Содержание
Социально-экономические методы в СР
В технологии социальной поддержки социально-экономические методы есть способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.
Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, они воздействуют на основные аспекты системе социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.
Социально-экономические методы на государственном уровне решают в основном задачи через правовую и социально-экономическую политику, создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим обеспечивать благосостояние свое, своей семьи и всего общества.
К основным экономическим методам решения этой комплексной социальной задачи можно отнести следующие.
Введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Этот показатель официально обозначает границы бедности. Он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия.
В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов — это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен, что может быть связано с:
•катастрофами природного или антропогенного характера;
•затратами на рождение детей;
•уходом за инвалидами.
Настоящий момент характеризуется тем, что в условиях социально-экономической ситуации, сопровождающейся спадом производства и уменьшением создаваемого национального продукта, возможности государства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет вырастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения. Применение различных социально-экономических методов преследует цель определить, кому необходимо помогать в обязательном порядке и в первую очередь, выявить наиболее эффективные методы социально-экономической поддержки тех категорий населения, которые принято называть социально уязвимыми слоями.
http://socialpol.ru/otvety-k-ekzamenu-po-socialnoj-rabote-socialno-ekonomicheskie-metody-v-sr.html
Социально-экономические методы в социальной работе
Экономика является важнейшей материальной базой в решении социальных задач. Социальная защита населения должна строиться на основе использования экономических законов, обеспечивающих единство интересов общества и отдельной личности; она невыполнима без опоры на социально-экономические принципы управления социальной сферой и повышения результативности ее деятельности. Переход к рыночным отношениям привел к росту влияния в экономике закона прибавочной стоимости, который реализуется посредством специфических экономических принципов и приводит к специфическим социальным проблемам: большое количество населения стали «заложниками» идеи рынка, проблемы человека и семьи стали проблемами их выживания.
До 40% населения составляют люди, имеющие работу, но которые, тем не менее, не могут обеспечивать своей семье достойный уровень жизни. Следовательно, социально-экономические методы и формы помощи не могут носить локального характера, решаться только на микроуровне, а наряду с этим требуют макроэкономического подхода, когда субъектом воздействия являются государство и общество в целом, а содержанием их деятельности являются процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи.
При этом следует руководствоваться рядом принципов социально-экономической работы.
Принцип общественной целесообразности
:контингент защищаемых должен быть ограничен теми категориями населения, которые полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа приводит к ослаблению и угасанию трудовой мотивации и возрастанию количества иждивенцев. Одним из выражений этого принципа стала система адресной социально-экономической помощи.
Принцип экономической эффективности
:предусматривает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисление на финансирование социальной сферы должно соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.
Принцип экономической справедливости
:экономическая защита должна охватывать как тех, кто в силу объективных причин не занимается производственно-рыночной деятельностью, так и социально активных участников экономического процесса, включая и предпринимательские слои.
Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения
: в нашей стране именно государство является гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены в виде двух основных категорий:
• постоянно действующие ограничители, не позволяющие негативным рыночным проявлениям достичь социально опасного уровня, для чего государство регулирует МРОТ, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.;
• система социальных компенсаций (льготы, субсидии, рассрочки, бесплатные или частично оплачиваемые услуги, поддержка бедных и стимуляция благотворителей).
Принцип экономической самостоятельности местных органов
предусматривает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней.
К основным экономическим методам решения этой комплексной социальной задачи можно отнести следующие:
1.Введение системы минимальных социально-экономических гарантий.Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума. С конца 1991 г. МРОТ устанавливается законодательно.
2.Индексация доходов,используемая государством в целях предотвращения катастрофического снижения потребления и жизненного уровня, обусловленного ростом цен на товары и услуги. Индексация доходов – это заранее установленный законодательно, или решением исполнительной власти, или при заключении трудового договора механизм автоматического повышения доходов (минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и других видов фиксированных доходов) по мере роста розничных цен и услуг. Не подлежат индексации единовременные выплаты, доходы от собственности, акций, недвижимости.
Индексация может производиться периодически, по мере роста цен, или в законодательно определяемые сроки (ежеквартально, раз в год и т.д.), или на заранее оговоренный процент.
3.Компенсация расходов,которая применяется в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компенсация расходов – это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или произошедшим ростом цен, которое может быть обусловлено:
• катастрофами природного или антропогенного характера;
• затратами в связи с рождением детей;
• уходом за инвалидами.
Существуют также системы пособий, которые выплачиваются безработным и детям.
В настоящее время в России насчитывается свыше 1000 социальных выплат и льгот для более чем 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь, безработные и др.).
17. Методы повышения эффективности управления в организациях, учреждениях, службах социальной работы
Под методами повышения эффективности управления понимается совокупность способов, комплекс приемов, посредством которых управляющий обеспечивает оптимизацию деятельность управляемого учреждения, учитывая при этом реальные возможности и ресурсы внешней и внутренней среды.
Социология организации и социология управления разработали основные методы повышения эффективности работы, которые с некоторыми уточнениями могут быть приняты и для организаций, работающих в социальной сфере. Повышение эффективности деятельности социальных служб опосредуется факторами, относящимися к разным уровням целостной социальной системы. В частности, важную роль играют мегафакторы: динамика общественной ментальности в отношении нуждающихся слоев населения, разработка законодательно-нормативной базы деятельности социальных служб, организация научных исследований в социально-экономической сфере, динамика социальной структуры населения в стране в целом и в отдельных регионах, развитие производственной базы и создание новых рабочих мест, система образования и повышения и переподготовки кадров и др. В качестве микрофакторов выступает деятельность руководящего звена социальных служб по оптимизации работы с учетом кадрового, научного, законодательно-правового, экономического и т.д. ее обеспечения.
В соответствии с упомянутыми факторами можно выделить: социально-правовые, экономические, административные и социально-психологическиегруппы методов повышения эффективности управления. Разумеется, эти группы методов почти никогда не выступают в чистом виде.
Социально-правовые методымало зависят от деятельности отдельно взятой организации и в значительно большей степени опосредуются ментальными и социально-правовыми положениями нормативно-правовых актов, регламентирующих и направляющих деятельность социальных органов.
Экономические методы опираются на использование экономических интересов и экономических механизмов материального стимулирования работников через:
• использование прогрессивных норм и нормативов;
• механизм состязательности и конкуренции, что стимулирует повышение уровня квалификации;
Понятно, что трудно, а подчас и невозможно точно и справедливо оценить трудозатраты и результаты труда. Труд социального работника не является механической деятельностью. Давая полноценную и всестороннюю оценку труду, необходимо учесть творчество, предприимчивость, интеллект. В то же время, следует иметь в виду, что в конечном счете на эффективность деятельности влияют не столько сами экономические или другие средства, сколько их субъективная оценка конкретным исполнителем.
Организационно-распорядительные методы повышения эффективности управлениянаправлены на разграничение прав и ответственности сотрудников, через разработку нормативно-правовых документов: уставов, положений, инструкций, рекомендаций и др. Организация – живое, динамичное явление, и вся ее жизнедеятельность, конечно, не укладывается в рамки инструкций и схем, но возникновение формализованных правил ее функционирования придает ей стабильность, определенность и должно быть целенаправленным и обоснованным.
Социально-психологические методы повышения эффективностидеятельности социальных служб базируются на формировании и использовании мотиваций и духовных ценностей членов организации. Все методы данной группы по содержанию воздействия можно разделить на создающие (развивающие) общественное мнение; опирающиеся на уже существующие традиции и собственно психологические, обеспечивающие эмоциональную разрядку, заражение, сострадание. Важное значение имеет профессиональный отбор и обучение, а также грамотная расстановка кадров,что в свою очередь оказывает большое влияние на удовлетворенность социальных работников трудом.
http://megalektsii.ru/s9721t1.html
Вопрос 2. Принципы и методы экономики соц.работы.
Принципы экономики соц. работы – это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы сзн .
Посредством принципов теоретические положения соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, формы и методы неотделимы от экономического, социального, духовно-нравственного состояния общества. Являясь действующим в системе общественных отношений социальным институтом, социальная работа участвует в их урегулировании, в осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность, как отдельного человека, так и общества в целом, основываясь на принципах научности, объективности, историзма и гносеологического подхода, гуманизма, законности, доступности, активизации и опоры на собственные силы, толерантности и др.
Для эк-ки соц. работы характерны как общие принципы функционирования соц.сферы , так и специфические.
Принцип гуманизма – предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей личности.
Принцип социальной справедливости — реализуется в виде справедливой цены труда , справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной зарплаты к средней; введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основными отраслями экономики.
Соц.справедливость выступает в 2-х формах:
Экон-я справедл- ть предполагает экон-ю защиту как предпринимателей, так и тех, кто нах-ся за пределами непосредственно рыночно-производственной деятельности( тех, кто еще не успел вступить в производственные отношения- дети , или не могут в них вступить по объективным причинам – инвалиды, тех, кто ушел из производства по возрасту или в связи с утратой трудоспособности).
В сфере экономики справедливость ассоциируется с двумя полюсами «теории богатства» —частной и общественной собственностью. Она выражается в двух формах. С одной стороны, это рыночный механизм распределения, а с другой — государственный механизм регулирования.
Принцип общественной целесообразности –предполагает , что контингент защищаемых в обществе д. б . строго ограничен теми категориями нас-я, к-е полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению ( на практике реализ-ся ч/з с/му адресной соц. помощи).
Принцип экономической эффективности –отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование соц.сферы должны соотноситься со всеми макроэк-ми пок-ми: ВВП, фондом оплаты труда, доходами нас-я. Превышение оптимальной величины отчислений на соц. нужды провоцирует снижение эффек-ти общест-го производства.
Кроме того, этот принцип состоит в оптимальном соотношении м/ду соц.выплатами и зарплатой. Размер соц.пособий не должен создавать ситуацию, к/да получение пособия предпочтительнее получения зарплаты. Достигается это оптимальным соотношением пособий к законодательно устанавливаемой миним-ой оплате труда.
Принцип приоритета гос-х начал в сзн –именно гос-во выступает главным гарантом экон-го обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не м. сделать этого сам-но в силу объективных причин.
В большинстве слчаев средства сзн представлены 2 осн. категориями:
1) постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь соц-но опасного уровня.( гос-во регулирует МРОТ, ставки налогообложения, гарант-т минимум бесплатного образования и медобслуж-я).
2) с/ма соц.компенсаций в виде льгот , субсидий, рассрочек, бесплатных или частично оплачиваемых услуг.
Принцип экон-ой самостоятельности местных органов –предполагает разграничение экон-х полномочий субъектов федерального и местного уровня. Соц. пособия и др. выплаты д. гарантир-ся в миним. размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того- из местного б/та и местных фондов соц.страхования, ч/бы нас-е региона и его администрация были заинтересованы в развитии эк-ки региона и его самообеспечении.
Важное значение имеют т/же принципы:
— трудовой мотивации оплаты труда;
-повышения качества жизни;
-возрастания потребностей и др.
На всех этих принципах основана сма сзн как сма , пронизывающая все уровни гос-ва. Принципы направлены на сохранение пропорций м/ду сферами производства и потребления.
Система сзн в РФ не вошла еще полностью в рыночные отношения. Гос-во остается ее собственником в форме федеральной, республиканской и муниципальной собственности. По этой причине экономика учреждений и пп сзн регулируется управляющим воздействием сверху вниз. Взаимосвязи м/ду элементами с/мы как экон-ми субъектами, подчиняются принципам планирования , демократического централизма и, частично, хозрасчета.
Предприятиям предписываются категории обслуживаемых, ограничивается ассортимент услуг, определяются размеры финансовых, кадровых и др. ресурсов.
Обращенность соц,работы к конкретной личности обуславливает проблему поиска наиболее эффективных приемов, методов, технологий; правильность применения к-х оценивается достижением наиб. соц-го эффекта для клиента и общ-ва при оптимальных затратах экон-х средств.
Методы экономической деятельности в сфере социальной работы — это способы достижения социальных целей на основе объективных экономических принципов.
Экон-е методы соц.работы воздействуют след-м образом:
1) побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению;
2) оказывая чел-ку, семье, группе конкретную соц-но-эк-ю поддержку в кризисной ситуации.
Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы определяется степенью их эффективности, т. е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.
На государственном уровне социально-экономические методы позволяют раскрывать личностный потенциал к самообеспеченности, необходимость экономической поддержки тех, кто лишен такой возможности, посредством создания правовых и экономических условий, стимулирующих трудоспособную часть общества к обеспечению благосостояния — своего, своей семьи и всего общества.
Основные экономические методы социальной работы:
1. Введение системы минимальных социально-экономических гарантий — предусмотренных законом обязательств государства, направленных на реализацию конституционных прав граждан: минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, ставка первого разряда тарифной сетки по оплате бюджетников и др.
2. Индексация доходов — пересчет и изменение денежных доходов населения (зарплаты, пенсии, стипендий, пособий) с учетом динамики розничных цен. Индексация служит способом социальной защиты населения от инфляции и частично или полностью компенсирует потери населения в доходах. Путем индексации поддерживается покупательная способность населения и средние реальные доходы людей.
3. Компенсация расходов — выплаты, призванные компенсировать возмещение потерь. Применяются в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компенсации выплачиваются различным социальным группам населения органами власти в связи с ожидаемым или прошедшим ростом цен на потребительские товары или тарифы на услуги. Кроме того, компенсация может быть обусловлена катастрофами природного или антропогенного характера, затратами в связи с рождением детей, уходом за инвалидами.
4.Система льгот — преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, регионам и т. п. В целях социальной защиты применяются такие социально-экономические методы, как система адресных льгот отдельным категориям граждан, предоставляемая по решению государственных органов. (Такие льготы, например, определены законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» — бесплатный или частично оплачиваемый проезд, льготы на снижение оплаты за телефон и электричество и т. п.).
5. Система пособий — денежная помощь, оказываемая государством лицам, находящимся в тяжелом экономическом положении. Так, пособия выплачиваются на каждого ребенка из семьи, где среднедушевой доход не достигает прожиточного минимума в регионе; лицам, официально зарегистрированным как безработные; единовременные пособия при рождении детей; ритуальные пособия и др. Выплата пособий и льгот должна быть индивидуально адресной и предоставляться на основе принципов общественной целесообразности и экономической эффективности — тем, кто объективно не может трудиться и жить на доходы от своей деятельности.
Необходимо осознать, что обеспечить социальную защищенность всего населения невозможно. Мировая практика показывает, что никакое богатое государство не может экономически поддержать более 5—10 % своего населения. Поэтому политика государства должна быть направлена на создание правовых условий, стимулирующих рост собственников, замену разрешительного принципа открытия желающими своего дела принципом регистрационным.
При отнесении тех или иных семей, индивидов к категории получателей пособий и льгот следует учитывать не только их текущие денежные доходы, но и экономический потенциал, накопленный в виде движимого и недвижимого имущества, счета в банке и так называемый имущественный ценз — показатель, характеризующий количество имущества (в натуральном или денежном выражении), принадлежащего данному лицу.
К числу методов социально-экономической поддержки относится оказание единовременной натуральной, в том числе продуктовой, помощи, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и др. В законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дано определение основных методов экономической поддержки:
— государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;
— социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов;
— субсидия — имеющая целевое назначение оплата предоставленных гражданам материальных благ или оказываемых услуг;
— компенсация — возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.
Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства бюджетов всех уровней: федерального, субъектов Российской Федерации и местных.
Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех лет. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания субъекта помощи. Оказываемая помощь назначается на основании заявления в письменной форме, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, принадлежащем ему (его семье) имущества на праве собственности. Предоставленные заявителем сведения могут быть подтверждены или опровергнуты посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной зашиты населения самостоятельно. В случае предоставления заявителем недостоверных сведений ему отказывают в назначении государственной социальной помощи.
При осуществлении социально-экономического планирования могут использоваться также следующие методы:
1. Метод нормативного анализа— изуч-е и опред-е научно-обоснованных соц-но-эк-х стандартов и нормативов ( допустимого уровня безработицы и бедности, оптимального размера пенсий и пособий ).
2. Метод позитивного анализа — изучение взаимосвязей экон-х явлений (м/ду ростом цен и снижением жизненного уровня нас-я).
3. Метод экон-го эксперимента дает возм-ть рассчитать эфф-ть моделей соц.поддержки.
Выбор экон-х методов зависит от объективной ситуации, ресурсного обеспечения , квалификации спец-тов на всех уровнях сзн.
http://poisk-ru.ru/s16902t11.html
35. Методы социальной поддержки населения
Соц. политика – это деятельность гос-ва и др. субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создании условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства.
· Микроуровень ограничивается мероприятиями в рамках отд. хоз. единиц и различных благотворительных организаций.
· Макроуровень – гос. соц. политика, охватывающая всю систему соц-экон. отношений в обществе.
http://economuch.com/ekonomicheskaya-teoriya/metodyi-sotsialnoy-podderjki-62300.html
Понятия и принципы социальной экономики. Экономика социальной работы
Основной задачей изучения социальной экономики является анализ экономических связей в обществе как социальном организме, их изменений в переходный период и направленности на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; воздействия рыночных отношений на общество в целом; процессов, происходящих в экономике, и их влияния на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.
Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономической и социальной стратификации, общества, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.
Реализация политики социальной защищенности населения — задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.
Социальная экономика определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление. В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей — сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений.
Производство материальных благ — основа жизни человека и общества.
Распределение как категория экономической науки — это не только распределение результатов общественного производства, но и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.
Становление рыночной системы хозяйствования и формирования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.
Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Она реализовывается в виде распределения продуктов и услуг, трансформации выплат, а также государственных программ по стабилизации доходов.
На основе государственных программ социально-экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.
Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям.
Первое направление. Часть поступлений населения находится в зависимости от результатов труда, но учитывается степень удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения.
Второе направление. Решающее значение имеет вид потребностей, на удовлетворение которых направляются выплаты: детские пособия, доплаты на специализированное лечение и т. д.
Третье направление государственной поддержки выражается в форме льгот и услуг, предоставляемых законодательно определенным категориям населения соответствующими учреждениями непроизводственной сферы.
Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества.
На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы критерии этой эффективности.
Следует отметить, что эффективность (результативность, продуктивность) — категория экономической науки. Е. И. Холостова предлагает два определения понятия «эффективность социальной работы«.
1. Эффективность социальной работы — это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.
Социальная работа признается эффективной при следующих соотношениях между результатами и затратами:
- 1: высокие результаты при затратах на прежнем уровне;
- 2: результаты остаются на прежнем уровне при сокращенных затратах;
- 3: результаты возросли при увеличении затрат.
- 2. Эффективность социальной работы — это фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты).
Эффективность может быть предполагаемой, т. е. расчетной, планируемой и фактической (реально достигнутой).
Критерии эффективности социальной работы многообразны:
- o количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий);
- o нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.).
Принципы социальной экономики — это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для социальной экономики характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические.
Принцип гуманизма (один из основополагающих) предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств, гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей личности. В современных условиях социально-экономическое благополучие человека — главная цель социальной работы.
Принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а прежде всего в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при «нищем» персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством.
Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и государственным механизмом регулирования — с другой, т. е. с двумя плюсами «теории богатства» — частной и общественной собственностью.
Принцип общественной целесообразности. Контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи.
Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности подразумевает оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой.
Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин.
Принцип экономической самостоятельности местных органов предполагает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население и его администрация были заинтересованы в развитии экономики и его самообеспечении.
Немалое значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышения качества жизни, возрастания потребностей и др.
На перечисленных выше принципах основана социальная защита населения как система, пронизывающая все уровни государства — от федерального до местного.
Эти принципы направлены на сохранение пропорций, оптимального соотношения между сферами производства и потребления, ибо нельзя забывать, что социальная работа обслуживает сферу потребления. Согласно этим принципам действует механизм социальной защиты населения, проявляясь в виде социально-экономических методов его социальной поддержки.
Экономика социальной работы — это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая функция социальной работы проявляется в деятельности субъектов системы социальной защиты населения, направленной на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.
Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Их деятельность состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования. Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан.
Сфера производства нематериальных услуг, или социальная сфера, имеет специфические особенности. Продукты труда (предметы потребления) выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности, т. е. услуги. Социальная сфера включает в себя отрасли национального хозяйства, создающие социальные блага в виде услуг социальной работы, образования, здравоохранения, культуры и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения.
От социальной сферы во многом зависит выполнение основных целей социальной рыночной экономики.
Добавить комментарий