WordPress

Для чего необходима государственная социальная поддержка населения

Для чего необходима государственная социальная поддержка населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Для чего необходима государственная социальная поддержка населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Что представляет собой государственная социальная помощь и кому она положена?

Под государственно социальной помощью принято понимать финансовую поддержку незащищенных слоев населения, проявляющуюся в выплатах, пособиях, субсидиях. Все эти меры финансовой поддержки закреплены в законе.

Это ФЗ РФ «О Социальной государственной помощи». В данном законе перечисляются все формы возможной помощи, включая выделение жизненно необходимых товаров.

Главный принцип соцзащиты

Для чего необходима государственная социальная поддержка населения - картинка 2

Для начала необходимо доказать, что вам действительно необходима помощь

Адресность всех проводящихся программ социального характера считается главным принципом соцзащиты. Суть адресности в выявлении и правильном определении граждан, которые действительно нуждаются в помощи.

Для достижения объективного и правильного результата в выявлении нуждающихся используются следующие приемы:

  1. объективная оценка материального положения лиц или семей в целом;
  2. статистические показатели, определяющие нуждаемость;
  3. создание механизма самоадресования.

Последний метод на данный момент считается самым эффективным, однако он предполагает немалые затраты от органов соцзащиты.

Характеристика социальной помощи

Любая социальная помощь всегда оказывается четко определенным лицам, это свойства носит название адресного характера. Основной единицей, определяющей необходимость помощи отдельно проживающим малоимущим гражданам или целым семьям, считается прожиточный минимум.

Сравнивается действующий размер прожиточного минимума и среднедушевой доход гражданина. Если доход на одного члена семьи ниже минимума, установленного в субъекте РФ, то такой семье выделяется помощь. Эта помощь может быть как в натуральном виде (конкретные товары), так и в денежном.

Среди прочих характеристик социальной помощи – временный характер. Ее нельзя получать пожизненно. Она устанавливается на определенный срок, по истечении которого ее можно лишиться или продлить, если на то будут основания.

Помощь может носить единовременный характер, то есть выплата может быть совершена однократно.

Разновидности социальной помощи

Для чего необходима государственная социальная поддержка населения - картинка 3

Существует несколько видов государственной социальной помощи

Основные разновидности соцпомощи, практикующиеся на территории России, следующие:

  • Социальное пособие. Деньги, которые выделяют из средств бюджета. Она передается нуждающимся гражданам безвозмездно.
  • Субсидии. Средства, которые перечисляются для оплаты материальных благ, услуг, в которых нуждаются граждане.
  • Компенсации. Это средства, которые перечисляются для возмещения расходов, которые понесли люди.

Натуральная форма оказания помощи выражается в выделении определенным гражданам продуктов, топлива, лекарств, одежды. К такой форме прибегают, когда в бюджете мало средств на оказание помощи в денежном виде.

Обострение социальных проблем в обществе предъявляет к органам соцзащиты новые требования, для удовлетворения которых надо разрабатывать новые механизмы поддержки граждан. Сегодня необходимо усилить работу по оптимизации процесса помощи гражданам, чтобы более эффективно расходовать средства бюджета.

Итак, на сегодняшний день соцпомощь делится на 2 разновидности:

  1. денежные выплаты (субсидии и компенсации, пособия и прочие выплаты);
  2. натуральная форма (топливо и продукты, медикаменты и одежда).

Социальные пособия

Пособиями называют денежные суммы, которые перечисляются гражданам из бюджетных ресурсов. Отличительная особенность социальных пособий – безвозмездность, то есть деньги выделяются не на время, а навсегда, возвращать их не надо. Потратить деньги, полученные в форме этих пособий, люди могут так, как им хочется.

Размер пособия варьируется, но всегда соответствует указаниям, зафиксированным в законе. В законодательстве нет четко оговоренных сумм, определена только максимальная сумма выплат для каждого случая. В разных субъектах размер пособия свой.

Субсидии

Для чего необходима государственная социальная поддержка населения - картинка 4

Государственная социальная помощь положена многодетным семьям

Любая субсидия носит целевой характер, то есть деньги выделяются на оплату определенных услуг или получение четко оговоренных благ. На иные цели граждане потратить эти деньги не смогут. Средства сразу приходят на счет, соответствующий тому направлению, на который они выделены.

Компенсации

Принципиальное отличие компенсаций – выделение средств уже после того, как граждане сами произвели определенные расходы, которые предполагают дальнейшее выделение компенсации. Все такие случаи оговорены в законе. Данный принцип носит название обратного.

Натуральная форма

Это особый вид государственной помощи. Обращение к данной форме входит в полномочия местных органов. Они могут либо выделять денежные средства, либо обратиться к натуральной форме помощи.

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Однако получение топлива в частном секторе, необходимых медикаментов хроническими больными, одежды и школьной канцелярии для школьников накануне 1 сентября бывает очень необходимо.

Особенности гуманитарной помощи

Для чего необходима государственная социальная поддержка населения - картинка 5

Гуманитарная помощь — это самые необходимые предметы

Под гуманитарной помощью подразумевают выделение товаров, относящихся к категории первой необходимости. Это продукты, вода, лекарства.

Выделение гуманитарной помощи ведется в моменты, когда незащищенные слои населения остро нуждаются в помощи или люди пребывают в тяжелой обстановке.

Такая обстановка может сформироваться из-за военных действий, природных катаклизмов, определенных политических событий в регионе или в стране в целом.

Например, в 1997 – 1998 годах страны запада оказывали гуманитарную помощь России, выделили более 30 млн. долларов.

Помощь в виде особо необходимых грузов пришла в 70 регионов страны. В этой акции гуманитарной помощи приняло участие 30 стран, особо весомый вклад сделали США и Германия.

Соцзащита детей

Защита детей в социальном плане ведется в 3-х направлениях:

Социальная защита детей включает защиту жизненно важных потребностей, без учета которых невозможно психическое, физическое здоровье. На втором месте стоит необходимость обеспечения безопасности на всех уровнях: на физическом, экономическом, социальном. Также каждый ребенок имеет законное право на развитие своих способностей, права детей перечислены в Семейном Кодексе.

Все действия госорганов в отношении защиты детей регламентируются законом. Среди гарантий, предоставляемых детям, – бесплатное образование (как начальное и основное среднее, так и полное среднее). Эти 3 ступени образования доступны абсолютно для всех. А вот среднее профессиональное, как и высшее, бесплатно можно получить лишь на конкурсной основе.

Для детей также бесплатно медицинское обслуживание. Кроме того, каждый ребенок должен быть обеспечен питанием и питьевой водой. Поэтому граждане, имеющие детей, пользуются мерами социальной поддержки, если могут официально подтвердить, что их средств не хватает на обеспечение выше перечисленных гарантий.

Также дети должны быть жилищно обеспечены, а когда им исполнится 15 лет, у них появляются новые права – на профориентацию и возможность трудоустройства. При этом должна соблюдаться охрана труда и соответствующая оплата.

Если ребенок оказывается в трудной жизненной ситуации, государство предусматривает ряд мер по его реабилитации и адаптации к нормальным социальным условиям.

Если семья проживает в неблагоприятных климатических или экологических условиях, дети имеют право на организованный отдых. Правом на отдых наделены и другие категории детей.

Соцзащита семьи

Для чего необходима государственная социальная поддержка населения - картинка 6

Государственная социальная помощь просто необходима пожилым людям

Соцзащита в РФ активно ведется в 4-х направлениях:

  1. Выплаты, касающиеся с рождением детей, их содержанием, воспитанием;
  2. Льготы для семей, воспитывающих детей, проявляющиеся в налоговых, жилищных, кредитных, медицинских приоритетах.
  3. Специальное социальное обслуживание семей с детьми юристами, психологами, педагогами, прочими специалистами по потребности.
  4. Натуральная помощь (выдача питания, лекарств, предметов одежды и обуви).

Помощь инвалидам

  1. Инвалиды получают пенсии в следующих случаях:
  2. Если инвалид проработал любой срок, а потом был признан инвалидам – трудовая по инвалидности.
  3. Инвалиды следующих категорий: участники ВОВ, военнослужащие, жители блокадного Ленинграда, космонавты, жертвы техногенных катастроф, аварий, связанных с радиационным поражением, – получают государственную пенсию по инвалидности.
  4. Инвалиды и дети – инвалиды пользуются пенсией, которая называется социальной пенсией по инвалидности.

Помимо пенсий, инвалиды обеспечены иными льготами: правом на бесплатные лекарства жизненной необходимости, лечением в санаторно-курортных учреждениях. Однако здесь есть свои ограничения, например, инвалиды 3 группы за лекарства должны платить 50 % стоимости.

Соцуслуги для инвалидов

Инвалиды получают пенсии, имеют льготы на пользование общественным транспортом и на оплату лекарств. Кроме этого они могут пользоваться и другими льготными услугами:

  1. оказание помощи в разрешении юридических проблем;
  2. получение помощи в приобретении продуктов и лекарств;
  3. услуги по уборке жилого помещения;
  4. сопровождение на лечение и обследование в медучреждения;
  5. доставка воды, если нет водопровода;
  6. доставка топлива, если инвалид проживает в частном доме;
  7. ритуальные услуги.

Перечисленные выше услуги предоставляются бесплатно, когда инвалид живет один. Также они распространяются на тех инвалидов, среднедушевой доход в семье которых не достигает прожиточного минимума. В иных случаях такие услуги частично оплачиваются.

Поддержка государством пожилых людей

Для чего необходима государственная социальная поддержка населения - картинка 7

Государственная социальная помощь — в виде материальных выплат

Принято считать, что каждый пожилой человек уязвим в социальном плане. Поэтому территориальными органами выявляются нуждающиеся в помощи пожилые люди. Государство оказывает пожилым людям следующие виды помощи:

  1. социальная помощь на дому;
  2. социальное медобслуживание;
  3. лечение в стационарах, включая дома – интернаты, пансионаты;
  4. пользование отделениями дневного пребывания;
  5. срочная разовая помощь;
  6. консультации, помогающие адаптироваться в обществе.

Помощь на дому

Социальные работники на дому оказывают разнообразные полезные услуги: ходят в магазины, аптеки, осуществляя доставку всего необходимого, проводят оплату коммунальных услуг, сдают вещи в ремонт.

Работники соцслужб могут вызвать врача, помочь в оформлении документов, включая приглашение на дом нотариуса. Значительную часть услуг государство оказывает бесплатно, некоторые пенсионер оплачивает сам, пользуясь соответствующей надбавкой к пенсии.

Отделения дневного пребывания

Для чего необходима государственная социальная поддержка населения - картинка 9

Пенсионеры могут рассчитывать на помощь от государства

Данные отделения созданы, чтобы пенсионеры не страдали от одиночества. Там проводятся развлекательные мероприятия, организовывается питание и медицинское сопровождение.

Может быть организованы определенные виды трудовой деятельности, чтобы пенсионер мог подзаработать и почувствовать свою востребованность.

Пансионаты

Специально организованные для престарелых граждан пансионаты позволяют лицам, не имеющим трудоспособных взрослых детей, проживать в комфортных условиях и пользоваться постоянным медицинским обслуживанием. В таких учреждениях также размещаются граждане, которым требуется постоянным уход, и те, кто не может проживать со своей семьей.

Оформить пожилого человека либо инвалида в такой пансионат можно через органы соцзащты. Находятся в пансионате, человек будет получать лишь ¼ часть пенсии, все остальные средства будут уходить на счет пансионата за обслуживание и проживание.

В пансионате можно находиться временно: 2 – 6 месяцев.

В таких учреждениях организовано питание, медобслуживание, досуг. Однако пациенты подобных пансионатов зачастую чувствуют себя плохо в эмоциональном плане, понимают свое одиночество и часто уходят из жизни. По статистике 25 % пациентов пансионатов уходят из жизни из-за ухудшения эмоционального состояния, которое негативно сказывается на общем состоянии здоровья.

Кто и в каком размере может рассчитывать на получение помощи от государства – рассказывает видеосюжет:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

http://juristpomog.com/social-security/gosudarstvennaya-sotsialnaya-pomoshh-eto.html

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

В результате изучения данной главы студенты должны:

  • • сущность и содержание основных понятий в сфере государственной социальной помощи;
  • • основные признаки, цели государственной социальной помощи;
  • • содержание потребительской корзины, прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета;
  • • условия предоставления, формы и виды государственной со- циал ьной помощи;
  • • порядок предоставления государственной социальной помощи;
  • • условия и порядок предоставления социальной доплаты к пенсии;
  • • оперировать юридическими понятиями и категориями в рамках данной темы;
  • • свободно ориентироваться в теоретических вопросах темы;

• юридической терминологией темы.

Ключевые термины: государственная социальная помощь; прожиточный минимум; потребительская корзина; минимальный потребительский бюджет населения; набор основных потребительских товаров и услуг; многодетность; социальная доплата к пенсии.

Понятие и цели государственной социальной помощи

Проблема бедности является одной из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед человечеством в XXI в. С данным негативным явлением сталкиваются в большей или меньшей степени как страны с развитой рыночной экономикой, так и страны, которые относятся к категории развивающихся.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Однако следует добавить, что в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991 г. была статья о том, что пенсии, пособия, заработная плата должны обеспечивать прожиточный минимум. Данная Декларация вошла в Конституцию РФ 1993 г., а эта статья (ст. 26) — нет. Закрепление на конституционном уровне данного условия позволило бы соответствовать Конвенции МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.), устанавливающей, что минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже уровня прожиточного минимума. Однако Россия данную конвенцию не ратифицировала.

Статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения отнесены к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Это в полной мере касается и вопросов предоставления государственной социальной помощи. Подобное положение нашло свое подтверждение и в ст. 2 Закона о социальной помощи [1] , в которой говорится, что законодательство о государственной социальной помощи помимо федеральных законов составляют законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В последующих статьях (ст. 4, 4.1, 5) этого Закона уточняются полномочия Российской Федерации и субъектов РФ по регулированию государственной социальной помощи. Согласно ст. 4 Закона о социальной помощи к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в то время как определение круга лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отнесено федеральным законодателем к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 2 Закона о социальной помощи законодательство о государственной социальной помощи состоит из Закона о прожиточном минимуме, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Думается, что отнесение основ правового регулирования к компетенции Российской Федерации является вполне оправданной мерой. Аналогичное регулирование предусмотрено во многих европейских государствах. Это позволяет сформулировать правовой институт государственной социальной помощи на федеральном уровне, достигнув единообразия его понимания и применения на всей территории РФ.

Согласно ст. 1 Закона о социальной помощи «государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

В некоторых субъектах РФ в нормативных правовых актах, регулирующих оказание государственной социальной помощи, дается аналогичное понятие. Например, в Законе Пермской области от 30 ноября 2004 г. № 1832-389 «О государственной социальной помощи в Пермском крае», Законе Приморского края от 6 июня 2005 г. № 255-КЗ «О государственной социальной помощи в Приморском крае», Законе Краснодарского края от 9 июня 2010 г. № 1980-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае», Законе Орловской области от 29 октября 2003 г. № 357-03 «О государственной социальной помощи в Орловской области».

В ст. 1 Закона Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. № 140-03 «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» законодатель не дает своего определения, а ссылается на федеральное законодательство: «В целях настоящего Закона используются понятия, определенные Федеральными законами “О государственной социальной помощи”, “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи”». В Законе Самарской области от 6 мая 2000 г. № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области» государственная социальная помощь называется сокращенно — социальная помощь, хотя и имеет все признаки государственной социальной помощи, определенные Законом о социальной помощи.

В российской юридической науке государственная социальная помощь определяется по-разному. Соответственно выделяются различные признаки, позволяющие ее отграничить от иных мер социальной поддержки.

Одним из самых важных признаков государственной социальной помощи, выделяемым многими учеными, является «нуждаемость», т.е. ее оказание всем лицам, находящимся в состоянии нужды. Данный признак состоит из трех элементов:

  • 1) наличие связи с размером прожиточного минимума в субъекте РФ;
  • 2) учет всех доходов и имущества лица;
  • 3) учет причин нуждаемости, которые не должны зависеть от лица.

Вторым признаком государственной социальной помощи является источник ее финансирования. Данный вид социального обеспечения предоставляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Третьим — безвозмездный характер предоставления. Оказание государственной социальной помощи не связано с необходимостью осуществлять какие-либо выплаты как в прошлом, так и в будущем.

Четвертым — особый субъектный состав. Получателями являются особые субъекты — малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. К данной категории относятся лица в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья.

Пятый признак — предоставление государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральных выплат одновременно.

Шестой признак — государственно-правовой характер, который выражается в закреплении права на этот вид обеспечения в законодательстве, финансировании и предоставлении его государственными органами.

Что касается места правовых норм о государственной социальной помощи в системе отрасли права социального обеспечения, то они входят в состав правового института Особенной части отрасли.

С учетом изложенного выше можно сформулировать следующее определение понятия «государственная социальная помощь».

Государственная социальная помощь — эго вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ на период нуждаемости денежных выплат и натуральных выдач в целях удовлетворения основных потребностей и доведения их доходов до прожиточного минимума.

При этом за рамками данного определения необходимо установить размер государственной социальной помощи как разницу между доходом получателя и прожиточным минимумом (а в перспективе как цель, к которой необходимо стремиться — минимальным потребительским бюджетом).

Предоставляя гражданам тог или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Мы, разделяя точку зрения М. О. Буяновой, согласно которой основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества [2] , выделяем две основные цели: удовлетворение основных потребностей людей и доведения их доходов до прожиточного минимума.

По мнению В. П. Галаганова, регулирование уровня жизни населения должно стать одним из основных направС. 10.

лений деятельности государства. Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производственных сил, гибели людей. Следовательно, основной целью государственной социальной помощи должна быть поддержка малоимущих групп населения — семей и одиноких граждан, которые находятся за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым [3] .

Цели каждого вида социального обеспечения тесно связаны с его понятием. В отношении государственной социальной помощи цели сформулированы в ст. 3 Закона о социальной помощи. Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • 1) поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
  • 2) адресного использования бюджетных средств;
  • 3) усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • 4) создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • 5) снижения уровня социального неравенства;
  • 6) повышения доходов населения.

В законодательстве многих субъектов РФ содержатся цели, аналогичные установленным в Законе о социальной помощи. Примерами могут служить ст. 2 Закона Краснодарского края от 9 июня 2010 г. № 1980-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае», ст. 3 Закона Приморского края от 6 июня 2005 г. № 255-КЗ «О государственной социальной помощи в Приморском крае», ст. 3 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» и т.д.

Помимо целей, в актах ряда субъектов РФ, в отличие от федерального законодательства, содержатся принципы оказания (назначения) государственной социальной помощи. Они содержатся в ст. 4 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», ст. 4. Закона Самарской области от 6 мая 2000 г. № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области», ст. 3 Закона Магаданской области от 12 марта 2003 г. № 320-03 «О государственной социальной помощи в Магаданской области» и устанавливают, как правило, принцип заявительного характера государственной социальной помощи (обязанность у государственных органов оказать государственную социальную помощь возникает только после такого юридического факта как заявление лица) и принцип дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств.

Согласно определению государственной социальной помощи, содержащемуся в ст. 1 Закона о социальной помощи, она оказывается малоимущим путем предоставления социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В данном случае критерий нуждаемости, т.е. наличие дохода ниже величины прожиточного минимума, при определении права на получение набора социальных услуг отсутствует, несмотря на то, что предоставление набора социальных услуг федеральным законом относится к государственной социальной помощи (ст. 1 Закона о социальной помощи). Можно согласиться с мнением М. Л. Захарова и Э. Г. Тучковой [4] , что по существу к предмету регулирования Закона о социальной помощи отнесены общественные отношения по предоставлению гражданам определенных видов льгот и социальных услуг, которые ранее регулировались другими законами. Отношения по государственной социальной помощи малоимущим стали занимать второстепенное значение в предмете регулирования данного закона. Отнесение набора социальных услуг к государственной социальной помощи противоречит основному признаку последней — нуждаемости, поскольку при определении права на получение данных мер социальной поддержки доход заявителя не учитывается.

http://studme.org/307155/pravo/gosudarstvennaya_sotsialnaya_pomosch

Пути улучшения государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства

Для чего необходима государственная социальная поддержка населения - картинка 13

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 3145 раз

Библиографическое описание:

Котляров, С. Б. Пути улучшения государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства / С. Б. Котляров, А. С. Чувакова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10620/ (дата обращения: 12.05.2020).

Пути улучшения государственной социальной помощи сточки зрения современного законодательства

Котляров Сергей Борисович, кандидат исторических наук, доцент;

Чувакова Анастасия Станиславовна, студент

Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации

Статья посвящена поиску путей улучшения государственной социальной помощи при содействии со стороны органов власти республиканского уровня и анализу социального современного регионального законодательства в рамках одного из субъектов Российской Федерации — Республики Мордовия.

Ключевые слова:социальная помощь, инвалиды, защита граждан, социальное обслуживание, гарантии государства, современное законодательство.

На сегодняшний день в системе российского законодательства важное место уделяется нормам, регулирующим вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки, что свидетельствует о подтверждении конституционного статуса Российской Федерации как социального государства. В нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы предоставления материальной социальной помощи, социальной помощи в виде предоставления натуральной помощи регулярно вносятся изменения, улучшающие материальное и социальное положение граждан, нуждающихся в поддержке государства.

Одно из главных мест в законодательстве России, определяющем право граждан на государственную социальную помощь и вопросы её предоставлении, занимает Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который дополняется новыми нормами, необходимыми для социального развития государства. Так, в 2013 году в указанный Федеральный закон внесли изменения, касающиеся внедрения социального контракта на территории Российской Федерации, а также порядок и условия заключения социального контракта. Социальная помощь, предоставляемая при заключении социального контракта, предусматривает денежные выплаты нуждающимся гражданам под конкретные нужды или оказания другой необходимой помощи в обмен на выполнение программ социальной адаптации. В категорию получателей такого вида социальной помощи попадают, прежде всего, многодетные семьи и неполные, семьи инвалидов и воспитывающие детей-инвалидов, неработающие граждане, а также одинокие пенсионеры. Закон предусматривает, что человек или семьи, испытывающие материальные трудности из-за потери работы, смогут рассчитывать на переобучение и денежную выплату, позволяющую открыть своё небольшое дело.

В среднем по России размер пособий составит 30–35 тысяч рублей. Период действия контракта составляет от трёх месяцев до одного года с возможностью его продления по основаниям, установленным региональными нормативными актами. Оказание социальной помощи на основе социального контракта не влечёт прекращения или отказа от социальных выплат, переданных без заключения контракта.

Ещё один шаг сделан на пути улучшения государственной социальной помощи. В конце декабря 2013 года Президентом Российской Федерации был подписан законопроект «Об основах социального обслуживания населения», который определяет права граждан на социальное обслуживание, обязанности государственных органов по реализации этого права, а также обязанности лиц, получивших право на бесплатное социальное обслуживание. В том числе документом определён момент, с которого гражданин имеет право на социальное обслуживание. Закон «Об основах социального обслуживания» вступил в силу с 1 января 2015 года. В связи со вступлением указанного Закона в силу значительно улучшится положение нуждающихся граждан, так как он предусматривает, что порог отсечения будет установлен на уровне 1,5 прожиточных минимумов, что в значительной степени увеличит количество граждан, имеющих право на социальное обеспечение. Ещё одно нововведение предусматривается в данном Федеральном законе — индивидуальный подход к каждому получателю социальной помощи, что предусматривает разработку индивидуальной программы для каждого человека или семьи, способствующей преодолению трудной жизненной ситуации и улучшению материального положения.

Продолжается деятельность государства по улучшению демографической ситуации в стране. Большое внимание уделяется субъектам Российской Федерации с низкой рождаемостью. Планируется введение пособия на второго ребёнка, а также увеличение материнского капитала. В России выдели около тридцати регионов со сложной демографической ситуацией, в их числе Республика Мордовия.

По данным Государственного учреждения — регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия, рождаемость за 2014 лишь на небольшую часть превысила рождаемость за 2013. Из этого следует, что для улучшения демографической ситуации в Республике Мордовия необходимы нововведения в законодательстве, регулирующем порядок и размер предоставления пособий на детей, а также принятие иных мер, способствующих увеличению рождаемости в Республике Мордовия.

Рассматривая пути улучшения реализации социальной помощи с точки зрения современного законодательства в Республике Мордовия, нельзя не принять во внимание новый законодательный акт от 18 ноября 2013 года — Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014–2020 годы. Ответственным за реализацию данной программы назначено Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, но так как объем реализации довольно высок, содействовать в исполнении программы «Социальная поддержка граждан» на 2014–2020 годы будут Министерство финансов Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, также Министерство внутренних дел по Республике Мордовия, администрации муниципальных районов и городского округа Саранск и другие государственные органы.

Предполагается, что государственная программа принятая, в Мордовии на 2014–2020 годы будет способствовать увеличению адресной помощи в Республике Мордовия, снизит уровень бедности в регионе, воспрепятствует социальному неравенству в обществе. К целям принятия государственной программы «Социальная поддержка граждан» относится увеличение продолжительности жизни в республике, в том числе указанная программа будет позитивно сказываться на улучшении медицинских услуг, важную роль сыграет в обеспечении социальной поддержки семей с детьми и будет способствовать рождаемости в Республике Мордовия, из этого следует, что грамотная реализация программы «Социальной поддержки граждан» будет способствовать улучшению демографической ситуации в регионе Российской Федерации. Одно из ведущих мест в исполнении программы органами социальной защиты населения в Республике Мордовия займёт улучшение условия для отдыха и оздоровления детей, что будет способствовать максимальному снижению детской заболеваемости в Мордовии.

Бюджет государственной программы «Социальная поддержка граждан» на 2014–2010 годы сформирован и составляет 37324887,99 тысяч рублей. Указанная сумма распределена специалистами до 2020 года. Несмотря на то, что действия всех органов, задействованных в реализации социальной программы, чётко определены правительство Республики Мордовия, допускает, что могут возникнуть ситуации, подвергающие полное осуществление программы различным рискам. Одним из таких, который выделяют специалисты, является финансирование. Существует риск того, бюджетные средства могут уменьшиться из-за дефицитной ситуации, возникшей с финансовыми средствами Республики Мордовия, однако, пополнение денежных средств на реализацию мероприятий, составляющих основу программы «Социальная поддержка граждан» может поступить непосредственно из бюджетной системы Российской Федерации.

Эффективность внедрения Государственной программы «Социальная поддержка населения» на 2014–2020 годы на территории Республики Мордовия будет оцениваться путём изучения показателей реализации программы, от которых будет зависеть дальнейшее принятие решений по исполнению данной программы. Как указывалось ранее, введение оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Российской Федерации является экспериментальным. На сегодняшний день социальный контракт введён в следующих субъектах России: Пермском крае, Амурской, Волгоградской, Калининградской, Кемеровской, Нижегородской, Томской, Тюменской областях и еще в ряде регионов [1].

К числу вышеперечисленных регионов, оказывающих государственную социальную помощь на основе социального контракта, добавили Республику Мордовию. В связи с этим, в Закон Республики Мордовия «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» были внесены соответствующие изменения о внедрении на территории Республики мер по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта. В связи с этим правительством Республики Мордовия был разработан проект Постановления «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта», к указанному постановлению прилагается порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Мордовии (приложение Д), также примерная форма социального контракта (приложение Е), которая будет использоваться в указанном субъекте Российской Федерации для закрепления права граждан на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Нормы социального контракта, внедряемые в субъекте Российской Федерации, направлены не только на удовлетворение материальных потребностей граждан, но и на реализацию права граждан на социальное обслуживание в виде предоставления натуральной помощи, то есть, граждане Республики Мордовия, заключая социальный контракт, могут рассчитывать на получение медицинской помощи и иных видов натуральной помощи [2].

В юридической литературе существует мнение, что «в целях повышения эффективности деятельности органов власти в жилищной сфере, а так же оптимального выполнения гарантированных гражданам жилищных прав необходимо на уровне местного самоуправления организовать разработку эффективных механизмов выполнения региональных и муниципальных программ, планов конкретных действий с учетом национальных, финансовых, географических, климатических и других особенностей территорий» [3, с. 8]. Современное российское законодательство наделяет органы местного самоуправления огромную роль в процессе реализации социальных прав и гарантирует реальное их выполнение [4, с. 566].

В настоящее время в России пока отсутствует целостная стратегия строительства гражданского общества, что приводит на практике к таким действиям и решениям, которые угрожают огосударствлением всех общественных процессов, свертыванием демократических преобразований. Поэтому разработка комплексной стратегии построения гражданского общества в России является первоочередной задачей государственных и общественных институтов [5, с. 58].

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательные нормы Российской Федерации непрерывно регулируются в сфере социального обеспечения, создавая все необходимые условия для достойного проживания граждан, материального обеспечения малообеспеченных семей и одиноко проживающих лиц. Постоянно расширяются границы социального обслуживания в субъектах российской Федерации, за счёт чего возникают все необходимые условия для улучшения демографического состояния страны. Регулярно вносятся проекты новых нормативно-правовых актов, которые положительно влияют на пули улучшения государственной социальной помощи.

http://moluch.ru/conf/law/archive/182/10620/

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях