WordPress

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства закон

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства закон - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Меры поддержки малого и среднего предпринимательства закон". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Малый бизнес, не попавший в Реестр МСП, остался без господдержки

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства закон - картинка 2

Хочу заступиться за те малые и средние предприятия, которые по каким-либо причинам не попали в заветный «Реестр субъектов малого и среднего бизнеса». И хочется спросить: «А почему это, собственно, на них меры государственной поддержки не распространяются? Что это за формализм такой?»

Вникал в тему не очень глубоко, но вижу, что в данной ситуации идет нарушение нескольких позиций Конституционного Суда РФ и прогнозирую в будущем серьезные споры по этому поводу.

Вопрос:

Наше предприятие по всем параметрам является малым предприятием. Однако мы в «Единый реестр субъектов МСП» еще не включены (в прошлом году мы к малому бизнесу еще не относились, а стали фактически «малым» относительно недавно). Как быть в этой ситуации? Распространяются ли на нас меры поддержки, определенные постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409?

Ответ:

Напомним, что критерии, которые позволят квалифицировать налогоплательщика как субъекта малого и среднего предпринимательства, определены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

По общему правилу, реестр компаний, относящихся к малому или среднему предприятию, ведется в электронном сервисе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» на сайте ФНС России.

Отвечая на Ваш вопрос, можно прямо сослаться на положения подп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, в соответствии с котором право на меры поддержки имеют только те малые и средние предприятия (и ИП), которые по состоянию на 1 марта 2020 г. включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поэтому формально, те организации, которые на 1 марта не включены в вышеуказанный реестр не имеют право на меры поддержки, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

Однако мы считаем, что в данной ситуации необходимо руководствоваться не только формальным подходом, но и подходом «по существу».

Включение предприятие в реестр означает, по нашему мнению, безусловность того, что меры поддержки, предусмотренные в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, на него распространяются в любом случае.

В то же время, соответствие налогоплательщика критериям малого и/или среднего предприятия, но его не включение в реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не соотноситься с целью и смыслом тех государственных мер поддержки, которые вводит государство для поддержки тех субъектов бизнеса, которые оказались в сложных экономических условиях.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, налоговые обязательства обусловлены экономической деятельностью, а их возникновению предшествует, как правило, вступление лиц в гражданские правоотношения, на которых и основаны налоговые обязательства и (или) с которыми они тесно связаны. Следовательно, законодательная дискреция в области налогообложения также обусловлена его связью с экономически значимой деятельностью налогоплательщиков, а потому и нормы налогового законодательства, определяя основания, порядок и условия налоговых изъятий в бюджет, находятся в объективной взаимосвязи с нормами гражданского законодательства.

При этом федеральный законодатель, осуществляя соответствующее правовое регулирование, обязан по смыслу ч. 1 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, исходить не только из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, но и из частных интересов физических и юридических лиц с тем, чтобы соблюдалась соразмерность между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности и обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей.

Иное привело бы к неправомерному перенесению публично-правового метода регулирования, применяемого в налоговых отношениях, основанных на властном подчинении одной стороны другой, на гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве участников, и к произвольному ограничению свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов (см. постановления КС РФ от 20.02.2001 № 3-П, от 14.07.2003 № 12-П, от 13.03.2008 № 5-П, от 23.12.2009 № 20-П, от 01.03.2012 № 6-П, от 01.07.2015 № 19-П, от 24.03.2017 № 9-П, от 21.12.2018 № 47-П и др.).

Более того, в силу правовой позиции КС РФ, изложенной в ряде его решений, налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и не в виде простого перечня, а как элементы системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику во многом предопределяются объективными закономерностями их экономической деятельности; при этом НК РФ исходит из того, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, как это следует, в том числе из п. 3 ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» (Постановление от 11.07.2017 № 20-П; Определения от 01.10.2009 № 1269-О-О, от 01.12.2009 № 1484-О-О и др.).

Кроме того, по смыслу ст. 57 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ее ст. 19, нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения, осуществляемое с учетом его конституционно-правовой природы, должно быть основано на конституционном принципе равенства, который применительно к сфере налогообложения подразумевает его равномерность, нейтральность и справедливость и исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковые налоговые последствия и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование (см. Постановления КС РФ от 22.07.2009 № 10-П, от 25.12.2012 № 33-П и др.).

В этом случае, по нашему мнению, для определения права Общества на применение пониженных ставок необходимо руководствоваться именно тем, подпадает ли Общество под критерии МСП на 01.04.2020 г. (то есть на начало периода применения пониженных ставок), которые прямо установлены положениями ст. 4 Закона о МСП, а не сведениями из сервиса ФНС России, поскольку:

Во-первых, на наш взгляд, сервис носит справочный характер и выступает больше как ориентир в оперативном определении статуса компании.

В частности, на сайте ФНС России размещен раздел «Вас нет в реестре МСП или данные не корректны», предусматривающей возможность самостоятельной подачи налогоплательщиком заявления о внесении в реестр актуальных данных.

Иными словами, данные сервиса не носят точного характера и не всегда актуальны, что признается самой ФНС России.

Во-вторых, сама формулировка ст. 6 Закона № 102 предусматривает, что пониженные ставки предоставляются:

«Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»…»

Если бы меры поддержки предоставлялись только «субъектам из реестра», об этом прямо было бы указано также в Федеральном законе от 10.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Следовательно, на наш взгляд, при определении права налогоплательщика на применение пониженных ставок страховых взносов необходимо ориентироваться на соблюдение им критериев, установленных для МСП в ст. 4 одноименного Закона, а не информацией из сервиса на сайте ФНС России.

Однако при этом во избежание налоговых рисков мы рекомендуем налогоплательщикам, обладающим признаками МСП, но отсутствующим в реестре, своевременно обращаться в ФНС России с соответствующим заявлением о его актуализации.

Кроме того, мы уверены, что налоговые органы будут «текстуально» руководствоваться положениями Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 № 409, поэтому налогоплательщик, не находящийся в вышеуказанном «реестре», но, тем не менее, претендующий на меры государственной поддержки по этому постановлению, должен быть готов защищать свои права и законные интересы в судебном порядке, вплоть до Верховного Суда РФ, а также, не исключено и до Конституционного Суда РФ.

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства закон - картинка 5

Генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук. С 1993 года лично провел более 480 судебных дел (в пользу клиентов принято более 90 % судебных актов). Преподавательский стаж с 1988 года. Автор более 250 научных публикаций и книг. С 1994 года является главным редактором журнала «Налоги и финансовое право».

http://www.klerk.ru/blogs/bryzgalin/498525/

Госдума приняла закон о гарантийной системе поддержки малого и среднего бизнеса

МОСКВА, 11 марта. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, направленный на развитие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Документ был инициирован правительством РФ.

В систему будут входить Корпорация МСП, МСП Банк и региональные гарантийные организации, которые во взаимодействии друг с другом и на основании единых стандартов обеспечивают кредитно-гарантийную поддержку.

Организации будут проходить ежегодное ранжирование Корпорацией МСП с присвоением ранга, характеризующего степень их финансовой устойчивости и эффективности. С учетом этого ранга государство будет оказывать финансовую поддержку таким организациям.

Ожидается, что закон позволит обеспечить среднегодовой прирост объема финансовой поддержки субъектам МСП не менее чем на 10%, увеличив совокупный ежегодный объем финансовой поддержки субъектов МСП со 117 млрд рублей в 2018 году до 205 млрд рублей в 2024 году, а также обеспечить ежегодный прирост числа малых и средних предприятий, которые получают поддержку, не менее чем на 3% (к 2024 году рост должен составить 6 тыс. предприятий ежегодно).

Закон вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

http://tass.ru/msp/7945223

Госдума приняла в третьем чтении поправки об экстренных мерах поддержки бизнеса в связи с распространением коронавируса

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства закон - картинка 6

Законопроектом предусматривается ряд существенных изменений в действующее законодательство РФ в связи с необходимостью защиты здоровья населения и борьбы с коронавирусом на территории России, а также поддержки бизнеса в чрезвычайных условиях, вызванных распространением инфекции, отмечают авторы документа.

Законопроект содержит три блока вопросов. Речь идет о дополнительных полномочиях Правительства РФ по повышению эффективности борьбы с коронавирусом, устранение последствий пандемии для здоровья граждан и для бизнеса и экономики в целом.

Одной из наиболее существенных для малого и среднего предпринимательства мер является установление с 1 апреля по 31 декабря 2020 года моратория на проведение плановых и внеплановых проверок, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для субъектов МСП (субъекты предпринимательства, включенные с единый реестр субъектов МСП в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации).

Исключение составят проверочные мероприятия, основанием для проведения которых будет причинение вреда жизни и здоровью граждан (или угроза причинения такого вреда), а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Также законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно законопроекту, в случае введения режима повышенной готовности для предупреждения чрезвычайных ситуаций, будет допускаться закупка у единственного поставщика любых товаров, работ, услуг (без учета их в наличии в перечне, утвержденным распоряжением Правительством Российской Федерации от 30.09.2013 № 1765-р). Право устанавливать основания для закупки у единственного поставщика и определить порядок таких закупок предоставляется Правительству РФ в срок до 31.12.2020.

Кроме того, стороны государственного контракта по согласованию могут изменять срок его исполнения и цену, если прежние условия государственного контракта неисполнимы (например, из-за влияния новой коронавирусной инфекции).

Законопроектом также вводится существенное расширение полномочий Правительства РФ в части предоставления хозяйствующим субъектам, у которых закончился срок действия лицензии – продолжать заниматься лицензируемой деятельностью (без получения новой лицензии, переоформления документов и продления срока их действия). К указанным категориям лиц не применяются меры ответственности за осуществление деятельности без лицензии или иного разрешения.

Законопроектом дополняются полномочия Правительства РФ в части возможности введения моратория на возбуждение (по заявлению кредиторов) дел о банкротстве при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах.

В акте Правительства РФ о введении данного моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные ОКВЭД, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория. При этом заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданного во время действия вышеуказанного моратория, суды будут возвращать.

В блоке вопросов о защите здоровья населения, законопроектом вносятся изменения в несколько федеральных законов.

Так, изменения вносятся в Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в части наделения Правительства РФ полномочиями, позволяющими определять порядок государственной регистрации препаратов для профилактики лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также медицинских изделий. Согласно законопроекту, Правительство сможет ограничивать продажу медицинских изделий на срок до 90 календарных дней (перечень таких изделий также определяется Правительством РФ).

Кроме того, вносятся изменения в Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которым Правительство РФ наделяется полномочиями о принятии решения о возврате туристам (или заказчикам) денежных средств, уплаченных за туристский продукции, в случае, если иностранное государство ограничит въезд туристов. Аналогичное решение Правительство вправе принимать в случае, если в иностранном государстве будет существовать угроза жизни, здоровью, имуществу туристов.

Возврат денежных средств будет осуществляться из средств фонда персональной ответственности туроператора.

http://opora.ru/news/gosduma-prinyala-v-tretem-chtenii-popravki-ob-ekstrennykh-merakh-podderzhki-biznesa-v-svyazi-s-raspr.html

О поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях реализации антикризисных мер Правительства Российской Федерации

Заслушав информацию Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова о поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях реализации антикризисных мер Правительства Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Реализация антикризисных мер осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года № 98-р, во взаимодействии с Федеральным Собранием Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, профессиональным и экспертным сообществом.

Это позволило смягчить влияние неблагоприятной внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры. В определенной степени ослаблена зависимость национальной экономики от импорта, замедлен экономический спад, стабилизированы курсы иностранных валют по отношению к рублю в узком диапазоне, предотвращено резкое снижение уровня жизни и реальных доходов населения, изменена внутренняя структура производства товаров, работ, услуг, а также направленность внешнеэкономических связей и финансовых потоков.

Выход из неблагоприятной экономической ситуации невозможен без участия субъектов малого и среднего предпринимательства, которые играют важную роль в региональной экономике, наиболее оперативно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, способствуют устранению дефицита товаров, работ, услуг, поддерживают свободную конкуренцию на товарном рынке.

Однако уровень развития малого и среднего предпринимательства и его вклад в общие экономические показатели гораздо ниже, чем в большинстве развитых стран. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 20–21 процент, а в общем объеме оборота продукции и услуг – около 25 процентов. При этом на долю малых и средних предприятий приходится 5–6 процентов от общего объема основных средств и около 6 процентов от общего объема инвестиций в основной капитал.

В последнее время для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства выработан комплекс мер, в том числе законодательных. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предоставляет субъектам Российской Федерации возможность устанавливать преференции в сфере налогообложения малого и среднего предпринимательства, в том числе предоставлять двухлетние налоговые каникулы впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную либо патентную систему налогообложения и осуществляющим деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Законодательно закреплены нормы, направленные на снижение административных барьеров, уменьшение организационных и финансовых издержек субъектов предпринимательской деятельности. Внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ.

Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» направлен на привлечение инвестиций и расширение масштабов инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с внесенными указанным Федеральным законом изменениями исключаются положения о периодичности установления Правительством Российской Федерации предельных значений выручки от реализации товаров, работ, услуг для отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях координации оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства предусматривается создание акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» в качестве института развития в этой сфере, определяются его полномочия, задачи и функции, особенности управления.

Кроме того, на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2013–2014 годах были направлены средства федерального бюджета в размере 130 млрд. рублей, в том числе на грантовую поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм и на создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следует также отметить, что меры по поддержке малого и среднего предпринимательства осуществляются не только на федеральном, но и на региональном уровне. В большинстве субъектов Российской Федерации реализуются региональные программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, планы первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, которые предусматривают использование инструментов государственных гарантий, включая региональные гарантийные фонды, создание благоприятных условий для их развития в приоритетных сферах экономики.

В то же время развитию малого и среднего предпринимательства препятствуют общие для субъектов Российской Федерации проблемы, в том числе дефицит начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, высокий уровень налогообложения, чрезмерная административная нагрузка, проблемы выхода на рынки, нехватка квалифицированных кадров, высокая арендная плата и ряд других.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова о поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях реализации антикризисных мер Правительства Российской Федерации.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать предложения по поэтапному переходу от антикризисного плана, основанного на комплексе компенсационных мер, к долгосрочной государственной экономической политике, предусматривающей стимулирующие меры, направленные на возобновление устойчивого экономического роста;

предусмотреть в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации антикризисных мероприятий Правительства Российской Федерации;

продолжить разработку мер, направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования, в целях формирования благоприятных условий для ведения субъектами малого и среднего предпринимательства предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической;

активизировать работу по содействию развитию малого и среднего предпринимательства за счет обеспечения доступности кредитных ресурсов, включая предоставление банковских гарантий и субсидирование процентной ставки по кредитам, и упрощения требований к залогу;

способствовать развитию объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства);

продолжить совершенствование мер, направленных на снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

подготовить предложения по стимулированию стабильного спроса на товары, работы, услуги субъектов малого предпринимательства с учетом платежеспособности населения;

продолжить оказание грантовой поддержки начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717;

рассмотреть возможность оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при заключении ими договоров страхования предпринимательских рисков в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат на уплату страховых взносов;

ускорить введение механизма единого реестра контрольно-надзорных мероприятий в целях формирования благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, в том числе путем оптимизации плановых проверок;

продолжить разработку и внедрение мер по привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в проектах, реализуемых в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, а также к участию в инвестиционных программах и проектах;

разработать комплекс мер по стимулированию компаний, в первую очередь компаний, в которых участие Российской Федерации составляет более 50 процентов, к привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

продолжить работу по увеличению доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственных закупок, предусмотрев введение эффективного механизма администрирования их фактического привлечения при исполнении государственного (муниципального) контракта;

рассмотреть вопрос о необходимости согласования норм Общероссийского классификатора видов экономической деятельности с положениями Налогового кодекса Российской Федерации в части введения с 1 января 2016 года в классификацию экономической деятельности понятия «бытовые услуги» в целях определения перечня таких услуг для применения субъектами малого и среднего предпринимательства специальных налоговых режимов;

ускорить рассмотрение вопроса по уточнению положений законодательства о контрактной системе в части установления возможности переуступки права требования по денежному обязательству поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу по исполненному контракту в целом или по отдельно принятому заказчиком этапу исполнения контракта.

3. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проектов федеральных законов:

№ 817991–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и иные законодательные акты Российской Федерации» (в целях сокращения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства);

№ 674850–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ (об уточнении полномочий контрольно-надзорных органов при проведении проверок);

№ 768904–6 «О внесении изменений в пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ (в части увеличения объема закупок, осуществляемых у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций).

4. Одобрить подготовленный в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации аналитический доклад «Опыт субъектов Российской Федерации по преодолению кризисных тенденций в экономике» и направить его в субъекты Российской Федерации.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации ознакомиться с региональной практикой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе представленной в аналитическом докладе «Опыт субъектов Российской Федерации по преодолению кризисных тенденций в экономике», в целях возможного применения на своих территориях.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в первом полугодии 2016 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2016 года.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
21 октября 2015 года
№ 388-СФ

http://council.gov.ru/activity/documents/60209/

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства закон - картинка 10

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.11.2018 2018-11-19

Статья просмотрена: 861 раз

Библиографическое описание:

Сероштанов, Д. А. Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ / Д. А. Сероштанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 394-397. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53939/ (дата обращения: 12.05.2020).

Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложены наиболее оптимальные меры по их разрешению.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательская деятельность, государственная поддержка, правовое регулирование малого бизнеса.

The article is devoted to the institutional regulation of small business in the Russian Federation, also describes the key forms of state support of the relevant business entities. The main problems in this area are identified and the most optimal measures for their resolution are proposed.

Key words: small business, business activity, state support, legal regulation of small business

В настоящее время в связи с нехваткой рабочих мест на рынке труда малая часть граждан нашей страны стала заниматься предпринимательской деятельностью, поэтому практически все ниши на рынке заняты опытными или начинающими бизнесменами. Общепризнанно, что малый бизнес является важным элементом экономического развития современного государства. Малый бизнес — это локомотив экономики страны, это огромная сила [7].

Предприятия малого бизнеса в рыночной экономике — это ведущий сектор, который определяет темпы экономического роста страны. В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет 40 %. Развитие малого бизнеса имеет ряд преимуществ:

‒ предоставление широкой свободы рыночного выбора;

‒ создание дополнительных рабочих мест;

‒ оперативная реакция на изменение потребительского спроса;

‒ преодоление монополизации той или иной отрасли.

Данная тема является актуальной в настоящее время, ведь доля малого бизнеса в ВВП России составляла 21 % по состоянию на 2017 г.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия

Малый бизнес в российском государстве является той структурой, на которую возлагаются достаточно большие надежды со стороны государства и общества, так как активизация субъектов малого предпринимательства самым благотворным образом не только повлияет на уровень и качество жизни граждан, их занятость, но и на всю российскую экономику в целом — выбранная модель рыночной экономике за счет того, что малый бизнес способен создать благотворную конкурентную среду будет реализовываться в верном направлении развития.

Поэтому для малого бизнеса так важно соответствующее правовое регулирование, которое приведет к нужному положительному эффекту и будет способствовать развития малого бизнеса и росту субъектов малого предпринимательства [6].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса характеризуется двумя основными, на первый взгляд коллизионными особенностями: 1) государство оказывается в определенных пределах вмешательство в предпринимательскую деятельность; 2) государство занимается оказанием различного рода поддержки субъектам малого предпринимательства.

Данные особенности, хотя по отношению друг к другу и носят противоречивый характер, сочетаются друг с другом. Их наличие и одновременное существование обусловлено определенными причинами. Тот факт, что государство вмешивается в предпринимательскую деятельность объясняется необходимостью такого вмешательства в связи с тем, что, во– первых, рыночные отношения в принципе не могут существовать вне государственного регулирования, в противном возникает ряд негативных последствий, как пример — эстерналии, которые в конечном итоге приводят к крушению всей рыночной системы и продолжительным кризисным последствиям, а во-вторых, пассивность частных структур обусловлена так называемым историческим фактором — ведь сначала в царской России долгое было запрещено предпринимательство, а затем и командная экономика советского государства полностью исключала не только предпринимательскую деятельность, но и частную собственность, ее развитие.

При этом необходимо подчеркнуть, что государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность носит строго дозированный и ограниченный рамками закона характер. Это необходимо для того, чтобы четко следовать принципу свободы предпринимательства, который закреплен на конституционном уровне. Правовое регулирование малого бизнеса заключается в том, что разрабатываются и модернизируются соответствующие правовые нормы, составляющие в своей совокупности законодательство в сфере предпринимательства.

Именно на законодательном уровне закреплены пределы вмешательства государства, равно как и пределы, а также порядок оказания соответствующей государственной поддержки субъектам малого бизнеса РФ.

Правовое регулирование предпринимательства осуществляется на различных уровнях — начиная с международного и оканчивая региональным, на котором, например, разрабатываются конкретные локальные программы поддержки субъектом малого бизнеса того или иного округа/области и т. д. Естественно, если рассматривать национальный уровень правового регулирования, то здесь Конституция РФ играет превалирующую роль, так как она содержит ключевые положения, которые закрепляют права и свободы субъектов малого бизнеса — статья 8 Основного закона РФ гарантирует единое экономическое пространство, а также свободное перемещение товаров, работ, услуг, кроме тех, которые запрещены либо ограничены в обороте. Экономическая деятельность свободна, законная и здоровая конкуренция. Кроме того, равным образом защищаются все виды и формы собственности. Статья 34 Конституции РФ провозглашает возможность каждого по использованию собственных способностей занятием предпринимательской деятельностью, запрещает злоупотребление данной возможностью в целях создания монополии и ограничения конкуренции.

Имеет значение для правового регулирования малого бизнеса и статья 35 Конституции РФ, которая гарантирует защиту права собственности, а ведь имущество для субъекта малого предпринимательства — одна из наиболее ключевых основ, на которой построен бизнес [1]. Также важна и статья 57 Конституции РФ, устанавливающая обязанность платить налоги, в том числе и для субъектов малого бизнеса. Огромное значение имеет и Гражданский кодекс РФ, который выступает в качестве «основы основ» правового регулирования малого бизнеса в РФ.

Так, например, понятие предпринимательства закреплено именно ГК РФ, равно как и освящаются теоретические основы гражданского правового договора, и конкретизируются его виды — например, договор купли–продажи (поставка как разновидность купли–продажи в предпринимательстве наиболее основной вид гражданского правового договора, посредством которого регулируются права и обязанности предпринимателя и его контрагентов) и многие другие договоры. ГК РФ также устанавливает и правовой статус самих субъектов малого предпринимательства, содержит положения, касающиеся обязательственного и вещного права, интеллектуальной собственности и многие другие правовые нормы, которые так или иначе использует в своей деятельности предприниматель либо которые регулируют малый бизнес.

Такие кодифицированные нормативные правовые акты как Гражданский процессуальный кодекс РФ [2] и Арбитражный кодекс РФ [3], а также Кодекс административного судопроизводства РФ также направлены на правовое урегулирование малого бизнеса, однако уже несколько в ином, процессуальном разрезе — например, регулируют судебное рассмотрение споров, которые в том числе возникают именно в связи с осуществлением предпринимательства. Имеет значение уголовное и административное законодательство РФ, так как устанавливаются, соответственно, уголовная и административная ответственность за нарушение правовых норм, регулирующих предпринимательство в сфере малого бизнеса — осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации и тому подобные нарушения [6].

Ключевым значением для правового регулирования обладает Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, в нем, в частности, закреплены положения, касающиеся порядка оказания поддержки малого бизнеса со стороны государства [4]. Поддержка, прежде всего, выражается в экономическом воздействии — то есть оказание непосредственно финансовых вливаний в развитие малого бизнеса — например, субсидий или кредитования на льготных условий, а также предоставление различных льгот — в сфере налогообложения или таможенного обложения.

Также государство предоставляет иную помощь в виде информационных и консультационных услуг и так далее. Думается, что правовое регулирование и политика вмешательства в разумных пределах оправданы, однако могут возникать и негативные последствия — когда вмешательство государства в предпринимательскую деятельность субъектов малого бизнеса превышает допустимые пределы — это, в частности, может выражаться в том, что присутствует бюрократия, налоговая отчетность субъектов малого бизнеса чрезмерно громоздкая, получение гарантированной на законодательном уровне поддержки по факту затруднено, государственные органы нарушают права и интересы субъектов малого бизнеса — например, при различных проверках, не предпринимаются меры для того, чтобы проинформировать предпринимателей об их правах и возможностях воспользоваться государственной поддержкой и т. д. Государство должно действовать таким образом, чтобы развить благоприятную конкурентную среду и увеличить количественную численность субъектов малого бизнеса, что будет способствовать сокращению безработицы и улучшению экономических показателей [5].

В связи с обозначенными проблемами можно предпринять следующие меры: максимально упростить все имеющиеся процедуры регистрации и отчетности, использовать в большинстве случаев метод «одного окна», дистанционную регистрацию с помощью интернет-технологий; усилить контроль за тем, как соблюдаются права и интересы предпринимателей, учредить специальный орган, который будет принимать и рассматривать анонимные обращения и производить по ним проверку; ввести понятие гарантированного обязательного минимума государственной поддержки каждому начинающему предпринимателю — субъекту малого бизнеса [7]. Таковы основные меры, которые, думается, при правильной разработке и реализации будут способствовать эффективному устранению имеющихся проблем в исследованной области.

На сегодняшний день не нашлось бы ни одного человека, который не хотел бы работать на себя, а предпочитал бы получать небольшой заработок от чужого «дяди». Слабая вероятность самореализации и воплощения в жизнь личных идей и амбиций, карьерного роста и заработной платы. Это лишь малый перечень аргументов в пользу открытия маленького, но все же своего дела, бизнеса, который позволит самим регулировать контроль над прибылью. На деле же все не так просто для этого требуется первоначальный капитал. Здесь то и приходит на помощь государство, которое обещает оказать регуляторскую и финансовую помощь. Стоит также отметить, что сегодня данный вопрос в органах законодательной и исполнительных властях звучит звонко.

Немаловажную роль имеет наличие у начинающего предпринимателя собственных денег, капитала, для открытия бизнеса. Государство может содействовать и компенсировать только 40 60 % затрат. Данная сумма не может превышать пятисот тысяч рублей. В Российской Федерации функционирует более тысяча трехсот центров, деятельность которых направлена на консультирование начинающих предпринимателей [9].

Развитие малого и среднего предпринимательства способствует ускорению экономического роста, а также компенсирует так называемые издержки рыночной экономики — кризисные явления, безработицу, конъектурные колебания. В условиях дестабилизации экономики России после введения экономических санкций значительно усилилась проблема увеличения эффективности государственных инструментов поддержки. На сегодняшний̆ день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной̆ российской̆ экономики.

Можно с уверенностью утверждать, что развитие малого бизнеса — это улучшение качества жизни населения страны, так как небольшие предприятия способны более быстро приспосабливаться к изменениям требований современного рынка [5].

Именно поэтому государством разработаны программы поощрения развития малого бизнеса, предусмотрев такую форму как субсидии. Государство на законодательном уровне создало систему поддержки малого бизнеса.

Субсидии малому бизнесу — это один из востребованных и эффективных способов поддержки малого предпринимательства в России. Государство таким способом стимулирует людей на открытие собственного дела и на его дальнейшее развитие. Разработаны соответствующие региональные и федеральные программы.

Все формы господдержки малого бизнеса представляют собой разовую государственную помощь, которая должна быть использована на реализацию конкретной задачи в рамках деятельности предприятия. Возвращать такую помощь в дальнейшем не придется, однако государство будет контролировать целевое расходование средств, так как не каждая организация собирается использовать государственные денежные средства для достижения указанной цели

http://moluch.ru/archive/232/53939/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях