WordPress

Меры поддержки рынка труда

Меры поддержки рынка труда - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Меры поддержки рынка труда". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Правительство представит Путину новые меры поддержки рынка труда

Меры поддержки рынка труда - картинка 2

Вице-премьер России Татьяна Голикова во вторник, 12 мая, сообщила, что правительство страны планирует предоставить российскому президенту Владимиру Путину дополнительные меры поддержки рынка труда на фоне распространения коронавирусной инфекции.

Меры поддержки рынка труда - картинка 3

При этом она отметила, что число безработных россиян выросло почти вдвое. Согласно ее данным, с 1 марта в службы занятости страны обратилось более 1,6 млн граждан.

«Сегодня на ту дату, о которой мы говорим, дату перехода на «другой этап», количество зарегистрированных безработных в РФ выросло с 725,8 тыс. человек до 1,434 млн человек, практически удвоилось, возросло на 97,6%», — сказала Голикова на брифинге.

Голикова добавила, что выделенных правительством страны денег на меры поддержки населения хватит для обеспечения данных нужд.

6 мая министр труда и социальной защиты России Антон Котяков на совещании с Путиным по вопросам реализации ранее принятых мер по поддержке экономики и социальной сферы заявил, всего в России 1,24 млн безработных. В том числе 735 тыс. зарегистрированных за последние два месяца.

Глава ведомства отметил, что размер пособия по безработице зависит от стажа и от времени потери работы — до или после 1 марта.

Если человек потерял работу после 1 марта, то размер его пособия составляет 12 130 рублей. При этом безработные, у которых есть несовершеннолетние дети, получат доплаты к пособию из расчета по 3 тыс. рублей на каждого ребенка.

1 апреля Министерство труда и социальной защиты России выпустило распоряжение для регионов об автоматическом продлении местных социальных выплат.

25 марта президент России Владимир Путин во время обращения к гражданам рассказал о мерах, которые он предлагает принять для борьбы с распространением коронавируса, и представил планы экономической поддержки населения.

В частности, глава государства заявил, что все социальные пособия и льготы населению будут в течение полугода продлеваться автоматически, без предоставления справок. Кроме того, он предложил приравнять минимальный больничный к уровню МРОТа, увеличить пособия по безработице и ввести кредитные каникулы для тех, чьи доходы сократились из-за коронавируса на 30%.

В России на 12 мая зафиксировано более 232 243 случаев COVID-19, излечились более 43 тыс. пациентов, умерли — 2116.

Меры поддержки рынка труда - картинка 4

Актуальная информация по ситуации с коронавирусом доступна на сайтах стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф, а также по хештегу #МыВместе. Телефон горячей линии: 8 (800) 2000-112.

http://iz.ru/1010239/2020-05-12/pravitelstvo-predstavit-putinu-novye-mery-podderzhki-rynka-truda

Минтруд представил меры поддержки занятости

Чиновники обещают поддержать занятость субсидированием зарплат подпадающих под сокращение сотрудников, организацией для них общественных работ и доступа к профессиональному обучению. Пока безработица в РФ на историческом минимуме, однако власти ожидают ее роста ввиду снижения экономической активности из-за распространения эпидемии коронавируса. Масштабы будущей безработицы пока не берутся предсказать ни чиновники, ни эксперты, однако уже очевидно, что больше других пострадает малый бизнес.

Минтруд по поручению правительства подготовил меры поддержки занятости на российском рынке труда в период эпидемии коронавируса, сообщил глава ведомства Антон Котяков. Поручение премьер-министра Михаила Мишустина об этом министерство получило 21 марта. В первую очередь Минтруд предлагает обеспечить работников, которым будет грозить увольнение, временной работой на их же предприятии.

Вторая мера — организация для уволенных сотрудников общественных работ. Третья — предоставление безработным доступа к повышению квалификации. Те из них, кто будет готов вместо найма открывать собственное дело, смогут получить единовременную выплату — «подъемные» 60 тыс. руб. Финансировать антикризисные меры правительство планирует из средств Резервного фонда правительства — объем нужных расходов Минтруд определит после получения заявок от регионов.

По словам замглавы Минтруда Всеволода Вуколова, Минтруд планирует охватить этими мерами около 67 тыс. человек. Впрочем, по словам Антона Котякова, на сегодняшний день ситуация на рынке труда РФ стабильна — число официально безработных не превышает показатели прошлых лет, а число вакансий обгоняет число соискателей почти в два раза. Уровень безработицы по критериям Международной организации труда (МОТ) в РФ также находится на историческом минимуме (4,4%). Пока ни Минтруд, ни Минэкономики не представили прогноза влияния принятых мер борьбы с коронавирусом на рынок труда.

МОТ предполагает, что в мире ситуация с занятостью и безработицей будет развиваться по одному из двух возможных сценариев. В первом работу потеряют 5,3 млн человек, во втором – почти в четыре раза больше, что повысит безработицу до уровня, которого она достигла из-за экономического кризиса 2008 года. Россия, впрочем, тогда прошла посткризисный период без существенного роста безработицы — в 2009 году она увеличилась всего на 2 процентных пункта. Стабильность занятости тогда, однако, сопровождалась существенным падением зарплат.

Как рынок труда мутирует под влиянием вируса

Пока невозможно предсказать, будет ли ситуация развиваться аналогичным образом и в этот раз, говорит директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. «Сейчас в экономике происходит не стихийный, как при предыдущих кризисах, а рукотворный спад спроса, вызванный мерами по противодействию коронавирусу»,— отмечает он. Сложнее всего, по его словам, будет выжить малым и средним предприятиям в секторе услуг, ориентированным на спрос населения. При таком драматическом сокращении спроса государству будет тяжелее организовать меры поддержки, и они могут просто закрыться.

С этим соглашается глава исполнительного комитета Конфедерации труда Игорь Ковальчук. Он отмечает, что малый бизнес в РФ дает работу 10–15 млн человек:

« Пока в наши профсоюзные организации не поступали жалобы на массовые увольнения, но к этому надо быть готовым».

По его словам, уволенные сейчас могут не найти себе работу и в сером секторе экономики, так как благодаря действиям правительства (в том числе в налоговой сфере) вести такой бизнес стало заметно сложнее.

http://www.kommersant.ru/doc/4300730

Минтруд разработал пакет мер по поддержке рынка труда

МОСКВА, 24 марта. /ТАСС/. Минтруд разработал ряд мер по поддержке ситуации на рынке труда в РФ в период распространения коронавируса, сообщил во вторник замминистра труда и соцзащиты РФ Всеволод Вуколов на заседании комитета Совета Федерации по социальной политике.

«Хотел бы отметить, что правительством и министерством предпринимается ряд мер, и нами сегодня разработан проект постановления правительства по пакету ряда мер по поддержке ситуации на рынке труда», — сказал он.

Вуколов пояснил, что соответствующие меры направлены на поддержку рынка труда в связи с возможным ухудшением ситуации из-за распространения коронавируса в стране. По данным Минтруда, пока ситуация на рынке труда стабильная.

В качестве одной из мер министерство предлагает рассмотреть временную занятость работников, которые находятся под угрозой увольнения или работают неполный рабочий день. Ведомство предлагает также опережающее профессиональное обучение и стажировку работников, которые находятся под угрозой увольнения. По словам замминистра, предлагаемыми Минтрудом мерами могут воспользоваться около 67 тыс. работников.

http://tass.ru/ekonomika/8062443

Меры поддержки рынка труда

  • Меры поддержки рынка труда - картинка 5
  • Меры поддержки рынка труда - картинка 6
  • Меры поддержки рынка труда - картинка 7
  • Меры поддержки рынка труда - картинка 8
  • Меры поддержки рынка труда - картинка 9

Паспорт национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24 сентября 2018г. №12).

Проект базируется на успешном опыте реализации в 2017-2018 годах приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости», которая реализовывалась на 200 предприятиях 16 субъектов Российской Федерации. По итогам участия в программе в 2018 году предприятия провели самооценку, и 70% из них в этом году прогнозируют рост производительности на 10%, рост выручки при этом составит 13%, рост налогооблагаемой базы на прибыль – 18%.

Цели национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» к 2024 году

  • Достижение роста производительности труда на 5% к предыдущему году в базовых несырьевых отраслях экономики (обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт).
  • Включение в реализацию национального проекта 85 субъектов Российской Федерации.
  • Включение в реализацию национального проекта не менее 10 000 крупных и средних предприятий базовых несырьевых отраслей экономики (с ограничением по выручке от 400 млн руб. до 30 млрд руб.).

Национальный проект включает в себя три федеральных проекта

Мероприятия национального проекта предполагают глубокое системное совершенствование существующей экономической базы для обеспечения устойчивого роста производительности труда в стране.

Реализация комплекса системных мер для повышения производительности труда российских предприятий

Внедрение методов бережливого производства на предприятиях – участниках национального проекта, в том числе экспертами Федерального и региональных центров компетенций.

Повышение эффективности рынка труда

  • Подготовка и переподготовка сотрудников предприятий – участников национального проекта с учетом новых потребностей в квалифицированных кадрах.
  • Модернизация служб занятости населения.

http://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_proizvoditelnost_truda_i_podderzhka_zanyatosti/

В России разработали дополнительные меры поддержки рынка труда

Меры поддержки рынка труда - картинка 10

Меры поддержки рынка труда - картинка 11

Меры поддержки рынка труда - картинка 12

Меры поддержки рынка труда - картинка 13

Меры поддержки рынка труда - картинка 14

Меры поддержки рынка труда - картинка 15

Меры поддержки рынка труда - картинка 16

В России собираются ввести дополнительные меры для поддержки рынка труда в связи с пандемией коронавируса, пишет РИА Новости со ссылкой.

Соответствующий проект правительственного постановления разработало министерство труда. Власти планируют, в частности, проводить опережающее профессиональное обучение и стажировку работников, а также стимулировать безработных россиян открывать свое дело и создавать дополнительные рабочие места для трудоустройства других безработных. Документ также предполагает анализ данных о временной занятости людей, которым грозит увольнение.

По словам заместителя главы Минтруда Всеволода Вуколова, ожидается, что в этих мерах будет задействовано порядка 67 тысяч человек.

Меры поддержки рынка труда - картинка 17

Ранее Минтруд объяснил порядок организации удаленной работы в период кампании против распространения коронавируса. Так, там подчеркнули, что при изменении места выполнения рабочих задач размер заработной платы не меняется.

На сегодняшний день в России зарегистрировано 438 случаев коронавируса, под наблюдением находится 52 тысячи человек. В мире число заболевших достигло 330 тысяч, в 14,5 тысячи случаев болезнь привела к смерти.

http://aif.ru/health/coronavirus/v_rossii_razrabotali_dopolnitelnye_mery_podderzhki_rynka_truda

Рынок труда

Доклад Министра труда и социальной защиты Антона Котякова на совещании по вопросам реализации мер поддержки экономики и социальной сферы

Доклад Министра труда и социальной защиты Антона Котякова на совещании по вопросам реализации мер поддержки экономики и социальной сферы

Интервью министра Антона Котякова телеканалу «Россия-24»

Максимальное пособие по безработице в апреле-июне получат граждане, лишившиеся работы после 1 марта

Доклад Министра труда и социальной защиты Антона Котякова на совещании Президента с членами Правительства

Меры поддержки граждан в период COVID-19

Новые безработные автоматически получат максимальное пособие по безработице и допвыплату на детей на 3 месяца

Новые безработные автоматически получат максимальное пособие по безработице и допвыплату на детей на 3 месяца

Портал “Работа в России” открыл возможность дистанционного обращения в центры занятости

Минтруд предлагает устанавливать степень утраты профессиональной трудоспособности без личного посещения медико-социальной экспертизы

Минтруд предложил выдавать средства реабилитации для инвалидов по месту пребывания

Работодатели начали отчитываться в центры занятости в режиме онлайн

Вопросы-ответы по организации работы и соблюдению прав работников в период нерабочей недели

Минтруд: тем, кто уже получает пособие по безработице, будет сделан перерасчет

Глава Минтруда России Антон Котяков в программе «Право на справедливость» на Первом канале

Максимальный размер пособия по безработице увеличится почти в 1,5 раза

Коронавирусная инфекция COVID-19

Вопросы-ответы по организации удалённой работы и оформлению больничных в период кампании по противодействию распространению коронавируса

Как оформить электронный больничный для граждан, находящихся на карантине по коронавирусу (COVID-19) и работающих лиц, проживающих с ними

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков: По всей стране начинают обновляться центры занятости

Заседание Общественного совета при Минтруде России

На 28 января численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 684,2 тыс. человек

В ряде СМИ опубликована недостоверная информация об изменениях при увольнении работников

На 21 января численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 660,6 тыс. человек

Минтруд России разработал для регионов рекомендации по организации переобучения женщин с детьми в рамках национального проекта «Демография»

На 15 января численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 663,3 тыс. человек

Министр Максим Топилин дал интервью «Российской газете» по вопросам социальной политики

На 25 декабря численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 684,2 тыс. человек

Итоги года: занятость населения и трудовая миграция

Министр Максим Топилин дал интервью телеканалу «Россия 24» об основных итогах года в социальной сфере

Министр Максим Топилин дал интервью телеканалу «Россия 24» об основных итогах года в социальной сфере

Приказ Минтруда России № 4 от 9 января 2020 г.

Приказ Минтруда России № 3 от 9 января 2019 г.

Приказ Минтруда России № 690 от 25 октября 2019 г.

Информация Минтруда России от 30 сентября 2019 г.

Мониторинг от 2 сентября 2019 г.

Приказ Минтруда России № 448 от 27 июня 2019 г.

Приказ Минтруда России № 302 от 29 апреля 2019 г.

Приказ Минтруда России № 258 от 16 апреля 2019 г.

Проект постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 г.

Мониторинг от 25 февраля 2019 г.

Информация от 9 ноября 2018 г.

Приказ Минтруда России №268 от 20 апреля 2018 г.

Мониторинг от 25 августа 2017 г.

Отчет от 24 апреля 2017 г.

Мониторинг от 22 февраля 2017 г.

Проект постановления Правительства РФ от 16 февраля 2017 г.

Приказ Минтруда России № 110 от 1 февраля 2017 г.

Информация от 13 декабря 2016 г.

Протокол Минтруда России от 15 ноября 2016 г.

Протокол Минтруда России от 28 октября 2016 г.

Протокол Минтруда России от 14 октября 2016 г.

Протокол Минтруда России от 5 октября 2016 г.

Протокол Минтруда России от 29 августа 2016 г.

Мониторинг от 25 августа 2016 г.

Протокол Минтруда России от 11 августа 2016 г.

Протокол Минтруда России от 5 августа 2016 г.

Протокол Минтруда России от 20 июля 2016 г.

Протокол Минтруда России от 30 июня 2016 г.

Приказ Минтруда России №281 от 6 июня 2016 г.

http://rosmintrud.ru/employment/employment

АСИ предложило правительству меры поддержки рынка труда и занятости во время пандемии

Агентство стратегических инициатив (АСИ) предложило правительству России меры поддержки рынка труда и занятости во время пандемии коронавируса. Среди них – повышение зарплат и пенсий бюджетникам на 5-10%, на что потребуется около 0,5-1 трлн руб.; введение оплачиваемых отпусков по уходу за больными коронавирусом, а также помощь бизнесу, на которую следует потратить как минимум 1-2% ВВП или 1,1-2,2 трлн руб. Эти меры помогут розничной и оптовой торговле, повысят спрос на продукцию промышленности и сферы услуг.

В агентстве подготовили несколько вариантов помощи российским предприятиям:

Налоговые каникулы во всех организациях, на оборот которых повлиял коронавирус

Увеличение планируемого финансирования кредитования МСП на выплату заработной платы и другие неотложные нужды

Бюджетные гарантии кредитов МСП

Упрощение правил предоставления субсидий и кредитов и реструктурирования кредитов МСП — снятие барьера доступа к системе в виде отсутствии или низкого размера задолженности по выплатам

Кредиты и субсидии наиболее пострадавшим предприятиям

Агентство предлагает ввести безвозвратные субсидии для выплат зарплат сотрудникам «при отсутствии увольнений в текущий период», и кредиты по нулевой ставке. «Основная сумма будет возвращаться в размере пропорциональной доле уволенных работников», — говорится в письме главы АСИ Светланы Чупшевой к премьер-министру Михаилу Мишустину. Гражданам необходимо доплачивать деньги за неотработанные часы, а самозанятых нужно поддержать «хотя бы в размере МРОТ ежемесячно в течение тех же сроков, в течение которых будут поддерживаться работники организаций».

Кроме этого, АСИ предлагает создать госпрограммы по финансовой поддержке работодателей. Деньги из бюджета пойдут на частичную выплату зарплат, выходных пособий, если сотрудник уволился и ищет работу, а также на сохранение имеющихся рабочих мест. Также агентство предложило временно снизить тарифы взносов на обязательное социальное страхование для всех работодателей.

При этом АСИ считает необходимым ввести мораторий на проверки всех хозяйствующих субъектов, а не только МСП. Вместе с этим властям следует отказаться от административного и уголовного преследования компаний за задержки зарплат.

Также агентство предлагает продлить на срок до полугода льготный период отчисления меньшего процента страховых взносов в фонды для компаний, у которых есть онлайн-курсы повышения квалификации и переподготовки.

В АСИ предложили премьер-министру снять ограничения для получения компаниями статуса резидента территорий опережающего развития (ТОСЭР). Речь идет о том, что численность сотрудников, которые могут быть трудоустроены на предприятии резидентов, ограничено 20% от средней численности населения города.

«Срок действия всех льгот ТОСЭР — 10 лет. В случае, если компания становится резидентом ТОСЭР спустя три года с момента его создания, льготные ставки по социальным взносам (7,6%) к вступившему резиденту не применяются. Предлагаем снять ограничение. Данный стоп-фактор особо важен сегодня, многие компании могут не успеть подготовить весь пакет документов для получения статуса резидента из-за сложившейся ситуации», — отмечается в письме.

Также в АСИ предлагают закрепить на федеральном уровне единый перечень ОКВЭД для получения статуса резидента и лишить регионы права сужения этого списка. В моногородах со статусом ТОСЭР должны появиться новые рабочие места, индивидуальные предприниматели также должны получить право становиться резидентами таких территорий. Субъектам МСП в моногородах предлагается предоставлять льготные займы в размере от пяти до 50 млн руб. «под обеспечение до 100% банковской гарантией или гарантии Корпорации МСП».

Защита потерявших работу людей

Выплаты пособий по безработице нужно увеличить с трех до шести месяцев, средства компаниям на эти расходы необходимо предоставить из бюджета, предлагает АСИ. Кроме того, следует сохранить условия оплаты и мотивации сотрудников на срок до полугода. «Работники, ухаживающие за пожилым или больным родственником с коронавирусом, должны иметь право на выплату пособия по болезни», — указывается в письме.

Для потерявших работу людей АСИ предлагает создать кризисный фонд, откуда им будут выплачиваться пособия по безработице. Его финансирование будет идти через резервы пенсионного фонда и из средств, выделенных для региональных бюджетов. Также безработным можно предложить временные рабочие места в государственных и муниципальных организациях, а также господряды, например, по строительству и логистике.

Работникам следует предоставить возможность уходить в волонтерские отпуска. Он будет делиться на блоки по две, три или четыре недели в течение 3,5 месяцев. «Работник может взять максимум восемь непрерывных недель добровольного отпуска в течение двух последовательных 16-недельных периодов. Добровольцы могут получать компенсацию от органа, на который они работают, но они не имеют права на свою обычную зарплату в период отпуска», — сообщается в письме.

Также в АСИ предлагают на время оказания поддержки сотрудникам организаций приравнять мигрантов к гражданам России и выплачивать им пособия по безработице. Кроме того, можно организовать подготовку мигрантов под высвобождающиеся рынки и для рынков обслуживания IT-инфраструктуры.

Помощь молодежи и переподготовка кадров

Говоря о трудоустройстве выпускников вузов, в агентстве предлагают помогать им через программу субсидированных стажировок. Этот механизм уже применяется в нескольких других странах для преодоления временных провалов рынка труда. «За счет бюджетных средств может быть субсидировано целевое количество мест годичных стажировок в компаниях на условиях постепенно снижающегося государственного софинансирования», — говорится в письме.

В зоне риска сейчас находятся около 70 тыс. студентов, работающих в сфере услуг. По данным АСИ, как минимум 10% старшекурсников можно трудоустроить в вузы, в которых они обучаются. Также студентов можно поддержать через программы развития предпринимательства, например, с помощью субсидий в размере до 150 тыс. руб. на проекты в социальной или IT-сферах.

В системный механизм, который АСИ предлагает создать через центры карьеры вузов, можно включить несколько направлений:

Формирование молодежных коллективов, которые, по сути, заключают подряд с основной организацией

Оплачиваемые стажировки (в том числе с использованием платформы «Профстажировки 2.0»)

Открытие для студентов-старшекурсников обучения ключевых корпоративных университетов компаний

Тиражирование практики по трудоустройству студентов на примере Томского государственного университета (UniProfi)

При этом агентство считает необходимым начать быструю массовую подготовку и переподготовку кадров по практическим навыкам для «проседающих» секторов экономики в регионах, а также для проведения общественных работ. Все обучение будет происходить дистанционно и по коротким программам, длительность которых – от трех недель до трех месяцев. Для этого нужно использовать инфраструктуру WorldSkills Russia.

Кроме того, работники, которые находятся под риском увольнения, должны пройти опережающее профобучение. В агентстве предлагают организовать его через нацпроекты «Демография» и «Производительность труда и поддержка занятости». Вместе с тем, в агентстве предлагают за счет бюджета позволить получать гражданам вторую цифровую профессию, чтобы сформировать новые кадры для цифровой экономики.

http://asi.ru/news/122171/

Коронавирус на рынке труда

На рынке труда появился новый, невидимый невооруженным глазом «актор» – коронавирус. В считаные дни он существенно видоизменил экономику всех ведущих стран. Вместо кооперации – необходимого ингредиента экономической активности – он принудил всех к «социальному дистанцированию», которое ведет в рецессию и угрожает разрушением миллионов рабочих мест. К сожалению, альтернативы такому лечению не видно и надо думать о том, как смягчать его экономические последствия.

Коронавирус пришел не навсегда, и вот он ушел – что осталось? Многие эксперты уже приступили к активному обсуждению того, как может выглядеть жизнь после коронавируса. Но есть долгосрочные перспективы, а есть кратко- и среднесрочные. Стратегия и тактика выхода из массовой самоизоляции требуют детального продумывания уже сейчас. Хотя в полной мере мы сможем оценить последствия только по завершении карантинов, многие проблемы очевидны уже сегодня и меры надо принимать тоже сегодня.

Масштаб проблем

Кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности. Кто-то даже может в чем-то выиграть, как, например, продовольственная розница с доставкой или технологические компании, обеспечивающие дистанционную работу. Таких, однако, немного. Все виды коммерческих услуг (непродовольственная торговля, гостиницы и рестораны, пассажирский транспорт, рекреация, культура, спорт, туризм и т.п.) оказываются под очевидным риском временной остановки из-за самоизоляции потребителей. На них по стране в целом приходится около трети всей занятости. Но и часть промышленности и строительства по цепочке не избегут сильного удара.

Нестандартность данного кризиса требует нестандартных мер. Основная задача на рынке труда заключается в том, чтобы дать возможность тем, кто потерял работу и доход, пережить этот кризис и затем быстро вернуться к оплачиваемой работе. Желательно к той, которая была до кризиса. Нельзя допустить массового разрушения специфического человеческого капитала, который создавался годами труда и инвестиций. Быстрое последующее восстановление возможно лишь на основе того физического и человеческого капитала, который уже есть.

Это означает, что надо во что бы то ни стало сохранить потенциал имеющегося бизнеса с тем, чтобы он мог вернуться к нормальному функционированию, как только эпидемиологические ограничения будут сняты. Если этот бизнес исчезнет/обанкротится/ликвидируется, то последующее восстановление будет намного тяжелее и тогда массовая и продолжительная безработица может стать печальной и продолжительной реальностью. Поэтому, помогая бизнесу, мы помогаем людям.

Опыт прошлых кризисов

Каждый новый кризис отличается от предыдущего. Однако это не значит, что прошлый опыт ничему не учит. Россия пережила целую череду суровых кризисов (1992, 1994, 1998, 2009, 2015), избежав при этом высокой безработицы. А те ее скачки, которые имели место, оказались в итоге умеренными и кратковременными. Что помогло тогда и применимо ли это сегодня?

При всех предыдущих неприятностях сдерживать безработицу помогала гибкость российского рынка труда. Это особая гибкость – своего рода «гибкость наоборот», когда компаниям не дают сокращать занятых, но не мешают снижать зарплату. В «лихие» 90-е административные отпуска и сокращение рабочего времени по инициативе работодателя, задержки зарплаты позволяли избегать массовых увольнений. Затраты на труд после каждого шока проваливались примерно на треть. С одной стороны, это перекладывало все издержки на работников, но с другой – позволяло минимизировать увольнения, выигрывая время для создания новой занятости. Крупные предприятия при этом получали разного рода поддержку от государства: субсидии, налоговые и прочие льготы. Далеко не все было честно и справедливо, но массовой безработицы удалось избежать. В 2009 и 2015 гг. уже совсем не было зарплатных долгов, а административные отпуска стали редкостью. Тем не менее гибкость заработной платы за счет манипуляции надбавками и премиями, составляющими переменную часть, в целом сохранилась.

Многие из тех, кто потерял работу на крупных предприятиях, постепенно переместились в сегмент низкооплачиваемых рабочих мест – в профессии продавцов, водителей, охранников, в неформальный сектор. Последнему надо сказать отдельное спасибо – он дал миллионам людей работу и доход. Такое перераспределение заместило мизерные пособия по безработице и поддержало в целом высокий уровень общей занятости.

Можем ли мы этим рецептом воспользоваться сегодня? Мне кажется, что да, но лишь отчасти. Наш прошлый опыт говорит о том, что в кризисных условиях гибкость зарплаты является серьезным преимуществом и его надо сохранить. В этой ситуации бороться с гибкостью – значит бороться с рабочими местами. Работники не заинтересованы в банкротстве своих работодателей и предпочтут некоторые потери в заработке полной потере работы. Возможность гибко управлять рабочим временем в таких чрезвычайных условиях помогает удерживать работников и избегать увольнений. О том, что важно сохранить связь работников с их работодателями на время кризиса, говорят все эксперты.

Другой рынок

С другой стороны, за последние десятилетия сильно изменилась структура занятости. В 1990-е большинство трудилось на крупных и средних предприятиях, для которых количественная адаптация рабочих мест жестко регулируется государством. В то же время у них больше пространства для зарплатного маневра, чем у малого бизнеса. В настоящее время в госсекторе, а также на всех крупных и средних предприятиях страны занято около 32 млн человек, из которых половина – бюджетники. Не у всех из них жизнь безоблачна, но в госкомпаниях и бюджетникам зарплата будет выплачиваться в любом случае.

А где остальные 40 млн? Это индивидуальные предприниматели и те, кто трудится у них по найму, работники малых предприятий, а также те, кого называют самозанятыми, включая работающих неформально. Трудовая деятельность многих из них связана с предоставлением тех самых услуг, которые мы, «самоизолируясь», сегодня физически не можем потреблять. У такого малого и микроскопического бизнеса запас прочности минимален. Закрывшись на неделю или две, он рискует никогда не открыться вновь. При этом никакие административные ограничения на увольнения здесь не работают. Все это означает, что сокращение рабочих мест может быть огромным.

Линии защиты

Что делать? Мне представляется, что есть две линии защиты и использовать необходимо обе.

Первая – это поддержка дохода тех, кто потерял работу или доход (представим: ресторан временно закрылся, никого не уволили, но зарплаты нет). Люди должны иметь возможность пережить это тяжелое время.

Вторая – это поддержка бизнеса, который не по своей вине полностью остановлен. Этот бизнес будет крайне нужен и особенно важен, когда эпидемия закончится. Будут нужны не только его услуги, но и его зарплаты и налоги. Если в прошлые кризисы основное падение было в промышленности и строительстве, то сейчас в секторе услуг.

Крайне важны размер, скорость и охват поддержки. Во-первых, никого нельзя потерять: фрилансеры и самозанятые также наши граждане и не менее других могут нуждаться в помощи. Во-вторых, недостаточно иметь ресурсы – надо иметь технологические инструменты, чтобы эту помощь довести до каждого, просто и быстро. Не надо забывать, что положение в занятости (размер предприятия, тип трудовых отношений, по найму или нет) сильно варьируется. При этом наше трудовое законодательство абсолютно не адаптировано к такой ситуации. Возникает вопрос: какие есть инструменты?

Поддержка потерявших работу и доходы. Потеря работы и дохода означает, что нечего есть и нечем кормить детей. Сбережений, если они вообще есть, многим хватит ненадолго. Наиболее очевидным инструментом поддержки является пособие по безработице, которое администрируется службой занятости. Однако эти службы, во-первых, институционально и ресурсно слабы: после передачи их полностью в региональное подчинение и после долгих лет крайне низкой регистрируемой безработицы они перестали быть значимым игроком на рынке труда и вряд ли смогут справиться с потоком обращений. Во-вторых, сами пособия очень малы по размеру – сейчас максимум составляет 12130 руб., а минимум – 1500 руб. Многие категории граждан могут претендовать лишь на минимальное пособие, размер которого дестимулирует обращаться в службу занятости: низкая безработица в последние годы во многом объясняется как раз размером пособий, поскольку потерявшие работу предпочитали обращению за поддержкой любую доступную, включая неформальную, занятость.

Московские городские и областные власти недавно приняли решение о повышении пособий по безработице ( до 19500 руб. в Москве и 15000 руб. в Московской области ), но доступ к ним также зависит от соблюдения ряда условий. Поддержка же разных групп самозанятых, включая индивидуальных предпринимателей, является более сложной проблемой: все они могут рассчитывать лишь на минимальное пособие в размере 1500 руб.

Еще одна группа, нуждающаяся в поддержке, включает тех, кто не уволен, но отправлен в отпуск без сохранения зарплаты. То есть занятость формально есть, но дохода нет. Заслуживают ли они помощи? На мой взгляд, безусловно. Мигранты – внутренние и внешние, потерявшие работу и не имеющие возможности вернуться домой, также нуждаются в помощи.

Некоторые страны – например, США – готовы раздавать деньги довольно широкой категории своих граждан и делать это быстро. Абсолютное большинство налогоплательщиков получат федеральную помощь в полном объеме ($1200 на каждого при годовом доходе менее $75000, плюс $500 на ребенка; заработавшие в прошлом году более $75000 получат меньше, более $99000 – выплаты не получат). Еще важнее то, что принят пакет помощи малому и среднему бизнесу , который справедливо считается основой американской экономики и политической стабильности. Конечно, все это может быть не очень эффективно и не очень справедливо, поскольку все-таки не все получатели таких трансфертов в этом остро нуждаются. Однако более точечный адресный подход предполагает, что мы можем быстро определить всех, кому действительно нужна помощь. А если не можем? Тогда адресный подход не является ни эффективным, ни справедливым.

Поддержка бизнеса. Особой проблемой является спасение среднего, малого и микробизнеса. Мне кажется, что это принципиальная вещь. Его разрушение затруднит последующее восстановление экономики (занятости и доходов) и грозит высокой и длительной безработицей. Если крупным компаниям государство (возможно?) и знает, как и чем помочь, то поддержка этой неоднородной популяции является намного более сложной задачей. Набор потенциальных мер широко обсуждается; он включает налоговые каникулы, беспроцентные займы, снижение и отсрочку платежей аренды и т.п. Бизнес, лишившийся оборота, не может платить ни зарплату, ни аренду, ни налоги, ни проценты по кредитам. Тогда государство должно искать пути хотя бы частичного покрытия или списания и этих расходов. Пойти по пути выплаты части зарплаты наемным работникам в случае, если работодатели согласятся их не увольнять. Особый пункт – это минимизация контрольно-надзорных мероприятий, многие из которых в нынешней ситуации были бы откровенным вредительством.

Возникает вопрос: сколько стоит спасение и за чей счет? Стоит это дорого, а счет здесь один – государственный. В США размер только срочной и безусловной помощи составляет 5,5% ВВП, в странах Западной Европы он меньше, но также идет на проценты ВВП. Что же касается полного пакета мер, включающего, кроме прямых выплат, также отсрочки разного рода обязательных платежей и государственные гарантии для поддержания ликвидности, то суммы измеряются уже десятками процентов ВВП . Это предварительные оценки, и масштаб помощи может даже возрасти.

У российского правительства есть резервы в виде Фонда национального благосостояния, размер которого более 7% ВВП , что намного больше средней величины прямого фискального стимула (поддерживающих выплат) США и стран Европы. ФНБ создавался как страховой фонд на черный день. Этот день наступил. В региональных бюджетах таких резервов нет, а попытки решать проблему за счет населения или за счет тонущего бизнеса не помогут и лишь подорвут и экономику, и доверие государству на годы вперед.

http://econs.online/articles/opinions/koronavirus-na-rynke-truda/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях