WordPress

Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности

Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Проблемы предпринимательсткой деятельности в Российской Федерации и меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

экономические науки

  • Кужелин Михаил Юрьевич , магистр, студент
  • Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  • СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Похожие материалы

Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Высокий уровень развития предпринимательской активности в стране способствует экономическому росту, снижению безработицы населения, в том числе в периоды кризисных явлений. Также хорошо развитое национальное предпринимательство вносит вклад в повышение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Проработанная система предпринимательских отношений создает открытое пространство с низкими барьерами для начала осуществления деятельности в качестве предпринимателя, тем самым создавая здоровую конкурентную среду, обеспечивающую высокий уровень конечных продуктов, работ или услуг. Это лишь часть благоприятных результатов, которых может достичь государство путем развития предпринимательства.

Перед Российской Федерацией возникает ряд проблем, которые мешают благополучному достижению поставленной цели по развитию предпринимательства стране [2]:

Ещё одной проблемой предпринимательства в Российской Федерации является высокая нагрузка по уплате обязательных социальных взносов во внебюджетные фонды. Настоящая проблема может возникнуть в результате не убыточной деятельности предпринимателя, либо временной заморозки деятельности. В результате предприниматели не могут осуществить уплату социальных взносов, что в конечном итоге может привести к ликвидации бизнеса.

В свою очередь, на Московском финансовом форме 2019 года была рассмотрена тема «Предпринимательская активность: проблемы и источники роста». Участники выступления озвучили ряд аналогичных проблем. Так, например, проблема с административными барьерами, ограниченностью финансовых ресурсов и налоговой нагрузкой в части составления налоговой и бухгалтерской отчетности остаются на повестке дня. Более того, в 2019 году озвучены и другие проблемы, которые присущи предпринимательству. К новым проблемам можно отнести: неэффективное использование субсидий предпринимателями, субсидирование неэффективных игроков, нецелевое использование субсидий (например, покупка оборудования производственным предприятием и сдача его в аренду) [4].

Для решения вышеупомянутых проблем были предприняты определенные меры, которые направлены на стабилизацию экономического положения малых и средних предпринимателей, а также на их активное вовлечение в национальную экономику, развитие и становление. В качестве ответной меры на проблему, связанную с перегруженной системой отчетности и подконтрольности, было предложено освободить предпринимателей от обязанности по подготовке налоговой отчетности в случае, если такие предприниматели установили контрольно-кассовую технику. С другой стороны, у предпринимателей возникает необходимость по покупке контрольно-кассовой техники, также они несут расходы на покупку фискального накопителя, на поиск и заключение договора с оператором фискальных данных, а также на подключение интернета и т.д.

Решением задачи по обучению и повышению квалификации предпринимателей является программа обучения предпринимателей специализированными инструкторами и тренерами, которых подготовит государство. Уже к 2024 году планируется, что обучение пройдут около полумиллиона предпринимателей.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим процесс развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки [1].

Кроме того, в соответствии с федеральный законом №209-ФЗ от 24.07.2007, было организовано Акционерное общество Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (здесь и далее — «Корпорация МСП») была создана для развития сферы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в частности по направлениям оказания разноплановой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для их информационного, маркетингового финансового и юридического сопровождения, привлечения финансовых ресурсов и финансовой поддержки предпринимателей.

К ключевым видам поддержки малых и средних предпринимателей относятся [3]:

  • Расширение доступа к закупкам компаний с государственным участием;
  • Финансовая и гарантийная поддержка;
  • Маркетинговая и информационная поддержка;
  • Имущественная и консультационная поддержка, программы обучения.

Данные виды поддержки покрывают основные проблемы, связанные с развитием предпринимательства в Российской Федерации. Корпорация МСП стремится решить проблему, связанную с ограниченностью ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства. В первую очередь Корпорация МСП активизирует взаимодействие в сфере государственных и муниципальных закупок. Результаты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства представлены в таблице 1.

http://novainfo.ru/article/17196

Без работы могут остаться более 5 млн человек

Владимир Путин в среду предложил распространить на все пострадавшие от кризиса предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) отсрочку уплаты в страховые фонды на шесть месяцев. Задолженность можно будет разделить и гасить ежемесячно. Но сами предприниматели считают, что им нужна более весомая поддержка, например, отменить начисление и уплату НДС за 2020 год, а с 1 января 2021 года установить ставку налога в размере 10% и законодательно признать карантин форс-мажором.

Представители десяти пострадавших отраслей, включая фитнес-индустрию, ресторанный бизнес, туризм, написали совместное письмо в федеральное правительство, где помимо предложений по поддержке бизнеса привели свои подсчеты потенциального количества безработных. Как выясняется, если пострадавшим отраслям не будет оказана действенная помощь, то без работы останутся более 5 млн человек.

Что просят пострадавшие предприниматели

Представители десяти отраслей, которые уже пострадали от нынешнего кризиса, попросили расширить пакет мер господдержки субъектов МСБ. Вот что просят предприниматели:

Десять отраслей, максимально пострадавших от пандемии COVID-19 — общепит, фитнес, спорт, туризм, гостиничный бизнес, индустрии косметологии и СПА, магазины беспошлинной торговли, транспорт, индустрия развлечений и организации массовых спортивных мероприятий,— в письме премьеру Михаилу Мишустину сообщили, что вместе они обеспечивают работой более 6 млн человек, а их услугами и продукцией пользуются более 80 млн человек. Ежегодно общий фонд налоговых отчислений всех этих отраслей превышает 1,2 трлн руб., в том числе 202 млрд руб.— НДФЛ и социальных выплат. Под угрозой сокращения — более 5 млн человек, а банкротство грозит более 70% организаций в пострадавших отраслях.

Новые меры поддержки распространены почти на всех некрупных и безработных

Так, в общепите общее количество заведений достигает 125 тыс., объем арендованных площадей — 13,5 млн кв. м. В отрасли занято до 1,3 млн человек. В фитнес-индустрии — 13 тыс. объектов, включая большие клубы и маленькие фитнес-студии: они арендуют почти 3 млн кв. м. В отрасли занято свыше 780 тыс. человек. В туризме работают 250 тыс. человек, из них 200 тыс.— под угрозой сокращения. На гостиничном рынке 27,29 тыс. сертифицированных коллективных средств размещения. Объем рынка превышает 630 млрд руб. В отрасли занято 1,09 млн человек. В бьюти-индустрии работают 400 тыс. человек, в стране действует 115 тыс. салонов красоты.

http://www.kommersant.ru/doc/4317359

Хозяйственное право

Тема 8. Отдельные виды государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

1. Лицензирование отдельных видов деятельности.

2. Правовые основы ценообразования в РФ.

3. Обеспечение качества и безопасности товаров, работ, услуг. Техническое регулирование.

4. Антимонопольное регулирование.

5. Применение контрольно-кассовой техники.

6. Налоговый контроль.

7. Государственная поддержка предпринимательской деятельности.

1. Лицензирование отдельных видов деятельности.

Некоторые виды деятельности, перечень которых должен содержаться только в законе, могут осуществляться предпринимателями исключительно на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в ней условиях.

Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдаче, приостановлению или аннулированию лицензий, а также по осуществлению надзора за соблюдением их условий. Некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в ст.17 Закона о лицензировании.

Ст.4 Закона о лицензировании устанавливает следующие критерии отнесения видов деятельности к лицензируемым: виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензия выдается обычно сроком на пять лет. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Аннулирование лицензии производится в судебном порядке на основании обращения лицензирующего органа, если в установленный срок (до шести месяцев) лицензиат не устранил нарушения, указанные лицензирующим органом, а также если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства. Лицензирующий орган вправе также аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

http://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=14798&chapterid=1697

5. Государственная поддержка предпринимательства

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их вл ияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.

Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно дей ствуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники и х финансирования, рычаги и стим улы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

В развитии предпринимательства существенную роль играет реги ональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой — определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Большое з начение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки.Одна из основных форм помощи в развитии предприни мательства, особенно на начальной стадии, — предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и в небюджетных средств, ли бо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.[16]

Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г.:

־ закрепляет реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;

־ определяет общие положения в области государственной поддержки и развитии предпринимательства в РФ;

־ устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. [17]

Государственная поддержка предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями. Основные мероприятия данных программ направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, таких, как:[18]

־ несовершенство системы налогообложения;

־ нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

־ неразвитость механизмов финансово — кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

־ ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;

־ отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

־ организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

־ административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Целью программ является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:[19]

1. открытость как при формировании государственной политики поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

2. учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

3. постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

4. значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;

5. ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов — лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования;

6. использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;

7. формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;

8. организация систематических исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства;

9. существенное улучшение системы учета и государственной статистики предпринимательства;

10. обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;

11. организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.

Виды и формы предпринимательской деятельности.

1. Предпринимательская деятельность

1.1 Понятие предпринимательской деятельности

1.2 Факторы предпринимательской деятельности

1.3 Субъекты предпринимательской деятельности

2. Виды предпринимательской деятельности

2.1 Производственное предпринимательство

2.2 Коммерческое предпринимательство

2.3 Финансовое предпринимательство

2.4 Консультативное предпринимательство

Государственное регулирование предпринимательства

1. История вопроса 5

2. Правовое регулирование предпринимательства 7

3. Проблемы лицензирования предпринимательства 12

4. Налоговое регулирование предпринимательства 16

5. Государственная поддержка предпринимательства 19

В России предпринимательство возникло и стало широко распространяться в Х/Н-Х/111 вв. Наибольшее развитие оно получило в годы правления Петра I. В 90-е годы XIX в., в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства, оно становится массовым явлением. После двух революций — Февральской и Октябрьской 1917г. был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. И лишь в 1990-е годы началась реанимация предпринимательства в России.

Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан с установлением и развитием предпринимательства. Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

Существующая правовая система России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. “Вакуум права”, отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот “вакуум” быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.

Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

1. стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;

2. развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;

3. развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали» (следствие принципа 2);

4. развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях – для более эффективного разделения труда «по вертикали»;

5. развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических)

Т.о., данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях привлекательной стимулирующей среды развития предпринимательства и доверия бизнеса и населения государству финансовые потоки начнут генерироваться не извне (региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно, привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной конкуренции.

И в заключении хотелось бы еще раз указать те аспекты, развитие которых позволит государству наиболее эффективно регулировать предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в России.

1. Формирование инфраструктуры развития предпринимательства;

2. Нормативно — правовое обеспечение предпринимательства;

3. Развитие прогрессивных финансовых технологий;

4. Научно — методическое и кадровое обеспечение предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;

5. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок н технологий ;

6. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

7. Международное сотрудничество в сфере предпринимательства — поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

http://studfile.net/preview/1667783/page:11/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях