WordPress

Меры социально педагогической поддержки обучающихся

Меры социально педагогической поддержки обучающихся - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Меры социально педагогической поддержки обучающихся". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Понятие «поддержка» введено в педагогику относительно недавно О. С. Газманом и получило развитие в работах А.Т.Анохина, А.Г.Асмолова, А.Ф.Березина, Н.А.Галагузовой, И.Ф.Дементьевой, И. В.Дубровиной, И. Б.Котовой, А.Г.Лидерс, Л.Я.Олиференко, Л.А.Петровской, Е.Н.Шиянова, Т.И.Шульги и др., которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса.

Слово «поддержка» подразумевает помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. «не дать упасть», «оказать помощь», «выступить в защиту», «не дать нарушиться чему-либо». В свою очередь, помощь — это содействие кому-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь. Таким образом, помощь можно рассмотреть как систему мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, а поддержка, следовательно, есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи [8].

На сегодняшний день выделяют различные виды поддержки: социальную, психологическую, педагогическую, социально-педагогическую.

Социально-педагогическая поддержка представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи студентам-сиротам в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. В структуре социально-педагогической поддержки можно выделить социальную, психологическую и педагогическую составляющие. Первая составляющая связана с соблюдением социальных гарантий студентов-сирот, предусмотренных законодательными актами РФ. Вторая включает в себя психодиагностику, психопрофилактику и психокоррекцию студентов-сирот. Третья содержит педагогические условия для самореализации в ходе профессионализации и педагогическую коррекцию данного процесса.

Социально-педагогическая поддержка — комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении [1].

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.

Анализируя труды ученых, установлено, что, как правило, последствия сиротства сказываются на дальнейшем развитии ребенка, превращаясь в отклонения вторичного характера [41].

Важнейшей составляющей проблемы сиротства является задача обеспечения успешной социализации указанной категории детей [41].

В процессе изучения теоретических источников, посвященных современному состоянию системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей, выделены следующие проблемы в деятельности данных учреждений:

1. неблагоприятная адаптация воспитанников, вызванная комплексом причин социального (изменения социального статуса ребенка), медицинского (отягощенная наследственность, невротизация), психологического (социально-педагогическая запущенность) характера;

2. организационно-воспитательная перегруженность, неоправданное стремление педагогов и воспитателей заполнить день ребенка как можно большим количеством мероприятий, при этом система воспитания применительно к современной российской действительности асоциальна, ребенок не готовится к жизни в реальном социуме;

3. слабая координация ведомств и служб государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4. недостатки в медицинском, социально-правовом обслуживании детей-сирот.

Указанные проблемы снижают эффективность процесса социализации данной категории детей. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детских домов, сформированности социальных ценностей [22].

Таким образом, важнейшей организационной формой социально-педагогической поддержки детей-сирот является модель социально- педагогического сопровождения.

Можно выделить следующие направления деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот:

1. Диагностическое направление.

Диагностика выступает неотъемлемой составляющей процесса поддержки, от ее качества зависит успешность деятельности всех специалистов службы социально-педагогической поддержки.

2. Профилактическое направление.

Цель деятельности — предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников и эмоциональных срывов, устранение психофизических перегрузок и т.д.

3. Психолого-педагогическое просвещение.

Организации более высокого уровня деятельности педагогов способствует эффективная система педагогических советов и методических объединений.

Это направление предполагает консультирование детей по результатам диагностики и исследований.

5. Коррекционно-развивающее направление.

Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретного чувственного опыта, знаний, формированию коммуникативных умений, формирование психологических умений, навыков взаимодействия и общения в коллективе сверстников.

6. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работы построено с учетом данных социально-педагогической диагностики детей и включает в себя индивидуальную и групповую формы работы.

7. Социально-развивающее направление.

Работа осуществляется в следующих направлениях: семейное воспитание, нормативно-правовое просвещение, повышение профессиональной ориентации, определение социальной роли и статуса, культурно-нравственное развитие [41].

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. социально-педагогическая поддержка представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи студентам-сиротам в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности;

2. важнейшей организационной формой социально-педагогической поддержки детей-сирот является модель социально- педагогического сопровождения;

3. итогом социально-педагогической поддержки детей-сирот выступает высокий уровень готовности воспитанников к самостоятельной жизни в социуме, снижение конфликтности среды жизнедеятельности воспитанников, повышение общего уровня успешности детей в образовательном процессе, в профессиональной ориентации и трудовой самореализации.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ

Адаптация детей-сирот в вузе – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением [2, 42].

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно.

Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. К ним следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.), положительное ценностное отношение окружающих, наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков. Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). К личностным условиям также относятся: адекватная самооценка и уровень притязаний, самостоятельность, социальная активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние. Важную роль в этом процессе играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление [23].

Многие студенты из числа детей-сирот испытывают трудности, связанные с получением высшего образования и профессиональным самоопределением.

Поэтому основной целью социально-педагогической поддержки является содействие в формировании самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных сфер человека, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, сферы саморегуляции) [25, 34].

Как правило, в каждом вузе создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества:

– студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в вуз без взимания платы за обучение;

– студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими вуза;

– им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном вузе;

– им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии;

– при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.

Все эти льготы есть и в Поморском Государственном университете им. М.В Ломоносова, на базе которого проводилось наше исследование. Кроме того, по мимо социальной поддержки, в университете создана психологическая служба.

Основной целью деятельности Службы является организация и обеспечение психологической помощи и поддержки профессионального и личностного развития участников образовательного процесса ПГУ.

Основные задачи Службы: оптимизация процесса адаптации первокурсников; содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студента в вузе, эффективного педагогического общения; активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов.

Каждый студент Поморского университета имеет возможность получать бесплатную психологическую помощь по любому вопросу в форме консультаций, групповых тренингов и тестирования.

Психологическая служба оказывает большое положительное влияние на психологический климат университета, работа службы может оказать действенную помощь на этапе адаптации студентам из числа детей-сирот.

Работа психологической службы позволяет корректировать уровень индивидуально-типологических качеств личности, в частности детей-сирот, и делает их более успешными в профессиональном становлении.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно. Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. К ним относятся внешние и внутренние условия. Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). К внешним условиям следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.), а также наличие различных служб, которые оказывают социальную, материальную и психологическую помощь;

2.как правило, в каждом вузе создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества.

3.социальная служба университета оказывает следующие виды помощи:студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в вуз без взимания платы за обучение; студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими вуза;им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном вузе;им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии;при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия;

4.к основным задачам психологической службы университета относятся: оптимизация процесса адаптации первокурсников; содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студентов в вузе, эффективного педагогического общения; активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов всех категорий.

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/7xbff8.html

План работы социального педагога
методическая разработка

Меры социально педагогической поддержки обучающихся - картинка 3

Представлен план работы социалного педагога на учебный год с учётом профстандарта, добавлены графы вид работ и формы отчетности, на мой взгляд удобно, наглядно. По такой форме удобно отчитываться о проделанной работе за год.

Скачать:

ВложениеРазмер
gbou_no_495_plan_raboty_sots.pedagoga_na_2018-2019_uch.g.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Директор ГБОУ школы № 495

От « » августа 2018 г.

работы социального педагога Белинской Е.С.

на 2018-2019 учебный год

Планируемые цели и трудовые функции работы социального педагога

на 2018-2019 учебный год:

Цель: Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей. Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации.

Для реализации поставленной цели предполагается выполнение следующих трудовых функций в работе социального педагога:

  • Проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся
  • Организация социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся
  • Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся

Отметка о выполнении

  1. Проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся.

Изучение социальной микросреды, условий воспитания обучающихся, выявление проблем, потребностей, социальных рисков.

Диагностика социальной микросреды; Наблюдения;

Мониторинг контингента ОО для составления:

— Базы данных учета неблагополучных семей;

— обучающихся, находящихся в ТЖС

— обучающихся и семей, находящихся в СОП.

  • Социальный паспорт ОО;
  • ф. 11 и ф.12;
  • НМО;
  • сверка БД ИПС ППН;
  • план ИПР и отчет по плану;

В течение подотчетного периода

Разработка мер по обеспечению поддержки обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод.

— Составление плана работы на учебный год

— Составление графика посещения уроков для наблюдения за обучающимися

График консультаций обучающихся и родителей;

— График посещения уроков

Проектирование программ и моделей профилактики детской и подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, проституции, экстремизма, других социальных девиаций.

— Написание модифицированной программы по данным проблемам

— утверждение руководителем ОО и Педсоветом программы;

— согласование с кафедрой социально-педагогического образования СПб АППО;

  1. Организация социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся.

Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод

— Консультирование обучающихся и родителей;

— контроль посещения уроков обучающимися, находящимися в ТЖС и СОП, дополнительных занятий;

— лист беседы с рекомендациями;

— справка о проведении проверки

Организация мероприятий, направленных на приобретение обучающимися актуального социокультурного опыта самореализации в социальной практике, помощь в социальной адаптации, принятии решений в ситуациях самоопределения, поддержка их социальных инициатив.

— Консультирование обучающихся и родителей;

— лист беседы с рекомендациями.

Организация и проведение творческих занятий и мероприятий, направленных на формирование у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем.

Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации

— оформление льгот на проезд и питание;

— организация досуга в период обучения и каникулярное время.

  • Социальный паспорт ОО;
  • ф. 11 и ф.12;
  • НМО;
  • сверка БД ИПС ППН;
  • план ИПР и отчет по плану;
  • отчет по СОП

В течение подотчетного периода

Реализация программ и педагогических технологий профилактики социальных девиаций, организация индивидуальной профилактической работы с обучающимися и семьями группы социального риска, социальной реабилитации обучающихся, совершивших правонарушения, имевших проявления девиантного поведения.

— Консультирование обучающихся и родителей, находящихся в СОП;

— организация и контроль досуга во внеурочное и каникулярное время.

  • сверка БД ИПС ППН;
  • план ИПР и отчет по плану;

В течение подотчетного периода

  1. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся.

Организационно-методическое обеспечение реализации программ и мероприятий по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ, реализации их прав и свобод.

— информирование по соц. поддержке.

  • памятки и буклеты для обучающихся, родителей и педагогов.

Организация консультативной поддержки обучающихся в освоении ими новых социальных ролей, в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям.

— Консультирование обучающихся и родителей

Реализация мер по трудоустройству.

— Консультирование обучающихся по профориентации;

— информирование обучающихся и родителей по вопросам профориентации

Организационно-методическое обеспечение развития социального партнерства институтов социализации; взаимодействие с семьей, социальными службами, семейными и молодежными службами занятости, благотворительными, другими организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, попавшим в экстремальные ситуации

— информационные письма субъектам системы профилактики;

— представления в КДНиЗП;

— посещение на дому совместно с ОДН, ООиП;

— приглашения различных социальных партнеров на ЕИД, Месячники, декады;

— приглашение субъектов системы профилактики на заседания Совета по ППН.

— журнал учета исходящей информации;

— справки и фото-отчеты по ЕИД;

— протокол заседания СППН

Проведение мероприятий по профилактике рисков информационной социализации; формированию безопасной информационной среды

— составление памяток и буклетов для обучающихся, родителей и педагогов.

http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/03/12/plan-raboty-sotsialnogo-pedagoga

Трудовая функция «Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации»

Трудовые действия
  • Анализ ситуаций жизнедеятельности обучающихся
  • Разработка мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования
  • Проектирование программ формирования у обучающихся социальной компетентности, социокультурного опыта
  • Разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации
  • Разработка мер по профилактике социальных девиаций среди обучающихся
  • Планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся
Требования к образованию и обучению
  • Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью
  • Методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей
  • Подходы, формы и методы социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования
  • Способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования
  • Особенности формирования социальной компетентности у обучающихся разного возраста
  • Основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся, помощи им в освоении социальных ролей
  • Основы проектирования программ социально-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе социализации
  • Подходы к планированию мероприятий по организации свободного времени обучающихся
  • Способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта
  • Формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации
  • Основные направления профилактики социальных девиаций среди обучающихся
  • Формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска
  • Социально-педагогические условия обеспечения социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
  • Способы обеспечения досуговой занятости обучающихся
  • Теория и методика организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в каникулярное время
  • Теория и методика социально-педагогической работы с детьми и молодежью по месту жительства
  • Теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь»
Требования к опыту практической работы
  • Осуществлять отбор социально-педагогических методов изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся
  • Применять социально-педагогические методы изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся для выявления их потребностей
  • Определять необходимый перечень мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования
  • Определять необходимый перечень мер по реализации и защите прав обучающихся в процессе образования
  • Разрабатывать программы формирования у обучающихся социальной компетентности
  • Разрабатывать мероприятия по социальной адаптации обучающихся к новой жизненной ситуации
  • Проектировать содержание социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта
  • Планировать работу с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем
  • Планировать мероприятия по профилактике девиантного поведения обучающихся
  • Разрабатывать меры по социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
  • Разрабатывать меры по обеспечению досуговой занятости обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства
  • Согласовывать с институтами социализации план совместных действий по обеспечению позитивной социализации обучающихся
  • Оказывать обучающимся первую помощь

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

http://ppt.ru/docs/profstandarts/details/14490

Основные методы педагогической поддержки социализации школьников: ролевые игры, познавательная деятельность, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности

Меры социально педагогической поддержки обучающихся - картинка 8

Дата публикации: 25.12.2014 2014-12-25

Статья просмотрена: 3689 раз

Библиографическое описание:

Евсюткина, П. А. Основные методы педагогической поддержки социализации школьников: ролевые игры, познавательная деятельность, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности / П. А. Евсюткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 451-454. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14622/ (дата обращения: 13.05.2020).

Педагогическая поддержка — это совместное с воспитанником определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему сохранять человеческое достоинство, достигать положительных результатов в в учении, труде, общении, образе жизни.

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе образования, расширения возможностей образовательной среды, создания дополнительных пространств самореализации учащихся с учётом урочной и внеурочной деятельности. Основными формами педагогической поддержки социализации являются:

2. Организационно-деятельностные игры

4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность.

5. Рефлексивный ситуационный классный час.

6. Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности.

1. Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.

Для организации и проведения ролевых игр различных видов (на развитие компетенций, моделирующих, социодраматических, идентификационных, социометрических и др.), могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.

Примерная инсценировка учащихся:

Дополнительно: карточки с именами какого-то известного сказочного персонажа

Эту игру можно играть даже с самыми маленькими детьми. Они разбиваются на пары, после чего каждый ребенок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного персонажа. Задача пары — подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок.

Карточки для примера: Красная шапочка, серый волк, охотник, Золушка, Лиса, Белоснежка, Гном, Кощей Бессмертный, Мышонок, Царевна Лягушка, Дюймовочка, Старик Хоттабыч, Колобок, Незнайка, Ромашка, Елена Прекрасная, Чиполлино, Муха Цокотуха, Старичок-паучок, Маугли, Пантера Багира, Алиса, Буратино, Мальвина, Пьеро, пудель Артемон, Карабас-Барабас, Жар-Птица, Конек-Горбунок, Винни Пух, Пятачок.

Для детей постарше предложенные персонажи должны быть интереснее и менее известны.

Примерные карточки: Кукорямбочка, Волшебник леса, Дух колодца, Брамбруляк, графиня Маня, таинственные божества Африки, Азии, Индии и т. д.

2. Организационно-деятельностные игры. Комплекс организационно-деятельностных игр обеспечивает последовательность переходов от стандартной ситуации к нестандартной, постепенное изменение личностной позиции. Его реализация создаёт предметную основу для овладения целостной деятельностью в условиях проектирования среды. Таким образом, организационно-деятельностные игры могут выступать интегрирующим звеном процесса воспитания и социализации, помогающим учащимся практически использовать знания и умения из различных дисциплин на основе их личностного самоопределения.

Организационно-деятельностные игры предполагают решения следующих задач:

1. Формирование направленности личности и формирование компетенции.

2. Формирование стратегических умений (способности ориентироваться в системе деятельности, определять место и цели собственной деятельности в целом и её основных этапов в соответствии с общими целями обучения и воспитания).

3. Развитие способностей к самоопределению и рефлексии.

Интеграция имеющихся разносторонних знаний участников и обучение способам их применения в практической деятельности.

Наиболее полно организационно-деятельностные игры реализуют свои интегративные функции в подростковый период развития. Этот факт полностью обуславливает использование организационно-деятельностных игр для реализации целей и задач воспитания и социализации. В данной модели системообразующим элементом выступают взрослые участники образовательного процесса. Именно от них зависит качественное состояние образовательной среды. Результаты организационно-деятельностных игр распространяются на все процессы, происходящие в Центре, и качественно влияют на весь спектр взаимодействий и взаимоотношений в коллективе.

Например: Организационно-деятельностная игра «Мое будущее». Рамки этого проектирования определялись общей для всей проектов темой — «Мое будущее».

Учащиеся выдвинули следующие игровые проекты:

1. «Поиск подходов к осмыслению школьной жизни (поиск смысла жизни учащегося)». Выдвигаемая проблема: апатия по отношению к учебному процессу и к происходящему в школе. Непонимание «зачем все это надо и что это дает в жизни». Личная ситуация автора проекта: зависть по отношению к тем, кто успешен по отметкам и кого все время хвалят учителя. Цели на игру: выделить существующие цели и ценности, стоящие за отношением к учебе («вывести успевающих на чистую воду») и построить действительно образовательные цели.

2. «Личностное становление в старших классах школы». Проблема: отсутствие «идеала».

3. «Постановка целей на школьный период».Проблема: отсутствие цели, «переутомление от делания того, что требуют другие, в то время как самому это не нужно».

4. «Движение учащегося». Проблема: нет видимых изменений.

5. «Моя профессия».Проблема: нет понимания, какие профессии нужны.

Тренинг «Качества личности».

Данный тренинг предназначен для детей начальных классов. Название данного тренинга говорит о том, что одной из важных задач является знакомство ребят с качествами личности и чертами характера, но самой главной целью является развитие самосознания (осознание собственного я, формирование адекватной самооценки, с помощью «обратной связи» присутствующих ребят). Кроме этого, не нужно забывать, что в процессе любого тренинга развиваются коммуникативные навыки.

Таким образом, тренинг будет состоять из трёх условных частей:

1) Знакомство с личностными чертами на примере героев мультфильмов (используется метод медиапсихологии — просмотр эпизодов мультфильмов и их обсуждение).

2) Эта часть будет направлена на осознание своих особенностей с помощью арттерапевтического упражнения «Кто я».

3) Третья часть основана на принципе «обратной связи», и позволит каждому ребёнку увидеть свои особенности глазами присутствующих ребят, с помощью интересных игр.

4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность.

КТД выполняют две основные задачи: развивают отношения в коллективе, создают условия для развития каждого. По видам деятельности КТД классифицируется как общественно-политические, трудовые, познавательные, художественные, спортивные и др.

КТД предполагает: постановка при общении с детьми целей деятельности; право детей на обоснованный выбор; акцентирование внимания на авторстве идей и предложений при коллективном планировании деятельности; подчёркивание ценности всех идей в том числе и непринятых; признание вклада в общее дело; возможность разработки альтернативных проектов и дел; поручения группового и индивидуального характера; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, введение специальных ролей; акцент на добровольность участия во всех делах; сочетание групповых и индивидуальных конкурсов; публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; анализ КТД.

5. Рефлексивный ситуационный классный час. Для технологии и методики индивидуального рефлексивного классного часа используется такая форма, как ситуационный классный час. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

2. Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).

3. Информация (по материалам предварительной подготовки).

4. «Я — позиция» и её причины (учащиеся по кругу высказывают своё отношение к обсуждаемой проблеме).

5. «Я — позиция» и общественно-значимая норма (учащиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы).

6. Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы).

7. Рефлексия (учащиеся по кругу отвечают на вопросы рефлексии0.

8. Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему).

9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему).

10. Реальный результат (оценка состояния обсуждаемую проблему).

Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.

6. Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности.

Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.

При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда, элементы волонтёрства и доброхотничества позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина. Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно-полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. — 479 с.

2. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, Т. 1. 1983. — 391 с. Т. 2. 1983. — 318 с.

3. Петерсон Л. Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования/ Л. Г. Петерсон. — М:УМЦ «Школа 2000…», 2003. — 16 с.

4. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. — Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.

http://moluch.ru/archive/81/14622/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях