WordPress

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор эффективности экономики России

Сельское хозяйство играет важнейшую роль в экономике любой из стран мира. Обращаясь к истории, можно сделать вывод о том, что со времен раннего земледелия для удовлетворения растущих физиологических потребностей человек отдавал сельскому хозяйству наибольшее предпочтение. Поэтому в современное время роль и значение сельского хозяйства сложно недооценивать. Сельское хозяйство обеспечивает населения продовольственными продуктами, создавая, таким образом, продовольственную безопасность государства.

Сельское хозяйство в дополнение к своей важной стратегической роли может обеспечивать сырьевыми материалами множество промышленных предприятий различного направления [1]. Более того, сельское хозяйство как бы напоминает человечеству о начале своего существования, сохраняя при этом самобытность национальности и сложившийся традиционный уклад всей жизни. Также сельское хозяйство в силе создавать спрос на продукцию из отрасли тяжелой промышленности. Это достигается за счет внедрения новых технологий и оборудования в процессы сельскохозяйственного производства из-за перехода на интенсивный путь развития в ряде государства.

Определяя для сельского хозяйства в каждой стране достаточно высокую роль, нельзя сказать, что с позиции ведения частного дела или бизнеса значимость аграрного сектора занижается, причем искусственно. Такая зависимость обозначена присутствием специфических природно-климатических условий и достаточно низкой инвестиционной привлекательностью самой отрасли сельского хозяйства. Наличие диспаритета также сильно влияет на развитие сельского хозяйства. Диспаритет возникает из-за неэквивалентности товарообмена в сельском хозяйстве с другими секторами экономики, объясняя это потерей потребительских свойств конечного продукта в результате процесса производства [2]. В результате такой важный стратегическом плане сектор экономики сельского хозяйства встает перед вопрос выживаемости. Данный вопрос можно решить благодаря государственной поддержке.

Под государственной поддержкой понимается система программ и мероприятий, несущих финансовое облегчение для сельскохозяйственного сектора путем снижения налогового бремени, выделением субсидий, применением эффективной системы страхования и т.п. Государственная поддержка сельского хозяйства должна стать практически естественной компенсацией для аграрной отрасли в условиях существования на свободном рынке.

Подводя итоги по предыдущим годам выполнения государственной программы по поддержке сельского хозяйства, можно сказать, что плановый индекс производства сельского хозяйства не был достигнут. В 2008 году плановое значения составляло 103,8, по факту – 110,8. В 2009 году план – 103,9, факт – 101,4. В 2010 году: план 104,1, факт – 88,1 [3].

Чтобы определить значимость государственной поддержки, достаточно знать об особенностях сельского хозяйства, как отрасли. У данной отрасли присутствует фактор слабого финансового состояния наибольшего количества сельскохозяйственных производств. Также стоит учитывать присутствие незавершенности различных институционных и земельных преобразований в самом аграрном секторе России.

Материал и методы

Сельское хозяйство является стратегически важным сектором экономики России. Поэтому для объективного рассмотрения поставленного вопроса следует определить первоначальные проблемы данной отрасли. Одной из причин появления проблем кроется в наличии действующих законов.

Их введение и исполнение отразилось в региональной дифференциации и достаточно низком качестве почвы. Обострение социальных и бытовых проблем населения на селе стало следствием слабой оперативности и низкой компетенции государственных служащих, разрабатывающих регламентирующие документы к исполнению. В результате, в сельском хозяйстве России используется преимущественно ручной труд и видна достаточно низкая степень автоматизации сельскохозяйственного производства.

Можно сделать заключение о том, далеко не все проблемы производства с низкой рентабельностью можно решить на микроэкономическом уровне самого предприятия [4]. Также не всегда решение поставленной задачи может зависеть от профессионализма и опыта собственников предприятия или же приглашенных топ-менеджеров. Напрашивающимся решением является только государственная поддержка.

Государственная поддержка сельского хозяйства, осуществляемая в комплексе, может дать дополнительные возможности аграрному сектору для выхода на конкурентоспособный уровень. Как следствие, сельскохозяйственные предприятия потенциально способны выпускать товары и услуги мирового стандарта качества для многих рынков, при этом сохраняя и повышая реальных доходы непосредственно своих граждан.

Чтобы определить приоритеты государственной поддержки, стоит найти индикаторы состояния сельского хозяйства. Под индикатором понимается интегральный показатель, который количественно определяет только качественные характеристики развития аграрного сектора в течение определенного срока. Такие индикаторы в точности отражают настоящую производственную реальность, а также инновационные и экономические показатели. Прежде чем, обозначать индикаторы, следует определить значение понятия эффективность сельского хозяйства.

Часто проблему повышения эффективности сельского хозяйства осуществляют без внимания эффективности введения бюджетных средств. Часто и ошибочно заранее бюджетные средства считают незначительными и неэффективными, не рассматривая при этом способы их применения [5]. Само понятия эффективности неотделимо от понятия критерий эффективности. Под критерием эффективности понимается показатель, изменение которого дает определение большей или наоборот меньшей эффективности потраченных ресурсов.

Особенность определения понятия эффективности сельскохозяйственного производства заключается в том, что нельзя забывать о природных условиях наряду с уже обозначенными научно-техническими, политическими, социальными и экономическими критериями.

Земля, являющаяся основным средством для сельского хозяйства, имеет абсолютно разные характеристики в каждом регионе России [6]. Поэтому разрабатывая критерии государственной поддержки, нельзя не учитывать данную специфику для получения наибольшей эффективности вложения бюджетных средств. Государственная поддержка сельского хозяйства не может быть отделена от политической составляющей вопроса.

Система государственного кредитования также должна учитывать интересы сельского хозяйства. По итогам 2013 года, к примеру, кредитной организации ОАО «Россельхозбанк» удалось показать наибольший объем выданных кредитов для аграрно-промышленного комплекса страны, равный 553,1 млрд руб. В том числе инвестиционные кредиты составили 249,92 млрд руб. Также общий объем выданных кредитов был создан кредитными организациями: ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк ВТБ», ГК «Внешэкономбанк». Общий объем кредитов в 2013 году составил 1156,47 млрд руб [7].

В настоящее время нефинансовые меры поддержки сельского хозяйства определены исполнением и следованию регламенту в рамках Федерального Закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 №264-фз (в ред. от 23.07. 2013). При этом основные направления государственной поддержки реализуются через так называемые дорожные карты развития аграрного сектора, а также через государственные программы развития сельского хозяйства и производства. Схематично можно рассмотреть основные принципы государственной поддержки [8].

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - картинка 4

Рисунок 1. Основные принципы государственной поддержки.

Таким образом, система государственного влияния должна создавать именно благоприятные условия для развития аграрного сектора.Поэтому необходимо решать следующие задачи:

1. Обеспечивать продовольственную безопасность государства.

2. Стимулировать рост сельскохозяйственного производства и готовой продукции, преследуя интересы собственной страны.

3. Создавать специализированные фонды для поддержки сельскохозяйственного производства.

4. Содействовать развития агропромышленной интеграции и кооперации сельского хозяйства в стадиях переработки, хранения и реализации продукции.

5. Расширить в области науки исследования рынка сельского хозяйства и создавать действующие жизненные рыночные модели эффективного управления в современных условиях.

6. Усиливать государственную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне путем внедрения современных технологических процессов в сельскохозяйственное производство.

Результаты и обсуждение

В результате систематического рассмотрения вопроса следует подчеркнуть, что государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов государства. Далее распределение идет по муниципалитетам и городским поселениям.

Для всех регионов на сегодняшний день средства распределяются по одинаковой методике. Форма такой государственной поддержки также едина и предоставляется в виде субсидий. Рассмотрим на схеме направления финансовой поддержки сельскохозяйственным производителям от федерального бюджета [9].

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - картинка 5

Рисунок 2. Направления финансовой поддержки сельскохозяйственным производителям от федерального бюджета.

Под бюджетным финансированием определяется безвозмездная передача государством средств сельскохозяйственным предприятиям для осуществления деятельности. В свою очередь бюджетное финансирование делится на субсидии, дотации и субвенции.

Субсидирование сельскохозяйственных предприятий в России происходит под определенные процессы и функции предприятий. Среди них можно выделить:

1. Уплата процентов по краткосрочным займам. Данные займы предоставляются кредитными организациями на приобретение посадочного материала и семян, а также на горюче-смазочные материалы, корма, средства химзащиты и .тд.

2. Уплата процентов по кредитам инвестиционного характера. Данные займы выдаются на покупку машин, техники и оборудования различного производства, а также под приобретение животных, зверей, молодняка, рыб и посадочного материала исключительно племенной принадлежности.

3. Государственная поддержка других отдельных отраслей сельского хозяйства, таких как хмелеводство, овцеводство и виноградарство.

Чтобы получить субсидии, сельскохозяйственное предприятие не должно иметь просроченной задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды государства.

Еще одним аспектом государственной поддержки сельскохозяйственного производства является поддержка экспортного потока продукции. Необходимо укрепить экспортный потенциал России, т.к. это является фактором развития всей экономики государства[10]. Государство должно иметь интерес к развитию и поддержке компаний-экспортеров. Результатом такой поддержки является непосредственный рост объемов производства сельскохозяйственной продукции. Соответственно произойдет и прирост налоговых отчислений в бюджет.

В итоге рассмотренного вопроса следует отметить, что подход к решению проблем сельского хозяйства должен осуществляться комплексно. Поэтому и государственная поддержка сельского хозяйства должна происходить не по узким направлениям, а также комплексно [11]. Очевидно, что производство высококачественной сельскохозяйственной продукции выведет страну и экономику в частности на новый уровень благосостояния граждан. При этом благоприятные условия будут реализованы и для сельскохозяйственных производителей. Одновременно будет сформирован перечень преимуществ страны перед другими странами на уровне мирового рынка.

При современных условиях усиленное регулирующее и поддерживающее государственное влияние на сельское хозяйство даст больше положительных тенденций к развитию отрасли. Т.к. безвозмездная помощь будет направлена на быстрое внедрение и применение результатов научно-технического труда [12, 13]. Под этим понимаются современная техника и технологии сельскохозяйственного производства: замена ручного труда на механизированный и автоматический. Таким образом, сельскохозяйственная отрасль должна быть переведена инновационную основу.

Отечественные товаропроизводители должны получать по большей части заслуженное поощрение со стороны государства за поддержку и развитие сельскохозяйственных видов деятельности [14]. Тем самым, добиваясь повышения конкурентных качеств сельскохозяйственной продукции, можно решить задачу увеличения объема экспорта продовольственных российских товаров.

Подводя итог, нельзя отрицать, что при современных условиях государственная поддержка является важным и неотъемлемым фактором успешного и эффективного развития сельского хозяйства [15, 16]. Одновременно государственная поддержка становится важнейшей задачей для современной политики аграрной сферы. Без проведения комплексной государственной поддержки сельское хозяйство России может приблизиться к кризисному состоянию или же войти в него окончательно [17, 18]. Государство не должно допускать данного исхода, т.к. сельское хозяйство является стратегически важным сектором экономики, обеспечивающим продовольственную независимость и благополучие граждан.

http://aeconomy.ru/news/economy/gosudarstvennaya-podderzhka-selskog.html

Государственные программы на развитие сельского хозяйства: современные реалии

25.04.2016, 16:51 Аналитика
Автор: Игорь Новицкий

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - картинка 7

Содержание статьи:

Агропромышленный комплекс представляет собой одну из самых важных отраслей российской экономики: в нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, 14% трудовых ресурсов, производится порядка 6% валового внутреннего продукта. В последнее время в РФ особое внимание уделяется развитию именно сельскохозяйственного комплекса, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного комплекса являются основой стабильности страны.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - картинка 8Госпрограмма разработана и утверждена в 2012 году и по сути является своеобразной стратегией и четко определенным планом развития агропромышленного комплекса. Такая стратегия позволяет отработать самые эффективные и действенные механизмы регулирования рынков, продовольственных продуктов и сырья на выше обозначенный период. Главная цель программы: создание стабильно работающего агропромышленного комплекса за 7 лет.

Если говорить об эффективности, то к 2020 году планируется, что индекс производства сельхозпродукции составит не менее 119,6 процента, а индекс объема инвестиций в основной капитал достигнет отметки в 141,9 процента.

Основные подпрограммы

Для успешной и последовательной реализации госпрограмма была разбита на ряд подпрограмм, которые коснулись всех сфер АПК. Таким образом, предусматривается:

  • развитие растениеводческой отрасли, организация качественной переработки и эффективной реализации выращенной продукции;
  • поддержка животноводческой отрасли, организация переработки и сбыта произведенной продукции;
  • развитие мясного скотоводства;
  • поддержка на государственном уровне и субсидирование всех малых форм крестьянского и фермерского хозяйствования;
  • внедрение инновационных технологий и разработок;
  • полная модернизация всех производственных процессов;
  • устойчивое развитие сельскохозяйственных площадей;
  • мелиоративное освоение земель.

Ожидаемые результаты

  • расширения ассортимента сельскохозяйственной продукции высокого качества; Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - картинка 9
  • создание новых и сохранение старых рабочих мест;
  • расширение сырьевых рынков;
  • внедрение инновационных разработок и технологий;
  • реальное увеличение заработной платы во всех отраслях агропромышленного комплекса;
  • стабильное эволюционное развитие АПК в последующем.

Развития сельского хозяйства в 2016 году: цифры и факты

Если же говорить о госпрограмме в целом, то следует отметить, что такая стратегия развития позволит АПК развиваться не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержки государства. Так, только в текущем году Правительство России планирует выделить из госбюджета свыше 237 млрд рублей на развитие сельскохозяйственного производства.

Кроме того, на развитие растениеводческой отрасли, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и логистики дополнительно будут планируется направить госсубсидии в размере 3,8 млрд рублей. В 2015 году государство увеличило субсидирование на развитие этих отраслей АПК в размере 29,2 млрд рублей. Данную безвозмездную финансовую господдержку смогли получить 79 субъектов хозяйствования РФ в рамках действия госпрограммы.

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - картинка 10Особое внимание в РФ уделяется и развитию малых форм хозяйствования (фермерство и крестьянство). Государство делает ставку на такой вид хозяйственной деятельности как основу обеспечения экономической стабильности и сохранения занятости на селе. Более 84 млрд. рублей планируется направить государством до 2020 года на оказание безвозмездной финансовой помощи начинающим фермерам, семейным животноводческим хозяйствам. Такие средства можно будет направить на приобретение земельных угодий для ведения бизнеса в сельском хозяйстве. Кроме субсидий, можно также воспользоваться льготными кредитными программами, которые предлагает сегодня Россельхозбанк.

Разумное субсидирование: обеспечение финансовой стабильности хозяйств

Госпрограмма, направленная на развитие АПК, предусматривает новые подходы в субсидировании. Так, с 2016 года в мясомолочной отрасли обязательным требованием получения субсидии становится выполнение требования по выходу телят на 100 коров, что позволит обеспечить воспроизводство стада. Более 25% всех субсидий, выделяемых на мясное скотоводство, составляют краткосрочные инвестиционные кредиты, выделяемые в том числе и на перерабатывающую отрасль.

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - картинка 11Примечательно, что впервые список получателей государственных субсидий добавлены предприятия, занимающиеся переработкой сельхозпродукции. Такие меры позволяют не только оптимизировать работу таких предприятий, но и выйти на хорошие показатели сокращения импорта по ряду продовольственных показателей, выпускать конкурентоспособную продукцию отечественного производства.

Совершенствование госпрограммы: план реализации

Совершенствование госпрограммы предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, касающихся развития АПК в целом.

  1. Активное развитие и приоритетных отраслей АПК.
  2. Обеспечение крепкой и надежной материально-технической базы.
  3. Увеличение доходности сельхозпроизводителей.
  4. Создание устойчивой сельской кооперации.
  5. Эффективное развитие и рациональное использование сельскохозяйственных угодий.

Субсидии для фермерских хозяйств в 2016 году

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - картинка 12Для поддержки субъектов хозяйствования АПК, фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции в 2016 году государство предоставляет субсидии, что позволяет создать надежную материально-техническую базу для эффективной работы. Для того, чтобы получить такую финансовую помощь, необходимо соответствовать ряду определенных критериев. Программа предусматривает субсидирование непосредственно создания фермерского хозяйства (до 1, 5 млн рублей) или же предоставления единовременных выплат для организации бытовых условий начинающего фермера (250 тысяч рублей).

Программа «Начинающий фермер» позволяет получить необходимые средства на развитие сельскохозяйственного бизнеса на начальном этапе. Гранты выдаются государством, однако в каждом регионе России действуют собственные программа поддержки фермерских хозяйств, поэтому в их рамках могут быть предусмотрены дополнительные субсидии. При этом денежная сумма предусматривает целевое использование, то есть, на приобретение:

  • сельскохозяйственного оборудования и специальной техники;
  • посадочного материала;
  • сельскохозяйственных кормов для животных или удобрений для обеспечения эффективности растениеводства;
  • земельных угодий;
  • скота, в том числе и племенного;
  • финансовой поддержки регионов.

Сегодня претендовать на получение государственной субсидии могут фермеры, которые только начинают свое дело, и соответствуют следующим требованиям:

  • наличие гражданства РФ и трудоспособного возраста;
  • находиться в статусе руководителя фермерского или крестьянского хозяйства не менее 1 года;
  • иметь профильное образование и опыт работы в АПК как минимум 3 года.

Условия получения гранта

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - картинка 13

  • иметь грамотно составленный бизнес-план;
  • предоставить план расходов денежных средств с указанием планируемых приобретений и цен на такие расходы;
  • обладать собственными средствами в размере не менее 10% от суммы субсидирования;
  • создание не менее 3 рабочих мест;
  • после получения госдотации осуществлять фермерскую деятельность как минимум 5 лет;
  • полученные средства должны быть потрачены по целевому назначению в течении 24 месяцев после их получения.

Кроме субсидий, государство предусмотрело также возможность кредитной поддержки начинающих фермеров. Так, ОАО «Россельхозбанк» предлагает воспользоваться специальным кредитным продуктом под 8,5% годовых. Благодаря действию такой лояльной программы кредитования те, кто только делают первые шаги в фермерстве, могут воспользоваться кредитной программой на сумму до 15 млн рублей, срок погашения не должен превышать 10 лет.

Как показывает практика, такая финансовая поддержка со стороны государства позволяет любому фермерскому хозяйству в течение 5 лет превратиться в успешное сельскохозяйственное предприятие, приносящее прибыль.

Гранты в действии: как преуспеть в бизнесе?

Активно фермерские хозяйства с государственной поддержкой (субсидирование) на данном этапе развиваются в Ленинградской области. Здесь сегодня успешно действуют порядка 1 тысячи крестьянских и фермерских хозяйств.

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - картинка 14Госпрограмма поддержки начинающих фермеров успешно реализуется в Ленинградском регионе с 2012 года. За эти пять лет гранты получили 110 фермерских хозяйств и 68 животноводческих предприятий семейного типа. Из федерального и областного бюджетов на безвозмездное субсидирование выделено порядка 750 млн рублей. Только за последние 3 года совокупный объем произведенной фермерами региона продукции увеличился почти в два раза. По результатам работы за 2015 год объем валового продукта достиг отметки в 2,5 млрд рублей.

В Кингисеппском районе сумели по достоинству оценить господдержку, оказываемую с выделением грантов. Так, в апреле 2016 года здесь появился еще один сельскохозяйственный объект – животноводческая ферма на 800 овец, создание которой стало возможным благодаря получению гранта, который выделен в рамках действия под программы развития животноводства. Примечательно, что мощность фермерского предприятия рассчитана на производство не менее на 20 тонн мяса в год.

Фермерское хозяйство Анатолия Симилияна получило государственную субсидию в 2014 году, благодаря чему стало возможным получение финансовой поддержки на сумму 6,9 млн рублей. В ходе реализации проекта было возведено здание овцефермы площадью 1,2 тыс. кв. метров, приобретено новое оборудование (крематор, поильники и кормушки), полностью оборудована бойня, поголовье пополнилось 180 овцематками элитных пород.

В ходе реализации проекта удалось в 2 раза увеличить поголовье овец (С 400 до 800 голов), закупить 100 бычков на откорм. Сегодня это фермерское хозяйство активно продает населению Санкт-Петербурга и области говядину и баранину через собственные торговые объекты. Уникальное сельскохозяйственное предприятие Анатолия Симилияна входит в 20 лидеров в России. Опят этого фермерского хозяйства рекомендован для изучения и внедрения во всех областях РФ.

На нашем форуме Сельхозпортал.рф вы сможете найти подробную и самую актуальную информацию, касающуюся получения государственных субсидий и грантов на развитие фермерских хозяйств.

http://xn--80ajgpcpbhkds4a4g.xn--p1ai/analitika/gosudarstvennye-programmy-na-razvit/

«О совершенствовании системы государственной поддержки фермеров и развития сельхозкооперации»

Рекомендации

Заслушав информацию по вопросу «О совершенствовании системы государственной поддержки фермеров и развития сельхозкооперации» участники «круглого стола» отмечают следующее.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

№ 274238–7 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (о распределении прибыли в потребительском кооперативе);
№ 278061–7 «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» и статью 2 Федерального закона «О производственных кооперативах» (в части уточнения определения стоимости паевого взноса члена, ассоциированного члена кооператива);
№ 314370–7 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части закрепления права сельскохозяйственных потребительских кооперативов на распределение доходов);
№ 519326–7 «О внесении изменений в статьи 36 и 40.1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (в части устранения правовых коллизий);
№ 576561–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (в части установления правового регулирования сельскохозяйственных потребительских ссудно-сберегательных кооперативов);
рассмотреть возможность приоритетного рассмотрения и поддержки законопроектов, направленных на совершенствование регулирования сферы сельскохозяйственной кооперации.

2. Правительству Российской Федерации:

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

совместно с Министерством сельского хозяйства Российской, Федерации, научной и кооперативной общественностью разработать предложения по подготовке специалистов в области сельскохозяйственной кооперации, с учетом разработки профессионального стандарта «Специалист по сельскохозяйственной кооперации», а также проработать вопрос возможности предоставления образовательным организациям контрольных цифр приема на бюджетные места для таких специалистов;
разработать программу повышения квалификации сельских работников по профилю «Организатор сельскохозяйственной кооперации» с учетом трансформации образовательной деятельности в сфере сельского хозяйства в цифровую платформу реализации мер по развитию АПК.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

проработать вопрос по развитию производства отечественного оборудования в части обработки и предварительной обработки сельскохозяйственной продукции, прежде всего овощей, в том числе для фермеров и кооперативов.

6. Федеральной налоговой службе:

с участием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и кооперативных объединений, проработать вопросы исключения дискриминации сельскохозяйственных потребительских кооперативов при формировании и продаже крупных партий сельскохозяйственной продукции (в том числе для экспорта), прежде всего в части зерна;
рассмотреть возможность проведения совещания с управлениями Федеральной налоговой службы в субъектах Российской Федерации на предмет исполнения требований действующего законодательства по обеспечению членства всех сельскохозяйственных кооперативов в ревизионных союзах сельскохозяйственных кооперативов, с участием саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

6. Центральному Банку Российской Федерации:

совместно с кооперативными объединениями провести работу по определению критериев деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (в частности, по количеству членов, по объему фонда финансовой взаимопомощи, по территориальному охвату деятельности), до достижения которых они могут вести свою деятельность вне системы государственного регулирования, осуществляемого Банком России;
рассмотреть возможность применения методики регулирования пропорционально рискам в отношении сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
рассмотреть возможность внесения изменения в подзаконные акты Банка России, исключив на неограниченный срок для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов обязанность по переходу на Единый план счетов и Отраслевые стандарты бухгалтерского учёта.

7. Акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»:

рассмотреть возможность снижения размера вознаграждения за гарантии и поручительства в рамках Национальной гарантийной системы, используемые в качестве обеспечения по кредитным сделкам фермеров и сельскохозяйственных кооперативов;
активнее применять механизмы государственных гарантий, в частности, региональных гарантийных фондов для доступности банковского кредитования в условиях дефицита залоговой базы у предприятий сельскохозяйственной кооперации;
совместно с региональными органами власти предусмотреть в планах развития региональных гарантийных организаций (фондов) ежегодный прирост числа предоставленных поручительств (гарантий) по кредитным обязательствам фермеров и сельскохозяйственных кооперативов на уровне не менее 20%.

8. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

9. Кооперативным союзам и ассоциациям:

http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/100072/

Сущность государственной поддержки и ее необходимость для сельского хозяйства

сельский инвестиций аграрный экономический

Сельское хозяйство — важнейшая сфера экономической деятельности, от состояния которой напрямую зависит экономическая безопасность края. Кроме того, успешное развитие аграрного сектора, как поставщика сельскохозяйственного сырья, обеспечивает рост производства в пищевой промышленности.

Особенностью сельскохозяйственного производства является то, что оно ведется на обширных пространствах, где различны рельеф, климат, почва. Многие производственные процессы в сельском хозяйстве носят сезонный характер, так как связаны с естественными условиями роста растений и развития животных. Природные условия в большей степени влияют на процесс и результат сельскохозяйственного труда, чем в любом другом секторе экономики. Вне зависимости от природных условий, уровень развития сельскохозяйственного производства определяется количеством и качеством затраченного труда, степенью использования машин и удобрений.

Государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов, льготного и безвозмездного финансирования наиболее ущемленных в экономическом отношении предприятий и отраслей. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства является объективной, и эта объективность кроется в экономической природе отличия положения производителя сельскохозяйственной продукции от положения всех остальных участников рынка, поскольку в силу объективных причин сельское хозяйство на свободном рынке неконкурентоспособно в сравнении с другими отраслями экономики. Важным приоритетом государства остается преодоление существующих диспропорций в сельскохозяйственном производстве.

Быстро меняющиеся экономическая ситуация и условия внешней среды страны вынуждают искать возможные пути управления всей системой устойчивого социально-экономического развития. В этих условиях важным инструментом для выстраивания новой парадигмы развития сельского хозяйства может стать консолидация механизмов саморазвития за счет изыскания внутренних резервов и активизации точек роста ресурсного потенциала.

Государственное регулирование — это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц с тем, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов. Государственное регулирование включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, страхование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль.

Государственное регулирование стимулирует формирование качественно новой экономической системы с адаптированным хозяйственным механизмом, способным обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Основная цель государственной поддержки сельскохозяйственного производства — создавать благоприятные организационно-экономические условия для эффективного функционирования отечественных товаропроизводителей, в том числе для рационального использования выделяемых бюджетных, кредитных и других финансовых средств.

Мировой экономический кризис оказал ощутимое влияние на экономику России, высветил наиболее острые, часто скрытые при стабильной внешней и внутренней экономической ситуации проблемы каждой из отраслей национальной экономики, во многом предопределил приоритетные направления развития АПК. До настоящего времени развитие АПК строилось в основном на применении оптимизационных стратегий, основанных на оптимизации затрат, достижении значений экономических показателей, при которых обеспечивается наилучшее состояние системы. Чаще всего оптимуму соответствует достижение наивысшего результата при данных затратах ресурсов или заданного результата при минимальных ресурсных затратах.

Стремление снижать затраты приводит к отставанию АПК России в развитии новых технологий, снижает конкурентоспособность российской аграрной экономики, что недопустимо в условиях постоянно нарастающего соперничества и продуктовой интервенции импорта, необходимости импортозамещения основной сельскохозяйственной продукции. Государственная поддержка может стимулировать переход от оптимизационной модели хозяйствования к инновационной.

Оптимизационные стратегии в АПК достигли предела своей полезности. Они не позволяют внедрить эффективные, высокотехнологичные производственные процессы и выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках. Генерированные инновационные результаты предприятие получает не сразу (как в оптимизационной модели), а с течением времени, по мере того как предприятие трансформирует технологии. Инвестиции в инновации необходимо осуществлять, несмотря на технологические, рыночные и конкурентные риски. Если эти инвестиции окажутся успешными, то эффект превзойдет таковой в условиях оптимизирующего предприятия. Важным механизмом выступает предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций, инвестиционных кредитов и другой финансовой поддержки для реализации проектов.

Стабилизация и последующее развитие АПК требуют создания для сельского хозяйства условий, обеспечивающих расширенное воспроизводство на основе целевой, дифференцированной по отраслям, зонам и регионам страны, государственной поддержки товаропроизводителей.

Другая особенность государственной поддержки сельского хозяйства обусловлена внутренней противоречивостью механизма регулирования эффективности аграрного производства, которая свойственна ему в силу множественности субъектов с разнонаправленными интересами. В зависимости от того, какие группы интересов преобладают в формирующейся и развивающейся структуре аграрного производства (личное подсобное хозяйство, КФХ или интегрированные крупные предприятия), имеет место проявление государственной поддержки в развитии кооперации и интеграционных процессов в АПК, возможностей настройки его на самоподдерживающее развитие экономики.

Без государственной поддержки независимый фермер не может выжить и процветать в современном продовольственном комплексе даже при высокой эффективности сельскохозяйственного производства. Для закрепления положительных тенденций в развитии АПК России и ее регионов ему необходима государственная поддержка, которая имеет место практически во всех цивилизованных странах. Размер совокупной государственной поддержки на 1 га пашни: Россия — 1,9 тыс. руб.; Евросоюз — 29,1; США — 23,1; Китай — 29,9; Норвегия — 146,2 тыс. рублей. В условиях дефицита бюджетных средств на поддержку сельского хозяйства эффективность их использования становится ключевой задачей аграрной политики. Необходима прямая поддержка доходов сельских товаропроизводителей. Источниками средств может быть часть таможенных пошлин при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, земельного налога и арендной платы за использование сельскохозяйственных земель.

В государственной поддержке АПК важно преобладание регулирующих механизмов, среди которых главенствующую роль должна играть ценовая и бюджетная политика. От этого во многом зависит достижение оптимального уровня самообеспечения страны продовольствием.

На наш взгляд, государственная поддержка сельского хозяйства — это комплекс социально-экономических, законодательно-правовых и организационных мер, осуществляемых государством, направленных на устойчивое развитие аграрного производства и сельских территорий и обеспечивающих продовольственную независимость, безопасность и улучшение продовольственного обеспечения населения, а пищевой промышленности — сырьем.

Задачей государственной поддержки является ликвидация существенных различий в уровне жизни сельского и городского населения. Государственная поддержка аграрного сектора в рыночных условиях хозяйствования является объективной необходимостью. Сельское хозяйство, вследствие присущих ему специфических особенностей, не может за счет реализации продукции получить доход, достаточный для расширенного воспроизводства и покрытия издержек производства, сохранения земель и социальнокультурного развития села.

Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства формируется на основе реализации определенных принципов. Изучение социально-экономических моделей рыночной системы хозяйствования позволило выделить общие принципы государственной поддержки, обеспечивающие устойчивость функционирования сельскохозяйственного производства в условиях цикличного развития рыночной экономики.

Основными принципами государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются:

  • · равная доступность государственной поддержки для всех субъектов;
  • · адресность государственной поддержки;
  • · гарантированность государственной поддержки;
  • · целевой характер получения и использования бюджетных средств;
  • · эффективность использования бюджетных средств.

Равная доступность государственной поддержки для всех субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки независимо от их организационно правовой формы, формы собственности, означает, что все формы хозяйств, включая крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, имеют равные права на поддержку из бюджета.

Адресность государственной поддержки — государственная поддержка оказывается непосредственно сельхозтовапроизводителям. Не допускается получение бюджетных средств на поддержку развития сельского хозяйства посредническими организациями. Гарантированность государственной поддержки — обязательства государства по поддержке сельхозтовапроизводителей, зафиксированные в ее отдельных направлениях и программах, должны неукоснительно соблюдаться.

Целевой характер получение и использование бюджетных средств — выделенные из бюджета средства должны использоваться сельхозтовапроизодителями по их назначению и в строгой отчетности в соответствии с бюджетным законодательством.

Бюджетная эффективность — относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Государственное регулирование представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мнению специалистов в настоящее время стабилизация в сельском хозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке. Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку.

Выделяют меры прямого и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т. д.

Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства должны учитывать низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий обеспечить необходимый стартовый капитал для создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Особое внимание следует обратить на недоступность кредитов в связи с недостаточной залоговой базой, в том числе в личных подворьях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и создаваемых ими кооперативах. Государственная поддержка нужна сельскому хозяйству и в силу изношенности сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, отсутствия возможности обновления машинно-тракторного парка и построек.

Особого внимания требует неэффективная система реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе производимой малыми формами хозяйствования, недоверие сельского населения к вновь создаваемым структурам и боязнь вкладывать финансовые средства; чрезмерный контроль со стороны фискальных органов власти. Существует несколько подходов в оценке эффективности государственной бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства. Первый подход к определению эффективности государственной бюджетной поддержки заключается в том, что предлагается считать эффективной государственную бюджетную поддержку сельского хозяйства тогда, когда ее прирост сопровождается приростом произведенной продукции или дохода.

В целях повышения эффективности государственной бюджетной поддержки, в части обеспечения дополнительного прироста произведенной продукции, следует, по нашему мнению, ввести элементы авансирования субсидий по результатам деятельности сельскохозяйственных организаций в предыдущем году, для своевременного пополнения оборотных средств хозяйств, направляемых на сезонные затраты.

Следует отметить, что значительная часть оборотных средств в сельском хозяйстве формируется в натуральной форме, минуя денежную фазу кругооборота капитала, например, семена, посадочный материал, корма, органические удобрения и т.д., то есть постоянно возобновляются в процессе кругооборота за счет собственного сельскохозяйственного производства. Поскольку данные виды оборотных средств не поступают в процесс реализации, а остаются в сфере производства на следующий производственный цикл, все это влияет не только на их величину, но и на скорость и продолжительность оборота.

Второй подход позволяет обобщить результаты хозяйствования сельскохозяйственных товаропроизводителей одним обобщающим показателем, что не вполне оправдано. Во всех случаях, эффективность представляет собой сравнение затрат с полученным результатом. Таким результатом может быть продукция, прибыль, рентабельность, производительность труда, повышение качества продукции и т. д. Особо в данном подходе следует выделить проблему сельскохозяйственных товаропроизводителей находящихся в худших природно-климатических условиях хозяйствования.

http://vuzlit.ru/90657/suschnost_gosudarstvennoy_podderzhki_neobhodimost_selskogo_hozyaystva

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях