WordPress

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 2

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 06.04.2018 2018-04-06

Статья просмотрена: 2910 раз

Библиографическое описание:

Пляшник, О. В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства / О. В. Пляшник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49185/ (дата обращения: 12.05.2020).

Одним из ключевых институтов сферы общественных отношений, способствующих социально-экономическому развитию территории, является малое и среднее предпринимательство (далее — МСП). Долгое время история, закономерности и проблемы развития данного института оставались без должного внимания: интерес к заслугам МСП в мировой экономической мысли существенно возрос лишь в 1980-х годах. На сегодняшний день МСП является серьезной экономической и политической силой.

Согласно действующему законодательству, субъектами МСП признаются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — РФ) и соответствующие условиям, установленным Федеральным законом «О развитии МСП в РФ», хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. [1]

Общим условием отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту МСП является соответствие установленным критериям в части среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и дохода субъекта. К хозяйствующим обществам и хозяйствующим партнерствам применяется дополнительный критерий, связанный со структурой уставного капитала.

Социальная и экономическая значимость МСП проявляется в функциях, которое оно выполняет. К таким функциям относят:

‒ создание необходимой конкурентной среды, посредством насыщения рынка широким спектром товаров, работ, услуг;

‒ стимулирование инновационной деятельности;

‒ формирование рабочих мест;

‒ повышение экономической активности населения;

‒ обеспечение условий для формирования среднего класса;

Выполняемые МСП функции способствуют снижению социально-экономических угроз и обеспечивают укрепление экономической безопасности страны.

Развитию МСП препятствует ряд проблем, с частью которых субъекты МСП сталкиваются еще на этапе государственной регистрации. К сдерживающим факторам развития МСП относят:

‒ низкую финансовую и правовую грамотность населения;

‒ недоступность источников финансирования;

‒ тяжелое налоговое бремя.

Создание благоприятных условий для стабильного развития МСП невозможно без поддержки со стороны государства. Процесс формирования системы государственной поддержки МСП начался еще в 2000 г., однако вопросы, связанные с поиском эффективных форм и методов поддержки, не утратили своей актуальности по сей день.

Поддержка МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций. [1]

Наиболее востребованной среди субъектов МСП является финансовая поддержка.

В основе финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта лежит собственный капитал. Он формируется в момент государственной регистрации субъекта и сохраняется на протяжении всего периода хозяйствования. Однако собственного капитала для успешного ведения деятельности зачастую оказывается недостаточно. Для реализации своего потенциала субъекты МСП нуждаются в привлечении заемных средств, основными источниками которых являются кредитные организации. С другой стороны, кредитные организации, стараясь избежать высоких рисков, неохотно финансируют субъекты МСП.

Для повышения доступности кредитных и иных источников финансирования деятельности Министерством экономического развития проводятся мероприятия по разработке, внедрению и развитию фондов содействия кредитованию.

С целью оказания эффективной поддержки субъектов МСП Министерством экономического развития были утверждены основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы (далее — НГС) поддержки МСП на период до 2020 г. [2] НГС — трехуровневая система, призванная унифицировать технологию, документацию и оценку рисков гарантийных организаций. В данную систему входят: АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», Региональные гарантийные организации.

АО «Корпорация МСП» совместно с Министерством экономического развития и Банком России была разработана программа стимулирования кредитования субъектов МСП. Данная программа устанавливает условия предоставления кредитных средств, в том числе предельный размер процентной ставки для конечного заемщика, и критерии отбора российских кредитных организаций для участия в программе.

Стоит отметить, что микропредприятия не всегда имеют возможность воспользоваться традиционными банковскими продуктами. В связи с этим, одним из мероприятий Министерства экономического развития, в рамках поддержки МСП, является содействие развитию микрофинансовых организаций. На данный момент в программу стимулирования включены микрофинансовые организации предпринимательского финансирования; внесены Требования к кредитованию и предоставлению поручительств по кредитам микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования. [3]

Суть имущественной поддержки заключается в передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП государственного или муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. [1] Перечни имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП утверждаются на федеральном уровне и во всех регионах.

Особое место в осуществлении имущественной поддержки занимает создание бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатор — инструмент оказания поддержки субъектам МСП на начальном этапе их развития, путем оказания широкого перечня услуг, в том числе передачи во временное пользование необходимого для ведения деятельности имущества.

Целью информационной поддержки является создание платформы для информационного взаимодействия между государственными органами, субъектами МСП и организациями, образующими инфраструктуру поддержки МСП; а также предоставление неограниченному кругу лиц необходимой для создания и ведения предпринимательской деятельности информации.

Для оказания информационной поддержки АО «Корпорация МСП» запущен Портал Бизнес-навигатора. С помощью данного портала можно узнать о состоянии спроса на тот или иной вид товаров, услуг; рассчитать примерный бизнес-план; получить информацию о действующих мерах поддержки МСП. [6]

Однако на сегодняшний день уровень информирования предпринимателей остается недостаточным. «По нашей оценке, из всех объектов инфраструктуры поддержки — а их более 700 по стране — только 10 % ведут информирование в соцсетях о своей деятельности. Из-за этого предприниматели не всегда могут получить полные данные о программах поддержки. Наша цель — сделать эту информацию доступной для всех аудиторий», — отмечает министр экономического развития Орешкин М. С. [4]

В связи с этим Министерство экономического развития намеренно провести оценку эффективности информирования предпринимателей о существующих мерах государственной поддержки МСП; а также составить рейтинг субъектов по информационному освещению.

Помимо этого, в настоящий момент разрабатываются методические рекомендации для объектов образующих инфраструктуру поддержки МСП по ведению работы в социальных сетях. При этом само Министерство активно ведет работу в социальных сетях, освещая вопросы, связанные с развитием МСП.

В заключении стоит отметить, что государственная поддержка МСП имеет разветвленную структуру и включает в себя нормативно-правовую базу по оказанию поддержки МСП; государственный аппарат, осуществляющий государственную политику в части развития МСП; организации, образующие инфраструктуру поддержки.

МСП направленно в первую очередь на развитие регионов, поэтому, при разработке муниципальных и региональных мероприятий поддержки МСП, следует учитывать географическое положение территории; уровень доходов населения и другие особенности, влияющие на ведение предпринимательской деятельности.

http://moluch.ru/archive/200/49185/

Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Глава Республики Дагестан

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 5

Правительство
Республики Дагестан

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 6

Мои документы
Многофункциональный центр
Республики Дагестан

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 7

Каталог информационных ресурсов Республики Дагестан

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 8

Республиканский портал государственной службы
и кадров

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 9

Федеральный портал малого и среднего предпринимательства

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 10

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 11

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 12

Доступ субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 13

Программа стимулирования кредитования субъектов МСП

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 14

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РД

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 15

Портал выгодных предложений

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 16

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 17

База правовых решений

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 18

Меры поддержки сельзхозкооперации

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 20

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 21

Региональный портал для публичных обсуждений проектов и действующих актов

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 22

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - картинка 23

367029, Республика Дагестан, г.Махачкала, ул. Абубакарова, 67

http://mspinvestrd.ru/custom/377

Какие есть меры по поддержке малого бизнеса?

Законодательство, регулирующее меры поддержки

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим меры государственной поддержки малого предпринимательства, является закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — закон № 209-ФЗ). Последние изменения в нем вступили в силу в 2018 году. Они регулируют преимущественное право выкупа или исключительную возможность получения в пользование недвижимого государственного/муниципального имущества субъектами малого и среднего бизнеса.

Кроме основного нормативно-правового акта меры поддержки малого бизнеса в России введены и другими законами, среди них:

  • закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в ст. 30 которого указано, что не менее чем 15% от общего годового объема закупок должны производиться у малого бизнеса;
  • закон «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, ст. 13 и 26.1 которого ограничивают сроки проверок малого бизнеса и саму возможность их проведения;
  • закон «Об особенностях отчуждения имущества…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ, регулирующий права субъектов малого бизнеса на приобретение арендуемого ими имущества.

Важным нормативно-правовым актом в этой сфере является постановление Правительства РФ о политике в области инновационного развития от 26.12.2006 № 1538. Среди судебной практики о малом бизнесе нужно отметить Обзор практики по применению глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса, утв. президиумом ВС РФ 04.07.2018. Подробнее о применении систем налогообложения, о которых идет речь в обзоре, можно прочитать в статье «Упрощенная система налогообложения (УСН)».

Механизмы финансового стимулирования

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) имеет разные формы, предусмотренные ст. 17 закона № 209-ФЗ. Среди них Федеральная программа финансовой поддержки, оператором которой является Минэкономразвития. Она включает подпрограммы, в рамках которых производится поддержка малого бизнеса и стимулирование экономического развития и инновационной экономики (например, подпрограмма по развитию малых форм хозяйствования).

Кроме госпрограмм предусмотрены и иные направления финансовой поддержки, к которым, в частности, относятся:

  • целевые субсидии на реализацию инновационных проектов;
  • возмещение расходов, связанных с обучением и переобучением сотрудников;
  • возмещение расходов на стажировки;
  • выдача грантов на приоритетные проекты;
  • выдача микрозаймов;
  • выдача средств на проведение НИОКР и на международную сертификацию деятельности.

Виды финансовой помощи различны в регионах, средства на них предоставляются исходя из заявок их администраций. В рамках каждого региона принимается собственная программа поддержки. Такие меры и их перечень реализуются регионами самостоятельно на основании норм регионального законодательства. Выполнение условий предоставления поддержки проверяется, при их неисполнении средства могут быть взысканы в бюджет (см. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2018 по делу № А32-42304/17).

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России

Государство в ст. 18 закона № 209-ФЗ предусмотрело и иные меры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые оказываются преимущественно на региональном уровне. Среди них:

  • подбор земельного участка;
  • льготная аренда недвижимости;
  • предоставление преимущественного права на выкуп недвижимости;
  • возможность получить земельный участок в аренду без торгов;
  • иные меры имущественной поддержки, часто связанные с помощью инновационному и технологичному бизнесу.

Имущество, в отношении которого субъектам МСП может быть предоставлено право преимущественного выкупа, не должно быть включено в реестр объектов, предназначенных только для передачи во владение. Отказ от выкупа такого имущества не может быть обжалован (см. решение 13-го ААС от 19.05.2017 по делу № А56-23921/15).

Консультационная и информационная поддержка

Важной частью мер по поддержке стали консультационные и информационные, предусмотренные ст. 19–20 закона № 209-ФЗ. Они также реализуются на уровне регионов, их проводниками становятся специально созданные в этих целях инфраструктурные юридические лица. Среди основных консультационных мер:

  • консультационное сопровождение реализации инвестпроектов;
  • консультирование по любым вопросам бизнес-планирования, правовым вопросам;
  • экспертная поддержка различного уровня;
  • введение института инвестиционных уполномоченных;
  • проведение семинаров, тренингов, мастер-классов.

Информационные меры включают в себя:

  • проведение конкурсов, ярмарок, фестивалей;
  • выпуск или поддержку выпуска СМИ, электронных и печатных;
  • размещение пресс-анонсов и пресс-релизов;
  • ведение специализированных порталов.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства реализуется как на федеральном, так и на региональном уровне и контролируется различными федеральными ведомствами. Бюджетные средства на поддержку из федерального бюджета направляются в регионы. Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 установлены критерии конкурсного отбора регионов, в бюджеты которых направляются средства для субсидирования предпринимателей, работающих:

  • в социальной сфере;
  • моногородах;
  • экспортной сфере;
  • инжиниринговых центрах, создаваемых с участием субъектов Федерации.

В рамках поддержки моногородов Минэкономразвития направляет гранты предпринимателям и субсидии на модернизацию производства.

Под патронажем Минсельхоза РФ регионы получают средства:

  • на субсидирование малых сельхозпредприятий в части процентов по кредитам;
  • поддержку фермеров-новичков;
  • создание центров животноводства;
  • гранты потребкооперативам;
  • компенсацию части затрат по оформлению в собственность земли.

Примером собственной региональной программы поддержки может стать программа Рязанской области «Экономическое развитие в 2015–2020 годах», часть положений которой посвящены поддержке МСП. При этом в г. Касимове успешно работает собственная программа «Развитие МСП в муниципальном образовании — городской округ город Касимов на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением администрации от 28.09.2015 № 1364 и предусматривающая создание за счет местного бюджета в указанный период нескольких рабочих мест и выдачу установленного количества грантов.

Инфраструктура государственной поддержки

На региональном уровне создается сеть операторов, на которых возлагается обязанность по распределению средств бюджетов.

Основной структурой, которая призвана обеспечивать поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, стало АО «Корпорация «МСП», созданное на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» от 05.06.2015 № 287. В функции небанковской кредитной организации входит:

  • оказание финансовой помощи субъектам МСП и инфраструктуре;
  • привлечение средств на российских и зарубежных рынках на оказание такой помощи;
  • организация сопровождения инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП;
  • обеспечение увеличения объемов госзакупок у МСП.

В рамках программ Минэкономразвития в регионах создаются такие инфраструктурные образования, как:

  • гарантийные фонды, фонды поручительства;
  • организации микрокредитования;
  • центры инноваций и кластерного развития;
  • центры поддержки бизнеса в приоритетных отраслях;
  • технопарки;
  • бизнес-инкубаторы.

Также была создана федеральная сеть МФЦ для бизнеса. Минэкономразвития в рамках реализации информационных мер недавно запустило федеральный Портал поддержки, который позволяет получать оперативную информацию обо всех мерах поддержки, возможностях обучения, проведения различных конкурсов.

Разнообразие мер по поддержке малого бизнеса призвано обеспечить гармоничное развитие предпринимательства, увеличить количество рабочих мест, переложить существенную долю задач по экономическому развитию на плечи частного предпринимателя.

http://rusjurist.ru/predprinimatelskaya_deyatelnost/kakie_est_mery_po_podderzhke_malogo_biznesa/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях