WordPress

Организация системы социальной поддержки населения

Организация системы социальной поддержки населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Организация системы социальной поддержки населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Организация социальной защиты населения

Социальная защита населения

Социальная защита населения выступает в качестве одного из основных направлений социальной политики любого государства. Она заключается в том, чтобы установить и в дальнейшем поддерживать необходимый уровень материального и социального положения граждан государства.

Иногда понятие «социальная защита» трактуется в более узком виде. Она определяется как способ обеспечения определенного уровня доходов для тех слоев и категорий населения, которые по каким-либо причинам или в силу определенных обстоятельств не могут самостоятельно обеспечить свое благополучие. К таким категориям граждан относятся следующие:

  • Безработные;
  • Инвалиды;
  • Больные;
  • Сироты;
  • Старики;
  • Матери-одиночки;
  • Многодетные семьи с одним супругом.

Социальная защита населения строится на нескольких основных принципах. Во-первых, это гуманность – любовь к человеку, уважение человеческой личности, толерантность, отсутствие предвзятого отношения, сочувствие и сопереживание. Во-вторых, адресность – социальная помощь может оказываться только тем категориям граждан, которые документально подтверждают свой статус нуждающегося, предоставляют все доказательства, и только после ряда проверок они имеют право на получение различной помощи. В-третьих, комплексность – она предполагает, что социальная защита будет обеспечивать всестороннюю помощь и поддержку населению: юридическую, психологическую, материальную. Также в рамках социальной защиты населения обеспечиваются права и свободы личности, гарантируется их соблюдение.

Готовые работы на аналогичную тему

Система социальной защиты также очень обширна. Она включает в себя целый комплекс законодательных актов и мероприятий, а также организации, которые способствуют реализации мер по оказанию социальной поддержки и защиты населения и, в частности, социально уязвимых слоев населения, которые в большей степени нуждаются в данных мероприятиях и мерах. Структура социальной защиты довольно многообразна. Она включает в себя следующие компоненты:

  1. Социальное обеспечение – в России возникло еще в 20-е годы 20 века. Появление социального обеспечение означало то, что в стране создается совершенно новая государственная система, которая направлена на материальное обеспечение, а также на обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан. Также объектами социального обеспечения стали семьи с детьми, а обеспечение производилось за счет действующих общественных фондов потребления;
  2. Социальные гарантии – процесс предоставления различных социальных благ, а также услуг, в которых не учитывался трудовой вклад и проверки нуждаемости категорий граждан. В нашей стране к социальным гарантиям следует отнести бесплатное медицинское обслуживание, бесплатность и доступность образования, минимальный размер заработной платы, пенсий и стипендиальных выплат, социальные пенсии и пособия.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

http://spravochnick.ru/sociologiya/organizaciya_socialnoy_zaschity_naseleniya/

Принципы и функции социальной защиты

К принципам социальной защиты относятся:

Формами реализации социальной защиты населения выступают социальные трансферты – услуги, выплаты и льготы.

Социальные услуги – содействие в осуществлении различного рода функций, связанных с жизнедеятельностью, которое осуществляется в натуральной форме (бытовые, медицинские, правовые, образовательные и другие услуги).

Социальные выплаты заключаются в предоставлении конкретным лицам или семьям денежных средств в виде пенсий, пособий (компенсаций, субсидий) и стипендий – в связи с социальными рисками, для возмещения утраченного дохода (имущества, собственности), либо предоставление дохода в связи с его отсутствием или низким уровнем.

Коротко остановимся на определении основных видов социальных выплат.

Пенсия – ежемесячная выплата гражданам, назначаемая в связи с достижением ими установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законодательством РФ.

Социальные пособия, выплачиваемые в России, бывают двух видов: страховые и нестраховые. Первые зависят от размера заработной платы работника (пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, на погребение и др.), а вторые регулируются специальными законами (пособия по безработице, подвергшимся радиации, беженцам и др.). К главным недостаткам пособий можно отнести их небольшой размер и нерегулярность выплат. Существует целый ряд страховых пособий, призванных поддержать семьи с детьми. К ним относятся единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие для беременных, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком и пр. В отдельных регионах устанавливаются пособия по бедности, призванные помочь малообеспеченным.

Стипендии в России предоставляются лицам, обучающимся на очном отделении образовательных (государственных и муниципальных) и научных учреждений. Функции, которые должна выполнять стипендия (стимулирование хорошей успеваемости и материальная поддержка учащихся), в настоящее время она не выполняет. Причиной такого положения является то, что эта форма социальной защиты привязана к государственным минимальным гарантиям.

Среди исследователей нет консенсуса относительно определения такой экономической категории, как льгота. Ряд ученых (К. Бэттл, И. Колосницын и др .) дают определение льготы, опираясь на присущие ей признаки, к которым они относят исключенность из общих правил, перераспределительный эффект и облегчение жизни получателей. Другие исследователи считают, что следует различать «льготы» и «привилегии», «. обозначая понятием “льготы” – обоснованные, законные права, а понятием “привилегии” – незаконные, необоснованные преимущества».

Согласно определению Росстата, которого мы придерживаемся в данной работе, льгота – эго частичное или полное освобождение граждан от оплаты за товары и услуги.

До 2005 г. льготы, которые получали граждане России, предоставлялись в натуральной форме. Их можно условно разделить на несколько больших групп в следующих областях их функционирования:

Согласно федеральному законодательству основными получателями льгот являлись следующие категории граждан: инвалиды; участники Великой Отечественной войны и члены их семей; ветераны боевых действий на территории других государств; Герои России и Советского Союза; Герои Социалистического Труда; полные кавалеры Ордена Славы; лица, награжденные медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией», знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; пенсионеры; граждане, подвергшиеся радиации; многодетные семьи; беременные женщины; беженцы; безработные; ветераны труда; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Кроме того, существовала значительная категория льготников, пользующихся благами в связи с их профессиональной принадлежностью: военнослужащие, работники милиции, пожарные, судьи, работники прокуратуры, таможни и т.д., а также работающие на вредных и опасных производствах и в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ часть льгот была отменена без какой-либо компенсации, а остальные были переведены в денежную форму. Это позволило, с одной стороны, отказаться от нефинансируемых государственных мандатов, а с другой – обеспечить большую прозрачность денежных потоков, направляемых на компенсацию льгот.

Ниже представлена схема структурных взаимосвязей, очерчивающих сложившиеся функциональные рамки распространения услуг, выплат и льгот для населения (рис. 1). Центральным звеном данной схемы является социальная защита, в верхней части рисунка показаны потребности в ней со стороны населения, а в нижней – институты и формы, в которых она осуществляется. Анализ функционирования системы социальной защиты населения в России позволил сделать ряд выводов. Во-первых, услуги, выплаты и льготы существуют в любом из приоритетных направлений социальной политики; во-вторых, они являются инструментом распределения как страховых, так и бюджетных средств, расходуемых на социальные нужды; в-третьих, льготы населению могут функционировать параллельно с другими формами социальной поддержки.

В настоящее время сложилось три вида моделей социальной защиты: федеральная, региональная и муниципальная.

Организация системы социальной поддержки населения - картинка 3

Рис. 1. Схема функционирования системы социальной защиты населения

Функции по выработке государственной политики и по правовому регулированию в области социальной защиты и социального обеспечения населения в стране осуществляет специальный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таковым органом является Минтруд России. Он осуществляет также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Роструда, а также координирует деятельность ПФР, ФСС.

Свои функции Минтруд России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Полномочия Минтруда России разнообразны. Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ о социальном развитии. По вопросам, требующим решения федерального правительства, министерство готовит и другие документы – проекты планов работы, прогноз показателей своей деятельности и др.

Минтруд России вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции. Так, оно утверждает положения о территориальных органах подведомственной ему федеральной службы.

Министерство принимает различные нормативные акты в соответствии с направлениями своей деятельности.

В сфере пенсионного обеспечения министерство принимает акты, регулирующие:

  • • порядок организации работы по вопросам, касающимся ведения пенсионной документации, подтверждения периодов работы и стажа, дающей право на различные виды пенсий, их подсчета и т.п.;
  • • правила, регламентирующие обращение за пенсиями, их назначение и выплату, перерасчет размера пенсии, переход с одного вида пенсии на другой;
  • • перечень документов, необходимый для установления пенсий;
  • • разъяснения о порядке применения законодательства о пенсионном обеспечении;
  • • положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях.

В сфере социального обслуживания граждан министерство принимает акты, аналогичные приведенным выше:

  • • порядок заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • • формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • • перечни заболеваний, возникновение или обострении которых может быть связано с выполнением работ но ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и других территорий;
  • • форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности и пр.

Министерство также обобщает практику применения законодательства, проводит анализ реализации государственной политики в закрепленных за ним сферах деятельности. Работники аппарата министерства организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение их устных и письменных обращений, принимают по ним решения и направляют ответы в установленные законодательством сроки. При этом они руководствуются Должностным регламентом федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах.

Минтруда России наделено соответствующими полномочиями по международному сотрудничеству в относящейся к его деятельности области.

Помимо вопросов организационного характера, касающихся непосредственно самого министерства, возглавляющий его министр наделен рядом полномочий в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования. Так, министр вносит в Правительство РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей ПФР, ФСС, проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность названных фондов; по представлению руководителей указанных фондов – проекты федеральных законов о бюджетах фондов и об их исполнении.

Он также принимает нормативные правовые акты по направлениям деятельности перечисленных фондов и назначает проверки их деятельности, обладает и другими правами, в частности, дает поручения федеральным службам и агентствам, подведомственным министерству, и контролирует их исполнение; отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных федеральных служб и агентств; издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам в сфере деятельности министерства – приказы ненормативного характера.

Как мы отмечали выше, в ведении министерства находится федеральная служба Роструд.

Роструд:

  • 1) осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной законом квоты, за регистрацией инвалидов в качестве безработных;
  • 2) регистрирует граждан в целях поиска для них подходящей работы и безработных граждан;
  • 3) оказывает государственные услуги в содействии гражданам в поиске подходящей работы, в осуществлении социальных выплат безработным;
  • 4) проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений, осуществляет привлечение виновных к ответственности, рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • 5) содействует в организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовке безработных граждан, а также их психологической и социальной поддержке и пр.

Финансирование расходов на содержание служб и агентств осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными соответствующими нормативными правовыми актами – положениями об этих органах.

Органы социального обеспечения на уровне субъектов РФ, на районном (городском) и местном уровнях могут носить разные наименования – министерства, департаменты, комитеты, управления, отделы социального развития или социальной защиты населения (региональные и местные органы социального обеспечения), но задачи и функции в целом у них одинаковые.

Нижестоящие органы социального обеспечения населения в субъектах РФ находятся в двойном подчинении – Минтруда России и администраций субъектов РФ, района (города), муниципальных образований.

На уровне регионов также выделяют различные типы моделей социальной защиты населения:

  • 1) основанную на строгой централизации управления и характеризующуюся сосредоточением управленческих функций на уровне региона;
  • 2) предусматривающую централизацию управленческих функций (решение вопросов социального обслуживания и финансирования принимается в одном министерстве или ведомстве);
  • 3) предусматривающую дифференцирование ответственности за организацию социальной защиты (субъект – местные органы власти) (комплексная модель).

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод об обобщенных функциях социальной защиты населения, к которым относятся:

http://studme.org/1719101329408/sotsiologiya/printsipy_funktsii_sotsialnoy_zaschity

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

Необходимость выявления современной модели управления системой социальной защиты обусловлена прежде всего фактом разделения труда в данном социальном институте, персонал которого выполняет разнообразные функции, а также необходимостью его кооперации.

Ключевое понятие управления — воздействие. В системе социальной защиты населения такое воздействие может быть понято как воздействие субъекта управления (органы управления) на объект управления (человек, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.) с целью перевода его в новое желательное состояние.

Основным и начальным элементом управления является целе- полагание.

Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления — главный и начальный этап управления.

Целепалагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

В системе социальной защиты воздействие субъекта управления на объект стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности. Оно точно и полно выражает коренные потребности и интересы тех отдельных социальных групп, которые государство и общество призваны защитить.

Главную роль, которую играют органы управления в системе социальной защиты, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия (модели) между людьми, различными социальными группами.

Субъектами управления в системе социальной защиты на региональном уровне выступают специально образованные органы, структурно входящие с состав органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Они обеспечивают реализацию мер социальной политики в области [1] :

  • — трудовых отношений;
  • — охраны труда;
  • — социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе несовершеннолетних.

Система органов социальной защиты субъекта Российской Федерации (рис. 18.1) состоит:

  • — из министерства, департамента (управления) социальной защиты населения;
  • — управлений социальной защиты населения департамента социальной защиты населения в муниципальных образованиях.

Департамент (управление) социальной защиты населения является структурным подразделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обладает правами юридического лица и возглавляет систему органов социальной защиты населения. Основными задачами департамента являются:

  • ? реализация государственной политики в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите их трудовых прав на территории субъекта Российской Федерации:
  • ? взаимодействие с органами местного самоуправления по реализации государственной политики в области социальной поддержки населения, трудовых отношений и охраны труда на территории муниципального образования.

  • ? контроль за целевым расходованием средств бюджета субъекта Российской Федерации управлениями C3II и государственными учреждениями социального обслуживания;
  • ? организация внедрения и сопровождения программных комплексов автоматизации различных процессов и деятельности управлений СЗН;

Организация системы социальной поддержки населения - картинка 6

Рис. 18.1. Структура органов и учреждений социальной защиты Краснодарского края

  • 406 ГЛАВА 18. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ.
  • ? управление, координация, организационно-методическое обеспечение, контроль за деятельностью управлений СЗП и государственными учреждениями социального обслуживания;
  • ? организация подготовки и переподготовки кадров для управления СЗП и государственных учреждений социального обслуживания;
  • ? осуществление контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов в сфере социального обслуживания, краевого перечня гарантированных социальных услуг;
  • ? обеспечение финансирования социальной защиты населения и государственных учреждений социального обслуживания, подведомственных департаменту, осуществление контроля за целевым расходованием выделенных средств краевого бюджета.

В муниципальном образовании организацию социальной защиты населения осуществляет управление социальной защиты населения (УСЗН), которое является территориальным органом департамента социальной защиты населения субъекта Российской Федерации в муниципальном образовании.

УСЗН осуществляет полномочия на территории муниципального образования в области:

  • ? трудовых отношений и охраны труда;
  • ? социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, в том числе детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;
  • ? социальной поддержки ветеранов войны и труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., жертв политических репрессий, малоимущих и других категорий граждан. В соответствии с указанными полномочиями определена типовая структура УСЗН (рис. 18.2).

Основные задачи, которые решает УСЗН:

  • ? участие в реализации на территории муниципального образования государственной политики в области социальной поддержки населения, трудовых отношений, охраны труда:
  • ? развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений в муниципальном образовании;
  • ? организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров, участие в примирительных процедурах;
  • ? осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров в организациях;
  • ? реализация краевых целевых программ но улучшению условий охраны труда, социальной поддержке пожилых граждан, семей с несовершеннолетними детьми и малообеспеченных категорий населения;

Организация системы социальной поддержки населения - картинка 7

Рис. 18.2. Структура УСЗН департамента СЗН н муниципальном образовании

  • ? организация работы по обеспечению граждан социальными выплатами;
  • ? организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов;
  • ? оказание адресной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке;
  • ? осуществление мер по предупреждению нарушений норм трудового законодательства в отношении граждан, работающих в организациях различных форм собственности и у работодателей — физических лиц.

Основные функции УСЗН:

Непосредственной организацией социального обслуживания, т.с. деятельностью, направленной на предоставление социальных услуг, осуществлением социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, занимаются социальные службы. Социальная служба — предприятие или учреждение независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица [2] . Социальная служба находится в оперативном подчинении региональных органов социальной защиты населения и оказывает широкий спектр социальных услуг гражданам в трудной жизненной ситуации в соот- встствии с законодательством Российской Федерации и субъекта 1 5 осс и й с кой Федора ц и и.

http://bstudy.net/601257/politika/organizatsiya_upravlenie_sotsialnoy_zaschitoy_naseleniya_regione

Раздел I. Теоретико-методологические основы социальной защиты населения

Тема 1. Методологические основы изучения социальной защиты населения

1.2. Система социальной защиты населения: понятие, основные функции и принципы

Социальная защита населения – необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале XX в., а соответствующий термин впервые появился в США в 30-х гг. и постепенно распространился в западной социологии, обозначая систему мер, защищающих любого жителя страны от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода.

В XX в., когда традиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новую социально-экономическую систему – социально ориентированное рыночное хозяйство, в рамках этой трансформации сложились мощные системы социальной защиты населения, охватывающие как общество в целом, так и предприятия, фирмы, акционерные общества, кооперативы, трудовые организации и т.д. Можно сказать, что на Западе к настоящему времени сложилось несколько моделей систем социальной защиты граждан. Выделяются американская, европейская, японская модели, в рамках которых имеются свои разновидности.

Термин «социальная защита населения» в России появился в общественно-политической практике относительно недавно. В 1991 г. Министерство социального обеспечения было реорганизовано в Министерство социальной защиты населения, были расширены его функции и полномочия, изменилась структура и т.д. Однако на деле новое министерство осуществляло преимущественно функцию социального обеспечения – назначение пенсий и пособий.

Изменение специфики социально-экономических отношений в стране обусловило необходимость формирования системы социальной защиты населения на новых принципах, способной решать сложные задачи, в рамках новой государственной социальной политики. Рассматривая социальную политику как целенаправленное воздействие государства, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений, целью которого является улучшение условий жизни широких слоев населения, следует отметить, что социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики, механизмом разрешения социальных проблем.

Существуют различные определения понятия «социальная защита». Так, Международное бюро труда определяет социальную защиту как социальное обеспечение в широком смысле слова. В некоторых определениях социальная защита рассматривается через понятие «уровень жизни»: социальная защита – это система мер, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни.

Более широкое определение в следующей трактовке термина – это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Выше обозначенные подходы не бесспорны. В частности, понятие «социальное обеспечение» является более узким по сравнению с понятием «социальная защита», так как социальная защита предполагает предоставление социальной помощи, поддержки, социальное страхование, социальное обслуживание и др. Зачастую происходит просто отождествление этих понятий. Основное предназначение социальной защиты – защита населения от социально-рисковых ситуаций (болезнь, безработица, потеря способности к самообслуживанию, самообеспечению и т.п.), следовательно, социальная защита населения может быть определена как система мер, направленных на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни.

Система социальной защиты населения может быть рассмотрена в нескольких аспектах: как совокупность социальных гарантий и мер по их реализации, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни; как совокупность взаимоотношений между субъектом и объектом социальной защиты по поводу предотвращения и ликвидации последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни; как совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих организацию и предоставление социальных услуг населению в сфере социальной защиты.

Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты – общие (направлены на все население), специальные или категориальные (направлены на отдельные категории граждан) и исключительные (предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов (поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и т.д.); в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения – прямая (непосредственно предоставляется гражданам в виде выплаты пенсий, пособий, социального обслуживания и т.д.) и опосредованная (например, предоставление льгот) социальная защита.

В зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня социальная защита может быть активной (трудоустройство при посредничестве службы занятости, участие в общественных работах, формирование накопительной части пенсии, дополнительные формы страхования и др.) или пассивной (получение пенсий, пособий, социальное обслуживание и т.д.); в зависимости от особенностей получателя социальная защита может быть индивидуальной (когда меры направлены на поддержку конкретного человека) и коллективной (адресатом является коллектив или группа граждан); в зависимости от оснований предоставления различают договорные (предоставляются по договору) и внедоговорные (предоставляются в силу закона) формы.

Система социальной защиты выполняет несколько важнейших функций:

– превентивную (предупреждение социально-рисковых ситуаций). Примерами реализации этой функции являются меры по обеспечению занятости, защите сбережений граждан, предотвращению чрезвычайных ситуаций разного рода и т. д.;

– обеспечительную, в случае если не удалось предотвратить наступление неблагоприятных социально-экономических последствий, государство принимает на себя обязательства по материальной поддержке граждан: выплачивает пенсии, пособия, предоставляет различные виды социальных услуг. Реализация этой функции осуществляется методами системы социального обеспечения;

– компенсационную, в тех случаях, когда гражданину был причинен материальный или моральный вред в связи с незаконными действиями государственных органов, возникает необходимость его возмещения (например, компенсации ликвидаторам и пострадавшим от воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции).

В качестве основных принципов социальной защиты можно выделить следующие: социальная защита должна быть встроена в систему экономических отношений, не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни; социальная защита должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать их; социальная защита должна базироваться на таком принципе мышления, который направлен на формирование элементов самозащиты граждан.

http://www.aup.ru/books/m268/2_1_2.htm

3.4.5. Социальная защита населения

Система социальной защиты населения является элементом улучшения качества жизни отдельных категорий граждан (пожилых, инвалидов и маломобильных групп населения, семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей и др.). Она направлена на повышение качества жизни и уровня материального благосостояния этих категорий населения путем адресного предоставления социальной помощи и поддержки, обеспечения доступности социальных услуг.

В предстоящие годы развитие системы социальной защиты в отношении тех, кому по объективным причинам требуется забота общества, будет строиться на принципах социальной справедливости и адресности. При этом адресность будет пониматься не как категория населения по возрастному или иному признаку, а будет учитывать реальную нуждаемость.

Следуя этим принципам, деятельность отрасли будет направлена на расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта, когда к получателям социальной помощи будут предъявляться встречные требования, в том числе направленные на перевод на самообеспечение малообеспеченных трудоспособных граждан и их семей (путем получения профессиональных навыков, переобучения, активного поиска работы через службу занятости, участия в общественных работах, участия в программах реабилитации для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, страдающих от алкогольной зависимости, и др.).

Сокращение числа нуждающихся в социальной поддержке в результате роста доходов, обеспечиваемых собственной трудовой деятельностью, будет обеспечено за счет усиления взаимодействия отрасли социальной защиты с образовательными организациями и службой занятости, осуществляющими профессиональную подготовку (переподготовку) и трудоустройство, в том числе лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, подростков.

Усиление взаимодействия с организациями здравоохранения и учреждениями физической культуры будет направлено на медицинскую и физкультурно-спортивную реабилитацию нуждающихся в этом граждан и также позволит сократить число граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.

Обеспечить необходимый объем социальных услуг населению, их высокое качество и оперативность предоставления позволит развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан, повышение их кадрового потенциала, внедрение новых технологий оказания услуг.

Дополнительно задействовать имеющийся материальный и кадровый ресурс частных структур и более гибко реагировать на запросы жителей позволит передача на конкурсной основе в рамках государственного заказа части государственных полномочий по предоставлению социальных услуг частным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям (уход за пожилыми людьми, больными и инвалидами, реабилитация и пр.).

Помимо привлечения негосударственных организаций к выполнению государственных полномочий по предоставлению социальных услуг в системе социальной защиты будет активно задействована частная инициатива, благотворительная и волонтерская деятельность.

Наряду с выполнением непосредственных отраслевых задач, учреждения социальной защиты во взаимодействии с системой здравоохранения примут на себя частичное выполнение функций по уходу и присмотру за пациентами на стадии долечивания, что позволит снизить затраты на дорогостоящие места в лечебных учреждениях.

Для достижения такого уровня социальной защиты необходим значительный объем нормативных, организационных преобразований в данной сфере, как на федеральном, так и на краевом уровне.

Потребность в развитии системы социальной защиты в крае обусловлена значительной численностью населения старше трудоспособного возраста (более 22% населения края), а также значительной численностью нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании лиц (более 44% от числа жителей края получают различные виды социальной помощи).

Сегодня в крае функционирует 159 учреждения социального обслуживания населения (77 краевых и 82 муниципальных). Из общего количества учреждений 49 учреждений осуществляют свою деятельность в интересах семей с детьми и 110 учреждений предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, и другим категориям граждан. Помощь в реализации законных прав и интересов лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказывается на базе 4-х центров социальной реабилитации. Ежегодно услугами социального обслуживания на дому пользуются порядка 26 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, в стационарных условиях проживают более 8 тыс. человек.

Несмотря на положительные итоги развития отрасли на протяжении последних лет, в ее деятельности сохраняется ряд проблем, основными из которых являются неудовлетворительное состояние материально-технической базы действующих стационарных учреждений и высокий спрос населения на социальные услуги в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, превышающий возможности имеющихся учреждений. Уровень обеспеченности жилыми помещениями в расчете на одного человека составляет 84,8% от требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В результате проводимой на протяжении семи последних лет системной работы по строительству новых корпусов, перепрофилированию действующей сети стационарных учреждений и укомплектованию имеющихся площадей, очередность в психоневрологические интернаты сократилась более чем в три раза, и на сегодняшний день составляет около 300 человек. Полностью решить данную проблему планируется к 2018 году за счет приема под размещение стационарных учреждений социального обслуживания высвобождающихся зданий различных форм собственности и развития государственно-частного партнерства.

Целью развития отрасли социальной защиты населения Красноярского края является повышение эффективности, адресности социальной помощи, качества и доступности предоставления социальных услуг.

Приоритетными направлениями реализации цели социальной защиты населения края в период до 2030 года будут являться:

1. Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам за счет усиления адресного подхода и внедрения новых технологий:

1.1. Совершенствование системы социальной поддержки граждан с учетом изменения норм федерального законодательства и применения критерия адресности и принципа нуждаемости: последовательный и системный переход на применение принципа нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки; расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта; упорядочение требований к присвоению на территории края отдельных льготных статусов, уточнение состава инициативных мер социальной поддержки и условий их предоставления;

1.2. Своевременное и качественное выполнение государственных полномочий по социальной поддержке граждан: обеспечение нуждающимся гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гарантированных государством и краем социальных обязательств;

1.3. Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни: повышение уровня доступности объектов и качества услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за счет оснащения социально значимых объектов внешними пандусами, входными группами, подъемными устройствами и автономными лифтами, системами с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной пространственно-рельефной информацией и другим оборудованием, обустройства зон оказания услуг и прилегающих территорий; повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов; информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов; развитие социального партнерства с общественными организациями, создание института социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, развитие программ по предупреждению социального сиротства и поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей группы риска; повышение квалификации и методическое обеспечение специалистов учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам.

2. Повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей: повышение качества услуг по социальному обслуживанию; развитие форм и методов социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов; развитие стационарозамещающих технологий, укрепление материально-технической базы учреждений системы социального обслуживания населения; развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, расширение ими спектра оказываемых услуг и охвата граждан; привлечение волонтеров к решению вопросов социального характера.

3. Развитие активного диалога с гражданским сообществом: проведения независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания; укрепление взаимодействия со средствами массовой информации с целью разъяснения гражданам их прав и социальных гарантий, формирования имиджа отрасли; наличие актуализированной информации на сайтах органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания в сети Интернет; укрепление социального партнерства с некоммерческими организациями, в том числе с общественными организациями ветеранов, инвалидов.

В результате реализации приоритетных направлений совершенствования системы социальной защиты населения края в период до 2030 года удельный вес инициативных мер социальной поддержки, предоставляемых жителям края с учетом доходов, в общем числе мер социальной поддержки увеличится до 40% (против 22% в 2014 году).

Будет обеспечен ежегодный рост охвата социальным сопровождением семей, имеющих детей-инвалидов. К 2030 году все такие семьи будут обеспечены социальным сопровождением (в 2014 году – 50%).

Социальные услуги будут предоставляться всем гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании и обратившимся в учреждения.

Увеличится доля участия негосударственных организаций в сфере оказания услуг по социальному обслуживанию граждан. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества таких учреждений, ежегодно будет увеличиваться и к 2030 году составит не менее 20% (в 2014 году – 8%).

Достижение ожидаемых результатов реализации стратегии позволит повысить устойчивость системы социальной защиты населения в части оправдания социальных ожиданий на доступное получение качественных государственных и социальных услуг и в конечном итоге повысит удовлетворенность населения качеством жизни.

Организация системы социальной поддержки населения - картинка 10

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82
e-mail: [email protected] (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Написать обращение

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

http://www.krskstate.ru/2030/plan/3_4_5

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях