и информационных сообщений, из них 118 на центральных телеканалах. Для местных радиостанций выпущены в эфир 1349 сообщений информационного и профилактического характера, 76 из которых на центральных радиостанциях.

Значительное внимание уделено вопросам профилактики правонарушений, оттока молодежи в действующие бандформирования, хищений чужого имущества, предупреждения преступлений семейно-бытового характера, социальных мошенничеств, безопасности дорожного движения, незаконного оборота наркотических средств.

Для популяризации службы органов внутренних дел республики, создания позитивного имиджа сотрудников на республиканских телеканалах ЧГТРК «Вайнах» и ГТРК «Грозный» выходят программы «Дежурная часть» и «Чтобы помнили», систематически освещающие деятельность полиции, рассказывается о подвигах сотрудников, отдавших жизнь за мир и стабильность в республике и России в целом. Готовится к выпуску программа «Криминальная хроника». Выпущен первый том, и готовится к изданию второй том «Книги Мужества», в которую вошли рассказы о подвигах сотрудников органов внутренних дел Чеченской Республики, посмертно удостоенных звания Героя Российской Федерации и награжденных орденом Мужества.

В целях предупреждения преступлений в отношении социально незащищенных слоев населения и профилактики мошеннических действий, в основном связанных с выплатами по материнским сертификатам, проведена информационно-пропагандистская акция «Не дай себя обмануть». Управлением ГИБДД систематически проводятся профилактические занятия, встречи и конкурсы в школьных и дошкольных учреждениях по пропаганде безопасности дорожного движения и снижения детского травматизма на дорогах республики.

Частью 5 ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» на МВД России возлагается обязанность проводить, во-первых, постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции и, во-вторых, мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. При этом предусмотрена необходимость регулярного доведения результатов указанного мониторинга до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет .

См.: Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). 2011. Правовая библиотека. [email protected]

В связи с этим в течение года проведено 11 брифингов, пресс-конференций и круглых столов с участием руководства МВД по Чеченской Республике. Организовано взаимодействие в рамках соглашений с 12 национальными общественными, государственными организациями и объединениями, в том числе молодежными, осуществляющими свою деятельность на территории республики.

Обеспечение одного из основных принципов деятельности полиции «Общественное доверие и поддержка граждан» напрямую также зависит от надлежащего выполнения сотрудниками органов внутренних дел обязанности по приему, регистрации заявлений и сообщений граждан о преступлениях и других правонарушениях.

На протяжении ряда лет предыдущим Министром внутренних дел РФ, генералом армии Р.Г. Нургалиевым вопросы укрепления учетно-регистрационной дисциплины относились к разряду приоритетных направлений служебной деятельности ОВД. В настоящее время руководителями всех уровней МВД по Чеченской Республике, начальниками территориальных отделов МВД России по районам (городам) республики уделяется повышенное внимание организации приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений граждан, поступивших в ОВД.

Интересным также кажется опыт создания в структуре ГУ МВД России по г. Москве отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества (Приказ ГУ МВД России по г. Москве от 14 июня 2011 г. N 750), что, как считает начальник отдела полковник внутренней службы Бирюков Виктор Александрович, «стало важным шагом на пути реформирования органов внутренних дел и определило расстановку новых акцентов в организации взаимодействия с институтами гражданского общества». В структуру отдела входят три отделения: отделение по межнациональным и конфессиональным вопросам; отделение анализа, мониторинга и взаимодействия с Общественным советом; отделение по взаимодействию с правозащитным сообществом и общественными организациями. Основные направления работы отдела:

  • изучение и анализ влияния социально-экономической обстановки на состояние правопорядка в городе;
  • участие в совместных с органами государственной власти, местного самоуправления и институтами гражданского общества мероприятиях по повышению общественного доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел;
  • информирование государственных и муниципальных органов, граждан о деятельности подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности;
  • привлечение институтов гражданского общества и граждан к пропаганде правовых знаний, формированию общественного мнения о деятельности московской полиции, а также охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности;
  • организация изучения общественного мнения о деятельности московской полиции, а также проведения социологических опросов населения города;
  • обеспечение деятельности Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве.

Применение подобного опыта представляется целесообразным и в других территориальных управлениях МВД России, в том числе и в Чеченской Республике.

Представляется, что проводимая Общественным советом и самим Министерством внутренних дел по Чеченской Республике работа в целом положительно повлияла на уровень доверия со стороны жителей республики органам внутренних дел, степени их готовности оказать содействие органам правопорядка.

Думается, что в современных условиях динамично развивающегося общества и становления правового демократического государства в Российской Федерации в своей деятельности полиция должна основываться на таком базовом принципе, как открытость. В этой связи эффективно действующие общественные советы при территориальных органах внутренних дел позволят сделать работу полицейских более понятной для граждан, помогут в деле повышения уровня безопасности в каждом городе и районе. Современная практика деятельности правоохранительных органов показала, что без помощи граждан выстроить эффективную систему охраны общественного порядка невозможно.

http://wiselawyer.ru/poleznoe/58822-obespechenie-obshhestvennogo-doveriya-podderzhki-grazhdanami-pravookhranitelnoj-deyatelnosti

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях