WordPress

Муниципальные образования меры социальной поддержки

Муниципальные образования меры социальной поддержки - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Муниципальные образования меры социальной поддержки". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Раздел II. Муниципальное управление социальной сферой

Тема 8. Социальная работа в системе местного самоуправления

8.1. Предоставление социальной помощи на муниципальном уровне

Рассматривая социальную работу как вид деятельности, направленный на оказание помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, следует отметить, что на муниципальном уровне эта деятельность осуществляется в форме предоставления социальной помощи населению, оказания социальных услуг на базе муниципальных учреждений социальной поддержки, социального обслуживания, организации опеки и попечительства над несовершеннолетними и др.

Спектр социальных услуг, предоставляемых в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне, сократился со вступлением в силу федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вопросы социальной поддержки населения были исключены из перечня вопросов местного значения, соответствующие полномочия отнесены к компетенции субъектов РФ. Вместе с тем, закон оставляет право органов местного самоуправления осуществлять некоторые полномочия, не отнесенные к вопросам местного значения. Законом также предусмотрен механизм передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Передача указанных полномочий осуществляется посредством принятия закона субъектом РФ, в котором перечисляются переданные полномочия, вопросы финансирования переданных полномочий, контроля за их исполнением. Как правило, передаются следующие полномочия: по организации опеки и попечительства над несовершеннолетними, социальной поддержке многодетных, приемных семей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

За счет средств местного бюджета на муниципальной уровне организуется предоставление социальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для получения материальной помощи в денежной форме необходимо обращение в администрацию муниципального образования, предоставление документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию. В соответствии с утвержденным порядком документы рассматриваются, и принимается решение о предоставлении или отказе в предоставлении социальной помощи. Размер социальной помощи определяется с учетом трудной жизненной ситуации, сложившейся у гражданина, в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования. Как правило, устанавливается максимальный размер социальной помощи.

С целью предоставления социальной помощи населению в натуральной форме в муниципальных образованиях могут образовываться центры социальной поддержки населения. Помощь предоставляется лицам, оказавшимся в трудной ситуации в связи с утратой имущества вследствие пожара, стихийного бедствия, потерей средств к существованию, долговременным лечением, низким уровнем дохода семьи и т.п. Помощь, как правило, предоставляется вещами, переданными жителями муниципального образования, учреждениями, организациями и пр. (одежда, предметы первой необходимости, бытовая техника и мебель). Кроме предоставления помощи организуется консультирование населения по вопросам получения мер социальной поддержки.

Несмотря на то, что полномочия по организации предоставления услуг социального обслуживания отнесены к компетенции субъектов РФ, в муниципальных образованиях некоторых субъектов РФ организуется работа центров социального обслуживания населения (например, в Новосибирской, Тюменской областях), предоставляющих социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам, детям и семьям с детьми, лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям граждан льготы на получение услуг и обслуживание в муниципальных учреждениях социальной сферы, социально-бытовой направленности (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, муниципальных аптеках, банях и др.).

http://www.aup.ru/books/m266/3_2_1.htm

Меры социальной поддержки граждан, предоставляемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления

Помимо Российской Федерации меры социальной поддержки могут предусматриваться другими субъектами.

Так, в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ перечислены те категории граждан, решение вопросов социальной поддержки которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета): граждане пожилого возраста и инвалиды; граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты, безнадзорные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях); ветераны труда; лица, проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. (так называемые труженики тыла); семьи, имеющие детей (в том числе многодетные семьи, одинокие родители); жертвы политических репрессий; малоимущие граждане.

Данным законом также предусмотрено, что органы государственной власти субъекта РФ в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ критерии нуждаемости.

После принятия Закона № 122-ФЗ субъекты РФ либо приняли законы, устанавливающие меры социальной поддержки по отдельности для каждой категории граждан или для всех категорий — в едином правовом акте, либо ввели в действие кодифицированные правовые акты в сфере социального обеспечения (социальной защиты) граждан. Такие правовые акты регулируют вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан: определяют категории граждан, устанавливают содержание и виды мер социальной поддержки, порядок их предоставления.

Остановимся на видах мер социальной поддержки, закрепленных в кодексах субъектов РФ.

В Социальном кодексе Белгородской области [1] устанавливаются такие меры социальной поддержки, как право первоочередного или внеочередного обслуживания в коммерческих и некоммерческих организациях; право первоочередного или внеочередного получения материальных благ, предоставляемых непосредственно за счет имущества, находящегося в собственности Белгородской области; льготы по оплате товаров, работ и услуг в виде полного или частичного освобождения от их оплаты; полное государственное обеспечение, заключающееся в предоставлении бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного жилища и бесплатного медицинского обслуживания, либо компенсация предоставления указанных товаров; ежемесячные денежные компенсации.

Меры социальной поддержки согласно Кодексу Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан [2] делятся па меры социальной поддержки, предоставляемые в денежной форме (ЕДВ, денежная выплата к пенсии и др.), и меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме (например, льгота).

Социальный кодекс Санкт-Петербурга [3] предусматривает меры социальной поддержки в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров.

Кроме того, законами субъектов РФ устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки тех категорий граждан, которые получают социальную поддержку в соответствии с федеральным законодательством.

Например, некоторые федеральные льготники в соответствии с Социальным кодексом Ярославской области [4] имеют право на получение социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования (от 50 до 100%), социальной услуги по лекарственному обеспечению, социальной услуги по медицинскому обслуживанию.

Органам местного самоуправления согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ч. 5 ст. 20) предоставлено право устанавливать за счет средств своего бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Так, в г. Горно-Алтайске [5] на получение дополнительных мер социальной поддержки за счет средств местного бюджета имеют право граждане старшего поколения (граждане, достигшие пенсионного возраста), граждане, освободившиеся из мест лишения свободы и другие категории граждан. Им, в частности, предоставляются единовременная материальная помощь в денежной форме на различные цели, единовременная материальная помощь в виде продуктового набора в рамках акций и т.д.

В г. Краснодаре [6] отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования г. Краснодар (например, неработающим пенсионерам, получающим социальную пенсию по старости, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма и др.), предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде оказания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении управления здравоохранения администрации муниципального образования г. Краснодар, услуги по льготному изготовлению и ремонту зубных протезов.

http://studme.org/230835/pravo/mery_sotsialnoy_podderzhki_grazhdan_predostavlyaemye_subektami_rossiyskoy_federatsii_organami_mestnogo_

Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

Расходы местных бюджетов на оказание мер социальной поддержки

Включение в бюджет муниципального образования в условиях бюджетного дефицита расходов на осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, а также расходов на дополнительные поощрительные выплаты, в том числе при проведении мероприятий, связанных с решением вопросов местного значения, может быть квалифицировано уполномоченными контролирующими органами как нарушение требований бюджетного законодательства.

Прежде всего отметим, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (далее — Закон № 9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне годов (1945 год) является днем воинской славы России, финансовое обеспечение проведения которого согласно ст. 6 Закона № 32-ФЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом на цели проведения дней воинской славы также могут направляться средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетные средства и добровольные (в том числе целевые) взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

В свою очередь, организация и проведение праздничных и иных зрелищных мероприятий, в том числе в рамках проведения дней войнской славы России, не включены в перечень вопросов местного значения муниципальных образований, установленных для каждого из вида муниципальных образований ст. 14, ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закона № этом перечень вопросов местного значения любого из видов муниципальных образований не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон (ч. 1 ст. 18 Закона №

Положениями п. 5 ст. 86 БК РФ установлен запрет на принятие органами местного самоуправления и исполнение расходных обязательств, связанных с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. При этом органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Отметим, что согласно абз. 2 ч. 5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Однако финансирование полномочий, предусмотренное ч. 5 ст. 20 Закона № не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ (см., например, постановление Администрации ЗАТО Северск от 26 марта 2012 № 890 «О единовременной выплате в ознаменование Дня Победы в Великой Отечественной войне

Вместе с тем существуют нормы бюджетного законодательства, прямо запрещающие муниципальным образованиям устанавливать и исполнять некоторые расходные обязательства. В частности, финансовые полномочия органов местного самоуправления могут быть ограничены в зависимости от уровня дотационности бюджета муниципального образования.

Так, согласно п. 3 ст. 136 БК РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Кроме того, напомним, что в соотвествии со ст. 33 БК РФ при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Соотвественно, включение в бюджет муниципального образования расходов на осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан противоречит требованиям бюджетного законодательства, так как нарушает принцип сбалансированности бюджета.

В свою очередь, в условиях бюджетного дефицита муниципального образования включение в расходы на проведение мероприятий, связанных с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, дополнительных поощрительных выплат противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному ст. 34 БК РФ и означающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 27 мая 2014 г. № 2-3702/2014).

http://bujet.ru/answers/267190/

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Приведем в качестве примера положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г. В нем под социальной защитой инвалидов предлагается понимать систему га­рантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедея­тельности и направленных на создание им равных с другими граж­данами возможностей участия в жизни общества. Социальная под­держка инвалидов определяется как система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенси­онного обеспечения.

Меры социальной поддержки имеют экономический характер и закреплены в правовых нормах, поэтому нельзя отделить их от эко­номических и правовых мер. Определять меры социальной под­держки через социальные гарантии вряд ли возможно, поскольку последний термин также не имеет точного определения. В связи с этим социальную поддержку следует рассматривать как одну из форм социальной защиты населения наряду с такими, как социаль­ное страхование, государственное социальное обеспечение и соци­альная помощь.

Социальная защита населения представляет собой систему мер, направленных на предупреждение и компенсацию социального рис­ка, т.е. таких обстоятельств в жизни человека, которые связаны со снижением уровня и качества жизни, возникают по не зависящим от него обстоятельствам и которые он не может преодолеть само­стоятельно.

Социальное страхование распространяется только на экономиче­ски активное население, предполагает формирование страхового фонда за счет страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной трудовой доход застрахованных лиц и предоставление по­следним при наступлении страховых случаев социально-страхового обеспечения в виде пенсий, пособий или услуг.

Государственное социальное обеспечение распространяется на го­сударственных служащих (гражданских, военных и правоохрани­тельных структур), а также на граждан, которые стали жертвами радиационных и иных катастроф, стихийных бедствий.

Социальное страхование и государственное социальное обеспе­чение носят государственный характер и регулируются норматив­ными актами Российской Федерации (в отдельных случаях — ее субъектов) и по общему правилу не предполагают наделения орга­нов местного самоуправления соответствующими полномочиями.

Социальная помощь оказывается гражданам, имеющим средне­душевой доход в семье ниже прожиточного минимума, установлен­ного в субъекте РФ. Она регулируется нормативными актами субъ­ектов РФ (Федеральный закон «О государственной социальной по­мощи» от 16 июля 1999 г.).

Социальная поддержка предоставляется гражданам вне зависи­мости от уровня их дохода, если они нуждаются в ней в силу со­стояния здоровья, наличия заслуг перед обществом и государством или иных причин.

Законодательство о социальной защите населения развивается по двум основным направлениям:

1) регулирование отдельных форм социальной защиты (например, пенсионного обеспечения, содействия занятости и т.д.);

2) регулирование социальной защиты отдельных категорий граж­дан (инвалидов, ветеранов, жертв радиационных катастроф или по­литических репрессий и др.).

Полномочия органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к обеим названным группам, зафиксированы в муни­ципальном законодательстве и (или) в законодательстве о социаль­ной защите населения.

Интересно подчеркнуть, что Федеральный закон 1995 г. относил к вопросам местного значения обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения, а Федеральный закон № 131, диф­ференцированно регулируя вопросы местного значения для поселе­ний, муниципальных районов и городских округов, не упоминает о мерах социальной поддержки. Но органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями в области предоставления тех или иных мер социальной поддержки.

Наиболее актуальными в условиях жилищно-коммунальной ре­формы являются полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по предоставлению субсидий на оп­лату жилья и коммунальных услуг, которые следует рассматривать как меру социальной поддержки. В связи с вступлением в силу Жи­лищного кодекса РФ они были наделены полномочиями по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и предоставления их гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством.

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были утверждены постановлением Прави­тельства РФ от 14 декабря 2005 г. Право на субсидию возникает у граждан в случае, если их расходы на оплату жилья и коммуналь­ных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандар­тов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищ­но-коммунальных услуг, превышают максимально допустимую до­лю расходов на данные цели в совокупном доходе семьи.

Финансирование субсидий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ в порядке, установленном органами государственной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственного полномочия по предоставлению гражданам субсидий в пределах средств, которые были выделены муниципальным образованиям на эти цели из бюджета субъекта РФ. В случае применения органами местного самоуправления при расчете субсидий местных стандартов, отличных от установленных на региональном уровне, дополнительные расходы на предоставле­ние субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

В г. Омске было создано муниципальное учреждение «Городской центр жилищных субсидий». С апреля по октябрь 2005 г. субсидии получили 32 026 семей на общую сумму 79 364 тыс. руб.

Право органов местного самоуправления устанавливать допол­нительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан было предусмотрено в ст. 20 Феде­рального закона № 131 (в ред. Федерального закона № 199). Такие меры могут быть установлены за счет средств бюджета муниципаль­ного образования, причем вне зависимости от наличия в федераль­ных законах положений, устанавливающих указанное право. Финан­сирование таких мер социальной поддержки не является обязанно­стью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не может служить основанием для выделения допол­нительных финансовых ресурсов из других бюджетов бюджетной системы РФ. Поэтому право граждан на меры социальной поддерж­ки, устанавливаемые муниципальными образованиями, не может рассматриваться как обеспеченное экономическими и юридическими гарантиями, а указанное полномочие органов местного самоуправле­ния вряд ли реально повлияет на общий уровень социальной защи­щенности граждан.

Наиболее значимыми являются полномочия органов местного самоуправления в регулировании такой формы социальной защиты, как содействие занятости населения. Согласно ст. 7(2) Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» (в редакции Феде­рального закона № 199) органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общест­венных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске ра­боты, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Таким образом, можно выделить две основные формы участия органов местного самоуправления в содействии занятости населения:

1) участие в организации общественных работ;

2) обеспечение временной занятости несовершеннолетних.

Под общественными работами понимается трудовая деятель­ность, как правило, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу (ст. 24 Закона РФ «О занятости населе­ния»). К общественным работам не относится деятельность, свя­занная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квали­фицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Целями организации общественных работ являются:

■ осуществление потребностей в выполнении работ, носящих временный и сезонный характер;

■ предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

■ сохранение мотивации к труду у лиц, длительное время не работающих или не имеющих опыта работы.

К основным видам общественных работ могут относиться: озеле­нение территорий, подсобные работы при строительстве жилья и объектов культурно-бытового назначения, ирригационные работы, строительство дорог и коммуникаций, отдельные виды неквалифи­цированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, обслуживание пассажирского транспорта, проведение мероприятий общественно-культурного значения и т.д.

Организация проведения общественных работ возлагается на органы службы занятости. Органы местного самоуправления могут участвовать в организации общественных работ с учетом целей их проведения. Как видно из приведенных выше положений законода­тельства о занятости, основные виды общественных работ связаны с реализацией потребностей населения соответствующей террито­рии в тех или иных услугах. Причем некоторые из названных видов деятельности отнесены Федеральным законом № 131 к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа (в частности, строительство дорог и коммуникаций, созда­ние условий для предоставления транспортных услуг и др.). Поэто­му органы местного самоуправления заинтересованы участвовать в организации общественных работ совместно с органами службы занятости.

Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с измене­ниями от 20 декабря 2003 г.), предусматривает, что отношения ме­жду органами исполнительной власти субъектов РФ, органами ме­стного самоуправления, органами службы занятости и организа­циями регулируются договорами о совместной деятельности по ор­ганизации общественных работ, в которых фиксируются их права и обязанности, количество создаваемых рабочих мест, место проведе­ния работ, сроки начала и окончания, уровень оплаты труда, поря­док финансирования и т.д. Для подготовки предложений по орга­низации общественных работ органы занятости анализируют ситуа­цию на рынке труда, выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах, собирают необходимую информацию. После принятия соответствующего решения органы занятости направляют граждан, зарегистрированных в целях поиска работы, для участия в

этих работах, информируют безработных об условиях участия в об­щественных работах, о льготах, предоставляемых организациям. При необходимости, на случай чрезвычайных ситуаций, массового роста безработицы, могут быть приняты специальные программы развития общественных работ.

Согласно ст. 7 (1) Закона «О занятости населения» (в ред. Фе­дерального закона № 199) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по организации оплачиваемых общественных работ. Средства на их осуществление предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Правовое регулирование организации общественных работ может осуществляться нормативными актами субъектов РФ. Так, Закон Омской области «Об общественных работах в Омской области» от 1 апреля 1999 г. вслед за федеральным законодательством упомина­ет об участии органов местного самоуправления в договорах о со­вместной деятельности в этом направлении.

Деятельность органов местного самоуправления в области орга­низации временной занятости несовершеннолетних регулируется за­конодательством субъектов РФ. Так, в Омской области для коорди­нации усилий различных субъектов в этом направлении Указом гу­бернатора области от 7 мая 2003 г. была создана областная межве­домственная комиссия по организации оздоровления, отдыха и тру­

довой занятости несовершеннолетних, а также утверждено положе­ние о ней. Ежегодно принимаются специальные нормативные акты по данному вопросу и в муниципальных образованиях. Например, постановлением главы Омского муниципального образования от 18 мая 2004 г. были подведены итоги такой работы за 2003 г. и наме­чены мероприятия на 2004 г. Летом 2003 г. органы местного само­управления обеспечили функционирование временного молодежно­го центра занятости, при содействии которого на различные работы были трудоустроены 532 подростка. В г. Омске летом 2005 г. в трудовых отрядах работали 4190 человек. 3616 подростков были трудоустроены на временную работу в учреждениях социальной сфе­ры. 2654 человека занимались благоустройством и озеленением при­домовых территорий.

В качестве примера полномочий органов местного самоуправ­ления в области социальной защиты отдельных категорий населе­ния можно привести нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов». Так, согласно ст. 14 государство гарантирует

инвалиду право на получение необходимой информации. Приобре­тение для муниципальных библиотек периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художествен­ной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магни­тофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, являет­ся расходным обязательством органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий создают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общест­венным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомо­бильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (вклю­чая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движе­ние пешеходов через транспортные коммуникации).

http://knigi.news/munitsipalnoe/polnomochiya-organov-mestnogo-samoupravleniya-53563.html

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ — мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках российской модели социальной политики, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с Конституцией РФ и правовыми актами.

Различают виды мер социальной поддержки в зависимости от потребности и трудной жизненной ситуации конкретных категорий граждан: различные пособия семьям с детьми; услуги, предоставляемые семьям и детям; выдача удостоверений многодетной семьи, различные пособия, денежные выплаты, оплата услуг ЖКХ и др.; различные денежные выплаты, комплексы услуг ветеранам и инвалидам боевых действий; гражданам за особые заслуги перед Отечеством; гражданам, имеющим право на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам спецгосучреждений и др.); молодым семьям (программы улучшения жилищных условий и др.); прочие меры социальной поддержки малоимущим семьям.

Лит.: Конституция РФ от 12.12.1993.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное решение населением (непосредственно или через органы местного самоуправления) вопросов местного значения, исходя из его интересов, с учетом исторических, местных традиций.

М.с. составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории страны в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Органы М.с. самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения. Органы М.с. могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

М.с. в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Органы М.с. — это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Граждане РФ осуществляют М.с. посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, иных форм прямого волеизъявления через выборные, иные органы М.с. независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление М.с.

Правовую основу М.с. составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах, сходах граждан и другие муниципальные правовые акты.

Целью М.с. является развитие народовластия, привлечение населения к участию в управлении муниципальным образованием, решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, повышение уровня жизни населения, увеличение его вклада в развитие государства.

М.с. призвано решать следующие задачи: укрепление основ конституционного строя Российской Федерации; обеспечение права граждан на осуществление М.с.; выявление социальных целей, приоритетов, потребностей проживающего на данной территории населения; определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах; создание условий для обеспечения населения образовательными, медицинскими, иными услугами; проведение мероприятий по учету населения; подготовка кадров муниципальной службы; создание необходимых условий для эффективной деятельности расположенных на территории предприятий и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; обеспечение многообразия форм участия населения в решении местных вопросов социально-экономического развития; формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов; повышение инвестиционной привлекательности территории.

М.с. осуществляется на основе следующих принципов: самостоятельность решения населением вопросов местного значения; организационная обособленность М.с., его органов в системе государственного управления и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; соответствие материально-финансовых ресурсов М.с. его полномочиям; ответственность органов и должностных лиц М.с. перед населением; многообразие организационных форм осуществления М.с.; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законность в организации и осуществлении М.с.; гласность М.с.; государственная гарантированность М.с.

К функциям М.с. относятся: политическая — обеспечение права граждан на осуществление М.с.; экономическая — управление, распоряжение муниципальной собственностью, местными финансами; социальная — удовлетворение потребностей населения в коммунально-бытовых, социальных, культурных и других жизненно важных услугах; функция охраны общественного порядка — обеспечение законности и правопорядка; экологическая — решение вопросов природоохраны, природопользования.

Структуру органов М.с. составляют: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица, предусмотренные уставом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Формами непосредственного осуществлении населением М.с. являются: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа М.с., выборного должностного лица М.с.; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные общественные слушания; собрание, конференция, опрос граждан; обращение граждан в органы М.с.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов М.с., другие вопросы его организации и деятельности определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти.

Представительный орган М.с. может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с уставом.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования; избирается на муниципальных выборах, представительным органом муниципального образования из своего состава либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Местная администрация — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования — наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам М.с. федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия и контракта.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа М.с., выборного должностного лица М.с., изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов М.с. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ, а также уставами муниципальных образований.

Депутату, члену выборного органа М.с., выборному должностному лицу М.с. обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа М.с., выборного должностного лица М.с. устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и не может быть менее двух и более пяти лет.

В каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. Съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта РФ: утверждает устав совета муниципальных образований субъекта РФ; определяет размеры, порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта РФ и содержание органов управления совета муниципальных образований; избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта РФ.

Советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами.

Органы М.с. и должностные лица М.с. несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Лит.: Конституция РФ от 12.12.1993 (гл. 8 “Местное самоуправление”), Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51; Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”; Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”; Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 3822); Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015; Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: Учеб, пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

http://studref.com/412574/sotsiologiya/mery_sotsialnoy_podderzhki

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях