WordPress

Деятельность государственных служб по поддержке населения

Деятельность государственных служб по поддержке населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Деятельность государственных служб по поддержке населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Государственная и негосударственная социальная помощь

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

Организационно-функциональное обеспечение социальной работы осуществляется социальными службами.

Социальные службы — это государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу [5].

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устана-вливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Законом определены следующие понятия:

  • 1. государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
  • 2. социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 3. субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
  • 4. набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предос-тавляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • — поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • — адресного использования бюджетных средств, усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • — создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • — снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

Право на государственную социальную помощь в виде предоставления гражданам набора социальных услуг имеют следующие категории граждан (статья 6.1 Закона № 178-ФЗ):

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина.

В состав предоставляемого указанным гражданам набора социальных услуг согласно статье 6.2 Закона № 178-ФЗ включены дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При этом граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица [4].

Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в рамках набора социальных услуг утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 2 декабря 2004 г. № 296 (применяется в редакции изменений от 24 декабря 2004 года). В свою очередь Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2004 г. № 319.

Соответствующие категории граждан имеют право на получение набора социальных услуг с даты установления им в соответствии с законодательством Российской Федерации (регулируется приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. № 294) ежемесячной денежной выплаты.

Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, а Порядок предоставления набора социальных услуг — приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328.

Непосредственно финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год:

  • 1. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования — на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оказанию дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами;
  • 2. Фонду социального страхования Российской Федерации — на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;
  • 3. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию — на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

http://studwood.ru/631386/sotsiologiya/gosudarstvennaya_negosudarstvennaya_sotsialnaya_pomosch

Система социальных служб.

Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Уровни. Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

Два типа социальных служб:Центры социального обслуживания и службы срочной социальной помощи.

Социальное обслуживание — это предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т. д., которую человек не может преодолеть самостоятельно).

Служба срочной социальной помощи предоставляет неотложную помощь разового характера, направленную на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Национальным стандартом социального обслуживания установлено 22 вида учреждений, предоставляющих социальные услуги различным категориям населения: — социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, — социальный приют для детей, — центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, — детский дом-интернат для умственно отсталых детей, — детский дом-интернат для детей с физическими недостатками, — реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, — центр социальной помощи семье и детям, — комплексный центр социального обслуживания населения, — центр психолого-педагогической помощи населению, — центр экстренной психологической помощи по телефону, — кризисный центр помощи женщинам,- центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, — дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов, — специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, — психоневрологический интернат, -специальный дом для одиноких престарелых, -социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов, — геронтологический центр, — учреждения социального обслуживания лиц БОМЖ, -геронтопсихиатрический центр, — дом-интернат для престарелых и инвалидов, — дом-интернат для ветеранов войны и труда.

4. В зависимости от направленности соц. службы:приюты, консультации, социально-реабилитационные центры, центры соц. обслуживания, телефон доверия, дом престарелых.

5. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов социальных услуг, структуры отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное). Структура перечисленных подсистем и элементов характеризует Систему социального обслуживания с точки зрения устойчивости, стабильности, качественной определенности, делающих ее эффективным направлением социальной защиты населения. Безусловно, это важная, но недостаточная характеристика. Поэтому сущность социального обслуживания раскрывается посредством анализа функций учреждений социального обслуживания населения, различных субъектов социальной работы и постижения сущности функционирования социальных служб в целом.

6. Существуют две группы функций системы социального обслуживания:

7. — сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);

8. — нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

9. Совершенствуется их внутренняя структура: половина всех центров социального обслуживания имеет отделения дневного пребывания, треть – отделения социальной помощи семье и детям.

10. Нормативно-правовые основы функционирования социальных служб.

11. В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и развития системы социальных служб. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.

12. Основные признаки правового обеспечения можно сгруппировать в пять блоков:

13. — согласованный единый комплекс федеральных законов, касающихся социального обслуживания населения в целом;

14. — правовые акты субъектов Российской Федерации, выражающие нормы правообеспечения социального обслуживания;

15. — подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системами и подсистемами социального обслуживания;

16. — нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категорий специалистов социальных служб;

17. — правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиентов социальных служб;

18. — определенный уровень правосознания населения и работников социальных служб и др.

19. Основным законом, которым руководствуются социальные службы, является Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу с 01.01.2015 г.

20. Принятый Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.

21. В соответствии с Законом социальное обслуживание граждан будет основываться на заявительном принципе, т.е. предоставление социальных услуг и отказ от них будут возможны только с учетом волеизъявления получателя.

22. Предполагается индивидуальный подход к социальному обслуживанию населения исходя из потребностей граждан в конкретных социальных услугах (предусматривается составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг с учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании).

23. В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (в том числе обеспечение предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и психологической помощи).

24. В субъектах РФ планируется ведение реестра поставщиков социальных услуг (реестр будет размещен в открытом доступе в сети Интернет) и регистра получателей социальных услуг.

25. Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе и категории граждан, которым социальные услуги должны предоставляться бесплатно.

26. Вводится социальное сопровождение граждан, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

27. Законом устанавливаются также положения, предусматривающие осуществление общественного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

|следующая лекция ==>
Внутренняя и внешняя среда организации|Субъекты и объекты организационно-управленческой деятельности в социальной службе.

Дата добавления: 2019-10-16 ; просмотров: 953 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/9-70536.html

geolike.ru

Система социальных служб

На сегодняшний день социальное обслуживание населения осуществляется через систему социальных служб. Система социальных служб, включает в себя государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями частными лицами.

Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения.

Социальная служба определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация этой деятельности основывается на следующих подходах:

помощь должна носить реинтегрирующий характер;

при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Помощь — это определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, а поддержка означает деятельность по оказанию этой помощи (22).

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (см. рис.1.1.).

Деятельность государственных служб по поддержке населения - картинка 7

Рис 1.1 Система помощи клиенту в системе социального обслуживания

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание их функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (13 г.), выделяются следующие:

функция социальной помощи -выявление и учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; профилактика бедности (создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства); надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания; организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

функция консультирования -консультирование специалистов, участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский медико-психологический всеобуч;

функция социальной коррекции и реабилитации -социальная медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд -предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; изучение потребностей клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов -участие в разработке чрезвычайных программ, формирование в рамках спасательных служб бригад социальных работников и т.п.

Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15 г.). К ним относятся:

предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта — организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

http://geolike.ru/page/gl_7162.htm

Тема: Особенности деятельности негосударственных служб и организаций в социальной работе в регионе

Проблемы формирования негосударственного сектора социальной работы

С момента появления в нашей стране новой специальности прошло не многим более полутора десятка лет. Социальная работа является достаточно популярной как профессия и востребованной как особый вид деятельности. Наиболее часто встречаемое определение понятия «социальная работа» сводится к пониманию ее как вида деятельности, основная цель которой оказание помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем профессиональная деятельность социальных работников направлена и на реализацию прав граждан, в частности в сфере социальной защиты, в связи с чем она выступает как механизм, позволяющий перевести потенциально провозглашённые права граждан в актуально реализуемые.

В отечественной практике социальной работы основным ее субъектом являются государственные органы, учреждения, социальные службы, составляющие государственный сектор. Все они предоставляют государственные социальные услуги населению, связанные с реализацией прав граждан на социальную защиту, содействием в преодолении трудной жизненной ситуации. Это социальные услуги по предоставлению различных форм социального обслуживания (стационарное, нестационарное, на дому, срочное), реализации прав граждан на социальное обеспечение, установленные льготы, меры социальной поддержи, консультационные услуги и т. п. В процессе предоставления государственных социальных услуг населению реализуются социальные функции, выполняемые государством в отношении граждан.

Но поскольку оправдать ожидания всех участников в полной мере, как правило, невозможно, поэтому задача ставится несколько иначе: обеспечить минимальный уровень соблюдения социальных стандартов (пенсии, пособия, социальное и медицинское обслуживание, др.), тем самым продемонстрировать стремление государства к сокращению социального неравенства в обществе.

При выполнении социальных функций реализуется принцип формализации льгот и привилегий, предоставляемых носителям соответствующего социального статуса (инвалид, пенсионер, ветеран труда и др.). Помимо социального обеспечения, такой подход обуславливает заинтересованность индивидов в сохранении своего социального статуса и гарантирующих его социальных отношений, что напрямую влияет на социально-экономическую ситуацию в обществе.

Востребованность социальной работы в обществе обусловила и формирование негосударственного сектора. Он представлен негосударственными учреждениями, социальными службами, общественными организациями и отдельными гражданами, предоставляющими социальные услуги населению. До 2005 года в этот сектор входили муниципальные органы, учреждения и социальные службы. Но в связи с принятием ряда федеральных), а также подзаконных нормативно-правовых актов муниципальная система социальной работы была ликвидирована. На сегодняшний день на уровне муниципальных образований функционируют лишь центры социальных услуг или социальной помощи молодежи и подросткам, предоставляемые преимущественно услуги по организации временной (сезонной) занятости молодежи и несовершеннолетних.

В целом, негосударственный сектор составляют формальные и неформальный общественные образования. К первым следует относить общественные объединения и организации, непосредственно предоставляющие социальные услуги и оказывающие различные виды помощи населению. Массовое появление общественных организаций, ориентированных на решение социальных проблем общества, в России в последние годы XX века и первые несколько лет XXI было обусловлено большими возможностями в получении финансовых средств от иностранных организаций, а также формированием нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность общественных организаций.

Отток финансовых средств из-за рубежа стал причиной снижения активности общественных организаций, которые на сегодняшний день зачастую существуют на немногочисленные средства, получаемые в рамках выделения государственных и муниципальных грантов и конкурсов. Проблемы финансового обеспечения общественных организаций резко ограничивают их возможности. Зачастую деятельность общественных организаций сводится к организации досуга отдельных категорий граждан, проведению культурно-массовых, спортивных мероприятий.

Функцию социальной защиты граждан в отдельных ее проявлениях реализуют и хозяйствующие субъекты (негосударственные предприятия, корпорации, бизнес структуры и т. п.) как в отношении своих сотрудников (например, дополнительные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, ведомственным ветеранам и пенсионерам и т.п.), так и в отношении лиц, не являющихся таковыми (наиболее распространенная форма – шефство над социальными учреждениями, например, детскими домами). К сожалению, стимулом к участию в решении социальных проблем общества силами этих субъектов являются рекомендации органов власти, возможность получения налоговых льгот, а не собственно желание помочь нуждающимся. Кроме того, социальная политика коммерческих предприятий во многом зависит от личности руководителя, его моральных качеств и представлений.

Вторая составляющая негосударственного сектора – неформальные общественные образования. Их наличие не означает, что данные образования не существуют в виде каких-либо формальных структур. Наоборот, в отличие от формальных образований, они не только не ограничиваются формальными рамками, но и действуют как минимум за их пределами.

В целом сущность неформальных образований не зависимо от сферы деятельности сводится к следующему – они образуются в общественной среде для решения задач, связанных с выполнением каких-либо функций или реализации своих интересов. Однако здесь тоже есть существенные различия. Неформальные общественные образования могут носить различный характер деятельности, в связи с чем могут быть выделены следующие их разновидности или группы.

Первую составляют внесоциальные формирования. Они представляют собой сообщества, образующиеся в результате межличностного общения с целью реализации индивидуальных интересов вне сферы социального (в том числе государственного) управления. К ним относятся разного рода самодостаточные общественные объединения (собрания по интересам, клубы, кружки, садоводческие товарищества и т. п.). Внесоциальные общественные образования активной роли в социальной жизни не играют, существуя как проявление спонтанной самоорганизации общества.

Вторую группу составляют антисоциальные формирования. Они представляют собой сообщества, противопоставляющие свои ценности общепринятым или установленным (преступные сообщества, тоталитарные секты, революционные организации и др.). Их деятельность представляет собой альтернативу социальному (государственному) управлению, поэтому они достаточно замкнуты и действуют вне сферы влияния последнего.

Третью группу составляют сверхсоциальные формирования, представляющие собой сообщества людей, олицетворяющие социальную организацию общества и использующие ее в своих целях (группировки социальной элиты). Они являются руководящим ядром любой социальной организации, объединяясь и взаимодействуя между собой исключительно на этой основе.

Не смотря на имеющиеся различия и особенности все неформальные образования способны и, как правило, не регулярно, в отдельных случаях, но осуществляют деятельность по поддержке людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Главное условие, на основании которого предоставляются меры социальной поддержки – принадлежность к вышеуказанным образованиям и соблюдение внутренних правил. В зависимости от типа неформального образования могут различаться и меры социальной поддержки. Для первой группы более характерны моральная поддержка, вторые и третьи способны оказывать материальную помощь (например, оказание содействия при погребении представителей своего сообщества).

Помимо вышеуказанных составляющих негосударственного сектора можно выделить ещё одну особую группу – это сами граждане, нуждающиеся в помощи и, как правило, отчаявшиеся ее получить откуда-нибудь, а также граждане или группы граждан, им сочувствующие. В их арсенале различные методы и средства, применяемые для организации предоставления помощи и преодоления трудной жизненной ситуации. Наиболее популярным и эффективным методом является привлечение общественного внимания и общественных ресурсов к решению проблемы посредством телевидения и Интернет-технологий.

Призывы оказать посильную помощь все чаще появляются в новостных выпусках и тематических программах на телевидении и радио. Интернет дает возможность организации так называемых форумов, на которых обсуждается либо конкретная проблема отдельного человека, либо проблемная ситуация в отдельно взятой сфере. И здесь активность рядовых граждан бывает очень высока. Тем более, что человек, которому оказывается помощь, всегда имеет возможность поблагодарить всех, кто не остался равнодушным к его проблеме. Однако во многом эффективность вышеуказанных методов зависит от степени отзывчивости граждан на проблемы окружающих.

http://lektsii.org/17-33380.html

Государственное регулирование организации социального обслуживания и социальной защиты населения

Со здравоохранением как социально-культурной отраслью тесно связано социальное обслуживание отдельных социально незащищенных групп населения и их социальная защита на основе специальных законов.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Для социальной защиты этих слоев населения применяется система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих отдельным категориям граждан условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, создания условий для их самореализации и равных возможностей участия в жизни общества.

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. При этом государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством РФ и установленные ими требования к социальному обслуживанию являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории РФ.

Согласно ст. 4 вышеназванного Закона системы социальных служб представлены государственной системой социальных служб, состоящей из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Кроме того, социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

К учреждениям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры, а также иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

В настоящее время наиболее полно и системно урегулированы вопросы о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов. Правовой основой здесь выступает Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором впервые были урегулированы вопросы о понятии и государственной организации медико-санитарной экспертизы – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, па основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА России), которое имеет функции по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», кроме государственной службы медико-социальной экспертизы, предусматривает также организацию и функционирование государственной службы реабилитации инвалидов, которая представляет собой совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы возложены с 2012 г. на Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России), которое осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан. Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:

  • – трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права работодателями, путем проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • – органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов РФ.

Кроме того, Роструд осуществляет надзор и контроль:

  • – за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
  • – за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
  • – за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей, а также иные полномочия (см. также параграф 19.5).

http://studme.org/40172/pravo/gosudarstvennoe_regulirovanie_organizatsii_sotsialnogo_obsluzhivaniya_sotsialnoy_zaschity_naseleniya

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях