WordPress

О государственной поддержки развития медицинской промышленности

О государственной поддержки развития медицинской промышленности - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "О государственной поддержки развития медицинской промышленности". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (с изменениями и дополнениями)

id=»p_17493″ >Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890
«О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

С изменениями и дополнениями от:

10 июля 1995 г., 27 декабря 1997 г., 3 августа 1998 г., 29 марта, 5 апреля 1999 г., 21 сентября 2000 г., 9 ноября 2001 г., 14 февраля 2002 г.

Учитывая, что в сложившихся экономических условиях обеспечение лекарственными средствами населения и учреждений здравоохранения не улучшается, а работа отечественной фармацевтической промышленности не решает в полной мере стоящих перед ней задач, Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения

2. Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в целях реализации мер, направленных на улучшение лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

См. приказ Минздрава РФ от 7 сентября 2000 г. N 340 «О введении форм федерального государственного статистического наблюдения за закупкой, продажей и запасами жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и фактическими ценами на них»

утвердить в месячный срок по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации обязательный для аптек и аптечных учреждений всех форм собственности ассортиментный перечень лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения.

3. Утвердить Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению N 1, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно приложению N 2.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1998 г. N 882 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения

4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, — принимать соответствующие меры;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 абзац третий пункта 4 (в части жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств) настоящего постановления признан утратившим силу

устанавливать размер скидки со свободных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства , реализуемые населению по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений предприятиями, учреждениями и организациями аптечной сети;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 абзац пятый пункта 4 (в части жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств) настоящего постановления признан утратившим силу

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. N 347 абзац пятый пункта 4 настоящего постановления не подлежит применению по окончании регистрации цен на лекарственные средства, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 478

устанавливать для организаций аптечной сети независимо от организационно-правовой формы размеры торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства к ценам изготовителя при прямых поставках этой продукции в розничную аптечную сеть и к ценам оптового поставщика (посредника), закупившего эту продукцию непосредственно у отечественного изготовителя; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения импортного производства — к ценам поставщика-импортера; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые по государственному заказу на конкурсной основе в порядке, предусмотренном Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 15, ст.1756), — к ценам поставщика, выигравшего конкурс.

ГАРАНТ:

О порядке формирования цен на лекарственные средства см. письмо Минэкономики РФ от 24 ноября 1998 г. N 7-1049

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1629 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 1998 г.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников;

понижать для производств, выпускающих лекарственные средства и изделия медицинского назначения, тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения;

увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для больниц, поликлиник, детских дошкольных учреждений, детских домов, домов-интернатов для инвалидов и престарелых и других организаций здравоохранения и социальной сферы;

вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, не указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему постановлению, в том числе ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, а также беременным женщинам и безработным;

осуществлять финансовую поддержку предприятий аптечной сети, испытывающих недостаток в оборотных средствах.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 в пункт 6 настоящего постановления внесены изменения

6. Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике в 3-месячный срок:

рассмотреть предложения предприятий по созданию финансово-промышленных групп в области производства и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, внести соответствующий проект постановления;

http://base.garant.ru/101268/

О государственной поддержки развития медицинской промышленности

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 1994 г. N 890

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И УЛУЧШЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Приложение N 1
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 1994 г. N 890

ПЕРЕЧЕНЬ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ И КАТЕГОРИЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ АМБУЛАТОРНОМ ЛЕЧЕНИИ КОТОРЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОТПУСКАЮТСЯ ПО РЕЦЕПТАМ ВРАЧЕЙ БЕСПЛАТНО

Приложение N 2
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 1994 г. N 890

ПЕРЕЧЕНЬ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, ПРИ АМБУЛАТОРНОМ ЛЕЧЕНИИ КОТОРЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ОТПУСКАЮТСЯ ПО РЕЦЕПТАМ ВРАЧЕЙ С 50-ПРОЦЕНТНОЙ СКИДКОЙ СО СВОБОДНЫХ ЦЕН

———————————
* — Инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, кроме лекарственных средств имеют право на приобретение с 50-процентной скидкой изделий медицинского назначения (мочеприемников, калоприемников), перевязочных средств по медицинским показаниям.
** — Указанные в настоящем абзаце лица имеют право на льготы при приобретении лекарственных средств при условии, что они имеют инвалидность или являются пенсионерами и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
*** — Указанные лица имеют право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов).

http://uslugibezgranic.ucoz.ru/publ/federalnye/lekarstva/pravitelstvo_rossijskoj_federacii_postanovlenie_ot_30_ijulja_1994_g_n_890/203-1-0-22

Субсидирование производства медицинских изделий и лекарственных препаратов

С 1 января 2020 г. производители медицинских изделий и лекарственных препаратов, использующие современные технологии, смогут получить субсидии. Новые правила предоставления субсидий регламентированы Постановлением Правительства РФ от 16.11.2019 N 1463 и Постановлением Правительства РФ от 16.11.2019 N 1464.

Основные условия предоставления субсидии для производителей медицинских изделий (МИ) и (или) лекарственных препаратов (ЛП)

Субсидии направлены на деятельность производителей, осуществляющих разработку современных технологий, а также организацию и реализацию на их основе конкурентоспособных МИ или ЛП, при этом инвестпроект должен способствовать:

  • увеличению доли МИ/ЛП отечественного производства,
  • увеличению объема инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства,
  • созданию ВПРМ,
  • увеличению объема экспорта МИ/ЛП.

Размер субсидии ограничен 70% следующих затрат организации, понесенных не ранее календарного года получения субсидии и возникших в том числе до заключения соглашения:

  1. оплата труда работников, а также отчисления на страховые взносы;
  2. материальные расходы без НДС (за исключением капитальных вложений в основные фонды);
  3. накладные расходы;
  4. оплата работ/услуг сторонних организаций, в т.ч. иностранных (в случае, если клинические испытания/исследования проводились на территории иностранного государства)

При этом предельный размер субсидии устанавливается Правительством РФ ежегодно по каждой современной технологии.

Правилами установлено, что Минпромторгом РФ создается межведомственная комиссия (МВК) по современным технологиям, которая в т.ч. рассматривает предложения заинтересованных производителей по вопросам определения современных технологий и установления требований к продукции в рамках каждой такой технологии.

Требования к продукции устанавливаются с учетом следующего:

  • Конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • Наличие потребности системы здравоохранения в продукции;
  • Соответствие продукции современным технологиям.

Конкурсная процедура

Конкурс проводится для каждой современной технологии не чаще 1 раза в квартал, при этом Минпромторг определяет объем реализации продукции и срок реализации проекта для каждой современной технологии и указывает их в конкурсной документации.

Заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе следующие документы:

  1. Утвержденный план мероприятий по реализации проекта и прогнозные значения показателей (индикаторов) проекта;
  2. Обязательство организации по предоставлению поручительства и (или) банковской гарантии рисков невозврата в федеральный бюджет субсидии на сумму, равную размеру испрашиваемой субсидии;
  3. Копия соглашения о реализации КППК (при наличии);
  4. Сведения о наличии у производителя прав на технологию (при наличии);
  5. Иные документы.

Каждой заявке присваиваются порядковый номер в порядке уменьшения рейтинга. Рейтинг (ранжирование) зависит от следующих параметров проекта:

  1. Соотношение объема реализации продукции к размеру запрашиваемой субсидии (вес критерия – 70%);
  2. Соотношение срока реализации проекта к максимальному сроку реализации, устанавливаемому в конкурсной документации (вес критерия – 30%).

Стоит отметить, что в случае наличия заявок, имеющих одинаковый рейтинг, лучший порядковый номер присваивается заявке, заключившей соглашение о реализации КППК.

По итогам конкурсной процедуры, с организациями-победителями заключается соглашение о предоставлении субсидии на срок реализации проекта, указанного в заявке на участие в конкурсе.

Соглашение о предоставлении субсидии

Основные обязательства организации-получателя субсидии:

  1. Выполнение в установленные сроки мероприятий, включенных в план по реализации проекта;
  2. Достижение показателей (индикаторов) проекта: объема реализации продукции, срока реализации мероприятий;
  3. Принадлежность производителю прав на интеллектуальную собственность, включая методики, ноу-хау, а также патентов, прав на конструкторскую и техническую документацию;
  4. Производство продукции, признаваемой отечественной (т.е. соответствующей критериям определения страны происхождения, установленным Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.) – подтверждается заключением Минпромторга, выдаваемым в соответствии с Постановлением Правительства РФ №719 от 17.07.2015.

Отдельно стоит отметить, что соглашение также предусматривает:

  1. Установленный план-график финансового обеспечения расходов, который включает в том числе основные направления затрат, на компенсацию которых будет направлена субсидия, в разрезе этапов плана мероприятий;
  2. Одностороннее расторжение Минпромторгом соглашения в случае недостижения производителем показателей (индикаторов) проекта в течение 12 месяцев для НИОКР или 6 месяцев для иных мероприятий с требованием возврата субсидии с уплатой пени за каждый день пользования средствами субсидии.

В случае, если план мероприятий по реализации проекта выполнен менее, чем на 100%, к производителю применяются штрафные санкции, размер которых зависит от фактического выполнения плана мероприятий.

Для учета операций по использованию субсидии организации-производителю открывается лицевой счет для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, в территориальном органе Федерального казначейства.

Основные выводы

  1. Новые механизмы поддержки производителей теперь направлены не на возмещение ранее понесенных затрат (как было ранее), а на фактическое перечисление средств субсидии для использования по целевому назначению;
  2. Нет четкого определения субсидируемых расходов, в том числе отнесения тех или иных затрат к проекту, что может вызвать разногласия между получателем субсидии и контролирующими органами, несмотря на наличие определения «проект» в постановлениях;
  3. Отсылка к механизму «современных технологий» приведет к затягиванию разработки современных МИ и ЛП (технологию необходимо сначала включить в перечень, только после этого организовывается конкурс);
  4. Новые постановления направлены на увеличение объема экспорта МИ и ЛП, тем не менее – стоило бы учесть тенденции фармрынка, все еще требующего политики импортозамещения;
  5. При формировании плана мероприятий по проекту следует руководствоваться умеренно консервативными предпосылками, так как:
    1. Организация не сможет получать субсидию при отставании от плана-графика;
    2. Организация в случае невыполнения мероприятий менее, чем на 100% должна уплатить штрафы;
    3. Недостижение плана графика в течение 12 или 6 месяцев влечет одностороннее расторжение соглашения и возврат субсидии;
    4. Объем реализации продукции и срок реализации проекта являются критериями при определении победителей конкурса.
  6. Предусматривается возможность внесения изменений в сроки реализации проекта и сроки достижения показателей проекта, основания внесения изменений не определены постановлениями, что с одной стороны вызывает довольно субъективное принятие решений в отношении того или иного проекта, а с другой стороны учитывает индивидуальные особенности разработки того или иного МИ и (или) ЛП;
  7. Требуется предоставление поручительства или банковской гарантии рисков невозврата субсидии, что может существенно ограничить круг получателей субсидии.

Текст подготовлен Инвестиционной группой «ПКР»

http://prcs.ru/praktika/subsidirovanie-proizvodstva-medicinskih-izdelij-i-lekarstvennyh-preparatov/

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Лекарственное обеспечение россиян и возможность выхода отечественной фармацевтики на международный рынок набирают обороты.

На сегодняшний день Министерство промышленности и торговли РФ в плане поддержки здравоохранения выполняет весьма важные функции. Это — развитие производства и инноваций. Для этого реализуется государственная программа развития фармацевтической и медицинской промышленности, в которой заложены определенные индикаторы. В частности, доля отечественных лекарственных средств к 2020 г. должна достигнуть 50%, а доля медицинских отечественных изделий — 40%. При этом основной индикатор касается препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП. К 2018 г. их доля должна достигать 90%. В работу по достижению этих целей вовлечено целый ряд субъектов РФ. Осуществляется и поддержка локализации зарубежных производителей.

«Сейчас в России активно работают 7 фармацевтических площадок со 100% владением иностранного капитала. Общий объем инвестиций в отрасль за 7 лет превысил 150 млрд руб. При этом привлекаются и частные инвестиции. В результате они в этом году превысили государственные почти в 4 раза. Это свидетельствует о том, что крупный отечественный и зарубежный бизнес рассматривает российский фармацевтический рынок как весьма перспективную и рентабельную сферу вложения капиталов», — сообщил директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Алексей Викторович Алехин.

На растущем фармацевтическом рынке активно развивается производство. Темпы его роста за последние два года превысили 20%. На сегодняшний день 83,3% лекарственных препраатов из Перечня ЖНВЛП выпускают отечественные производители. Поэтому 90% — вполне реализуемая цифра к концу следующего года. Экспорт по показателям 2016 г. оставался на прежнем уровне. Однако в I полугодии 2017 г. его прибавка составила порядка 23%. Правда, примерно такими же темпами растет и импорт. Очень важным сегментом рынка остаются медицинские изделия. И здесь доля государственных закупок приближается к 90%. При этом их потребление медицинскими учреждениями составляет 82%, а частными лицами — 18%. Объем импортных медицинских изделий в первом полугодии составил 81 млн долл. А вот объем их экспорта снизился из-за необходимости регистрации медицинских изделий за рубежом. Это представляет для российских производителей определенную сложность, т.к. предполагает проведение испытаний и сертификацию.

«Для этой цели сейчас министерством прорабатываются изменения законодательной базы правительства в части субсидирования затрат на сертификацию продукции. Что касается субсидий отечественного производства, то тут предусмотрено три постановления правительства, в формате которых предусматривается 3 вида субсидий для развития фармацевтической промышленности и 2 — на развитие предприятий, специализирующихся на изготовлении медицинских изделий. Так, по фармацевтике мы можем компенсировать 55% затрат на производство фармацевтических субстанций — 50%.

И если раньше мы могли компенсировать до 400 млн руб. на клинические исследования и до 200 млн руб. на субстанции одного заявителя, то теперь предусмотрены различные компенсационные выплаты по целому ряду позиций. Например, на затраты, связанные с проведением доклинических и ранних фаз клинических исследований, на аренду помещений, зарплату персонала и даже на закупки лабораторных животных. А также затрат на покупку оборудования и его монтаж. Для того чтобы получить «добро» на компенсационные выплаты, нужно просто подать заявление, которое будет рассмотрено», — уверяет представитель Минпромторга России.

Отдельный инструмент поддержки — снижение ставки налога на прибыль и ставки налога на имущество. Их предоставляют за счет региональных мер поддержки. И они, естественно, в различных регионах разные. Основной целью субсидирования в данном случае является достижение максимального импортозамещения и лекарственных препаратов, и медицинских изделий. Отрадно, что самостоятельно российскими компаниями выведено на рынок 10 инновационных препаратов, которые не имеют аналогов за рубежом; и 2 препарата — при господдержке.

«Инструменты поддержки различны. И их арсенал будет увеличиваться. Но чтобы правильно выстроить это направление деятельности государственных структур, госчиновникам нужен контакт с представителями фармацевтической отрасли. Только в ходе диалога можно добиться оптимальных решений.

В 2018 г. договоры между руководителями фарминдустрии и представителями государственных органов будут подписываться и в электронном виде. Поэтому уже сейчас советую всем заинтересованным лицам обзавестись электронной подписью», — заметил Алехин. Он также добавил, что считает своевременным внести корректировки в постановление Правительства РФ от 17.12.16 №1388 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов». Изменения необходимы для поддержки тех российских предприятий, которые хотят поставлять свою фармацевтическую продукцию и медицинские изделия за рубеж.

По материалам XIX ежегодной Всероссийской конференции «Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий — ФармМедОбращение 2017»


http://mosapteki.ru/material/gosudarstvennaya-podderzhka-farmacevticheskoyo-otrasli-9165

Комитет по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности

О государственной поддержки развития медицинской промышленности - картинка 5

В Москве состоялся Восьмой Всероссийский съезд работников фармацевтической и медицинской промышленности. Мероприятие прошло при поддержке Минпромторга России, Минздрава России, Росздравнадзора, Комитета Государственной Думы по охране здоровья, ТПП России, РСПП, РАН и других организаций.

На съезде были подведены итоги работы отрасли за прошлый год, определены конкретные направления деятельности и меры, необходимые для ее дальнейшего развития. В числе первоочередных задач были названы поддержание благоприятного инвестиционного климата, совершенствование нормативно-правового регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий, а также осуществления контроля за проведением их государственных закупок.

Фарммедпром: успехи развития очевидны

В адрес организаторов и участников Съезда поступило приветствие Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, в котором отмечена важность внедрения научных достижений, поскольку «фармацевтическая и медицинская промышленность – это тот сектор национальной экономики, который может эффективно развиваться, только опираясь на передовые достижения отечественной и мировой науки». Также Дмитрий Медведев подчеркнул, что своими успехами отечественные кардиологи, хирурги, офтальмологи во многом обязаны уникальным разработкам и новейшим технологиям, разработанным российской промышленностью.

С основным докладом перед делегатами Съезда выступил президент Союза ассоциаций и предприятий фармацевтической и медицинской промышленности Юрий Калинин. Он отметил, что в прошлом году был принят целый пакет важных нормативно-правовых документов, что позволило в сложных экономических условиях обеспечить динамичное развитие отрасли. Например, Фонд развития промышленности, созданный в рамках реализации положений Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», выделил в 2015 году займы 15-ти компаниям для создания инновационных производств для выпуска лекарственных средств и медицинских изделий. «Общая сумма займов составила 4,567 млрд рублей, т.е. около 25% объёма средств, выделенных фондом на всю промышленность. Займы представлены под 5% годовых на пять и более лет, — отметил Ю.Калинин, – 45 предприятий воспользовались субсидиями из федерального бюджета на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке и организации производства лекарственных средств и медицинских изделий в рамках Государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы. Общий объем бюджетных ассигнований программы в 2015 году составил 12,86 млрд рублей.

Наиболее востребованным инструментом поддержки промышленности, по результатам опроса производителей, стали субсидии на пополнение оборотных средств – как по количеству получателей, так и по уровню эффективности для бизнеса, который в свою очередь смог привлечь за последние годы около 120 млрд рублей собственных и кредитных ресурсов.

Принятые меры государственной поддержки способствовали сохранению инвестиционной привлекательности отрасли, несмотря на проблемы в экономике. Продолжается модернизация действующих предприятий, строятся новые, расширяется ассортимент лекарств и медицинских изделий отечественного производства, в том числе и за счет трансфера технологий. Производства переводятся на современные стандарты, повышается качество продукции. По ряду продуктов, импорт которых до недавнего времени составлял более 90%, создаются мощности, исходя из потребностей здравоохранения.

Среди новых важных компетенций и продукции, освоенных фармацевтическими компаниями, Юрий Калинин особо назвал 4 направления – выпуск отечественных инсулинов, антиретровирусных препаратов, вакцин и препаратов крови. Например, компании-производители антиретровирусных препаратов заявили о своей готовности к 2018 году выпускать из субстанций, произведённых в России, не менее 75% препаратов для профилактики и лечения ВИЧ-инфицированных. «Предложения по развитию производства препаратов полного цикла для лечения выше названных нозологий, направлены в Администрацию Президента РФ», — рассказал Юрий Калинин.

Высокими темпами развивались в прошлом году производства медицинских изделий как по объемам, так и по расширению ассортимента. Идет активная работа над выпуском высокотехнологичной продукции. Например, заметные изменения произошли на рынке медицинского оборудования и радиологических информационных систем для лучевой диагностики, начаты экспортные поставки данных аппаратов.

В целом производство медицинских изделий в 2015 году увеличилось на 12% и составило 46 млрд рублей. На экспорт было поставлено продукции на сумму около 4 млрд рублей.

Производство лекарственных средств в 2015 году увеличилось на 20%, и превысило 230 млрд рублей. При этом увеличилась до 72% доля отечественных лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, и до 50% препаратов, закупаемых по программе «7 нозологий». Возросли объёмы лекарств, выпускаемых из собственных субстанций. В фармацевтической и медицинской промышленности появились фирменные компании, специализирующиеся на разработке и производстве высокотехнологичных продуктов, отметил в заключение Юрий Калинин. При этом, если бы удалось устранить ряд административных барьеров, которые ещё сдерживают развитие отрасли, то результаты были бы более впечатляющими. На них он остановился подробно.

Присутствовавший на Съезде помощник Председателя Правительства РФ Геннадий Онищенко согласился, что успехи отечественной фармпромышленности очевидны и посвятил свое выступление теме вакцинации. По его словам, большую роль в обеспечении национальной биобезопасности играет российская фармпромышленность, т.к. Национальный календарь прививок, в-основном, обеспечен именно за счет российских производителей вакцин. Сейчас перед практическим здравоохранением стоят задачи расширить Национальный календарь, а вакцины сделать поликомпонентными. Серьезное значение уделяется возможностям российской фармы по реализации масштабного государственного проекта — лечению ВИЧ-инфицированных больных. В перспективе государство ставит также задачу ликвидировать гепатиты. В течение последних 10 лет остановлена острая фаза распространения гепатита В, благодаря национальному проекту и отечественной вакцине, напомнил Геннадий Онищенко. Теперь стоит задача санировать 3 млн носителей инфекции.

Производители просят поддержки и контроля за процедурами госторгов

Основной темой, которая прозвучала практически во всех докладах, стал анализ правоприменительной практики 44-ФЗ и имеющихся нарушений со стороны региональных властей – госзаказчиков.

Именно этот фактор сдерживает более высокие темпы роста продукции при наличии в стране соответствующего потенциала и ресурсов. Мощности отечественного производства используются далеко не полностью, — отразил общую ситуацию Юрий Калинин.

Сдерживающим фактором, по его словам, здесь по-прежнему является не всегда оправданная ориентация лечебно-профилактических учреждений и органов здравоохранения на продукцию импортного производства. Многие виды продукции при наличии конкурентоспособных отечественных аналогов закупаются у зарубежных компаний, несмотря на то, что впоследствии из-за отсутствия расходных материалов не используются. При этом при государственных закупках заказчики нередко необоснованно отказывают отечественным производителям в участии в торгах, включают в состав одного лота «блокирующие» позиции – продукцию различных видов, излишне конкретизируют лоты, а технические задания и условия исполнения контракта прописываются под конкретного поставщика. Показательным примером, отметил Юрий Калинин, может служить электронный аукцион на право заключить контракт на поставку цифрового маммографа для нужд Воронежского областного клинического диспансера.

Об опыте участия в госзакупках в своем выступлении рассказал генеральный директор группы компаний «Герофарм» Петр Родинов. Опыт компании показывает, что при проведении торгов в соответствии с законодательством удается достичь снижения цены лота от 10% до 50 %. Однако, по оценкам Герофарм, до сих пор порядка 70% госзакупок проходят в обход постановления Правительства Российской Федерации о преференциях для российских производителей лекарственных препаратов. В 40% случаев закупки проходят не по международным непатентованным наименованиям, а по торговым наименованиям лекарственных препаратов.

Аргументируя важность решения проблемы, президент Ассоциации Росмедпром Юрий Калинин отметил, что в 2015 году государственные закупки лекарств и медицинских изделий превысили 600 млрд рублей. Если удастся избежать нарушений требований Федерального закона о контрактной системе, а также постановлений Правительства Российской Федерации (т.н. «третий лишний») №102 от 05.02.2015 г. и №1289 от 30.11.2015г., то экономия при госзакупках может достигать десятков миллиардов рублей, которых так не хватает сегодня. Например, для обеспечения ВИЧ-инфицированных антиретровирусными препаратами.

Решение проблемы недобросовестной конкуренуии при госзакупках позволит за год увеличить мощности и по лекарствам, и по медизделиям на 25%.

Анализ нормативно-правового обращения лекарственных средств и медицинских изделий и мер, принимаемых государственными регуляторами, был представлен в выступлениях директора Департамента лекарственного обеспечения и обращения медицинских изделий Минздрава России Елены Максимкиной и руководителя Росздравнадзора Михаила Мурашко.

Поддерживая инициативу производителей и комментируя проблему обеспечения конкуренции при проведении торгов, начальник Управления социальной сферы ФАС России Тимофей Нижегородцев отметил, что для осуществления контроля надзорные органы должны иметь некий «эталон» — типовой контракт, который и должен содержать правильно написанное техническое задание. Такие документы находятся в стадии разработки в Минздраве России, рассказал эксперт.

Большое внимание на Съезде было уделено вопросам анализа потребностей здравоохранения в фарммедпродукции с целью планирования производителями своей деятельности и возможной поддержки со стороны государства по продвижению новой инновационной продукции.

Заместитель председателя Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ Сергей Дорофеев выразил уверенность в необходимости создания отдельной площадки, где будут собраны новые, уже зарегистрированные изделия и препараты. Также он предложил совместно проработать механизм, в том числе законодательный, по их продвижению. «Складывается ситуация, что мы имеем прорывные, не имеющие аналогов препараты либо медицинские изделия, а вывести их на рынок силами самого предприятия проблематично из-за нехватки у производителя ресурсов», — отметил депутат.

Минпромторг России готовит для производителей новую преференцию

На съезде также выступил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб. Он ответил на вопросы, поднятые производителями, а также рассказал о новых видах господдержки, над которыми работает министерство. Поддерживая идею о проведении всех госзакупок в рамках 44-ФЗ, Сергей Цыб отметил, что в настоящее время идет активное обсуждение вопроса о предоставлении дополнительных преференций для производителей полного цикла лекарственных препаратов, включая синтез субстанций. Здесь главная идея — сформировать трехступенчатую конструкцию государственных закупок. «То есть, — пояснил С. Цыб, предлагается, чтобы изначально преференции получали производители препаратов полного цикла, включая синтез субстанций. Если таковых нет, то предпочтение будет отдано производителям готовой лекарственной формы. Если и их не будет, то к аукциону будут допущены все остальные производители».

По данному вопросу в рамках поручения Правительства РФ сейчас проводится работа с заинтересованными Федеральными органами исполнительной власти России. Если удастся нормативно закрепить такой механизм, он будет существенным стимулом для развития компаний, уже производящих готовую лекарственную форму, в том числе, по реализации ими проектов по синтезу субстанций. «Такая тенденция уже активно набирает обороты, — отметил замминистра. — Через Фонд развития промышленности, например, уже финансируются компании, которые организовывают производство субстанций на территории России».

В конце своего выступления Сергей Цыб поблагодарил Союз ассоциаций и предприятий фармацевтической и медицинской промышленности и лично его руководителя Юрия Калинина, профильные комиссии РСПП и Комитет ТПП РФ, участников рынка и экспертов за проделанную работу, выразив уверенность, что активная совместная работа будет и далее способствовать укреплению российского фарммедпрома, выпуску и реализации отечественной продукции как на российском рынке, так и международном.

По итогам работы Съезда подготовлена Резолюция, которая будет направлена в Правительство России и заинтересованные органы власти.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности
по материалам пресс-службы Центра корпоративных коммуникаций S-GROUP

http://tpprf.ru/ru/interaction/committee/kombio/news/130596/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях