WordPress

Экономические методы социальной поддержки населения

Экономические методы социальной поддержки населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Экономические методы социальной поддержки населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Социально-экономические методы в СР

В технологии социальной поддержки социально-экономические методы есть способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, они воздействуют на основные аспекты системе социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.

Социально-экономические методы на государственном уровне решают в основном задачи через правовую и социально-экономическую политику, создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим обеспечивать благосостояние свое, своей семьи и всего общества.

К основным экономическим методам решения этой комплексной социальной задачи можно отнести следующие.

Введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Этот показатель официально обозначает границы бедности. Он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия.

В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов — это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен, что может быть связано с:

•катастрофами природного или антропогенного характера;

•затратами на рождение детей;

•уходом за инвалидами.

Настоящий момент характеризуется тем, что в условиях социально-экономической ситуации, сопровождающейся спадом производства и уменьшением создаваемого национального продукта, возможности государства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет вырастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения. Применение различных социально-экономических методов преследует цель определить, кому необходимо помогать в обязательном порядке и в первую очередь, выявить наиболее эффективные методы социально-экономической поддержки тех категорий населения, которые принято называть социально уязвимыми слоями.

http://socialpol.ru/otvety-k-ekzamenu-po-socialnoj-rabote-socialno-ekonomicheskie-metody-v-sr.html

Социально-экономические методы в социальной работе

Экономика является важнейшей материальной базой в решении социальных задач. Социальная защита населения должна строиться на основе использования экономических законов, обеспечивающих единство интересов общества и отдельной личности; она невыполнима без опоры на социально-экономические принципы управления социальной сферой и повышения результативности ее деятельности. Переход к рыночным отношениям привел к росту влияния в экономике закона прибавочной стоимости, который реализуется посредством специфических экономических прин­ципов и приводит к специфическим социальным проблемам: большое количество населения стали «заложниками» идеи рынка, проблемы человека и семьи стали проблемами их выживания.

До 40% населения составляют люди, имеющие работу, но которые, тем не менее, не могут обеспечивать своей семье достойный уровень жиз­ни. Следовательно, социально-экономические методы и формы помощи не могут носить локального характера, решаться только на микроуровне, а наряду с этим требуют макроэкономического подхода, когда субъектом воздействия являются государство и общество в целом, а содержанием их деятельности являются процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи.

При этом следует руководствоваться рядом принципов социально-экономической работы.

Принцип общественной целесообразности

:контингент защищаемых должен быть ограничен теми категориями населения, которые полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа приводит к ослаблению и угасанию трудовой мотивации и возрастанию количества иждивенцев. Одним из выражений этого принципа стала система адресной социально-экономической помощи.

Принцип экономической эффективности

:предусматривает опти­мальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисление на финансирование социальной сферы должно соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.

Принцип экономической справедливости

:экономическая защита должна охватывать как тех, кто в силу объективных причин не занимается производственно-рыночной деятельностью, так и социально активных участников экономического процесса, включая и предпринимательские слои.

Принцип приоритета государственных начал в социальной за­щите населения

: в нашей стране именно государство является гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены в виде двух основных категорий:

• постоянно действующие ограничители, не позволяющие негативным рыночным проявлениям достичь социально опасного уровня, для чего государство регулирует МРОТ, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.;

• система социальных компенсаций (льготы, субсидии, рассрочки, бесплатные или частично оплачиваемые услуги, поддержка бедных и стимуляция благотворителей).

Принцип экономической самостоятельности местных органов

предусматривает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней.

К основным экономическим методам решения этой комплексной социальной задачи можно отнести следующие:

1.Введение системы минимальных социально-экономических гарантий.Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума. С конца 1991 г. МРОТ устанавливается законодательно.

2.Индексация доходов,используемая государством в целях предотвращения катастрофического снижения потребления и жизненного уровня, обусловленного ростом цен на товары и услуги. Индексация доходов – это заранее установленный законодательно, или решением исполнительной власти, или при заключении трудового договора механизм автоматического по­вышения доходов (минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и других видов фиксированных доходов) по мере роста розничных цен и услуг. Не подлежат индексации единовременные выплаты, доходы от собственности, акций, недвижимости.

Индексация может производиться периодически, по мере роста цен, или в законодательно определяемые сроки (ежеквартально, раз в год и т.д.), или на заранее оговоренный процент.

3.Компенсация расходов,которая применяется в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компенсация расходов – это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или произошедшим ростом цен, которое может быть обусловлено:

катастрофами природного или антропогенного характера;

• затратами в связи с рождением детей;

• уходом за инвалидами.

Существуют также системы пособий, которые выплачиваются без­работным и детям.

В настоящее время в России насчитывается свыше 1000 социальных выплат и льгот для более чем 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь, безработные и др.).

17. Методы повышения эффективности управления в организациях, учреждениях, службах социальной работы

Под методами повышения эффективности управления понимается совокупность способов, комплекс приемов, посредством которых управляющий обеспечивает оптимизацию деятельность управляемого учреждения, учитывая при этом реальные возможности и ресурсы внешней и внутренней среды.

Социология организации и социология управления разработали основные методы повышения эффективности работы, которые с некоторыми уточнениями могут быть приняты и для организаций, работающих в социальной сфере. Повышение эффективности деятельности социальных служб опосредуется факторами, относящимися к разным уровням целостной социальной системы. В частности, важную роль играют мегафакторы: динамика общественной ментальности в отношении нуждающихся слоев населения, разработка законодательно-нормативной базы деятельности социальных служб, организация научных исследований в социально-экономической сфере, динамика социальной структуры населения в стране в целом и в отдельных регионах, развитие производственной базы и создание новых рабочих мест, система образования и повышения и переподготовки кадров и др. В качестве микрофакторов выступает деятельность руководящего звена социальных служб по оптимизации работы с учетом кадрового, научного, законодательно-правового, экономического и т.д. ее обеспечения.

В соответствии с упомянутыми факторами можно выделить: социально-правовые, экономические, административные и социально-психологическиегруппы методов повышения эффективности управления. Разумеется, эти группы методов почти никогда не выступают в чистом виде.

Социально-правовые методымало зависят от деятельности отдельно взятой организации и в значительно большей степени опосредуются ментальными и социально-правовыми положениями нормативно-правовых актов, регламентирующих и направляющих деятельность социальных органов.

Экономические методы опираются на использование экономических интересов и экономических механизмов материального стимулирования работников через:

• использование прогрессивных норм и нормативов;

• механизм состязательности и конкуренции, что стимулирует повышение уровня квалификации;

Понятно, что трудно, а подчас и невозможно точно и справедливо оценить трудозатраты и результаты труда. Труд социального работника не является механической деятельностью. Давая полноценную и все­стороннюю оценку труду, необходимо учесть творчество, пред­приимчивость, интеллект. В то же время, следует иметь в виду, что в конечном счете на эффективность деятельности влияют не столько сами экономические или другие средства, сколько их субъективная оценка конкретным исполнителем.

Организационно-распорядительные методы повышения эффективности управлениянаправлены на разграничение прав и ответственности сотрудников, через разработку нормативно-правовых документов: уставов, положений, инструкций, рекомендаций и др. Организация – живое, динамичное явление, и вся ее жизнедеятельность, конечно, не укладывается в рамки инструкций и схем, но возникновение формализованных правил ее функционирования придает ей стабильность, определенность и должно быть целенаправленным и обоснованным.

Социально-психологические методы повышения эффективностидеятельности социальных служб базируются на формировании и использовании мотиваций и духовных ценностей членов организации. Все методы данной группы по содержанию воздействия можно разделить на создающие (развивающие) общественное мнение; опирающиеся на уже существующие традиции и собственно психологические, обеспечивающие эмоциональную разрядку, заражение, сострадание. Важное значение имеет профессиональный отбор и обучение, а также грамотная расстановка кадров,что в свою очередь оказывает большое влияние на удовлетворенность социальных работников трудом.

http://megalektsii.ru/s9721t1.html

Вопрос 2. Принципы и методы экономики соц.работы.

Принципы экономики соц. работы – это научно обоснованные, прове­рен­ные на практике положения о формах и методах экономической деятельно­сти предприятий и учреждений системы сзн .

Посредством принципов теоретические положения соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, формы и методы неотделимы от экономического, социального, духовно-нравственного состояния общества. Являясь действующим в системе общественных отношений социальным институтом, со­циальная работа участвует в их урегулировании, в осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность, как отдельного чело­века, так и общества в целом, основываясь на принципах научности, объективности, историзма и гносеологического подхода, гуманизма, законности, доступности, активизации и опоры на собственные силы, толерантности и др.

Для эк-ки соц. работы характерны как общие принципы функционирова­ния соц.сферы , так и специфические.

Принцип гуманизма – предполагает признание человека высшей ценно­стью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всесто­роннего проявления способностей личности.

Принцип социальной справедливости — реализуется в виде справедли­вой цены труда , справедливого дохода мелкого производителя, приближения ми­нимальной зарплаты к средней; введения директивно поддерживаемого соот­ношения между бюджетной сферой и основными отраслями экономики.

Соц.справедливость выступает в 2-х формах:

Экон-я справедл- ть предполагает экон-ю защиту как предпринимателей, так и тех, кто нах-ся за пределами непосредственно рыночно-производственной деятельности( тех, кто еще не успел вступить в производственные отношения- дети , или не могут в них вступить по объективным причинам – инвалиды, тех, кто ушел из производства по возрасту или в связи с утратой трудоспособности).

В сфере экономики спра­ведливость ассоциируется с двумя полюсами «теории богатства» —частной и общественной собственностью. Она выражается в двух формах. С одной стороны, это рыночный механизм распределения, а с другой — государственный механизм регулирования.

Принцип общественной целесообразности –предполагает , что контингент защищаемых в обществе д. б . строго ограничен теми категориями нас-я, к-е полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению ( на практике реализ-ся ч/з с/му адресной соц. помощи).

Принцип экономической эффективности –отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование соц.сферы должны соотноситься со всеми макроэк-ми пок-ми: ВВП, фондом оплаты труда, доходами нас-я. Превышение оптимальной величины отчислений на соц. нужды провоцирует снижение эффек-ти общест-го производства.

Кроме того, этот принцип состоит в оптимальном соотношении м/ду соц.выплатами и зарплатой. Размер соц.пособий не должен создавать ситуацию, к/да получение пособия предпочтительнее получения зарплаты. Достигается это оптимальным соотношением пособий к законодательно устанавливаемой миним-ой оплате труда.

Принцип приоритета гос-х начал в сзн –именно гос-во выступает главным гарантом экон-го обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не м. сделать этого сам-но в силу объективных причин.

В большинстве слчаев средства сзн представлены 2 осн. категориями:

1) постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь соц-но опасного уровня.( гос-во регулирует МРОТ, ставки налогообложения, гарант-т минимум бесплатного образования и медобслуж-я).

2) с/ма соц.компенсаций в виде льгот , субсидий, рассрочек, бесплатных или частично оплачиваемых услуг.

Принцип экон-ой самостоятельности местных органов –предполагает разграничение экон-х полномочий субъектов федерального и местного уровня. Соц. пособия и др. выплаты д. гарантир-ся в миним. размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того- из местного б/та и местных фондов соц.страхования, ч/бы нас-е региона и его администрация были заинтересованы в развитии эк-ки региона и его самообеспечении.

Важное значение имеют т/же принципы:

— трудовой мотивации оплаты труда;

-повышения качества жизни;

-возрастания потребностей и др.

На всех этих принципах основана сма сзн как сма , пронизывающая все уровни гос-ва. Принципы направлены на сохранение пропорций м/ду сферами производства и потребления.

Система сзн в РФ не вошла еще полностью в рыночные отношения. Гос-во остается ее собственником в форме федеральной, республиканской и муниципальной собственности. По этой причине экономика учреждений и пп сзн регулируется управляющим воздействием сверху вниз. Взаимосвязи м/ду элементами с/мы как экон-ми субъектами, подчиняются принципам планирования , демократического централизма и, частично, хозрасчета.

Предприятиям предписываются категории обслуживаемых, ограничивается ассортимент услуг, определяются размеры финансовых, кадровых и др. ресурсов.

Обращенность соц,работы к конкретной личности обуславливает проблему поиска наиболее эффективных приемов, методов, технологий; правильность применения к-х оценивается достижением наиб. соц-го эффекта для клиента и общ-ва при оптимальных затратах экон-х средств.

Методы экономической деятельности в сфере социальной работы это способы достижения социальных целей на основе объективных экономических принципов.

Экон-е методы соц.работы воздействуют след-м образом:

1) побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению;

2) оказывая чел-ку, семье, группе конкретную соц-но-эк-ю поддержку в кризисной ситуации.

Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы определяется степенью их эффективности, т. е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

На государственном уровне социально-экономические методы позволяют раскрывать личностный потенциал к самообеспеченно­сти, необходимость экономической поддержки тех, кто лишен такой возможности, посредством создания правовых и экономических условий, стимулирующих трудоспособную часть общества к обес­печению благосостояния — своего, своей семьи и всего общества.

Основные экономические методы социальной работы:

1. Экономические методы социальной поддержки населения - картинка 5Введение системы минимальных социально-экономических гарантий — предусмотренных законом обязательств государства, направленных на реализацию конституционных прав граждан: минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, став­ка первого разряда тарифной сетки по оплате бюджетников и др.

2. Индексация доходов — пересчет и изменение денежных до­ходов населения (зарплаты, пенсии, стипендий, пособий) с учетом динамики розничных цен. Индексация служит способом социаль­ной защиты населения от инфляции и частично или полностью компенсирует потери населения в доходах. Путем индексации под­держивается покупательная способность населения и средние ре­альные доходы людей.

3. Компенсация расходов — выплаты, призванные компенсиро­вать возмещение потерь. Применяются в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компен­сации выплачиваются различным социальным группам населения органами власти в связи с ожидаемым или прошедшим ростом цен на потребительские товары или тарифы на услуги. Кроме того, компенсация может быть обусловлена катастрофами природного или антропогенного характера, затратами в связи с рождением де­тей, уходом за инвалидами.

4.Система льгот — преимущества, дополнительные права, пре­доставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, регионам и т. п. В целях социальной защиты при­меняются такие социально-экономические методы, как система адресных льгот отдельным категориям граждан, предоставляемая по решению государственных органов. (Такие льготы, например, определены законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» — бесплатный или частично оплачиваемый проезд, льготы на сниже­ние оплаты за телефон и электричество и т. п.).

5. Система пособий — денежная помощь, оказываемая государст­вом лицам, находящимся в тяжелом экономическом положении. Так, пособия выплачиваются на каждого ребенка из семьи, где сред­недушевой доход не достигает прожиточного минимума в регионе; лицам, официально зарегистрированным как безработные; едино­временные пособия при рождении детей; ритуальные пособия и др. Выплата пособий и льгот должна быть индивидуально адресной и предоставляться на основе принципов общественной целесооб­разности и экономической эффективности — тем, кто объективно не может трудиться и жить на доходы от своей деятельности.

Необходимо осознать, что обеспечить социальную защищенность всего населения невозможно. Мировая практика показывает, что никакое богатое государство не может экономически поддержать более 5—10 % своего населения. Поэтому политика государства долж­на быть направлена на создание правовых условий, стимулирующих рост собственников, замену разрешительного принципа открытия желающими своего дела принципом регистрационным.

При отнесении тех или иных семей, индивидов к категории получателей пособий и льгот следует учитывать не только их теку­щие денежные доходы, но и экономический потенциал, накоплен­ный в виде движимого и недвижимого имущества, счета в банке и так называемый имущественный ценз — показатель, характеризу­ющий количество имущества (в натуральном или денежном выра­жении), принадлежащего данному лицу.

К числу методов социально-экономической поддержки относится оказание единовременной натуральной, в том числе продуктовой, помощи, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и др. В законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной со­циальной помощи» дано определение основных мето­дов экономической поддержки:

Экономические методы социальной поддержки населения - картинка 7государственная социальная помощь — предоставление мало­имущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражда­нам за счет средств соответствующих бюджетов социальных посо­бий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

социальное пособие — безвозмездное предоставление гражда­нам определенной денежной суммы за счет средств соответству­ющих бюджетов;

субсидия — имеющая целевое назначение оплата предостав­ленных гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

— компенсация — возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства бюджетов всех уровней: федерального, субъек­тов Российской Федерации и местных.

Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не ме­нее трех лет. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживаю­щие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уста­новленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания субъекта помощи. Оказываемая помощь назна­чается на основании заявления в письменной форме, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, при­надлежащем ему (его семье) имущества на праве собственности. Предоставленные заявителем сведения могут быть подтверждены или опровергнуты посредством дополнительной проверки (комис­сионного обследования), проводимой органом социальной зашиты населения самостоятельно. В случае предоставления заявителем недостоверных сведений ему отказывают в назначении государственной социальной помощи.

При осуществлении социально-экономического планирования могут использоваться также следующие методы:

1. Метод нормативного анализа— изуч-е и опред-е научно-обоснованных соц-но-эк-х стандартов и нормативов ( допустимого уровня безработицы и бедности, оптимального размера пенсий и пособий ).

2. Метод позитивного анализа — изучение взаимосвязей экон-х явлений (м/ду ростом цен и снижением жизненного уровня нас-я).

3. Метод экон-го эксперимента дает возм-ть рассчитать эфф-ть моделей соц.поддержки.

Выбор экон-х методов зависит от объективной ситуации, ресурсного обеспечения , квалификации спец-тов на всех уровнях сзн.

http://poisk-ru.ru/s16902t11.html

35. Методы социальной поддержки населения

Соц. политика – это деятельность гос-ва и др. субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создании условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства.

· Микроуровень ограничивается мероприятиями в рамках отд. хоз. единиц и различных благотворительных организаций.

· Макроуровень – гос. соц. политика, охватывающая всю систему соц-экон. отношений в обществе.

http://economuch.com/ekonomicheskaya-teoriya/metodyi-sotsialnoy-podderjki-62300.html

Понятия и принципы социальной экономики. Экономика социальной работы

Основной задачей изучения социальной экономики является анализ экономических связей в обществе как социальном организме, их изменений в переходный период и направленности на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; воздействия рыночных отношений на общество в целом; процессов, происходящих в экономике, и их влияния на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.

Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономической и социальной стратификации, общества, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.

Реализация политики социальной защищенности населения — задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.

Социальная экономика определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление. В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей — сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений.

Производство материальных благ — основа жизни человека и общества.

Распределение как категория экономической науки — это не только распределение результатов общественного производства, но и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.

Становление рыночной системы хозяйствования и формирования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Она реализовывается в виде распределения продуктов и услуг, трансформации выплат, а также государственных программ по стабилизации доходов.

На основе государственных программ социально-экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.

Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям.

Первое направление. Часть поступлений населения находится в зависимости от результатов труда, но учитывается степень удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения.

Второе направление. Решающее значение имеет вид потребностей, на удовлетворение которых направляются выплаты: детские пособия, доплаты на специализированное лечение и т. д.

Третье направление государственной поддержки выражается в форме льгот и услуг, предоставляемых законодательно определенным категориям населения соответствующими учреждениями непроизводственной сферы.

Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества.

На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы критерии этой эффективности.

Следует отметить, что эффективность (результативность, продуктивность) — категория экономической науки. Е. И. Холостова предлагает два определения понятия «эффективность социальной работы«.

1. Эффективность социальной работы — это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.

Социальная работа признается эффективной при следующих соотношениях между результатами и затратами:

  • 1: высокие результаты при затратах на прежнем уровне;
  • 2: результаты остаются на прежнем уровне при сокращенных затратах;
  • 3: результаты возросли при увеличении затрат.
  • 2. Эффективность социальной работы — это фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты).

Эффективность может быть предполагаемой, т. е. расчетной, планируемой и фактической (реально достигнутой).

Критерии эффективности социальной работы многообразны:

  • o количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий);
  • o нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.).

Принципы социальной экономики — это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для социальной экономики характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические.

Принцип гуманизма (один из основополагающих) предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств, гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей личности. В современных условиях социально-экономическое благополучие человека — главная цель социальной работы.

Принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а прежде всего в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при «нищем» персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством.

Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и государственным механизмом регулирования — с другой, т. е. с двумя плюсами «теории богатства» — частной и общественной собственностью.

Принцип общественной целесообразности. Контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи.

Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности подразумевает оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой.

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин.

Принцип экономической самостоятельности местных органов предполагает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население и его администрация были заинтересованы в развитии экономики и его самообеспечении.

Немалое значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышения качества жизни, возрастания потребностей и др.

На перечисленных выше принципах основана социальная защита населения как система, пронизывающая все уровни государства — от федерального до местного.

Эти принципы направлены на сохранение пропорций, оптимального соотношения между сферами производства и потребления, ибо нельзя забывать, что социальная работа обслуживает сферу потребления. Согласно этим принципам действует механизм социальной защиты населения, проявляясь в виде социально-экономических методов его социальной поддержки.

Экономика социальной работы — это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая функция социальной работы проявляется в деятельности субъектов системы социальной защиты населения, направленной на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Их деятельность состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования. Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан.

Сфера производства нематериальных услуг, или социальная сфера, имеет специфические особенности. Продукты труда (предметы потребления) выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности, т. е. услуги. Социальная сфера включает в себя отрасли национального хозяйства, создающие социальные блага в виде услуг социальной работы, образования, здравоохранения, культуры и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения.

От социальной сферы во многом зависит выполнение основных целей социальной рыночной экономики.

http://studme.org/16320716/sotsiologiya/ponyatiya_printsipy_sotsialnoy_ekonomiki_ekonomika_sotsialnoy_raboty

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях