WordPress

Поддержка угольной промышленности

Поддержка угольной промышленности - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Поддержка угольной промышленности". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Государственная поддержка угольной промышленности

2. Государственная поддержка угольной промышленности

2.1. Зарубежный опыт государственной поддержки угольной промышленности

Среди сфер национальной экономики, которые поглощают максимальные объемы бюджетных ассигнований, — угольная промышленность и сельское хозяйство. Проблема поддержания их работоспособности является одной из важнейших не только в Украине, но и в большинстве государств мира.

Угольная промышленность в большинстве стран Европы в течение всего послевоенного периода контролировалась и финансировалась государством, будучи стратегической отраслью, которая обеспечивает энергетическую независимость, и базу для развития металлургии и машиностроения. Но в начале 90-х годов правительства многих государств вынуждены были признать, что используемые механизмы не позволят стабилизировать ситуацию, причем доминирующая часть средств направляется на достижение безопасности работ, выплату высокой зарплаты и пенсий шахтерам. Обеспокоенность сложившимся положением привела к разработке программ относительно устранения негативных тенденций.

В Германии до 1994 года существовало два вида субсидий в угольной промышленности: во-первых, дотации на уголь (8000 млн. DM) – в форме оплаты получателям энергии дополнительно 7,5% ее стоимости; во-вторых, действовало положение об обязательных закупках электростанциями 40 млн. тонн угля, который добывается (при средней фактической стоимости около 280 DM за тонну, тогда как стоимость импортного угля с аналогичными характеристиками не превышала 90 DM).

В рамках нового соглашения о субсидировании каменноугольной промышленности в Германии намечено снизить размеры государственной помощи с 9,25 млрд. DМ в 1998 году до 5,5 млрд. DМ в 2005 году. Толчком к провозглашению такого курса стало решение Комиссии ЕС о том, что датирование отрасли несовместимо с требованиями Совместного рынка. Уже теперь в рамках планов сокращения объемов датирования при сбыте каменного угля на рынке для производства энергии угольная промышленность Германии не получает государственных субсидий.

Угольная промышленность Великобритании конца 90-х годов определяется как высокоэффективная конкурентоспособная отрасль. На ее структурную перестройку были выделены значительные средства. Например, с 1994 по 1996 годы помощь Британской угольной корпорации для покрытия затрат по социальному обеспечению работников, рационализации и модернизации шахт составляла 635 млн. фунтов стерлингов, дополнительно было внесено 183 млн. фунтов стерлингов как взнос в систему пенсионного обеспечения работников. Если в 1947 году в стране действовало около 1000 угольных шахт, на которых было занято 760 тыс. работников, то в 1996 году их осталось 30 с численностью трудящихся 31 тыс. чел., в том числе подземных работников около 8 тыс. Следует признать высокорезультативной подготовку к осуществлению приватизации. В 1992-93 г.г. дотации на 1 тонну угля в Англии составляли всего 13 долларов, тогда как в Германии — 70, во Франции — 98, в Испании – 20 долларов. Продуктивность труда достигала 1239 кг/ч, что в 1,75 раза больше соответствующего показателя Германии и Франции, в 8 раз выше, чем в Украине (155 кг/ч – в 1997 г.). Сейчас затраты на добычу угля в Соединенном Королевстве остаются самыми низкими среди стран Западной Европы, которые добывают уголь в аналогичных условиях.

В Болгарии в конце 1994 года цены на уголь для бытовых нужд были отпущены. Цены для промышленных потребителей остались фиксированными, ниже затрат на добычу и ниже мировых цен. Объем господдержки в 1994-95 гг. составил около 56 млн долларов (63% необходимого), добыча – 30 млн тонн. Основной целью поддержки отрасли правительство считает повышение производительности труда на 40-50%.

В Польше руководство страны сначала пошло на сокращение объемов выделенных средств с одновременным предоставлением помощи в совершении реструктуризации (закрытие убыточных шахт, ликвидация вреда, нанесенного окружающей среде, поддержке социальной сферы) и создании эффективной управленческой системы, которая базируется на достижениях мирового менеджмента. В результате к 1994 году субсидии были отменены полностью. Сегодня затраты на добычу угля в Польше – одни из самых низких в Европе.

В Румынии, как и в других бывших социалистических странах, в начале 90-х годов произошел пересмотр концепции поддержки отрасли. В 1994 году фактическая добыча угля в стране составляла 40,5 млн. тонн против 61,3 млн. тонн в 1989 году. Часть субсидий в общей сумме финансовых ресурсов уменьшилась до 9,4% по сравнению с 39% в 1990 году. Датирование отрасли в ближайшее время должно быть прекращено полностью.

В Венгрии принятое в 1990 году постановление правительства предусматривало, что проблема повышения эффективности производства должна решаться путем закрытия наиболее убыточных шахт. Все затраты по структурной перестройке финансировались из бюджета.

В Чехии с 1 июля 1994 года цены на уголь были отпущены. За период с 1994 по 1996 годы неплатежи достигли 1 млрд. крон. Прибыль, которую получали угольные предприятия, покрывала затраты на текущую деятельность, включая финансирование экологических мер. Государство оказывало помощь в инвестировании производственной деятельности, финансировало закрытие шахт, устанавливало правила функционирования отрасли (решение вопросов о ликвидации, приватизации, управления). Сейчас средние затраты на закрытие одной шахты составляет 1,3 – 1,5 млрд крон.

Во Франции закрытие нерентабельных шахт сопровождается работами относительно увеличения продуктивности тех предприятий, которые пока функционируют. Управление французской угольной промышленностью финансируется за счет государства. Усилия правительства за последние 15 лет были направлены на снижение производственных затрат, рост продуктивности, реиндустриализацию угольных регионов, осуществление политики предельной выборочности, которая дает возможность снизить бюджетные затраты. В 1992 году поступления от реализации составляли около 320 фр/т при себестоимости 544 фр/т. Следует отметить, что угольная промышленность Франции перед закрытием обнаружила настоящие чудеса в области управления затратами. Себестоимость 1 т угля с 1985 по 1991 год сократилась на 37% (с 826 фр/т до 520 фр/т), а производительность труда возросла на 50% (с 4421 кг/чел. В 1985 году до 6657 кг/чел. В 1992 году). Однако последующее резкое падение цен на энергоносители нейтрализовало успех угольной промышленности Франции. Руководство отрасли и государства, тщательно проанализировав все аспекты, приняли решение прекратить работы по добыче угля к 2005 году.

Перспективы развития угольной промышленности в значительной мере зависят от состояния дел на мировом рынке энергоносителей. Достаточность и разнообразность экспортируемых энергоресурсов и зависимость цен на эти ресурсы от политических решений часто нарушают выработанную на государственном уровне стратегию развития отрасли. Как показывают приведенные данные, угольная промышленность становится непосильной тяжестью для бюджетов большинства стран Европы. Поэтому разрабатываются программы относительно сохранения только рентабельных производств, в финансировании которых государство не принимает активного участия. Эти программы направлены на осуществление структурной перестройки, предоставление социальной поддержки и повышение производительности труда на шахтах, которые сохраняются, на снижение затрат на добычу, уменьшение травматизма [Сухорукова].


http://www.kazedu.kz/referat/118148/1

Ненужный уголь: почему не удастся нарастить его экспорт

Российская угольная отрасль в последнее время чувствует себя не очень хорошо. Настолько нехорошо, что губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев еще в феврале, до того, как стало ясно, насколько глубоким окажется глобальный коронавирусный кризис 2020 года, заявил, что в ближайшее время локомотивом кузбасской экономики должна стать строительная отрасль. Компания «Сибэнергоуголь» в марте приостановила добычу. Некоторые другие угольные компании Кузбасса начали задерживать зарплату (например, шахта «Заречная», которая находится под управлением УК «Полысаевская») и отправлять своих сотрудников в вынужденный отпуск еще в прошлом году, затем начались увольнения.

По итогам 2019 года объем добычи угля в Кузбассе упал — впервые за последние 20 лет. Областной бюджет Кемеровской области на 2020 год был сведен с дефицитом, дефицит сохранится и в 2021–2022 годах. В апреле к экономическим неудачам добавились экологические: в некоторых районах Кузбасса пришлось ввести режим чрезвычайной ситуации из-за подземных пожаров в отвалах, и это стало беспрецедентным решением.

Одной из ключевых причин проблем кузбасского угля в прошлом году были низкие цены на мировых рынках. При этом в марте, когда цены на нефть рухнули из-за неспособности ОПЕК+ договориться о сделке по сокращению добычи, а вслед за нефтью подешевел и газ, уголь на время стал самым дорогим ископаемым топливом. Это означает, что он будет продолжать проигрывать в межтопливной конкуренции газу, и цены на него продолжат снижаться. Учитывая, что 20 апреля цены на один из контрактов по нефти марки WTI впервые за всю историю опустились существенно ниже нуля, ценам на прочие виды ископаемого топлива есть к чему стремиться.

Вторая причина проблем российских угольщиков имеет более долгосрочный характер: в мире меняется география угольной энергетики, а российская угольная промышленность развивается прежде всего за счет экспорта. Поставки угля на внутренний рынок стоят примерно на одном месте из-за межтопливной конкуренции с газом. После распада СССР экспорт российского угля вырос в пять раз, и в настоящее время более 50% добываемого в России угля идет на экспорт: немногим больше половины — в Европу, остальное — на Восток. Европейский спрос на уголь стремительно сокращается, а для освоения азиатских рынков нужны новые транспортные мощности.

Следует отметить, что РЖД уже давно перевозит российский экспортный уголь в несколько раз дешевле, чем металлы, нефть и другие товары. Фактически другие отрасли вынуждены субсидировать развитие экспорта российского угля. В марте кузбасский уголь получил от РЖД новые скидки на перевозки в размере 12,8%, а затем стало известно, что скидка на экспортные перевозки угля в западном направлении может дойти до 99%. Но и этого оказалось недостаточно для улучшения тяжелого положения кузбасских экспортеров. В апреле губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев обратился к главе РЖД Олегу Белозерову с предложением выделить железные дороги, освободившиеся от перевозки пассажиров в связи с пандемией COVID-19, для перевозки экспортного угля в восточном направлении.

В Европе крупнейшими импортерами российского угля являются Великобритания, Нидерланды, Германия, Украина. Многие из них в ближайшие годы полностью откажутся от угольных ТЭС. В Великобритании последнюю ТЭС на угле планировали закрыть в 2025 году, но уже даже перенесли это событие на один год раньше (2024), в Нидерландах — к концу 2029 года, в Германии — не позже 2038 года. К 2050 году ЕС станет углеродно нейтральным. В Министерстве энергетики и защиты окружающей среды Украины сейчас обсуждается вопрос отказа от угля в электроэнергетике к 2050 году.

В Азии российский уголь в первую очередь идет в Южную Корею, Китай и Японию. В этих странах в обозримом будущем уголь по-прежнему будет составлять основу энергетики. Однако первые сигналы грядущего сокращения спроса на самое грязное ископаемое топливо начинают поступать и отсюда. Южная Корея в марте остановила половину своих угольных ТЭС из-за сильного загрязнения воздуха. Аналогичные отключения уже имели место в стране ранее. Более того, в Южной Корее в ближайшее время ожидается объявление о переходе к углеродной нейтральности к 2050 году, что исключит финансирование угольных проектов.

В Китае имеются масштабные планы по развитию угольной энергетики, однако в последнее время угольные генерирующие мощности в стране избыточны, и в 2019 году начались первые банкротства. Тогда же был разработан план по объединению пяти крупнейших компаний сектора угольной электроэнергетики с последующим сокращением их генерирующих мощностей на треть. Кроме того, согласно нескольким разным исследованиям, опубликованным до начала пандемии COVID-19, пик выбросов СО2 в Китае наступит уже 2021-2025 годах, и это тоже говорит о том, что китайская угольная энергетика будет сокращаться.

Достаточно непоколебимым сторонником угля пока остается лишь Япония. Но и здесь некоторые банки, например, Mitsubishi UFJ Financial Group, уже отказываются от финансирования новых угольных проектов, потому что в среде финансистов поддержка грязных отраслей больше не в моде.

В 2019 году глобальный объем производства электроэнергии за счет угля уменьшился на 3%, и это стало рекордным сокращением за последние 30 лет. С 2015 года число строящихся угольных электростанций в мире сократилось на 84%. Поскольку строительство угольной электростанции занимает пять-шесть лет, в ближайшее время мы увидим еще более существенный спад в генерации электроэнергии за счет угля.

Согласно мартовскому исследованию Carbon Tracker, уже сегодня эксплуатация более половины угольных ТЭС в мире обходится дороже, чем строительство новых мощностей на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), если учитывать цены на углерод в странах с тарификацией выбросов. В том числе это справедливо для США, большинства стран ЕС и Китая. К 2030 году эксплуатация угольных ТЭС на всех крупных рынках будет стоить дороже строительства новых мощностей на ВИЭ. В России, согласно Carbon Tracker, уже сейчас дешевле построить новую ВИЭ-электростанцию, чем новую угольную ТЭС, а к 2022 году электроэнергия от новых электростанций на ВИЭ будет стоить меньше электроэнергии от уже имеющихся угольных ТЭС.

Наконец, чтобы понять глобальные перспективы угольной энергетики, достаточно посмотреть на опыт США последних лет. Соединенные Штаты не являются значимым импортером российского угля, однако в отличие от Европы экономические сигналы здесь традиционно намного более ощутимы, чем экологические или климатические. Кроме того, президент США Дональд Трамп неоднократно обещал возродить американскую угольную отрасль. В результате за три года президентства Трампа в США закрылись 39 ГВт угольных электростанций и не было построено ни одной новой большой электростанции. И это в стране с гигантским энергопотреблением и неэффективным использованием энергии, где еще в конце 2000-х на уголь приходилась почти половина генерации.

Российская угольная отрасль и российские угольные регионы пока как будто не замечают всех этих глобальных тенденций. Проект программы развития угольной промышленности на период до 2035 года с финансированием около 6 трлн рублей, включая 56 млрд рублей бюджетных средств, предполагает строительство новых шахт и разрезов и увеличение экспорта на 22-87% по сравнению с уровнем 2018 года. Добыча угля при этом возрастет с 470 млн т в 2018 году до 485 — 668 млн т в 2035 году. Те же планируемые объемы добычи указаны в принятой в начале апреля Энергостратегии России на период до 2035 года. При этом перспективы наращивания российского экспорта угля строятся исключительно на вере.

Пандемия COVID-19 пока в разгаре, но уже понятно, что ее последствия могут изменить энергетический сектор до неузнаваемости. Пока мы наблюдаем временный пониженный спрос на электроэнергию, бензин и авиационное топливо, невиданную волатильность цен на нефть, а также временную остановку добычи угля в некоторых регионах мира. Кризисные явления будут продолжаться еще от нескольких месяцев до полутора лет. За это время удаленная работа и онлайн-конференции могут стать новой нормой для многих компаний, что сократит спрос на электроэнергию в долгосрочном периоде. Уголь попадет под сокращение в первую очередь, поскольку в нынешних условиях это не только самое грязное, но и самое немодное и экономически неэффективное топливо.

http://www.forbes.ru/biznes/398813-nenuzhnyy-ugol-pochemu-ne-udastsya-narastit-ego-eksport

Вагонетка дальнего следования

Поддержка угольной промышленности - картинка 4Поддержка угольной промышленности - картинка 5

Правительство на заседании рассмотрело программу развития угольной отрасли. «Ее цель — это увеличение добычи и экспорта угля и, конечно, снижение аварийности, которая пока еще остается достаточно высокой, чтобы профессия шахтера все меньше была связана с рисками для жизни и здоровья людей», — подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин.

Для этого планируется модернизировать угольные предприятия с помощью самых современных инновационных технологий и перспективного оборудования, которое повысит безопасность работы в шахтах и разрезах. Новые эффективные центры добычи будут создавать в разных регионах страны, включая Арктическую зону. «И конечно нужно совершенствовать логистику — чтобы уголь было удобно доставлять по железной дороге или морским транспортом как на внутренний рынок, так и на экспорт», — добавил глава кабинета министров.

Поддержка угольной промышленности - картинка 6

Поддержка угольной промышленности - картинка 6

Сегодня угольная отрасль имеет важное значение сразу для 15 регионов России. В ней работают 150 тысяч человек, еще около 500 тысяч задействованы в смежных обеспечивающих сферах. Угледобыча ведется на 57 шахтах и 130 разрезах, почти половина из них введена после 2000 года. Переработка осуществляется на 64 обогатительных фабриках и установках.

«Объем добычи угля составляет 440 миллионов тонн. За восемь лет прирост составил 30 процентов, или почти 100 миллионов тонн», — сообщил министр энергетики Александр Новак. Половина добычи уходит на экспорт, он вырос вдвое. Россия занимает третье место по поставкам угля на мировой рынок, имеет на нем долю в 15 процентов, а валютные поступления от экспортной торговли достигли 17 миллиардов долларов.

Учитывая значение внешней торговли ресурсом, Минэнерго проанализировало перспективы этого направления. К 2035 году объем рынка может вырасти на 5-13 процентов — с текущих 1,45 до 1,5 — 1,64 миллиарда тонн. Это связано с ростом спроса на уголь в странах АТР, одновременно его использование будет сокращаться в Европе.

Минэнерго предусмотрело консервативный и оптимистичный сценарии развития угольной промышленности страны. «Консервативный вариант предусматривает рост объемов добычи с 440 до 485 миллионов тонн, оптимистичный — до 668 миллионов и соответствует генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики на период до 2035 года, а также прогнозируемой конъюнктуре цен на энергетические угли», — рассказал министр Новак.

Поддержка угольной промышленности - картинка 8

Поддержка угольной промышленности - картинка 8

Такой уровень добычи обеспечен крупными разведанными запасами в 196 миллиардов тонн. Ежегодно предполагается пополнять запасы дефицитных марок углей в среднем на 500 миллионов тонн. Сырьевая база будет создаваться в новых центрах угледобычи — Республиках Тыва, Якутия, в Забайкалье и Арктической зоне. С нуля построят 14 шахт и 15 разрезов, введут в строй более 20 обогатительных фабрик, еще восемь модернизируют. «Объем экспорта российских углей прогнозируется увеличить с 220 до 260 миллионов тонн по консервативному и до 390 миллионов по оптимистичному варианту», — подчеркнул глава Минэнерго.

Безопасность производств тоже в центре внимания программы. За последние три года, напомнил Александр Новак, на шахтах не произошло ни одной крупной аварии. «В качестве целевого ориентира принято снижение к 2035 году численности пострадавших при добыче угля в четыре раза», — сообщил он.

Предложенный план действий потребует около 6 триллионов рублей, преимущественно частных инвестиций.

Правительство выделяет из резервного фонда почти 2,5 миллиарда рублей на помощь жителям Амурской области, Хабаровского края и Еврейской автономной области, пострадавшим в прошлом году от паводка. Многие остались без жилья или их дома были серьезно повреждены. «Средства пойдут на выплаты семьям на ремонт, строительство или покупку нового жилья. В результате помощь получат около 1,5 тысячи семей из пострадавших регионов», — заявил Михаил Мишустин.

http://rg.ru/2020/02/27/kabmin-rassmotrel-programmu-razvitiia-ugolnoj-otrasli.html

Поддержка угольной промышленности

Распоряжение от 21 июня 2014 года №1099-р. Программа включает в себя семь подпрограмм. Они направлены на развитие сырьевой базы, обновление и развитие производственных фондов, создание новых центров угледобычи, развитие внутреннего рынка угольной продукции, реализацию угольной продукции на мировых рынках, укрепление научно-технической и профессиональной базы угольной отрасли, обеспечение промышленной, экологической безопасности и охраны труда. Затраты на реализацию Программы составят более 5 трлн рублей.

Документ

Распоряжение от 21 июня 2014 года №1099-р

Проект распоряжения подготовлен Минэнерго России в соответствии с решениями, принятыми на заседании Комиссии при Президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности (далее – Комиссия).

Распоряжением Правительства от 24 января 2012 года №14-р утверждена Долгосрочная программа развития угольной промышленности на период до 2030 года.

Комментарий

Обновленная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года (далее – Программа) актуализирует задачи, сроки и ожидаемые результаты их реализации с учётом существующих тенденций на внутреннем и внешнем рынках угля, системы необходимых мер и механизмов государственной энергетической политики в указанной сфере, принятых мер государственной поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Цель Программы – реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Программа включает в себя семь подпрограмм. Они направлены на развитие сырьевой базы, обновление и развитие производственных фондов, создание новых центров угледобычи, развитие внутреннего рынка угольной продукции, реализацию угольной продукции на мировых рынках, укрепление научно-технической и профессиональной базы угольной отрасли, обеспечение промышленной, экологической безопасности и охраны труда.

Затраты на реализацию Программы составят более 5 трлн рублей.

Программа направлена на решение социальных вопросов, в том числе обеспечение социальных выплат и дополнительного пенсионного обеспечения бывшим работникам угольной промышленности, снос ветхого жилья на подработанных территориях.

Программа содержит мероприятия, включённые в государственные программы: «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Энергоэффективность и развитие энергетики», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Развитие науки и технологий», «Развитие здравоохранения», «Содействие занятости населения», «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы, «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Реализация Программы на принципах частно-государственного партнёрства позволит обеспечить:

— увеличение среднегодового прироста объёма запасов углей: всего – до 530 млн т, в том числе коксующихся – до 105 млн т;

— введение за весь период 505 млн т новых и модернизированных мощностей по добыче угля – при выбытии 372 млн т мощностей неперспективных и убыточных предприятий;

— рост поставок российского угля для электроэнергетики на внутреннем рынке с 102 млн т в 2010 году до 123 млн т в 2030 году при увеличении доли экспорта в поставках угольной продукции за этот период с 38,7 до 49,4% и объёма мощностей угольных терминалов российских портов с 69 до 230 млн т;

— снижение не менее чем в 1,5 раза энергоёмкости добычи и переработки угля, объёма переработки угля для производства синтетического жидкого топлива и сопутствующих продуктов – до 10–15 млн т, доли комплексного использования отходов угольного производства – до 45%;

— снижение аварийности и травматизма не менее чем на 30%.

Проект Программы рассмотрен и одобрен в основном на заседании Правительства 3 апреля 2014 года.

http://government.ru/docs/13333/

Угольная отрасль России

Топливно-энергетический комплекс играет важнейшую роль в повышении темпов экономического роста России. С начала 2019 года неоднократно озвучивались показатели отрасли — это порядка 22% ВВП, почти 60% экспорта и 40% дохода бюджета. Согласно последнему прогнозу развития рынка мировой энергетики до 2040 года, представленному компанией British Petroleum, говорится, что Россия останется крупнейшим экспортером энергоресурсов в мире, а российский экспорт к 2040 году обеспечит свыше 5% мирового спроса на первичные энергоресурсы.

При этом Россия останется одним из крупнейших мировых производителей ископаемых видов топлива и обеспечит порядка 14% мирового производства нефти и газа. По словам Владимира Путина, в условиях сложной рыночной конъюнктуры последних лет и искусственных внешних ограничений российский ТЭК сумел эффективно ответить на стоящие перед ним вызовы. По итогам прошлого года Россия вновь подтвердила свой статус одного из лидеров глобального энергетического рынка. Это первое место в мире по объёму добычи нефти, второе место по добыче газа, лидирующие позиции по выработки электроэнергии (4 место) и добыче угля (6 место).

В последнее годы развитие экспорта угля стало ключевым драйвером роста всей отрасли, и будет оставаться им в перспективе. Стратегически важной задачей дальнейшего развития является усиление экспортной позиции на мировых экспортных рынках. Стоит подчеркнуть, что рост мирового потребления угля возобновился, в том числе, за счёт стран Юго-Восточной Азии, Индии и Турции, а торговля коксующимся углём превысила 1,3 млрд тонн. Таким образом у России, как у третьего в мире экспортёра угля, в среднесрочной перспективе появляется новое окно возможностей, поскольку на период до 2025–2030 годов прирост потребления будет составлять не менее 100 млн тонн.

По словам Президента России Владимира Путина, текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю. «Российский уголь имеет ряд качественных конкурентных преимуществ – это высокая калорийность, низкое содержание серы, азота, золы. Об этом свидетельствует неуклонный рост доли России в международной торговле углём». За 20-летний период доля России в международной торговле углём увеличилась более чем в 3,5 раза и составила 14%.

Поддержка угольной промышленности - картинка 12

Россия экспортирует несколько видов угля. Наиболее дорогостоящий из них антрацит — уголь наиболее высокой степени углефикации, который содержит 95% углерода и используется как наиболее высококалорийное топливо. На второй позиции по качеству — каменный уголь, представляющий собой по химическому составу смесь высокомолекулярных полициклических ароматических соединений с высокой массовой долей углерода. Далее следует бурый уголь — твёрдый ископаемый уголь, содержащий 65-70% углерода, наиболее молодой из ископаемых углей и использующийся как топливо, а также как химическое сырьё. В западных странах имеет место другая классификация угля – это лигниты, суббитуминозные угли, битуминозные угли, антрациты и графиты. Осваиваются новые месторождения углеводородов, развивается мощная транспортная инфраструктура. В России сегодня функционирует порядка 50 компаний, лидерами среди которых являются АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (Кемерово), ОАО УК «Кузбасразрезуголь» (УГМК Кемерово), ОАО ХК «СДС-Уголь», Кемерово, компания Евраз, ПАО Мечел и другие.

Сегодня Минэкономразвития отмечают положительную динамику отрасли и прогнозирует, что к 2036 году добыча угля в России может вырасти до 602 млн т или на 41,6%. по сравнению с 2018 годом. По прогнозам, объем экспорта угля к 2030 году увеличится до 250,5 млн т, к 2036 году — до 296,5 млн т. Прогноз Минэкономразвития подтверждает, что поставки угля на внутренний рынок на протяжении длительного периода колеблются примерно на одном уровне ввиду конкуренции его с газом.

Модернизируются действующие мощности в Кузбассе, создаются новые центры угледобычи на востоке страны, осваиваются месторождения в Забайкалье, Якутии, Хакасии, в Хабаровском крае, на Сахалине. С 2012 года обновлено более 40% производственных мощностей, введено в эксплуатацию 9 шахт, 14 разрезов и 9 обогатительных фабрик, при этом, треть вводимых мощностей приходится на новые центры угледобычи на востоке страны. На повестке дня стоят задачи по введению регуляторных мер для дальнейшего повышения производительности труда до уровня ведущих угледобывающих стран, использования возможностей ТОРов, СП Владивосток и специальных инвестиционных контрактов. Предстоит решить вопрос внедрения более прогрессивных технологий: в отрасли остается проблема импортозависимости в части горношахтного оборудования и материалов, средств индивидуальной защиты, автоматизации и программных средств, обеспечивающих безопасность. Для этого необходима поддержка использования новых технологических решений, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке, где уголь является основным топливом. Также на повестке завершение программы лицензирования угольных месторождений России (до 2020 года) и разработка программы на период до 2025 года.

Поддержка угольной промышленности - картинка 14

Наиболее перспективным и крупнейшим месторождением считается Эльгинское месторождение на юго-востоке Республики Саха (Якутия). Большая часть ресурсов угля сосредоточена в четырёх пластах, эльгинский уголь можно обогатить до высшего мирового стандарта и получать экспортный коксующийся уголь высокого качества. Плюсом месторождения является удачное расположение пластов, что очень выгодно для организации добычи открытым способом. Запасами около 1 млрд т коксующегося угля дефицитной марки «Ж» располагает Элегестское месторождение (Тыва), а общий объём запасов оценивается в 20 млрд тонн. 80 % запасов находится в одном пласте толщиной. С целью освоения минерально-сырьевой базы Республики Тыва в 2007 году правительство РФ одобрило реализацию проекта строительства железнодорожной линии «Кызыл-Курагино».

К 2040 году эксперты прогнозируют 6%-й рост потребления энергии внутри самой России (к показателю 2016 года), при этом данный показатель роста является самым медленным среди стран БРИКС – Индии прогнозируют рост на 165%, Бразилии на 60%, Китаю на 41%.

Эксперты считают, что на фоне растущего спроса на мировых рынках добыча газа к 2040 году увеличится на 29% (до 72 млрд куб. футов в сутки), а добыча нефти к 2040 году вырастет на 2 млн барр./сутки (до 13 млн барр./сутки). Производство первичной энергии в нашей стране должно увеличиться на 20%, однако доля России в мировом потреблении первичной энергии несколько снижается: с 5% в 2016 году до 4% в 2040 году, а ее доля в мировом производстве падает с 10% в 2016 году до 9% в 2040 году. Данный процесс имеет ряд причин, среди которых замедление глобального роста, появление новых игроков на рынке, развитие альтернативных источников и другие. При этом развитие транспортной инфраструктуры в нашей стране вызовет рост потребления на 50% к 2040 году, а потребление в промышленном секторе снизится на 4%

Поддержка угольной промышленности - картинка 15

Основной рост добычи угля предполагается в Кузбассе — одном из крупнейших мировых центров угледобычи, в Хакасии, в Якутии, в Тыве, в Хабаровском крае, в Забайкальском крае, в Бурятии, в Иркутской, Новосибирской и Амурской областях, что в итоге должно привести к экспортным поставкам на восток до 195 млн тонн. Важнейшую роль в экспортной составляющей отрасли и ее динамике играет деятельность ОАО «РЖД». Перевозки грузов ТЭК занимают почти половину объёма погрузки РЖД и обеспечивают около 60% грузооборота. Прирост погрузки угля только в 2018 году составил +4,5% к прошлому году. С 2003 года общая погрузка угля на сети выросла почти в 1,5 раза, при этом рост в восточном направлении, например, был гораздо выше – практически в 3,3 раза. С 2003 года удельный вес угля в грузообороте железных дорог вырос с 28 до 43%, при этом доля в грузообороте грузов ТЭК составила более 70%.

Олег Белозеров, генеральный директор РЖД считает, что для бесперебойной перевозки грузов ТЭК необходимо опережающее развитие железнодорожной инфраструктуры и совершенствование перевозочного процесса. В 2012 году был запущен проект модернизации БАМа и Транссиба, реализация проекта идет опережающими темпами и может быть завершена уже в этом году. В Майском указе Президента России поставлена задача увеличения провозной способности до 180 млн , однако на самом деле, требуется гораздо больший объем перевозки, поэтому только на угольном направлении была согласована цифра 195 млн т только на угольном направлении. Общий объём инвестиций проекта модернизации БАМа и Транссиба до 2025 года составляет 696 млрд рублей. Инвестиционная программа РЖД до 2025 года рассчитана на более чем 7 трлн рублей, причем компания рассчитывает максимально использовать собственные средства и привлекать средства инвесторов. В случае отказа от данной программы невывезенными, по словам Олега Белозерова, могут оказаться 330 млн т груза. Также, РЖД неоднократно приводило примеры, какой мультипликативный эффект для экономики вызывает строительство дорог и развитие инфраструктуры.

Целевыми параметрами проекта развития Восточного полигона железных дорог, реализуемого РЖД, является увеличение экспортных перевозок угля в восточном направлении до 125 млн тонн (1 этап) и рост объёмов перевозки до 180 млн к 2014 году (2 этап). Согласно долгосрочной программе развития предлагается осуществить объём инвестиций в сумме 700 млрд рублей для развития инфраструктуры в восточном направлении. Основной акцент в работе будет сделан на портовые мощности Тихоокеанского побережья, главными транспортными узлами станут Ванинско-Совгаванский узел, узел в Хабаровском крае и юг Приморья. Начиная с 2019 года, будет использоваться принцип «инфляция минус», а также программа «тарифного коридора», которая в зависимости от класса груза позволяет фиксировать тарифы на срок до 10 лет.

Согласно расчетам РЖД, для реализации положений Майского указа Президента России в части вхождения нашей страны в пятёрку крупнейших мировых экономик по паритету покупательной способности и увеличения ВВП на душу населения в 1,5 раза к 2024 году, среднегодовой темп роста погрузки должен составлять 3,8%, а груом, который может в перспективе обеспечить данный рост является именно каменный уголь. Такой прогноз позволяет считать уголь одним из важнейших драйверов развития экономики.

Поддержка угольной промышленности - картинка 16

Как уже говорилось выше, одним из наиболее привлекательных экспортных направлений является Азиатско-Тихоокеанский регион. В ходе визита в Китай Владимир Путин и Си Цзиньпином договорились об организации российско-китайского энергетического бизнес-форума, который с успехом состоялся в ноябре 2018 года. По итогам мероприятия компании КНР выразили свою заинтересованность в участии в проектах освоения арктического шельфа, в увеличении объемов экспорта электроэнергии и угля. По мнению экспертов, форум стал настоящим прорывом для российско-китайских отношений в области энергетики, поскольку в центре внимания участников находились совместные проекты в области развития науки и технологий. Технологическое лидерство сегодня является ключевым фактором конкуренции на мировом рынке, поэтому есть основания считать, что в дальнейшем данный форум станет важнейшей площадкой для расширения сотрудничества и в области добычи, и в области переработки, и в области потребления.

Сегодня топливно-энергетический комплекс становится важным системообразующим государственным институтом, основной задачей которого является поддержание стабильного положения российских производителей и потребителей электроэнергии при дальнейшей интеграции нашей страны на рынок ЕАЭС и мировые рынки. Следующей важнейшей задачей организаций угольной промышленности является утверждение совместно с российскими регионами дорожной карты по сокращению негативного воздействия угольных предприятий на окружающую среду.

http://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/ugolnaya-otrasl-rossii/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях