WordPress

Меры поддержки одаренных детей

Меры поддержки одаренных детей - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Меры поддержки одаренных детей". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Статья 4. Меры государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи

Статья 4. Меры государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи

Государственная поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в области культуры и искусства предусматривает реализацию органами государственной власти области следующих мер:

1) организация выставок и конкурсов в области культуры и искусства с целью выявлений одаренных детей и талантливой молодежи;

2) поощрение одаренных детей и талантливой молодежи за достижения в области культуры и искусства;

3) предоставление одаренным детям и талантливой молодежи стипендий и премий Губернатора Иркутской области;

4) проведение творческих смен и семинаров при организации отдыха и оздоровления одаренных детей;

Информация об изменениях:

Законом Иркутской области от 9 ноября 2012 г. N 123-ОЗ в пункт 5 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

5) направление одаренных детей и талантливой молодежи — лауреатов областных выставок и конкурсов в области культуры и искусства на межрегиональные, всероссийские и международные выставки и конкурсы в области культуры и искусства;

Информация об изменениях:

Законом Иркутской области от 9 ноября 2012 г. N 123-ОЗ пункт 6 статьи 4 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

6) предоставление одаренным детям и талантливой молодежи на конкурсной основе именных стипендий исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего функции по государственному управлению в области культуры, в целях содействия в получении ими среднего и высшего профессионального образования в области культуры и искусства.

>
Меры государственной поддержки организаций культуры и искусства и любительских коллективов
Содержание
Закон Иркутской области от 29 декабря 2007 г. N 154-ОЗ «О государственной поддержке культуры в Иркутской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/21619698/172a6d689833ce3e42dc0a8a7b3cddf9/

Организация комплексной поддержки одаренных детей

Наталья Юрченко
Организация комплексной поддержки одаренных детей

Меры поддержки одаренных детей - картинка 2

Определение, используемое федеральным правительством,гласит: «Под одаренными и талантливыми детьми имеются в виду дети и, в соответствующих случаях, молодые люди, которые в дошкольных учреждениях, начальной или средней школе были распознаны как обладающие актуальными или потенциальными способностями, которые свидетельствуют о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учебная или организаторская/руководящая деятельность, а также изобразительное искусство и актерское мастерство, и которые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой».

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Выделяют такие виды одаренности: Интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-эстетическая, социальная (лидерская, психомоторная (спортивная, духовно-ценностная.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают деятельность, с которой не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

В сфере психосоциального развития одаренными талантливым детям свойственны следующие черты:

• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

• Не могут четко развести реальность и фантазию.

• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

• Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Интересы общества требуют специальных мер поддержки одарённых детей и молодёжи, как моральных, так и материальных. Ярко выраженная одаренность у таких детей должна быть поддержана и должны быть представлены такие условия обучения, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества.

Анализируя систему организационной, психолого-педагогической и социально-экономической поддержки одарённых детей, следует признать,что проблема эта касается нашего общества в целом: семьи, системы дошкольного, общеобразовательного, среднего и высшего профессионального образования.

Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Вот лишь некоторые формы и методы такой комплексной поддержки одаренных детей:

1. Поощрение одаренных детей:

• Создание системы мотивации для всех детей объединения;

• Издание публикаций в СМИ, в Интернет-изданиях;

• Награждение премией администрации Центра «Крылатая гордость»;

• Оформление стенда «Лучшие ученики Центра (или книга почета);

• Составление характеристик и рекомендаций для поощрения одаренных детей в различные инстанции (ОУ, администрацию района, города, области и для ВДЦ и МДЦ);

• Составление портфолио одаренного ребенка и направление его по итогам года на имя администрации школы;

• Вручение кубков «За вклад в развитие детского движения».

2. Работа с родителями одаренных детей:

• Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

• Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне Центра и муниципалитета;

• Направление письменных благодарностей на имя родителей;

• Частичная оплата расходов, связанных с участием в конкурсах одаренных детей;

• Материальная помощь в приобретении оборудования, формы для одаренных детей.

3.Работа с педагогами дополнительного образования:

• Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми на темы: «Soft Skills — база для формирования одаренности», «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в объединении», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения».

• Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;

• Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.

Меры поддержки одаренных детей - картинка 5Индивидуальный план-сопровождение одаренных детей Уважаемые коллеги, сейчас горячая пора, мы закрываем критерии и конечно все хотим побольше баллов. Есть у нас такая графа — работа с одаренными.

Модель взаимодействия с родителями одаренных детей Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень.

Проблемы одаренных детей Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем обычные.

Психолого-педагогические особенности одаренных детей Проблема одаренности человека занимала с давних времен. Именно в античную эпоху зародились такие понятия, как «гений» и «талант», которые.

Семинар для педагогов «Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги, рада всех приветствовать на нашем семинаре, который посвящён «Системе выявления и поддержки одаренных детей.

Составление ИОМ для одаренных детей Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Создание условий по развитию одаренных детей дошкольного возраста «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и.

Меры поддержки одаренных детей - картинка 7Творческое развитие одаренных детей в школе искусств им. А. И. Плотнова Тема творческого развития и становления подрастающего поколения актуальна во все времена. Создание благоприятных условий для развития одаренных.

Выявление и сопровождение одаренных детей в детском саду «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и.

http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-kompleksnoi-poderzhki-odarenyh-detei.html

Поддержка одаренных детей
статья

Меры поддержки одаренных детей - картинка 8

Поддержка одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
podderzhka_razvitiya_odarennyh_detey.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

педагог-психолог МБДОУ детский сад 12,

Формирование системы поддержки и развития одаренности детей дошкольного возраста.

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Одаренность – системное качество человека, развивающееся в процессе его жизнедеятельности и определяющее возможность достижения им незаурядных, выдающихся результатов в ценных для общества видах деятельности.

Одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Общая одаренность детей – единая и целостная характеристика ребенка, связанная с его высоким творческим потенциалом, складывающаяся в процессе его психического развития в результате системного взаимодействия личностных свойств и условий окружения и составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития.

Эти идеи обобщены в современной «Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и др.). Важнейшими положениями концепции является трактовка одаренности как интегрального феномена, соотносимого с личностью в целом.

Развитие одаренности заключается не только в формировании системы знаний, умений и навыков или развитии теоретического мышления, но, скорее, в обогащении индивидуального ментального (умственного) опыта ребенка, которое и выступает в качестве психологической основы развития личности.

Важным является этический аспект выявления одаренности у детей, учет возрастных закономерностей в признаках одаренности, понимание потенциального характера детской одаренности как общей предпосылки творческого развития человека, выявление зависимости ее проявления и развития от социального окружения и условий, созданных в образовательных учреждениях.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий.

Для актуализации одаренности детей дошкольного возраста в МБДОУ детский сад 12 создана среда, отвечающая следующим требованиям.

  • Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности (богатство возможностей).

Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

  • Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды, можно предложить следующие рекомендации для участников образовательных отношений МБДОУ детского сада 12 по развитию одаренности детей дошкольного возраста:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7)обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания;

11) признание ценности творчества ребенка значимыми взрослыми (педагогами и родителями), а также признание социальной значимости творческих достижений детей (участие в конкурсах, олимпиадах).

12) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость, удовлетворение.

Формирование умения видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция… — спрос на эти качества очень высок в настоящем и, несомненно, будет возрастать в будущем.


http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/25/podderzhka-odarennyh-detey

Правительство утвердило постановление о мерах поддержки одаренных детей

Москва. 19 ноября. INTERFAX.RU — Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, в соответствии с которым утверждены правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сообщает в четверг официальный сайт правительства России.

«Подписанным постановлением утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», — говорится в сообщении.

Правилами предусмотрено, что выявлением одарённых детей занимаются федеральные государственные органы, органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные и другие организации.

Отмечается, что в этих целях должны проводиться олимпиады, другие интеллектуальные и творческие конкурсы, мероприятия, «направленные на развитие творческих способностей, интереса к научной, исследовательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности».

Перечень таких мероприятий на очередной учебный год формирует Минобрнауки России и публикует на своём официальном сайте.

По итогам проведения включённых в перечень мероприятий информация о детях, которые стали их победителями и призёрами, направляется руководителям образовательных организаций, в которых обучаются эти дети, для формирования их портфолио и организации их дальнейшей поддержки и сопровождения.

Определяются формы поддержки и сопровождения одарённых детей, в частности, индивидуальная работа с одарёнными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, профессиональная ориентация таких детей с учётом потребностей рынка труда, содействие в трудоустройстве после окончания обучения, говорится в документе.

Мониторинг развития одарённых детей проводится с использованием информации, содержащейся в единой федеральной межведомственной системе учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.

«Ввод в промышленную эксплуатацию региональных сегментов этой межведомственной системы запланирован на октябрь 2016 года, а федерального сегмента — на декабрь 2016 года», — говорится в сообщении.

http://www.interfax.ru/russia/480162

Медведев утвердил меры поддержки одаренных детей

Меры поддержки одаренных детей - картинка 10

МОСКВА, 19 ноября. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила поддержки одаренных детей, сообщается на сайте правительства РФ.

Правилами предусмотрено, что «выявлением одаренных детей занимаются федеральные государственные органы, органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные и другие организации».

В этих целях должны проводиться олимпиады и другие интеллектуальные и творческие конкурсы, мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, исследовательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

Перечень таких мероприятий на очередной учебный год формирует Минобрнауки России и публикует на своем официальном сайте.

По итогам проведения включенных в перечень мероприятий информация о детях, которые стали их победителями и призерами, направляется в организацию, определенную в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (оператор), а также руководителям образовательных организаций, в которых обучаются эти дети, для формирования их портфолио и организации их дальнейшей поддержки и сопровождения.

В правилах определяются формы поддержки и сопровождения одаренных детей, в частности, индивидуальная работа с ними по формированию и развитию их познавательных интересов, профессиональная ориентация таких детей с учетом потребностей рынка труда, содействие в трудоустройстве после окончания обучения.

«Мониторинг развития одаренных детей проводится оператором с использованием информации, содержащейся в единой федеральной межведомственной системе учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам», — отмечается в пояснительной записке к документу.

Концепция создания такой системы утверждена распоряжением правительства в октябре 2014 года. Ввод в промышленную эксплуатацию региональных сегментов этой межведомственной системы запланирован на октябрь 2016 года, а федерального сегмента — на декабрь 2016 года.

http://tass.ru/obschestvo/2451892

Талант и грант

Меры поддержки одаренных детей - картинка 11

Меры поддержки одаренных детей - картинка 11

«В рамках образовательного процесса детям должно уделяться внимание, по возможности — равное. Но есть дети, которые проявляют особые качества, проявляют способности с ранних лет, и здесь активную роль должно играть государство», — заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Одна из важнейших задач системы образования — раннее выявление талантов у таких детей и их максимальное развитие, уверен он. «Наша задача — создать условия для развития и самореализации одаренных детей, научиться как можно раньше распознавать их потенциал и помогать раскрыться их способностям», — подчеркнул глава кабмина.

Он напомнил, что работа по выявлению и развитию молодых талантов ведется в России с 2012 года. Координирует поддержку Национальный координационный совет. Важный способ выявления талантов — олимпиады. Так, в прошлом году во Всероссийской олимпиаде приняли участие около шести миллионов школьников.

«Механизмы поддержки одаренных детей должны стать общенациональной системой», — убежден Медведев. В связи с этим он заявил о необходимости развития образовательных организаций для талантливых учеников, преподавать в которых должны лучшие учителя. Их подготовка должна проводиться в том числе на базе ведущих университетов, считает глава правительства. Кроме того, преподаватели в таких образовательных организациях должны использовать «самые современные формы и методы обучения», добавил он.

Меры поддержки одаренных детей - картинка 13

Меры поддержки одаренных детей - картинка 13

На что будет делать упор Минобрнауки, поддерживая таланты, рассказала глава ведомства Ольга Васильева. По ее словам, для выявления одаренных ребят будут активнее использоваться конкурсы, причем их тематика будет разнообразней, чем сейчас. Ведь важно искать таланты в разных сферах. В частности, в 2017-2018 учебном году планируется утвердить положение о всероссийском конкурсе школьных проектов и привлечь регионы к его организации. «Отличительной особенностью конкурса является то, что он носит надпредметный характер, и здесь каждый ребенок может предложить свой проект, свое изобретение, свою акцию», — сказала министр.

Планируется развивать и систему грантов для одаренных студентов. Конечно же, чтобы получить средства поддержки, нужно взять на себя обязательство работать в стране.

Важным Васильева назвала и развитие детских центров для работы с одаренными детьми. Нужно создать целую сеть таких организаций.

«Развитие таланта — задача учителя, — добавила министр. — Для этого мы будем повышать квалификацию преподавателей, проводить семинары и конкурсы мастерства».

Конечная цель программы поддержки — воспитать достойное будущее поколение, резюмировала Васильева.

Меры поддержки одаренных детей - картинка 15

Меры поддержки одаренных детей - картинка 15

России необходима выстроенная модель подготовки кадров — «начиная со школьной скамьи», продолжил тему глава Минкомсвязи Николай Никифоров. Он особо остановился на подготовке IT-специалистов, которые сейчас особенно нужны стране. «Подготовка программистов, специалистов в области IT высокой квалификации — это такой же сложный процесс, как подготовка олимпийских чемпионов, — сравнил Никифоров. — Здесь поздно начинать с первого курса вуза, нужно начинать со средних классов школы в возрасте примерно 12 лет». Министр привел примеры того, как таланты в этой сфере выявляются. Например, акция «Час кода», охватившая в прошлом году половину всех школьников, позволяет ребятам попробовать себя в качестве начинающих программистов.

Важная мера поддержки — рост числа бюджетных мест в вузах для IT-специалистов. Сегодня таковых уже 45 тысяч. «Таким образом, мы видим передачу талантливой молодежи в вуз и далее в индустрию», — подытожил Никифоров.

http://rg.ru/2016/09/01/kabmin-odobril-mery-podderzhki-odarennyh-detej.html

Меры поддержки одаренных детей

Постановление от 17 ноября 2015 года №1239. Утверждены Правила выявления одарённых детей, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития.

Документ

Постановление от 17 ноября 2015 года №1239

Подписанным постановлением утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (далее соответственно – Правила, одарённые дети).

Правилами предусмотрено, что выявлением одарённых детей занимаются федеральные государственные органы, органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные и другие организации (далее – организаторы). В этих целях должны проводиться олимпиады, другие интеллектуальные и творческие конкурсы, мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, исследовательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

Перечень таких мероприятий на очередной учебный год формирует Минобрнауки России и публикует на своём официальном сайте.

По итогам проведения включённых в перечень мероприятий информация о детях, которые стали их победителями и призёрами, направляется руководителям образовательных организаций, в которых обучаются эти дети, для формирования их портфолио и организации их дальнейшей поддержки и сопровождения.

Определяются формы поддержки и сопровождения одарённых детей, в частности, индивидуальная работа с одарёнными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, профессиональная ориентация таких детей с учётом потребностей рынка труда, содействие в трудоустройстве после окончания обучения.

Мониторинг развития одарённых детей проводится оператором с использованием информации, содержащейся в единой федеральной межведомственной системе учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам. Концепция создания такой системы утверждена распоряжением Правительства от 25 октября 2014 года №2125-р. Ввод в промышленную эксплуатацию региональных сегментов этой межведомственной системы запланирован на октябрь 2016 года, а федерального сегмента – на декабрь 2016 года.

http://government.ru/docs/20630/

Медведев утвердил меры поддержки одаренных детей

Меры поддержки одаренных детей - картинка 17

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил новые правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, соответствующий документ размещен на сайте правительства России.

Правилами предусмотрено, что «выявлением одаренных детей занимаются федеральные государственные органы, органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные и другие организации».

В этих целях должны проводиться олимпиады, другие интеллектуальные и творческие конкурсы, мероприятия, «направленные на развитие творческих способностей, интереса к научной, исследовательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности».

Перечень таких мероприятий на очередной учебный год формирует Минобрнауки России и публикует на своем официальном сайте.

Информация о победителях и призерах направляется руководителям образовательных организаций, в которых учатся эти дети, для их дальнейшей поддержки и сопровождения.

Предполагается, что с одаренными детьми будет проводиться индивидуальная работа по формированию и развитию их познавательных интересов, профессиональная ориентация с учетом потребностей рынка труда и содействие в их трудоустройстве после окончания обучения.

Мониторинг развития одаренных детей будет осуществляться с использованием единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся. Ввод в эксплуатацию региональных сегментов этой системы запланирован на октябрь 2016 г., а федерального сегмента – на декабрь 2016 г.

http://www.stoletie.ru/lenta/medvedev_utverdil_mery_podderzhki_odarennyh_detej_659.htm

Одаренные дети и дополнительное образование

Правовая база

Меры поддержки одаренных детей - картинка 19

Все основные аспекты обучения детей, проявивших выдающиеся способности, отражены в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года. Согласно его положениям одаренные представители подрастающего поколения вправе рассчитывать на государственную поддержку и содействие в развитии заложенных природой способностей.

Поиск и поддержка талантливых детей находится в ведении следующих структур:

  • федеральные, региональные и местные органы власти;
  • общественные и другие учреждения, занимающиеся проведением конкурсов и олимпиад интеллектуальной и / или творческой направленности;
  • организации, ответственные за физкультурные и оздоровительные мероприятия.

Важную роль в поиске одаренных детей играет проведение олимпиад и конкурсов. Участие во всероссийских мероприятиях, по итогам которых победителям присуждаются государственные премии, носит добровольный характер и не предусматривает взимания платы. Цели проведения соревнований: выявить способности, развить интерес и вести пропаганду той или иной научной, творческой или спортивной деятельности.

В дополнительном образовании одаренные дети получают право на финансовую поддержку. Денежные ассигнования выделяются из федерального бюджета. Поощрение может иметь вид:

  • разовой денежной выплаты;
  • назначения стипендии;
  • оплаты обучения (в том числе за рубежом).

Региональная и местная администрация, юридические и физические лица (или их объединения) вправе назначать дополнительные меры финансового стимулирования детей, проявивших выдающиеся способности в той или иной сфере.

В рамках государственной программы «Развитие образования» на финансовое обеспечение организаций, выявляющих и отслеживающих последующий прогресс одаренных детей, ежегодно из бюджета страны выделяется 25 млн рублей. Это положение зафиксировано в Постановлении Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017.

Работа с одаренными детьми в допобразовании

В отличие от общего, дополнительное образование предусматривает возможность свободного выбора предметного направления и профиля программ, времени их изучения, включение в самые разные виды деятельности с учетом индивидуальных склонностей каждого ребенка. Чтобы талантливые ученики могли в полной мере раскрыть свои способности, создаются специализированные учреждения:

  • структурные подразделения, организованные в рамках общих образовательных учебных заведений (школьные кружки и секции);
  • нетиповые учреждения, реализующие основные образовательные программы (частные учебные заведения и школы);
  • образовательные организации, реализующие дополнительные программы (узкоспециализированные научные, спортивные и творческие кружки).

Порядок организации и деятельность каждой из перечисленных структур регламентируется ФЗ «Об образовании РФ» (ч. 11 ст. 13). Работа с одаренными детьми в ДО ведется с учетом ряда параметров:

  • направления образовательных программ;
  • уровня подготовки;
  • планируемой степени обеспечения развития интеллектуальных, прикладных и творческих задатков обучающихся.

Исходя из этого, учредители образовательных организаций самостоятельно определяют порядок их комплектования.

Конкурсы

Чтобы реализовать на практике положения статьи 77 ФЗ «Об образовании», федеральные и местные органы власти ежегодно утверждают список олимпиад и других соревновательных мероприятий. Составленный список конкурсов публикуется на официальном сайте Министерства просвещения РФ. В документе в табличной форме отображаются названия конкурсов и организатор, ответственный за проведение каждого из них.

Меры поддержки одаренных детей - картинка 20

Алгоритм утверждения перечня олимпиад и выявленных с их помощью дарований происходит в следующей последовательности:

  1. Формирование перечня олимпиад проводится на основе сбора предложений, поступивших от федеральных органов, государственных корпораций, общероссийских объединений работодателей и ассоциаций вузов. Эти сведения стекаются в Министерство просвещения РФ, которое до 1 июля должно подготовить соответствующий список.
  2. Сформированные списки передаются на экспертизу в группу при Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России. После проведенной оценки предварительный перечень мероприятий публикуется на сайте Министерства просвещения (до 1 августа).
  3. Внесение корректировок в утвержденный список (до 1 декабря).
  4. В течение 10 дней после завершения мероприятий организатор направляет списки победителей и призеров оператору (на текущий момент это образовательный фонд «Талант и успех») и в учреждения, где они получают базовое образование (до 20 августа).

Меры поддержки одаренных детей - картинка 21

  1. Составление оператором обобщенных списков одаренных детей России и публикация их на государственных информационных ресурсах (до 1 сентября).
  2. Согласованный реестр направляется ответственному оператору, который в первых числах декабря публикует обобщенные списки одаренных детей на официальных сайтах заинтересованных государственных органов.

Если на начало декабря официально утвержденный оператор не определен, формированием и публикацией списков занимаются структуры, подотчетные Минпросвещения.

Всероссийские олимпиады

Порядок их проведения находится в компетенции федеральных исполнительных органов (Министерство просвещения и подведомственные ему структуры). Они утверждают:

  • регламент;
  • даты мероприятия;
  • перечень предметов, по которым будут проводиться соревнования;
  • образцы дипломов победителей и призеров.

Эти же аспекты федеральные органы исполнительной власти согласовывают для олимпиад школьников других уровней.

Обязательные требования к мероприятиям:

  • наличие утвержденного регламента;
  • этапность соревнований (минимум два тура, заключительный – обязательно проводится в очном формате);
  • финансовое, методическое и другое обеспечение мероприятия;
  • наличие у организатора официального сайта, на котором размещается информация о предстоящем конкурсе;

оповещение потенциальных участников о мероприятии через СМИ или интернет.

Меры поддержки одаренных детей - картинка 22

Чтобы проверить степень соблюдения нормативных требований, назначаются аккредитованные общественные наблюдатели. Они присутствуют на олимпиадах и при выявлении нарушений отправляют информацию о них в вышестоящие инстанции (федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти).

Поддержка и сопровождение одаренных детей

Работа по развитию способностей талантливых детей возлагается на организаторов мероприятий, в которых они стали победителями или призерами, общеобразовательное заведение и учреждение ДОУ, где занимается ребенок. Поддержка осуществляется в следующих формах:

  • индивидуальная работа с талантливыми детьми по развитию их способностей, включая занятия с тренерами или тьюторскую поддержку;
  • профориентация одаренных учеников;
  • содействие в трудоустройстве после завершения обучения;
  • психологическое сопровождение обучения одаренных детей.

Плюс к этому организации, где обучаются одаренные дети, должны вести мониторинг их персональных успехов и формировать индивидуальные портфолио. Перечень подконтрольных сведений устанавливается Министерством просвещения, а порядок постоянного наблюдения – самим образовательным учреждением.

Планы по развитию ДО одаренных детей

Работа с детьми, продемонстрировавшими способности в интеллектуальной, творческой или спортивной сфере, входит в компоненты государственного проекта «Национальное образование», сроки реализации которого завершатся в конце 2024 года. Один из блоков по развитию одаренных детей называется «Успех каждого ребенка». Общий бюджет этого всероссийского проекта – 80,5 млрд рублей. Выделенные из федерального и региональных бюджетов средства пойдут на разные цели:

  • создание 85 региональных центров выявления поддержки и развития способностей одаренных детей, в которых пройдут обучение около 5 % талантливых школьников;
  • обновление материально-технической спортивной базы в сельской местности;
  • строительство 245 технопарков «Кванториум»;
  • создание 340 мобильных технопарков «Кванториум», рассчитанных на 2 млн детей, проживающих в сельской местности и малонаселенных городах.

Плюс к этому планируется до 70 % повысить доступность дополнительного образования для детей с ОВЗ.

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании строится по специальным целевым программам, которые отличаются по содержанию, организации процесса и среды обучения, ожидаемому результату. Совместные усилия государства и педагогов ДО способствуют значительному росту достижений одаренных детей и оказывают влияние на их дальнейший жизненный путь.

http://edunews.ru/deti/info/odarennye.html

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях