WordPress

Государственная политика социальной поддержки населения

Государственная политика социальной поддержки населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Государственная политика социальной поддержки населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Статья 124. Государственная политика в сфере социальной защиты населения

Статья 124. Государственная политика в сфере социальной защиты населения

Органы государственной власти Свердловской области определяют политику в сфере социальной защиты населения, основываясь на следующих принципах:

а) содействия обеспечению занятости трудоспособного населения;

б) предотвращения снижения реальных доходов слабозащищенных групп населения и сокращения масштабов бедности за счет реализации системы социальной адресной помощи;

в) обеспечения защиты населения посредством развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;

г) поддержки слабозащищенных групп населения по приобретению и содержанию жилья;

д) реабилитации инвалидов и развития социальной инфраструктуры, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность инвалидов;

е) предоставления льгот и услуг инвалидам, ветеранам войны и труда и приравненным к ним категориям за заслуги перед Отечеством, а также гражданам, которым по вине государства нанесен моральный, материальный и физический ущерб;

ж) ресурсного обеспечения законодательно закрепленных социальных льгот;

з) поощрения благотворительной деятельности.

>
Государственная политика в сфере охраны здоровья и окружающей природной среды
Содержание
Устав Свердловской области

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/9319297/4fc81bd708668197a291fdc62307ca74/

Государственная социальная политика

Российская Федерация в соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В качестве критериев для оценки степени социальности государства выступают: соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

В основе типизации социальной политики лежат типы состояний общественной системы, соответственно выделяют:

  • 1) социальную политику в социально устойчивых обществах;
  • 2) социальную политику в обществах, находящихся в системных кризисах; 3) социальную политику в обществах, находящихся в состоянии деформации; 4) социальную политику переходного периода. Мировой опыт государственного управления фиксирует две моделиреализации социальной политики: 1) сакрально-патерналистская,характеризуется полной ответственностью государства за все, что связано с социальной сферой, абсолютное исключение форм участия граждан; 2) либеральная,представленная тремя вариантами — социал-демократическим, корпоративным, собственно либеральным.

Минрегионом России сформулированы следующие проблемы в сфере региональной политики: неэффективное исполнение полномочий федеральными и региональными органами государственной власти (решение — оптимизация процесса разграничения полномочий); неэффективная координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленной на комплексное социально-экономическое развитие регионов; финансово-экономическая необеспеченность выполнения полномочий местного самоуправления; отсутствие целостной системы стратегического планирования развития общественной инфраструктуры; низкая эффективность инструментов бюджетного федерализма; отсутствие механизмов ответственности региональных и местных органов власти за эффективное использование средств финансовой помощи территориям — получателям трансфертов; низкая степень мотивации органов власти регионов и муниципалитетов к развитию собственного налогового потенциала.

Достоинством рассматриваемой Концепции является использование системы стратегического планирования посредством разработки и реализации согласованных концепций, доктрин, стратегий, программ и проектов (планов) развития территорий. Деятельность органов власти всех уровней должна обеспечивать формирование зон опережающего экономического роста в каждом субъекте РФ. На территориях таких зон будут создаваться перспективные территориально-производственные кластеры и единые технологические цепочки для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Стратегии развития субъектов РФ, имеющих выраженную сырьевую ориентацию, для обеспечения диверсификации экономики должны быть связаны с внедрением производства высокотехнологичного оборудования для добычи и переработки сырья, конверсионной продукции, с расширением сферы 1Т-коммуникаций, логистики, инжиниринга, маркетинга. Для субъектов РФ, опирающихся на исторически сложившуюся индустриальную базу, предполагается государственная поддержка инвестиционных проектов развития региональной инфраструктуры.

http://studme.org/1917041720533/menedzhment/gosudarstvennaya_sotsialnaya_politika

Государственная политика социальной защиты населения

Социальная защита населения

Социальная защита населения является одной из частей политики государства, которая направлена на то, чтобы обеспечить конституционные права человека, а также их гарантии. Причем, социальная защита предоставляется независимо от места жительства лица, от его национальности, а также половых или возрастных показателей. В Российской Федерации за социальную защиту населения сегодня отвечает Министерство здравоохранения и социального развития страны.

По сути, социальная защита уже является соответствующей политикой государства, которая реализуется для обеспечения прав, свобод, гарантий граждан в нескольких ключевых областях:

  1. В области уровня жизни населения;
  2. В удовлетворении интересов и потребностей гражданина;
  3. В реализации прав на осуществление трудовой деятельности;
  4. В реализации прав на удовлетворение потребностей в досуговой деятельности;
  5. В реализации права на защиту от безработицы;
  6. В сфере охраны здоровья и жилища.

Основными целями социальной защиты специалистами принято называть такие, как избавление от нищеты и ее признаков, оказание материальной помощи некоторым категориям населения, оказавшимся в затруднительной жизненной ситуации, и которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себя необходимыми благами и услугами. Еще одна цель социальной защиты состоит в том, чтобы эффективно и активно содействовать адаптации социально уязвимых категорий населения, находящихся в группе риска, к постоянно меняющимся условиям (в особенности, это касается условий рыночной экономики).

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная защита состоит сегодня из нескольких ключевых направлений:

  • во-первых, социальное обеспечение;
  • во-вторых, социальное страхование;
  • в-третьих, социальная помощь (поддержка наиболее нестабильных категорий населения).

Все эти направления реализуются благодаря формам социальной защиты, которые устанавливаются государством и его субъектами. Формы социальной защиты – это социальные гарантии, которые утверждены на законодательном уровне, а также их удовлетворение на основании имеющихся базовых стандартов и программ, предусмотренных государством.

Формы социальной защиты выражаются в виде регулирования доходной и расходной части материального состояния населения, их социального страхования и социального вспомоществования, оказания определенных социальных услуг, которые предназначены для некоторых категорий граждан. Также формой социальной защиты являются целевые социальные программы, а к государственным формам социальной защиты прежде всего относятся льготы.

Льгота – это скидка, которая начисляется какому-либо индивиду в качестве преимущества. Также льгота предполагает полное или частичное освобождение от выполнения уже установленных правил и обязанностей, а также облегчение условий жизни граждан, которые пользуются услугами, но не имеют возможности в полном объеме сами обеспечить их для себя или оплатить в связи с недостаточным уровнем доходов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Направления государственной политики в области социальной защиты

Социальная защита населения преимущественно регламентируется именно государством, а также его субъектами, которые определяют основные направления и формы, в которых актуализируется сфера социальной защиты населения. На сегодняшний день исследователи выделяют такие направления, как:

  • защита прав работников предприятия, а также охрана труда на производствах;
  • социальная поддержка безработных граждан;
  • пенсионное обеспечение;
  • развитие социального обслуживания в различных сферах жизни человека;
  • социальная поддержка граждан, которые были уволены в запас со своего места прохождения военной службы.

Государственная социальная политика в области социальной защиты предполагает социальную поддержку или полное обеспечение женщин, детей и представителей молодежи; социальное обеспечение нетрудоспособного населения (дети-сироты, инвалиды, пенсионеры); отчисление пенсий и пособий по безработице, старости, в связи с инвалидностью или иными жизненными обстоятельствами, из-за которых люди утрачивают возможность самостоятельно обеспечивать себя, удовлетворять свои интересы и первичные потребности; натуральные выдачи (продукты, медикаментозные средства); услуги, которые носят характер общественного обслуживания.

Государство заинтересовано в том, чтобы оптимизировать структуру денежных форм обеспечения таких категорий граждан, как пенсионеры и лица с ограниченными возможностями здоровья, а также укрепить страховые начала в практике социального обеспечения, которая активно развивается на территории нашей страны. На нем и его субъектах лежит ответственность за регулирование занятости, направленной на обеспечение сбалансированного спроса и такого же сбалансированного предложения, касающегося рабочей силы и предупреждения массовой безработицы в случаях кризиса отдельных сфер жизнедеятельности.

Государственная социальная политика в области социальной защиты населения руководствуется несколькими принципами.

  • Во-первых, это принцип поощрительности, который предполагает, что властными структурами осуществляется определенная деятельность для того, чтобы оказать общественный и политический резонанс в тех или иных значимых областях или на те или иные значимые события, которые получили высокую или наоборот низкую социально-общественную оценку.
  • Во-вторых, принцип заявительности, чей смысл состоит в том, что социальная помощь и социальная защита предоставляется нуждающимся гражданам, которые в письменном виде обращаются в качестве заявителей или от лица, которые представляют их интересы.

Еще один принцип – это принцип патернализма, который подразумевает государственную опеку, проявляющуюся в отношении к наименее благополучным категориям граждан.

http://spravochnick.ru/sociologiya/ponyatie_principy_i_funkcii_socialnoy_politiki/gosudarstvennaya_politika_socialnoy_zaschity_naseleniya/

Государственная политика в области социальной защиты

Радикализм экономических преобразований потребовал введения новых социальных технологий, обеспечивающих недопущение застойной бедности, защиту наиболее уязвимых слоев населения, семей и граждан. В соответствии с нормами и принципами международного права принят Закон «Об основах социального обслуживания населения» от 10 декабря 1995г. № 195-ФЗ, устанавливающий порядок социального обслуживания граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно: преклонный воздаст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, мало обеспеченность и т. п.

Требования к объему и качеству услуг, порядку и условиям их оказания на дому, в стационарных учреждениях, предоставлением временного приюта в специальных учреждениях определяют государственные стандарты социального обслуживания.

Учреждения социального обслуживания могут быть государственными, муниципальными, частыми. Государственные учреждения социального обслуживания являются юридическими Лицами, не подлежат приватизации, перепрофилированию. Частная деятельность лиц, осуществляющих социальное обслуживание, подлежит государственному лицензированию.

Утвержден федеральный перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

За последние годы существенно выросло количество учреждений в сфере социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; территориальных центров социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому, учреждений в небольших городах, в сельской местности; расширен перечень предоставляемых услуг. Приоритетным является социальное обслуживание в нестационарных учреждениях.

Бесплатное социальное обслуживание (в объемах, определенных государственными стандартами) оказывается гражданам, не способным к самообслуживанию, если среднедушевой их доход ниже прожиточного минимума, установленного для региона, где они проживают; находящимся в трудной жизненной ситуации (безработные, катастрофа и др.), несовершеннолетним детям (инвалидность, сиротство, малообеспеченность и др.).

При оказании услуг на платной основе государственные социальные службы заключают с гражданами или их представителями договор (на основе утверждаемого Минтруда России примерного договора). Тарифы на услуги устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ.

В учреждение стационарного обслуживания, где проживает пенсионер, перечисляется разница между назначенной и выплачиваемой пенсией органом, назначающим и выплачивающим пенсию. Администрация учреждения социального обслуживания разрабатывает мероприятия по целевому использованию средств (смету расходов).

Федеральные органы государственной власти регулируют сферу социального обслуживания, реализуют федеральные социальные программы, лицензируют деятельность по социальному обслуживанию, принимают государственные стандарты социального обслуживания, управляют федеральными учреждениями социального обслуживания. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют собственное регулирование социального обслуживания вне полномочий федеральных органов, устанавливают порядок оказания гражданам материальной помощи: денежной, продовольственной, топливом, одеждой, а также выдачи транспортных и технических средств инвалидам.

Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались семьи многодетные и неполные, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они прежде всего становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат.

Пособия выполняют функции социальной помощи гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума. Для обеспеченных слоев населения они не имеют экономического смысла. Между тем в условиях чрезвычайной распыленности социальной помощи (действует более тысячи нормативных актов, предусматривающих социальные льготы для 200 категорий населения, на выплаты могут претендовать около 100 млн. чел.), при значительных, хотя и ограниченных средствах, идущих на социальные нужды, эффективность выплат снижается, реальная помощь конкретному человеку оказывается символической. Поэтому выплаты пособий без учета доходов семей признаются несправедливыми. Для повышения действенности социальной помощи, т. е. оказания ее тем, кто в ней по-настоящему нуждается, осуществляется переход к адресной поддержке социально уязвимых семей и групп населения.

Семья выполняет воспроизводственные, экономические, воспитательные функции, между государством и семьей устанавливаются партнерские отношения, включающие разделение ответственности за семью. Семья тем лучше выполняет свои функции, чем прочнее се материальное положение, которое определяется гарантиями занятости, получением жилья, доступностью общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи, медицинской помощи и другими факторами.

Сейчас показатели жизнедеятельности семьи, положения женщин, детей и молодежи неблагополучны. Среди семей, имеющих детей, доля бедных составляет 50%, среди молодежных семей — 60%. Поэтому основными направлениями государственной семейной политики являются создание необходимых условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи, в воспитании детей, поддержка семьи Как естественной среды жизнеобеспечения детей, безопасного материнства.

Реализуется Федеральная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей», включающая: создание в регионах сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, оказание государственной поддержки в оснащении их медицинским оборудованием, автотранспортом, средствами связи, компьютерной техникой; организацию подготовки специалистов в области социальной работы с детьми и семьями. Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых Министерством труда и социального развития Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий.

Национальный план действий в интересах детей воплощается в выполнении федеральных программ, связанных с улучшением их положения. Наиболее важное значение имеет президентская программа «Дети России».

В федеральном бюджете увеличиваются целевые расходы на социальную поддержку семьи, женщин, детей и молодежи; создаются внебюджетные фонды поддержки материнства и детства, обеспечения жизненно важных гарантий семье.

Действует единая система пособий для поддержки материнства, отцовства и детства. Пособия подразделяются на пять видов: по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пособие на ребенка. Порядок назначения и выплаты указанных пособий устанавливаются Правительством РФ.

Основой государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Федеральные органы власти вводят государственные стандарты на услуги, технические средства реабилитации, средства связи, устанавливают нормы и правила, обеспечивающие доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; создают объекты реабилитационной индустрии и управляют ими, определяют налоговые и другие льготы для предприятий, инвестирующих средства в сферу социальной защиты инвалидов. Органы государственной власти субъектов РФ создают учреждения медико-социальной экспертизы, управляют объектами социальной защиты инвалидов, находящимися в их ведении.

Предприятиям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых превышает 30 человек, устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%.

В переходный период государство сохраняет функции управления системой социального страхования, включающей пенсионное обеспечение, пособия при временной потере трудоспособности и другие выплаты по страховым случаям. Основная нагрузка по формированию фондов страхования приходится на работодателей, меньшая — на работников и государство. Социальные пособия выплачиваются с учетом уровня заработка, стажа работы, сумм перечисленных страховых взносов.

В качестве первоочередных мер по повышению уровня жизни пенсионеров намечается обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера, осуществлять индексацию пенсий с учетом роста цен и среднемесячной заработной платы.

Наряду с государственной вводится система дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов, формируемых за счет средств работодателей и граждан. При этом устанавливается равная ответственность работодателя и работника за формирование средств пенсионного обеспечения, вводится персонифицированный (индивидуальный) учет страховых взносов.

Пенсионные накопления через систему контролируемых государством пенсионных фондов вкладываются в перспективные доходные экономические проекты и увеличивают инвестиционный потенциал экономики.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; геронтологические центры и т.д.

Перечисленные учреждения занимают важное место в системе общественных отношений.

Учреждение социальной защиты (в дальнейшем — УСЗ) является не только организационной структурой комплексной системы социальной защиты населения, но и действующим субъектом в системе общественных отношениях государства. Поэтому оно подвергается воздействию многочисленных факторов, определяющих жизнь общества в целом.

Для УСЗ эти факторы являются факторами окружающей среды, которые оказывают на него прямое или косвенное воздействие.

К числу таких факторов относятся идеология, политика, культура, экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация общества, природно-климатические условия и другие.

Кроме того, на деятельность учреждений социальной защиты оказывают свое воздействие конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как клиенты и поставщики.

В переходный период многие факторы внешней среды существенно изменяются. Эти изменения требуют, в свою очередь, изменений как в самом учреждении, так и в его деятельности.

С другой стороны, деятельность учреждений социальной защиты может косвенно оказывать свое воздействие на различные факторы окружающей их среды, влияя на характер развития политики, права, экономики и других общественных институтов.

Государственная политика РФ в области социальной защиты населения рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, социальная защита инвалидов и пожилых, развитие системы социальных служб, государственные пенсии и пособия.

http://vuzlit.ru/1298802/gosudarstvennaya_politika_oblasti_sotsialnoy_zaschity

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Под социальной защитой населения в широком смысле понимается деятельность государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан (материальная обеспеченность на уровне современных требований, личная безопасность, доступ к культурным ценностям, возможность физического и духовного развития и пр.). Социальная защита в узком смысле слова — система мер по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки. Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться и как средство формирования личности, и как государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения.

Выделяют активную и пассивную социальную защиту. Первая направлена на трудоспособных членов общества; вторая — на нетрудоспособных и социально уязвимых лиц, которые не могут помочь себе сами.

Социальная защита выполняет следующие основные функции:

  • 1. Экономическую — компенсация дохода, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца, а также частичное возмещение дополнительных расходов, возникающих в связи с определенными жизненными обстоятельствами и оказание помощи малоимущим гражданам.
  • 2. Политическую — поддержание социальной стабильности в обществе при значительном разрыве в уровне жизни отдельных слоев населения.
  • 3. Демографическую — стимулирование рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни.
  • 4. Социально-реабилитационную — восстановление общественного статуса нетрудоспособных лиц и социально слабых групп населения.

К нуждающимся в социальной защите, принято относить:

  • • трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (безработные, незанятые, беженцы, переселенцы, уволенные с военной службы, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и пр.);
  • • нетрудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (инвалиды
  • • лиц в возрасте младше трудоспособного (дети-сироты, безнадзорные, инвалиды);
  • • лиц старше трудоспособного возраста (одинокие, престарелые, пенсионеры, ветераны войн);
  • • иных лиц, нуждающихся в помощи (малообеспеченные, молодые семьи с детьми, люди, попавшие в трудную ситуацию).

В России существуют следующие виды социальной защиты.

Во-первых, социальные денежные выплаты, которые делятся на две группы.

  • 1. Социальные выплаты, обусловленные, как правило, прежней трудовой деятельностью, обеспечиваемые прежде всего системой социального страхования и финансируемые за счет специальных внебюджетных фондов. Они распространяются на застрахованных лиц (основная категория — наемные работники) и предоставляются в случае утраты либо существенного снижения заработка (дохода), при необходимости получения медицинской помощи и других социальных услуг. Сюда входят страховые выплаты (пенсии) и страховые пособия (краткосрочные или разовые) — по временной нетрудоспособности, по безработице, при рождении ребенка, а также компенсации работающим (например, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), материальная помощь безработным и пр.
  • 2. Социальные выплаты за счет бюджетов всех уровней и средств общественных организаций, не связанные с выполнением трудовых обязанностей. Речь идет о социальной помощи малоимущим, льготах в соответствии со статусом или иным основанием, например, жилищные субсидии, выплаты инвалидам войны и т.п.

Во-вторых, натуральные выплаты (бесплатное питание, одежда, обувь, транспортные средства, топливо).

В-третьих, социальные услуги (медицинские услуги по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, а также по социальному обслуживанию лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации).

В-четвертых, социальная поддержка населения, предусматривающая предоставление денежных выплат, льгот, компенсаций трудоспособным лицам, временно оказавшимся в сложной ситуации.

Важную роль в системе социальной защиты населения играют социальные гарантии — меры по реализации государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг:

  • • выбор места работы и профессиональную деятельность;
  • • минимальный размер оплаты труда;
  • • минимальный размер пенсии;
  • • единовременное пособие при рождении каждого ребенка;
  • • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 года;
  • • ежемесячное пособие на каждого ребенка;
  • • ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву и пр.;
  • • ритуальное пособие;
  • • минимальный размер пособия по безработице;
  • • минимальный размер стипендии;
  • • жилище;
  • • охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • • образование.

В США, например, государство реализует различные социальные программы, на которые затрачивается примерно половина федерального бюджета, в том числе пособия по безработице, оказание медицинской помощи и пр. (37% федерального бюджета); содействие бедным — бесплатная медицинская помощь, питание, льготное жилье. Это является одновременно результатом и условием высокой эффективности экономики.

В то же время программы не решают проблему равного (справедливого) распределения доходов или создания привилегий отдельным группам населения. В большинстве случаев они направлены на формирование материальных предпосылок возвращения отдельных групп населения к самостоятельной активной деятельности.

Перечисленные меры социальной защиты в конечном итоге несколько снижают дифференциацию доходов населения. В то же время величина социальных трансфертов в обществе ограничена его финансовыми возможностями.

Реализация основных направлений социальной защиты населения требует соответствующей инфраструктуры. Ее объекты могут быть не только государственными, но и частными.

http://studref.com/324775/ekonomika/gosudarstvennaya_politika_oblasti_sotsialnoy_zaschity_naseleniya

Основные направления государственной политики в сфере социального обслуживания населения

Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики социального положения, потребностей и интересов различных групп населения данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.

Обеспеченным и трудоспособным гражданам должны создаваться равные возможности для внедрения в систему отношений предпринимательства, самозанятости, самообеспечения. Социально уязвимыми слоями и группами населения должны предоставляться социальная помощь и поддержка, устанавливаться преимущества и льготы, для чего необходимы новые виды социальных услуг, новые формы и методы социальной работы.

Поэтому долгосрочная государственная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления развития:

1) Улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов, для этого должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на:

повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения;

повышение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет;

повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов;

2) Повышение эффективности государственной поддержки семьи:

развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия;

укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидация действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы;

повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;

полное завершение к 2020 г. процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами;

совершенствование порядка и процедуры усыновления детей, приема детей в замещающие семьи;

создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания.

3) Реабилитация и социальная интеграция инвалидов:

организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

повышение уровня социальной интеграции инвалидов;

создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни.

4) Социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов:

обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;

развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому;

обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими потребностям, в стационарных учреждениях социального обслуживания;

5) Развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг:

преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных и налоговых барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

6) Формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации:

интеграция лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;

формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Социальные проблемы многих категорий населения являются межведомственными, проблемами государства и общества, поэтому они требуют для своего разрешения скоординированных усилий государственных и негосударственных структур, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы с различными категориями населения, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы, необходимых общественных изменений по отношению к отдельному человеку или группе лиц, удается осуществить широкий спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и других мероприятий для решения проблем клиентов.

Наиболее важными социальными технологиями являются:

глобальные социальные технологии, направленные на решение общечеловеческих проблем. Они связаны с оценкой не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества с природой. Их внедрение связано с жизнью людей, их жизнедеятельностью, социальной защищенностью.

инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

региональные имеют своим предметом изучению и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерных ее изменений.

информационные — имеют своим содержанием способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства.

интеллектуальные — направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы с различными группами населения: социальная диагностика и социальная профилактика, социальный надзор и социальная коррекция, социальная терапия и социальная адаптация, социальная реабилитация и социальное обеспечение.

доведение адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям), к 2020г в среднем по стране до 70-80 % (в 2007 г, по экспертным оценкам, 40-50 %), а охвата бедного населения государственными социальными программами к 2020 г. — до 100 % (в 2007 г, по экспертным оценкам, — 60 %);

рост удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов в 2020г. до 50-60 % против 31-40,3 % в 2006-2007 гг.;

решение в 2012 — 2015 гг. проблемы беспризорности;

решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения — полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 % от общего числа инвалидов;

формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

Достижение в социальном обслуживании населения данных экспертных оценок к 2020г. требует повышение социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства и позволит улучшить гармонизацию действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания в России общества равных возможностей.

http://studwood.ru/2150324/ekonomika/osnovnye_napravleniya_gosudarstvennoy_politiki_sfere_sotsialnogo_obsluzhivaniya_naseleniya

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях