WordPress

Меры поддержки материнства отцовства и детства

Меры поддержки материнства отцовства и детства - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Меры поддержки материнства отцовства и детства". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленное в ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации является одной из основ конституционного строя России.

В ст. 1 Семейного кодекса РФ говорится о том, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства, а семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

В силу специфики брачно-семейных отношений, в данной сфере нередки конфликты между супругами, когда последние не желая либо не имея возможности достичь приемлемого для обеих сторон решения по вопросам, связанным с разводом, воспитанием и содержанием детей, а также иным финансовым и имущественным вопросам, обращаются в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Вместе с тем, продолжают заслуживать особого внимания споры, связанные с воспитанием детей, это споры: об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67); о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72); об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76) и другие.

Как указано в Конвенции о правах ребенка п. 1 ст. 9 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // СПС «КонсультантПлюс» , государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ при раздельном проживании родителей, место жительства несовершеннолетних детей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор между родителями о месте жительства детей может быть разрешен судом по требованию любого из них.

В силу положений ст. ст. 57, 61и 65 СК РФ при разрешении спора между родителями об определении места жительства несовершеннолетних детей суд должен исходить из равенства прав и обязанностей отца и матери в отношении своих детей, а также из интересов несовершеннолетних и обязательно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 с учетом положений п. 3 ст. 65 СК РФ разъяснено, какие обстоятельства необходимо учитывать при разрешении спора об определении места жительства несовершеннолетнего ребенка. К таким обстоятельствам относятся: привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам; возраст ребенка; нравственные и иные личные качества родителей; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности, режима работы родителей, их материального и семейного положения, состояния здоровья родителей); другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. При этом, само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не может являться безусловным основанием для удовлетворения требования этого родителя об определении места жительства ребенка с ним.

Как показала судебная практика, в случае расторжения брака между супругами, место жительства детей определяется с их матерью. Однако иногда мать не учитывает, что отец ребенка обладает равными с ней правами и обязанностями, в том числе, на общение с ним, его воспитание, содержание и пр. Как правило, такое отношение продиктовано личными обидами и нежеланием понимать то, что ребенок любого возраста страдает от расставания родителей, от напряженных конфликтных отношений между ними. Поэтому искреннее желание отца сохранить тесных контакт с ребенком способствует прежде всего благополучию последнего.

Следует отметить, что в целях вынесения правильного судебного решения, которое в полной мере будет способствовать благополучию и защите интересов ребёнка, а также, для реализации основных принципов ювенальной юстиции, которыми являются индивидуализация и гуманизм, такие меры как выявление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, личностные черты ребенка и родителей, обследование специалистом-психологом сложившейся ситуации, повлекшей предъявление иска в суд, особенности взаимоотношений ребенка со средой, являются необходимыми. Большое значение, в этом случае имеет работа психолога, специалиста Управления социальной защиты населения.

Лишение родительских прав представляет собой крайнюю меру, применяемую к недостойным родителям в тех случаях, когда не удалось заставить их должным образом относиться к выполнению ими своих родительских обязанностей.

Вместе с тем, сам факт лишения судом родительских прав может оказать воспитательное воздействие на родителей, и соответственно возможно изменение их поведения. Закон предусматривает возможность восстановления в родительских правах в случае, когда родители, лишенные родительских прав, впоследствии изменят свое поведение и окажется возможным доверить им воспитание детей.

Трудно сказать, к сожалению или к счастью, но родители, лишенные родительских прав, пусть и в единичных случаях, обращаются в суд с исками о восстановлении в родительских правах.

http://vuzlit.ru/801001/obespechenie_gosudarstvennoy_podderzhki_semi_materinstva_ottsovstva_detstva

Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

Тематики направления

  1. Укрепление института семьи и семейных ценностей.
  2. Профилактика социального сиротства, в том числе раннее выявление семейного неблагополучия и организация оказания всесторонней помощи.
  3. Социальная адаптация детей-инвалидов, поддержка семей с детьми-инвалидами, родителей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Содействие устройству детей в семьи.
  5. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной взрослой жизни.
  6. Профилактика домашнего насилия, жестокого обращения с детьми.
  7. Постинтернатное сопровождение молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  8. Развитие у детей навыков безопасного поведения в городской среде.
  9. Развитие у детей навыков безопасного поведения при использовании информационно-коммуникационных технологий, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иных виртуальных средах.
  10. Поддержка и развитие межпоколенческих отношений в семье и в обществе.
  11. Развитие добрососедских отношений.
  12. Реализация партнерских проектов по предотвращению семейного неблагополучия, защите прав и интересов детей.
  13. Профилактика деструктивного поведения детей и подростков, реабилитация и социализация несовершеннолетних правонарушителей.

Для корректной работы рекомендуется использовать браузер Google Chrome или Firefox

http://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/contest/directions/family

Господдержка материнства в России. Досье

Меры поддержки материнства отцовства и детства - картинка 3

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 ноября 2017 года президент России Владимир Путин предложил ввести с 2018 года ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка до достижении им полутора лет. Об этом он заявил на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о господдержке матерей в России.

Господдержка

Конституция РФ (1993) гарантирует обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7). Пункт 1 статьи 38 Основного закона гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Господдержка матерям в России оказывается в виде различных пособий. Вставшим на учет в медицинское учреждение на раннем сроке беременности выплачивается единовременное пособие в размере 613,14 руб. (здесь и далее данные на 2017 год), вышедшим в декретный отпуск — пособие по беременности и родам (рассчитывается исходя из среднего заработка женщины).

При рождении ребенка предоставляется разовая выплата в размере 16 тыс. 350,33 руб., в случае рождения двух и более детей она выплачивается на каждого ребенка.

По уходу за ребенком предоставляется оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Размер выплат составляет 40% от среднего заработка. Для неработающих матерей предусмотрено пособие, его минимальный размер по уходу за первым ребенком составляет 2 тыс. 908,62 руб. в месяц, за вторым и последующими детьми — 5 тыс. 812,24 руб. Также мать, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. (данная норма установлена указом президента РФ от 30 мая 1994 года «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и действует с 2001 года). Она оформляется только по заявлению (по месту работы, службы или в орган соцзащиты по месту жительства) и выплачивается до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Кроме того, с 2007 года действует такая форма поддержки семей с детьми, как материнский (семейный) капитал. Размер этой единовременной государственной субсидии составляет 453 тыс. 26 руб. Программа действует до 31 декабря 2018 года. Президент РФ Владимир Путин 28 ноября 2017 года предложил продлить ее до конца 2021 года и ввести дополнительные возможности использования маткапитала.

Госнаграды

В 1944-1991 гг. в систему государственных наград СССР входил орден «Мать-героиня». Он вручался женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Одновременно им присваивалось почетное звание «Мать-героиня» (его получили свыше 400 тыс. женщин). Кроме того, существовал орден «Материнская слава» (с 1944 года), его удостоились свыше 5 млн женщин.

13 мая 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев своим указом учредил орден «Родительская слава». «За большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей» могут награждать как мать, так и отца. Орден вручается родителям или усыновителям, имеющим не менее семи детей. Первое награждение состоялось в январе 2009 года. Всего в 2009-2017 гг. награждены 347 многодетных семей. В 2017 году ордена были вручены 38 семьям, в том числе одному отцу-одиночке.

Кроме того, во многих регионах вручаются собственные медали «Материнская доблесть».

Статистика

В Российской Федерации — 78,7 млн лиц женского пола (54% от общей численности населения — 146,8 млн; данные Росстата на 1 января 2017 года). По данным на 2016 год, 35,2 млн женщин работают (48,7% от всего занятого населения — 72,3 млн). Среди экономически активных женщин 22,3 млн (63,5%) состоят в браке, 4,9 млн (13,9%) не замужем, 2 млн (5,8%) — вдовы, 5,9 млн (16,8%) — в разводе.

Согласно последней Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010), в России насчитывалось 65,5 млн женщин в возрасте 16 лет и старше. Из них 33,3 млн состояли в браке (28,9 млн — в зарегистрированном, 4,4 млн — в незарегистрированном), 10,8 никогда не были замужем, 6,4 млн — официально разведены, 11,8 млн — вдовые, остальные при опросе не сообщили о своем статусе.

По ВПН-2010 среди опрошенных женщин в возрасте 15 лет и старше 49 млн являлись матерями.

В 2016 году, по предварительным данным Росстата, в России было зарегистрировано 985,8 тыс. браков и 608,3 тыс. разводов, родились 1 млн 893,3 тыс. детей. Численность детей в возрасте до 14 лет (включительно) — почти 25 млн.

Всего в России насчитывается около 42 млн семей: половина не имеет детей, чаще в семье воспитывается только один ребенок (данные были озвучены на конференции «Семья и актуальные проблемы современной семьи», состоявшейся 6 мая 2014 года в Карачаево-Черкесии).

По состоянию на начало 2017 года, число полных семей с детьми — 11 млн 600 тыс. 5,6 млн семей являются неполными, из них 5 млн — матери-одиночки. Число многодетных семей — 1 млн 566 тыс. (рост на 25% по сравнению с ВПН-2010). В детских домах, по данным на начало 2017 года, озвученным уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой, находятся около 60 тыс. детей. На опеку взяты 237 тыс. детей, усыновлены 115 тыс.

http://tass.ru/info/4767973

§ 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения

Конституция РФ предусматривает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства ( п. 2. ст. 7). В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (п.

Государственная поддержка семьи, материнства и детства осуществляется в различных сферах и формах, в том числе в правовой форме. Особый статус работающей женщины, женщины-матери, а в ряде случаев при ее отсутствии отца либо других членов семьи, осуществляющих уход за детьми и их воспитание, закреплен в трудовом законодательстве. Речь идет о ряде дополнительных трудовых прав и гарантий: о запрещении применения труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах (кроме некоторых нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию), об ограничении труда женщин на работах в ночное время, запрещении ночных, сверхурочных работ и направлении в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; введении дополнительных оплачиваемых перерывов для кормления ребенка и т.д.

Богатый арсенал правовых способов поддержки семьи, материнства, отцовства и детства содержится в праве социального обеспечения. К их числу относятся, в частности, пенсии на детей в случае потери кормильца; отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок; содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и детских садах за небольшую плату или бесплатно; бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста; дополнительные меры социальной защиты многодетных семей; предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятой 67-й сессией Генеральной конференции МОТ 29 июня 1981 г. [196] , дает новый импульс для усиления экономических и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.

Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г.«0 государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения).

Действие Закона от 19 мая 1995 г. распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории России.

Вправе получать пособия и граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и некоторую иную службу на территории иностранных государств. Исключение составляют: граждане, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; граждане, лишенные родительских прав; граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. На этих граждан действие закона не распространяется.

Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством РФ. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждено им 4 сентября 1995 г.

Установлено несколько общих правил, касающихся всех государственных пособий гражданам, имеющим детей.

1.Размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в со ставе заработной платы.

2.Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать соответствующие органы, назначающие и выплачивающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

3.Суммы государственных пособий, выплаченные получателям вследствие их злоупотребления (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие соответствующих данных и т.д.), возмещаются ими самими, а в случае отказа возместить их взыскивают в судебном порядке.

4.В случае отказа в назначении пособий заявителю письменно со общается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа и порядка его обжалования (одновременно заявителю возвращаются все документы, которые им прилагались к заявлению).

5.Споры по вопросам назначения и выплаты пособий разрешаются по общим правилам, в том числе в судебном порядке.

Федеральным законом от 24 июля 1999 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [197] предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантированной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. Система таких пособий безусловно претерпит в перспективе существенные изменения, поскольку уровень некоторых пособий явно недостаточен, он не обеспечивает необходимое качество жизни детей.

В данной главе рассматриваются социальные пособия, которые предусмотрены Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Вопросы обеспечения детей и семей с детьми иными денежными выплатами (пенсиями, другими пособиями и компенсациями) рассматриваются в соответствующих разделах и главах учебника.

http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/materinstvo-ottsovstvo-detstvo-sistema-116882.html

Статья 38 Конституции РФ

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Статье 38 Конституции РФ

1. Материнство, детство, семья, отцовство (о нем говорится в ст. 7 и п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции) — социальные ценности общественной жизни. Они представляют собой взаимосвязанную систему факторов, характеризующих состояние общества, смену и преемственность поколений. Защита материнства, детства, семьи, отцовства имеет комплексный характер, осуществляется разнообразными мерами государства, субъектов Федерации, муниципальных образований, путем действия многих норм различных отраслей права (административного, трудового, гражданского и т.д.). Защита семьи, материнства, детства, отцовства осуществляется также мерами общественного воздействия, деятельностью различных общественных объединений, системой нравственных отношений, сложившихся в обществе. Забота о семье, материнстве, детстве означают создание обществом и государством социально-экономических, политических, идеологических и нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав. Защита семьи, материнства, детства предусматривается международными актами (Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. и др.).

Вопросы семьи, ее развития актуальны для России. Почти половина семей не имеет детей, а в большинстве — только одного ребенка*(472). Кроме того, в детских домах, не имея семьи, находятся 170 тыс. ребят, а 3 млн бездомных и безнадзорных детей находят себе пристанище на улицах*(473). Поэтому фактически в каждой из четырех приоритетных национальных программ — «Здоровье», «Образование», «Достойное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса»*(474) — содержатся положения, относящиеся к охране и развитию семьи, материнства, детства.

В России «защита семьи, материнства, отцовства и детства» находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции). Конкретное распределение прав и обязанностей по этим вопросам между Федерацией и ее субъектами содержится в различных законах — Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законе об образовании, Федеральном законе от 24.06.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — в ред. от 30.06.2007 (в связи с ратификацией Россией в 2009 г. Конвенции ООН о правах ребенка в данный Закон внесены изменения о мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию детей*(475); СК и др. Федеральное законодательство регламентирует также основные принципы и важнейшие положения, относящиеся к семье, материнству, отцовству, детству. Некоторые из этих положений реализуются посредством законов субъектов РФ с учетом местных условий (например, о брачном возрасте). Субъекты РФ могут также самостоятельно регулировать своими законами отдельные вопросы, но такие законы не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Поддержка материнства имеет в России особое значение, поскольку смертность превышает рождаемость (ежегодно население страны уменьшается приблизительно на 700 тыс. человек, а плотность населения втрое меньше общемировой)*(476). Работающие и неработающие женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в связи с постановкой на учет получают 375 руб. (с 1 января 2009 г.). При уходе в отпуск по беременности и родам («декретный отпуск») социальное пособие женщине выплачивалось с 2007 г. в предельном размере 16 125 руб. (раньше — меньше). Конституционный Суд РФ Постановлением от 22.03.2007 N 4-П*(477) признал такие ограничения неконституционными. Суд указал, что этим несоразмерно ограничивается размер пособия для работающих застрахованных женщин, чей средний заработок превышает установленную норму, и постановил, что в течение шести месяцев парламент должен привести законодательство в соответствие с данным Постановлением, что и было сделано. Новый предельный размер пособия по беременности и родам был установлен в размере 100% среднего заработка, но не выше 23 400 руб. в месяц (в среднем с 30 недель беременности), с 1 января 2009 г. эта сумма повышена до 25 390 руб.*(478)

В дополнение к федеральным пособиям субъекты РФ, если они имеют средства, устанавливают меры дополнительной социальной помощи. Так, в Москве при усыновлении первого ребенка в дополнение к федеральным 8000 руб. выплачивается пятикратная величина прожиточного минимума (по Москве), при усыновлении второго — семикратная, третьего и последующих — 10-кратная, а при рождении одновременно трех и более детей родителям выплачивается единовременное пособие 20 тыс. руб., с 2009 г. при рождении первого ребенка выдается 5500 руб., каждого последующего — 6700 руб., а если родится тройня, семья получит 50 тыс. руб. В Московской области с 1 января 2009 г. при усыновлении двух детей выплачивается единовременное пособие в размере 30 тыс. руб., трех и более — 100-150 тыс. руб. Есть и другие городские пособия: для одиноких матерей, для детей военнослужащих по призыву, студенческим семьям и т.д.

Об отцовстве в законодательстве говорится меньше. Семейный кодекс устанавливает, что отцовство, как семья и материнство, находится под защитой государства (ч. 1 ст. 1). Отец может полностью или частично воспользоваться отпуском при рождении или усыновлении ребенка, если отпуском не воспользовалась мать (ст. 257 ТК). Отец, один усыновивший ребенка, может использовать отпуск с выплатой ему пособия со дня усыновления (70 дней после рождения ребенка), а при одновременном усыновлении двух и более детей — 110 календарных дней со дня их усыновления. Существуют ограничения для направления в командировку, привлечения к сверхурочным работам, в ночное время, в выходные дни отцов, имеющих детей-инвалидов, осуществляющих уход за больными членами семьи. Отцу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (если этим правом не воспользовалась мать).

Брачный возраст устанавливается в 18 лет. Органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак с 16 лет, а при особых условиях законами субъектов РФ может быть разрешено вступление в брак и до 16 лет — с 14 лет. Брак не может быть заключен лицами, уже состоящими в браке, близкими родственниками, усыновителями и усыновленными (это относится и к удочерению), недееспособными по причине психических расстройств. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, добровольно, но если лицо скрыло от другого лица наличие венерической болезни, ВИЧ-инфекции и др., суд по заявлению стороны может признать брак недействительным.

Брак может быть расторгнут по желанию хотя бы одного из супругов, но муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о разводе во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Расторжение брака при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в случае, если один из супругов признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет, производится в органах ЗАГС. В иных случаях расторжение брака осуществляется судом. Брак может быть признан судом недействительным, если нарушены условия для вступления в брак, а также в случае заключения фиктивного брака, когда супруги или один из них не имели намерения создать семью.

2. Одна из главных задач родителей — забота о детях, их воспитание. Пункт 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. гласит, что интересы ребенка являются предметом основной заботы родителей. Проявление такой заботы диктуется не только нравственными, но и правовыми нормами. Часть 4 ст. 43 Конституции РФ устанавливает, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Глава 11 СК говорит о праве детей: жить и воспитываться в семье; знать своих родителей; проживать совместно с ними, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка; на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, другими родственниками (ст. 54). Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них (в случае конфликтов родителей или препятствий это право может быть обеспечено решением суда).

Дети (подростки с 14 лет) могут допускаться к определенным видам труда (в сельском хозяйстве, в больницах, по уборке улиц), но для них запрещены работы в ночное время, тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда. Они вправе распоряжаться своим заработком. Забота родителей относится прежде всего к несовершеннолетним детям. Что же касается детей, достигших совершеннолетия, то родители обязаны содержать тех, кто нетрудоспособен и нуждается в помощи (ст. 85 СК).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, неисполнении родителями обязанностей по воспитанию, защите, образованию, при злоупотреблении родительскими правами (в том числе одним из родителей) ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства (такие органы действуют в системе местного самоуправления), а по достижении 14 лет — в суд (ст. 56 СК). Права ребенка защищает также прокуратура. При утрате родителей или лишении их родительских прав права и интересы ребенка непосредственно обеспечиваются органами опеки и попечительства.

Забота о детях, их воспитание — право и обязанность обоих родителей, которые имеют равные права и несут равные обязанности. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами и органами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются матерью и отцом совместно, исходя из интересов детей. Мнение детей должно быть учтено. Разногласия между родителями разрешаются органами опеки и попечительства или судом.

Родители, осуществляющие свои права в ущерб правам и интересам детей, злоупотребляющие своими правами, могут быть по суду в них ограничены или полностью лишены родительских прав. Они могут быть привлечены к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям, если это соединено с жестоким обращением (ст. 156 УК).

В 2007 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 гг. В нее входит несколько подпрограмм: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья» и пр. На осуществление Программы из государственного бюджета выделено 50 млрд руб.*(485)

3. На определенной стадии развития родственных отношений на смену заботе родителей о своих детях приходит забота достигших совершеннолетия трудоспособных детей о своих родителях. Такая забота имеет характер моральной поддержки, внимания к проблемам и интересам родителей, но она может приобрести и обязывающий правовой характер материального обеспечения, если родители нетрудоспособны и нуждаются в помощи (ст. 87 СК). Для этого, однако, необходимо, чтобы дети были трудоспособны, способны оказать помощь. При отсутствии помощи и при наличии исключительных обстоятельств (увечья родителя, тяжелой болезни, необходимости постоянного ухода и т.д.) совершеннолетние дети могут быть обязаны судом нести дополнительные расходы в связи с названными обстоятельствами. Однако дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей и от участия в дополнительных расходах, если судом будет установлено, что родители уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей (п. 5 ст. 87, п. 2 ст. 88 СК).

http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-38-krf

Поправки в Конституцию: защита семьи, материнства, отцовства и детства

Меры поддержки материнства отцовства и детства - картинка 6

Госдума одобрила президентскую поправку о закреплении в Конституции понятия о том, что брак является союзом мужчины и женщины.

Согласно поправке, к совместному ведению государства и регионов относится защита института брака как союза мужчины и женщины. А наряду с этим — защита семьи, материнства, отцовства и детства, создание условий для достойного воспитания детей в семье и для осуществления детьми обязанности заботиться о родителях.

«Что касается «родителя №1 и родителя №2″ — я уже как-то публично говорил, повторю еще раз, пока я президент у нас не будет родителей один и два — у нас будут папа и мама», — подчеркнул в одном из выступлений Владимир Путин.

Это должно пресечь спекуляции на теме предоставления отдельных прав людям нетрадиционной сексуальной ориентации.

Поправки в Основной закон страны по данной теме выглядят следующим образом:

4. «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

1. «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

ж1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

е)… общие вопросы… молодежной политики».

Правительство Российской Федерации:

«в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области. поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей».

— Что происходит вокруг? Папа 1, папа 2, мама 1, мама 2… Дети не рождаются естественным путем, а из пробирок, от суррогатных матерей. И не потому, что люди не хотят иметь нормальную семью, а потому что им уже навязали такое мышление, что семья – не нечто обязательное. И без этого можно счастливо прожить, — отметила председатель комитета по социальной политике и охране здоровья Мурманской областной думы, член Всероссийской политической партии «Единая Россия» Надежда Максимова в комментарии «Мурманскому вестнику».

Именно поэтому так важно закрепление в конституции нормы, что семья – союз мужчины и женщины, и не менее важно проголосовать за эту норму.

— Мы таким образом не просто сохраним население России, мы сохраним население всего мира. Продолжение рода – это наши дети. От папы с папой и от мамы с мамой дети не рождаются. Они рождаются в семье, браке, где есть папа и мама, — подчеркнула депутат. — В центре внимания государства семья и будущее наших детей, их духовное и нравственное воспитание. Голосуя за поправки, мы голосуем за будущее.

Общество начинается с семьи, поэтому сейчас государство и принимает решительные меры для защиты этого института.

Портрет семьи

По данным «Российской газеты», в официальном браке состоят чуть больше половины россиян. Среднестатистическая российская семья – это мама с папой, мечтающие о втором ребенке или уже успевшие им обзавестись. Если в конце минувшего столетия среднестатистическая городская семья в России на первом ребенке и ставила точку, то с середины 2010-х годов модель изменилась: иметь двоих детей стало нормой.

Молодые родители живут в отдельной квартире, взятой в ипотеку, чаще всего двухкомнатной, раз в год ездят на отдых в пределах своей страны.

Средний возраст жены, родившей первенца, 29 лет. Она на три года старше молодой мамы из конца 90-х.

Самый активный возраст вступления в брак в нашей стране — 20-29 лет. Но шесть лет назад социологи отметили, что «брачующихся» стало меньше, потому что молодежь 1990-х годов рождения, готовая по возрасту к женитьбе, немногочисленна. По свежему опросу ВЦИОМ, 90 процентов наших граждан не в восторге от неофициальных отношений.


http://www.mvestnik.ru/newslent/popravki-v-konstituciyu-zawita-semi-materinstva-otcovstva-i-detstva/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях