WordPress

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению - картинка 2

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения для всех членов общества.

Основные принципы социальной защиты:

гуманность; адресность ; комплексность ;обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура.

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления.

Помимо пенсий к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей, семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях ,бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов.

2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

общедоступность и бесплатность образования;

минимальный размер оплаты труда;минимальный размер пенсии, стипендии;соц. пенсии.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость и проч. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства.

Существует две формы социального страхования — обязательное и добровольное. Социальная поддержка предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе. Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды и проч. Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах.Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

23.Гражданское общество

24 Политический режим представляет собой в широком смысле своеобразный срез политической системы, в узком смысле политический режим — это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, выражающих ее содержание и характер. Это определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов, основанная на этих критериях, и широко применяемая сегодня — деление их надемократические и антидемократические.

1. Демократия — народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Характерные черты: суверенитет народа, выборность органов государства.

1. Тоталитаризм — политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее. (Однопартийность)

2. Авторитаризм — политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор) провозглашает сам себя имеющим право на власть.

http://studopedia.ru/4_50002_gosudarstvo-i-sotsialnaya-zashchita-naseleniya.html

Государственная поддержка благотворительности

Государственная поддержка благотворительности, сочетающаяся с социальной работой, направленной на помощь нуждающимся, существовала на всех этапах развития славянского и восточного общества. Исходя из исторических фактов, в нашей стране такая помощь предоставлялась с глубокой древности и была необходимым условием христианской нравственности.

Попечительство бедных слоев населения в свое время постановил еще Иоанн Грозный, как важное дело всего культурного общества, передающего необходимые блага под ведомством священнослужителей и целовальников, избранных людьми.

Первая программа адресной помощи от государства была запущена именно при его правлении. Нуждающимся людям предлагали вступать в богадельни, где им выдавалась сытная еда, одежда и другие необходимые вещи.

Благотворительная помощь от государства бедным слоям населения оказывалась и во времена Петра I. Этот правитель поручал своим исполнителям собирать информацию о бедных семьях, определять причину их нужды. Полученные результаты исследования позволяли искать способы для борьбы с нищетой. Работоспособным нуждающимся предоставляли возможность зарабатывать. Если выявлялись нищие калеки, увечья которых были выявлены как фиктивные, следовало жесткое наказание, чтобы другим было неповадно повторять их ошибочный путь. Тем, кто действительно нуждался в помощи и не мог зарабатывать на жизнь честным трудом, государство предоставляло необходимую поддержку, основанную на благотворительности.

Благотворительная программа помощи от государства в 18 веке, во времена правления Екатерины II, претерпела ряд изменений. Были созданы специализированные учреждения для проживания и обучения детей из нищих семей. В такие заведения привозили покинутых младенцев и детей-инвалидов. В отдельных корпусах оказывалась помощь раненным военным, старикам и другим гражданам, испытывающим острую потребность помощи.

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению - картинка 4

Поддержка благотворительности в России была успешно продолжена и в Советское время. Нищие могли получать определенную помощь от государства, брошенные дети размещались в специальных приютах, стариков принимали в дома для престарелых, а военным оказывалась бесплатная медицинская помощь в государственных больницах.

Государственная поддержка благотворительности в наше время

Государственная поддержка благотворительности в наше время активирована. Каждый год чиновники разрабатывают новые программы для обеспечения необходимой помощью бедных слоев населения, официально признанных социальными органами малоимущими.

Финансовая помощь от государства для бедных слоев населения, оказывается при посильной поддержке меценатов и спонсоров. Власти продумывают программы, чтобы заинтересовать обеспеченных граждан сделать доброе дело и помочь нуждающимся — перечислив денежных средств на счета официальных благотворительных фондов.

Программы поддержки благотворительности создаются с целью стимулировать желание оказать спонсорскую помощь. Самая распространенная программа – налоговые льготы. Они предоставляются меценатам, оказывающим материальную поддержку культурным, медицинским и образовательным заведениям.

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению - картинка 6

Государственная помощь нуждающимся

Помощь от государства нуждающимся оказывается в разных направлениях. Правительство разрабатывает новые законы о помощи социально незащищенным слоям населения:

  • людям престарелого возраста, находящимся без попечительства;
  • многодетным и малоимущим семьям;
  • инвалидам;
  • участникам боевых действий;
  • гражданам, потерявшим кров в результате бедствия и т.д.

Государственная помощь предоставляется через социальные органы и благотворительные фонды. Это может быть материальная поддержка, выдача одежды, продуктов питания и других бытовых принадлежностей. Для получения помощи от государства, нуждающееся лицо должно предоставить некоторую документацию в соответствующие органы, доказывающую заявленный статус.

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению - картинка 7

Благотворительные фонды с поддержкой от государства

Поддержка благотворительности финансируется не только государством, но и другими органами. Существует пять источников, предоставляющих помощь официальным фондам, которым небезразлична судьба окружающего общества:

  1. На первом месте государственная поддержка.
  2. Пожертвования частных лиц, гранты.
  3. Крупные предприятия и различные коммерческие структуры также перечисляют в фонды благотворительности определенные взносы из корпоративных запасов.
  4. Местные предприниматели и муниципальные структуры (общественная благотворительность).
  5. Частные фонды, финансируемые меценатами и обеспеченными благодетелями.

Самый известный благотворительный фонд России – «СБОР». Он был основан 15 лет назад и за эти годы успел достичь высоких показателей успешной работы. Привлеченные средства исчисляются в миллиардах. От этой организации смогли получить помощь тысячи нуждающихся жителей нашей страны. Фонд поддерживают сотни знаменитых людей – известные политики, спортсмены, представители шоу-бизнеса и т.д.

Национальный фонд благотворительной помощи — второй по популярности, основан по личному поручительству нынешнего президента нашей страны В. В. Путина, еще в 1999 году. Изначально, данная организация оказывала помощь военнослужащим и членам их семей, а с 2002 года главным направлением стало единовременное оказание помощи гуманитарного характера всем нуждающимся.

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению - картинка 8

Многоцелевые благотворительные фонды помощи от государства также успешно практикуют свою деятельность в России. Людям, страдающим смертельно опасными заболеваниями, инвалидам, детям сиротам и отказникам оказывает помощь известная во всей стране организация «Добро». Данный благотворительный фонд также практикует программу помощи и поддержки алкозависимым и наркозависимым людям.

Финансовая помощь от государства малоимущим, перечисляется через социальные структуры. Регулярные выплаты получают семьи с маленькими детьми, сироты, инвалиды, ветераны войны и другие граждане, имеющие данную потребность в силу определенных обстоятельств.

http://myldl.ru/news/item/114

Кому и как государство должно оказывать социальную помощь?

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению - картинка 9

Годы реформ привели к коренным изменениям во всех сферах жизни, в том числе и к изменению социальной структуры казахстанского общества. Неудивительно, что вопросы богатства и бедности в современном обществе вызывают в настоящее время огромный интерес.

Однако за пределами рассмотрения часто остается другой не менее важный и актуальный аспект, а именно — проблема социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры. В принципе, это является первоочередной задачей для большинства стран мира.

Мы решили выяснить, как обстоит с этим делом у нас, и попросили высказать свое мнение известных казахстанских экспертов, адресовав им следующие вопросы:

1. Какие группы нашего общества могут быть отнесены к категории социально уязвимых слоев населения? Кто и по каким критериям их определяет? Кто эти люди (имеются в виду подпадающие под эти категории) в обычной жизни?

2. Насколько отрегулированы у нас механизмы государственной поддержки и социальной защиты отдельных категорий граждан, и какова, с вашей точки зрения, их практическая эффективность?

3. Иногда приходится слышать достаточно уничижительные характеристики в адрес этих групп населения и даже обвинения в склонности к социальному иждивенчеству и патернализму. Насколько, по-вашему, обоснованны и справедливы упреки подобного рода?

Нуртай Мустафаев, политический аналитик:

1. В последние годы термин «социально уязвимые слои населения» в правовых актах заменили определением «лица, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Эту категорию граждан составляют три основные группы, которые образуются по трем ключевым критериям — семейному статусу, состоянию здоровья, уровню доходов. Кто эти люди? Это дети-сироты и многодетные матери, инвалиды (в основном первой и второй группы) и работники, занятые на предприятиях с вредными условиями труда, а также бедные, к которым по закону отнесены те, у кого среднедушевой доход ниже черты бедности. К первой группе причисляют не только детей-сирот, но и детей, родители которых лишены родительских прав и которые решением суда определены в детские дома.

Основные направления социальной политики разрабатывает и определяет правительство. Оно готовит законы и направляет их в парламент, принимает постановления и другие нормативно-правовые акты в этой сфере. Но понятие «правительство» звучит несколько абстрактно. На деле законы, постановления разрабатывают уполномоченные органы — Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения, Министерство образования и науки. На завершающей стадии разработки большинство законов, постановлений, как правило, технически оформляются в Министерстве юстиции и затем направляются в парламент и правительство.

Критерии отнесения граждан к категории социально уязвимых определяет правительство в лице трех ведомств — Министерства труда и соцзащиты, Министерства здравоохранения, Агентства РК по статистике. Как правило, они рисуют благостную картину. Согласно данным Агентства РК по статистике, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума во втором квартале 2013 года составила 3,2%. Но все зависит от того, кто считает и как считает.

Если среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, то человека признают бедным, и он получает право на адресную социальную помощь. Прожиточный минимум — необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. И он рассчитывается ежеквартально по республике и по регионам. От величины минимального прожиточного минимума зависят все социальные выплаты — размер базовой пенсии, пособий, МРП (месячного расчетного показателя), минимальной зарплаты.

На самом деле сумма минимального прожиточного минимума в стране сильно занижена. В прошлом году она составляла 18 660 тенге. Все это — лукавые цифры. На 18 тысяч тенге прожить нельзя.

Коэффициент фондов в 2012 году якобы составил 5,8. То есть уровень доходов 10% наиболее обеспеченных граждан превышал уровень доходов 10% наиболее бедных в 5,6 раза. Показатель поляризации населения по уровню доходов от 4 до 5 раз считается некритическим. Но на самом деле коэффициент фондов, или децильный коэффициент, согласно расчетам известного экономиста Аманжола Кошанова составляет 29! Эту же цифру обосновал и Канат Берентаев. В России используют более близкую к реалиям методику. Согласно официальным данным Росстата, разница в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наиболее бедных составляет 18 раз. И это притом, что Россия, безусловно, является более социальным государством, чем Казахстан.

В Законе РК «О прожиточном минимуме» от 1999 года прямо признается, что черта бедности, величина прожиточного минимума определяются исходя не столько из научно-обоснованных физиологических норм потребления продуктов питания, расходов на жилье и товары первой необходимости, а «в зависимости от экономических возможностей».

2. Эта сфера регулируется примерно десятком законов. Например, нормы Закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от 1992 года давно преданы забвению.

Поскольку величина прожиточного минимума сильно занижена, официально признаются бедными лишь 3,2% населения. Тем самым, примерно 20% казахстанцев отсекаются от адресной социальной помощи, в которой нуждаются. Доказать, а затем получить ее практически невозможно. Об этом говорят и пишут казахстанцы во всех регионах республики.

Крайне бедственная ситуация сложилась с детьми-сиротами, которые проживают в домах юношества. Их в Казахстане 14 тысяч. Согласно закону, их должны обеспечивать жильем по достижении 18 лет. Но чиновникам нет до них дела. Положенные им квартиры они разбазаривают по своим людям. Как следствие, сироты, вступая во взрослую жизнь, оказываются крайне уязвимыми, не имея собственной крыши над головой. Гражданин без жилья — всегда в страшном положении. Кроме того, бездомная молодежь вынуждена просто выживать и, может быть, подвержена процессам десоциализации.

3. Разговоры о социальном иждивенчестве специально вбрасывались в общество представителями власти в лихие 90-е. Ведь надо было как-то оправдать шоковую терапию. Социальное иждивенчество, патернализм — все это выдумки чиновников. Народ в Казахстане работящий, закаленный суровыми природно-климатическими условиями (экстремальный резко-континентальный климат).

Люди хотят работать, но работы, особенно на селе, нет. Говоря о реальной безработице, необходимо учитывать огромную, в 2,7 миллиона человек, армию самозанятых. Например, самозанятые на селе — это люди, которые не видят денег. Есть подворье, натуральное хозяйство. Формально они и не предприниматели, и не наемные работники. Кроме того, очень много людей, которые не имеют постоянной работы, перебиваются приработками.

Эксперты, готовившие программную статью об Обществе всеобщего труда, должны были озаботиться, прежде всего, обеспечением работой сотен тысяч казахстанцев. Самозанятые, временно не работающие — это вовсе не бездельники или приверженные патернализму социальные иждивенцы. Непонятно, зачем такой пафос, патетика в речах об Обществе всеобщего труда. Стоило некоему Жандосу Сарсенбаеву предложить, что неплохо бы в Казахстане перенять практику 9-часового рабочего дня по примеру предприятий Южной Кореи, как тут же министр труда и соцзащиты Гульшара Абдыкаликова откликнулась на сайте министерства комментарием «интересное предложение». Но не надо забывать, что 8-часовой рабочий день, пятидневная рабочая неделя — это социальное завоевание, которого добились поколения наемных работников в XX веке. В странах Европы давно утвердилась обратная тенденция. Там в большинстве фирм практикуется укороченный рабочий день, благодаря чему люди заняты, создается больше рабочих мест, ниже уровень безработицы. Свободное время — социальное достижение, обеспечивающее развитие личности. В конце концов, Казахстан подписал соответствующую Конвенцию МОТ по социальным гарантиям, и необходимо, чтобы ее положения у нас неукоснительно соблюдались.

Ирина Черных, главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК:

1.Как правило, социальную уязвимость населения рассматривают в экономических категориях, понимая под социально уязвимыми тех, кто имеет низкий уровень доходов и накопленного имущества. Мне это представляется не совсем корректным, так как в данном случае происходит подмена понятий: социальная уязвимость подменяется экономической неустроенностью, что далеко не одно и то же.

По моему мнению, социально уязвимые слои населения — понятие ситуативное, которое может иметь несколько срезов понимания. Оно может быть закреплено в юридической сфере, в сфере экономики, в практике деятельности благотворительных организаций. Так, в Казахстане к социально уязвимым слоям населения с юридической точки зрения относятся 12 категорий граждан.

С экономической точки зрения это инвалиды и участники Великой Отечественной войны, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, независимо от их дохода, а также другие социально уязвимые группы, определенные юридически, в случае, если их годовой доход не превышает определенного уровня (является меньше, чем 3,1-кратный размер прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете).

Благотворительные и иные структуры могут определять свои фокусные категории самостоятельно, исходя из своих целей и задач.


Когда мы говорим о социально уязвимых слоях, то, с моей точки зрения, надо иметь в виду тех, кто объективно не может быть конкурентоспособным в современных условиях. Иначе говоря, они находятся в заведомо неравных условиях по сравнению с другими людьми. Это инвалиды, сироты, воспитанники и выпускники детских домов. В разных социумах эти категории могут дополняться другими социальными группами — например, в советское время к такой группе относили детей чабанов, которые имели право получить высшее образование по квотам.

2.Законодательную базу лучше может прокомментировать профессиональный юрист. Насколько мне известно, в Казахстане действует ряд нормативно-правовых актов, определяющих размеры и механизмы государственной поддержки социально уязвимых слоев населения. Например, постановление правительства от 26 июня 2012 года № 856 «Об утверждении Правил постановки на учет граждан РК, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде».

Эффективность таких актов всегда вызывает нарекания.

Как правило, это связано с двумя группами факторов. Первая имеет отношение к вопросам социальной справедливости и затрагивает следующие моменты: например, то, насколько оправдано отнесение той или иной категории граждан к социально уязвимым, и лежит ли объем оказываемой помощи в рамках достаточности и необходимости. Вторая группа — неэффективность механизма оказания поддержки, связанная, как правило, с забюрократизированностью процесса и его коррупционными составляющими.

3.Безусловно, такая проблема существует, и не только в Казахстане. Однако если мы соглашаемся с тем, что понятие «социально уязвимые слои» должно быть ситуативным и не только экономическим, то указанные в вопросе упреки теряют свой смысл. Что я имею в виду? То, что помощь таким слоям населения должна осуществляться, с одной стороны, по необходимости, точечно и неукоснительно, без какой-либо волокиты. А с другой стороны, она должна проходить через фильтр разумной достаточности. Например, можно отнести к социально уязвимым слоям студентов из сельской местности. И это оправданно. Но в чем должна состоять помощь общества и государства для этой группы лиц? С моей точки зрения, исключительно в предоставлении мест в общежитиях на разумных условиях.

Другой пример. Лицам, не имеющим необходимого уровня достатка, в наших условиях целесообразнее не просто выплачивать какое-то пособие, но помочь получить квалификацию, которая позволила бы самостоятельно зарабатывать на жизнь.

http://www.zakon.kz/4598331-komu-i-kak-gosudarstvo-dolzhno-okazyvat.html

Андрей Мовчан: «России в плане социальности очень сложно равняться с европейскими государствами»

День Октябрьской революции, ставшей еще и социалистической, заставляет задуматься: а где в мире остается настоящий социализм? Ведь поддержка государством бедных и недееспособных слоев населения во многих странах также стала результатом Октября 1917 года. В какой степени социальное государство является полноценным в России и какие меры требуются нашей социальной сфере, чтобы таковое государство было крепким, в интервью «Реальному времени» рассуждает известный российский экономист Андрей Мовчан.

«Определение социального государства в принципе существовать не может»

— Андрей Андреевич, по Конституции Россия является социальным государством, но так ли это? Многие жалуются, что у нас стало меньше бесплатной медицины, бюджетных мест в вузах, что выплаты безработным и пенсионерам слишком низкие.

— Должен вас и ваших читателей огорчить — определение социального государства в принципе существовать не может: социальное — это часть речи, это прилагательное, а значит, это все равно, что определять — красивое то или иное государство или нет, сильное оно или нет, а так как это уже степень сравнительная, то можно говорить, какое государство социальнее другого. Сильным в социальном плане государство может считаться, если в нем развиты меры по защите малообеспеченных или малодееспособных слоев населения, и в этом смысле Российское государство, как и во всех остальных своих проявлениях, находится на среднем уровне, если говорить о мире, но значительно выше, чем целый ряд отсталых государств. Конечно, России в плане социальности очень сложно равняться с европейскими государствами — особенно скандинавскими, которые являются самыми социальными государствами, нам сложно равняться с США, где почти половина населения получает ощутимую социальную помощь, но если сравнивать нашу страну с Индией или со странами БРИКС, то мы выглядим вполне достойно.

— Но сейчас в России заметно социальное неравенство — доходы богатых и бедных слоев отличаются в 16 раз. Хотя считается, что в социальном государстве разница не должна превосходить восьмикратную величину. Может ли такая картина соотноситься с понятием «Россия — социальное государство»?

— Есть две точки зрения на социальное государство: первая говорит о том, что социальное государство должно стремиться к тому, чтобы не было бедных, а вторая, которую, кстати, активно исповедовали в СССР, говорит о том, что социальное государство — это то государство, где нет богатых. Я сторонник первой точки зрения и считаю, что с точки зрения социальности государства неважно, какой в стране коэффициент Джинни (или по-другому — уровень расслоения) — коэффициент Джинни в России достаточно близок к тому коэффициенту в США, в которых социальное расслоение очень высокое, но при этом уровень жизни относительно бедных в США несравним с российским. И отсюда — задачей нашего государства является не выравнивание уровня жизни, а помощь тем, у кого уровень жизни довольно низкий.

Вот если мы с вами будем говорить про развитие экономики (хотя это уже отдельная тема), то ее развитие очень сильно завязано на неравенстве, и зачастую именно избыточное неравенство тормозит развитие экономики, но к социальности государства неравенство не имеет никакого отношения.

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению - картинка 12Фото Дмитрия Резнова

Конечно, России в плане социальности очень сложно равняться с европейскими государствами — особенно скандинавскими, которые являются самыми социальными государствами, нам сложно равняться с США, где почти половина населения получает ощутимую социальную помощь, но если сравнивать нашу страну с Индией или со странами БРИКС, то мы выглядим вполне достойно

— Но ваши коллеги говорят, что если бы был введен тот же прогрессивный подоходный налог, который существует в развитых странах, проблема неравенства не выглядела бы столь острой, ведь появились бы средства для его сглаживания — скажем, выросли бы зарплаты, повысились социальные выплаты многодетным, малоимущим. Что бы вы ответили по этому поводу?

— Эти вещи не имеют отношения друг к другу. В России и экономическая, и социологическая школы очень слабые, и в нашей стране люди говорят вещи, не пытаясь их даже сопоставить с точки зрения логики. Прогрессивный и непрогрессивный налог — это прежде всего способы создания доходов государства, а к расходам государства и к формированию социальной среды налоги не имеют никакого отношения. На сегодняшний день в России доходов государства вполне хватает — бюджет государства на данный момент профицитный, государство тратит меньше, чем зарабатывает, и если вы даже предположите, что создание прогрессивного налога увеличит сборы в бюджет, то эти сборы все равно будут идти в первую очередь в прибыль бюджета, и тут возникает вопрос — если мы хотим увеличить социальные траты бюджета, то почему бы не использовать нынешний его профицит? Мы можем обсуждать, хорошо или плохо иметь прогрессивное налогообложение и как сделать так, чтобы оно выглядело хорошо, но к социальности государства эта мера не будет иметь никакого отношения.

«Субсидии являются наихудшим способом повышения социальности среды»

— Значит, все дело в подходах к правильному социальному распределению бюджета?

— Совершенно верно — все зависит от того, как распределяются доходы, и от того, какие социальные институты при этом создаются и как они работают. Но как показали довольно серьезные эксперименты (за которые в этом году, кстати, дали Нобелевскую премию по экономике), субсидии и денежные вознаграждения для необеспеченных слоев населения являются наихудшим способом повышения социальности среды — эти меры не работают: они не помогают бедным стать менее бедными, они не помогают государству создать более прогрессивную среду, в которой становится меньше бедных. Государству необходимо делать абсолютно другие вещи — нужно создавать в стране систему получения человеком хорошего образования, хорошего здравоохранения, государству необходимо создать систему поддержки в получении человеком профессии, создать поддержку малого и среднего предпринимательства. То есть создание стимулов и инфраструктуры значительно более эффективно для построения социального государства, нежели раздача денег. И что важно — не всегда создание стимулов и инфраструктуры требует денег, а скорее наоборот — например, могут быть введены какие-то налоговые льготы ряду граждан: да, денег при этом становится меньше, но вместе с тем эти льготы помогают государству бороться с бедностью.

— А повышение МРОТ к ряду мер по созданию сильного государства вы не относите? Согласитесь — с 2020 года, да, он повысится и станет составлять чуть больше 12 тысяч, но ведь слово «достойный» к нему не «приклеишь».

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению - картинка 13Фото Дмитрия Резнова

Субсидии и денежные вознаграждения для необеспеченных слоев населения являются наихудшим способом повышения социальности среды — эти меры не работают: они не помогают бедным стать менее бедными, они не помогают государству создать более прогрессивную среду, в которой становится меньше бедных

«Давно пора переходить к системе фиксид-контрибьюшен, когда на пенсию ты копишь сам»

— А что делать с пенсионным вопросом? Да, в ближайшие пять лет российский пенсионер будет с каждым годом получать прибавку в среднем в 1000 рублей, но многое ли эти шаги сглаживают? Какой должна быть пенсионная система в социальном государстве?

— А возможна ли в России практика введения базового безусловного дохода — для начала, скажем, для безработных? Или у нас еще слишком рановато внедрять такую идею?

Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению - картинка 14Фото Олега Тихонова

У нас в России построено рентное государство, а такое государство живет по своим законам, то есть пока есть рента, оно будет жить именно так, как сейчас. Россия, кстати, не худший вариант рентного государства, разумный вариант, но рентное государство никогда не бывает особо социальным

«Россия, кстати, не худший вариант рентного государства, разумный вариант»

— Андрей Андреевич, немало социологов, экономистов говорили, что построить крепкое социальное государство в России мешает отсутствие гражданского общества и роли профсоюзов. Вы согласны?

— Вопрос очень сложен, и вот почему — дело в том, что когда мы находимся в пространстве, в котором абсолютное большинство населения создает добавленную стоимость, и создает достаточно серьезно (скажем, как было это в классическом индустриальном обществе, где рабочие и крестьяне создавали 90 процентов добавленной стоимости), то это уже и серьезное объединение людей, которое может бороться за свои права и делает государство более социальным — все-таки люди представляют большинство населения. Россия в каком-то смысле является индустриальным государством (раннеиндустриальным государством, если быть точнее) — если не считать нефти и газа, то добавленная стоимость распределена в ней достаточно тонким слоем — эффективность труда маленькая, а экономике нужно много людей, и тут профсоюзы были бы очень эффективным инструментом с точки зрения социальности государства. В России и профсоюзы, и многопартийность — реальная многопартийность, а не марионеточная, конечно, позитивно бы влияли на власти.

— Если гражданское общество, профсоюзы не давят на власти в вопросах повышения зарплат, снижения налогового бремени для тех же бедных слоев, то качественно социальная политика, стало быть, не будет меняться — по крайней мере до 2024 года?

— Смотрите: у нас в России построено рентное государство, а такое государство живет по своим законам, то есть пока есть рента, оно будет жить именно так, как сейчас. Россия, кстати, не худший вариант рентного государства, разумный вариант, но рентное государство никогда не бывает особо социальным — иной случай, если рента очень большая, как в Объединенных Арабских Эмиратах или в Норвегии, но в России государство со средним размером ренты, а власть органически не приемлет перемен, то, значит, ситуация будет как сегодня — медленно ухудшаться, будет становиться менее социальной, чуть более жесткой, но без каких-то прорывов. Да, будут возможны какие-то левые откаты, когда под видом социализации государство будет становиться популистским и терять экономику. А когда рентные доходы уменьшатся или сильно упадут (кстати, по прогнозам некоторых специалистов, это случится в России лет через 15—20), тогда России придется пережить некий социальный шок, как это было в начале 90-х. К сожалению, после первого шока мы вышли мало изменившимися, поэтому мы обречены на второй такой шок. И только после второго шока появятся возможности строить настоящее социальное государство. Но для этого всерьез должна измениться экономика страны.

http://realnoevremya.ru/articles/157059-gde-v-mire-est-socialnye-gosudarstva

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях