WordPress

Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса

Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Евразийская технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности
АПК — продукты здорового питания» (Ассоциация «ТППП АПК»)

Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса - картинка 2

Ассоциация «ТППП АПК» с 5.10.2016 г. осуществляет функции управления и координации Евразийской технологической платформы.
Сайт ЕЭК

Ассоциация «ТППП АПК» внесена 20.11.2012 г. в перечень технологических платформ, утвержденный решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям и является единственной в области сельского хозяйства и пищевой промышленности.
1. Основные положения (презентация)

Вы здесь

Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса

1. Развитие отраслей агропромышленного комплекса

1.1 Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства

1.2 Повышение продуктивности в молочном скотоводстве

1.3 Содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса («Единая субсидия»)

2. Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе

2.1 Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе

2.2 Компенсация прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования

2.3 Поддержка льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса

3. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие

3.1 Субсидии производителям сельскохозяйственной техники

4. ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»

4.1 Субсидии на реализацию мероприятий ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»

5. ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года»

5.1 Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов​

5.2 Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие водоснабжения и (или) газификации

5.3 Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети общеобразовательных организаций

5.4 Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики

5.5 Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети плоскостных спортивных сооружений

5.6 Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку

5.7 Субсидии на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности

http://xn—-7sbab4cbipghgw0a.xn--p1ai/content/mery-gosudarstvennoy-podderzhki-agropromyshlennogo-kompleksa

Анализ мер государственной поддержки АПК: мнение эксперта

Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса - картинка 3

Ольга Башмачникова, вице-президент АККОР, приняла участие в парламентских слушаниях на тему «О совершенствовании механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации», состоявшихся в Совете Федерации 15 февраля 2018 года. Она выступила с докладом «Смещение акцентов государственной поддержки АПК в современных условиях»

Уважаемые читатели! Предлагаем вам ознакомиться с очень интересным и информативным докладом Ольги Башмачниковой, вице-президента АККОР. Уверены, что вы найдете в нем очень много полезной информации для размышления и выводов.

Доклад Ольги Башмачниковой, вице-президента АККОР

Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса - картинка 4

«Недавно, выступая на съезде Единой России, В.В.Путин сказал:

«Перед нами – масштабные задачи: мы должны построить инновационную экономику, укрепить демократические институты. Но, если мы действительно хотим добиться успеха, в центре нашего внимания должен быть человек! Российские семьи должны чувствовать позитивные перемены в своей жизни – в этом главный смысл и цель всей нашей работы, и только тогда мы сможем рассчитывать на поддержку людей».

Считаем, данное высказывание – это, прежде всего, посыл на развитие малого бизнеса и формирование среднего класса. В АПК роль и значение малого бизнеса высоки как нигде в связи с необходимостью диверсификации производственных рисков, производства экологически чистой продукции, а также решении задачи по остановке депопуляции сельских территорий.

Однако, сегодня в сельском хозяйстве 92% прибыли приходится лишь на 18% сельхозорганизаций, и эта прибыль получена, в том числе благодаря беспрецедентным мерам государственной поддержки. Фактически, приоритеты государственной поддержки не служат задаче создания прибыли для большого количества российских семей, проживающих в сельской местности.

В материалах Доклада Всемирного банка «Меры государственной политики России для обеспечения конкурентоспособности агропродовольственного сектора и привлечения инвестиций» приводятся следующие аналитические выводы.

1. В России только отдельные хозяйства имеют высокие показатели производительности труда – те, кто имеет доступ к средствам поддержки, дешевым кредитам и высоким технологиям сельскохозяйственных услуг.

2. Отличительной чертой государственной поддержки в России является тот факт, что государственные субсидии в большей степени направлены на создание благоприятных условий для небольшого количества предприятий частного бизнеса в ущерб создания так называемых общественных благ или возможностей развития для большого количества субъектов деятельности. И в этом кардинальное отличие России от других стран.

Действительно, если только 2,7% фермеров получают льготные кредиты, невозможно говорить о доступности инвестиций в технологии – доступ к капиталу у основной категории малых производителей отсутствует. Они не доходят до банков, и эта проблема носит системный характер, связана с регулированием банковской деятельности со стороны Центрального банка, а также отсутствием у коммерческих банков мотивации на работу с мелким кредитом. Сегодняшние имеющиеся финансовые институты на работу с данным сегментом не настроены. Пожалуй, можно выделить АО Росагролизинг как компанию, настроенную на трансфер технологии субъектам малого предпринимательства. Они действительно это делают.

На наш взгляд возможны следующие решения по улучшению доступа мелких производителей к финансовому рынку:

1. Создание специальных фондов поддержки малого бизнеса в АПК – настроенных на инвестирование в микро- и малые предприятия сельского хозяйства.

Данные фонды должны специализироваться на финансировании проектов расширения производственной базы небольших фермерских хозяйств, которые хотят развиваться, но не смогут получить кредит в банке по требованиям к залогу и уровню доходов.

2. Развитие института кредитной кооперации, решающего задачу пополнения оборотного капитала. Здесь в краткосрочном режиме можно говорить о необходимости распространения механизма льготного кредитования на сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, а также снижение к ним требований ЦБ РФ.

3. Развитие льготного лизинга техники, оборудования и сельхозживотных.

4. Снижение требований ЦБ к кредитам коммерческих банков до 10 млн. рублей.

Хочется отметить. Меры государственной поддержки должны предусматривать создание или настройку имеющихся институтов на соответствующую цель – доступ к рынку капитала той категории предпринимателей, которые сегодня его не имеют.

Помимо обеспечения доступа к капиталу, на что еще должны быть направлены акценты государственной поддержки.

  • стимулирование увеличения количества субъектов предпринимательства, создание новых бизнесов, новых семейных ферм.

Эту задачу возможно решить за счет обеспечения доступа к земельным, заемным ресурсам, средствам грантовой поддержки. И здесь мы должны говорить о комплексных, пакетных решениях. Получатели грантовой поддержки по направлениям программам НФ, СЖФ и СПК должны быть априори обеспечены кредитами и землей. Однако в настоящее время мы не можем этого констатировать в полной мере – и об этом неоднократно говорилось на проводимых в МСХ РФ видеоконференциях. Значит, эффект от господдержки не полный и точно не мультипликативный. После того как мы сможем добиться комплексных решений, необходимо ставить вопрос о значительном увеличении в разы средств государственной поддержки, выделяемой на гранты в рамках действующих программ.

  • Государственная поддержка должна обеспечить повышение доходности существующих малых бизнесов.

Поддержание доходности существующих бизнесов – это наиважнейшая задача. По данным за 2017 год при создании 23 тысяч новых фермерских хозяйств в год, 33 тысячи из бизнеса выбыло. Продолжается устойчивый тренд по снижению количества КФХ.

По итогам Всероссийской сельхозпереписи с 2006 года произошло сокращение фермерских хозяйств на 110 тысяч. Прирост площадей, поголовья скота в фермерском секторе – это происходит в основном за счет крепких устоявшихся хозяйств. Мелкие фермы, не имеющие достаточного капитала для развития, уходят из бизнеса, а ведь этого можно был бы избежать при создании определенных условий. Мы бы тогда не теряли по 30 тысяч хозяйств в
год, а при создаваемых 20 тысячах новых предпринимателей, получили бы прирост в 50 тысяч семейных ферм в год – за 10 лет – это полмиллиона.

  • Развитие профессионального консультирования малых производителей доступного в каждом муниципальном районе.

Еще одна выдержка из отчета Всемирного банка – малые хозяйства не имеют консультационной службы, через которую идет трансляция технологий – а это те задачи, которые решены во все странах и на решение которых Правительство выделяет серьезные ресурсы.

  • Государственная поддержка доходности субъектов предпринимательства, попавших в трудную финансовую ситуацию

Для этой цели в Германии существуют отдельные кредитные продукты под гарантию правительства и близкие к нулевой ставке. У нас такие предприниматели лишаются возможности получения не только льготных, но и коммерческих кредитов. На них распространяются штрафные санкции банков при снижении выручки на счете. Т.е. финансовые институты не поддерживают жизнеспособность реального сектора экономики.

  • Меры государственной поддержки должны стимулировать те возникающие на всех этапах цепочек движения продукции от поля до прилавка модели хозяйственного взаимодействия производителей сельхозпродукции (ЛПХ, КФХ, СПоК, СХО, холдингов, перерабатывающих предприятий), которые позволяют малым производителям встроиться в рынок и оставаться доходными и конкурентоспособными. Здесь речь идет об эффективных интеграционных моделях и развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации.

В Китае в 90 годы, когда фермеры столкнулись с проблемой вывода продукции на рынок, было принято решение — финансовая поддержка перерабатывающих предприятий государством осуществлялась только при условии их согласия напрямую поддерживать ассоциации фермеров, поставляющие им сырье. Нам важно идти этим же путем.

Современная экономическая теория опирается на новую терминологию «воспитательный протекционизм» или «экономика подталкивания». Государство решает задачи по ускорению тех или иных процессов в экономике, может предпринимать «попытки подталкивать» субъектов рыночных отношений к выбору, который повысит их совокупную эффективность в долгосрочном периоде.

«Воспитательный протекционизм» основывается на принятии государством и реализации временных дополнительных мер государственного регулирования и поддержки, полезен не только для обеспечения перехода на новый производственно-технологический уровень, но и на выстраивании желательных хозяйственных связей, способствующих закреплению на селе большего количества семей, вовлеченных в процесс сельскохозяйственного производства.

На экономическом Международном форуме в Давосе со стороны России были сделаны определенные заявления. В частности, вице-премьер Аркадий Дворкович в своем выступлении отметил, «нам удалось решить задачи макроэкономического уровня и теперь мы перейдем к решению непосредственно экономических задач и развития экономики внутри страны». Считаем, предложенные меры вписываются в данное заявление. (Источник: пресс-служба Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР)).

http://www.agroxxi.ru/stati/analiz-mer-gosudarstvennoi-podderzhki-apk-mnenie-yeksperta.html

Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса

Государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Направления государственной поддержки сельского хозяйства:

  • Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии.
  • Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам.
  • Целевые государственные программы поддержки отраслей сельского хозяйства (животноводства, растениеводства и т.д.).
  • Государственная поддержка малых форм хозяйствования (субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения).
  • Государственная поддержка экономически значимых региональных программ.
  • Субсидии на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям.
  • Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
  • Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Какие сельхозпроизводители могут рассчитывать на государственную поддержку?

Главным критерием получения государственной поддержки в сфере сельского хозяйства является наличие материальных активов у предприятия — земли сельхоз назначения, помещения для выращивания скота и птицы, производственное оборудование (собственность, аренда или земля под застройку).

Вне зависимости от того, планируете ли Вы открытие нового сельхозпредприятия, или развитие существующего, Вам необходимо проверить соответствие формальным требованиям конкретной Программы.

Порядок предоставления субсидий:

  1. Оценка условий (требований) получения субсидий —сельскохозяйственные товаропроизводители выбирают необходимую им субсидию и оценивают условия ее получения.
  2. Подача заявки и необходимых документов — сельскохозяйственные товаропроизводители подготавливают заявку и документы, необходимые для получения субсидии, и предоставляют их в региональный орган управления АПК согласно утвержденным нормативно-правовым актам.
  3. Рассмотрение заявки и документов — после предоставления сельскохозяйственными товаропроизводителями заявки и документов региональный орган управления АПК рассматривает предоставленные документы в течении установленного нормативно-правовыми актами времени.
  4. Уведомление об оказании поддержки или мотивированный отказ — после рассмотрения документов региональный орган управления АПК принимает решение о предоставлении субсидии или отказе от предоставления субсидии и сообщает сельскохозяйственному товаропроизводителю о принятом решении.
  5. Доведение субсидии в случае решения об оказании поддержки — при принятии региональным органом управления АПК решения о предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям перечисляются средства предусмотренные на оказание государственной поддержки.
  6. Контроль за порядком предоставления субсидий и контроль за их целевым использованием — на всех уровнях предоставления государственной поддержки осуществляется контроль за выполнением условий и требований, установленных при предоставлении субсидий, а также за целевым использованием субсидии.

Программы поддержки действуют в на всей территории Российской Федерации.Однако региональные власти имеют полномочия на их расширение и адаптацию под территориальную специфику. Поэтому, для получения государственной поддержки вашего сельхозпредприятия, рекомендуем Вам обращаться в органы управления АПК Вашего региона. И только после этого думать о привлечении стороннего специалиста, который поможет подготовить комплект документов для получения субсидии.

Структурное подразделение органа регионального управления АПК:

Отдел государственной поддержки сельхозпроизводителей

Телефоны: +7 (473) 213-74-40

Адрес: 394006, г.Воронеж, пл.Ленина д.12

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://agriculture-info.ru/business/support

Актуальные направления и меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации

Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса - картинка 6

Рубрика: 8. Мировая экономика

Дата публикации: 13.11.2018

Статья просмотрена: 1355 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, А. В. Актуальные направления и меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации / А. В. Шевченко, А. Б. Бабанов. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/317/14654/ (дата обращения: 12.05.2020).

В статье рассматриваются основные направления государственной поддержки агропромышленного комплекса России, анализируются объемы финансирования и распределения средств по каждому из направлений.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственная поддержка, финансирование, инвестиции, инновационное развитие.

Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим сектором экономики Российской Федерации. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно, соотношение спроса и предложения дополняется активным государственным регулированием и поддержкой.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса, осуществляемая в настоящее время в большей степени в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации разделятся на следующие основные направления:

  1. Развитие отраслей агропромышленного комплекса;
  2. Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе;
  3. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;
  4. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России;
  5. Устойчивое развитие сельских территорий [1].

Каким образом расставлены приоритеты при проведении процедуры распределения объемов финансирования данных направлений, наглядно демонстрирует Таблица 1.

Распределение объемов финансирования основных направлений государственной поддержки АПК Российской Федерации [2]

Направление государственной поддержки

Предусмотрено в 2018г. тыс. руб.

Всего

Вт.ч. за счет средств бюджета

Федерального

Субъектов

Развитие отраслей агропромышленного комплекса

146 607 776

116 620 868

29 986 908

Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области

Повышение продуктивности в молочном скотоводстве

Содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного

комплекса («Единая субсидия»)

Стимулирование инвестиционной деятельности

48 868 322

40 971 097

7 897 225

Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе

Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения

10 205 153

8 398 826

1 806 327

Устойчивое развитие сельских территорий

21 225 967

13 937 322

7 288 645

Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе

молодых семей и молодых специалистов

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие водоснабжения и (или) газификации

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети общеобразовательных организаций

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети плоскостных спортивных сооружений

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку

Субсидии на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности

Всего

226 907 218

179 928 112

46 979 105

Анализ вышеизложенных данных позволяет сделать вывод о высокой заинтересованности государства в развитии отраслей агропромышленного комплекса, в том числе, с помощью привлечения инвестиционного кредитования, которое выступает на сегодняшний день в качестве важнейшего рычага развития внутреннего потенциала регионов.

Важно отметить, что привлечение инвестиций способствует также развитию интегрированных структур агропромышленного комплекса, их создание — единственный способ обеспечения паритета экономических отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей, как фундамента всей экономики, со своими партнёрами: предприятиями перерабатывающей промышленности, обслуживающей деятельности и сферы реализации.

Характеристика основных интеграционных объединений в агропромышленном комплексе на сегодняшний день представлена в Таблице 2.

Основные формы интеграции вагропромышленном комплексе [3]

Интегрированная структура

Сущность

Особенности

комплектующих, специализированных производственных и

сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных

организаций, связанных отношениями территориальной близости

и функциональной зависимости в сфере производства и реализации

товаров и услуг

Узкая специализация, децентрализация, наличие

как формального органа

единого устава, главной формой взаимодействия

(управляющей) компании и

контролируемых ею дочерних предприятий, осуществляющих

сельскохозяйственную деятельность и деятельность по реализации сельхозпродукции.

Жесткая централизация, наличие единого органа управления (совета

директоров) и организационно-правовой формы; научные разработки

осуществляются исключительно по направлениям хозяйственной деятельности.

Агротехнопарк — это организация,

консолидирующая результаты работы НИИ, вузов, деловых площадок, сельскохозяйственных, производственных и перерабатывающих

предприятий АПК и выставочных центров, специализирующихся на

разработке, апробации и внедрении в собственное производство

или коммерциализации инновационных продуктов и технологий.

Создается на добровольной основе исходя из интересов участников;

направлен на разработку

осуществлять их поиск и

работу с ними, повышение наукоемкости АПК; имеет устав, единые формы отчетности и органы управления; управляется

(общим собранием участников); направления деятельности не ограничены в пределах АПК (не имеет

не имеет ограничений по

локализован в пределах

С 2018 года госпрограмма развития сельского хозяйства переведена на проектное управление. За счет этого государство намерено уйти от большого числа «размытых» целевых индикаторов и обеспечить эффективное использование средств на достижение приоритетных целей. Их пять:

‒ обеспечение продовольственной безопасности;

‒ увеличение добавленной стоимости в АПК;

‒ повышение темпов роста экспорта продукции АПК;

‒ увеличение инвестиций в сельское хозяйство и объема располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности.

На сегодняшний день для реализации одобрено четыре стратегических проекта. В соответствии с этим, в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (далее Госпрограмма) вносятся изменения, отражающие новые приоритетные проекты в программе и новые бюджеты. Приоритетными стали проекты «Экспорт продукции АПК», «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» и «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» [4].

В Госпрограмму также включены разделы, отражающие сводную информацию по опережающему развитию приоритетных территорий. Также с 1 января 2018 года федеральные целевые программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» интегрируются в Госпрограмму в качестве ее подпрограмм. Оценка эффективности реализации Госпрограммы будет производиться ежегодно на основе использования системы показателей и индикаторов.

Уже сегодня реализация государственных программ поддержки агропромышленного комплекса дает положительные результаты, так, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-августе 2018 года составил 15401,1 млн. долл. США, что на 28,9 % больше, чем в 2017 году. Увеличились объемы экспорта пшеницы (в 1,7 раза). В товарной структуре экспорта доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличилась на 0,1 процентных пункта и составила 5,4 % [5].

http://moluch.ru/conf/econ/archive/317/14654/

Потенциал АПК. Меры государственной поддержки аграрного сектора экономики

Потенциал АПК в России очень велик. В состав АПК входят три основные сферы: первая сфера включает отрасли, снабжающие сельское хозяйство и другие сферы комплекса средствами производства, сельское строительство и др.; вторая сфера — собственно сельское хозяйство; третья сфера, в которую входят отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, переработку, хранение и сбыт конечной продукции комплекса.

Всего в состав АПК входят более 10 отраслей экономики. Более того, в России начинает формироваться четвертая сфера, которая будет включать в себя отрасли производственной, социальной, сервисной, научной, информационной и другой инфраструктуры, которые сами непосредственно не создают продукт, но необходимы для его создания и нормального эффективного функционирования АПК.

АПК обладает большими преимуществами по сравнение с другими отраслями, такими как:

  • 1) большие площади сельскохозяйственных земель;
  • 2) имеются возможности производства экологически чистых продуктов;
  • 3) наличие трудовых ресурсов.

Более того АПК затрагивает интересы всего населения России, например сельское хозяйство дает 95-96% производимого в стране продовольствия, остальные 4-5% — продукция морей, рек, озер, лесов. Кроме того, сельское хозяйство поставляет натуральное сырье — шерсть, льноволокно, масло-семена различных культур, сахарную свеклу и др. Все это даёт населению преимущество покупать продукты хорошего качества, по более низким ценам у отечественного производителя, чем у зарубежных стран, по высоким ценам.

Безусловно, как и все отросли АПК имеет определенные проблемы, такие как:

  • 1) слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса;
  • 2) большая часть сельскохозяйственных угодий находится в зоне рискового земледелия;
  • 3) разрушение материально-технической базы (старение машинно-тракторного парка, разрушение животноводческих комплексов);
  • 3) усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса;
  • 4) рост цен на энергоресурсы и ГСМ.

И множество других проблем, на которые начало обращать внимание наше Правительство, которое заинтересовано в решение данных проблем и способствованию дальнейшего развития АПК.

В ходе этого, правительство начало осуществлять бюджетную поддержку АПК по следующим направлениям:

  • 1) финансирование проведения земельной реформы;
  • 2) финансовая поддержка развития фермерства/развитие рыночных отношений в АПК;
  • 3) поддержка социальной инфраструктуры села/ жилищного строительства, возведение объектов здравоохранения, школ, дошкольных учреждений, строительство дорог;
  • 4) мелиорация земель и содержание мелиоративных систем;
  • 5) улучшение земель, связанное с повышением плодородия;
  • 6) строительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и рыболовецкого флота;
  • 7) поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;
  • 8) финансовая помощь по землеустройству, противоэпизоотическим мероприятиям и мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей не ограничивается перечисленными выше мерами:

  • 1) периодически проводится списание задолженности сельскохозяйственных предприятий по кредитам и процентов по ним с отнесением этих сумм на государственный внутренний долг.
  • 2) как один из способов регулирования розничных цен на сельскохозяйственную продукцию сохранено дотирование из бюджета стоимости средств производства, приобретаемых для села. Дотирование осуществляется на конечной стадии производственного цикла. Продолжается практика обеспечения села горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и пестицидами на условиях товарного кредита.
  • 3) АПК предусматривается льготная налоговая политика, пониженные нормативы отчислений во внебюджетные фонды.
  • 4) в соответствии с Законом «О социальном развитии села» осуществляется политика приоритетности бюджетного финансирования, предоставления льгот, увеличения норм расходов на развитие социально-культурной сферы в сельской местности. Финансируются мероприятия по охране материнства и детства в низкорентабельных и убыточных хозяйствах системы Минсельхоза России.
  • 5) для поддержки отечественного сельскохозяйственного машиностроения и стабилизации аграрного производства Правительство РФ внедрило лизинг как новую форму приобретения продукции машиностроения.

Более того, была создана государственная программа, в рамках которой были созданы кредитные программы, представленные только в Россельхозбанке, которая способствовала разбитию фермерского хозяйства, сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

На концерте, посвященном Дню работника сельского хозяйства, Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев заявил, что за четыре последних года в отрасль уже пришло порядка 900 млрд. рублей. В следующем году только за счет ресурсов федерального бюджета мы планируем направить в АПК 125 млрд. рублей. В этом году, напомню, было 107,6 млрд. рублей. Это не считая льготных кредитов и региональных программ.

Не так давно был создан Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», который направлен на:

  • 1)обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
  • 2)повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию;
  • 3)повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;
  • 4)устойчивое развитие сельских территорий;
  • 5)воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства.

Данный проект рассчитан на 8 лет( 2013-2020) и объем финансирования составляет 1,5 трлн рублей за 8 лет.

Изучив структуру, преимущества и проблемы АПК я пришла к выводу, что аграрный комплекс России развит и он имеет большие перспективы в дальнейшем развитии, ведь нельзя стоять на месте, необходимо стремиться вперед, развивать, создавать новые и новые отросли АПК. Я считаю, что государство в достаточной мере способствует развитию и потенциалу АПК, создавая различные программы для развития сельского хозяйства, более того спонсирует различные сферы АПК из бюджета страны. Государственная поддержка способствовала сокращению спада производства продукции растениеводства и животноводства. Расходы бюджета направляются на сохранение плодородия почв, обновление и пополнение основных производственных фондов в сельском хозяйстве. Предусматривается дальнейшее развитие лизинговой формы приобретения техники, машин и оборудования. В расходах бюджета выделяются средства на выплаты дотаций и компенсаций сельхозтоваропроизводителям.

http://studwood.ru/1008875/ekonomika/potentsial_mery_gosudarstvennoy_podderzhki_agrarnogo_sektora_ekonomiki

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях