WordPress

Меры государственной поддержки малых предприятий

Меры государственной поддержки малых предприятий - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Меры государственной поддержки малых предприятий". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Статья 14. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также корпорацией развития малого и среднего предпринимательства

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ в наименование статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 14. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также корпорацией развития малого и среднего предпринимательства

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

1. Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ пункт 3 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

5) открытость процедур оказания поддержки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ в часть 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2016 г.

2. При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

3. Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ в часть 4 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

5. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ пункт 1 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

1) не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы;

2) не выполнены условия оказания поддержки;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ в пункт 3 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) ранее в отношении заявителя — субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли;

4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ в часть 6 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Сроки рассмотрения предусмотренных частью 2 настоящей статьи обращений субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.


http://base.garant.ru/12154854/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Государственная поддержка малого предпринимательства — юридические советы

Государственная поддержка малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства — это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса.

К сожалению, далеко не все начинающие бизнесмены знают, на какую помощь они могут рассчитывать, потому многие вообще не обращаются за ней.

О том, какие виды государственной поддержки малого предпринимательства существуют и как их получить, поговорим в этой статье.

Программа поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства — это не только выделение денежных средств на определенные цели, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых ситуациях и более), чем финансы.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

Что подразумевает господдержка малого предпринимательства?

В самом общем виде существует несколько направлений деятельности:

  • субсидирование,
  • обучение,
  • организация выставочно-ярмарочной деятельности,
  • бесплатные консультации узкопрофильных специалистов,
  • предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.

Теперь давайте рассмотрим каждый из вариантов оказываемой государственной поддержки малого предпринимательства в отдельности.

1. Обучение
В каждом субъекте Федерации организовываются различные тренинги, семинары, конференции, читаются лекции по темам, которые актуальны для новичков в сфере бизнеса и тех, кто решил его расширить, но не знает с чего начать.

Более того, на таких занятиях можно получить ответы на вопросы, нередко возникающие при реализации бизнес-идеи на практике. Важным аспектом также является то, что подобные обучающие курсы проводятся совершенно бесплатно.

На них рассматриваются вопросы бизнес-планирования, возможности снижения затрат на проведение маркетинговых мероприятий, правильного ведения кадрового делопроизводства, налогов и налогообложения, пенсионных и страховых отчислений, охраны труда работников и так далее.

Организация выставок и ярмарок

Данный вид государственной поддержки малого предпринимательства позволяет начинающим бизнесменам снизить расходы на демонстрацию своего товара или рекламу оказываемых услуг (выполняемых работ), обменяться опытом с другими бизнес-субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность или сопряженную с таковой. Кроме того, выставки и ярмарки — это бесплатные торговые площадки, которые позволяют за несколько дней реализовать часть представляемого товара, найти деловых партнеров и заключить договоры.

Консультирование

На базе служб занятости населения, фондов поддержки малого и среднего бизнеса, иных некоммерческих структур организовываются пункты помощи по различным специфическим вопросам, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели.

Здесь вам могут оказать помощь профессиональные бухгалтеры, юристы, экономисты, специалисты в области труда и занятости. Такие консультации, как и вышеперечисленные меры государственной поддержки малого предпринимательства, оказываются на бесплатной основе.

4. Субсидирование (наиболее востребованный вид помощи от государства)
Субсидирование производится по разным направлениям и на разные цели.

С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на тех, кто только планирует открыть свой бизнес (субсидии на открытие бизнеса), с другой — на тех, кто планирует развиваться далее или модернизировать производство.

В первом случае деньги выделяются гражданам с перспективными проектами, которые изыскивают средства для начала своего дела. Здесь очень важно доказать, что ваш бизнес нужен региону, в котором вы планируете осуществлять деятельность, а также что вами просчитаны риски и вы уверены в окупаемости своей бизнес-идеи (См. Субсидии малому бизнесу: как получить субсидии для малого бизнеса).

Во втором случае государство готово помочь уже состоявшимся бизнесменам, которые планируют расшириться, приобрести новое оборудование, открыть новое направление. При этом денежные средства призваны компенсировать часть затрат, направленных на эти цели, в т. ч.

уплату кредитов, оплату лизинговых платежей, проведение коммуникаций, открытие новых структурных подразделений с созданием дополнительных рабочих мест и т. д. Важно отметить, что при принятии решения о выдаче субсидии комиссия учитывает не только перспективность вашего бизнеса, но и его приоритетность для региона.

В большинстве случаев к приоритетным направлениям деятельности относятся: инновационная, образовательная, медицинская, сельскохозяйственная, культурная и т. п.

5. Предоставление помещений и земельных участков
Конечно, бесплатно вам никто в пользование землю или помещение не даст, однако у государства арендовать их молодым предпринимателям будет гораздо выгоднее, чем у частных лиц. Земля и квадратные метры предоставляются на льготных условиях, что позволяет сэкономить весьма существенные суммы.

Поддержка молодых предпринимателей, как получить помощь

О видах государственной поддержке малого предпринимательства мы поговорили, теперь самое время рассмотреть вопрос о том, как получить помощь на открытие или развитие бизнеса молодым предпринимателям. На нее можно рассчитывать только в том случае, если начинающие бизнесмены заявили государству о своем существовании.

Первое, что для этого необходимо сделать, — зарегистрировать свое предприятие в госреестре и представить соответствующие документы в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

В фонде вы сможете получить подробную информацию о том, какие мероприятия проводятся в настоящее время и планируются в ближайшем будущем.

Кроме того, вам расскажут о том, какие документы и куда следует подать, чтобы принять участие в этих мероприятиях.

Следует сказать, что все виды материальной поддержки осуществляются путем проведения конкурсов и для того, чтобы деньги вам были предоставлены, этот конкурс необходимо выиграть.

Зачастую требуется достаточно большой комплект документов, основным из которых является бизнес-план — именно по нему в большей степени будет приниматься решение о том, стоит вам выделять деньги на открытие/развитие бизнеса или нет.

Таким образом, к составлению бизнес-плана следует подойти с большой ответственностью. Вы можете заниматься планированием самостоятельно, а можете привлечь для этого специалистов.

Не используйте в составлении своего плана сомнительных данных и не преувеличивайте свои возможности — оценивать вас будут профессионалы, которые отлично понимают, чего можно ждать от проекта, а что является не более чем несбыточной фантазией.

При подаче заявки следует помнить, что все выделяемые в рамках господдержки молодых предпринимателей средства являются целевыми, поэтому вы должны точно знать, куда будете тратить средства, если таковые вам выделят.

Необходимо также отметить, что господдержка осуществляется только при условии, что предприниматель отчитается за каждый потраченный им рубль, а если выделенные денежные средства будут потрачены не по назначению, их придется вернуть государству.

Приоритетные направления деятельности для молодых предпринимателей

Мы вскользь уже упомянули о том, что предпочтение при выдаче субсидий отдается предпринимателям, планирующим открывать или развивать свой бизнес по одному из приоритетных для данного региона направлений.

Список таких направлений разрабатывается в каждом субъекте Федерации отдельно, но в большинстве своем данный перечень очень схож.

Если вы еще не решили, чем заняться, то попробуйте рассмотреть возможность реализации одного из нижеперечисленных видов деятельности, так как это может повысить ваши шансы на получение субсидии.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: на что рассчитывать предпринимателям?

Решив начать свое дело, будущий предприниматель столкнется с рядом трудностей. Отсутствие знаний и необходимого капитала могут стать серьезными проблемами на пути к достижению цели. Государство стремится помочь гражданам. Сегодня действует ряд программ и иных форм помощи, направленных на оказание поддержки предпринимателям.

Значение для предпринимателей государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Правительство РФ приняло программу социального и экономического развития страны до 2020 года. В ней отражены особенности оказания помощи малому и среднему бизнесу. Применение форм содействия направлено на создание здоровой конкуренции, а также улучшения общего уровня жизни населения.

Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации.

Современные формы помощи способны выручить в сложившейся ситуации. Однако государственной поддержки не всегда достаточно для успешного старта.

На сегодняшний день ведутся работы по модернизации сферы и внедрения в нее инновационных разработок.

Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ. Присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. Он создается на основе действующего законодательства РФ, в частности ФЗ №209. В рамках программ реализуются следующие формы поддержки:

Использование доступных форм государственной поддержки позволяет облегчить запуск своего дела с нуля.

В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года говорится о том, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов экономики. Меры господдержки имеют основную цель – обеспечить развитие МСП как одного из важнейших элементов рыночной экономики. В рамках реализации данной стратегии господдержка закреплена на законодательном уровне.

В частности, Закон о контрактной системе (44-ФЗ) обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.

С 4 января 2017 г. в рамках госзакупок вступило в силу новое правило: заказчики обязаны устанавливать процент привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков из числа МСП – не менее 5%.

С 1 мая 2017 г. вступили в силу изменения, предусматривающие, что если заказчик проводит закупку с ограничением – только для МСП – то предельный срок расчетов с таким поставщиком не должен превышать 15 дней с даты подписания заказчиком акта приемки. Раньше такой срок составлял 30 дней с даты подписания заказчиком акта приемки.

С августа 2016 года ФНС запущен в промышленную эксплуатацию Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр позволяет не только систематизировать и сделать более прозрачной сферу деятельности предпринимателей, но содержит сведения, влияющие на деловую репутацию МСП, например, сведения о заключенных контрактах в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ.

Вторым важнейшим нормативным актом, регламентирующим закупочную деятельность, является Закон № 223-ФЗ, предусматривающий обязанность корпоративных заказчиков по выполнению обязательной квоты размещения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 18%. При этом не менее 10% от этой квоты должно быть направлено заказчиками предпринимателям по итогам закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Сервисы для МСП, упрощающие участие в государственных закупках

«Сегодня на площадке РТС-тендер существует комплексная система бесплатных сервисов и решений, упрощающих участие представителей МСП в закупках.

Например, электронный документооборот с использованием электронной подписи, сервис по участию в закупках малого объёма, бесплатные аналитические отчеты, обучающие семинары, юридическая поддержка.

В формате одного окна участники закупок могут в 1 клик получить нужные им финансовые продукты: банковские гарантии, тендерное кредитование и другие. Благодаря этому доля МСП в сделках по финсервисам на площадке РТС-тендер – стабильно выше 90%», — отмечает Владимир Лишенков, генеральный директор РТС-тендер.

Специально для представителей малого предпринимательства существуют различные бесплатные образовательные проекты.

Так, в рамках всероссийской премии «Бизнес-Успех», организуемой Общественной организацией «Опора России» в партнёрстве с площадкой РТС-тендер, проводятся специальные мастер-классы для предпринимателей, посвящённые существующим налоговым преференциям и программам господдержки, а также экспресс-курс «Я — поставщик», на котором будущие участники закупок могут получить теоретические и практические знания, необходимые для начала работы в сфере государственного и корпоративного заказа.

http://polit-gramota.ru/yuridicheskaya/gosydarstvennaia-podderjka-malogo-predprinimatelstva-uridicheskie-sovety

Малым помалу: инструменты господдержки непопулярны среди компаний

Меры государственной поддержки малых предприятий - картинка 7

Только каждый десятый предприниматель обратился за господдержкой, хотя знают о ней 75% бизнесменов, говорится в исследовании аналитического центра НАФИ (есть у «Известий»). Среди основных причин невостребованности мер респонденты называли сложности со сбором документов и недоверие к государству. При этом меньше трети опрошенных предпринимателей заявили, что никогда не слышали о каких-либо механизмах помощи со стороны властей. По словам экспертов, бизнес не обращается за помощью, чтобы избежать лишних проверок контролирующих органов.

Каждый десятый

75% представителей малых и микропредприятий заявили, что знают о действующих мерах государственной поддержки бизнеса. Однако на деле только 9%, или почти каждый десятый, воспользовались ими, следует из результатов опроса. Оставшаяся четверть респондентов заявила, что никогда не слышала о возможности получить помощь от властей. Исследование НАФИ, проведенное в январе этого года, характеризует спрос на программы стимулирования в 2019-м в целом. В нем участвовали 1000 действующих предпринимателей из 80 субъектов страны. Исследование проведено впервые.

Меры государственной поддержки малых предприятий - картинка 8

Для трети респондентов причинами, помешавшими обратиться за помощью от государства, стали сложности с подготовкой документов: за время ожидания одной справки истекает срок действия другой. При этом каждый пятый предприниматель сообщил, что не верит в помощь от государства, поэтому и не воспользовался предлагаемыми возможностями. На отсутствие подходящих для их бизнеса программ пожаловались менее 20% респондентов. Столько же заявили, что им не нужна помощь в развитии своего дела.

Авторы исследования отмечают, что невостребованность инструментов по развитию бизнеса вызвана низким уровнем понимания предпринимателями существующих программ и сформировавшимся стереотипом о работе с госорганами. Согласно опросу, большинство респондентов (79%), у которых за спиной нет опыта получения государственной помощи, априори считают, что добиться ее сложно. Но в случае упрощения процедур оформления они охотно подадут заявку.

— Со стороны бизнеса есть спрос на господдержку, однако ее получение представляется сложным и долгим процессом. В результате предприниматели редко обращаются и часто не обладают для этого полной информацией. Для эффективности помощи МСП не хватает слаженной системы межведомственного взаимодействия. Нужны единые окна, которые предоставят компаниям исчерпывающую информацию, — отмечает гендиректор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.

Меры государственной поддержки малых предприятий - картинка 9

Непопулярность мер господдержки также связана с их несоответствием реальным потребностям бизнеса, говорится в исследовании. Отмечается и влияние недостаточного учета особенностей региональной экономики, низкой коммуникации с предпринимателями, слабой информационной кампании как на федеральном, так и на региональном уровнях. По мнению авторов исследования, преграды создает и забюрократизированность процедур по получению помощи, усложненная форма отчетности по ее итогам и большое количество проверок.

Системные проблемы

В пресс-службе Минэкономразвития оперативно не ответили на вопросы «Известий» об объемах и видах государственного стимулирования бизнеса. В Корпорации МСП рассказали, что за прошлый год они поддержали 10,3 тыс. компаний на 735 млрд рублей (в 2018 году было 2,7 тыс. предприятий на 175 млрд рублей). В Фонде развития промышленности сообщили: профинансировано 189 проектов на 34,5 млрд рублей (это на 30% и 24% превосходит показатели 2018-го).

Глава «Опоры России» Александр Калинин, отвечая на вопрос о реалистичности данных исследования, сообщил, что «этим цифрам можно верить». По его словам, около 10 лет назад вдвое меньше компаний знали о мерах господдержки, а пользовались ими не более 4%.

Меры государственной поддержки малых предприятий - картинка 10

С причинами невостребованности инструментов — недостаточной информированностью и неверием в помощь от чиновников, согласился и сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Однако он поставил под сомнение число респондентов, знающих о госпрограммах, куда могли попасть и те, кто слышал об одной–двух из них. На деле же одних госинститутов развития, предоставляющих множество видов субсидий, более трех десятков, причем только на федеральном уровне. Каждый предприниматель с вероятностью 99% найдет подходящий для него вид поддержки, заявил он.

Впрочем, главной проблемой эксперт считает отсутствие доверия к чиновникам, которое проявляется в опасениях насчет административного давления. Существует боязнь, что «разовьешь бизнес, и его отберут, или будут наезды проверяющих органов, если кого-то обошел в конкуренции», подчеркнул Антон Данилов-Данильян.

По мнению завлабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС Веры Бариновой, спрос на господдержку по-прежнему низкий. Похожее исследование проводилось в 2018-м, когда большинство представителей МСП отметили, что не обращались за помощью, и лишь каждый десятый дал положительный ответ. Всё дело в системных проблемах в развитии малого бизнеса, который зависит от состояния экономики и спроса населения, считает Вера Баринова. По ее мнению, прямые финансовые механизмы не работают, и нужны дополнительные меры, например, налоговые и имущественные льготы, обучение и консалтинг.

http://iz.ru/980977/roza-almakunova/malym-pomalu-instrumenty-gospodderzhki-nepopuliarny-sredi-kompanii

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях