WordPress

Американская модель организации социальной поддержки населения

Американская модель организации социальной поддержки населения - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Американская модель организации социальной поддержки населения". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Основные модели социального развития и социальной поддержки населения в зарубежных странах.

Несмотря на многообразие подходов к организации со­циальной работы, в мировой практике условно выделяются две исторически сложившиеся системы социальной работы: европейская и американская.

Для американской модели социальной работы свойственна на-правленность на работу с индивидуумом и его семьей, на улучшение функционирования личности, группы в существующей среде. Это связано с историческими условиями освоения Американского континента: характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Основные формы помощи здесь – индивидуальная, групповая, общинная, а ведущий метод работы – кейсуорк. Главное отличие системы социальной защиты в США – гибкость и децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Такой подход позволяет с достаточно полно и оперативно учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона. Основные формы государственного социального обеспечения – социальное страхование и государственное вспомоществование, которые имеют разное финансирование. Государственная поддержка существует только на уровне программ для самых беднейших слоев населения. Помимо этого, существует система частного социального страхования.

Европейская модель социальной работы имеет более длитель­ную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и соответственно слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. И для этой модели характерно большее внимание на изменение среды обитания индивида для поддержки, развития, защиты его и семьи. Поэтому основные формы работы связаны с социальным планированием, администрированием.

Европейская модель социальной защиты населения, начиная с послевоенного периода (вторая мировая война), базируется на теории государства всеобщего благосостояния. В ее основе лежит концепция «естественных прав человека». Основные постулаты данной теории: создать примерно оди­наковые стартовые возможности для реализации жизнен­ных планов, обеспечить достойный уровень жизни, стре­миться к нарастанию социального равенства и справедли­вости. Государство всеобщего благосостояния формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важ­ных услуг.

Понятие «государство всеобщего благосостояния» вош­ло в обиход после второй мировой войны. Конечно же, модели такого государства в каждой стране свои и отлича­ются как способом, так и результатом решения проблем достижения всеобщего благоденствия. Но всеобщим для данных стран является процесс перераспределения ответ­ственности за жизненный путь личности с самого индиви­да, семьи, общины, церкви, благотворительных организа­ций на институты государства.

Противники государственной системы социального обес­печения аргументируют свои доводы тем, что государство всеобщего благосостояния дорого, расточительно, к тому же услуги социальной поддержки предоставляются сегод­ня не только государственными, но и частными организа­циями, при этом у людей появляется возможность выби­рать, кому и за какие услуги платить. Технология активно­го государственного вмешательства в рыночную экономику, получившая развитие в послевоенные годы, боль­ше не срабатывает.

Система социального обеспечения в странах Западной Европы в послевоенный период расширялась и совершенствовалась. К концу 80-х гг. ХХ в. доля расходов на социальные нужды в ВВП достигла 25% (в 1960 г. – 12%). Наиболее быстрые темпы их роста отмечались в 60-е гг. – первой половине 70-х гг. Со второй половины 70-х гг. вплоть до настоящего време­ни в условиях замедления темпов экономического роста, увеличения дефицитов государственных бюджетов и фон­дов социального страхования темпы роста социальных рас­ходов в реальных ценах уменьшились.

Не только экономические трудности, переживаемые западноевро-пейскими странами в начале 90-х гг. ХХ в., стали причиной кризиса «государства благосостояния», свертывания ряда государственных соци-альных программ. Экономический распад, растущий дефицит бюджетов и государственный долг (в 1966 г. дефицит бюджета Германии достигает порядка 90 млн долл., гос. долг Бельгии и Италии превышает их ВВП), постарение населения, удорожание медицинской техники и другие факторы способствовали изменениям в государственной социальной политике.

Однако эти изменения имеют и более глубокую основу. По мнению западных экспертов, идеалы «государства благосостояния» в определенной мере устарели, пришли в противоречие с действительностью и не соответствуют современным условиям. Экономический кризис 70-80-х гг. ХХ в. показал, что абсолютизация идеи «государства всеобщего благоденствия» приводит многие развитые страны Западной Европы к экономическому и социальному застою.

В конце ХХ в. модель «государства всеобщего благоденствия» подвергается коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма, самые ярые сторонники которой Р. Рейган (бывший президент США) и М. Тетчер (бывший премьер-министр Великобритании) полагали, что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономической катастрофе и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы. Например, в Нидерландах реализация теории «государства всеобщего благоденствия» привела к кризису в связи с ростом расходов по программе помощи нетрудоспособным. По этой программе помощь получали 1 млн человек (при общей численности рабочей силы в 7 млн человек), размеры помощи составляли 70% заработка, получаемого до наступления нетрудоспособности и выплачивалась она до достижения 65 лет (до пенсии по старости). В связи с кризисом были приняты решения ужесточить условия получения этих пособий и сделать постоянной проверку нуждаемости в их получении.

В начале 90-х гг. ХХ в. правительства многих стран предприняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов (Франция, Великобритания, Швеция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды).

Меры, предпринимаемые правительствами западноевро­пейских стран по реформе «государства благосостояния», направлены на установ-ление более жесткого контроля над расходованием государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией. Представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. При на­значении пособий практически во всех странах проводит­ся проверка нуждаемости претендентов на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ра­нее предоставлявшиеся населению бесплатно. В некоторых странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста. Государственные стипендии во многих случа­ях заменяются займами.

Безусловно, ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от «государства бла­госостояния»: слишком укоренилось в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нужда­ющихся, и слишком велико сопротивление населения лю­бым попыткам сократить социальные расходы государства. Однако политики признают не­обходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада.

Накопленный за десятилетия опыт социальной поддер­жки населения позволил выявить общее и особенное в практике социальной деятельности стран рыночной эко­номики. Было замечено, что практически все страны ис­пользуют социальное страхование для большинства на­селения на случай социального риска: старость, болезнь, инвалидность, безработица и т. п. и оказывают социальную помощь неимущим, находящимся за чертой бедности.

В работах Ричарда Титмуса и его последователей Пинкера и Эспинг-Андерсона в 70–80-е гг. ХХ в. разрабатывается типология моделей социального обеспечения на Западе. Согласно данной теории, социальная практика породила три базовых модели социального развития: патерналист­скую, корпоративистскую, этатическую.

Первая модель (патерналист­ская) характерна для США, Японии, в мень­шей степени, для тех стран Европы, где сильны позиции католической церкви. Она отличается (в сравнении с дру­гими моделями) низким уровнем участия государства в решении социальных проблем, отсюда и относительно не­великими расходами на социальное обслуживание, основ­ная тяжесть которого ложится на семью и частных благо­творителей. Социальные программы по поддержанию дохо­да большей частью направлены на самых бедных, социальная политика строится на базе неоконсервативных теорий.

В основе второй модели (корпоративистской) лежат либеральные теории. Со­циальное обеспечение направлено на сохранение статус­ных различий, включая ориентацию общества на приня­тие традиционной семьи и традиционной роли женщины. Социальная политика рассчитана не столько на поддержку бедных, сколько на защиту стабильного уровня жизни трудящихся, на соучастие государственных и обществен­ных структур в периоды жизненных кризисов (болезнь, безработица и т. п.) отдельных индивидов. Подобное со­участие обеспечивается соответствующими законодатель­ными актами. Основные функции социального обеспече­ния принадлежат промышленным корпорациям и профсо­юзам. На региональном и местном уровнях социальным обеспечением занимаются местные ассоциации предприни­мателей, профсоюзы и государство. Государство участвует, в основном, в организации социальной помощи нуждаю­щимся и в организации обслуживания семьи и детей. По­добная модель характерна для социального обеспечения в Германии, Австрии, Нидерландах и Бельгии.

Третью модель (этатическую) взяли на вооружение сканди­навские государства (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Гренландия), где принципы универсализма соци­альных прав соседствуют с нерушимостью индивидуаль­ной автономии, поэтому данная модель представляет со­бой соединение либерализма с социализмом. Социальная политика в этих странах ориентирована на экстенсивную и дорогостоящую систему социального обеспечения, нося­щую централизованный характер. Контроль над реализаци­ей государственной социальной политики осуществляется местными органами власти, подотчетными центральному правительству.

Тема 4. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Основные вопросы:

1. Социум и социальные отношения как предметная область научного аспекта социальной работы.

2. Связь социальной работы с различными областями гуманитарных знаний.

3. Взаимосвязь социальной работы и психологии: теоретический и прикладной аспект.

4. Социальная работа и педагогика: пути обеспечения активного взаимодействия.

5. Медико-социальные аспекты теории и практики социальной работы.

6. Типы социальных исследований. Основные этапы проведения социальных исследований.

7. Методы научного исследования социальных явлений.

Рекомендуемая литература:

1. Основы социальной работы: учебник /отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 534 с.

2. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея, 2010. – 388 с.

3. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.

4. Теория социальной работы: учеб. пособие /под ред. Е.И. Холостовой. –М.: Юристъ, 1998.

Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 5030 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/6-72727.html

Американская и европейская модель социальной работы

Разнообразие целей социальной работы и социокультурные возможности их реализации предполагают различные подходы к выделению организационных уровней социальной работы. Так, традиционный подход заключается в выделении трех основных уровней:

  • 1) патронажная работа — индивидуальная социальная работа с отдельными клиентами и (или) их семьями;
  • 2) групповая социальная работа — работа с малыми группами;
  • 3) коммунальная социальная работа — работа с различными общностями, начиная от общины (коммунального уровня) и до всего общества в целом.

Другой подход к организации социальной работы состоит в разделении ее на микро- и макроуровни. Он основан на различии между усилиями, направленными на макросистемы (организации, коммуны, общества) и микросистемы (индивиды, семьи, малые группы). На макроуровне социальная работа осуществляется в форме социального планирования, коммунальной организации и организационного развития. Микроуровень реализуется через патронажную работу, семейную помощь и групповую терапию. Третий подход ориентирован на выделение функциональной составляющей в социальной работе: либо выделяется уровень реабилитации, либо акцент делается на профилактическую функцию социальной работы. Наконец, проблемный подход заключается в соотнесении организации социальной работы с особыми окружающими условиями или областями социальных проблем (социальная работа с душевнобольными, алкоголиками и т. п.).

Несмотря на многообразие подходов к организации социальной работы, в мировой практике условно выделяются две исторически сложившиеся системы социальной работы: европейская и американская. Для американской модели социальной работы свойственна направленность на работу с индивидуумом и его семьей, на улучшение функционирования личности, группы в существующей среде. Это связано с историческими условиями освоения американского континента: характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Основные формы помощи здесь — индивидуальная, групповая, общинная, а ведущий метод работы — кейсуорк.

В развитии американской модели социальной работы выделяют следующие этапы, которые характеризуют особенности становления и технологию деятельности социальных служб:

  • 1) 1870—1900 гг. — оформление основных принципов социальной помощи;
  • 2) 1900—1920 гг. — становление системы социальных служб на основе научных методов;
  • 3) 1920—1950 гг. — закрепление профессионального статуса деятельности социального работника, формирование профессиональных стандартов, подготовка специалистов высшей квалификации;
  • 4) 1950 — по настоящее время — расширение парадигмы социальной помощи, создание индустрии помощи.

Особенности современной социальной работы в США складываются в условиях усложнения жизни, которые приводят к тому, что в деятельности социальных служб оказываются востребованы разнообразные знания из кибернетики, социальной психологии, антропологии. Метод индивидуальной и общинной работы обогащается методами групповой работы, которые пришли из клинической психотерапии. В классических методах социальной работы сложились различные приемы, средства и способы оказания помощи клиентам. Сам метод «кейсуорк» получает дальнейшее развитие на пересечении диагностической и функциональной теории социальной работы как метод разрешения проблем, метод социализации, воздействия в период кризиса, метод изменения поведения и т. д.

Социальная работа расширяется в зависимости от категорий клиентов. Среди клиентов социальной работы появляются люди разного возраста, представители всех этнических групп, социально-экономических уровней и религий. Социальная работа в США сегодня — это помощь в различных ее видах и формах, в агентствах, семьях, школах, в армии, больнице, церкви. Например, в армии социальные работники решают проблемы взаимоотношений между военнослужащими, заботятся о семьях солдат и офицеров. Медицинские социальные работники помогают врачам.

С 1935 г. в США законом о социальном страховании (вместе с поправками этот закон называется «Общая федеральная программа») были установлены два вида страхования: пенсии по старости и пособия по безработице. Несколько позже предусматривались меры помощи некоторым категориям бедняков

(инвалидам и сиротам), а со временем — пенсии по утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие данного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войн и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, рабочие мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории граждан.

Европейская модель социальной работы имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и, соответственно, слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. В конце XIX в. развитие европейской социальной работы было связано с социальным движением и особенно с развитием феминистических идей. «Матери-основательницы» социальной работы рассматривали зарождающуюся профессию не только как рычаг социальных реформ, но и как инструмент эмансипации женщин. В 1920—1930-е гг. расширяются международные связи специалистов и организаторов социальной работы. Вторая мировая война нарушила планы и международные связи в области социальной работы, и эта деятельность замирает до 1945 г. Возобновившись, социальная работа наполняется американскими методами и подходами в оказании социальной помощи населению. В Европе работа с индивидуумом, группой и общиной называлась американской классической триадой. Однако в Европе активно шел поиск своих подходов к организации социальной работы. Особенно это проявилось при критическом осмыслении индивидуалистической направленности социальной работы, которая господствовала в США.

Для европейской модели характерно большее внимание на изменение среды обитания индивида для поддержки, развития, защиты его и семьи. Поэтому основные формы работы связаны с социальным планированием, администрированием. Социальное законодательство европейских стран отличается от американского более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики.

Особенности реализации этих общих подходов связаны с социокультурной спецификой европейских стран. Так, в Англии развитие социальной работы было тесно связано с медицинским содержанием, и основные социальные службы формировались именно в сфере социальной медицинской помощи. В 1891 г. Уильям Хор основал старейший хоспис Тринити, а сегодня в Англии насчитывается свыше 150 таких учреждений. Во Франции огромную роль для становления социальной работы сыграло женское движение. Еще в 1907 г. Мария Гахери открыла Школу социального обучения, которая стала основой формирования системы образовательных учреждений для подготовки социальных работников. Такие школы часто создавались непосредственно на объекте помощи. Так, в 1917 г. в Париже была открыта женская школа социальной работы на фабрике. По окончании курса, получив диплом, женщины-помощники должны были заботиться о моральном и физическом здоровье работниц фабрики. В Германии социальная работа развивалась в тесной взаимосвязи с социальной педагогикой.

Развитие социальной работы и подготовки специалистов в данной сфере на европейском континенте было тесно связано с ориентацией на общественное знание, прежде всего социологическое и политологическое. В 1903 г. в Англии Общество благотворительных организаций основало собственную школу социальной работы — Школу социологии. Впоследствии, в 1912 г., после объединения с Лондонской школой экономики, на их базе был образован Департамент социальных наук и управления. Именно с этого года начинается целенаправленная подготовка кадров социальной практической деятельности.

Содержание социальной работы как деятельности на европейском континенте достаточно широко. Социальная работа представлена в разнообразных сферах. Например, во французской социальной работе, помимо традиционной сферы социальной защиты, социального обеспечения, существует такое направление, как социокультурная анимация, которая очень близка по своему содержанию к американской общинной (коммунальной) социальной работе. В обязанности аниматора входит нормализация жизни человека и среды обитания для всех жителей района.

http://studme.org/345840/sotsiologiya/amerikanskaya_evropeyskaya_model_sotsialnoy_raboty

Социальное обслуживание в США

Модель социальной работы в США

Американская модель социальной работы относится к западно-атлантическому виду социальной защиты. Она характеризуется либеральной направленностью в области социальной политики. Американская модель не предусматривает влияния государства на социальную сферу и, соответственно, участия в социальной защите.

В организации социальной работы значительную роль играют благотворительные и некоммерческие организации. Это определяет американскую модель как либерально-ассоциативную со свойственной ей системой признаков:

  • большая роль либерального компонента;
  • ведущее значение ассоциативных организаций при финансовой поддержке государственных структур;
  • роль страховых механизмов;
  • децентрализация системы.

Либеральная составляющая проявляется в наличии частного рынка страхования, в коммерциализации сферы социального обслуживания, в меньшем охвате населения социальными гарантиями и пособиями.

В социальной сфере США много частных агентств в социальной работе при широком распространении практики платных социальных услуг. Исследования в социальной работе показывают, что 80% домов для нетрудоспособных граждан приносят концернам огромную прибыль.

Готовые работы на аналогичную тему

В частных пансионатах предоставляются услуги различного уровня, зависящие от величины оплаты. В роскошных условиях проживают состоятельные клиенты, для малообеспеченных граждан предлагается минимум услуг.

Кроме пансионатов существуют ещё частные дома семейного типа. Для них тоже характерно платное обслуживание. В таких домах, как правило, проживают люди, кто не в состоянии самостоятельно жить. Оплата обслуживающего персонала идет из личных средств клиентов.

Число платных социальных услуг в стране постоянно растет. На платной основе кроме социальных учреждений, работают службы, которые помогают получить образование, проводят реабилитацию после насилия, помогают в разрешении конфликтов в семье и др.

Федеральное правительство стимулирует деятельность частных учреждений и социальных агентств, предоставляя целевые субсидии. На уровне штатов эти субсидии реализуются в виде социальных программ.

Выдачей лицензий частным социальным службам занимаются государственные органы, они же контролируют соответствие уровня услуг нормативным требованиям. Частный рынок страхования в США неуклонно расширяется, а это ещё один либеральный аспект социальной политики, который хорошо просматривается на примере пенсионного страхования.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Несмотря на реформы в пенсионной сфере, в ней сохраняется распределительная система пенсионного обеспечения. Население страны получает только тот уровень пенсионных выплат, который определен законом.

С конца XX века частный рынок пенсионного страхования в стране увеличился и за счет притока пенсионных инвестиций в 80-90-е годы произошел быстрый экономический рост.

Американская система пенсионного обеспечения состоит из двух видов:

  1. прежде всего это частные пенсионные системы по месту работы;
  2. второй вид представляют личные пенсионные счета.

Частными пенсионными системами пользовалось 48% граждан страны в возрасте от 25 до 44 лет, а участников этих систем в возрасте от 45 до 64 лет уже 56%.

В частном пенсионном страховании, таким образом, отмечается масштабное участие населения, что и позволило обеспечить огромные инвестиции. Широко распространена также система личных пенсионных счетов. Верхний предел размеров ежегодных взносов ограничен в 2 тыс. долларов. Счет в обязательном порядке закрывается по достижению возраста 79,5 лет, а до 59,5 лет средства со счета нельзя снять.

Социальная поддержка американских семей

Важной составляющей социальной политики современного государства является организация социальной поддержки семьи. Социальная защита в развитых странах строится на совместном участии граждан в её финансировании путем уплаты налогов.

В число социальных гарантий входят семейные пособия, поддержка семей при рождении ребенка, потеря главой семьи трудоспособности или работы, неполные семьи.

Социальная политика США выстраивается таким образом, что сам гражданин несет ответственность за свое благополучие. На поддержку со стороны государства могут рассчитывать только те, кто не в состоянии прокормить свою семью – это наиболее уязвимые категории населения.

Большую роль в помощи семьям с детьми играют благотворительные организации, церковь, частный бизнес, оказывающие материальную поддержку, поддержку по уходу за маленькими детьми, психологическую поддержку в трудных ситуациях.

Безвозмездные услуги оказывают волонтерские организации.

Надо сказать, что в стране отсутствует единая система социальной поддержки семей с детьми. В масштабах всех штатов и общин существует большое число крупных и мелких программ адресной социальной помощи, задача которых заключается в полном или частичном восполнении недостатка средств для удовлетворения минимальных потребностей семьи.

Для предоставления помощи существуют определенные условия:

  • низкий доход семьи;
  • отсутствие кого-либо из родителей;
  • отсутствие работы у одного из родителей.

Помощь может быть как в денежной, так и натуральной форме, но, чтобы избежать использования денег не по назначению, приоритет отдается натуральной форме – это минимальный набор услуг и товаров.

Показатели черты бедности разных слоев населения ежегодно публикуются в печати, они являются критерием для определения нуждаемости. В перечень учета входит состав и размер семьи, этническая принадлежность, место проживания семьи, основное занятие и источники доходов, образование, жилищные условия и др.

Существующие программы по оказанию социальной помощи группируются по направлениям: программа поддержания доходов; программа оказания продовольственной помощи; медицинская помощь и обслуживание, жилищная помощь; образовательные программы и социальные услуги.

Есть социальные программы для поддержки коренных народностей страны.

Напряду с такой категорией населения как пенсионеры и инвалиды, основными получателями социальной помощи являются нуждающиеся семьи с детьми, среди которых приоритет отдается тем, где только один работающий родитель. Под действие этих программ не подпадает значительная часть нуждающихся полных семей с детьми, но с низкими доходами. Несмотря на большое количество социальных программ, только часть американских семей охвачена социальной поддержкой.

Американское хосписное обслуживание

В США существует специальная хосписная программа, которая предусматривает помощь в последние месяцы жизни смертельно больным людям. Цель этой многопрофильной программы заключается в создании условий для самого больного, так и оказания поддержки его семье.

Организация хосписов началась в США с 1979 г. и обслуживание в них имеет свои принципы — обслуживание охватывает не только больного, но и его семью, а форма лечения заключается в контролировании боли и других симптомов, поэтому хоспис не лечит, а приносит временное облегчение.

Обслуживанием хосписов занимается многопрофильная бригада профессионалов и широко используется труд добровольцев, обслуживание круглосуточное в течение всей недели, непрерывный уход обеспечивается независимо от того, где находится больной человек – в больнице, приюте или дома.

В США в 80-е годы XX века действовало более 1 тыс. программ по хоспису, большая часть которых реализовывалась штатным персоналом и добровольцами.

Первые хосписные программы предусматривали только домашний уход. Современная хосписная программа включает три основные услуги — обслуживание на дому, обслуживание в стационаре, помощь семье – поддержка семье, потерявшего близкого человека.

Помощь семье, потерявшей близкого человека, может проходить в виде домашних бесед. Могут быть и групповые занятия. Они носят социальный или терапевтический характер и осуществляются в течение года, по крайней мере до того момента, пока семья не справится с утратой.

Закон о налоговой и финансовой ответственности, принятый в 1982 году, укрепляет финансовую базу хосписа и предусматривает возмещение расходов по хоспису для лиц, которые пользуются правом бесплатной медицинской помощи. Американские специалисты и страховые компании считают хоспис для граждан экономически выгодным.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_obsluzhivanie_ego_formy_i_vidy/socialnoe_obsluzhivanie_v_ssha/

Основные модели социальной поддержки населения в современном мире. «Американская» и «европейская» модели социальной работы: общие и отличительные черты

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. В Европе и США во второй половине ХХ века возникают во многом схожие модели социальной работы. Главная черта, роднящая эти модели- их общая экономическая основа в виде системы социального страхования. Различия между моделями, принятыми в Европе и в США имеют как правило региональный характер или обусловлены некоторыми особенностями исторического опыта того или иного государства.

Модель социальной работы, функционирующая современных Соединенных Штатах Америки, вместе европейской относится к одному, западноатлантическому, виду социальной защиты. Их характеризует преобладание либеральной направленности в социальной политике. Однако, в отличие от европейской , американская модель не предполагает столь активного влияния государства на социальную сферу и соответствующего участия в социальной защите. Кроме того, приоритетное место в организации социальной работы здесь отводится не муниципалитетам, а благотворительным и некоммерческим (ассоциативным) организациям. Все это позволяет определять американскую систему социальной защиты как либерально-ассоциативную [13; c. 56].

Американской модели социальной работы свойственна система признаков. К числу важнейших из них следует отнести:

  • — наличие сильного либерального компонента в социальной политике;
  • — преобладающее значение ассоциативных организаций в сфере социальной помощи и поддержки при финансовой поддержке со стороны государственных структур;
  • — важная роль страховых механизмов социальной защиты;
  • — децентрализация системы социальной работы.

Широкое развитие в США получила и система личных пенсионных счетов. Размеры ежегодных взносов здесь ограничены верхним пределом в 2 тысячи долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. За 11 лет с середины 1980-х по середину 1990-х годов накопления на этих счетах выросли с 200 до 1347 миллиардов долларов, что также способствовало значительному росту инвестиций в экономику страны. Благодаря участию в частных пенсионных системах многие американцы обеспечивают себя не одной государственной, а двумя дополнительными пенсиями (частной по месту работы и частной индивидуальной путем открытия личного пенсионного счета), что позволяет им уверенно смотреть в будущее.

Отличительной чертой американской модели социальной работы является децентрализация системы социальной помощи. А это значит, что реальная организационная деятельность по обеспечению социальных федеральных программ осуществляется непосредственно на уровне штатов и муниципалитетов. Именно здесь, во взаимодействии с органами общественного самоуправления, проводят основную работу и многочисленные ассоциативные организации. Власти штатов, например, осуществляют доплату к федеральной пенсии по старости, а местные самоуправления устанавливают скидки на проезд в городском транспорте для пожилых и инвалидов, которые, как правило, составляют 50 % стоимости билета. Процесс децентрализации американской системы социальной поддержки предполагает осуществление ряда социальных программ на основе паритетного принципа их финансирования федеральным центром, органами власти штатов и муниципальными органами самоуправления.

Так, действующая модель социальной защищенности населения в США является очень гибкой, хотя и весьма сложной. Ее особенность, бросающаяся в глаза с первого взгляда и отличие от большинства европейских моделей — децентрализация[13; c. 64].. Система социального обеспечения состоит из разного рода социальных программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штата.

Государственная система социального обеспечения базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются друг от друга по источникам финансирования. Выплаты социального страхования производятся из страховых фондов, образуемых за счет налогов на социальное страхование, которые взимаются и с трудящихся, и с предпринимателями. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств государственного бюджета. В 1935 был принят «Закон о социальном страховании» с этого времени началась выплата пенсии по старости, пособия по безработице. Социальное законодательство европейских стран отличается от американского более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местных органов самоуправления, и, наконец, больший охват населения различными социальными услугами и видами помощи [19; c. 66]. Европейская модель социальной защиты в послевоенные годы и вплоть до наших дней базируется на теории государства всеобщего благосостояния. В ее основе лежит концепция «естественных прав» человека.

Более фундаментально другое различие — в европейских странах повсеместно основой социального обеспечения является концепция государства всеобщего благосостояния.

http://studwood.ru/636266/sotsiologiya/osnovnye_modeli_sotsialnoy_podderzhki_naseleniya_sovremennom_mire_amerikanskaya_evropeyskaya_modeli_sotsialnoy

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях