WordPress

Поддержка развития отечественной промышленности это

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Поддержка развития отечественной промышленности это". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Промышленная реформа Петра I Великого — меркантилизм и протекционизм

Чтобы наполнить казну, государство объявляло производство и продажу того или иного товара монополией государства. Во внешней политике осуществлялось покровительство отечественной промышленности — поощрение экспорта и ограничение импорта, так как по качеству отечественные товары не выдерживали конкуренции.

Суть и содержание промышленной реформы Петра I

Причины и цели:

  • Отсталость экономики Русского царства была вызвана серьезным отставанием в развитии промышленности
  • Модернизация вооружения армии, и обеспечиение строительства современно оснащённого военного флота было невозможно без соответствующего производства внутри страны
  • Для организации и развития промышленности требовались новые административные институты

Пётр I лично убедился в технологическом и кадровом отставании российской промышленности перед европейскими странами. Первым его шагом на пути развития промышленного производства было привлечение иностранных инженеров. В 1698 году, когда во время его возвращения из Великого посольства, вместе с царем прибыли тысячи различных мастеров. В 1702 году Петр I издал указ, приглашавший на службу в Россию иностранных специалистов, а русским послам пребывавшим в европейских странах было велено нанимать лучших из возможных конструкторов.

Восприняв западные промышленные традиции и экономические принципы, царь сосредоточился на двух основных пунктах

Меркантилизм

Активное вмешательство государства в экономическую жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния, а также обеспечение максимума производимых для внутренних нужд товаров с сокращением продаваемых другим странам первичных ресурсов.

Протекционизм

Царю необходимо было решить следующие задачи:

  • Ликвидировать недостаток инженеров и квалифицированных мастеров,
  • Организовать поиск, добычу и переработку первичных руд, а также производство конечной продукции,
  • Обеспечить фабрики и заводы рабочей силой
  • Защитить зарождающееся отечественное производство от конкуренции с высокотехнологичными иностранными товарами

Еще до первой поездки за границу Петр велел разведать всякие руды на Урале. Вернувшись с нанятыми горными инженерами и мастерами, он, ободренный благоприятными поисками и опытами, показавшими, что железная руда давала чистого доброго железа почти половину своего веса, построил в 1699 г. на реке Невье, в Верхотурском уезде, железные заводы, на которые казна истратила 1541 рублей, да на наем рабочих собрано было с крестьян 10 347 рублей.

Приглашенные иностранные специалисты не только организовывали производство и проектировали заводы, но и брали учеников среди людей, отобранных из всех свободных сословий, а также крепостных, получивших отпускные документы у помещиков. Добровольцев для обучения не хватало (труд на заводах и фабриках был слишком тяжел), поэтому с 1720-х годов стали обучать и беглых крестьян, но только не солдат. Кроме того, сам Петр I указами производил наборы учеников, а также отправлял дворянских детей заграницу для обучения.

Приписные крестьяне

В 1703 царь подписал указ о приписных крестьянах — новых тип крепостных вместо выплаты подушной подати обязывался работать на заводах и фабриках. Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без конкретных временных рамок, то есть навечно. Формально эти крестьяне оставались собственностью государства, но на практике владельцы фабрик использовали и наказывали их как своих крепостных. На эксплуатации приписных крестьян была основана экономика горной и металлургической промышленности, в частности, Алтайского горного округа. Тяжёлое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян

Субсидии государства

Получила широкое распространения практика строительства производственных мощностей за казённый счет с последующей передачей их в частные руки. При этом царь и определённые им люди следили за развитием предприятий, и в случае неудовлетворительных результатов провинившийся фабрикант мог быть лишён имущества, сослан на каторгу или даже казнён.

В промышленной политике прослеживаются два этапа:

  • 1700-1717 гг. – главный основатель мануфактур – казна;
  • с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица.

В Олонецком краю на берегу Онежского озера в 1703 г. построен был чугунолитейный и железоделательный завод, ставший основанием г. Петрозаводска. Вслед за тем возникло несколько железных и медных заводов, казенных и частных, в Повенце и других местах края. Особенно широко развернулось горное дело в нынешней Пермской губернии; в этом отношении Урал можно назвать открытием Петра.

Понимая необходимость как можно быстрее организовать поступления в армию нового снаряжения и вооружения, Петр I давал фабрикантам различные привилегии — их семьи освобождались от государственной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, не платили личных податей, были освобождены от обязанности размещать на постой войска и получали право привозить из-за границы любые товары нужные для производства.

Берг-привилегия

Указом от 1712 г. Петр I основал оружейное производство в г. Туле. Но в следующие несколько лет стала очевидной нехватка первичных продуктов обработки металла в которых остро нуждалась промышленность. Поэтому изданная в 1719 году «Берг-привилегия» давала любому свободному человеку право искать, добывать и обрабатывать металлы и минералы, с обязательной выплатой «горной подати» в 10% стоимости добычи и 32-х долей владельцу земли, на которой производилась добыча и обработка ресурсов.

Введение категории посессионных крестьян

В 1721 году Петр I разрешил фабрикантам, жаловавшимся на массовые побеги крестьян с фабрик и нехватку рабочих рук, выкупать целые деревни для обслуживания заводов, при условии, что впоследствии эти крестьяне могут быть проданы только вместе с производством. Таким образом была сформирована еще одна категория крестьян — посессионные. Эта бесплатная рабочая сила была, фактически, живым инвентарём той мануфактуры, к которой была приписана.

Крепостные работники фабрик получали вместо оплаты только пропитание и одежду. Свободным людям платили деньги, на казённых фабриках обыкновенно помесячно, а на частных сдельно.

До 1724 года Пётр I проводил политику протекционизма по отношению к промышленности, запрещая или ограничивая ввоз иностранных товаров, аналоги которых начинали производить в Российской империи. Даже внутри страны вводились монополии на производство и продажу определенных продуктов, с целью ускорить развитие какой-то одной недавно открывшейся фабрики.

К концу правления Петра I выплавка чугуна достигла 7 миллионов пудов, меди — 200 тысяч пудов. Были начаты разработки серебра и золота.

Новые административные органы для развития промышленности

Учрежденные Петром I среди прочих коллегий Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия.

  • Берг-коллегия — развитие горнодобывающей промышленности
  • Мануфактур-коллегия — развитие текстильной, деревообрабатывающей и прочих видно легкой промышленности
  • Коммерц-коллегия — отвечала за организацию торговых отношений
  • Главный магистрат — совмещал в себе функции промышленной и торговой администрации на уровне города

Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники. Каждый цех возглавлял утвержденный магистратом мастер, который оценивал выпускаемую ремесленниками продукцию и мог уничтожить товар, если тот был недостаточно качественным. Также было запрещено продавать товар не имеющий личного клейма конкретного ремесленника.

Качество продукции

Однако, за исключением продукции предназначавшейся для оснащения армии и флота (за плохое качество которой поставивший её фабрикант лишался производства, и мог быть сослан на каторгу или казнен), большая часть производимых в стране товаров были плохого качества и существенно уступали иностранным аналогам.

Итоги и результаты реформ в области промышленности

Возможно, промышленная реформа Петра I не создала качественно превосходящих западные аналоги производств, но абсолютно точно заложила основу для последующего развития страны и позволила обеспечить войска современным вооружением.

Петр оставил после себя 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности. Больше всего заботили его производства, связанные со снабжением армии, полотняное, парусинное, суконное: в 1712 г. он поставил главной задачей легкой промышленности обеспечить потребность армии, чтобы «не покупать мундиру заморского», но до конца его жизни это осуществить не успели. Также в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

Наиболее успешное развитие получило при нем горное дело и военная промышленность. Горные фабрики образовали при нем четыре крупных объединения: тульский, олонецкий, уральский и петербургский. Попытки организации добычи в первых двух были еще при царе Алексее, но потом были заброшены. Петр восстановил их: были возведены плавильные заводы, казенные и частные, кузнецами Баташовым и Никитою Демидовым, а потом в Туле возник государственный оружейный завод, снабжавший оружием всю армию, с разнообразным арсеналом и слободами (свободными объединениями) оружейных мастеров и кузнецов.

http://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F/

Российский легпром: реальное состояние дел и программа развития

Фото: © Архив пресс-службы

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 2

Поддержка отечественного производства одежды, обуви и тканей, стоящих на втором месте после продуктов питания по важности для россиян, вышла на новый уровень. Разрозненные мероприятия наконец-то сформировались в комплексный план — Стратегию развития лёгкой промышленности в РФ на период до 2025 года.

Кто есть кто в мировом легпроме

В рамках мировой системы лёгкой промышленности, сложившейся за последние 20 лет, все страны условно разделены на три группы по специализации.

— Мировые поставщики. Развивающиеся небогатые, порой даже откровенно бедные страны. Один из главных драйверов их экономики — непрерывный рост доли на мировом рынке продукции текстильной и обувной промышленности. Это Китай, Индия, Турция, Вьетнам, Бангладеш.

— Региональные поставщики. Это страны со средним уровнем развития и доходов населения, которые обеспечивают продукцией легпрома себя и ближние региональные рынки. Их импорт и экспорт примерно равен. Примеры — Болгария, Венгрия, Чехия, Польша, Румыния.

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 3

Фото: © Архив пресс-службы

— Страны-импортёры. США, Германия, Франция, Япония, Великобритания и иные, где высок уровень доходов населения и стоимости труда. Они могут себе позволить без вреда для экономики импортировать весь объём продукции лёгкой промышленности, сосредоточившись на наукоёмких производствах.

Россия находится в третьей группе, но это вовсе не повод для гордости — совсем наоборот… Эксперты Минпромторга с сожалением признают, что, хотя до середины 2000-х мы практически полностью обеспечивали себя продукцией лёгкой промышленности, сегодня её импорт составляет около 90%. Чтобы изменить ситуацию, и сформирована важнейшая федеральная программа — Стратегия развития легпрома в РФ на период до 2025 года, которая будет принята к июлю 2018 года.

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 4

Фото: © Архив пресс-службы

— Стратегия нужна отрасли, инвесторам, предприятиям отрасли — это своеобразный навигатор, который говорит о том, как в перспективе станут развиваться рынки, на что будет спрос, какое сырьё будет востребовано, где у нас будут конкурентные преимущества за рубежом и на внутреннем рынке, — говорит замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

Пик падения пройден — куда движемся?

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 5

Фото: © Архив пресс-службы

Потребление одежды, обуви и текстильных материалов сократилось в период кризиса 2014–2016 годов на 5–7% в год из-за снижения покупательской способности и деловой активности. Однако сегодня российская лёгкая промышленность вышла из минуса. Пока отрасль обеспечивает лишь 0,22% от ВВП страны, но это, на минуточку, 198 млрд рублей в год!

— Комплексный подход позволил нам в прошедшие годы преодолеть негативную динамику, закрепить положительный тренд по итогам десяти месяцев 2017 года, — отметил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

— По основным сегментам мы достигли неплохих результатов: текстильное производство прибавило 7,6%, кожа и обувь — 3,7%, швейный сектор — 2,3%.

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 6

Фото: © Архив пресс-службы

При этом упущенный вклад в ВВП, ввиду того что львиную долю товаров лёгкой промышленности мы всё же импортируем, достигает 0,5% — 450 млрд рублей. Это типично для стран с развитой сырьевой экономикой, но у России существует потенциал увеличения вклада отрасли в ВВП к 2025 году до 360–370 млрд и появления 95–100 тысяч новых рабочих мест. Реализовать это можно за счёт развития конкурентоспособных сегментов легпрома, продвижения национальных брендов одежды, обуви и аксессуаров и, к сожалению, за счёт слабого рубля, приблизившего стоимость труда в долларовом выражении к азиатским регионам. На этом фоне Россия сегодня выглядит выгодным партнёром для размещения иностранных швейных и обувных производств, работающих не только на внутренний рынок, но и на европейский.

Только за этот год было запущено множество новых отечественных проектов в области лёгкой промышленности. Завод по выпуску кож для автомобильных и авиационных нужд открыт в Рязани, начат выпуск натуральных мебельных и обувных кож в Смоленской области, производство флисового полотна в Ивановской, ортопедической обуви с применением 3D-технологий в Москве и многие другие.

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 8

Фото: © Архив пресс-службы

Искусственное или натуральное?

Мы давно привыкли поругивать синтетику в пользу натуральных материалов, и это актуально, если сравнивать плохую синтетику с хорошей натуральной тканью. Однако, как ни странно, во всём мире сегодня снижается потребление волокон из хлопка, шерсти, льна и шёлка! Их вытесняют синтетические и искусственные волокна, которые соответствуют по качеству натуральным, но при этом значительно дешевле. Ожидается, что текущая доля натуральных волокон в общемировом потреблении к 2025 году снизится с 30–35% до 25%. Их и сейчас не так много в ходу, как может показаться обывателю, — доля хлопка в общемировом потреблении тканей — около 30%, шерсти — 1–2%, льна и шёлка — менее 1%.

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 9

Фото: © Архив пресс-службы

С одной стороны, натуральные волокна ещё долго будут востребованы, и, хотя производство хлопка и шерсти у нас не развито, Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире по производству льняного волокна. Минпромторг отмечает, что создание межрегиональных кластеров по глубокой переработке льна может стать основой для дальнейшего развития российского производства льняных тканей и изделий. С другой стороны, наличие в России развитого нефтехимического комплекса позволит обеспечить отечественной продукцией до половины непрерывно растущего спроса на полиэфирные волокна. Но для этого, согласно стратегии развития легпрома, нужно поддерживать и стимулировать российских производителей таких материалов. Уже запланировано создание в стране двух крупных производств полиэстера общим объёмом 350–500 тыс. тонн, ориентированных на импортозамещение 60–80% внутреннего рынка и на экспортные поставки.

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 11

Фото: © Архив пресс-службы

Хуже всего пока с вискозой. 100% этого перспективного искусственного материала на основе натуральной целлюлозы сегодня импортируется из-за рубежа. Однако развитая целлюлозно-бумажная промышленность, производящая целлюлозу вдвое дешевле, чем в Азии, обеспечивает потенциал для возрождения отечественного производства вискозы. Стратегия Минпромторга предполагает создание двух крупных заводов, работающих по интегрированной технологии «растворимая целлюлоза + вискозное волокно», общим объёмом выпуска до 280 тыс. тонн в год.

Технический текстиль и инновации

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 12

Фото: © Архив пресс-службы

Сегмент так называемого технического текстиля — это производство тканых и нетканых материалов со специальными свойствами. Они востребованы в сфере спецодежды, в строительстве дорог, медицине, автопроме и других областях. Это высокотехнологическая сфера, и рынок стабильно растёт на 3–5% ежегодно. Важно, что на нём есть место мелким и средним производителям, а не только гигантам индустрии. Гиганты могут выпускать синтетические ткани общего применения, а небольшие компании, даже стартапы, делать из них специфические инновационные материалы, в которых российские разработчики достигли изрядных успехов. Это одежда из материалов водонепроницаемых, устойчивых к пятнам, с ультрафиолетовой защитой, с электронными цифровыми датчиками. В перспективе — 3D-печать, технология сканирования тела, на которое шьётся одежда, автоматизация дизайна за счёт CAD-программ.

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 13

Фото: © Архив пресс-службы

В рамках поддержки высокотехнологичного сегмента лёгкой промышленности в стратегию развития заложено формирование 2–3 кластеров или индустриальных парков производителей технического текстиля на базе существующих производителей синтетических волокон, тонкой химии и исследовательских вузов. А также формирование комплексной системы поддержки научных исследований в этой области.

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 14

Фото: © Архив пресс-службы

Швейные цеха выйдут из тени

Российское швейное производство традиционно было ориентировано на натуральные материалы, но сегодня это отнюдь не комплимент. У многих наших фабрик не хватает опыта и оборудования для работы с высококачественными синтетическими и искусственными тканями и материалами. Ведь обрабатывать, красить, кроить и сшивать их нужно не так, как заурядное хэбэ… То же самое касается и выпуска обуви. Что в этой ситуации предлагает стратегия Минпромторга? Стимулирование создания как современных крупных швейных и обувных фабрик, ориентированных на массовый контрактный выпуск продукции крупных международных и национальных брендов, так и развитие малого и среднего бизнеса в этом сегменте.

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 15

Фото: © Архив пресс-службы

Кроме того, стратегически важным направлением названо развитие национальных брендов одежды и обуви — в том числе формирование в крупных городах 2–3 модных кластеров международного уровня для российских дизайнеров и производителей. Эти кластеры должны получить систему налоговых стимулов и преференций для продвижения наших национальных брендов на зарубежные рынки.

Поддержка развития отечественной промышленности это - картинка 16

Фото: © Архив пресс-службы

— Я абсолютно уверен, что российская лёгкая промышленность может конкурировать с международным бизнесом! Таланты есть в каждой стране, но их важно поддерживать, и это здорово, что государство сейчас обратило на это внимание, — говорит Алексей Прокаев, руководитель проекта «Международный форум моды».

— Сейчас, в эпоху глобализации, неважно, где делается мода — в Китае, в Америке или в России. Важно, чтобы она соответствовала духу времени. Сам по себе язык моды универсален и понятен во всём мире. Пройдёт немного времени — и бренд Made in Russia (а вместе с ним и лёгкая промышленность России) станет конкурентоспособным!
http://life.ru/p/1070778

Путин: в РФ будет создан фонд поддержки отечественной промышленности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 23 мая. /ИТАР-ТАСС/. Государство предусмотрит меры поддержки для российских компаний, производящих продукцию в рамках импортозамещения. Об этом заявил сегодня президент РФ Владимир Путин. В частности, будет создан фонд поддержки отечественной промышленности.

«Уверен, что за счет модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентного производства в России — мы сможем — особо подчеркну — не нарушая норм международной торговли, не вводя каких-либо ограничений и барьеров — существенно сократить импорт по многим позициям, вернуть собственный рынок национальным производителям», — заявил президент.

«Считаю необходимым в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и уже к осени определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей, а также — у компаний государств-членов Таможенного союза», — сказал он, пояснив, что это подразумевает и иностранные предприятия, работающие на территории РФ.

«При этом будет разработан целый пакет мер по поддержке отечественных предприятий, способных производить такую конкурентную продукцию, в том числе, будет создан специальный фонд развития отечественной промышленности», — уточнил Путин.

Налоги для устаревших производств

Владимир Путин предложил повысить налоги для устаревших производств и, напротив, предусмотреть механизмы поддержки для модернизированных предприятий.

«Будет разработан механизм поддержки предприятий, которые внедряют наилучшие доступные технологии, экологически чистые и безопасные», — заявил он на пленарном заседании ПМЭФ. При этом он поручил правительству представить свои предложения по обеспечению локализации производства оборудования, соответствующего принципам наилучших доступных технологий.

«Мы должны сделать так, чтобы использовать устаревшее оборудование и «грязные» технологии было бы экономически невыгодно», — сказал Путин. Он сообщил, что в 2015 году будет проведена переоценка всех производственных фондов, а в 2015-2016 годах — специальная оценка рабочих мест предприятий промышленности, транспорта и связи. «Это необходимо сделать для того, чтобы выявить производства, где используют архаичное оборудование, что называется, с просроченным сроком годности, рабочие места с вредными и опасными для здоровья условиями труда, источники экологического неблагополучия», — пояснил он.

«На такие устаревшие производственные фонды будет повышена налоговая нагрузка», — заявил Путин. «Решение по таким фискальным мерам, призванным стимулировать обновление производств, прошу подготовить правительство уже до конца года», — добавил президент.

По его словам, одновременно планируется ускорить «внедрение современных экологических стандартов, которые будут носить характер норм прямого действия и будут призваны стимулировать предприятия внедрять современные экологичные технологии».

http://tass.ru/ekonomika/1210245

Лекарство от зависимости

— Насколько сегодня отечественная промышленность зависима от поставок иностранного оборудования?

Сергей Цыб, заместитель министра промышленности и торговли РФ: В последние годы ситуация улучшается: ежемесячно у нас открываются новые заводы и индустриальные парки, разрабатываются принципиально новые подходы. Если говорить о сложившейся сегодня геополитической ситуации, то на фоне возможных санкций вопросы импортозамещения становятся наиболее актуальными. Российская экономика, конечно, сильно зависит от поставок импортного оборудования и продукции. Во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу как для национальной безопасности, так и для конкурентности российской экономики в целом. Но, на наш взгляд, сложившаяся ситуация — это не только угроза, но и возможность для реализации стратегии ускоренного подъема отечественного производства во многих отраслях.

— В каких отраслях, на ваш взгляд, должно в первую очередь проводиться импортозамещение?

Цыб: По результатам анализа, проведенного минпромторгом в июне этого года, наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%). Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств. По оценке минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. Некоторые отрасли у нас основываются на государственных закупках, и там государство является основным регулятором и основным покупателем.

Сейчас по поручению президента и председателя правительства РФ минпромторг осуществляет разработку планов содействия импортозамещению в промышленности. В связи с этим, а также в связи с обязательствами по членству России в ВТО рассматриваются как существующие, так и новые механизмы и меры государственной поддержки.

— Планируется ли применять какие-то меры таможенно-тарифного регулирования для содействия импортозамещению?

Цыб: Промышленная политика должна быть адекватна глобальным вызовам. Мы вынуждены принимать меры для защиты своих рынков и отечественных производителей. Для стимулирования отечественного производства рассматривается вопрос об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин по ряду позиций товарной номенклатуры. Одновременно в качестве меры содействия импортозамещению рассматривается возможность снижения ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья и комплектующие, в частности для медицинской промышленности. Это позволит стимулировать российские предприятия к освоению производства и выводу на рынок отечественной продукции.

С 1 января 2015 года Россия как член ВТО сможет внести изменения в свои тарифные обязательства. Минпромторг России вместе с представителями бизнеса сейчас проводит работу по составлению конкретного перечня наиболее чувствительных для российской промышленности товаров, по которым целесообразно начать переговоры об изменении ставок ввозных таможенных пошлин. Для защиты внутреннего рынка также могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Полномочия по проведению расследований, предшествующих введению таких мер, переданы Евразийской экономической комиссии.

— Какие меры еще могут быть эффективными для поддержки отечественной промышленности?

Цыб: В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действительными мерами по содействию импортозамещения может быть стандартизация. Она является средством обеспечения взаимозаменяемости отдельных элементов, повышения надежности, обеспечения норм безопасности и экологических требований. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции.

Государственные закупки также могут стать мерой содействия импортозамещению. Они призваны обеспечить начальный спрос и поддержать отечественных производителей в период выхода на конкурентоспособные объемы производства. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей. То есть одновременно мы можем рассматривать меры как запретительного и ограничительного характера, так и меры стимулирующего характера. Изначально планировалось разработать единый документ, позволяющий устанавливать запреты и ограничения сразу по всем видам товаров, работ и услуг, но по результатам нашей работы было решено применять специализированный подход к различным товарным группам.

С 1 января 2014 года вступило в силу постановление правительства от 24 декабря 2013 г. N 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».

Минпромторгом также подготовлен ряд проектов постановлений об установлении ограничений и запретов на закупку продукции автомобильной, легкой и медицинской промышленности. Каждый из них предусматривает специальные критерии определения страны происхождения продукции. Здесь надо обратить внимание на специфику некоторых рынков. Если взять рынок медицинских изделий РФ, то 85% этого рынка — государственные закупки. Очевидно, что импортозамещение в этом секторе даст серьезный толчок развитию производства в РФ при обеспечении качества продукции и соответствии лучшим производственным практикам.

— Будут ли предоставляться какие-то субсидии на развитие отечественной промышленности?

— Можно ли, на ваш взгляд, использовать зарубежный опыт при разработке стратегии по импортозамещению?

Этот механизм позволяет учитывать отраслевую специфику и применять меры государственной поддержки с учетом особенностей конкретных товарных групп разных отраслей промышленности. Специальные инвестиционные контракты планируется использовать в рамках проектов по локализации производств, а также при создании и развитии инфраструктуры. В итоге это позволит достичь целевых показателей импортозамещения.

В качестве другого важного механизма содействия импортозамещению может рассматриваться создаваемый в соответствии с поручением председателя правительства РФ Фонд развития промышленности. Он предусматривает использование механизма возвратного финансирования по сниженным ставкам при реализации инвестиционных проектов субъектами среднего бизнеса. Сейчас минпромторгом прорабатывается схема функционирования этого фонда, а в бюджете уже запланировано порядка 19 млрд руб. на 2014-2017 гг. на его финансирование.

— А какая роль отводится индустриальным паркам в содействии импортозамещению?

Цыб: Впервые мы приняли отдельную подпрограмму в рамках Государственной программы развития промышленности и ее конкурентоспособности — «Индустриальные парки». В ней заложен конкретный механизм выдачи субсидий на инфраструктуру при создании индустриального парка в том или ином субъекте РФ. Эта мера обеспечивает создание удобных площадок для реализации проектов производств. Уже есть положительный опыт реализации подобных проектов в автомобильной промышленности.

— На каких основных принципах, на ваш взгляд, должна строиться политика импортозамещения в России?

Цыб: Решая задачи импортозамещения в промышленности, мы не должны отрицать принципов международной экономической интеграции. Мы не отгораживаемся от мира, а максимально открыто и прозрачно ведем диалог с нашими иностранными партнерами. Развитие и поддержка отечественного производства не исключают возможности трансфера технологий, создания и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций.

http://rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях