WordPress

Адресности мер социальной поддержки

Адресности мер социальной поддержки - картинка 1
На странице мы попытались полностью раскрыть тему: "Адресности мер социальной поддержки". Если все же возникнуть вопросы, то вы всегда можете написать дежурному специалисту.

Социальная карта как финансово-социальный инструмент повышения эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки

Social card as a new financial and social tool for increasing efficiency and targeting of social support measures

Димиржиева Галина Владимировна
Главный специалист финансово-экономического отдела
Россия, Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области
[email protected]

Статья посвящена рассмотрению эффективности и перспектив применения «социальной карты», как одного из финансово-социальных инструментов, способствующих повышению эффективности бюджетных расходов, развитию прозрачной и понятной системы социальной защиты населения, повышению эффективности адресных мер социальной поддержки. Определены и обоснованы плюсы применения системы социальных карт для её участников, в том числе для населения, финансовых институтов, экономики региона. Проведен анализ расходов учреждений социальной сферы и выявлена тенденция к росту заинтересованности учреждений данной сферы к развивающимся информационно-коммуникационным технологиям. Применение «социальной карты» будет способствовать не только повышению эффективности учета и расходования бюджетных средств всех уровней, но и росту социальной справедливости в стране, и как следствие – повышению уровня жизни населения.

эффективность бюджетных расходов, финансово-социальный инструмент, социальная карта, принцип адресности, социальная поддержка

Dimirzhieva Galina Vladimirovna
The main expert of financial and Economic Department
Russia, Committee on labour and employment of the Leningrad region
[email protected]

The article is devoted to the review of the effectiveness and prospects for the application of the «social card» as one of the financial and social instruments that contribute to increasing the efficiency of budget expenditures, the development of a transparent and understandable social protection system for the population, and the effectiveness of targeted social support measures. The advantages of using the system of social cards for its participants, including for the population, financial institutions, and the economy of the region were determined and justified. An analysis of the expenditures of social institutions has been carried out and a tendency has been revealed to increase the interest of institutions of this sphere in developing information and communication technologies. The application of the «social card» will not only contribute to improving the efficiency of budget expenditures at all levels, but also to the growth of social justice in the country — the main indicator of the development of the economy as a whole.

efficiency of budgetary expenditures, financial and social instrument, social map, principle of targeting, social support

Введение

Переход с предоставления различных мер социальной поддержки без применения принципа адресности и критериев нуждаемости на предоставление социальной помощи гражданам с учётом вышеуказанных категорий, а также наиболее точное определение состава и условий предоставления данных мер способствует развитию более эффективной, понятной и открытой системы социальной поддержки в целом, а также эффективному расходованию бюджетных средств.

В результате проведенной Минфином России инвентаризации мер социальной поддержки выявилось, что в России эти меры предоставляются в основном по категориальному принципу и при этом не учитывается уровень дохода получателей данных мер.

Предоставление социальной помощи предполагается осуществлять уже с учетом уровня дохода получателей различных мер социальной поддержки и, несомненно, слова Президента РФ В.В. Путина о том, что ресурсы должны направляться на социальную помощь тех граждан, которые действительно нуждаются в ней [2], олицетворяются в принятии конкретных законопроектов, которые определяют порядок применения принципа адресности и критериев нуждаемости. Одним из таких законопроектов является принятый 29 декабря 2015 года Федеральный закон №388-ФЗ.

Вышеуказанный закон должен был реализовать такие целевые ориентиры Правительства России, как: перераспределение на федеральном уровне объема социальных выплат в пользу тех, кто в этом действительно нуждается; предусмотреть иные виды социальной поддержки в качестве дополнения к уже имеющимся, но на которые бюджетных средств не хватало, а также предоставление самостоятельности регионам в определении и установлении критериев нуждаемости для сокращения объема социальных обязательств и дефицита соответствующего бюджета.

Для многих регионов России характерен недостаток бюджетных средств, необходимых для реализации основных направлений социальной политики. Вместе с тем наблюдаются определенные трудности учёта и контроля за расходованием бюджетных средств, в том числе при организации и реализации адресной социальной помощи отдельным категориям граждан. Рассматривая также эффективность предоставления адресной социальной помощи в регионах России сегодня необходимо отметить тот факт, что каждый выделенный из бюджета 1 рубль на адресные меры социальной поддержки сокращает дефицит дохода бедных семей всего лишь на 34 копейки [7].

Социальная карта жителя региона

Одним из направлений решения вышеуказанных проблем является применение «социальной карты жителя региона», позволяющей аккумулировать имеющиеся в регионе денежные средства, вовлекать в экономику региона, эффективно их использовать и снижать различные, сопутствующие предоставлению различных мер социальной поддержки, издержки.

Утверждение постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. №65 Федеральной Целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», целью которой прежде всего являлось повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения [9] предположительно и положило начало рассмотрению субъектами РФ возможности создания, внедрения и развития такого финансово-социального инструмента как «социальная карта».

Основными направлениями использования социальной карты региона могут являться:

Адресности мер социальной поддержки - картинка 3

Повышение эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки в Ленинградской области

Необходимо отметить, что данное направление повышения эффективности бюджетных расходов и адресности предоставления мер социальной поддержки начинают воплощать и в Ленинградской области, руководствуясь, прежде всего Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года №203. «Социальную карту» предполагают запустить в обращение к 2022 гг. Расходы на такие проекты могут быть очень значительными, однако срок окупаемости составляет три-четыре года из-за значительного сокращения издержек, возникающих при предоставлении мер социальной поддержки.

Положительную динамику применения в различных сферах жизнедеятельности цифровых технологий, и в частности в сфере предоставления социальных услуг, можно отследить на рисунках 1 и 2, представленных ниже.

Адресности мер социальной поддержки - картинка 5

Рисунок 1. Динамика показателя электронного обмена данными между своими и внешними информационными системами в организациях социальной сферы (в % от общего числа организаций соответствующего вида деятельности)

Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с.. (https://www.gks.ru/)

Адресности мер социальной поддержки - картинка 6

Рисунок 2. Организации, использующие информационные и коммуникационные технологии по видам деятельности (в % от общего числа обследованных организаций)

Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с.. (https://www.gks.ru/)

Показатель роста расходов на закупку и применение новых информационных технологий в учреждениях социальной сферы также свидетельствует о развитие цифровых технологий и применении их при предоставлении, в том числе мер социальной поддержки (рис.3, рис.4).

Адресности мер социальной поддержки - картинка 8

Рисунок 3. Внутренние затраты на исследования и разработки в социальной сфере (млрд руб)

Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с.. (https://www.gks.ru/)

Адресности мер социальной поддержки - картинка 9

Рисунок 4. Структура затрат на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) учреждений социальной сферы по видам экономической деятельности в 2016 году (в % от общего объема затрат на ИКТ)

Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с.. (https://www.gks.ru/)

Как можно заметить из данных рисунка 4 наибольшие затраты учреждений социальной сферы направлены на оплату услуг сторонних организаций, следовательно, спрос на разработки в области информационных технологий и применение их в учреждениях социальной сферы растет.

Основными преимуществами эксплуатации системы социальных карт в регионах её участниками (финансовые и банковские структуры, подразделения органов федеральной власти, региональные органы власти, государственные и частные учреждения, предприятия, предоставляющие товары, услуги с оплатой в безналичной форме с использованием карт; держатели карт, процессинговый центр) будут являться:

Вывод

Таким образом, на основе проведенного анализа правовой регламентации и практической реализации аргументирована роль социальной карты, как нового финансово-социального инструмента, способствующего сокращению издержек, повышению эффективности учета и расходования бюджетных средств, а также соблюдению принципа адресности при предоставлении различных мер социальной поддержки, что в свою очередь будет способствовать росту социальной справедливости в стране, и как следствие – повышению уровня жизни населения.

Список литературных источников

http://eee-region.ru/article/5508/

Адресности мер социальной поддержки

Распоряжение от 23 октября 2015 года №2142-р. Предлагаемые законопроектом изменения позволят субъектам Федерации оказывать социальную поддержку гражданам на принципах адресности и нуждаемости, в том числе с увеличением размера выплат наиболее нуждающимся в поддержке гражданам.

Документ

Распоряжение от 23 октября 2015 года №2142-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости» (далее – законопроект) разработан Минтрудом во исполнение подпункта «д» пункта 1 перечня поручений Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета 24 февраля 2015 года (№Пр-417ГС от 11 марта 2015 года) и решений, принятых на заседании Правительства 22 января 2015 года.

Федеральный закон направлен на оптимизацию предоставления мер социальной поддержки с учетом обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости при их предоставлении в субъектах Российской Федерации.

В целях обеспечения принципа адресности применения мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральным законом внесены изменения, устанавливающие условия для предоставления отдельных компенсаций и выплат гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, а также введена ежемесячная выплата на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет в фиксированном размере.

При этом сохранено право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет за гражданами, которым оно было назначено до вступления в силу изменений, вносимых Федеральным законом, до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для дополнительной государственной поддержки малоимущих граждан, в том числе в сфере занятости, Федеральным законом внесены изменения в части распространения права в приоритетном порядке проходить профессиональное обучение и получать дополнительное профессиональное образование на признанных в установленном порядке безработными граждан, получающих государственную социальную помощь на основе социального контракта.

Кроме того, Федеральным законом предусмотрены создание и с 1 января 2018 года ввод в эксплуатацию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, которая будет функционировать одновременно с действующими информационными системами в сфере социальной защиты.

Вносимые Федеральным законом изменения позволят сконцентрировать ресурсы на предоставлении государственной социальной поддержки наиболее нуждающимся группам населения. Средства, высвобождающиеся в связи с вступлением в силу указанных изменений, будут направляться на цели социальной политики субъекта Федерации, включая предоставление мер социальной защиты (поддержки).

http://government.ru/dep_news/20201/

В пользу бедных

Соцрасходы составляют около трети бюджета. И минимум треть из этой трети — это всевозможные соцвыплаты и пособия, которые в нашей стране традиционно «привязаны» к какой-либо категории или социальной группе, и для их получения достаточно в эту группу входить. Но бюджет не резиновый (в минфине это формулируют так: нужно его оптимизировать). Поэтому список льготников нужно дополнить принципом «нуждаемости». Например, если отец многодетной семьи — богатый бизнесмен, то зачем ему весьма скромные детские пособия? Лучше перераспределить эти бюджетные средства «в пользу бедных».

В минтруде с внедрением этого принципа согласны — здесь был подготовлен законопроект об оказании мер соцподдержки с учетом принципов адресности и нуждаемости, его обсудили в Общественной палате.

Одна из мер — компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ сельским педагогам и медработникам. Когда-то эта льгота была введена, чтобы удержать интеллигенцию на селе. Но сейчас школы и амбулатории сохранились лишь в тех поселениях, где не нужно ни покупать дрова, ни таскать воду из колонки. Так что «компенсация» превратилась, по сути, в обычную добавку к зарплате. Как же изменится ее механизм, будет ли она зависеть от уровня доходов получателя? Этот вопрос мы адресовали минтруду.

Адресности мер социальной поддержки - картинка 11

Адресности мер социальной поддержки - картинка 11

«В настоящее время компенсация расходов на оплату ЖКХ для сельских врачей и учителей, занятых на должностях в федеральных госучреждениях, установлена в фиксированном размере — 1200 руб. в месяц, — пояснили в министерстве. — Что касается работников организаций, подведомственных региональным и муниципальным властям, для них принципы и механизмы компенсации определяют сами регионы».

И тут образовался полный разнобой. В одних регионах выплачивают фиксированную сумму, в других — компенсируют расходы по оплате ЖКУ. В некоторых регионах уже экономят: рассчитывают дотацию исходя не из фактической площади жилья, а по региональным социальным нормативам.

Цель законопроекта, поясняют в минтруде, ввести одинаковый подход к определению размера компенсации вне зависимости от региона, где живет учитель или врач. О полной отмене компенсации речи не идет, подчеркивают в министерстве. Но пока неясно, как определят принцип нуждаемости: будет ли помимо жилплощади учитываться также размер заработка семьи? В минфине настаивают именно на таком подходе.

Но в минтруде отвечают пока без конкретных деталей: «Размер компенсации будет устанавливаться с применением федеральных стандартов (предельной стоимости ЖКУ и соцнормы площади жилья) либо с учетом нормативов площади и потребления коммунальных услуг в регионе».

В Общественной палате, впрочем, законопроект раскритиковали. Принцип адресности подразумевает жесткий контроль за получателями льготы, нужно проверять их доходы, следить за подлинностью подаваемых документов. То есть администрирование подобного решения — дорогое удовольствие, настолько дорогое, что овчинка может не стоить выделки. «Мы пока не справились с легализацией 20 млн граждан трудоспособного возраста, которые не числятся на официальной работе, налогов и соцотчислений не делают, но тем не менее где-то заняты, чем-то зарабатывают», — отметили эксперты ОП. И предложили законопроект доработать: введение адресности требует строгого учета получателей, а прежде надо четко определиться с понятием нуждаемости и критериями ее определения (так, как это сделано при введении субсидирования оплаты ЖКХ малоимущим). Но этого разработчики законопроекта пока не сделали.


http://rg.ru/2015/10/22/socmeri.html

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях