WordPress

Механизм социальной поддержки населения

Механизм социальной поддержки населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Механизм социальной поддержки населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Механизм социальной поддержки населения

Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни, которое достигается путем предоставления государственных гарантий, предотвращение максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов, а также путем перераспределения материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого уровня жизни в той или иной стране через налоговые поступления, представительство и благотворительность [11, с. 23].

Реализация социальной политики требует больших расходов. Средства, необходимые для ее реализации государство аккумулирует в бюджет через налоговую систему. Расходы на социальные нужды, несмотря на на их достаточную значимость, не должны идти в разрез с условиями эффективного функционирования экономики, ускорения экономического роста, таким образом, система налогообложения в стране должна формироваться так, чтобы не снижать мотивацию к труду и предпринимательскую активность, а социальная политика должна основываться на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях. Лишь в этом случае можно говорить о том, что социальная политика не ограничитель, а катализатор экономического роста [7, с. 290].

Данные условия достигаются путем стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому гражданину трудоспособного возраста своим трудом и предприимчивостью обеспечивать себе необходимый доход и уровень жизни. В отношении же нетрудоспособных и малоимущих членов общества — обеспечение адресной социальной защиты [13, с. 262].

Потребность в социальной защиты со стороны государства для конкретного человека наступает в том случае, когда он по каким-либо причинам не имеет возможности за счет труда получать доходы, необходимые для обеспечения основных жизненных потребностей.

Социальная защита — это защита человека или определенной группы населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспечения средств к существованию [12, с. 291].

Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями, в частности, по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Эта система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, болезни, инвалидности, безработицы [14,с. 319].

Социальная защита обеспечивает гражданам доход или предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенный период жизни.

Понятие социальная защита в различных странах и международных организациях трактуют по-разному. Одни включают в него все, что касается социальных условий жизни человека (благоприятная экологическая среда, помощь в решении жилищной проблемы, забота о детях); другие же сводят понятие социальной защиты лишь к пенсионным вопросам и помощи неработающим. Объясняется такая разница тем, что в разных странах по-разному подходят к национальным условиям формирования социальной политики, целевой ориентировке экономики и традициям [10, с. 263].

Но, несмотря на разницу в трактовке и многообразию подходов функция социальной защиты едина: поддержание уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное воздействие рынка либо по каким-то иным причинам теряют трудоспособность.

В качестве стратегического ориентира социальной защиты всегда была и есть защита граждан страны от социальной деградации, бедности и нищеты, независимо от причин, по которым они потеряли источник к существованию.

В соответствии со сложившейся законодательной практикой принято относить граждан, у которых нет возможности трудиться и, как следствие, обеспечивать себе и своей семье приемлемый уровень удовлетворения жизненных потребностей, к социально уязвимым (незащищенным) слоям населения. Система социальной защиты призвана создавать определенную защищенность и безопасность для таких слоев населения [12, с. 291].

Следовательно, можно говорить о том, что семья и дети, больные и инвалиды, безработные, а также старики являются субъектами социальной защиты.

Объектами же будут выступать: уровень потребления материальных благ, или другими словами, доход; минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, а также получения образования; жилищные условия [9, с. 514].

Государственная система социальной защиты проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице, пенсии, стипендии, пособия по болезни и инвалидности, жилищные пособия, медицинская помощь, гарантированный государством минимальный уровень доходов [14, с.319].

Кроме этого следует назвать принципы организации социальной защиты.

Первым является принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.

Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основании совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставление обществом каждому члену и обеспечение его важнейших социальных прав. Другими словами, это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям.

И, наконец, последний — принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом следует правильно и четко распределять компетенцию между уровнями и институтами [12, с. 292].

Если же говорить о практике социальной защиты, то здесь немного другая система принципов:

— принцип надежности системы социальной защиты населения;

— принцип максимального использования заработной платы, как основного источника обеспечения социальной защитой занятого трудоспособного населения;

— принцип непрерывного совершенствования системы социальных гарантий;

— принцип создания единой системы адресной поддержки нуждающихся и незащищенных слоев, а также малоимущих групп населения;

— принцип стимулирования социальной политики;

— принцип контроля и проверки нуждаемости в социальной защите;

— принцип самофинансирования системы социального страхования;

— принцип регулирования и соотношения сверхвысоких и низких доходов разных групп населения, с тем, чтобы сглаживать экономическое неравенство в обществе и предотвращать возможные социальные взрывы и потрясения [3, с. 230].

Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что все эти принципы будут носить действенный характер и играть роль социально значимых только в условиях обеспечения общей стабильности экономического, социального и политического положения в обществе.

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости [14, с. 320].

Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий. Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.

Социальное страхование — основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае социальных рисков. Оно должно носить обязательный характер, т.к. имеется неизбежность наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизни.

Социальная помощь — оказание адресной поддержки граждан, нуждающихся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейного положения, возрастом, состоянием здоровья. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат [9, с. 514-515].

Социальные гарантии — это обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Механизм социальной защиты населения не должен стоять на месте, каждый гражданин, а также работник социальной сферы должен принимать участие в его совершенствовании. Для регулирования занятости населения должны обновляться и реализовываться программы по формированию новых рабочих мест, как в государственном, так и в негосударственном секторах.

http://studbooks.net/735852/pravo/mehanizm_sotsialnoy_zaschity

МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Создание системы социальной защиты является одной из основных функций социальной политики.

Социальная защита понимается как определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции.

Действенность и масштаб системы социальной защищенности во многом зависит от экономического потенциала той или иной страны, всей совокупности макроэкономических условий осуществления социальной политики.

Механизм социальной защиты включает меры, затрагивающие интересывсех членов общества, и меры по защите отдельных слоев населения.


1. Меры социальной защиты, касающиесявсех членов общества:

обеспечение эффективной занятости, которая позволяла бы каждому человеку находить применение своим способностям в соответствующей сфере деятельности;

официальное установление реального уровня прожиточного минимума;

установление минимальных ставок заработной платы;

установление предельных цен на товары первой необходимости;

защита интересов потребителя;

компенсация и индексация доходов;

развитие отношений социального партнерства.

2. Меры социальной защиты отдельных групп населения:

обеспечение социальной помощи бедным или малоимущим слоям населения;

целевые или адресные выплаты из фондов общественного потребления.

Социальная защита малообеспеченных слоев населения проявляется в виде денежных выплат, предоставлении благ и услуг в натурально-вещественной форме, а также различных льгот, пособий, помощи на дому больным и престарелым, частичной (полной) оплате коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д. С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности.

Бедность — это состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни.

К категории абсолютно бедных принадлежат индивиды, испытывающие недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносят со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.

Основным инструментом, применяемым для расчета количества бедных в стране, является черта (граница) бедности — минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. В развитых государствах, располагающих большими экономическими возможностями, она, как правило, выше, чем в развивающихся странах.

Республика Беларусь рассматривает в качестве границы бедности бюджет прожиточного минимума.

Дифференциация населения на основе БПМ и МПБ позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

бедные семьи, душевой доход которых равен или меньше БПМ;

малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше БПМ, но меньше МПБ;

обеспеченные семьи, душевой доход которых выше МПБ.

Крайнее проявление бедности выступает в форме нищеты. Домохозяйства признаются нищими, если они тратят на питание более 80 % своего совокупного дохода.

Для преодоления бедности и малообеспеченности государство имеет значительный арсенал средств, важнейшим из которых выступает налоговая политика. Ее инструментами, используемыми с целью перераспределения доходов, являются дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот. С этой же целью устанавливаются налоги на имущество, наследство, социальное страхование, фонд заработной платы и пр.

Другой инструмент — ценовая политика, в рамках которой ведется наблюдение за динамикой цен и исчисляются индексы потребительских цен. В случае необходимости осуществляются индексация либо компенсация доходов населения.

Индексация — это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг, произошедшее в результате инфляции.

Компенсация — это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на отдельные группы товаров массового спроса.

Выплаты из социальных общественных фондов потребления в Республике Беларусь — это в основном пенсии, стипендии и различные пособия.

Пенсия— это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.

К трудовым пенсиям относятся пенсии по возрасту, инвалидности, а также в случае потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Право на трудовую пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении ими 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет и женщины при достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Некоторым категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях. К ним относятся лица, работавшие в районах Крайнего Севера, имевшие особые условия труда (тяжелые, вредные для здоровья, опасные), а также многодетные матери, родители инвалидов с детства. Право на пенсию за выслугу лет имеют работники авиации, локомотивных бригад, водители грузовых автомобилей, шахтеры, геологи, моряки и др.

Социальные пенсии назначаются неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию. Они выплачиваются инвалидам, мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста, детям в случае потери кормильца.

Выплата пенсий осуществляется из фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, который образуется за счет взносов работодателей, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета.

Государственные стипендии выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции, зависит от типа учебного заведения и от степени успеваемости учащегося. Отдельные категории студентов получают именные стипендии.

Государственные пособия назначаются: семьям, воспитывающим детей; населению, пострадавшему в результате Чернобыльской аварии; инвалидам войны; женщинам по беременности, родам и другим категориям граждан.

Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержатся учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство и многое другое.

Выплаты из общественных фондов потребления практически лишены связи с трудовым вкладом, а поэтому не обладают стимулирующим воздействием. В то же время их увеличение является одним из основных факторов инфляции. Появление стимулирующей функции в будущем возможно с переходом к социальному партнерству, когда наряду с государством, предприятиями и общественными организациями в образовании социальных фондов будут участвовать их потенциальные получатели путем проведения систематических отчислений в фонды страховой медицины, в страховой пенсионный фонд, фонд страхования от безработицы и на другие цели. Поэтому такие пассивные формы социальной политики, каковыми являются выплаты из общественных фондов потребления, должны сочетаться с созданием условий широким слоям населения для эффективной работы и получения соответствующих доходов.

Для решения проблем бедности, социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «Дети Беларуси», Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.

Приоритетной задачей преодоления бедности должно стать создание условий для активного формирования и накопления человеческого капитала, стимулирования механизмов мотивации труда, уменьшения дифференциации доходов. Средний слой в перспективе в процентном отношении должен вытеснить слой бедных и при правильном государственном регулировании составить 70—75 % всего населения страны.

Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.

Неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом.

С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью.

Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой — не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда.

http://vuzlit.ru/801263/mehanizm_sotsialnoy_zaschity

19.2. СИСТЕМА И МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование,

здравоохранение и т.д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

пособия по безработице;

пособия по болезни, инвалидности;

пособия на получение образования;

гарантирование государством минимального уровня доходов.

Социальная защита человека возможна на основе обеспечения

условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования и воспроизводства оптимальной социальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой социальной инфраструктуры, т.е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования, здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности и воспроизводства населения.

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости.

Непосредственная цель производства в условиях рынка — получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей. Структура социальной защиты в рыночной экономике представлена на рис. 19.2.

Механизм социальной поддержки населения - картинка 5

Рис. 19.2. Структура и формы социальной защиты населения

Система социальной защиты, представленная на рис. 19.2, получает развитие и в странах с переходной к рынку экономикой. В плане обеспечения социальной защиты населения в этих условиях

делается многое: гарантируется правовая защита от необоснован-ного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение профессиям, пользующимся спросом.

Рыночное распределение обусловливает необходимость защиты обществом таких социально уязвимых слоев населения, как пенсионеры, инвалиды, семьи, оставшиеся без кормильца, и т.д. Для них установлена единая система государственных пенсий, обеспечивается стабильность пенсионного обеспечения и повышение его уровня по мере роста благосостояния трудящихся. Пенсии начисляются по старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца. Правительство постоянно корректирует минимальный размер пенсий.

В условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д.

В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или вызванного другими повреждениями здоровья, связанными с выполнением трудовых обязанностей.

Развитие рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения наряду с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются их платные формы. Намечается выделение средств на обеспечение населения и лечебных учреждений медикаментами и медицинской техникой, а также переход к системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях.

Рынок обусловливает потребность в получении экономического и юридического образования людьми, уже имеющими высшее гуманитарное и техническое образование. Появляется потребность в подготовке кадров с новыми стереотипами мышления, знанием иностранных языков, компьютерной техники. Хотелось бы отметить, что средства, вкладываемые в развитие образования и здравоохранения, не должны облагаться налогами, равно как и средства, направляемые на благотворительные цели, — помощь детям и престарелым, инвалидам, многодетным семьям.

Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями.

Для регулирования занятости населения разрабатываются и реализуются программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять последним определенный процент рабочих мест от их общего количества.

Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным, в соответствии с которыми производится подготовка, переподготовка, переквалификация и перемещение рабочей силы, а также выплата пособий безработным. Фонд помощи безработным формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы работающих; дотации из бюджета.

Новый механизм социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике только формируется. Важно, чтобы его плодами пользовались все члены общества, а результаты отражались прежде всего на материальном и духовном развитии малоимущих граждан. Естественно, гарантом решения всех проблем, связанных с социальной защитой населения, является развитие производственной сферы. Будут прибыльно работать наши предприятия — будут товары, возрастут доходы населения, уровень жизни.

http://knigi.news/ekonomika/192-sistema-mehanizm-sotsialnoy-zaschityi-18740.html

Механизм и система социальной защиты населения

Создание системы социальной защиты является одной из основных функций социальной политики. Под социальной защитой понимаются определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции. Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств. Действенность и масштаб системы социальной защищенности во многом зависят от экономического потенциала той или иной страны, всей совокупности макроэкономических условий осуществления социальной политики.

Механизм социальной защиты включает меры, касающихся всех членов общества, и меры, адресованные отдельным социальным группам. К числу первых относятся обеспечение системы эффективной занятости, которая бы позволила каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности; официальное установление реального уровня прожиточного минимума как в денежной форме, так и в форме «потребительской корзины» с учетом дифференциации доходов и потребления населения; защита интересов потребителя; компенсация; адаптация и индексация доходов. Меры социальной защиты отдельных групп населения включают обеспечение социальной помощи бедным и выплаты из фондов общественного потребления.

Меры по социальной защите населения могут быть активной и пассивной формы. Примерами активной формы могут служить подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест и др. Пассивные формы сводятся в основном к выплате соответствующих пособий и дотаций.

К определению минимального потребительского бюджета сложились два подхода: нормативный и генетический. Нормативный подход основывается на установлении нормативов минимально допустимого потребления основных видов благ и услуг. Генетический или статистический, подход состоит в расчете минимальной величины расходов на питание в соответствии с биологическими требованиями. Удвоение суммы затрат на питание дает полную величину прожиточного минимума. При этом следует отметить, что в условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума должна корректироваться ежемесячно. Кроме того, денежная величина прожиточного минимума приобретает абстрактный характер, когда при ее определении исходят из набора дешевых и доступных товаров, а потребителю приходиться сталкиваться с их дефицитом и покупать более дорогие товары.

Величина прожиточного минимума служит ориентиром при определении минимальной заработной платы, различных пособий, в том числе и безработице. Нужно учитывать, что прожиточный минимум касается всех членов общества, в том числе и работающих, а минимальная заработная плата должна быть формой вознаграждения за труд и быть выше прожиточного минимума. Установления минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода, теряются экономические стимулы к труду, что может привести к люмпенизации определенной части общества.

Росту материальной заинтересованности в труде и повышению уровня жизни способствует развитие потребительского кредита. Использование потребительского кредита для некоторой части населения создает единственную возможность приобретения товаров длительного пользования, способствует преодолению тенденций к затовариванию, смягчает проблемы, связанных с недостатком наличных денег.

К бедным или малообеспеченным, группам населения относят тех граждан, доходы которых по независящим от них причинам ниже установленных в обществе границ, ниже прожиточного минимума. В некоторых странах «порог бедности» составляет 40 — 60% от уровня среднего дохода взрослого человека. К малообеспеченным принадлежат такие социально уязвимые группы населения, как молодежь, женщины, имеющие детей, пенсионеры, лица, имеющие малооплачиваемую работу или работающие неполный рабочий день. Экономические, правовые и организационные меры государства в отношении этой категории граждан направлены на обеспечение их прожиточного минимума.

Социальная защита малообеспеченных проявляется в виде денежных выплат, предоставления благ и услуг в натурально-вещевой форме, различных льгот, пособий, помощи на дому больным и престарелым, полной отмены или частичной оплаты коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д.

Выплаты за общественный фонд потребления — это в основном пенсии, стипендии и различные пособия. Пенсия — это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Пенсия не только решает проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе в трудоспособном возрасте. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.

К трудовым пенсиям относятся пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца и за выслугу лет. Право на пенсию в странах СНГ по возрасту имеют мужчины по достижению ими 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет и женщины по достижению ими 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Некоторым категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях. К ним относятся лица ранее работавшие в районах Крайнего Севера или в особых условиях труда (тяжелые, вредные для здоровья, опасные), многодетные матери, родители инвалидов с детства.

Пенсии по инвалидности назначаются при наступлении инвалидности в результате трудового увечья, профессионального заболевания или вследствие общего заболевания.

Пенсии по случаю потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются тем категориям граждан, которые заняты на работах, ведущих к утрате трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Право на пенсию за выслугу лет имеют работники авиации, локомотивных бригад, водителей грузовых автомобилей, шахтеры, геологи, моряки и др.

Социальные пенсии назначаются неработающим гражданам при отсутствии прав на трудовую пенсию. Они выплачиваются инвалидам, мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста, детям в случае потери кормильца.

Выплата пенсии осуществляется из специального фонда, который образуется за счет взносов работодателей, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета.

Государственные стипендии выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции и зависит от типа учебного заведения и степени успеваемости учащегося. Отдельные категории студентов получают именные стипендии.

Государственные пособия назначаются семьям, воспитывающим детей; населению, пострадавшему в результате аварии на Чернобыльской АЭС; инвалидам войны, женщинам по беременности и родам и другим категориям граждан.

Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержаться учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство и др.

Следует понимать, что выплаты из общественных фондов потребления практически лишены связи с трудовым вкладом, а поэтому не обладают стимулирующим воздействием. В то же время их увеличение является одним из основных факторов инфляции. Появление стимулирующей функции в будущем возможно с переходом к социальному партнерству, когда наряду с государством, предприятиями и общественными организациями в образовании социальных фондов будут участвовать и их потенциальные получатели. Сегодня при существующей неэффективной системе занятости, низкой доле оплаты труда в национальном доходе и высокой доле малообеспеченных семей такое участие невозможно, так как у основной массы населения нет достаточных доходов, чтобы производить систематические отчисления в фонд страховой медицины, в страховой пенсионный фонд, фонд страхования от безработицы и на другие цели. Поэтому такие пассивные формы социальной политики, каковыми являются выплаты из общественных фондов потребления, должны сочетаться с созданием условий для эффективной работы и получения соответствующих доходов.

http://studwood.ru/606482/sotsiologiya/mehanizm_sistema_sotsialnoy_zaschity_naseleniya

Механизм реализации социальной защиты населения. Формирование и использование средств Фонда социальной защиты населения

Необходимость и сущность социальной защиты населения.

Тема 8. Социальная защита населения и социальное страхование

Цель: студенты знают необходимость, сущность и механизм социальной защиты населения.

Вопросы для изучения:

1. Необходимость и сущность социальной защиты населения.

2. Механизм реализации социальной защиты населения. Формирование и использование средств Фонда социальной защиты населения.

3. Понятие социального обеспечения и социального страхования. Пенсионная система и пенсионное страхование.

Создание системы соцзащиты одна из основных функций социальной политики государства.

Социальная защита –это политика государства, стремящегося административными мерами обеспечить нормальные условия жизни тем группам населения, которые находятся в сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его. При этом государство в зависимости от своих возможностей и интересов создает механизм защиты малообеспеченных групп населения (пенсионеры, сироты, безработные, инвалиды, дети, учащиеся).

В большинстве случаях средства соц. защиты в государстве представлены двумя основными категориями:

I– постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня:

а) государство регулирует min уровень зарплаты;

б) государство гарантирует min уровень бесплатного образования, медицинского обеспечения;

в) государство обеспечивает min уровень пенсий, соответствующий бюджету прожиточного минимума.

II – сеть социальныхкомпенсаций:

в) бесплатные или частично оплачиваемые услуги;

г) поддержка бедных;

д) стимулирование благотворителей.

Механизм соц. защиты включает:

1) Меры, касающиеся всех членов общества

— обеспечение системы эффективнойзанятости, которая позволит каждому человеку найти применение личным способностям;

— официальное установление реального уровня прожиточного минимума (в денежной форме и в виде потребительской корзины);

защита интересов потребителя (установление регулируемых цен на соц. значимые товары);

индексация доходов, перекрывающая инфляцию.

2) Меры, адресованные отдельным соц. группам.

— обеспечение соц. помощи бедным;

— выплаты из фондов общественного потребления.

Меры по соц. защите могут быть активной и пассивной формы.

Активная– это подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, стимулирование предпринимателей, принимающих на работу инвалидов.

Пассивная– это выплаты пособий, дотаций, льгот.

В системе соцзащиты Республики Беларусь действует фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Он образован в 1993 г. на основе пенсионного фонда и фонда социального страхования, и стал функционировать как основной внебюджетный фонд. Начиная с 2004 г. средства фонда присоединены к бюджету. По состоянию на 2012 г. фонд соцзащиты является республиканскимцелевымвнебюджетным фондом, фондодержателем которого является Министерство труда и соц. защиты. Средства фонда по-прежнему присоединены к бюджету.

Источники образования фонда:

Обязательные страховые взносы юридических и физических лиц. Согласно Положения «О фонде соц. защиты населения»:

— юридические лица, независимо от формы собственности, принадлежности, уплачивают страховые взносы в размере 34 % (28 % – на пенсионное обеспечение, 6 % – на социальное страхование);

— работники организаций физ. лица – 1 % (в пенсионный фонд);

— индивидуальные предприниматели – 35 % от заработной платы.

Льготные ставки платежей предусмотрены для отдельных отраслей и организаций (в основном касается организаций, использующих труд людей с ограниченными физическими способностями).

Другие источники образования фонда следующие:

ассигнованияизреспубликанского бюджета;

доходы от капитализации средств фонда;

добровольные пожертвованияфизическихи юридических лиц;

средства от взыскания штрафов, недоимок.

Средства фонда используются:

— выплата пенсий по возрасту; инвалидности; потери кормильца; за выслугу лет;

— выплата пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родом, в связи с рождением ребенка, в связи с уходом за ребенком до 3-х лет);

— выплатапособий на погребение;

— оплата ежемесячно предоставляемого свободного рабочего дня матерям, воспитывающим ребенка- инвалида до 18 лет;

— выплата пенсий гражданам, выехавшим на ПМЖ в другие государства (по межправительственным соглашениям);

— выплата взыскателям, в качестве компенсации, недополученной суммы алиментов (в связи с простоями или независящими от должника обстоятельствами) с последующим возмещением этой суммы нанимателем и др.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 1189 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/11_88736_mehanizm-realizatsii-sotsialnoy-zashchiti-naseleniya-formirovanie-i-ispolzovanie-sredstv-fonda-sotsialnoy-zashchiti-naseleniya.html

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях