WordPress

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

11.2. Формы и методы государственной финансовой поддержки предприятий

Непременным условием получения государственной финансовой поддержки является первоочередное использование всех возможностей получения финансовых ресурсов из децентрализованных источников. Централизованная санационная поддержка может осуществляться:

а) прямым финансированием;

б) косвенными формами государственного воздействия.

К основным формам прямого государственного финансирования предприятий относятся: бюджетные ссуды, субсидии, приобретение государством корпоративных прав предприятий (взносы в уставный фонд).

Наиболее распространенными формами косвенной государственной финансовой поддержки санации предприятий являются : налоговые льготы, реструктуризация налоговой задолженности, предоставление государственных гарантий (поручительств), разрешение на нарушение антимонопольного законодательства.

http://lybs.ru/index-10816.htm

Деловой информационный портал Webcentr.ru

Заказать услугу

Последние работы

07.08.2016 На сайте maxikamavto.ru можно заказать тормозную аппаратуру.

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 2

11.05.2016 Новый дизайн у сайта Юридического центра Ваше Право

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 3

27.03.2016 Создан интернет магазин по продаже тормозной аппаратуры КАМАЗ.

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 4

Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий

Неплатежеспособным предприятиям может быть оказана государственная финансовая поддержка . Порядок предоставления такой поддержки определен соответствующим Положением (Приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 г № 498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:

  • восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий;
  • финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротств.

Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:

  • финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
  • возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается
  • возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь их банкротство;
  • финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;
  • финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.

Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.

Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не влекут за собой изменения доли государства, а также его посредников (организаций-агентов) в уставном капитале предприятия.

Финансирование мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротств, производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением, обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на кредитной основе), с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства РФ (субъекта РФ) — с другой.

Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:

  • наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
  • наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.02.93 г. № 2284;
  • безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки;
  • наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;
  • наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498 государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если В течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг)) ему предоставлялась такая поддержка.

Указанным выше постановлением Правительства РФ Федеральному управлению поручено выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.

Органом (органами), осуществляющим от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования может выступать:

  • Министерство финансов РФ либо уполномоченный финансовый орган субъекта РФ, если источником финансирования санаиионных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта РФ;
  • федеральный орган (орган) исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.

Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес-планом).

В случае если установлено нецелевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование санационных мероприятий, невыполнение плана-графика поступления средств, а также невозможность достижения поставленных целей, Федеральное управление обязано прекратить осуществление (внести в арбитражный суд ходатайство о досрочном прекращении) указанных мероприятий.

Если государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.

http://www.webcentr.ru/gospoder/

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 6

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 7Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 8Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 9Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 10

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 11

Формы и методы государственной финансовой поддержки санации предприятия представлены на рисунках 8 — 9. Централизованная санационная поддержка может проводиться: а) путем прямого бюджетного финансирования; б) косвенными формами государственного влияния.

Прямое государственное финансирование санации предприятия предусматривает непосредственное предоставление средств субъектам хозяйствования из централизованных фондов финансовых ресурсов. Прямое бюджетное финансирование санации предприятий может осуществляться на поворотных (бюджетные ссуды) и безвозвратных (субсидии, дотации, полный или частичный выкуп государством акций предприятий, которые находятся на границе банкротства).

Финансовая поддержка на безвозвратной основе предоставляется в таких случаях:

— если ущерб, причиненные предприятию стихийным бедствием, превышают суммы возмещений, предусмотренных законодательством об обязательном страховании;

— для возмещения ущерба конкретным предприятиям в случае, если действующим законодательством установлены условия хозяйствования, за которые не обеспечивается покрытие затрат на производство товаров (услуг), что может привести к банкротству;

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 12Финансовый кризис

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 13

Принятие решения об обращении с просьбой предоставить государственную финансовую поддержку
Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 14Успешное завершение санации

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 15

Рис. 8. Финансовое участие государства в санации предприятий

Назовите формы финансовой поддержки предприятий оказываемой государством - картинка 16

Рис. 9. Формы государственной финансовой поддержки санации предприятия

-для финансирования затрат на восстановление платежеспособности отдельных предприятий, деятельность которых связана с особенно важными общественными интересами.

Однако подавляющее большинство западных исследователей источников финансирования санации придерживаются мысли, которые государственное финансирование санации предприятий на безвозвратной основе не только стимул юс. бюджетный дефицит, а и создаёт отрицательные побочные эффекты на макро- и микроуровнях. После краха концепции санации автогиганта «Бритиш Лейланд» (Великобритания), которая базировалась на прямому государственному дотировании, в странах с развитой рыночной экономикой почти полностью отказались от использования данного метода поддержки предприятий.

Одним из методов государственной финансовой помощи предприятиям с санационная поддержка в форме полного или частичного выкупа государством акций предприятий, которые находятся в финансовому кризису. Выступая в роли санатора, государство должна руководствоваться, прежде всего , народнохозяйственной эффективностью и целесообразностью, противодействовать спада производства и росту безработицы. Государство, в случае ее участия в капитале, нельзя рассматривать как обычного акционера, поскольку монопольная прибыль (и прибыль вообще) не является первоочередной задачам деятельности государства как санатора. Главной целью государственных инвестиций являются содействия обновлению ликвидности и обеспечение деятельности предприятий, значительную часть государственного сектора в Германии, США, Швеции и других странах сформировано именно за счет бывших частных предприятий, которые оказались на границе банкротства.

В этом контексте нужно обратить внимание на Указ Президента Украины «О мероприятиях обеспечения наполнения Государственного бюджета и усиление финансово-бюджетной дисциплины», которым установлено, что средства на финансирование предприятий негосударственной формы собственности могут выделяться из соответствующих бюджетов только на условиях кредита с выплатой процентов на уровне учетной ставки НБУ с применением коэффициента 1,2 или при условии передачи в государство собственность эквивалентной полученному средству частицы (пая, акций) в уставном фонде получателя средства. Такой подход, в сущности, отображает приравнивание бюджетных ассигнований к инвестированию капитала на принципах долевого участия.

Косвенные формы государственного финансового содействия санации предприятий

К основным формам косвенной государственной поддержки предприятий нужно отнести такие:

-поддержка фискального характера;

-разрешение на нарушение антимонопольного законодательства; государственные протекционистские мероприятия, направленные на защиту отечественного товаропроизводителя; ?

-размещение государственных заказов на предприятиях, которые находятся в финансовому кризису;

-ограничение относительно выхода на рынок;

-предоставление государственных гарантий и поручительства.

В зависимости от направления экономической доктрины государства возможное использование того или другого вида санационной поддержки предприятий фискального характера. Эта поддержка уже набирать таких форм:

-предоставление налоговых льгот и налоговое кредитование;

-реструктуризация задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами;

-списание задолженности перед государством;

-предоставление целевых налоговых льгот предприятиям, которые нуждаются в санации;

-фискальные поступки главным кредиторам пойди год мсти, .которые нуждаются в санации, с целью активизации участия кредиторов в санационных процессах.

На основе анализа методов государственной поддержки санации и реструктуризации предприятий можно приходить к выводу, что использование того или другого метода зависит от конкретных характеристик предприятия. Тем не менее в целому принято считали, что экономически рациональнишим есть: предоставление государственных гарантий и разные формы поддержки фискального характера, в том числе, направленные па стимулирования лизинга и активизацию участия наибольших кредиторов в санации предприятий, которые находятся в льде, а также государственная помощь в виде благоприятной амортизационной политики.

http://studopedia.ru/10_196018_tsel-znachenie-i-neobhodimost-gosudarstvennoy-sanatsionnoy-podderzhki-predpriyatiy.html

Финансовая поддержка предприятий

В условиях рынка предприятия осуществляют расширенное воспроизводство за счет собственных доходов, инвестиционных счетов, аккумулирующих средства для накоплений. Государство воздействует на воспроизводственные процессы преимущест­венно косвенными методами (налоги, процентные ставки, про­изводственные заказы и др.). Вместе с тем оно оказывает в различных формах и прямую финансовую поддержку в соответст­вии с избранными приоритетами развития.

Выбор приоритетов подчиняется общеэкономической стра­тегии, спросу и конкурентоспособности продукции на внутрен­нем и внешнем рынках. Наиболее общим приоритетом является обрабатывающая промышленность по сравнению с вывозом сырья, которое целесообразнее перерабатывать на месте. Исходя из этого, точками роста являются космос, авиастроение, нефте­газодобыча, ВПК, дорожное строительство. Легкая промышлен­ность, сельское хозяйство, малый бизнес могут развиваться на рыночной основе при эффективном кредитовании.

В Японии экономическая стратегия реализовывалась в виде «Плана уд­воения национального дохода», который включал следующие приоритеты:

• форсирование роста производства;

• стимулирование технического прогресса и экспорта;

• развитие социального капитала, способностей человека и сохранение социальной стабильности,

Характерно, что аналогичные приоритеты в 1982 г. были признаны пригодными и для экономической стратегии США на период до 2000 г.

Средства федерального бюджета предоставляются предпри­ятиям, кроме предприятий с иностранными инвестициями, че­рез федеральные органы исполнительной власти, администра­ции субъектов РФ, банки и другие юридические лица, являю­щиеся агентами Правительства РФ.

Правительство РФ предоставляет также государственные га­рантии (в рамках предела внутреннего долга) российским инвесторам под заемные средства в качестве страхования риской проектов, кредитуемых банками. Это позволяет небольшими суммами поддерживать сразу множество проектов. На помощь государства могут рассчитывать те предприятия, которые не нарушают антимонопольное законодательство, не завышают из­держки и цены, оплату труда, не снижают искусственно выпуск продукции, гарантируют получение дополнительных доходов.

Для государственной финансовой поддержки формируется Бюджет развития как составная часть федерального бюджета, предназначаемая на капитальные расходы. Объемы денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливаются за­коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Денежные средства Бюджета развития аккумулируются на спе­циальных счетах органов Федерального казначейства Минфина России в учреждениях Банка России.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.

Предоставление средств осуществляется при условиях:

• более высокого уровня отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых средств и гарантий по сравнению с другими инвестиционными проектами;

• наличия у заемщика собственных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн долл.) — не менее 10% указанного объема;

• разделения риска государства с частным капиталом (на­личия у инвестора средств, не покрытых государственной гарантией, соинвесторов и кредиторов).

Выделение средств осуществляется в двух формах: а) кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов; б) прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций при соответствующем увеличении доли государства в их уставных капиталах. Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансирования, в том числe график перечисления денежных средств, обеспечения их и возвратности. Правительство РФ может передавать органам исполнительной власти субъектов РФ право проведения инвестиционных конкурсов Бюджета развития по отдельным категориям проектов.

Так, в соответствии с принятым в 1998 г. постановлением ПравительстваРФ на развитие птицеводства выделено 2,5 млрд руб. льготных кредитов. Предварительно каждой птицефабрике предложено принять участие в восстановлении отрасли. Согласившиеся участвовать в программе получили право на кредит из расчета 22—25 руб. на 1 кг произведенной продукции. На время действия программы контрольные пакеты акций птицефабрик передаются в управление государству (Минсельхозу России).

Перспективной также является санация предприятий путем капитализации бюджетных долгов в их уставные капиталы. Это позволяет сосредоточить в руках государства 60—70% акций крупных предприятий. Впоследствии они могут быть переприватизированы под жесткую контролируемую программу инвестиций и гарантии занятости*.

* В Германии такие предприятия продавались по символической цене — 1 долл. за объект.

Местные органы могут влиять на развитие производства пре доставлением налоговых льгот в пределах своей компетенции. На пример, в Тюменской области предприятия, осваивающие новые нефтяные месторождения, на 1—2 года освобождаются от местных налогов, на 10% снижены налоги с предприятий, выпускающих нефтегазовое оборудование, что помогло заместить его импорт. Используются также полномочия органов власти субъектов РФ по управлению федеральной собственностью, предприятиями ТЭК через владение пакетами акций и «золотой» акцией.

Для выявления предприятий — претендентов на оказание первоочередной государственной поддержки проводится анализ их финансово-экономического положения.

Предприятия ранжируются по показателям объема выпуска, доли на соответствующем товарном рынке, балансовой стоимости основных фондов, рентабельности, численности и доли занятых на предприятии от всей численности населения города, поселка, уровня развития производственной и социальной и инфраструктуры, кредиторской и дебиторской задолженности. Органы исполнительной власти распределяют их на группы к зависимости от величины производственных фондов и уровня спроса на выпускаемую продукцию. Предприятия первой группы (износ ниже среднеотраслевого, высокий стабильный спрос) не могут быть претендентами на получение первоочередной государственной поддержки; предприятия четвертой группы (износ выше среднеотраслевого, спрос пониженный) подлежат выводу из числа действующих ввиду их неэффективности.

По предприятиям второй и третьей групп оценивается целе­сообразность и возможность проведения диверсификации, конверсии, введения новых методов управления, сокращения деби­торской задолженности, продажи незавершенных объектов и других мер для восстановления платежеспособности.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 440 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/14_152348_finansovaya-podderzhka-predpriyatiy.html

Назовите формы и методы бюджетной поддержки организаций в РФ

Методы: прямое и косвенное финансирование;


К основным формам прямого государственного финансирования предприятий относятся бюджетные займы, в том числе на инновационное развитие, субсидии, приобретение государством корпоративных прав предприятий (взносы в уставный фонд).

Наиболее распространенными формами косвенной государственной финансовой поддержкисанации предприятий являются налоговые льготы, реструктуризация налоговой задолженности, предоставление государственных гарантий (поручительств), разрешение на нарушение антимонопольного законодательства.

Прямое государственное финансирование санации предусматривает непосредственное предоставление средств субъектам хозяйствования из централизованных фондов финансовых ресурсов (бюджетные займы, полный или частичный выкуп государством корпоративных прав предприятий, которые находятся на границе банкротства) и на безвозвратных основах (субсидии).

К основным формам косвенной государственной поддержки предприятий относятся:

поддержка фискального характера;

разрешение на нарушение антимонопольного законодательства;

государственные протекционистские мероприятия, направленные на защиту отечественного товаропроизводителя;

размещение государственных заказов;

ограничения по выходу на рынок;

предоставление государственных гарантий и поручительств;

предоставление налоговых льгот и налоговое кредитование;

реструктуризация задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами;

списание задолженности перед государством;

предоставление целевых налоговых льгот предприятиям, которые требуют санации;

Назовите основные финансовые инструменты воздействия на развитие научно-технического прогресса.

Воздействие государства на НТП реализуется через воздействие на их отдельные составляющие — кадровую, материально-техническую, информационную и организационно-управленческую. Основой же успешного претворения в жизнь научно-технической политики в развивающихся странах является всестороннее расширение и упрочение госсектора.

Назовите финансовые методы стимулирования инновационных процессов.

создание специальных целевых фондов;

предоставление государственных гарантий кредитования и финансирование на льготных условиях;

применение ускоренной амортизации и льготного налогообложения прибыли; организация поддержки информационного среды инновационных процессов, которая направлена на активизацию разработки и внедрения нововведений на отечественных

Несмотря на низкий жизненный уровень, высокую смертность, тяжелые климатические условия, частые войны, население России до начала 20 века росло более быстрыми темпами, чем в Европе и мире в целом. В 19 в семьях России рождались 8 детей, что больше, чем в современных африканских и азиатских странах с самой высокой рождаемостью. Какие финансовые методы имели воздействие на высокую рождаемость в России в те времена? Как сейчас происходит финансовое регулирование увеличения рождаемости в РФ?

(для справки — см. http://www.pfrf.ru/family_capital)

Сейчас: различные пособия и выплаты на детей:

из Пенсионного фонда помимо пенсии выплачивается материнский капитал(343 тр в 2010) за 2 и послед ребенка.

1)покупку и строительство жилья, погашение ипотеки

4)увеличение пенсионного капитала матери

Рождения и воспитание детей

1. Единовременное пособие беременным женщинам по своевременной постановке на учет до 12 недель – 300 р

2. Пособия по беременности и родам на период 140 дней (70 до и после) в размере 100% средн зп женщины,но не более 34,5 тр

3. Единовремнное пособие при рождении ребенка 8 тр

4. Ежемес пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет 40% средней зп,но не менее 1,5 тр за одного, не менее 3 тр-за 2-го и послед ребенка, но не более 13,8 тр в месяц.

Выполните тестовые задания:

Изменение отраслевых и территориальных пропорций через изменение объемов разных видов финансовых ресурсов — это:

  • финансовое регулирование
  • финансовая система
  • финансовый механизм
  • финансовая политика
  • финансовое стимулирование

Методами финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

  • изменение механизма налогообложения доходов от добычи полезных ископаемых
  • дотации нижестоящим бюджетам
  • лицензирование отдельных видов деятельности
  • налоговые льготы по отдельным видам деятельности и операциям
  • государственные и муниципальные заказы.

Инструментами государственного финансового регулирования территориальных пропорций являются:

  • различные формы финансовой поддержки нижестоящих бюджетов
  • финансирование программ поддержки муниципальных образований
  • налоговые льготы и санкции
  • социальное страхование
  • амортизационная политика.

Инструментами государственного финансового регулирования социальных пропорций являются:

  • налоговые льготы и санкции в отношении физических лиц
  • трансфертные платежи населению
  • бюджетное финансирование организаций, оказывающих социально-значимые услуги
  • государственная политика в сфере поддержки индивидуального предпринимательства
  • социальное страхование.

Объектами финансового регулирования с помощью налоговых методов являются:

  • структура основных средств коммерческих организаций
  • государственный и муниципальный долг
  • отраслевая структура экономики
  • структура оборотных средств коммерческих организаций
  • доходы населения.

Долевое финансирование каких-либо мероприятий с участием бюджетных средств относится к следующему методу государственного финансового регулирования:

  • субсидирование
  • предоставление субвенций
  • государственный или муниципальный заказ

http://lektsii.org/5-73219.html

Основные принципы государственной финансовой поддержки предприятий, находящихся в финансовом кризисе

Если мобилизованных финансовых ресурсов из децентрализованных источников не хватило для успешного проведения санации, то в определенных случаях может быть принято решение о предоставлении государственной финансовой поддержки. Государство может предоставлять дотации или иные льготы предприятиям, если считает их продукцию общественно необходимой или стратегически важной.

Принимая такое решение, исполнительная власть исходит из принципа финансовой поддержки прежде жизнеспособных производственных структур, предприятий и организаций, которые уже адаптировались к рыночным условиям, способны эффективно использовать средства и на этой основе в течение кратчайшего времени увеличить объем производства (увеличение доходной части бюджета).

Государственная поддержка может осуществляться как за счет средств государственного бюджета, так и за счет местных бюджетов.

К основным критериям отбора предприятий для предоставления им целевой государственной поддержки следует отнести:

использование новых, эффективных ресурсосберегающих и экономически безопасных технологий;

экспорт (прирост экономии) конкурентоспособной продукции;

замену импортной продукции, сырья отечественными материалами;

решение проблем энергообеспечения, энергосбережения ресурсов;

сохранение научно-технического потенциала (исследований и разработок, имеющих приоритетное значение для страны);

наличие рынков сбыта продукции в стране и за рубежом;

высокий уровень менеджмента на предприятии.

Централизованная санационная поддержка может осуществляться:

  • а) прямым бюджетным финансированием (бюджетные ссуды на инновационный риск, субсидии, взносы в уставный капитал);
  • б) косвенной формой государственного воздействия (налоговые льготы, реструктуризация налоговой задолженности, государственные гарантии, разрешение на нарушение антимонопольного законодательства.

Прямое бюджетное финансирование санации происходит на возвратной (бюджетные ссуды) и безвозвратной (субсидии, дотации, субвенции) основах.

Финансовая поддержка на безвозвратной основе предоставляется в следующих случаях:

если ущерб, причиненный предприятию стихийным бедствием, превышает суммы страховых возмещений;

конкретным предприятиям в случае, когда законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается покрытие расходов на производство, что может привести к банковскому риску;

для финансирования расходов по восстановлению платежеспособности предприятий, деятельность которых связана с особо важными общественными интересами.

Безвозвратное финансирование осуществляется в пределах сумм, предусмотренных расходами бюджета на национальное хозяйство. Однако западные исследователи считают, что государственное финансирование санации на безвозвратной основе стимулирует бюджетный дефицит и вызывает негативные побочные эффекты на макро- и микроуровнях.

Анализ эффективности использования государственной кредитной поддержки на возвратной основе показал, что полученные средства направляются предприятиями на текущие потребности, а не на увеличение производства и проведения санационных мероприятий. Поэтому существует проблема своевременного погашения предприятиями полученных кредитов.

Одним из методов государственной финансовой помощи является санационная поддержка в виде полного или частичного выкупа государством корпоративных прав корпораций, находящихся в финансовом затруднении. Государство не следует рассматривать как обычного акционера, поскольку прибыль не является первоочередной задачей его деятельности, как санатора. Главной целью государственных инвестиций является содействие восстановлению ликвидности, обеспечение деятельности корпораций, стратегически важных для всего национального хозяйства, сохранение рабочих мест.

К основным формам косвенной государственной поддержки предприятий следует отнести:

поддержку фискального характера;

разрешение на нарушение антимонопольного законодательства;

государственные протекционистские меры;

размещение государственных заказов;

ограничение выхода на рынок;

предоставление государственных гарантий и поручительств.

Поддержка фискального характера может принимать следующие

формы: предоставление налоговых льгот и налоговое кредитование, реструктуризация задолженности перед бюджетом, государственным целевым фондом, списание задолженности перед государством, фискальные уступки главным кредиторам с целью активизации их участия в санационных процессах.

Одним из косвенных методов государственной санационной поддержки предприятий является предоставление им разрешения на несоблюдение антимонопольного законодательства, в частности при санационной организации слияния или присоединения. Например, в США разрешение на слияние конкурирующих между собой компаний может быть получено тогда, когда одна из них находится на грани банкротства, но имеет большое народнохозяйственное значение. В мировой практике этот метод применяется в исключительных случаях, поскольку влечет за собой негативные макро- и микропоследствия. Применение его может произвести антирыночный эффект стратегического масштаба. Использовать указанный метод можно только тогда, когда предприятия докажут, что в результате их слияния будет наиболее полно использован эффект масштаба, значительно снизится себестоимость продукции и существенно улучшится ее качество.

Используются также такие формы государственной поддержки, как поручительство и предоставление правительственных гарантий.

Решение об использовании поручительства по ходатайству органов местного самоуправления или соответствующего центрального органа исполнительной власти принимается в случае непринятия комитетом кредиторов решения о санации предприятия-должника. Главным условием санации является заключение соглашения между соответствующими государственными органами и кредиторами договора поручительства по обязательствам должника.

Поручитель несет солидарную ответственность с заемщиком перед кредиторами за выполнение обязательств. В случае невыполнения обязательств поручитель должен погасить задолженность по первому требованию кредиторов.

Одним из главных факторов ограниченного доступа финансово несостоятельных предприятий к кредитным ресурсам является нехватка кредитного обеспечения. Выход на финансовый рынок в таком случае возможен путем получения санационной поддержки в форме государственных гарантий (обязательства государства осуществить погашение долгов предприятия из-за его неспособности самостоятельно выполнить условия кредитного договора).

Если государство берет на себя обязательство нести ответственность, кредитный риск приближается к нулю.

Достаточно распространенной является практика использования государственных гарантий при привлечении предприятиями-резидентами иностранных кредитов.

В странах Запада предоставления государственных гарантий и поручительств переданы специализированным обществам, созданным с участием государственного капитала. Одним из направлений государственной финансовой поддержки санации предприятий является также предоставление им инновационных ссуд за счет средств государственного инновационного фонда.

http://pidruchniki.com/2015060965249/finansi/osnovnye_printsipy_gosudarstvennoy_finansovoy_podderzhki_predpriyatiy_nahodyaschihsya_finansovom_krizise

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях