WordPress

Меры поддержки реального сектора экономики

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Меры поддержки реального сектора экономики". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

На пути к росту: как поддержать экономику в непростой период

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 2

В рамках ПМЭФ представители власти, экономисты и отраслевые эксперты обсудят способы выхода экономики РФ на траекторию устойчивого роста. Какие способы стимулирования развития существуют у государства — в материале эксперта РАНХиГС, предоставленном ТАСС.

Снижение цен на нефть заставило искать интенсивные пути развития, повышать производительность труда, инвестировать в высокие технологии и человеческий капитал. Для достижения намеченных правительством целей необходим переход от экспортно-сырьевой модели к инвестиционно-инновационной стратегии.

Прямо и косвенно

В мировой практике в числе мер поддержки инноваций выделяют прямые и косвенные методы стимулирования. Соотношение их определяется сформировавшейся экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Косвенные методы государственной поддержки реализуются опосредованно через налоговый механизм, предусматривающий предоставление налоговых льгот и преференций хозяйствующим субъектам, реализующим инновационные проекты или осуществляющим венчурные вложения.

В большинстве экономически и промышленно развитых стран в системе мер государственного регулирования инноваций преобладают косвенные рычаги регулирования. Это делает бизнес-среду более конкурентоспособной и мотивированной на дальнейшее развитие.

При прямом регулировании общество также вправе ожидать улучшения показателей развития. Однако такие преобразования будут носить краткосрочный характер и будут адаптированы к текущим приоритетам общества и государства, при смене которых эффект от их внедрения окажется ниже ожидаемого.

Таким образом, может быть признано целесообразным использование мер как прямой, так и косвенной поддержки. Причем основной упор должен быть сделан на косвенное регулирование, а прямое регулирование должно использоваться только с целью нивелирования основных направлений инновационной политики государства.

Приоритеты в реформах

Приоритетным направлением реформирования отечественной экономики должно стать дальнейшее снижение налоговой нагрузки за счет предоставления льгот и преференций субъектам реального сектора экономики и инновационных разработок и программ.

При обосновании льгот и преференций необходим разумный и взвешенный подход к оценке эффективности предоставления тех или иных льгот. Также следует разделить три понятия: социальный эффект, экономический эффект, перспективный эффект, предполагающий экономическую отдачу в будущем времени.

При этом льготы и преференции следует предоставлять не только по тем налогам, от которых ожидается прямой экономический эффект, но и по тем, от которых будет получен либо социальный эффект, либо перспективный социально-экономический эффект.

Предложения в налоговой сфере

В условиях кризиса и применения к Российской Федерации экономических санкций правительству нужно осуществлять более действенные меры по поддержке экономики. Налоговая политика должна быть ориентирована на поддержку отечественных производителей. Это положение следует закрепить в Налоговом кодексе РФ как основное положение на ряд последующих лет.

При этом одним из главных прямых налогов остается налог на прибыль предприятий. Внесенные изменения в Налоговый кодекс РФ, несомненно, будут способствовать активизации предпринимательства в России, однако с учетом перечисленных выше предложений можно было бы ожидать более высоких результатов, способных сгладить последствия экономического кризиса на начальном этапе и способствовать экономическому росту и процветанию страны в будущем.

Преференциальный налоговый режим следует предусмотреть при разработке проекта Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, основными положениями которого должны стать следующие мероприятия:

1. Введение инвестиционной налоговой льготы, поощряющей инвестиции в основной капитал.

С этой целью следует предусмотреть предоставление хозяйствующим субъектам льготы по инвестициям в основной капитал, которая была отменена в 2001 году в связи со снижением налоговой ставки налога на прибыль с 35% до 24%.

Инвестиционная налоговая льгота освобождает от налогообложения части прибыли хозяйствующего субъекта и направлена на инвестиции в основной капитал, но не более чем на 50% от величины налогооблагаемой прибыли.

2. Стимулирование реального сектора экономики, в том числе за счет снижения издержек предпринимателей на оплату труда работников, частью которой являются взносы по обязательному страхованию работников.

В расходах инновационных предприятий и предприятий реального сектора экономики наибольший удельный вес (по разным оценкам, от 50% до 70%) занимают расходы на оплату труда сотрудников, а следовательно, и на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды социального страхования.

Действующая в настоящее время совокупная ставка страховых взносов в 30% является чрезмерной для данной категории налогоплательщиков. Практика установления пониженных ставок социального налога повсеместно используется в других экономически развитых и развивающихся странах.

Если взять для сравнения страны, близкие нам по основным макро- и микроэкономическим характеристикам, мы увидим, что во многих странах придерживаются практики постепенного снижения социальных страховых взносов.

Показателен пример Казахстана, являющегося партнером России по ЕАЭС, где установлена ставка социального страхового взноса в размере 11% от фонда оплаты труда. Эта ставка — одна из самых низких в ЕАЭС. Учитывая, что налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в Казахстане ниже, чем в России, можно утверждать, что налоговая конкурентоспособность в Казахстане выше, чем в России.

3. Введение поощряющей ставки амортизации до 150% от стоимости приобретаемого оборудования.

Повышенная ставка амортизации позволит предприятиям компенсировать потери от обесценения актива в результате инфляции и влияния конъюнктурных факторов.

Предположим, что первоначальная стоимость приобретенного оборудования, относимого в состав основных средств, составляет 1 млн руб. Срок полезного использования составляет 4 года. Поощряющая ставка амортизации установлена в размере 130% от стоимости оборудования. При такой ставке амортизационные отчисления будут производиться со стоимости оборудования в 1,3 млн руб. (1 млн × 1,3). Норма амортизации составит: 100% / 4 = 25%. Сумма годовой амортизации составит: 325 тыс. (1,3 млн × 25%).

Мы видим, что величина амортизационных накоплений превысит величину первоначальной стоимости имущества, что даст возможность к концу срока начисления амортизации накопить сумму, которая позволит организации осуществить процесс воспроизводства в основной капитал с минимальным использованием заемных ресурсов, а в отдельных случаях и вовсе отказаться от их использования.

Это будет своего рода вклад государства в поддержку отечественных предприятий в тяжелых экономических условиях, когда приходится конкурировать с западными компаниями.

Также можно предусмотреть действие этой льготы в переходный период, когда, например, ключевая ставка Банка России устанавливается на достаточно высоком уровне. При этом размер поощряющей нормы амортизации также может варьироваться от наименьшего к наивысшему в зависимости от уровня ключевой ставки.

Алисен Алисенов, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ

http://tass.ru/ekonomika/3345723

Поддержка реального сектора экономики Москвы

Поддержка действующих предприятий и новых инвестиционных проектов в реальном секторе экономики осуществляется в соответствие с Постановлением Правительства Москвы от 11.02.2016 №38-ПП «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве».

Результаты

Действующие предприятия

присвоен статус «промышленного комплекса»

присвоен статус «технопарка»

присвоен статус «якорного резидента»

Ключевые показатели

объем инвестиций за 5 лет

объем годовой выручки

человек – количество рабочих мест

площадь земельных участков

Новые проекты

присвоен статус Инвестиционного приоритетного проекта

Налоговые льготы

17-25% общее снижение региональной налоговой нагрузки

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 4

снижение налога на имущество

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 6

снижение налога на прибыль

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 7

снижение земельного налога

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 8

снижение арендных платежей

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 9

Субсидии

Предоставление субсидий предприятиям промышленности осуществляется в соответствие с Постановлением Правительства Москвы от 20.04.2012 №152-ПП «Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Москвы организациям, осуществляющим на территории города Москвы деятельность в сфере промышленности».

на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам

на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга)

(не более 100 млн. руб. )
на технологическое присоединение к инженерным сетям

выдано субсидий на оборудование в 2018 году

Льготные займы

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 10

(не более 70% от объема финансирования проекта)
предоставление займов
на срок до 5 лет

резиденты технопарков, ОЭЗ; обладатели особых статусов ИПП

действующие и потенциальные экспортеры

Цели займа:

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 11

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 12

пополнение оборотных средств

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 13

расходы на ОКР и ОТР

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 14

Гарантийная поддержка

  • Крупнейшая региональная гарантийная организация в России
  • Рейтинг Эксперт РА «А++», более 60 банков-партнеров и 6 лизинговых компаний

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 15

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 16

Помощь в решении проблемы нехватки собственного залогового обеспечения представителей МСБ, путем предоставления поручительства по кредиту, банковской гарантии, аккредитиву, лизингу и факторингу

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 17

Предоставление поручительства (дополнительное залоговое обеспечение) по кредитам, банковским гарантиям, договорам лизинга до 100 млн руб. (не более 70% от общей потребности в залоговом обеспечении)

http://investmoscow.ru/industry-and-innovation/support-measures/priority-projects/ipp/landing/

Поддержка реального сектора: чем государство поможет производителям?

Государственная поддержка реального сектора экономики – мера в нынешней финансовой ситуации обязательная. По значимости с нею сравнится только развитие производственной инфраструктуры. Прекрасно отдают себе в этом отчет и в руководстве страны. Несмотря на серьезный дефицит бюджета в 2016 году, власти усиленно ищут резервы для решения этой важнейшей задачи.

В чем конкретно выразится поддержка реального сектора?

В пакет мер поддержки реального сектора войдут как мероприятия, доказавшие эффективность в прошлом году, так и свежие антикризисные решения. В момент формирования плана анонсировалось выделение 135 млрд рублей – суммы немалой, учитывая, что речь идет о дополнительном финансировании.

Дойдут ли эти средства до адресатов в полном объеме, мы узнаем только в конце года. Окончательное решение по ряду вопросов еще не принято. Дополнительной проблемой стали волнения на мировых финансовых рынках, вызванные решением британцев выйти из состава ЕС. Это новое серьезное испытание для российской банковской системы, положение которой и без того шатко.

Кого ожидает государственная поддержка реального сектора экономики?

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 18По мнению экспертов, государственная поддержка реального сектора экономики адресуется в первую очередь предприятиям, занятым в машиностроении (железнодорожном, сельскохозяйственном), строительстве и производстве потребительских товаров. Очевидно, что главными претендентами на помощь станут крупные организации, сильно пострадавшие от валютной волатильности.

Сформирован список приоритетных компаний, в который, скорее всего, войдут предприятия, дотированные в прошлом году. Не исключено и появление новых нуждающихся. При этом продолжится адресная помощь отраслям. Например, автомобильной промышленности уже выделено 50 млрд рублей на реализацию программ стимулирования спроса и производства. Ожидают серьезных преференций и железнодорожники.

Как это организовано?

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 19Отдельно стоит рассказать о механизме поддержки реального сектора. Средства распределяются двумя способами. Первый предусматривает предоставление субсидий, то есть, безвозмездных выплат. Второй вариант помощи – кредиты на максимально выгодных для компании условиях. При этом правительство берет на себя обязательства по хеджированию рисков (не исключено частичное обслуживание займа).

Следующий вопрос – откуда возьмут средства для государственной поддержки реального сектора экономики? Главным ресурсом станут бюджетные деньги, сэкономленные в 2015 году. При необходимости можно задействовать часть средств, сэкономленных мораторием на перевод пенсионных накоплений в негосударственные фонды. Речь идет о серьезной сумме в 340 млрд рублей.

Вероятность того, что пенсионные деньги потратят на промышленные отрасли, равняется нулю. У правительства слишком много проблем в социальной сфере, чтобы позволить себе увеличивать дополнительную помощь предпринимателям. Если эти фонды и задействуют, то только для выплаты зарплат/пособий и сдерживания цен на главные потребительские товары. Впрочем, предсказывать решения властей – дело неблагодарное.

Кроме того, нельзя забывать, что поддержка реального сектора – это дополнение к средствам, которые у предприятий уже есть. Как бы там ни было, задача правительства не ограничивается выделением и распределением денег. Не менее важно обеспечить доставку помощи адресату в полном объеме. Практика показывает, что главные трудности возникают именно на этом этапе. В стране слишком много бермудских треугольников, в которых таинственно исчезают государственные деньги.

Традиция должна продолжаться

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 20Помимо дополнительного финансирования отрасли в 2015-2016 гг. правительство анонсирует «продолжение банкета» в 2017 году. Это говорит не о провале программ, как считают отдельные скептики, а о системном подходе, который можно только приветствовать. Регулярная поддержка реального сектора – обязательное условие развития конкурентоспособного государства.

Дополнительные денежные вливания требуются не только затем, чтобы ведущие предприятия страны выжили в эти сложные времена, сохранив минимальные объемы производства и штат сотрудников. Важно обеспечить полноценное развитие, без которого программа импортозамещения не реализуется.

Не стоит забывать и о том, что многие организации лишены возможности брать дешевые кредиты на Западе. Одним из инициаторов подобной ситуации стало руководство страны, поэтому до нормализации отношений с ЕС оно несет моральную ответственность за поддержку предприятий. Сколько еще правительству придется нести эту нагрузку, сказать сегодня с полной уверенностью не может никто.

http://delonovosti.ru/business/3668-podderzhka-realnogo-sektora-chem-gosudarstvo-pomozhet-proizvoditelyam.html

Спасти реальный сектор экономики должна поддержка спроса за счет государства

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 21

Эта рецессия будет особенной. Традиционно проблемный в кризисы банковский сектор пройдет ее, вероятно, без существенных потерь. Проблемы сконцентрируются в реальной экономике, и комплекс решений должен быть направлен на поддержку спроса. Главный инструмент их преодоления — рост государственных расходов.

Аналитический центр «Эксперт», журнал «Эксперт-Урал», институт экономики и управления УрФУ при партнерстве банка «Открытие» в Свердловской области провели в Екатеринбурге конференцию «Будущее банковского бизнеса: перспективы регионов» (см. фото и презентации).

Банковская система России вместе со всей экономикой прошла не один кризис, и обычно эта индустрия находилась в эпицентре шторма. Паника вкладчиков, отток пассивов, потеря ликвидности, снижение капитализации, нарушение нормативов, отзыв лицензии — вот обычные этапы кризиса на финансовом рынке.

Ключевые спикеры нашей конференции на этот раз такого развития событий не ждут.

Стресс-тест

Генеральный директор агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) Кирилл Лукашук находит этому два объяснения:

— Во-первых, мы переживаем кризис не финансовой системы, а реальной экономики. Во-вторых, устойчивость банковской системы достаточно высока. Последние полтора-два года банковская система живет в ситуации структурного профицита ликвидности. Для экономики это плохо, поскольку банковская система не питает реальную экономику ресурсами. Но в условиях стресса получается, что дополнительной ликвидности банкам не нужно. При этом мы имеем еще и высокий уровень достаточности капитала: запас по совокупному и основному капиталу сейчас на 3 п.п. превышает нормативы. Во многом это связано с политикой ЦБ по оздоровлению сектора. В банковской системе уже нет крупных откровенно слабых игроков, которых эта ситуация могла бы сильно пошатнуть, и их проблемы срезонировали бы с проблемами реальной экономики. Наконец еще один фактор: основной источник дохода банков — корпоративное кредитование — в последние годы не росло. Опять же это негативный элемент для экономического роста, но сейчас это означает, что у банков нет сильного системного риска ухудшения качества обслуживания долга.

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 22

Свою гипотезу НКР подтвердило в ходе недавно проведенного стресс-тестирования банковской системы, взяв за основу опыт прошлых кризисов, в частности, изменение стоимости риска. Самый плохой кризисный сценарий НКР предполагает падение ВВП на 6 — 7% в 2020 году и рост на 0,5 — 1% в 2021-м. В этом случае острая фаза кризиса будет длиться в течение всего 2020 года, негативные проявления будут отмечаться до конца 2021 года. В негативном сценарии экономика сократится на 4% в 2020-м и вырастет на 1 — 1,5% в 2021-м; острая фаза кризиса продлится до конца первого полугодия текущего года с некоторыми негативными проявлениями до конца первой половины 2021-го. В сценарии умеренного стресса ВВП уменьшится на 2% в этом году и вырастет на 1,5 — 2% в следующем. Острая фаза кризиса будет наблюдаться в первом полугодии, негативные проявления — в течение всего 2020 года.

— При повторении пикового стресса 2008 — 2009 годов российская банковская система покажет убыток около 800 — 900 млрд рублей, однако сохранит устойчивость. Более реалистичный сценарий приведет к резкому сокращению доналоговой прибыли, но будет несущественным в макропруденциальном смысле, — говорит Кирилл Лукашук. — При реализации любого из сценариев банковский сектор сохранит существенный запас капитала, однако отдельные крупные игроки могут столкнуться с необходимостью докапитализации.

Дополнительным аргументом служит более высокая готовность центральных банков мира, в том числе и Банка России: накоплены инструментарий и опыт, значительно усовершенствовано регулирование. ЦБ РФ уже в первые дни ввел ряд решительных регуляторных новаций для банков, позволяющих им поддержать клиентов. По-иному прошла и острая фаза турбулентности.

— В отличие от кризиса 2014 года мы не видели ажиотажа в обменных пунктах, — говорит председатель правления банка «Кетовский» Евгений Кафеев. — Конечно, напряжение есть, особенно среди предприятий сферы услуг — гостиниц, кафе, придорожного сервиса, транспортных организаций. Они уже почувствовали падение выручки. Но мы готовы подержать своих клиентов.

Этот небольшой региональный банк из Кургана пережил все кризисы и рецессии в новой экономической истории России, и каждый раз получал новые возможности для развития. Евгений Кафеев связывает это с особенностью бизнес-модели регионального банка: «В кризис бизнесу нужно принимать решения быстро, а крупные федеральные банки не всегда могут оперативно отреагировать на этот запрос, и обычно мы получаем дополнительный приток клиентов».

Операционный директор казначейства УБРиР Владимир Зотов полагает, что на ситуации сказывается и то, что по итогам 2019 года банковская система России накопила серьезный запас прочности:

— Этот запас создан за счет снижения ставок, благодаря этому инвестиционным подразделениям банков удалось получить существенный доход. Кроме того, и банковская система, и предприятия имеют довольно большой запас ликвидности, что позволило смягчить первый удар кризиса.

Траектория и банковского сектора, и других индустрий во многом будет зависеть от того, как экономика будет реагировать на триггеры. Их сегодня три: снижение цен на нефть, девальвация и распространение пандемии

И в дальнейшем регулятор имеет возможности для поддержания банковской системы. Так, ЦБ уже временно отменил надбавки к нормативу достаточности капитала для кредитных организаций. «Но поскольку основными участниками, обеспечивающими ликвидность рынка, являются Банк России и НКЦ, то реакция на волатильность на рынке, выражающаяся в увеличении, зачастую существенном, дисконтов и ставок обеспечения, может повысить риски для участников рынка», — считает Владимир Зотов.

Поддержка всех

Впрочем, дальнейшая траектория и банковского сектора, и других индустрий во многом будет зависеть от того, как экономика будет реагировать на триггеры. Их сегодня три: снижение цен на нефть, девальвация и распространение пандемии.

Макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов проводит параллели с кризисом 2014 — 2015 годов и видит два поддерживающих фактора. Во-первых, гораздо меньший масштаб девальвации:

— Несмотря на заметное ослабление рубля, масштаб валютного шока в кризис 2015 года казался в два с лишним раза больше (средний курс просел с 38 рублей за доллар в 2014-м до 61 рубля в 2015 году, то есть почти на 60%). Сейчас, даже если предположить неблагоприятный сценарий (75 — 80 рублей за доллар в среднем за этот год), то ослабление по сравнению с 2019 годом будет на уровне 15 — 25% год к году.

При этом, по мнению Станислава Мурашова, именно эффект от динамики курса рубля, а не цен на нефть сильнее отражается российской экономике: «Негативный эффект для экспортеров и бюджета при относительно крепком курсе рубля гораздо меньше, чем негатив для импортеров и населения от относительно слабого курса рубля. Экспортеры и бюджет имеют значительную подушку ликвидности, а население и импортеры защищены от валютных рисков гораздо слабее». Поэтому умеренное по сравнению с кризисом 2015 года ослабление рубля ложится меньшей нагрузкой на экономику.

Второй поддерживающий фактор — бюджетная политика. В прошлый кризис российская экономика вошла с крайне мягкой версией бюджетного правила, напоминает Станислав Мурашов:

— Тогда цена отсечения была очень высокой (близкой к текущей на тот момент цене в 100 долларов за баррель). При падении цен на нефть бюджет, не защищенный бюджетным правилом, вынужден существенно сокращать расходы. А поскольку доля госсектора в экономике достаточно велика (около 70%), секвестр негативно влияет на ВВП. Сейчас бюджетное правило является самым консервативным за всю историю (цена отсечения в этом году — 42,4 доллара за баррель). Конечно, при более низких, чем цена отсечения, ценах нефти будет формироваться бюджетный дефицит из-за выпадающих нефтегазовых доходов, но в данном случае не придется сильно сокращать расходы, а выпадающие доходы компенсировать можно из ФНБ. В такой ситуации негативный эффект на ВВП будет гораздо меньше, чем в 2015 году.

Есть, однако, два фактора неопределённости. Первый — развал сделки ОПЕК и перспективы ее восстановления, и с этим пока много неясностей. Второй — пандемия. По оценкам Станислава Мурашова, негативный вклад одной нерабочей недели в ВВП составит 0,5 п.п., с продлением нерабочих дней до конца апреля экономика просядет на 2,5 — 3%:

— Отметим, что основная задача карантинных мер — не допустить ситуации, в которой из-за быстрого роста заболевших мединфраструктура не сможет помочь всем нуждающимся, и тогда потери людей и экономики будут намного масштабнее. Поэтому карантин так важен в текущей ситуации. При эффективности этих мер можно ожидать начала улучшения в экономике уже в следующем квартале. Впрочем, структура экономики России позволяет, как мы полагаем, легче переносить подобные события по сравнению, например, с европейскими странами. Во многих из них велика доля малого и среднего бизнеса, задействованного в сфере услуг и торговле, а именно такие предприятия страдают от карантина больше всего. В российской экономике основную часть добавленной стоимости производят отрасли, где сосредоточены крупные предприятия с непрерывным циклом производства. Кроме того, ряд важных для экономики отраслей (госуправление, здравоохранение, финансовый сектор, транспортный сектор) в значительной степени будут функционировать. В связи с этим мы полагаем, что экономика останется загружена минимум на 50% в предположении, что 100% — это обычный уровень.

Главный экономист, руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Наталия Орлова ожидает сокращениия ВВП на 1% по итогам этого года, и это, по ее мнению, оптимистичный прогноз:

— Защиту от более глубокого провала мы видим в структуре российской экономики, где невелика доля предприятий малого и среднего бизнеса, в том, что Россия — чистый импортер услуг, и ее финансовый сектор не страдает от кризиса ликвидности и от повышения процентных ставок. В то же время пандемия серьезно ударила по и так депрессивным настроениям в реальном секторе и ухудшила перспективы России вырваться из ловушки стагнации.

Наталия Орлова ожидает, что ВВП снизится на 6% год к году во втором квартале:

— Нет никаких сомнений в том, что второй квартал будет крайне сложным для экономики. Россия будет испытывать давление от карантинных мероприятий не только внутри, но и в ЕС, а на долю стран ЕС приходится 43% нашего внешнеторгового оборота. Кроме того, режим выходных в России означает закрытие всех развлекательных заведений, ресторанов и торговых центров. В нашем базовом сценарии мы считаем, что бизнес вернется к работе только после майских праздников. Это должно привести к снижению экономической активности примерно на 20% в апреле на фоне, главным образом, заморозки работы сектора услуг и предприятий малого и среднего бизнеса. Исходя из этих допущений, мы понижаем наш прогноз роста ВВП на 2020 год с роста на 1,8% до спада на 1% год к году.

И в этой связи критично важно найти точные инструменты поддержки реального сектора в ближайшие два-три месяца. Кирилл Лукашук видит несколько секторов, которые испытывают сейчас негативный эффект:

— Это транспорт и в широком смысле сфера услуг. Проблемы в сфере услуг, с нашей точки зрения, будут транслироваться в секторе коммерческой недвижимости. Мы очень внимательно и настороженно смотрим на автопроизводителей. Производители и дилеры говорят о спаде продаж автомобилей в этом году на 15%. Это довольно много, а поскольку это серьезная логистическая цепочка, провал резонирует и по другим секторам.

Сейчас правительства большинства стран ищут рычаги помощи бизнесу и населению. Россия не исключение, говорит эксперт:

— Да, Банк России достаточно быстро отреагировал мерами регуляторного характера, которые позволят банкам поддержать малый и средний бизнес и ипотечных заемщиков. Но это очень точечные меры, связанные в основном с возможностью реструктуризации уже существующей задолженности. По моим наблюдениям, последнее, что сейчас нужно предпринимателям, это кредит. Да, есть новации по временному снижению налоговой нагрузки, но до налоговых органов конкретные решения еще не доведены. Между тем бизнес сейчас теряет позиции, и потом может получиться так, что и восстанавливать просто будет нечего.

Единственный способ компенсировать сокращение ВВП — это существенное повышение государственных расходов

В качестве примера Кирилл Лукашук приводит остановку кинопроката: «Хорошо, будет разрешено посещать кинотеатры. Что они будут показывать? Киноиндустрия тоже стоит. Это очень частный пример, но он хорошо демонстрирует то, как могут возникнуть проблемы на этапе восстановления экономики. Если ситуация затянется, то мы можем просто потерять очень много компаний, и реструктурировать банкам просто будет нечего».

По мнению Кирилла Лукашука, сейчас не хватает широкомасштабных мер по поддержке спроса:

— Мне кажется, уже поздно выделять какие-то отрасли и категории граждан. Учитывая, что мы два квартала будем ощущать проблемы, в поддержке будут нуждаться все. Не зря развитые экономики объявляют о поддержке спроса и в меньшей степени уделяют внимание решению проблем в банковской системе. С нашей точки зрения, меры, которые были приняты, это только первый шаг. Единственный способ компенсировать сокращение ВВП — это существенное повышение государственных расходов. Да, это приведет к дефициту бюджета, но это не страшно. У нас достаточно серьезная подушка безопасности в части золотовалютных резервов. Так вот сейчас лучший момент для того, чтобы поддержать и компании, и домохозяйства.

http://www.acexpert.ru/articles/spasti-realniy-sektor-ekonomiki-dolzhna-podderzhka.html

Правительство РФ выработало план поддержки реального сектора экономики

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 24

«Российские деньги должны работать в России», — заявил премьер-министр

Меры поддержки реального сектора экономики - картинка 25

Правительство РФ выработало план действий по поддержке реального сектора российской экономики, направленный на защиту инвесторов и поддержку предприятий малого и среднего бизнеса. Основные его положения представил глава кабинета Владимир Путин.

На специально созванном в пятницу вечером он заявил, что сегодня план необходимо «окончательно одобрить и принять», сообщает ИТАР-ТАСС. По его словам, в документе — «три главных блока».

Первый — «развитие нормативно-правовой базы по защите законных интересов инвесторов и кредиторов, предотвращению банкротств предприятий». В частности, необходимо сделать более прозрачными процедуры реорганизации юридических лиц, модернизировать залоговое право. Путин сообщил, что соответствующие предложения подготовлены. «Рассчитываю, что в самое ближайшее время мы с депутатами Госдумы эти вопросы закроем», — сказал он.

Второй блок связан с «активизацией наиболее эффективных форм поддержки предприятий различных секторов экономики», пояснил Путин. Прежде всего, подчеркнул он, «поддержка будет оказана строительству, машиностроению, оборонно-промышленному комплексу, сырьевому сектору, розничной торговле и сельскому хозяйству».

В частности, правительство намерено стимулировать экспортеров промышленной продукции, установить временные ценовые преференции для отечественных поставщиков «при осуществлении государственных и муниципальных закупок», а также расширить практику субсидирования процентных ставок по кредитам на техническую модернизацию производства.

Премьер-министр РФ Владимир Путин считает необходимым в полном объеме реализовать меры таможенно-тарифной защиты отдельных отраслей отечественного производства, в частности, автопрома и агропромышленного сектора. «Наши предприятия не должны страдать от курсовой политики, а импортеры не должны получать преимущества», — заметил Путин.

При этом государство будет содействовать реализации частной инициативы, а не брать ее на себя. «Мы идем навстречу предложениям бизнес-сообщества, но бизнес со своей стороны не должен потерять цивилизованные правила ведения дел, достигнутое качество корпоративного управления, ответственное поведение по отношению к потребителям, обществу и государству», — сказал Путин.

Третий блок плана состоит в «более существенной поддержке малого и среднего бизнеса», сообщил премьер-министр. Так, может быть увеличено его кредитование со стороны госбанков или предоставлены льготные условия аренды федерального имущества. Им также может быть предоставлен более широкий доступ к участию в исполнении государственного заказа.

Путин заверил, что кабинет не будет отказываться от основных инвестиционных программ. Правительство ставит своей целью «поддержать инвестиционные проекты в экономике», сказал он. «Россия достаточно сильна для того, чтобы не отказываться от тех наиболее существенных инвестиционных программ, которые мы уже запустили, — отметил Путин. — Они будут реализовываться, несмотря на известные трудности, но при этом необходимо обязательно еще раз оценить их эффективность и скорректировать финансовые параметры».

Вместе с тем, Владимир Путин особо подчеркнул, что вырабатываемые правительством меры по поддержке реального сектора, могут работать только в том случае, если выделяемые на это государственные средства не будут выводиться спекулятивных образом из страны. «Попытки направить на валютный рынок или вывести из страны средства, которые мы выделяем на поддержку реального сектора, должны жестко пресекаться», — подчеркнул он.

«Российские деньги должны работать в России», — подчеркнул премьер-министр.

Владимир Путин напомнил, что кабинет министров уже принимал целый ряд мер «по минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса на российскую экономику». «Естественно, эти решения не являются исчерпывающими, и все последнее время в правительстве, в профильных министерствах продолжался серьезный анализ ситуации, — сообщил глава правительства. — Это позволило глубже оценить проблемы, с которыми столкнулся реальный сектор экономики, выявить наиболее острые «болевые точки».

«Предложенный план станет основой для согласованной работы правительства, федеральных ведомств, Центробанка по преодолению негативных последствий в мировой финансовой системе, — подчеркнул Путин. — Конечно, этот план не является догмой. Это открытый» документ, и он будет корректироваться по мере изменения положения дел на глобальных рынках и в нашей экономике».

В связи с этим, обращаясь к участникам совещания, глава правительства попросил «все ведомства продолжать постоянно отслеживать ситуацию и при необходимости предлагать дополнительные меры».

Владимир Путин также особо подчеркнул, что «предлагаемый план должен быть абсолютно публичным, и в течение нескольких дней должен быть отредактирован и вывешен на сайте правительства».

http://www.vesti.ru/doc.html?id=220134

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях