WordPress

Нуждаются ли малые предприятия в поддержке государства

Нуждаются ли малые предприятия в поддержке государства - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Нуждаются ли малые предприятия в поддержке государства". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Зачем малому бизнесу государственные микрофинансовые организации, и чем они полезны?

Нуждаются ли малые предприятия в поддержке государства - картинка 2

Государственные микрофинансовые организации прочно укрепились в системе господдержки предпринимателей. С их помощью власти реализуют программы льготного микрофинансирования, которые позволяют малым компаниям, микробизнесу и даже стартапам получить до 5 млн. рублей по льготной ставке на срок не более трех лет. На развитие микрофинансирования в рамках нацпроекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» за пять лет власти планируют направить 25,9 млрд рублей, из них в 2019 году — регионы уже получили 9,7 млрд для пополнения капитала микрофинансовых фондов.

Что такое государтсвенный микрозайм, и чем он отличается от банковских кредитов

Микрозайм — это оптимальный вариант для тех, кто хочет вложить в свой бизнес несколько сотен или миллионов рублей, при этом не имеет кредитной истории и является относительно молодой компанией с невысоким финансовым оборотом. Как правило, таким предпринимателям сложно получить кредит в банке, поэтому государство разработало специальные программы микрофинансирования в государственных МФО. Такие займы отличаются невысокой процентной ставкой, поскольку выдают за счет федерального или регионального бюджетов. Кроме того, заявки рассматриваются оперативно и не требуют от предпринимателя большого пакета документов. В него входят финансовые и учредительные документы, справка из ФНС об отсутствии задолженности по налогам и документы по залогу. В случае положительного решения по займу, предпринимателю предлагают выбрать удобную для него дату и сумму вносимых платежей, что позволяет учесть сезонность бизнеса, а также предоставляют возможность отсрочки погашения основного долга.

По какой процентной ставке я могу получить займ

За счет субсидий из федерального и регионального бюджетов процентные ставки в государственных МФО ниже, чем в коммерческих. Они выдают предпринимателям займы по ставкам, близким к ключевой ставке Центробанка (сегодня она составляет 6,5% — прим. ТАСС), и не превышающей ее 2,5-кратного размера. Во многом, процентная ставка зависит от программ микрофинансирования, которые предлагают МФО, исходя из потребностей и запросов бизнеса в регионе. Кроме того, на нее влияет сфера бизнеса, категория заемщика и наличие залога. Таким образом, в разных регионах вы можете встретить различные процентные ставки. Например, Фондом микрофинансирования Краснодарского края ставки по микрозаймам установлены в размере от 1 до 6% в зависимости от отрасли, в которой предприниматель осуществляет деятельность. А в Фонде содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области ставки составляют от 3,5% до 8 % годовых при наличии у предпринимателя залога.

На каких условиях я могу получить микрозайм

  • Ваша компания должна быть зарегистрирована в Едином реестре субъектов МСП;
  • компания не должна находиться в процессе банкротства;
  • должны отсутствовать задолженности по налогам и сборам;
  • за вами не должно числиться отрицательной кредитной истории.

Для каких целей мне могут дать займ

  • Вы можете получить льготный займ на развитие бизнеса, например, покупку нового оборудования или реконструкцию производства;
  • можно взять кредит и на пополнение оборотных средств, что часто является одной из основных потребностей малого бизнеса.

Где можно посмотреть список всех государственных МФО

Найти МФО вы можете в реестре микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования на сайте Банка России. Туда входят все государственные микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК), их список обновляется регулярно. Исключить риск мошенничества вы можете, проверив, состоит ли данное МФО в госреестре. Для этого достаточно ввести в поле поиска ее регистрационный номер, который указан на сайте компании или ее название. Если МФО состоит в реестре Центробанка, вы увидите строку с полной информацией о компании. Исключенные из реестра МФО отмечены датой лишения лицензии, как правило, они находятся в самом конце списка.

Где я могу подать заявку на микрозайм

Подать заявку вы можете как в государственных МФО вашего региона, так и в центрах «Мой бизнес».

Может ли стартап рассчитывать на микрозайм

Как раз стартапы и обращаются за микрозаймами в первую очередь. Чтобы поддержать начинающих предпринимателей, Минэкономразвития РФ разработал механизм предоставления беззалоговых займов. Доля таких кредитов для вновь зарегистрированных и действующих менее одного года компаний в совокупном портфеле микрозаймов МФО должна составлять не менее 10 %.

Например, Фонд микрофинансирования Краснодарского края разработал для начинающих предпринимателей специальную программу «Старт» со ставкой 5,5% годовых, по которой можно получить до 300 000 рублей без залога, при наличии бизнес-идеи и грамотно проработанного и обоснованного бизнес-плана, а также получить отсрочку по оплате основного долга до шести месяцев. У тех начинающих предпринимателей, бизнес которых уже приносит прибыль, имеется возможность получить займ до 2 млн рублей.

Специальные программы разработаны не только для стартапов. В фокусе льготного микрофинансирования находятся социальные предприниматели и предприниматели старше 45 лет, женщины, экспортеры и резиденты техно- и промопарков, фермеры, а также субъекты МСП, работающие в сферах туризма, экологии или спорта и реализующие свой бизнес в моногородах.

http://tass.ru/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo/7061575

Что государство делает или не делает для малого и среднего бизнеса?

Меры господдержки малого и среднего бизнеса могут носить различный характер: правовой, экономический, социальный, политический, информационный или консультационный характер. Эти меры призваны помочь развитию предпринимательской деятельности в РФ.

Нуждаются ли малые предприятия в поддержке государства - картинка 4

Предоставление этих мер государственной поддержки способно помочь открыть бизнес с нуля. Но стоить помнить, что не всегда успешный старт будет зависит от этой помощи.

Виды государственной поддержки МСБ

В основном программы господдержки МСБ имеют федеральный характер. Но существуют и региональные меры.

Список мероприятий и форм поддержки малого бизнеса прописаны в федеральном законе РФ №209.

  1. Субсидии на развитие бизнеса. Решение принимается после анализа бизнес стратегии. Размер субсидии может достигать 300 тысяч рублей. При этом необходимо соответствовать всем предъявленным нормам. Это может быть целевые субсидии, возмещение расходов на обучение сотрудников, выдача займов.
  2. Предоставление земельных участков, сдача помещений в аренду. Сюда можно отнести также: предоставление участка с последующим выкупом. Это существенно экономит время и средства предпринимателей.
  3. Бесплатные консультации, предоставление информации. Бизнесмен может обратиться за консультацией по финансовым ( бух. учет, расчет бизнес плана) и правовым ( консультации юристов) вопросам. Органы власти проводят семинары, выставки, мастер-классы. Предоставление бесплатного участия в ярмарках со своей продукцией. Для участия необходимо записаться заранее.
  4. Льготные займы. Начинающие предприниматели могут получить денежные средства в банке по ставке от 9,6 %.

Основные препятствия для развития малого и среднего бизнеса

Развитие малого бизнеса в России крайне противоречиво. С одной стороны, созданы все условия, но как показывает практика, это достаточно трудно реализовать.

Можно выделить несколько главных проблем:

  • Нет эффективной законодательной базы.
  • Ужесточение требования для МСБ. Они стали очень затратными и менее выполнимыми для начинающих предпринимателей
  • Налоговое администратирование. Многих предпринимателей останавливает размер налогов.
  • Финансы. Выдаваемой ссуды не достаточно, чтобы открыть и развивать свой бизнес. Недавние исследование показали, что открытие производственного предприятия обходится в сумму от 500 тысяч долларов.
  • Низкий уровень финансового образования.
  • Низкий уровень доверия в банковской сфере.
  • Административные. Высокие требования проверяющих организаций. Новая компания подвергается давлению со стороны как проверяющих органов, так и конкурентов.

Но при этом малый и средний бизнес остается важным сектором в экономике страны. Поэтому государство всё же предпринимает попытки улучшения условий для ведения бизнеса: финансирование, антикризисные меры, упрощение регистрации новых компаний, увеличение квоты МСБ на государственные закупки и закупки госкорпораций.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать развитию проекта ВашКазначей:

http://vashkaznachei.ru/chto-gosudarstvo-delaet-ili-ne-delaet-dlja-malogo-i-srednego-biznesa/

Нужна ли России государственная поддержка малого и среднего предпринимательства?

Нуждаются ли малые предприятия в поддержке государства - картинка 7

В современной России поддержка малому и среднему предпринимательству оказывается на государственном уровне. В общественном сознании это воспринимается как забота государства об интересах народа. Так ли это? Для того чтоб ответить на этот вопрос следует разобраться и понять, в чьих интересах проводится данная работа и к каким результатам ведет. Разобраться и понять основные законы, по которым развивается экономика. Многие люди знают некоторые принципы экономики, или думают, что знают. Эти законы скорее интуитивно воспринимаются как общеизвестные, но редко кем изучаются. Между тем, чтоб не сделать фундаментальных ошибок в рассуждениях, нужно разобраться в этом вопросе с применением научных методов и знаний.

Итак, мы усвоили, что с появлением товаров, рынок непрерывно стремиться к монополии. Это означает, что любой мелкий производитель, купец или, как сейчас принято говорить, предприниматель, стремится свой товар реализовать все в больших и больших масштабах. Рынок свободной конкуренции, про который рассуждают некоторые «экономисты», сегодня не оказывает никакого, сколько-нибудь ощутимого, влияния на экономику. Современный мир уже более ста лет развивается в условиях крупных монополий. Неверно будет воспринимать монополию, как непременно что-то плохое, что-то негативное. Отношение к монополии складывается из многих факторов и требует отдельного рассмотрения. Сейчас важно понять как рассмотренное выше, позволит нам разобраться в необходимости государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В качестве аргумента необходимости поддержки малого и среднего бизнеса прикрываются примерами развитых и развивающихся стран, в которых высокая доля малого и среднего предпринимательства. Вот только нигде не упоминается, что статус развитой или развивающейся страны имеют только те страны, в которых развито крупное производство. Только благодаря развитию крупного производства в стране, ее можно считать развитой. И без наличия сильного крупного производства, весь мелкий и средний бизнес не смог бы держаться на этом уровне. Так почему же в России нет программы развития крупного производства?

Важно отметить, что крупные предприятия России непременно должны находиться либо в собственности граждан России, либо в государственной собственности. Привлечение иностранных инвесторов, во-первых, ведет к тому, что вся прибыль, созданная за счет эксплуатации труда российских рабочих, идет за границу, что само по себе является работой на интересы другого государства. А во-вторых, с созданием каждого нового предприятия с иностранным собственником, мы сами формируем ситуацию, когда под предлогом защиты своей собственности, иностранные государства смогут ввести свои «миротворческие» или иные силы, в том числе вооруженные, объясняя свои действия, перед мировым сообществом, «беспределом» и «тоталитарностью» государственной власти в России. Если количество таких предприятий невелико, то обоснованность таких действий крайне мала, но с ростом этого количества, растет и уровень легитимности таких действий. Выходит, что привлекая иностранный капитал, мы сами себе роем яму.

Вопрос, неотделимый от экономики – показатели рождаемости и смертности. Как можно на государственном уровне выступать с тезисом об улучшении демографической ситуации, призывать людей заводить трех и более детей, пока на этом же государственном уровне не созданы условия необходимого количества рабочих мест? Повысим демографию – повысим армию безработных, так получается?! Немного статистики: с 2000 по 2011 гг. безработица снижалась с 10,6% до 6,5%, а с 2012 года по сегодняшний день, колеблется в районе 5,5%*. При этом население России с 2000 по 2011 годы сократилось на 4 млн. человек. Вывод, что процент безработицы снижался, в том числе, потому, что люди, не имея работы, просто вымирали. Сегодня 4 млн. жителей России трудоспособного возраста являются безработными. Создайте рабочие места, ведь это одно из важнейших условий, влияющих на демографию! Люди готовы и хотят работать в производстве, а не пытать счастье в самозанятости. Создав рабочие места, обеспечив людей работой, нормальными условиями труда, будет предпосылка для улучшения демографической ситуации. Обеспечив свое благосостояние, имея материальные блага и уверенность в завтрашнем дне, человек сам будет стремиться создать семью, рожать и воспитывать детей.

В России реализуется программа «Содействие занятости населения» сроком до 2020 года. Возможно, вы по своей «наивности» уже было подумали, что самый очевидный способ планомерного снижения безработицы – создание новых рабочих мест? Составители данной программы с вами не согласны. В этой программе не идет речь о создании новых рабочих мест, более того, в программе и в подпрограммах нет ни одного критерия оценки эффективности программы, связанного с количеством созданных новых рабочих мест! Зато есть такой ожидаемый результат: «-удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции». Суть этой замысловатой формулировки в том, что нужно приглашать рабочую силу из-за рубежа. А кто поедет за те зарплаты, которые предлагают наши предприятия? Жители Таджикистана, Узбекистана и других стран, с дешевой рабочей силой. Получается если гражданин России отказывается работать за зарплату, которая не позволяет обеспечить его нормальный уровень жизни, есть гос. программа, которая способствует тому, чтоб его заменили дешевой рабочей силой из-за рубежа. Хорошая программа, нечего добавить.

К сожалению, экономика России сегодня не в состоянии обеспечить поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, без ущерба поддержки и развития крупного производства. Следовательно, любой, кто выступает с тезисами применения мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса, действует в ущерб развития крупного производства, в ущерб того, что должно обеспечивать суверенность и силу нашей страны. Если он этого не понимает, то он просто политически и экономически безграмотен, а если понимает, то это просто враг страны.

Какие же меры нужно предпринять для развития в России крупного производства? Первое и основное – это предоставление беспроцентного кредита для целей создания производства! Страны, которые заботятся о развитии крупного производства, а потому и являются развитыми или развивающимися, предоставляют кредиты от 0 до 1,5% годовых (Австралия, административный район Гонконг в Китае, Венгрия, Чехия, Норвегия, Великобритания, США и т.д.), а некоторые страны устанавливают отрицательную ключевую ставку, такие как Япония, Швейцария, Дания, Швеция. Нет никаких экономических препятствий, мешающих выдачи отрицательных, или хотя бы беспроцентных кредитов тем, кто собирается развивать производство внутри страны. Россия от этого только выиграет и выданные кредиты с лихвой окупятся созданными рабочими местами, уплаченными налогами и ростом ВВП. Без обеспечении этой меры нет смысла рассуждать о сколь-нибудь ощутимом росте крупного производства.

Вывод: поддержка и развитие малого и среднего бизнеса – задача представителей этого бизнеса, а не государственная. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса России не нужна, так как противоречит государственным интересам. Это не значит, что России вовсе не нужен малый и средний бизнес. Пусть остаются все правовые условия, позволяющие любому реализовать себя в качестве предпринимателя, но направление на их поддержку денег из государственного бюджета, не только не способствует укреплению экономической и политической мощи страны, но и напрямую ей вредит. Возьмите все средства, которые предусмотренные на поддержку малого и среднего бизнеса и направьте их на поддержку крупных предприятий. Конечный эффект как для трудоустроенных людей, так и для экономии будет намного выше. Первоочередная государственная экономическая задача – развитие крупных производственных предприятий, обеспечивающих весь спектр потребностей населения.

* — Динамика официального уровня безработицы и занятости в России, по данным «Росстата» Кол-во безработных в РФ (учет по методике МОТ).

http://pikabu.ru/story/nuzhna_li_rossii_gosudarstvennaya_podderzhka_malogo_i_srednego_predprinimatelstva_5574692

Как поддерживает малый бизнес государство?

Здоровая рыночная среда обеспечивает поддержания нормальной экономики в государстве и создает прочную основу для будущего благосостояния нации. Позаботиться о тех участниках рынка, которые не могут самостоятельно довести свои товары или услуги до покупателя — долг каждого государства. Государственная поддержка и есть тот механизм, способный вывести большое число субъектов малого предпринимательства из трудной ситуации в лидеры, помочь им своим непосредственным участием и сделать доступной деятельность компании в условиях жесткой конкуренции либо поспособствовать освоению ими новых направлений.

Для регулирования отношений в сфере развития малого бизнеса был принят ФЗ № 209 РФ. Закон о развитии предпринимательства устанавливает сложный механизм взаимодействия государства и малого бизнеса, почему его не раз критиковали за отсутствие многих важных положений. За такой поддержкой государства часто обращаются и мошенники. Государство всячески стремится это пресекать через свои органы власти, но масштабы довольно велики таких преступлений.

Государственная поддержка оказывается не всем обратившимся, а только тем, кто соответствует критериям и вовремя подал заявку на ее получение. После чего, стоит соблюдать правила и обязанности ведь нецелевое расходование и использование средств и источников поддержки строго карается государством. В государстве существует реестр субъектов малого предпринимательства, куда вносятся сведения о юридических лицах получивших поддержку проекта. Малый бизнес существует в непростых экономических условиях в России и постоянно его денежные активы находятся в зоне риска. Для стартапов, все-таки, стоит пройти путь бизнеса сначала с государством.

Отметим, что субъектами малого предпринимательства считаются только организации;

  • если они созданы с целью получения прибыли
  • доля РФ и субъектов РФ в их уставном капитале не более 25 %
  • средняя численность работников субъекта малого предпринимательства не свыше установленных пределов для конкретной отрасли
  • доля, принадлежащая одному или нескольким юрлицам не более 25 %
  • выручка за предыдущий период не должна превышать 400 млн. рублей.

К сожалению, согласно закону некоммерческие лица не могут быть признаны малым бизнесом и рассчитывать на государственную поддержку. Не предоставляется господдержка кредитным организациям, страховым компаниям, участникам соглашения о разделе продукции, ломбардам, валютным нерезидентам, организаторам игорного бизнеса и другим.

Еще один участник программы, который по закону имеет право претендовать на поддержку государства это микропредприятие – коммерческие организации, потребительские кооперативы, кроме унитарных предприятий, где средняя численность работников за календарный год не более 15 человек, чистая выручка за предшествующий календарный год не свыше 60 млн. рублей и доля участия РФ не более 25 процентов.

Субъекты отечественного малого бизнеса нуждаются в поддержке государства, так же как и другие юридические лица. Чтобы развивать свои дела малый бизнес выбирает один из двух путей; помощь от инвесторов или господдержка. Инвесторы, конечно, могут дать и больше денег и в более сжатые сроки, чем государство, но потребуют взамен также свои средства в немалом объеме. Гарантировать, что инвестор даст средства малому бизнесу невозможно, даже если предварительно уже есть договоренность. Крылатая фраза из кинофильма 12 стульев как нельзя лучше показывает всю схему инвестиции: “ Утром деньги – днем стулья, днем деньги — вечером стулья, вечером деньги — …”. Если выбрано государство, то представителю малому бизнеса предстоит пройти проверки и предоставить пакет документов, чтобы его заявка на помощь от государства была удовлетворена. Заслужить это вправе любое предприятие в сфере малого бизнеса.

В России формами господдержки бизнесу являются : федеральные и региональные и местные программы в виде снижения пошлин налогов и сборов, предоставление преимуществ и грантов, участие в выставках и ярмарках, аренда помещений передача оборудования и материалов и др. Функция по контролю за исполнением законодательства и развитием государственной поддержки бизнеса являются предметами ведения Минэкономразвития РФ. В субъектах РФ это обязанность органов исполнительной власти и местных властей. К примеру, в Новосибирской области поддержка осуществляется в форме средств Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, посредством поиска партнеров и размещения заказов на кооперацию Новосибирским региональным центром субконтрактации, с помощью проведения исследований и испытаний в Центре молодежного инновационного творчества и т.п. Малый бизнес работает с небольшим количеством людей и небольшими средствами, которые заложены в его бюджет.

Увы, к 2014 году количество обратившихся за помощью к государству за поддержкой малого бизнеса слишком мало, чтобы говорить о большой роли государства в экономике малого предпринимательства. Тому виной длительность процедуры рассмотрения, высокая степень контроля, невысокий процент граждан занятых в бизнесе, экономические сложности, недоверие граждан к чиновникам и коррупция, небольшой объем средств и др. Таким положением и ИП и другие предприятия малого бизнеса не могут быть удовлетворены.

В целом в России пока не научились использовать все возможности от помощи малому бизнеса в форме господдержки. Недавно Министр экономического развития республики Карелия господин Валентин Чмиль по поводу государственной поддержки предпринимательства в интервью российской газете заявил, что необходимо создавать условия, чтобы малые предприятия перерастали в средние, при том, что на территории региона зарегистрировано уже свыше 27 тысяч малых предприятий с участием государства. Очевидно, Россия пока не может сделать промышленный или правильнее сказать экономический рывок вперед, после которого произойдет существенное улучшение финансового состояния большинства. Никак не могут способствовать этому и вводимые Правительством РФ эмбарго на поставку продовольствия из за рубежа, во всяком случае, во внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

http://yurtex.ru/articles/kak-podderzhivaet-malyy-biznes-gosudarstvo/

Какие компании не могут претендовать на поддержку государства

Почти половина предпринимателей не могут рассчитывать на госпомощь. Как показал опрос Торгово-промышленной палаты, 48% субъектов малого и среднего бизнеса не воспользуются мерами поддержки правительства, поскольку не попадают в категории, наиболее пострадавшие от пандемии. При этом 46% малых и средних компаний вынуждены полностью остановить свою деятельность. “Ъ FM” пообщался с предпринимателями, которые пока не закрылись, и выяснил, что помощь от государства для них мало что меняет. Подробности — у Григория Колганова.

Несколько дней назад в Интернете появилась «Карта бизнеса, терпящего бедствие». Любой предприниматель может отметить на ней свое предприятие и объяснить причины своего плачевного положения, а также указать количество сотрудников, которые вот-вот останутся без работы. Результат — тысячи потенциальных банкротов, рассказал “Ъ FM” координатор проекта Данил Махницкий:

«Буквально через два дня после запуска на ней было уже более 2 тыс. бизнесов, более 20 тыс. человек, которые находятся на грани увольнения. Перспективы совсем не радужные. Очень многие откровенно говорят о банкротстве. При этом на карте мы можем найти, как точки самозанятых, мелких индивидуальных предпринимателей, у которых по одному-два-три сотрудника, так и, например, крупные федеральные сети, как “5 карманов”, обувная сеть Salamader, то есть проблема действительно общая практически для всех участников рынка».

Нуждаются ли малые предприятия в поддержке государства - картинка 9

Бизнес-омбудсмен в эфире “Ъ FM” — об анонсированных президентом мерах поддержки бизнеса

Истории на портале очень похожи: критическое падение спроса из-за пандемии, отсутствие выручки и, соответственно, денег на зарплаты и аренду. В такой ситуации, например, оказался владелец небольшой фирмы по производству стендов Марат. На госпомощь он рассчитывать не может — этот вид бизнеса не попал в список наиболее пострадавших. Сейчас пытается спасти себя сам — участвует в различных госторгах, но там, кажется, все уже схвачено.

«Ну, можно там скинуть 10-15-20%. Были такие тендеры, где мы могли подвинуться и на 30%, но, извините, когда человек падает на 60% и 70%, это нереально. Либо они где-то это сырье украли, либо кто-то делает эти тендеры под себя, чтобы таких, как мы, отсеять, а потом как-то закулисно это все провести».

Список первоочередной помощи государства состоит из 11 наиболее пострадавших от пандемии отраслей, среди которых общепит, гостиницы и туризм. Ольга Наумова вместе с мужем владеет небольшим турагентством. Меры поддержки вроде бы им положены, но то, на что предприниматель может рассчитывать сейчас, выживанию практически не способствует.

«У нас она выразилась только в том, что мы можем взять беспроцентный кредит на зарплату сотрудников. Например, в нашей компании семь штатных сотрудников, которым нужно сейчас платить. Уволить мы их не можем. Денег на счету, естественно, нет. Им поступить абсолютно неоткуда, только лишь залезть в кредит, который, возможно, когда-нибудь мы отдадим», — рассказала Ольга Наумова.

Интересно, что собеседники “Ъ FM” часто просят поддержки не для себя, а, например, для арендодателей: если дать им налоговые каникулы, с ними проще будет договориться об отсрочке арендных платежей. Помогли бы и кредитные каникулы, но с ними пока очень непросто — многие банки отвечают, что не получали распоряжений или точных инструкций.

Владелица трех магазинов одежды Наталья Мошина как индивидуальный предприниматель не могла получить заем, поэтому брала на бизнес потребительские кредиты. Сейчас, когда отдавать нечем, помогли бы каникулы для физических лиц, но и под эту меру поддержки Наталья не попала.

Нуждаются ли малые предприятия в поддержке государства - картинка 10

Кредиты на выплату зарплат не очень получаются

«Потребительские кредиты я сейчас вообще не могу выплачивать, потому что все три магазина закрыты. Дошло до того, что мы у родителей-пенсионеров занимаем деньги. Я по копеечкам кидаю деньги своим сотрудникам. Пробовали за каникулами обратиться — два раза мне отказывали. Можно кредитные каникулы взять только до суммы 250 тыс. руб. А у меня больше сумма, и отказ идет».

Все собеседники “Ъ FM” говорят, что банкротство и закрытие компании станет для них крайней мерой. Но для многих, кажется, это уже лишь вопрос времени. Правительственный пакет мер поддержки малого и среднего бизнеса предполагает отсрочки арендных и налоговых платежей, кроме НДС.

На это неделе Владимир Путин пообещал пострадавшим отраслям также выделить по одному МРОТ на каждого сотрудника за апрель и май при условии сохранения штата. Кроме того, президент включил в список претендентов на господдержку торговлю непродовольственными товарами.

http://www.kommersant.ru/doc/4325761

Господдержка оказалась нужна только 3% малого бизнеса

Нуждаются ли малые предприятия в поддержке государства - картинка 11

Мерами государственной поддержки пользуются только 2% малых предприятий и 3,1% индивидуальных предпринимателей (в целом — только 2,7% малого бизнеса), следует из данных Росстата.

О существовании программ господдержки малого бизнеса знают менее трети представителей малых и средних предприятий (МСП, 31,5%) и ИП (28,9%). Такие оценки Росстат получил по итогам сплошного статистического обследования МСП за 2015 год, содержащего данные о 1,5 млн малых предприятий и 2 млн индивидуальных предпринимателей. Исследование проводится раз в пять лет, его свежие результаты Росстат в окончательном виде опубликовал 3 июля.

Росстат приводит данные 2015 года, но проблема низкой информированности МСП о мерах господдержки и низкой доступности этих программ остается актуальной, говорит вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. «У нас этих программ поддержки более 600 — на федеральном уровне, региональном, местном. Найти информацию о том, как именно получить поддержку, как ей воспользоваться, очень сложно. Сложно понять, соответствуешь ли ты критериям той или иной программы, трудно даже предварительно понять, на что ты можешь рассчитывать», — сетует Блудян. Крупные предприятия общаются непосредственно с властью, отмечает она, и получают информацию о мерах поддержки напрямую, а малый бизнес таких источников информации, как правило, лишен.

Исходя из оценок Росстата и данных ФНС о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, можно считать, что обследование Росстата охватило 60% малых предприятий и ИП в России, утверждает в аналитической записке (есть у РБК) Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

Сельское хозяйство нуждается больше всего

Росстат выделил пять основных видов господдержки МСП — финансовая, информационная, консультационная, имущественная и подготовка кадров. Самый распространенный среди них — финансовая поддержка: это предоставление кредитов, госгарантий по кредитам, грантов, субсидий и т.д. В 2015 году о получении финансовой поддержки сообщили 24,5 тыс. МСП (84,6% тех, кто получил господдержку) и 51,8 тыс. ИП (79% получателей господдержки). Иными словами, в 2015 году лишь 76,4 тыс. малых предприятий и индивидуальных предпринимателей воспользовались финансовой помощью государства, показало обследование Росстата. И гораздо меньше распространены такие виды поддержки, как подготовка и переподготовка кадров, имущественная поддержка в виде льготной аренды, подбора земельного участка и т.д.

«Относительная популярность финансовой поддержки связана прежде всего с тем, что доступ к заемным средствам для малого бизнеса по-прежнему крайне ограничен. В такой ситуации получение субсидий или компенсации понесенных расходов для малого предприятия или ИП часто становится необходимым условием продолжения ведения бизнеса», — отмечают эксперты ИКСИ.

Самое большое число ИП и малых предприятий, получивших господдержку, работает в секторе сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства: на этот сектор приходится около 51% всех получателей господдержки. Аграрные малые предприятия также лучше других информированы о возможности получить господдержку. Активность аграриев можно объяснить тем, что малый бизнес в этой отрасли недополучал необходимое финансирование почти весь постсоветский период, объясняет директор Центра аграрных исследований РАНХиГС Александр Никулин. Положительный эффект дает и то, что о поддержке сельского хозяйства много говорят политики и СМИ — так многие узнают о существовании мер поддержки, подчеркивает он. «С другой стороны, существует боязнь и недоверие к этим кредитам. Главная причина — забюрократизированность их получения, боязнь рисков», — отмечает эксперт.

Нуждаются ли малые предприятия в поддержке государства - картинка 13

Получение субсидии — сложная процедура, соглашается глава экспертного центра при федеральном бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович, это ограничивает круг получателей господдержки. «На каждый полученный рубль субсидии тратится огромное количество ресурсов для подготовки документов. При этом сразу же возникает презумпция виновности получателя субсидии, то есть ты априори потенциальный нарушитель», — подчеркивает Алехнович.

Взыскание денежных средств, предоставленных субъектам МСП в качестве субсидий, является предметом частых судебных споров, говорилось в ежегодном докладе бизнес-омбудсмена о проблемах бизнеса за 2017 год. При этом имеют место случаи, когда муниципальные образования подают иски о взыскании средств по выделенным ранее субсидиям с неустойкой, иногда превышающей сумму основного долга. «В регионах часто муниципальные органы пытаются вернуть субсидию, отозвать ее под разными предлогами. Есть риск, что если ты даже отчитался, то тебя задним числом попытаются заставить вернуть эту субсидию в бюджет», — перечисляет проблемы получателей субсидий Алехнович.

Малый бизнес по телевизору

Сейчас основные меры господдержки малого бизнеса сосредоточены на федеральном уровне, прежде всего на уровне Минэкономразвития и Минсельхоза. Как отмечает ИКСИ, ссылаясь на реестр мер государственной поддержки, составленный Корпорацией МСП, в 2016 году больше всего средств на поддержку малого бизнеса было выделено по линии Минэкономразвития (по итогам года было выделено 10,6 млрд руб. субсидий для субъектов малого бизнеса). Еще 2,6 млрд руб. бюджетных ассигнований было предусмотрено в рамках реализации Минсельхозом госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия».

В декабре 2016 года правительство утвердило приоритетный проект по поддержке МСП на 2017 и 2018 годы. В 2017 году на поддержку МСП планируется выделить из федерального бюджета 13,1 млрд руб. и еще 895 млн руб. привлечь из внебюджетных источников. В 2018 году на приоритетный проект для МСП бюджетные средства выделяться не будут. Целью проекта заявлено обеспечение занятости населения за счет увеличения количества субъектов МСП, использующих поддержку.

Информированность субъектов МСП остается на низком уровне, признает Минэкономразвития. Ведомство планирует провести мониторинг качества сайтов, информирующих предпринимателей о мерах господдержки, и проработать (совместно с Корпорацией МСП) вопрос о «реализации федерального телевизионного проекта, направленного на популяризацию предпринимательской деятельности», говорится в ответе министерства на запрос РБК. Корпорация МСП не ответила на запрос.

Программа господдержки МСП сфокусирована на формировании сервисной модели поддержки и увеличении количества малых и средних предприятий, отмечают в Минэкономразвития. Востребованность программы господдержки измеряется «не только количеством получателей, но и наличием целевых групп» получателей поддержки, таких как инновационные и производственные предприятия, экспортеры, начинающие предприниматели и компании, работающие в социальной сфере, говорится в ответе министерства.

http://www.rbc.ru/economics/04/07/2017/595bba0e9a7947c55b2396d5

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях