WordPress

Государственная поддержка социально незащищенных категорий населения

Государственная поддержка социально незащищенных категорий населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Государственная поддержка социально незащищенных категорий населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Социальная поддержка незащищенных слоев населения (стр. 1 из 3)

Современное социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Работа с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними в специализированных учреждениях начинается с адаптации их к жизни в самом учреждении, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. От успешности процесса социальной адаптации зависит дальнейшая судьба ребенка: вернется ли он на улицу, совершит ли противоправные действия, будет ли вести асоциальный образ жизни.

Формы государственной поддержки незащищенных слоев населения

Государственная поддержка – это система законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Главная задача государственной поддержки – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан в новых условиях.

В настоящее время практически все государства являются социальными. Социальное государство – это государство, строящее свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество.

Социальное государство должно обеспечивать людям прожиточный минимум, создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, охранять наемный труд, заботиться об образовании, здравоохранении, культуре, семье, постоянно улучшать социальное обеспечение и другое.

Целью социального государства является обеспечение свободы и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и т.д.).

Основные направления государственной поддержки:

правовая природа социальной политики;

предоставление социальных услуг;

доступность социальной поддержки для всех членов общества;

наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости;

принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан.

Основной задачей социального государства является обеспечение равноправия, нравственности и справедливости в отношениях между людьми. Эти принципы могут быть реализованы путем расширения социальных программ, поощрения благотворительной деятельности (в частности, освобождения от налогов предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность).

Государство заинтересовано в поддержке социально уязвимых групп населения. Это объясняется несколькими причинами: государство, которое считает себя цивилизованным обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»; государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы; социально-экономическая поддержка неимущих «сглаживает» экономическое состояние различных групп населения.

Особенности социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних

Проблема социальной адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации – одна из актуальных проблем, стоящих перед обществом.

Выстраивание работы по социальной реабилитации, адаптации и интеграции беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков, их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних (приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности. В таких учреждениях ребенок впервые встречается с социально благополучной средой, которая предоставляет возможность несовершеннолетнему самому приобрести опыт, необходимый для адаптации к окружающему миру, при этом данная среда является достаточно защищенной от негативных влияний.

Несмотря на множество работ отечественных исследователей, посвященных решению проблем безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, является мало изученной. Проведенный нами анализ нормативно-правовых документов показал, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость.

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, теме социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в научных работах и нормативно-правовых актах уделяется достаточное внимание и подчеркивается важность этого процесса; с другой стороны, на практике этот процесс мало изучен и плохо регламентирован. Это противоречие обусловило проблему исследования: какие существуют особенности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних?

С целью анализа особенностей процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений нами было проведено эмпирическое исследование процесса социальной адаптации несовершеннолетних в специализированных учреждениях города Казани.

В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: полуструктурированное интервью, наблюдение, контент-анализ дневников воспитанников.

Исследование проводилось в три этапа:

1. изучение документации, отражающей процесс социальной адаптации воспитанников в каждом специализированном учреждении (анализ дневников на каждого воспитанника);

2. проведение интервью со специалистами учреждений;

3. проведение интервью с воспитанниками учреждений.

Итоги проведенного исследования привели нас к следующим результатам и выводам:

1. В процессе социальной реабилитации в условиях специализированных учреждений безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние адаптируются лишь к самому учреждению, а показатели социальной адаптации воспитанников выражены слабо: дети и подростки могут лишь адаптироваться к социальным правилам, нормам и ценностям – без последующего процесса их интериоризации.

2. Несмотря на структурные различия учреждений, различий в осуществляемых учреждениями программах и методиках по социальной адаптации воспитанников, анализ основных показателей ответов респондентов и данных дневников воспитанников показал, что процесс социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних не имеет существенных различий.

3. На процесс социальной адаптации воспитанников влияют социальный статус несовершеннолетнего и длительность проживания несовершеннолетнего в учреждении, а также наличие или отсутствие опыта проживания несовершеннолетнего на улице.

4. В процессе социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений существуют гендерные и возрастные различия.

5. Специалисты учреждений недостаточно владеют знаниями о сущности процесса социальной адаптации, а процесс социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений воспринимают лишь как процесс адаптации к самому учреждению.

Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности процесса социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированного учреждения, по нашему мнению и с учетом предложений специалистов учреждений, необходима реализация следующих мер:

– разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированного учреждения, введение в действие трудовых мастерских и активное использование методик трудотерапии в социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними;

– привлечение средств спонсоров, благотворительных организаций, для улучшения условий жизнедеятельности безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в специализированных социальных учреждениях, в том числе и в приемных отделениях (изоляторах);

– повышение профессиональной квалификации персонала специализированного учреждения.

Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления.

Проблемы в студенческой субкультуре

Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества. Основанием субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, общие виды деятельности, определенные политические взгляды.

Из всех социально — демографических групп феномен субкультурности больше всего присущ молодежи.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь — социально — демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

http://mirznanii.com/a/212400/sotsialnaya-podderzhka-nezashchishchennykh-sloev-naseleniya

О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан»

Асачева Мария Владимировна, аспирант кафедры «Конституционное право; Муниципальное право» Сибирской Академии государственной службы.

На основе анализа действующего российского законодательства рассмотрена дефиниция «социально незащищенные категории граждан», понимаемая как группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. Сделан вывод о некорректности данного понятия с точки зрения статей 2 и 7 Конституции РФ и его идентичности понятию «малоимущие граждане».

Ключевые слова: социальная защита, право социальной защиты, малоимущие граждане.

On legal definition of the concept of «socially disadvantaged categories of citizens»

Asachyova Mariya Vladimirovna, postgraduate student of the Chair «Constitutional Law; Municipal Law» of the Siberian Academy of State Service.

Based on the analysis of the Russian legislation considered by definition socially vulnerable groups, understood as a group of people who, because of age, health, etc. unable to provide themselves (their families) a decent standard of living standards. It is concluded that this notion is incorrect in terms of Articles 2 and 7 of the Constitution and it is identical to low income.

Key words: social security, the right to social protection, low income.

Понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе не имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований, чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.

Конкретизация, уточнение и нормативное закрепление понятий необходимы потому, что численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет. В правовой литературе применительно к анализируемой категории используются весьма неопределенные и расплывчатые определения, касающиеся форм взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, системы государственной поддержки, которая выражается в «целенаправленной деятельности государства по гармонизации социальных отношений в обществе» и работает «на повышение качества и условий жизни каждого индивида» .

Акатнова М.И. Право человека на социальное обеспечение в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России: автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.05. М., 2009. С. 5.

В федеральном законодательстве используются, но не конкретизируются понятия социальных групп (ст. 29 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 5.62. КоАП РФ) , социально-демографических групп населения . Аналогичные понятия использованы и в региональном законодательстве, где также отсутствует конкретизация .

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 50 (часть 4). Ст. 6950.
Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2001 (ред. от 06.06.2012) N 812-106 «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2002. 23 января. N 1.

В российском законодательстве используется широкая формулировка — «малоимущие и социально незащищенные категории граждан» (п. 8 ст. 217, п. 14 ст. 251 НК РФ) . При этом ни один федеральный закон или нормативный акт органа исполнительной власти в полном объеме не приводит перечня указанных категорий, везде присутствуют бланкетные и ссылочные нормы. Так, в соответствии с п. 2. ст. 98 ЖК РФ категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ. Конкретизировано лишь понятие малоимущие граждане. К категории малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан относят лиц в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья .

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2012).
Кожевников Д.Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.05. Екатеринбург, 2010. С. 13 — 14.

Критерии определения статуса малоимущих граждан, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определены в Федеральном законе «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» .

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.

В совокупности к малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Малоимущие граждане и семьи во всех случаях относятся к социально незащищенной категории граждан, которая, таким образом, является собирательным понятием и определяется в совокупности различных норм как федерального, так и регионального законодательства.

В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» к данной категории по признаку права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг можно отнести: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (в соответствии с ФЗ «О ветеранах» ), военнослужащих, блокадников и др. Отдельные социально незащищенные категории граждан указаны и в других федеральных законах .

Федеральный закон от 12.01.1995 (ред. от 16.10.2012) N 5-ФЗ «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880; Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 23.11.2011; Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

В проекте Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ», внесенного в Государственную Думу Минздравом РФ, социальные услуги предоставляются гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (основание получения помощи), под которой понимается не только ситуация, которая нарушает жизнедеятельность гражданина, но и ситуация, которая создает риск для такого нарушения . Неопределенность понятия трудная жизненная ситуация уже давно является предметом обоснованной критики , но тем не менее разработчики законопроекта решили его оставить, лишь немного модернизировав.

Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Российская газета (Федеральный выпуск). 2012. 5 сентября.
Левина М.И. Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Дело, 1998. С. 62 — 64.

В законодательстве субъектов Российской Федерации категория социально незащищенные категории граждан применяется неоднозначно. В актах мэра и правительства Москвы используется понятие социально незащищенные семьи , это семьи с детьми-инвалидами, сироты, дети военнослужащих по призыву и погибших при исполнении служебных обязанностей, безработные, ликвидаторы и др. Понятие социально незащищенные категории населения также применяется в законодательстве регионов РФ в сфере поддержки малого предпринимательства, предоставления субсидий предприятиям, организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи (безработные, работники под угрозой увольнения (по справке от работодателя), инвалиды, многодетные родители, члены неполных семей, имеющие иждивенцев, военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением).

О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N 1169-ПП и др.
Постановление Правительства Ленинградской области от 13 ноября 2010 г. N 299 «О порядке расходования средств областного бюджета Ленинградской области в целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009 — 2013 годы».

В судебной практике понятие «социально-незащищенные категории населения» используется применительно к инвалидам, ветеранам боевых действий, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Таким образом, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает, что содержательно понятие социально незащищенные категории граждан включает группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. В этом смысле понятие социально незащищенные категории граждан идентично понятию малоимущие граждане (в социологической и политологической литературе — бедные). В новейших исследованиях категории бедные и малоимущие расцениваются как синонимы. «Бедность, — отмечает Е.С. Никишина, — это такое состояние, когда индивид не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов» .

Никишина Е.С. Государственная поддержка незащищенных слоев населения в условиях становления социального государства: автореф. дис. . канд. социол. наук. 22.00.03. М., 2012. С. 11.

Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.

В то же время, как и во всякой экономике рыночного типа, достижение полного материального равенства или всеобщего благополучия невозможно. Всегда существуют слои населения, нуждающиеся в защите государства. В связи с этим более определенно выглядит понятие, примененное в ЖК РФ и выделяющее «граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите» (ст. 98 ЖК РФ). Данное определение нуждается в корректировке. Так, на наш взгляд, будет неточным определение граждане, нуждающиеся в социальной защите ввиду его субъективности. Гражданин может определять свое состояние как нужду и при этом быть существенно более благополучным, чем окружающие. Так, «олигарх» тоже «нуждается» в социальной защите, т.к. несет большие риски и испытывает на себе неприязнь общества.

В то же время ЖК РФ правильно указывает на главный признак: «граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите». Таким образом, применяемые сегодня понятия малоимущие и социально незащищенные категории граждан могут быть заменены легальным понятием — граждане, имеющие право на социальную защиту. Именно в данной трактовке первичен закон, а не субъективные или дискуссионные научные оценки. Кроме того, похожие формулировки (граждане, имеющие право на меры социальной поддержки. ) уже используются в региональном законодательстве .

Закон Рязанской области от 20.07.2006 N 77-О «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Закон Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ (ред. от 09.12.2011) «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» // Рязанские ведомости. 2010. 4 марта. N 38.

http://wiselawyer.ru/poleznoe/72989-legalnom-opredelenii-ponyatiya-socialno-nezashhishhennye-kategorii-grazhdan

Меры социальной поддержки социально незащищенных групп (категорий) населения

В крае создана сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В настоящее время в крае действуют 5 краевых специальных домов для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда, 14 центров социального обслуживания населения, 16 стационарных учреждений социального обслуживания.

Обеспечение жильем ветеранов войны и труда в крае осуществляется за счет предоставления жилых помещений в специальных домах для ветеранов войны и труда с полным комплексом социально-медицинских и социально-бытовых услуг. В 5-ти специальных домах ветеранов проживают около 600 ветеранов. За период действия специальных домов улучшили жилищные условия около 3-х тысяч ветеранов.

Социальные услуги на дому, в домах ветеранах и домах-интернатах представляются более 11-ти тысячам граждан, нуждающихся в постороннем уходе. Иные социальные услуги, в том числе срочная социальная помощь, в 2011 году оказана 170-ти тысячам человек. Расходы на содержание одного клиента в домах-интернатах в 2011 году составили 240,2 тыс. рублей, на дому — 38,5 тыс. рублей, расходы на социально-медицинское обслуживание на дому — 110,3 тыс. рублей.

Социальное обслуживание организовано во всех городских округах и муниципальных районах края с охватом 136 городских и сельских поселений края, что позволяет обеспечить доступность социальных услуг и адресный подход с учетом индивидуальных потребностей клиента.

В ряде центров социального обслуживания действуют медико-социальные комнаты, вещевые фонды, «телефон доверия», пункт проката предметов малой реабилитации, предоставляются парикмахерские услуги, услуги по пошиву и ремонту одежды и иные услуги, в штаты учреждений введены психологи, юрисконсульты, практикуется оказание данных услуг на дому.

С 2011 года в крае внедрен пилотный проект по оказанию гражданам пожилого возраста социальных услуг сиделки в 5-ти центрах социального обслуживания населения, в штат учреждений введено 10 единиц социальных работников, медицинских сестер.

Для обеспечения доступности социального обслуживания и реализации права на меры социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих в отдаленных сельских поселениях, в 8-ми муниципальных районах края сформированы мобильные бригады по оказанию консультационных, социально-бытовых, социально-психологических, социально-правовых, социально-экономических услуг. В 2011 году мобильными бригадами осуществлено 267 выездов в 96 сельских поселений, оказана помощь более 6-ти тысячам граждан.

Кроме того, в 3-х учреждениях социального обслуживания созданы мобильные бригады для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг гражданам пожилого возраста. Для оснащения мобильных бригад в этих учреждениях в 2011 году приобретено 3 микроавтобуса за счет средств краевого бюджета и средств Пенсионного фонда Российской Федерации на сумму 1,8 млн. рублей.

В связи с сохранением тенденции старения населения и увеличением количества инвалидов в крае сохраняется острая потребность в домах-интернатах. По состоянию на 01 января 2012 года в очереди на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания состояло 448 человек.

Потребность женщин в стационарных социальных услугах психоневрологического интерната за период 2009 — 2012 годов возросла на 17 процентов.

В связи с наличием в крае единственного интерната для женщин психоневрологического профиля и ростом очередности доля охвата нуждающихся на 01 января 2012 года снизилась на 5 процентов и составляет 66 процентов.

Несмотря на снижение очередности за период 2009 — 2011 годов в психоневрологические интернаты мужского типа на 17 процентов за счет увеличения в 2010 году коечного фонда, сохраняется потребность в 200 койко-местах для полного охвата нуждающихся мужчин в специализированной стационарной социальной помощи.

В краевых домах-интернатах сохраняется проблема перенаселенности клиентов, проживающих на постоянной основе в стационарных учреждениях социального обслуживания (при плане 3170 койко-мест в учреждениях проживают 3249 человек).

Кроме того, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил площадь спального места на одного проживающего должна составлять от 6 до 8 кв. метров. На сегодняшний день в действующих учреждениях стационарного социального обслуживания площадь на одного проживающего составляет от 4 до 5 кв. метров. Для выполнения требований санитарных норм и правил необходимо расселить более 400 человек.

За последние 5 лет новых стационарных учреждений социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов в Хабаровском крае не открывалось.

Имеется потребность в социальном обслуживании на дому в отдаленных населенных пунктах, предоставлении реабилитационных услуг инвалидам. Населением края по-прежнему востребованы услуги сиделки, социального такси, единого социального телефона, работающего в круглосуточном режиме. Необходимо развитие службы методического сопровождения социального обслуживания населения.

Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием, в крае от общей численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, составляет 95 процентов.

http://studwood.ru/815758/pravo/mery_sotsialnoy_podderzhki_sotsialno_nezaschischennyh_grupp_kategoriy_naseleniya

Правовой статус социально незащищенных категорий населения в сфере образования

Государственная поддержка социально незащищенных категорий населения - картинка 6

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Дата публикации: 03.10.2018

Статья просмотрена: 963 раза

Библиографическое описание:

Колянова, К. И. Правовой статус социально незащищенных категорий населения в сфере образования / К. И. Колянова. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14530/ (дата обращения: 12.05.2020).

В статье рассматривается понятие «социально незащищенные категории населения», а также рассматривается правовой статус в образовательной сфере, на примере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: социально незащищенные категории населения, международное законодательство, российское законодательство.

На сегодняшний момент понятие «социально незащищенные категории населения» очень часто употребляется в нормах жилищного, трудового законодательства, обеспечения прав инвалидов, ветеранов, пенсионеров, несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому, из анализа российского законодательства, можно прийти к выводу, что данная категория людей включает граждан, которые нуждаются в особой социальной защите.

Какие органы государственной власти осуществляют социальную защиту населения?

На федеральном уровне к одним из органов относится Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России). В субъектах России работу осуществляет соответствующий орган исполнительной власти. В областях, в частности, в Тульской области, такие функции возложены на Управление социальной защиты населения.

Как было сказано ранее, в категорию социально незащищенных граждан входит много групп, которые нуждаются в особой социальной защите. Но хотелось бы остановить свое внимание на детей-сирот, а именно на их правовой статус в сфере образования.

Причины увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей разные. Самые распространенные — нестабильность брака, распространения внебрачных детей.

Забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является одним и важнейших элементов социальной функции любого современного государства.

Нормы международного и российского права подчеркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 1 ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [1].

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4].

Настоящим законом установлены дополнительные (помимо тех, которые распространяются на всех детей в Конституции РФ [2] и ФЗ «Об образовании» [3]) гарантии на образование. Так, в ст. 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уточняется, что «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4]. А также, «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы» [4].

Также в данном законе говорится о том, что «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей…зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения» [4], что подразумевает предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещения их полной стоимости.

Помимо государственной социальной стипендии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается «ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей» [4].

Хочется отметить, что социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проходит не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так, в законе Тульской области «О защите прав ребенка» (с изменениями на 12 июля 2018 года) в ст. 27–28 закреплены дополнительные гарантии по социальной поддержке [5].

На базе образовательных учреждений также осуществляется поддержка и социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В ГПОУ ТО «Тульский колледж строительства и отраслевых технологий» осуществляется социально-педагогический проект «Подготовка к семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» [6]. Целями данного проекта является: формирование у учащихся представлений о семье как одной из высших ценностей человеческого бытия и оздоровление представлений детей о семье и ослабление негативных последствий отчуждения ребенка из родительской семьи.

Как мы видим из перечисленного, предусмотренные законом дополнительные гарантии обширны и играют важную роль для реализации в полном объеме детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

http://moluch.ru/conf/law/archive/311/14530/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях