WordPress

Меры экспортной поддержки

Меры экспортной поддержки - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Меры экспортной поддержки". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Столица расширила меры поддержки московских компаний-экспортеров

Получить субсидию на возмещение внешнеторговых затрат смогут столичные организации и индивидуальные предприниматели, реализующие за рубежом не только товары, но и услуги. Связанные с этим поправки в постановление о порядке предоставления субсидий из бюджета города организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим реализацию произведенных в столице товаров за рубежом, подготовил Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Соответствующее постановление Правительства Москвы № 275-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. № 646-ПП» утверждено 31 марта 2020 года.

В постановлении обозначены новые виды затрат, которые можно будет частично компенсировать с помощью субсидий из бюджета города.

«Мы расширили перечень мер финансовой поддержки столичных экспортеров. Подать заявку и получить субсидию теперь можно на возмещение затрат на экспорт не только товаров, но и услуг, а также результатов интеллектуального труда, — отметил руководительДепартамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. — Новое постановление предусматривает и компенсацию затрат на адаптацию товаров или услуг для международного рынка».

К затратам на адаптацию товаров, которые экспортеры смогут частично «вернуть», относятся расходы на разработку дизайна и интерфейса продукции в сфере ИТ-технологий; подготовку технической, тендерной, конкурсной документации и лицензионных соглашений, дублирование аудиовизуальной продукции и другие операции, предваряющие вывод товара на международный рынок.

«Объем субсидиарной поддержки экспорта столичным предпринимателям в этом году вырос почти в 2,5 раза: с 70 миллионов рублей выданных в 2019 субсидий до 200 миллионов рублей, запланированных в городском бюджете на 2020, — также сообщил Алексей Фурсин. — Таким образом мы сможем удовлетворить еще большее число обращений от предпринимателей, включая заявки на новые виды субсидий и затрат, которые можно компенсировать».

Московские компании-экспортеры также смогут, как и ранее, компенсировать затраты на транспортировку своей продукции за рубеж, получение охранных документов, сертификацию систем менеджмента качества и подтверждение соответствия товаров зарубежным требованиям. Размер выплат по отдельным мерам финансовой поддержки может составлять 3 миллиона рублей.

Заявку на предоставление финансовой поддержки можно подать в Московском экспортном центре. Прием документов продлится до 30 апреля.

Получить подробную информацию о требованиях к компаниям и правилах оформления документов можно у консультантов центра по телефону: +7 (499) 350-09-10. На сайте центра можно оставить заявку на обратный звонок.

К числу наиболее популярных за рубежом товаров, произведенных в Москве, относятся машины и оборудование, электроника, товары широкого потребления и пищевая продукция. Объем несырьевого экспорта Москвы в 2019 году вырос на 23,2% по сравнению с 2018 годом, достигнув 30,2 миллиарда долларов США.

http://www.mos.ru/news/item/71982073/

Поддержка экспорта

Всё больше представителей малого и среднего бизнеса из разных регионов России находят свою нишу на зарубежных рынках. Одна из задач нацпроекта по поддержке МСП – рост доли малых предприятий-экспортёров с 8,6 до 10%.


Для увеличения количества таких компаний в регионах на базе центров «Мой бизнес» создаются Центры поддержки экспорта (ЦПЭ). В них предприниматели могут получить финансовую и нефинансовую поддержку, позволяющую увеличить географию поставок и расширить бизнес. Они помогают не только принять участие в зарубежных выставках, но и получить самые разные услуги вплоть до юридического и лингвистического сопровождения экспортных контрактов и логистической поддержки. Для достижения максимальной эффективности в продвижении МСП на зарубежные рынки ЦПЭ тесно работают с Российским экспортным центром (РЭЦ).

До 2021 года центры экспорта будут открыты во всех регионах. Сегодня они уже функционируют в 79 субъектах.

Какую поддержку для МСП оказывают Центры экспорта в регионах?

Организация деловых миссий в зарубежные страны (проведение переговоров);

Информационная и консультационная поддержка;

Организация обучения предпринимателей по вопросам внешнеэкономической деятельности;

Получение соответствующих разрешений на экспорт продукции;

Услуги по переводу на иностранные языки сайтов, презентационных и маркетинговых материалов, а также внешнеторговых контрактов;

Оказание помощи в формировании и продвижении экспортного предложения и содействие выходу предприятий на внешние рынки и др.;

Консультации по валютному и налоговому законодательству, логистике;

Помощь в продвижении продукции за рубеж;

Продвижение информации о компании за рубежом;

Оказание помощи в стандартизации, сертификации поставляемой на экспорт продукции (т. к. небольшие компании не могут позволить себе держать в штате специалистов по всем направлениям. ЦПЭ помогают своими силами или рекомендуют специалистов). ЦПЭ также софинансируют до 80% стоимости обязательной при выходе на международные рынки сертификации.

Одной из самых востребованных услуг остаётся обучение. В начале пути предприниматели сталкиваются со множеством трудностей и чаще всего задают один и тот же вопрос: «С чего начать?» Для исчерпывающего ответа в ЦПЭ подготовлено внушительное количество материалов и инструкций.

Что компенсирует Центр поддержки экспорта?

Предприниматель может сэкономить до 150 тысяч рублей, обратившись в Центр поддержки экспорта при переводе своего сайта на иностранные языки; до 300 тысяч рублей – при субсидировании ЦПЭ сертификации. Также предусмотрена возможность софинансирования маркетинговых исследований и другие.

С полным спектром услуг ЦПЭ можно ознакомиться на сайте Центров в вашем регионе. Адреса Центров вы найдёте в разделе «Инфраструктура МСП»

.

Начинающим экспортёрам требуется порядка 6–9 месяцев на дополнительное образование, доработку продукта, выстраивание маркетинговой стратегии, контрактации. Обучение для предпринимателей в системе поддержки экспортёров бесплатное и проходит в Центрах поддержки экспорта в вашем регионе.

Кроме того, экспортёры, обращаясь в ЦПЭ в своём регионе, могут получить профессиональные консультации по вопросам экспортной деятельности и доступ ко всем инструментам РЭЦ.

Как ЦПЭ взаимодействуют с Российским экспортным центром?

Все Центры экспортной поддержки работают в постоянном взаимодействии с РЭЦ. Сейчас Минэкономразвития РФ совместно с РЭЦ выстраивает единую систему экспортной поддержки. Это делается для стандартизации деятельности ЦПЭ и интеграции их с региональной сетью РЭЦ. С этого года РЭЦ официально определён агентом Правительства РФ по распределению субсидий бюджетам регионов для создания и развития Центров поддержки экспорта, а также координации их работы. Кроме того, РЭЦ будет оценивать соблюдение Центрами поддержки экспорта установленных для них требований. Также среди полномочий РЭЦ – разработка методических рекомендаций по вопросам внешнеэкономической деятельности МСП.

В том, чтобы работа ЦПЭ приносила результаты, центры заинтересованы напрямую. Эффективность их деятельности Минэкономразвития РФ совместно с РЭЦ оценивают по ключевым показателям. Их устанавливают индивидуально для каждого центра. Среди критериев – число заключённых субъектами МСП экспортных контрактов, количество новых экспортёров (МСП) и расширение географии стран, с которыми удалось договориться о поставках. Раз в квартал ЦПЭ отчитываются о том, удалось ли достичь намеченного.

Получить бесплатную консультацию по этой и другим программам поддержки МСП можно в Центрах «Мой бизнес» в вашем регионе. Адреса смотрите в разделе «Инфраструктура МСП»

.

Также можно оставить заявку на консультацию по телефону в личном кабинете портала. Для этого пройдите регистрацию, после чего вам перезвонят специалисты нашего call-центра.

Не дождались звонка или возникли вопросы? Позвоните по телефону горячей линии: 8 (800) 100 97 70

Государственные меры поддержки

Здесь вы найдете материалы о государственных мерах поддержки малого и среднего бизнеса.

Льготный кредит по ставке до 8,5%

Получить кредит можно до 2024 года в любом из отделений уполномоченного банка.

Банки, участвующие в льготной программе

На сегодняшний день в программе задействовано уже 99 кредитных организаций.

Микрозайм для бизнеса

Предоставление МСП микрозаймов до 5 млн рублей по льготной ставке на срок не более 3 лет.

Поддержка инноваций и производства

Одним из способов развития новых промышленных и инновационных проектов является предоставление готовой инфраструктуры и льготного доступа к ней.

Поддержка МСП в моногородах

В настоящее время в России официально зарегистрирован 321 моногород. На какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес в моногородах?

Кредиты под залог ИС и субсидии

На возмещение бизнесу части расходов по таким кредитам государство предоставляет субсидии.

Кредит под госгарантию

Банки не всегда одобряют предпринимательский кредит, если отсутствует имущество для залога. Тут на помощь может прийти государство и стать поручителем.

Оборудование в льготный лизинг

Как выгодно арендовать или приобрести оборудование для своего бизнеса.

http://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/support/podderzhka-eksporta

Для российских экспортеров расширят меры поддержки

Первым направлением поддержки станет снижение затрат на транспортировку продукции. Изменения в действующие нормативные акты позволят отменить ответственность для получателей субсидии за невыполнение обязательств по осуществлению поставок продукции в 2020 году, а также начать предоставление субсидий в июне текущего года. Ранее их планировалось выдавать с 1 сентября. Кроме этого, планируется компенсировать часть затрат на транспортировку промышленной продукции в этом году без проведения квалификационного отбора. Заявки в таком случае будут рассматриваться в порядке живой очереди.

Отдельным Постановлением Правительства РФ предполагают упростить требования к предоставляемой документации на получение субсидии, которая компенсирует часть затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции.

Российским экспортерам помогут с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности. Предпринимателям компенсируют до 100% затрат на оплату пошлин, связанных с подачей и рассмотрением международных заявок на регистрацию товарного знака или промышленного образца, а также до 70% затрат на оплату услуг по подготовке, подаче и делопроизводству по указанным заявкам. В 2020 году на эти цели предусмотрено выделение 160 млн. рублей. Подать заявку на консультацию по данному вопросу можно в специальном разделе на сайте РЭЦ.

Финансированием из бюджета поддержат сертификацию российской продукции за рубежом. Средства в размере 495 млн. рублей направят на компенсацию части затрат в этом процессе.

Расширяется программа предоставления льготного кредитования. На сегодняшний день организациям, реализующим корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК), денежные средства предоставляют по ставке, которая на 4,5% ниже ставки банка. В ближайшее время начнется второй этап отбора компаний для включения в данную программу. Сбор заявок и пакет документов от промышленных предприятий региона принимают в минэкономразвития и внешних связей Амурской области. Получить дополнительную информацию можно по телефону +7(4162) 22-44-15.

Кроме этого, льготную ставку (на 3% ниже ставка банка) планируется установить для компаний без заключения подобных соглашений с Минпромторгом России о реализации КППК.

Совместно с региональными центрами поддержки экспорта ведется работа по поиску и подбору иностранных партнеров для российских компаний. Для этого создана специальная аналитическая платформа, которая содержит информацию о запросах иностранных компаний в целях подбора российских поставщиков. Также осуществляется поиск и подбор иностранных покупателей для российских компаний.

Продолжают работу действующие механизмы консультационной поддержки. На официальном сайте РЭЦ создан специальный раздел, в котором публикуются рекомендации по проведению экспортного бизнеса в условия распространения коронавирусной инфекции и мирового экономического кризиса, ответы на часто задаваемые вопросы.

Кроме этого, российские экспортеры могут направлять вопросы по определённым темам. Прием обращений по теме международной транспортировки в условиях распространения коронавирусной инфекции ведется по электронной почте [email protected], а вопросы по оформлению и переработке товаров на таможенной территории принимают по адресу [email protected]

Специалисты Российского экспортного центра напоминают, что любые вопросы экспортеры могут направлять по телефону «горячей линии» +7 (495) 725-61-50

Оказать консультационную помощь амурским экспортерам готовы на местном уровне. Региональный центр поддержки экспорта принимает звонки по номеру 8 (4162) 772-609. Также с этой недели сотрудники центра проводят очные консультации по адресу г. Благовещенск, ул. Зейская 287, 2 этаж. Прием ведется по предварительной записи.

http://business.amurobl.ru/news/for-russian-exporters-will-expand-measures-to-support/

Меры поддержки АО «РЭЦ»

АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) – государственный институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки.

АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) – государственный институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки.

Меры экспортной поддержки - картинка 7

Меры экспортной поддержки - картинка 8

Меры экспортной поддержки - картинка 8

Если вам нужны средства для покупки сырья, материалов, оплаты услуг субподрядчиков для исполнения обязательств по отдельному экспортному контракту, то этот кредит — оптимальное решение.

Меры экспортной поддержки - картинка 8

Размещение продукции компании в павильоне позволит представить продукцию потенциальным покупателям за рубежом, наладить b2b-контакты и повысить узнаваемость компании среди иностранных покупателей.

Ограничения: для АПК и пищевой промышленности, 3 города (Шанхай, Дубай, Пекин)

Меры экспортной поддержки - картинка 8

Кредит покупателю применяется в тех случаях, когда зарубежный покупатель не имеет возможности осуществить оплату Вашей продукции за счет собственных средств / доступных кредитных. Вид финансирования избавляет экспортера от необходимости предоставлять длительную отсрочку платежа по контракту.

Меры экспортной поддержки - картинка 8

Специальная программа направлена на поддержку производителей высокотехнологичной продукции, а именно на компенсацию при транспортировке своей продукции на внешние рынки.

Ограничения: до 80% фактически понесенных затрат коды ТН ВЭД продукции, которых включены в перечень, утвержденный в приложении № 2 к приказу Минпромторга России от 23 июня 2017 г. № 1993

Меры экспортной поддержки - картинка 8

Специальная программа направлена на поддержку производителей продовольствия и продукции сельского хозяйства, и одна из ее мер — частичная компенсация затрат, понесенных производителями при транспортировке товаров.

Ограничения: до 50% фактически понесенных затрат экспортеров, не более 50% стоимости перевезенной продукции

Меры экспортной поддержки - картинка 8

При непрерывном производстве и регулярных отгрузках по экспортным контрактам этот кредитный продукт позволит Вам пополнять оборотные средства для поддержания и увеличения объемов производства в целях реализации экспортных контрактов.

Меры экспортной поддержки - картинка 8

Кредит предоставляется экспортеру на период ожидания поступления выручки по экспортному контракту, предусматривающего отсрочку платежа, при условии возникновения дебиторской задолженности и предоставлении экспортером отгрузочных документов.

Меры экспортной поддержки - картинка 16

Меры экспортной поддержки - картинка 17

Меры экспортной поддержки - картинка 18

Меры экспортной поддержки - картинка 19

Меры экспортной поддержки - картинка 20

Меры экспортной поддержки - картинка 21

Меры экспортной поддержки - картинка 22

Меры экспортной поддержки - картинка 23

Меры экспортной поддержки - картинка 24

Меры экспортной поддержки - картинка 25

Меры экспортной поддержки - картинка 26

Меры экспортной поддержки - картинка 27

Меры экспортной поддержки - картинка 28

Меры экспортной поддержки - картинка 29

Меры экспортной поддержки - картинка 30

Меры экспортной поддержки - картинка 31

Центр поддержки экспорта предоставляет услуги по поддержке экспортной деятельности субъектам предпринимательства, соответствующим критериям отнесения к сектору малого и среднего предпринимательства (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ), при соблюдении следующих условий:

  • субъект МСП зарегистрирован на территории Ленинградской области в установленном порядке;
  • у СМСП нет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
  • субъект МСП не находится в стадии реорганизации, банкротства, ликвидации;
  • у субъекта МСП нет просроченной задолженности перед федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ;
  • субъект МСП не является недобросовестным поставщиком в соответствии с реестром ФАС;
  • субъект МСП не попадает в перечень неблагонадежных участников ВЭД Банка России.

Проверить, внесено ли предприятие в единый реестр субъектов МСП, можно на сайте ФНС.

http://crplo.ru/export/services/mery-podderzhki-rec

Меры экспортной поддержки

Код для вставки в блог

Поддержка несырьевого экспорта

Поддержка и защита российских участников внешнеэкономической деятельности, экспортирующих товары, услуги, работы и технологии несырьевых, в том числе высокотехнологичных и инновационных, секторов экономики. Государственная политика по поддержке доступа таких экспортёров на рынки зарубежных стран. Создание благоприятной для экспортёров регуляторной среды. Финансовые инструменты поддержки несырьевого экспорта. Вопросы сертификации продукции для выхода на мировой рынок. Национальная система аккредитации. Вопросы деятельности созданных государством специальных институтов по поддержке несырьевого экспорта. (О военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами и экспорте продукции двойного назначения – см. также Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ)

http://government.ru/rugovclassifier/599/

Меры экспортной поддержки

Экспортер – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, созданные (зарегистрированные) на территории Российской Федерации и осуществляющие деятельность по экспорту несырьевой продукции из Российской Федерации в целях исполнения экспортного контракта.

Паспортом национального проекта (программы) «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусмотрены мероприятия с участием АО «Корпорация «МСП», направленные на поддержку экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Комплекс мер поддержки для экспортеров

В рамках взаимодействия институтов развития АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк» и компаниями Группы «РЭЦ»: АО «Российский экспортный центр» (АО «РЭЦ»), Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (АО) (АО РОСЭКСИМБАНК), АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (АО «ЭКСАР») осуществляется финансовая, гарантийная и иная поддержка экспортерам и экспортно – ориентированным субъектам МСП.

В продуктовом каталоге АО «Корпорация «МСП» предусмотрены гарантийные продукты, которые могут применяться субъектами МСП – экспортно ориентированными компаниями либо экспортерами: «Прямая гарантия для инвестиций», «Прямая гарантия для обеспечения кредитов с целью пополнения оборотных средств», «Прямая гарантия для экспортеров, выдаваемая совместно с поручительством региональной гарантийной организации (согарантия для экспортеров)» (https://corpmsp.ru/products/).

Целевым назначением кредитов, обеспечиваемых согарантией, является выполнение экспортных сделок (контрактов) или договоров комиссии между производителем и экспортером, предусматривающих реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая предэкспортный сбор, закупку, заготовку продукции, всестороннюю подготовку экспортных поставок, транспортировку экспортируемой продукции и прочее сопровождение экспортных сделок экспортеров.

Линейка продуктов АО «МСП Банк» для прямого кредитования на цели оборотного и инвестиционного финансирования субъектов МСП – экспортно ориентированных компаний либо экспортеров по суммам от 10 млн рублей предусматривает дополнительную возможность по снижению требований к базовому объему обеспечения путем страхования АО «ЭКСАР» экспортных и/или кредитных рисков субъектов МСП – экспортно ориентированных компаний, либо экспортеров (https://mspbank.ru/credit/).

Меры поддержки субъектов МСП – экспортеров осуществляются во взаимодействии с организацией-партнером АО «Корпорация «МСП» – Государственным специализированным Российским экспортно-импортном банком (акционерное общество), который предоставляет широкую линейку кредитных продуктов для экспортеров (http://eximbank.ru/credits/).

Реализация указанных кредитных и гарантийных продуктов АО «МСП Банк» и АО «Корпорация «МСП» наряду с финансовыми продуктами Группы «РЭЦ» в рамках единого комплекса поддержки экспорта обеспечит предоставление возможности получения финансовой и гарантийной поддержки на цели развития своей деятельности субъектам МСП – экспортно ориентированным компаниям.

http://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/podderzhka-esksporterov/

Несырьевой экспорт: при каких условиях могут быть достигнуты закрепленные в национальном проекте показатели

Меры экспортной поддержки - картинка 32
teddybearpicnic / Depositphotos.com

Одной из ключевых целей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» является увеличение объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров к концу 2024 года до $250 млрд (при базовом значении по состоянию на 31 декабря 2017 года $135,1 млрд). Причем среди товаров данной категории особым образом выделена продукция агропромышленного комплекса (далее – АПК) – для нее установлены свои конкретные показатели запланированного роста экспорта – с базового значения в $21,6 млрд (стоимостный объем экспорта в 2017 году) до $45 млрд. Разумеется, без непосредственного увеличения объемов производства экспортируемой продукции рост экспорта невозможен, но и одной этой меры для достижения установленных целевых показателей недостаточно. Посмотрим, опираясь на мнения профессионального сообщества, какие первоочередные меры должны быть реализованы для совершенствования и расширения механизмов поддержки участников данного сегмента экспортного рынка.

Экспорт продукции АПК

Официальная статистика показывает, что за последние годы объем экспорта продукции АПК стабильно растет. По данным ФТС России, в позапрошлом и прошлом годах было зафиксировано увеличение примерно на 20% по отношению к предыдущему году, и значение данного показателя составило $21,6 млрд и $25,7 млрд соответственно. Тем не менее сохранение таких темпов роста, по оценке акционерного общества «Российский экспертный центр» (далее – РЭЦ; является, напомним, государственным институтом поддержки экспорта), позволит увеличить объем агропромышленного экспорта к 2024 году только до $30-35 млрд, что гораздо ниже предусмотренного нацпроектом целевого значения. Кроме того, большая часть экспортируемой продукции относится к товарам с невысокой добавленной стоимостью. Показательный пример – зерно. По объемам его экспорта Россия занимает лидирующие позиции, но, как отмечается, в частности, в аналитических материалах Совета по вопросам АПК и природопользования при Совете Федерации (имеются в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), доля российской продукции в общем объеме мирового экспорта зерновых и крупяных культур существенно превышает ее долю в объеме экспорта продуктов переработки зерна.

Теперь же приоритетным должно стать производство новой товарной массы, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью, – такая задача закреплена в федеральном проекте «Экспорт продукции АПК (один из пяти утвержденных в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» федеральных проектов, далее – Проект). Поэтому Проектом предусмотрены меры, направленные на устранение факторов, препятствующих в настоящее время расширению объема экспорта иных, кроме продукции нижних переделов (зерно, маслосемена, технические культуры и т. д. – товары, которым свойственна невысокая степень переработки), видов товаров. Среди них:

Как корректно заполнить налоговую декларацию по НДС экспортеру, отказавшемуся от нулевой ставки по этому налогу, узнайте из материла «Условия и порядок отказа от нулевой ставки НДС при экспорте» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В качестве одного из рисков, связанных с реализацией Проекта, обозначена возможность прекращения поставок импортной техники и оборудования, племенного материала, удобрений, средств защиты растений, вакцин. Задача по снижению зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений, напомним, уже была закреплена в Национальном плане развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы. Ее решению поспособствует планируемая корректировка Доктрины продовольственной безопасности РФ в части включения в критерии оценки состояния продовольственной безопасности показателя самообеспеченности внутреннего рынка семенами сельскохозяйственных культур, уверены эксперты. «В проекте, внесенном Минсельхозом России в Правительство РФ, пороговое значение такого показателя – 75%. Это позволит уйти от импортозависимости в этой сфере и увеличить экспортный потенциал аграрного сектора. Важно, чтобы этот показатель рассчитывался по всем основным сельскохозяйственным культурам, а не их совокупности. В формулировках проекта пока просматривается второй вариант», – отметил первый заместитель председателя Совета Федерации Николай Фёдоров.

В скором времени должны заработать новые меры финансовой поддержки экспортеров. Как сообщила заместитель Министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут, до конца июля планируется утвердить все необходимые для предоставления сельскохозтоваропроизводителям инвестиционных и краткосрочных кредитов по льготной ставке – 5% годовых – нормативные акты. Такое льготное кредитование предусмотрено для организаций и ИП, которые производят, перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию, прошедших процедуру отбора и заключивших с Минсельхозом России соглашения о повышении конкурентоспособности (постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 512). «Все проекты приказов находятся в высокой степени готовности, надеемся до конца месяца их подписать и зарегистрировать, после чего начнем процедуру отбора проектов для льготного финансирования. Банки к этому готовы, так что ждем только согласования актов», – отметила заместитель министра. Помимо этого, в течение двух месяцев министерство планирует разработать нормативные акты, определяющие порядок компенсации затрат на сертификацию сельскохозяйственной продукции на зарубежных рынках.

Кроме того, Минсельхоз России подготовил поправки в правила предоставления субсидий на компенсацию экспортерам части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2017 г. № 1104). По словам представителя министерства, предлагается распространить возможность предоставления таких субсидий при перевозках иными видами транспорта и расширить перечень субсидируемых регионов. В ближайшее время проект поправок будет направлен в правительство.

Тем не менее малому и среднему бизнесу по-прежнему будет очень сложно бороться с крупными участниками рынка за получение мер поддержки экспорта, полагают эксперты, отмечая в связи с этим необходимость скорейшего принятия законопроекта, направленного на совершенствование регулирования поддержки экспортной деятельности субъектов МСП 1 . 24 июня документ был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности.

Можно предположить, что немаловажное значение для агропромышленного экспорта будет иметь развитие органического земледелия. С 1 января 2020 года, напомним, вступает в силу закон об органической продукции (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ). Кроме того, 2 июля был утвержден план мероприятий по созданию в России современной отрасли производства экологически чистых продуктов питания, предполагающий среди прочего разработку концепции российского бренда экологически чистой продукции для ее продвижения и большей узнаваемости на внутреннем и внешнем рынках (текст документа пока не был обнародован).

Промышленный экспорт

Важным инструментом повышения конкурентоспособности организаций, производящих и реализующих промышленную продукцию, в том числе экспортно ориентированную, в рамках реализации федерального проекта «Промышленный экспорт» (также входит в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт») призвано стать заключение между такими организациями и Минпромторгом России соглашений о реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности, в соответствии с которыми производители обязуются увеличить объемы производства и реализации продукции, получая при этом доступ к определенным механизмам льготного кредитования.

Порядок оказания мер поддержки реализующим корпоративные программы повышения конкурентоспособности (далее – КППК) организациям установлен постановлением Правительства РФ от 23 февраля 2019 г. № 191. Отбор таких предприятий осуществляется из перечня производителей федерального значения, сформированного Минпромторгом России, и перечня производителей регионального значения, сформированного уполномоченными на взаимодействие с министерством региональными органами исполнительной власти. Сбор соответствующих заявок завершился 17 июня, по обнародованным Минпромторгом России данным, на заключение соглашений по реализации КППК претендует 800 компаний. До 17 июля министерство должно проверить и организации, и поданные ими документы на соответствие установленным требованиям (п. 9-10 Правил формирования и утверждения единого перечня организаций, реализующих КППК, и заключения соглашений о реализации КППК; далее – Правила заключения соглашений), после чего отобранные производители будут включены в единый перечень.

Далее в течение 30 календарных дней (10 дней на подачу заявления и 20 непосредственно на заключение) с данными организациями будут заключены соглашения о реализации КППК, на основании которых они смогут получить льготное финансирование, в том числе льготные экспортные кредиты. Выдавшим такие кредиты в рамках реализации КППК кредитным организациям будет предоставляться субсидия из федерального бюджета в размере 4,5% годовых (п. 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям в целях компенсации части процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования экспортных кредитов; далее – Правила предоставления субсидий). Стоит отметить, что в этом году субсидии могут быть предоставлены банкам, осуществляющим финансирование действующих экспортеров, и без соглашений о реализации КППК – при условии наличия у этих организаций заключения о подтверждении производства продукции (п. 13 Правил предоставления субсидий), но в таком случае размер субсидии составит 3% годовых.

Проанализировав закрепленный порядок поддержки организаций, реализующих КППК, экспертное сообщество выделило ряд потенциально неблагоприятных для экспортеров его положений. В частности, временные ограничения: производитель, получивший соответствующее финансирование на организацию в России экспортно ориентированного производства (на создание нового или модернизацию действующего), должен начать экспортировать продукцию не позднее 31 декабря 2022 года (п. 3, подп. «а» п. 21 Правил заключения соглашений). По мнению представителей бизнес-сообщества, организовать в такой срок успешно функционирующее крупное производство невозможно.

Еще одна причина, по которой как уже действующим, так и новым экспортерам будет непросто выполнить условия соглашения о реализации КППК, – правило, согласно которому не менее 30% планируемого ежегодного объема выручки создаваемого или модернизируемого производства должно приходиться на экспортируемую продукцию. Между тем, как показала проведенная в этом году РСПП оценка экспортной активности 300 крупнейших предприятий из разных регионов (членов региональных отделений РСПП), в среднем доля экспорта в общем размере их выручки от реализации промышленной продукции составляет 13%. У малого и среднего бизнеса этот показатель еще меньше, уверена директор по промышленной политике Управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП Светлана Макаревич. В связи с этим объединение предпринимателей готовит предложения по снижению установленного значения доли экспорта в рамках КППК.

«Выйти на определенные параметры производства и экспорта в определенные сроки очень сложно. Полагаю, большая часть производителей не выполнит тех обязательств, которые подпишет, и во что это выльется потом с точки зрения возврата финансирования и потенциальных дефолтов, даже сложно пока представить, но такие риски мы считаем очень высокими», – подчеркнул в ходе состоявшегося 3 июля заседания подгруппы «Поддержка промышленного экспорта и выход на новые рынки» рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Промышленность» ее руководитель, губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Согласно установленному регулированию организация, нарушившая взятые на себя обязательства, в том числе по достижению определенного значения показателя результативности реализации КППК, обязана будет устранить нарушения в течение года, следующего за годом, в котором они допущены. В противном случае соглашение о реализации КППК расторгается. Причем на период устранения нарушений субсидирование банков, предоставивших финансирование данному производителю, приостанавливается (п. 28 Правил заключения соглашений). Так что организациям, нацеленным на участие в КППК, действительно стоит оценить все перечисленные риски и тщательно соотнести свои возможности с условиями заключаемых соглашений.

Таким образом, анализ нескольких обозначенных выше новых мер поддержки экспортеров, которые должны заработать в ближайшее время в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», и прогнозов экспертного сообщества об их эффективности позволяет сделать несколько общих выводов о предполагаемых направлениях развития несырьевого экспорта. Во-первых, акцент будет сделан не на простом увеличении объемов экспорта, а на повышении конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, в частности на расширении производства товаров с высокой добавленной стоимостью (в АПК) и промышленной продукции высоких переделов, в том числе высокотехнологичной. Во-вторых, должны быть созданы условия для того, чтобы финансовые меры поддержки могли получать не только организации, уже осуществляющие экспорт, но и новые экспортеры. И в-третьих, особое внимание следует уделить субъектам МСП – потенциальным экспортерам, обеспечив им необходимые условия для создания экспортно ориентированного производства.

1 Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части совершенствования регулирования поддержки экспортной деятельности» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/04-19/00090368).

http://www.garant.ru/article/1281889/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях